СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Валли»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная программа "Валли" технической направленности по обучению детей робототехнике. Она рассчитана на 2 года обучения для стращей и подготовительной группы.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Валли»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ярский детский сад №3 комбинированного вида «Улыбка»



Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол № 1 от 01.09.2020 года

Утверждена

Приказом

МБДОУ Ярский детский сад №3

от 02.09.2020 г №50.1










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Валли»

для детей 5-7 лет

(срок реализации 2 года)

(технической направленности)









Составитель:

воспитатель МБДОУ

Евсеева М.С.

















Поселок Яр, 2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Наше общество и технический мир неразделимы в своем продвижении вперед. Благодаря современным технологиям, сферы человеческого бытия усовершенствуются. Сегодня, чтобы успеть за инновационными открытиями и шагать в ногу с наукой наше образование должно достичь еще немало важных направлений и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты, задумки, фантазии, идеи, замыслы.

Формирование мотивации развития обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельность – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти задачи требуют особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач и проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Детский сад – это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области конструирования и робототехники, прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам.


Актуальность.

 LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей идальнейшему развитиюспособностей и талантов, что, в свою очередь, позволит увеличить процентразвития одарённых, креативных и образованных детей, так необходимыхстране,государству.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Кроме того, актуальностьLEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию всех образовательных областей;

  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Новизна Программы заключается в технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, ребенок приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами РОБОТРЕК «Малыш» и Перворобот LEGOWe позволяют обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний - от механики до психологии - что является вполне естественным.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы заключается в популяризации и раннем развитии технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, формировании у них первичных представлений о технике ее свойствах, назначении в жизни человека.

Лего - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.


Цели и задачи Программы


Цель программы: развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам технического конструирования и робототехники.

Задачи:

-обучающие:

  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

  • формировать умения и навыки конструирования, первый опыт при решении конструкторских задач,

познакомить с новыми видами конструкторов «РОБОТРЕК «МАЛЫШ » и Перворобот LEGOWeDo

  • обучать конструированию по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу;

-развивающие:

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию;

  • активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск  нового и оригинального), стимулировать детское техническое творчество и воображение;

  • развивать пространственное и техническое мышление, мелкую моторику,

  • выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

-воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности, культуру поведения, коммуникативные способности, умение работать в команде.


Программа основывается на следующих принципах:

1) обогащение детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в  продуктивной творческой деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).


Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого- педагогические условия:

  • уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

  •  использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

  •  построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

  •  поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

  •  поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

  •  возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

  •  защита детей от всех форм физического и психического насилия;

  • поддержка родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в конструктивно-техническую деятельность.


Программа дополнительного образования «Валли»  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

− Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

− Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

− Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».










Учебный план



Учебный план первого года обучения для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)


Наименование раздела

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение. Организация рабочего места. Знакомство с конструктором LEGO Wedo «Первые механизмы» .Название деталей. Способы креплений. Техника безопасности.

1

2

3

2

Зубчатые колеса

3

8

11

3



Колеса и оси


2

6

8

4

Рычаги


4

8

12

5

Шкивы

2

1

3

6

Собираем простые модели

0

5

5

7

Творческое конструирование по замыслу.

-

5

5

8

Транспортные средства

2

14

16

9

Бытовые роботы

-

2

2

10

Знакомство с устройствами подъемных механизмов

2

1

3

11

Животные

-

1

1

12

Насекомые

-

1

1

13

Проектная деятельность

-

2

2


Всего

16

55

72



Учебный план второго года обучения для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)


Наименование раздела

Количество часов

теория

практика

всего

Введение. Организация рабочего места. Знакомство с конструктором LEGO Wedo «Первые шаги» .Название деталей. Способы креплений. Техника безопасности.

-

1

1

Первые шаги

6

10

16

Забавные механизмы

3

8

11

Звери

4

7

11

Футбол

3

6

9

Приключения

3

6

9

Творческое конструирование по замыслу.

1

5

6

Проектная деятельность

3

6

9

Всего

22

49

72




Содержание программы

Вся программа построена от «простого к сложному» и состоит из двух уровней: непрограммируемый и программируемый. В каждой возрастной группе дети конструируют механические непрограммируемые модели и переходят к программированию моделей.

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и технических способностей детей, охватывая все направления дошкольного образования (образовательные области).


Методические рекомендации к проведению занятий

Игра – как основной вид деятельности, способствующий развитию самостоятельного мышления и творческих способностей на основе воображения, является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную детскую инициативу.

Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Содержание программы реализуется в различных видах совместной  деятельности:  игровой, коммуникативной,  двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций лего- конструирования, которые дети решаются в сотрудничестве со взрослым.

Основные формы и методы образовательной деятельности:

  • конструирование, программирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;

  • словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

  • наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);

  • практический (составление программ, сборка моделей);

  • репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);

  • частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

  • исследовательский метод;

  • метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).

Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.

Способы и направления поддержки детской инициативы обеспечивает использование интерактивных методов: проектов, проблемного обучения, эвристическая беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения, портфолио.


На занятиях используются основные виды конструирования: по образцу, по модели, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по замыслу, по теме:

-Конструирование и программирование по образцу. Конструирование и программирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

-Конструирование и программирование по условиям. Не давая детям образца, определяют лишь условия, которым модель должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое её назначение. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

-Конструирование и программирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

-Конструирование и программирование по теме. Основная цель организации создание модели по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

-Конструирование и программирование по замыслу. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.


Характеристики особенности развития технического детского творчества

Техническое детское творчество – это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов. Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:

  1. постановка технической задачи

  2. сбор и изучение нужной информации

  3. поиск конкретного решения задачи

  4. материальное осуществление творческого замысла.



Структура занятия

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 5-10 минут).

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

  • Совершенствование навыков классификации.

  • Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

  • Активизация памяти и внимания.

  • Ознакомление с множествами и принципами симметрии.

  • Развитие комбинаторных способностей.

  • Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию (5-6 лет), программированию (6-7 лет).

Основные задачи:

  • Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

  • Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

  • Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора.

  • Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ, презентация своей модели.

Формы организации деятельности детей на занятии: подгрупповая, индивидуальная, парная, групповая (10 человек).

Формы проведения занятия:

  • занятие – игра;

  • занятие – путешествие;

  • занятие – конкурс, выставки;

  • самостоятельная и практическая работа.

Методы обучения

Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).

Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей).

Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.).

Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).

Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).

Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).





















Календарно-тематическое планирование в старшей группе (5-6 лет)

Месяц


Название

Содержание

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь


1

Вводное занятие. Конструирование по замыслу. Организация рабочего места. Техника безопасности. Название деталей.

Спонтанная игра с различными наборами LEGO, конструирование по замыслу,умение заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук, речь.

2

Введение. Что такое робототехника. Роботы в нашей жизни. Виды роботов.

Конструирование «Мой робот»

Обогащение словарного запаса, знаний о роботах. Название деталей. Способы креплений. Техника безопасности. Организация рабочего места

3

Конструирование простых моделей по представлению «Мебель»

Закрепление названий деталей и способов креплений.

4

Конструирование простых моделей «Животные»

Развитие умения строить по модели

5

Конструирование простых моделей «Птицы»

Развитие умения строить по предложенным деталям конструктора

6-7

Конструирование по схемам и картинкам: транспорт

Конструирование по схемам.

Организация своей деятельности: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать

8

Конструирование по схемам и картинкам: самолеты, вертолеты

Знакомство с историей авиации. Конструирование по схемам.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь



1

Знакомство с конструктором

Lego Wedo "Простые механизмы"

Знакомство с новыми конструкторами, с техникой безопасности.

Развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество

2

Что входит вконструктор «Простые механизмы»? Как работать с инструкцией?

Оказание помощи детям на практике понять принцип работы простых механизмов, прежде чем они перейдут к конструированию основных моделей.

3

Общие сведения: Зубчатые колеса.

Знакомство с деталями простых механизмов, таких как зубчатые колеса (прямозубые зубчатые колеса, коронное зубчатое колесо).

4

Принципиальные модели: Зубчатые колеса

Решение задачи путем построения моделей .Конструирование по схеме.


5

Промежуточное зубчатое колесо

Понимание принципов работы механизмов. Знакомство с понятиями ведущего и ведомого колеса.

6

Увеличение и уменьшение скорости вращения.

Конструирование модели, которая уменьшит и увеличивает скорость вращения с помощью зубчатой передачи.

Знакомство с понятием скорость.

7

Угловое соединение

Прогнозирование результатов различных испытаний.

8

Собираем простые механизмы: вертушка, вентилятор, флюгер

Тренировка навыка сборки деталей;

развитие умения оценивать результат;

развитие способности использовать механизмы в конкретных ситуациях;



Н

О

Я

Б

Р

Ь



1

Собираем простые механизмы: миксер

2

Собираем простые механизмы: мельница

3

Собираем простые механизмы :чучело

4

Основное задание :карусель

(модель А6)

Тренировка навыка сборки деталей по схеме, закрепление названий конструктора

Испытание моделей, демонстрирующие возможности зубчатых колес: уменьшение скорости вращения , увеличение скорости вращения, зацепление под углом

5

Карусель (модельА7)

6

Карусели по выбору детей

Закрепление основных

терминов, связанных с темой зубчатых колес: ведущее зубчатое колесо

ведомое зубчатое колесо. Конструирование по модели.

7

Творческое конструирование «Тележка с попкорном»

Исследования, связанные с проблемой из реальной жизни, которую необходимо решить с типом простого механизма, который они собираются использовать.

8

Подготовка к проекту «Парк развлечений»

Освоение приемов работы с конструктором: знакомство с видами деталей и способами их соединения. Конструирование изделий на основе предложенного плана, поиск и замена деталей конструкции, выбор способов сборки. Общение с собеседника, изложение своего мнения, осуществление совместной практической деятельности.

Испытание моделей.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь


1

Конструирование по проекту «Парк развлечений»

2

Защита проектов «Парк развлечений»

3

Общие сведения: колеса и оси

Расширение представлений о применении колес и оси

4

Принципиальные модели: Колеса и оси

Знакомство с понятием «трение». Конструирование скользящей и роликовой модели.

5

Модель с одиночной фиксированной осью

Испытание моделей, наблюдения, выводы

6

Модель с отдельными осями

7

Лошадка с тележкой

Закрепление сборки простых механизмов с использованием колес и оси.

Употребление слов: трение , отдельные оси , одиночная фиксированная ось, скользить , управлять.

Испытание моделей.

8

Конструирование по замыслу: велопарк

Я

Н

В

А

Р

Ь


1

Основное задание: машинка

2

Транспортные средства: конструирование мотоцикла инструкции педагога

3

Творческое задание: тачка

4

Гонки автомобилей

5

Общие сведения: Рычаги (первого и второго рода)

Знакомство с принципом рычага, расширение словарного запаса: сила, груз, ось, вращения и рычаг.



Наблюдение, фиксация изменений, выводы.

Конструирование по схеме и модели.

Испытание моделей.

6

Рычаги (второго и третьего рода)

7

Качели

8

Основное задание: Катапульта

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1

Творческое задание: Железнодорожный переезд со шлагбаумом

2

Горка

3

Вес и блоки: кран.



Применение действие рычага в моделях.

Конструирование по инструкции педагога.

Создание разных изделий на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их выполнения.

4

Конструирование подъемного крана

5

Лодка с подъемным краном

6

Конструирование эвакуатора.

7

Конструирование экскаватора

Решение задачи путем построения моделей Работа в группах и совместное обсуждение и реализация идей.

Испытание моделей. Рассказ о своей модели.

8

Роботы

М

А

Р

Т


1

Мамины -помощники

Конструирование по условию. Обучение планированию содержания будущей постройки, её темы, общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности.


2

Конструирование лифта

Знакомство с работой блоков в лифте.

Решение задачи путем построения моделей


3

Конструирование подъемника

Работа в группах и совместное обсуждение и реализация идей.

Испытание моделей. Рассказ о своей модели.

4

Переправа через реку

5

Пожарная машина

6

Экология: конструирование уборщика

7

Общие сведения: Шкивы

Понятие термина «шкивы».

Использование в лексиконе слова: ведущий и ведомый шкив, проскальзывать

Конструирование по схеме.

8

Увеличение и уменьшение скорости вращения шкива

А

П

Р

Е

Л

Ь

1-2

Конструирование модели «Сумасшедшие полы»

Использование возможности ременной передачи: уменьшение и увеличение скорости вращения, направление вращения, изменение направления вращения.

3

Подготовка к проекту «Мой робот»

Освоение приемов работы с конструктором: активизация словарного запаса, закрепление способов соединения. Конструирование изделий на основе предложенного плана, поиск и замена деталей конструкции, выбор способов сборки. Общение с собеседника, изложение своего мнения, осуществление совместной практической деятельности.

4

Конструирование «Мой робот»

5

Защита проектов «Мой робот»

6

История авиации: конструирование биплана

Конструирование по схеме.

7-8

Сельскохозяйственный транспорт

Знакомство с сельскохозяйственным транспортом. Моделирование и сбор изделия из конструктора, проектирование конструкции простого бытового механизма.

М

А

Й

1-2

Военная техника

Расширение представлений о военной технике. Использование первых механизмов в моделях военной техники.

Выставка

3

Конструирование по замыслу: на рыбалку

Обучение планированию содержания будущей постройки, её темы, общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности.

Закрепление полученных умений

4-5

Конструирование на тему «Насекомые»

6-7

Творческое конструирование «Морское путешествие»

8

Игровая мастерская.



Календарно-тематический план для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет)


Месяц

Название

Содержание

Первые шаги

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Введение. Знакомство с конструктором Lego Wedo «Первые шаги». Организация рабочего места. Техника безопасности. Название деталей. Способы креплений.

Знакомство со сборкой и программированием конструктора LegoWedo «Первые шаги».

Развитие мелкой моторики рук и навыки конструирования. Вызвать интерес к программированию.

2

Мотор и ось

Расширение представлений о принципе работы мотора и зубчатых колес.

Знакомство с программированием моделей


3

Зубчатые колеса

4

Промежуточное зубчатое колесо

5

Повышающая зубчатая передача

6

Разводные мосты

Применение работы принципа шкива в своих моделях.

Обдумывание содержания будущей постройки, её тему, общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности.


Мостовая переправа

7

Конструирование по замыслу

Обучение программированию моделей.

Тестирование и презентация своих моделей

8

Подготовка к проекту

Закрепление пройденного материала . Презентация и тестирование индивидуальных творческих работ.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1-2

Конструирование по проекту

3-4

Защита проектов

5

Датчик наклона

Знакомство с датчиком наклона

Программирование моделей

6

Шкивы и ремни

Применение шкива и ремня в модели с последующим ее программированием

7

Снижение и увеличение скорости

Программирование моделей.

8

Датчик расстояния

Знакомство с датчиками расстояния. Программирование моделей с использованием датчиков.



Н

О

Я

Б

Р

Ь


1

Автомобиль

Практическое использование датчика расстояния в модели

2

Конструирование по замыслу

Практическое применение своих знаний в конструировании и программировании.

3

Коронное и червячное зубчатое колесо

Знакомство с червячным зубчатым колесом.

Программирование моделей.

4

Кулачок

Испытание работы кулачка.

5

Рычаг

Программирование моделей с использованием рычага.

6

Блок «Цикл»

Знакомство с программированием блока «Цикл»

Тестирование своих моделей

Забавные механизмы

7-8

Танцующие птицы

Конструирование по схеме, закрепление знаний принципа работы шкива, мотора.

Программирование моделей , тестирование

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1

Программирование «Танцующие птицы»

2

Умная вертушка

Применение повышающей и понижающей зубчатой передачи.

Программирование моделей.

3

Программирование «Умная вертушка»

4-5

Обезьянка-барабанщик

Конструирование моделей с использованием коронного зубчатого колеса, кулачка.

Тестирование модели. Изменение направление кулачка.

6

Программирование « Обезьянка –барабанщик»

Звери

7-8

Голодный аллигатор



Тестирование датчиков расстояния, использование их в моделях.


Я

Н

В

А

Р

Ь


1

Программирование «Голодный аллигатор»

2-3

Рычащий лев

Конструирование и программирование моделей с датчиками расстояния

4

Программирование «Рычащий лев»

5-6

Порхающая птица

Программирование работы мотора , тестирование модели.

7-8

Программирование «Порхающая птица»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь


1

Коллективное конструирование «Зоопарк»

Создание разных изделий на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их выполнения.

Оценка выполняемого изделия. Отбор материала для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество.

2

Подготовка к проекту «Звери»

Обдумывание содержания будущей постройки, её тему, общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности. Тестирование моделей.

3-4

Конструирование по проекту

5-6

Защита проектов

Футбол

7

Футбольное поле

Отбор материала для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество.

Планирование предстоящей деятельности

8

Нападающий

Программирование датчиков наклона и расстояния. Тестирование моделей

М

А

Р

Т


1

Программирование «Нападающий»


2

Вратарь

Применение блока «Цикл»

3-4

Ликующие болельщики

Применение принципа работы колеса и кулачка при создании своей модели. Программирование модели

5-6

Программирование «Ликующие болельщики»

7

Конструирование по замыслу «Роботы»

Закрепление полученных навыков. Обдумывание содержания будущей постройки, её темы, общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности.

8

Игра-соревнование «Футбол»

Закрепление полученных навыков. Обдумывание содержания будущей постройки, её темы, общее описание. Развитие творческой инициативы и самостоятельности.

Соревнования

А

П

Р

Е

Л

Ь


Приключения

1

Спасение самолета

Закрепление принципа работы повышающей и понижающей зубчатой передачи. Программирование моделей.

2

Программирование «Спасение самолета»

3

Путешествие по миру: конструирование самолета.

4

Космическая станция

Практическое применение полученных знаний и умений. Творческое мышление.

5

Спасение от великана

Программирование моделей повышающей и понижающей зубчатой передачи.

6

Программирование «Спасение великана»

7

Непотопляемый парусник

Программирование датчиков расстояния и наклона.

8

Программирование непотопляемого парусника.

М

А

Й


1

Подготовка к проекту «Мой динозавр»

Создание разных изделий на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их выполнения. Обыгрывание построек, умение договариваться.

Презентация своих проектов.

2-3

Конструирование по проекту

4-5

Защита проектов

6

Моторная лодка (по условию)

Конструирование моделей на основе предложенного плана, поиск и замена детали конструкции, выбор способов сборки. Изложение своего мнения, осуществление совместной практической деятельности, анализ своей деятельности.

7-8

Игровая мастерская

Развитие творческой инициативы и самостоятельности.

Закрепление полученных умений


Ожидаемые результаты


В процессе реализации программы воспитанники старшей группы (5 – 6 лет):

- проявляют интерес кмоделированию и конструированию,

- выделяют основные и характерные части постройки;

- анализируют образец постройки;

- планируют этапы создания собственной постройки, находят конструктивные решения;

- создают постройки по схеме, условию, образцу и по замыслу;

-освоили основные компоненты конструктора Перворобот LEGO WeDo «Простые механизмы»(5-6 лет). Название деталей. Способы креплений. Техника безопасности, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;

- работают в коллективе в соответствии с общим замыслом.


В процессе реализации программы воспитанники подготовительной группы (6 -7 лет):

-проявляют интерес к техническому конструированию и робототехнике

- видят конструкцию объекта и анализируют ее основные части;

- соотносят конструкцию предмета с его назначением;

- создают различные конструкции одного и того же объекта;

-создают различные конструкции модели по схеме, условию, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу;

-освоили основные компоненты конструкторов Роботрек «Малыш», Перворобот LEGO WeDo «Первые шаги», конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;

- создают конструкции, объединенные одной темой;

- самостоятельно и творчески реализует собственные замыслы, доводят начатое дело до конца, планируют будущую работу, программируют.

-работают над проектом в команде, в паре.

Определение результатов освоения программы осуществляется в процессе совместной проектной деятельности с детьми, наблюдения, беседы и анализируя конечные результаты (работы детей - тематические выставки; конкурсы по конструированию и робототехнике).




Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение, оборудование.


Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.

С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, должна быть создана предметно-развивающая среда:

  • столы, стулья (по росту и количеству детей);

  • проектор и экран;

  • демонстрационный столик;

  • технические средства обучения (ТСО) - компьютер; ноутбук, планшет;

  • презентации и учебные фильмы (по темам занятий);

  • игрушки для обыгрывания;

  • технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи, картотека игр.

  • различные наборы РОБОТРЕК «МАЛЫШ», ПервороботLEGO WeDo «Простые механизмы», «Первые шаги».


Наименование

Кол-во

Содержимое

1.РОБОТРЕК «МАЛЫШ-1»

6 наборов

В состав набора входят не менее 277 элементов:
  1. пластиковые балки  разных форм и блоки (для конструирования объектов)

  2. колеса- 4 вида

  3. шестеренки -4 вида

  4. набор валов, втулок и муфт

  5. 2  материнские платы (контроллера) для непрограммируемого  уровня (зашиты 4 алгоритма программ) и программируемого (визуализированная среда РОБОТРЕК ПО)

  6. 2 двигателя постоянного тока

  7. 2 датчика касания и 2 инфракрасных датчика

  8. USB кабель

  9. 2 кейса для батареек 6V и 9V

  10. ссылка на ПО РОБОТРЕК, инструкции,  не менее 39   готовых файлов для прошивки платы ТРЕКДУИНО  с алгоритмами  для программирования роботов  при условии наличия набора «Малыш проект» дополнительно

  11. разборочный ключ

  12. рамки 3 видов

  13. набор рычагов, дуг и  уголков

  14. 4 резиновых пластины


2.ПервороботLEGO WeDo «Простые механизмы», «Первые шаги»

10 наборов

В состав набора входят  не менее 360 элементов:
  1. пластиковые блоки 9 видов разных форм для конструирования объектов

  2. колеса- 4 вида

  3. шестеренки -4 вида

  4. набор уголков, дуг, балок, валов, втулок и муфт

  5. набор различных датчиков- 2 инфракрасных датчика, 1 датчик приема ДУ,  1 датчик звука; датчики наклона и ррасстояния

  6. USB Лего- коммутатор

  7. мотор




Календарный учебный график


Годовой календарный учебный график разработан в соответствии с:

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;

СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях»;

Уставом МБДОУ Ярский детский сад №3.

Учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

Дополнительная образовательная программа «Валли» ориентирована на детей 5 – 7 лет.

Срок реализации программы два года.

Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей, в группу набираются все желающие.

Состав группы: 8 -10 детей.

Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня.

Длительность занятий – 1 академический час.

Занятия по программе начинаются с сентября и заканчиваются в мае. Всего 72 часа.


Содержание

Старшая группа (5-6лет)

Подготовительная к школе группа (6-7лет)

Количество занятий в неделю

2

2

Количество занятий в месяц

8

8

Количество занятий в год

72

72



Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год

Содержание

Старшая группа (5-6лет)

Подготовительная к школе группа (6-7лет)

График работы

Рабочая неделя – пять дней; выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни.

Объем недельной образовательной нагрузки.


50 мин.

1 час

Регламентирование образовательного процесса

2 половина дня

2 половина дня

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки во вторую половину дня

25 мин

30 мин

Сроки проведения педагогической диагностики

14.09.2020 – 28.09.2020;

20.05.2021- 30.05.2021


14.09.2020 – 28.09.2020;

20.05.2021- 30.05.2021


График каникул

01.01.2021 - 08.01.2021;

02.06.2021 – 31.08.2021

01.01.2021 - 08.01.2021;

02.06.2021 – 31.08.2021

Праздничные дни

1 января; 7 января;

23 февраля; 8 марта;

1 мая; 9 мая; 4 ноября; 12 июня

1 января; 7 января;

23 февраля; 8 марта;

1 мая; 9 мая; 4 ноября; 12 июня


Методическое обеспечение Программы

Для реализации программы используются следующие методические материалы:

1. Теоретический материал из сопутствующих робототехнике предметных областей (физика, механика, биология и т.д.) (6 альбом).

2. Материал, объясняющий основные принципы робототехники (6 альбом).

3. Подробное описание основных деталей конструктора, их функциональных особенностей и принципов подключения электронных элементов конструктора (6 альбом).

4. Подробные карты сборки каждой модели (40 карточек)

5.Инструкция для педагога.

6. Комплект заданий (10 заданий).

Контрольно-измерительные материалы


Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.

Контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических наблюдений, состязаний или выставки роботов, способных выполнить поставленные задачи. Результаты контроля фиксируются в протоколах состязаний. Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации изготовленных детьми роботов.



График проведения диагностики

Контроль

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Входной

Сентябрь 3-4 недели

Итоговый

Май 3-4 недели



В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГОконструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).; ПервоРоботLegoWeDo. Книга для учителя (прилагается к программному обеспечению интерактивного конструктора LegoWeDo)

Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию

у детей 5 -7 лет.


Уровень развития ребенка

Старшая группа (5-6 лет)

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)


Высокий

Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Средний

Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.

Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

Низкий

Полное отсутствие навыка

Может с помощью педагога выбрать необходимую деталь.




Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию

у детей 5-6 лет.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме


Умение правильно

конструировать поделку по замыслу


Высокий

Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга.

Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.

Средний

Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении.

Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.

Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.

Высокий уровень – «3»

Средний уровень – «2»

Низкий уровень – «1»


Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию

у детей 6 -7 лет.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме


Умение правильно

конструировать поделку по замыслу


Высокий

Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Средний

Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

Высокий уровень – «3»

Средний уровень – «2»

Низкий уровень – «1»



Механизм оценки получаемых результатов:


Осуществление сборки моделей роботов;

Создание индивидуальных конструкторских проектов;

Создание коллективного выставочного проекта;

Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.

При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут использоваться следующие формы работы: презентации творческих работ, выставок, тестирование моделей, состязаний.





Диагностическая карта в старшей группе (первого года обучения)

Ф.И.

ребёнка

Называет детали конструктора


Рассказывает о своём замысле, описывает ожидаемый результат, называет способы конструирования модели, демонстрирует её технические возможности

Работает по схемам

Строит

по

образцу

Строит

по

инструкции

педагога


Строит

по

творческому замыслу


Использует

предметы

заместители


Работает

в

подгруппе,

в паре


Рассказывает о модели

Итого

1












2














Диагностическая карта в подготовительной группе (второго года обучения)

Ф.И.

ребёнка

Называет детали конструктора


Рассказывает о своём замысле, описывает ожидаемый результат, называет способы конструирования модели, демонстрирует её технические возможности

Работает по схемам

Строит

по

образцу

Строит

по

инструкции

педагога


Строит

по

творческому замыслу


Использует

предметы

заместители


Работает

в

команде


Работает над проектами

Программирует

работу моделей

Итого

1













2
















10.Список литературы

  1. Абашкина И.В. Художественно-творческая деятельность. Архитектура: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 5-7 лет / авт.-сост. И. В. Абашкина. – Волгоград : Учитель, 2011.

  2. Андреева Н.Т., Дорожкина Н.Г., Завитаева В.А. и др. Конструкторы HUNA-MRT как образовательный инструмент при реализации ФГОС в дошкольном образовании / под руководством Халамова В. Н., научный руководитель Ишмакова М.С. – М.: Издательство «Перо», 2015.

  3. Кики. Истории о роботах. Продвинутый уровень 1-6 [Электронное методическое пособие].

  4. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М.С. Ишмакова. - Всерос. уч.-метод. центр образоват. Робототехники. – М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013.

  5. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО. – М. : Просвещение, 2015.

  6. Начальное техническое моделирование: сборник методических материалов/под ред. Космачевой М. В. М.: Издательство «Перо», 2016.

  7. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.-М.: Издательский центр «Академия», 2002г.

  8. Перворобот LEGO WeDo. Книга для учителя

  9. Фешина Е.В. Лего – Конструирование в детском саду.-М.: ТЦ Сфера, 2012г

  10. Филиппов С.А. Робототехника для детей и их родителей. – СПб.: Наука, 2013


Электронные ресурсы

  1. http://edusnab.ru/pdf/%D0%A3%D1%87%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%20(1).pdf

  2. http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/

  3. https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html

  4. http://hunarobo.ru/

  5. https://docplayer.ru/41617873-Obrazovatelnaya-robototehnika-huna-mrt-yuzhnaya-koreya.html

  6. https://docplayer.ru/44273453-Konstruktory-dlya-robototehniki.html