1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………….. 3-7
2. Содержание программы ……………………………………………………………………………………………….... 8-11
3. Организационно-педагогические условия …………………………………………………………………………….12 - 13
4. Оценка качества освоения программы …………………………………………………………………………………14 - 16
Элемент | Показатель |
Актуальность и новизна программы | Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека на 60 процентов зависит от образа жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться. Заниматься спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Влияние на здоровье свежего воздуха неоспоримо. Для нормальной жизнедеятельности важно движение, влажность и температура воздуха. Совокупность этих параметров и оказывает пользу для здоровья: укрепление памяти, улучшение работы систем организма, избавление от рассеянности и депрессии, нормализация работы сосудов, ЖКТ, легких и сердца, излечение некоторых заболеваний; увеличение продолжительности жизни. Физические упражнения на свежем воздухе являются профилактикой заражения коронавирусной инфекцией, увеличивают потребность организма в кислороде, что делает дыхание более глубоким, эффективным и частым, улучшается вентиляционная работа лёгких, укрепляется сердечно-сосудистая система. Двигательная активность на свежем воздухе – это один из способов закаливания. Свежий воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми влияет на организм особенно благотворно. Это эффективное средство укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей. При систематическом воздействии солнца и воздуха повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, дождь, жара и др.). «Делу – время, потехе – час» - гласит мудрая народная поговорка. Ребята привыкли отдавать свой досуг веселым развлечениям, увлекательным спортивным играм. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более в этом нуждается ребенок, для которого спорт – это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в спорте, заменяющей ребенку необходимый для него труд. |
Цель и задачи реализации программы | Цель программы - укрепление и развитие здоровья детей и привитие у детей потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основными задачами программы являются: -привитие учащихся к национальной культуре через национальные игры и состязание; -воспитание у школьников потребности в систематическом занятии физической культурой и спортом, привитие основ здорового образа жизни; -развитие духовных и физических качеств личности; -освоение знаний: по содержанию и направленности физических упражнений на укрепление своего здоровья; -формирование умений: правильное выполнение приемов данных спортивных игр, владение индивидуальными и групповыми действиями, знания правил соревнований; -коррекция двигательных нарушений здоровья (осанки, плоскостопия и т.д.) |
Уровень сложности и направленность | Программа «Спортивный калейдоскоп» имеет стартовый уровень. Уровень подготовки учащихся может быть разным Специфика – освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой предметной области; – общедоступные и универсальные формы обучения; – минимальная сложность материала. |
Категория учащихся | Программа «Спортивный калейдоскоп» рассчитана на учащихся 8-14 лет. |
Объем и срок освоения программы | Программа «Спортивный калейдоскоп» рассчитана на 3 месяца, 34 часа |
Форма и методы обучения, особенности организации образовательной деятельности | Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. Занятия по дополнительной образовательной программе проводятся в соответствии с расписанием, утверждённым приказом директора школы. Методы обучения Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 3 часа в неделю. Для повышения интереса занимающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный; круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игр. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах. Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Режим занятий В неделю проводится 3 занятия, продолжительностью 45 минут в первой половине дня. 34 занятия за 3 месяца. |
Отличительные особенности (при наличии) | В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. По своему воздействию спортивные игры являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей. |
Условия реализации программы | Группа комплектуется в конце учебного года, в составе каждой группы 20 человек. |
Планируемые результаты освоения программы | В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД). Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся: - формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека; - развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью; - формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни. Метапредметные результаты: - способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми; - умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; - способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность; - умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья; - формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими. Виды УУД, формируемые на занятиях кружковой деятельности: Оздоровительные результаты программы кружковой деятельности: - осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; - социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы кружковой деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы кружковой деятельности Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. |
Ожидаемые результаты | В ходе реализация программы кружковой деятельности по спортивно-оздоровительному направлению обучающиеся должны знать: - особенности воздействия двигательной активности на организм человека; - правила оказания первой помощи; - способы сохранения и укрепление здоровья; свои права и права других людей; - влияние здоровья на успешную учебную деятельность; - значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; должны уметь: - составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; - выполнять физические упражнения для развития физических навыков; - заботиться о своем здоровье; оказывать первую медицинскую помощь при травмах; - находить выход из стрессовых ситуаций; - принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; - адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; - отвечать за свои поступки. В ходе реализация программы кружковой деятельности по спортивно-оздоровительному направлению обучающиеся смогут получить знания: - значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся; - правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми; - названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники; - наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий; - упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); - контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения; - основное содержание правил соревнований по спортивным играм; - игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр; могут научиться: - соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми; - выполнять технические приёмы и тактические действия; - контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми; - играть в спортивные игры с соблюдением основных правил; - проводить судейство спортивных игр. |
№ п/п | месяц | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | июнь | 14 | 10.00–10.45 | беседа | 1 | История отечественного спорта. Техника безопасности при занятиях и спортивных мероприятиях | спортзал | опрос |
2 | июнь | 16 | 10.00–10.45 | беседа | 1 | Режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание. Здоровый образ жизни. Вредные привычки | спортзал | опрос |
3 | июнь | 18 | 10.00–10.45 | Практикум: занятие поточным методом | 1 | Общеразвивающие упражнения, специально-беговые упражнения, н/старт, бег на короткие дистанции. | Спортивная площадка | Текущий контроль |
4 | июнь | 21 | 10.00–10.45 | Практикум: занятие поточным методом | 1 | ОРУ, специально-беговые упражнения, высокий старт, бег на средние и длинные дистанции. | Спортивная площадка | Текущий контроль |
5 | июнь | 23 | 10.00–10.45 | Практикум: занятие | 1 | Акробатические упражнения, упражнения в равновесии, упражнения висах и упорах. | Спортивная площадка | Текущий контроль |
6 | июнь | 25 | 10.00–10.45 | Практикум: занятие фронтальным методом | 1 | Подвижные игры на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств | Спортивная площадка | Текущий контроль |
7 | июнь | 28 | 10.00–10.45 | Практикум: занятие | 1 | Подвижные игры на развитие выносливости, силовых качеств, гибкости, координации, ловкости | Спортивная площадка | Текущий контроль |
8 | июнь | 30 | 10.00–10.45 | беседа | 1 | История футбола Терминология футбола. ТБ на занятиях | спортзал | опрос |
9 | июль | 2 | 10.00–10.45 | круговая тренировка | 1 | Правила и организация соревнований. Стойки и перемещения футболиста | Спортивная площадка | Текущий контроль |
10 | июль | 5 | 10.00–10.45 | круговая тренировка | 1 | Удары по неподвижному, катящемуся мячу внутренней стороной стопы, внутренней частью подъема, внешней частью подъема, средней частью подъема. Остановка мяча. | Спортивная площадка | Текущий контроль |
11 | июль | 7 | 10.00–10.45 | круговая тренировка | 1 | Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба (по летящему мячу), внутренней стороной стопы и средней частью подъёма. Остановка мяча. | Спортивная площадка | Текущий контроль |
12 | июль | 9 | 10.00–10.45 | круговая тренировка | 1 | Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шага, ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным и активным сопротивлением | Спортивная площадка | Текущий контроль |
13 | июль | 12 | 10.00–10.45 | круговая тренировка Самостоятельные занятия | 1 | Удары по воротам. Игра вратаря. Комбинация: ведение, пас, прием мяча, остановка, удар по воротам. Игра футбол, мини-футбол на самоконтроль | Спортивная площадка | Текущий контроль |
14 | июль | 14 | 10.00–10.45 | беседа | 1 | История волейбола. Терминология волейбола. ТБ на занятиях. Правила и организация соревнований | спортзал | опрос |
15 | июль | 16 | 10.00–10.45 | Практикум: занятие фронтальным методом | 1 | Стойки и перемещения волейболиста. Комбинации из передвижений и владения мячом | Спортивная площадка | Текущий контроль |
16 | июль | 19 | 10.00–10.45 | Практикум: занятие фронтальным методом | 1 | Передача мяча сверху над собой, у стены, в парах, через сетку | Спортивная площадка | Текущий контроль |
17 | июль | 21 | 10.00–10.45 | Практикум: занятие фронтальным методом | 1 | Передача мяча сверху и снизу в парах, у стены, в тройках, со сменой мест | Спортивная площадка | Текущий контроль |
18 | июль | 23 | 10.00–10.45 | Самостоятельные занятия | 1 | Чередование передачи сверху и снизу на месте, у стены, в парах, через сетку | Спортивная площадка | Текущий контроль |
19 | июль | 26 | 10.00–10.45 | Самостоятельные занятия | 1 | Передача мяча сверху и снизу, стоя спиной к сетке | Спортивная площадка | Текущий контроль |
20 | июль | 28 | 10.00–10.45 | Самостоятельные занятия | 1 | Верхняя прямая подача мяча. Нижняя прямая подача мяча | Спортивная площадка | Текущий контроль |
21 | июль | 30 | 10.00–10.45 | Самостоятельные занятия | 1 | Прием мяча сверху и снизу после подачи сверху и снизу | Спортивная площадка | Текущий контроль |
22 | август | 2 | 10.00–10.45 | Самостоятельные занятия | 1 | Прямой нападающий удар. Блокирование. Комбинации: прием, передача, удар | Спортивная площадка | Текущий контроль |
23 | август | 4 | 10.00–10.45 | Самостоятельные занятия | 1 | Игра волейбол на самоконтроль | Спортивная площадка | Текущий контроль |
24 | август | 6 | 10.00–10.45 | беседа | 1 | История баскетбола. Терминология баскетбола. ТБ на занятиях. | Спортивная площадка | опрос |
25 | август | 9 | 10.00–10.45 | Самостоятельные занятия | 1 | Правила и организация соревнований. | Спортивная площадка | Текущий контроль |
26 | август | 11 | 10.00–10.45 | Самостоятельные занятия | 1 | Стойки и перемещения баскетболиста, остановка прыжком, двумя шагами, повороты. Комбинации из элементов перемещений и владения мячом | Спортивная площадка | Текущий контроль |
27 | август | 13 | 10.00–10.45 | Самостоятельные занятия | 1 | Ведение мяча с изменением направления скорости; частоты отскока; с сопротивлением | Спортивная площадка | Текущий контроль |
28 | август | 16 | 10.00–10.45 | Самостоятельные занятия | 1 | Передачи мяча в парах, в тройках, четверках на месте от груди, сверху; с сопротивлением. Передачи мяча от груди в парах, в тройках в движении; | Спортивная площадка | Текущий контроль |
29 | август | 18 | 10.00–10.45 | Самостоятельные занятия | 1 | Бросок от груди, головы со средней дистанции на месте, в прыжке, с сопротивлением. Штрафной бросок, бросок с линии трех очков | Спортивная площадка | Текущий контроль |
30 | август | 20 | 10.00–10.45 | Самостоятельные занятия | 1 | Сочетание приемов: ведение, передача, бросок; с сопротивлением. Финты, индивидуальная защита, выбивание, вырывание, перехват. | Спортивная площадка | Текущий контроль |
31 | август | 23 | 10.00–10.45 | Самостоятельные занятия | 1 | Игра в баскетбол, стритбол на самоконтроль | Спортивная площадка | Текущий контроль |
32 | август | 25 | 10.00–10.45 | беседа | 1 | Терминология национальных игр и состязаний. ТБ на занятиях | спортзал | опрос |
33 | август | 27 | 10.00–10.45 | Самостоятельные занятия | 1 | Правила и техника игр: «волк и табун лошадей», «Отбери кость» | Спортивная площадка | Текущий контроль |
34 | август | 30 | 10.00–10.45 | Самостоятельные занятия | 1 | «Волк и козлята», «Перебеги дорогу». «Жмурки», «Игра с веревкой», «Мяч в лунке» | Спортивная площадка | Текущий контроль |