Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ярский детский сад №3 комбинированного вида «Улыбка»
Рассмотрено на педагогическом совете протокол № 1 от 01.09.2020 года | Утверждена Приказом МБДОУ Ярский детский сад №3 от 02.09.2020 г №50.1 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Валли»
для детей 5-7 лет
(срок реализации 2 года)
(технической направленности)
Составитель:
воспитатель МБДОУ
Евсеева М.С.
Поселок Яр, 2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Наше общество и технический мир неразделимы в своем продвижении вперед. Благодаря современным технологиям, сферы человеческого бытия усовершенствуются. Сегодня, чтобы успеть за инновационными открытиями и шагать в ногу с наукой наше образование должно достичь еще немало важных направлений и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты, задумки, фантазии, идеи, замыслы.
Формирование мотивации развития обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельность – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти задачи требуют особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач и проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Детский сад – это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области конструирования и робототехники, прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам.
Актуальность.
LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей идальнейшему развитиюспособностей и талантов, что, в свою очередь, позволит увеличить процентразвития одарённых, креативных и образованных детей, так необходимыхстране,государству.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Кроме того, актуальностьLEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию всех образовательных областей;
позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Новизна Программы заключается в технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, ребенок приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами РОБОТРЕК «Малыш» и Перворобот LEGOWe позволяют обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний - от механики до психологии - что является вполне естественным.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы заключается в популяризации и раннем развитии технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, формировании у них первичных представлений о технике ее свойствах, назначении в жизни человека.
Лего - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Цели и задачи Программы
Цель программы: развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам технического конструирования и робототехники.
Задачи:
-обучающие:
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
формировать умения и навыки конструирования, первый опыт при решении конструкторских задач,
познакомить с новыми видами конструкторов «РОБОТРЕК «МАЛЫШ » и Перворобот LEGOWeDo
обучать конструированию по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу;
-развивающие:
развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию;
активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального), стимулировать детское техническое творчество и воображение;
развивать пространственное и техническое мышление, мелкую моторику,
выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
-воспитательные:
воспитывать чувство ответственности, культуру поведения, коммуникативные способности, умение работать в команде.
Программа основывается на следующих принципах:
1) обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого- педагогические условия:
уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
поддержка родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в конструктивно-техническую деятельность.
Программа дополнительного образования «Валли» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
− Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
− Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
− Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».
Учебный план
Учебный план первого года обучения для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
№ | Наименование раздела | Количество часов |
теория | практика | всего |
1 | Введение. Организация рабочего места. Знакомство с конструктором LEGO Wedo «Первые механизмы» .Название деталей. Способы креплений. Техника безопасности. | 1 | 2 | 3 |
2 | Зубчатые колеса | 3 | 8 | 11 |
3 | Колеса и оси | 2 | 6 | 8 |
4 | Рычаги | 4 | 8 | 12 |
5 | Шкивы | 2 | 1 | 3 |
6 | Собираем простые модели | 0 | 5 | 5 |
7 | Творческое конструирование по замыслу. | - | 5 | 5 |
8 | Транспортные средства | 2 | 14 | 16 |
9 | Бытовые роботы | - | 2 | 2 |
10 | Знакомство с устройствами подъемных механизмов | 2 | 1 | 3 |
11 | Животные | - | 1 | 1 |
12 | Насекомые | - | 1 | 1 |
13 | Проектная деятельность | - | 2 | 2 |
| Всего | 16 | 55 | 72 |
Учебный план второго года обучения для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Наименование раздела | Количество часов |
теория | практика | всего |
Введение. Организация рабочего места. Знакомство с конструктором LEGO Wedo «Первые шаги» .Название деталей. Способы креплений. Техника безопасности. | - | 1 | 1 |
Первые шаги | 6 | 10 | 16 |
Забавные механизмы | 3 | 8 | 11 |
Звери | 4 | 7 | 11 |
Футбол | 3 | 6 | 9 |
Приключения | 3 | 6 | 9 |
Творческое конструирование по замыслу. | 1 | 5 | 6 |
Проектная деятельность | 3 | 6 | 9 |
Всего | 22 | 49 | 72 |
Содержание программы
Вся программа построена от «простого к сложному» и состоит из двух уровней: непрограммируемый и программируемый. В каждой возрастной группе дети конструируют механические непрограммируемые модели и переходят к программированию моделей.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и технических способностей детей, охватывая все направления дошкольного образования (образовательные области).
Методические рекомендации к проведению занятий
Игра – как основной вид деятельности, способствующий развитию самостоятельного мышления и творческих способностей на основе воображения, является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную детскую инициативу.
Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Содержание программы реализуется в различных видах совместной деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций лего- конструирования, которые дети решаются в сотрудничестве со взрослым.
Основные формы и методы образовательной деятельности:
конструирование, программирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);
практический (составление программ, сборка моделей);
репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
исследовательский метод;
метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Способы и направления поддержки детской инициативы обеспечивает использование интерактивных методов: проектов, проблемного обучения, эвристическая беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения, портфолио.
На занятиях используются основные виды конструирования: по образцу, по модели, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по замыслу, по теме:
-Конструирование и программирование по образцу. Конструирование и программирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
-Конструирование и программирование по условиям. Не давая детям образца, определяют лишь условия, которым модель должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое её назначение. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
-Конструирование и программирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
-Конструирование и программирование по теме. Основная цель организации создание модели по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.
-Конструирование и программирование по замыслу. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Характеристики особенности развития технического детского творчества
Техническое детское творчество – это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов. Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:
постановка технической задачи
сбор и изучение нужной информации
поиск конкретного решения задачи
материальное осуществление творческого замысла.
Структура занятия Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 5-10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
Совершенствование навыков классификации.
Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
Активизация памяти и внимания.
Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
Развитие комбинаторных способностей.
Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию (5-6 лет), программированию (6-7 лет).
Основные задачи:
Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора.
Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ, презентация своей модели.
Формы организации деятельности детей на занятии: подгрупповая, индивидуальная, парная, групповая (10 человек).
Формы проведения занятия:
занятие – игра;
занятие – путешествие;
занятие – конкурс, выставки;
самостоятельная и практическая работа.
Методы обучения
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей).
Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.).
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).
Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).
Календарно-тематическое планирование в старшей группе (5-6 лет)
Месяц | № | Название | Содержание |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 | Вводное занятие. Конструирование по замыслу. Организация рабочего места. Техника безопасности. Название деталей. | Спонтанная игра с различными наборами LEGO, конструирование по замыслу,умение заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук, речь. |
2 | Введение. Что такое робототехника. Роботы в нашей жизни. Виды роботов. Конструирование «Мой робот» | Обогащение словарного запаса, знаний о роботах. Название деталей. Способы креплений. Техника безопасности. Организация рабочего места |
3 | Конструирование простых моделей по представлению «Мебель» | Закрепление названий деталей и способов креплений. |
4 | Конструирование простых моделей «Животные» | Развитие умения строить по модели |
5 | Конструирование простых моделей «Птицы» | Развитие умения строить по предложенным деталям конструктора |
6-7 | Конструирование по схемам и картинкам: транспорт | Конструирование по схемам. Организация своей деятельности: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать |
8 | Конструирование по схемам и картинкам: самолеты, вертолеты | Знакомство с историей авиации. Конструирование по схемам. |
О К Т Я Б Р Ь | 1 | Знакомство с конструктором Lego Wedo "Простые механизмы" | Знакомство с новыми конструкторами, с техникой безопасности. Развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество |
2 | Что входит вконструктор «Простые механизмы»? Как работать с инструкцией? | Оказание помощи детям на практике понять принцип работы простых механизмов, прежде чем они перейдут к конструированию основных моделей. |
3 | Общие сведения: Зубчатые колеса. | Знакомство с деталями простых механизмов, таких как зубчатые колеса (прямозубые зубчатые колеса, коронное зубчатое колесо). |
4 | Принципиальные модели: Зубчатые колеса | Решение задачи путем построения моделей .Конструирование по схеме. |
5 | Промежуточное зубчатое колесо | Понимание принципов работы механизмов. Знакомство с понятиями ведущего и ведомого колеса. |
6 | Увеличение и уменьшение скорости вращения. | Конструирование модели, которая уменьшит и увеличивает скорость вращения с помощью зубчатой передачи. Знакомство с понятием скорость. |
7 | Угловое соединение | Прогнозирование результатов различных испытаний. |
8 | Собираем простые механизмы: вертушка, вентилятор, флюгер | Тренировка навыка сборки деталей; развитие умения оценивать результат; развитие способности использовать механизмы в конкретных ситуациях; |
Н О Я Б Р Ь | 1 | Собираем простые механизмы: миксер |
2 | Собираем простые механизмы: мельница |
3 | Собираем простые механизмы :чучело |
4 | Основное задание :карусель (модель А6) | Тренировка навыка сборки деталей по схеме, закрепление названий конструктора Испытание моделей, демонстрирующие возможности зубчатых колес: уменьшение скорости вращения , увеличение скорости вращения, зацепление под углом |
5 | Карусель (модельА7) |
6 | Карусели по выбору детей | Закрепление основных терминов, связанных с темой зубчатых колес: ведущее зубчатое колесо ведомое зубчатое колесо. Конструирование по модели. |
7 | Творческое конструирование «Тележка с попкорном» | Исследования, связанные с проблемой из реальной жизни, которую необходимо решить с типом простого механизма, который они собираются использовать. |
8 | Подготовка к проекту «Парк развлечений» | Освоение приемов работы с конструктором: знакомство с видами деталей и способами их соединения. Конструирование изделий на основе предложенного плана, поиск и замена деталей конструкции, выбор способов сборки. Общение с собеседника, изложение своего мнения, осуществление совместной практической деятельности. Испытание моделей. |
Д Е К А Б Р Ь | 1 | Конструирование по проекту «Парк развлечений» |
2 | Защита проектов «Парк развлечений» |
3 | Общие сведения: колеса и оси | Расширение представлений о применении колес и оси |
4 | Принципиальные модели: Колеса и оси | Знакомство с понятием «трение». Конструирование скользящей и роликовой модели. |
5 | Модель с одиночной фиксированной осью | Испытание моделей, наблюдения, выводы |
6 | Модель с отдельными осями |
7 | Лошадка с тележкой | Закрепление сборки простых механизмов с использованием колес и оси. Употребление слов: трение , отдельные оси , одиночная фиксированная ось, скользить , управлять. Испытание моделей. |
8 | Конструирование по замыслу: велопарк |
Я Н В А Р Ь | 1 | Основное задание: машинка |
2 | Транспортные средства: конструирование мотоцикла инструкции педагога |
3 | Творческое задание: тачка |
4 | Гонки автомобилей |
5 | Общие сведения: Рычаги (первого и второго рода) | Знакомство с принципом рычага, расширение словарного запаса: сила, груз, ось, вращения и рычаг. Наблюдение, фиксация изменений, выводы. Конструирование по схеме и модели. Испытание моделей. |
6 | Рычаги (второго и третьего рода) |
7 | Качели |
8 | Основное задание: Катапульта |
Ф Е В Р А Л Ь | 1 | Творческое задание: Железнодорожный переезд со шлагбаумом |
2 | Горка |
3 | Вес и блоки: кран. | Применение действие рычага в моделях. Конструирование по инструкции педагога. Создание разных изделий на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их выполнения. |
4 | Конструирование подъемного крана |
5 | Лодка с подъемным краном |
6 | Конструирование эвакуатора. |
7 | Конструирование экскаватора | Решение задачи путем построения моделей Работа в группах и совместное обсуждение и реализация идей. Испытание моделей. Рассказ о своей модели. |
8 | Роботы |
М А Р Т | 1 | Мамины -помощники | Конструирование по условию. Обучение планированию содержания будущей постройки, её темы, общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности. |
2 | Конструирование лифта | Знакомство с работой блоков в лифте. Решение задачи путем построения моделей |
3 | Конструирование подъемника | Работа в группах и совместное обсуждение и реализация идей. Испытание моделей. Рассказ о своей модели. |
4 | Переправа через реку |
5 | Пожарная машина |
6 | Экология: конструирование уборщика |
7 | Общие сведения: Шкивы | Понятие термина «шкивы». Использование в лексиконе слова: ведущий и ведомый шкив, проскальзывать Конструирование по схеме. |
8 | Увеличение и уменьшение скорости вращения шкива |
А П Р Е Л Ь | 1-2 | Конструирование модели «Сумасшедшие полы» | Использование возможности ременной передачи: уменьшение и увеличение скорости вращения, направление вращения, изменение направления вращения. |
3 | Подготовка к проекту «Мой робот» | Освоение приемов работы с конструктором: активизация словарного запаса, закрепление способов соединения. Конструирование изделий на основе предложенного плана, поиск и замена деталей конструкции, выбор способов сборки. Общение с собеседника, изложение своего мнения, осуществление совместной практической деятельности. |
4 | Конструирование «Мой робот» |
5 | Защита проектов «Мой робот» |
6 | История авиации: конструирование биплана | Конструирование по схеме. |
7-8 | Сельскохозяйственный транспорт | Знакомство с сельскохозяйственным транспортом. Моделирование и сбор изделия из конструктора, проектирование конструкции простого бытового механизма. |
М А Й | 1-2 | Военная техника | Расширение представлений о военной технике. Использование первых механизмов в моделях военной техники. Выставка |
3 | Конструирование по замыслу: на рыбалку | Обучение планированию содержания будущей постройки, её темы, общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности. Закрепление полученных умений |
4-5 | Конструирование на тему «Насекомые» |
6-7 | Творческое конструирование «Морское путешествие» |
8 | Игровая мастерская. |
Календарно-тематический план для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Месяц | № | Название | Содержание |
Первые шаги |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 | Введение. Знакомство с конструктором Lego Wedo «Первые шаги». Организация рабочего места. Техника безопасности. Название деталей. Способы креплений. | Знакомство со сборкой и программированием конструктора LegoWedo «Первые шаги». Развитие мелкой моторики рук и навыки конструирования. Вызвать интерес к программированию. |
2 | Мотор и ось | Расширение представлений о принципе работы мотора и зубчатых колес. Знакомство с программированием моделей |
3 | Зубчатые колеса |
4 | Промежуточное зубчатое колесо |
5 | Повышающая зубчатая передача |
6 | Разводные мосты | Применение работы принципа шкива в своих моделях. Обдумывание содержания будущей постройки, её тему, общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности. |
| Мостовая переправа |
7 | Конструирование по замыслу | Обучение программированию моделей. Тестирование и презентация своих моделей |
8 | Подготовка к проекту | Закрепление пройденного материала . Презентация и тестирование индивидуальных творческих работ. |
О К Т Я Б Р Ь | 1-2 | Конструирование по проекту |
3-4 | Защита проектов |
5 | Датчик наклона | Знакомство с датчиком наклона Программирование моделей |
6 | Шкивы и ремни | Применение шкива и ремня в модели с последующим ее программированием |
7 | Снижение и увеличение скорости | Программирование моделей. |
8 | Датчик расстояния | Знакомство с датчиками расстояния. Программирование моделей с использованием датчиков. |
Н О Я Б Р Ь | 1 | Автомобиль | Практическое использование датчика расстояния в модели |
2 | Конструирование по замыслу | Практическое применение своих знаний в конструировании и программировании. |
3 | Коронное и червячное зубчатое колесо | Знакомство с червячным зубчатым колесом. Программирование моделей. |
4 | Кулачок | Испытание работы кулачка. |
5 | Рычаг | Программирование моделей с использованием рычага. |
6 | Блок «Цикл» | Знакомство с программированием блока «Цикл» Тестирование своих моделей |
Забавные механизмы |
7-8 | Танцующие птицы | Конструирование по схеме, закрепление знаний принципа работы шкива, мотора. Программирование моделей , тестирование |
Д Е К А Б Р Ь | 1 | Программирование «Танцующие птицы» |
2 | Умная вертушка | Применение повышающей и понижающей зубчатой передачи. Программирование моделей. |
3 | Программирование «Умная вертушка» |
4-5 | Обезьянка-барабанщик | Конструирование моделей с использованием коронного зубчатого колеса, кулачка. Тестирование модели. Изменение направление кулачка. |
6 | Программирование « Обезьянка –барабанщик» |
Звери |
7-8 | Голодный аллигатор | Тестирование датчиков расстояния, использование их в моделях. |
Я Н В А Р Ь | 1 | Программирование «Голодный аллигатор» |
2-3 | Рычащий лев | Конструирование и программирование моделей с датчиками расстояния |
4 | Программирование «Рычащий лев» |
5-6 | Порхающая птица | Программирование работы мотора , тестирование модели. |
7-8 | Программирование «Порхающая птица» |
Ф Е В Р А Л Ь | 1 | Коллективное конструирование «Зоопарк» | Создание разных изделий на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их выполнения. Оценка выполняемого изделия. Отбор материала для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. |
2 | Подготовка к проекту «Звери» | Обдумывание содержания будущей постройки, её тему, общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности. Тестирование моделей. |
3-4 | Конструирование по проекту |
5-6 | Защита проектов |
Футбол |
7 | Футбольное поле | Отбор материала для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Планирование предстоящей деятельности |
8 | Нападающий | Программирование датчиков наклона и расстояния. Тестирование моделей |
М А Р Т | 1 | Программирование «Нападающий» | |
2 | Вратарь | Применение блока «Цикл» |
3-4 | Ликующие болельщики | Применение принципа работы колеса и кулачка при создании своей модели. Программирование модели |
5-6 | Программирование «Ликующие болельщики» |
7 | Конструирование по замыслу «Роботы» | Закрепление полученных навыков. Обдумывание содержания будущей постройки, её темы, общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности. |
8 | Игра-соревнование «Футбол» | Закрепление полученных навыков. Обдумывание содержания будущей постройки, её темы, общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности. Соревнования |
А П Р Е Л Ь | Приключения |
1 | Спасение самолета | Закрепление принципа работы повышающей и понижающей зубчатой передачи. Программирование моделей. |
2 | Программирование «Спасение самолета» |
3 | Путешествие по миру: конструирование самолета. |
4 | Космическая станция | Практическое применение полученных знаний и умений. Творческое мышление. |
5 | Спасение от великана | Программирование моделей повышающей и понижающей зубчатой передачи. |
6 | Программирование «Спасение великана» |
7 | Непотопляемый парусник | Программирование датчиков расстояния и наклона. |
8 | Программирование непотопляемого парусника. |
М А Й | 1 | Подготовка к проекту «Мой динозавр» | Создание разных изделий на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их выполнения. Обыгрывание построек, умение договариваться. Презентация своих проектов. |
2-3 | Конструирование по проекту |
4-5 | Защита проектов |
6 | Моторная лодка (по условию) | Конструирование моделей на основе предложенного плана, поиск и замена детали конструкции, выбор способов сборки. Изложение своего мнения, осуществление совместной практической деятельности, анализ своей деятельности. |
7-8 | Игровая мастерская | Развитие творческой инициативы и самостоятельности. Закрепление полученных умений |
Ожидаемые результаты
В процессе реализации программы воспитанники старшей группы (5 – 6 лет):
- проявляют интерес кмоделированию и конструированию,
- выделяют основные и характерные части постройки;
- анализируют образец постройки;
- планируют этапы создания собственной постройки, находят конструктивные решения;
- создают постройки по схеме, условию, образцу и по замыслу;
-освоили основные компоненты конструктора Перворобот LEGO WeDo «Простые механизмы»(5-6 лет). Название деталей. Способы креплений. Техника безопасности, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;
- работают в коллективе в соответствии с общим замыслом.
В процессе реализации программы воспитанники подготовительной группы (6 -7 лет):
-проявляют интерес к техническому конструированию и робототехнике
- видят конструкцию объекта и анализируют ее основные части;
- соотносят конструкцию предмета с его назначением;
- создают различные конструкции одного и того же объекта;
-создают различные конструкции модели по схеме, условию, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу;
-освоили основные компоненты конструкторов Роботрек «Малыш», Перворобот LEGO WeDo «Первые шаги», конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;
- создают конструкции, объединенные одной темой;
- самостоятельно и творчески реализует собственные замыслы, доводят начатое дело до конца, планируют будущую работу, программируют.
-работают над проектом в команде, в паре.
Определение результатов освоения программы осуществляется в процессе совместной проектной деятельности с детьми, наблюдения, беседы и анализируя конечные результаты (работы детей - тематические выставки; конкурсы по конструированию и робототехнике).
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение, оборудование.
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, должна быть создана предметно-развивающая среда:
столы, стулья (по росту и количеству детей);
проектор и экран;
демонстрационный столик;
технические средства обучения (ТСО) - компьютер; ноутбук, планшет;
презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
игрушки для обыгрывания;
технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи, картотека игр.
различные наборы РОБОТРЕК «МАЛЫШ», ПервороботLEGO WeDo «Простые механизмы», «Первые шаги».
Наименование | Кол-во | Содержимое |
1.РОБОТРЕК «МАЛЫШ-1» | 6 наборов | В состав набора входят не менее 277 элементов: пластиковые балки разных форм и блоки (для конструирования объектов) колеса- 4 вида шестеренки -4 вида набор валов, втулок и муфт 2 материнские платы (контроллера) для непрограммируемого уровня (зашиты 4 алгоритма программ) и программируемого (визуализированная среда РОБОТРЕК ПО) 2 двигателя постоянного тока 2 датчика касания и 2 инфракрасных датчика USB кабель 2 кейса для батареек 6V и 9V ссылка на ПО РОБОТРЕК, инструкции, не менее 39 готовых файлов для прошивки платы ТРЕКДУИНО с алгоритмами для программирования роботов при условии наличия набора «Малыш проект» дополнительно разборочный ключ рамки 3 видов набор рычагов, дуг и уголков 4 резиновых пластины |
2.ПервороботLEGO WeDo «Простые механизмы», «Первые шаги» | 10 наборов | В состав набора входят не менее 360 элементов: пластиковые блоки 9 видов разных форм для конструирования объектов колеса- 4 вида шестеренки -4 вида набор уголков, дуг, балок, валов, втулок и муфт набор различных датчиков- 2 инфракрасных датчика, 1 датчик приема ДУ, 1 датчик звука; датчики наклона и ррасстояния USB Лего- коммутатор мотор |
Календарный учебный график
Годовой календарный учебный график разработан в соответствии с:
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;
СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях»;
Уставом МБДОУ Ярский детский сад №3.
Учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Дополнительная образовательная программа «Валли» ориентирована на детей 5 – 7 лет.
Срок реализации программы два года.
Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей, в группу набираются все желающие.
Состав группы: 8 -10 детей.
Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня.
Длительность занятий – 1 академический час.
Занятия по программе начинаются с сентября и заканчиваются в мае. Всего 72 часа.
Содержание | Старшая группа (5-6лет) | Подготовительная к школе группа (6-7лет) |
Количество занятий в неделю | 2 | 2 |
Количество занятий в месяц | 8 | 8 |
Количество занятий в год | 72 | 72 |
Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год
Содержание | Старшая группа (5-6лет) | Подготовительная к школе группа (6-7лет) |
График работы | Рабочая неделя – пять дней; выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни. |
Объем недельной образовательной нагрузки. | 50 мин. | 1 час |
Регламентирование образовательного процесса | 2 половина дня | 2 половина дня |
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки во вторую половину дня | 25 мин | 30 мин |
Сроки проведения педагогической диагностики | 14.09.2020 – 28.09.2020; 20.05.2021- 30.05.2021 | 14.09.2020 – 28.09.2020; 20.05.2021- 30.05.2021 |
График каникул | 01.01.2021 - 08.01.2021; 02.06.2021 – 31.08.2021 | 01.01.2021 - 08.01.2021; 02.06.2021 – 31.08.2021 |
Праздничные дни | 1 января; 7 января; 23 февраля; 8 марта; 1 мая; 9 мая; 4 ноября; 12 июня | 1 января; 7 января; 23 февраля; 8 марта; 1 мая; 9 мая; 4 ноября; 12 июня |
Методическое обеспечение Программы
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
1. Теоретический материал из сопутствующих робототехнике предметных областей (физика, механика, биология и т.д.) (6 альбом).
2. Материал, объясняющий основные принципы робототехники (6 альбом).
3. Подробное описание основных деталей конструктора, их функциональных особенностей и принципов подключения электронных элементов конструктора (6 альбом).
4. Подробные карты сборки каждой модели (40 карточек)
5.Инструкция для педагога.
6. Комплект заданий (10 заданий).
Контрольно-измерительные материалы
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.
Контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических наблюдений, состязаний или выставки роботов, способных выполнить поставленные задачи. Результаты контроля фиксируются в протоколах состязаний. Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации изготовленных детьми роботов.
График проведения диагностики
Контроль | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Входной | Сентябрь 3-4 недели |
Итоговый | Май 3-4 недели |
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГОконструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).; ПервоРоботLegoWeDo. Книга для учителя (прилагается к программному обеспечению интерактивного конструктора LegoWeDo)
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию
у детей 5 -7 лет.
Уровень развития ребенка | Старшая группа (5-6 лет) | Подготовительная к школе группа (6-7 лет) |
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету) |
Высокий | Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь. | Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали. |
Средний | Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь. | Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности. |
Низкий | Полное отсутствие навыка | Может с помощью педагога выбрать необходимую деталь. |
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию
у детей 5-6 лет.
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга. | Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой. |
Средний | Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении. | Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. |
Низкий | Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. | Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. |
Высокий уровень – «3»
Средний уровень – «2»
Низкий уровень – «1»
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию
у детей 6 -7 лет.
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. | Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. |
Средний | Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. | Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. |
Низкий | Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. | Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. |
Высокий уровень – «3»
Средний уровень – «2»
Низкий уровень – «1»
Механизм оценки получаемых результатов:
Осуществление сборки моделей роботов;
Создание индивидуальных конструкторских проектов;
Создание коллективного выставочного проекта;
Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут использоваться следующие формы работы: презентации творческих работ, выставок, тестирование моделей, состязаний.
Диагностическая карта в старшей группе (первого года обучения)
№ | Ф.И. ребёнка | Называет детали конструктора | Рассказывает о своём замысле, описывает ожидаемый результат, называет способы конструирования модели, демонстрирует её технические возможности | Работает по схемам | Строит по образцу | Строит по инструкции педагога | Строит по творческому замыслу | Использует предметы заместители | Работает в подгруппе, в паре | Рассказывает о модели | Итого |
1 | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | |
Диагностическая карта в подготовительной группе (второго года обучения)
№ | Ф.И. ребёнка | Называет детали конструктора | Рассказывает о своём замысле, описывает ожидаемый результат, называет способы конструирования модели, демонстрирует её технические возможности | Работает по схемам | Строит по образцу | Строит по инструкции педагога | Строит по творческому замыслу | Использует предметы заместители | Работает в команде | Работает над проектами | Программирует работу моделей | Итого |
1 | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | |
10.Список литературы
Абашкина И.В. Художественно-творческая деятельность. Архитектура: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 5-7 лет / авт.-сост. И. В. Абашкина. – Волгоград : Учитель, 2011.
Андреева Н.Т., Дорожкина Н.Г., Завитаева В.А. и др. Конструкторы HUNA-MRT как образовательный инструмент при реализации ФГОС в дошкольном образовании / под руководством Халамова В. Н., научный руководитель Ишмакова М.С. – М.: Издательство «Перо», 2015.
Кики. Истории о роботах. Продвинутый уровень 1-6 [Электронное методическое пособие].
Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М.С. Ишмакова. - Всерос. уч.-метод. центр образоват. Робототехники. – М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013.
Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО. – М. : Просвещение, 2015.
Начальное техническое моделирование: сборник методических материалов/под ред. Космачевой М. В. М.: Издательство «Перо», 2016.
Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.-М.: Издательский центр «Академия», 2002г.
Перворобот LEGO WeDo. Книга для учителя
Фешина Е.В. Лего – Конструирование в детском саду.-М.: ТЦ Сфера, 2012г
Филиппов С.А. Робототехника для детей и их родителей. – СПб.: Наука, 2013
Электронные ресурсы
http://edusnab.ru/pdf/%D0%A3%D1%87%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%20(1).pdf
http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/
https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html
http://hunarobo.ru/
https://docplayer.ru/41617873-Obrazovatelnaya-robototehnika-huna-mrt-yuzhnaya-koreya.html
https://docplayer.ru/44273453-Konstruktory-dlya-robototehniki.html