СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивный калейдоскоп»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивный калейдоскоп» (краткосрочная) для учащихся 8-14 лет. Стартовый уровень.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивный калейдоскоп»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Стегаловка

Долгоруковского муниципального района

Липецкой области



Рассмотрена

на заседании ШМО

_________2021г.

Протокол №1

Принято

На заседании педагогического совета

от _________2021г.

Протокол №1

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________/____________ /. Приказ

от ________2021г №__


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Спортивный калейдоскоп»


на 2021 уч. год

Кол-во часов: 3 часа в неделю


Возраст обучающихся: 8-14 лет

Срок реализации: краткосрочная



Автор-составитель: Панова Светлана Геннадьевна


с. Стегаловка, 2021


Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………….. 3-7

2. Содержание программы ……………………………………………………………………………………………….... 8-11

3. Организационно-педагогические условия …………………………………………………………………………….12 - 13

4. Оценка качества освоения программы …………………………………………………………………………………14 - 16































Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элемент

Показатель

Актуальность и новизна программы

Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека на 60 процентов зависит от образа жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться. Заниматься спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

Влияние на здоровье свежего воздуха неоспоримо. Для нормальной жизнедеятельности важно движение, влажность и температура воздуха. Совокупность этих параметров и оказывает пользу для здоровья: укрепление памяти, улучшение работы систем организма, избавление от рассеянности и депрессии, нормализация работы сосудов, ЖКТ, легких и сердца, излечение некоторых заболеваний; увеличение продолжительности жизни.

Физические упражнения на свежем воздухе являются профилактикой заражения коронавирусной инфекцией, увеличивают потребность организма в кислороде, что делает дыхание более глубоким, эффективным и частым, улучшается вентиляционная работа лёгких, укрепляется сердечно-сосудистая система.

Двигательная активность на свежем воздухе – это один из способов закаливания. Свежий воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми влияет на организм особенно благотворно. Это эффективное средство укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей. При систематическом воздействии солнца и воздуха повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, дождь, жара и др.).

«Делу – время, потехе – час» - гласит мудрая народная поговорка. Ребята привыкли отдавать свой досуг веселым развлечениям, увлекательным спортивным играм. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более в этом нуждается ребенок, для которого спорт – это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы.

Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в спорте, заменяющей ребенку необходимый для него труд.

Цель и задачи реализации программы

Цель программы - укрепление и развитие здоровья детей и привитие у детей потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Основными задачами программы являются:

-привитие учащихся к национальной культуре через национальные игры и состязание;

-воспитание у школьников потребности в систематическом занятии физической культурой и спортом, привитие основ здорового образа жизни;

-развитие духовных и физических качеств личности;

-освоение знаний: по содержанию и направленности физических упражнений на укрепление своего здоровья;

-формирование умений: правильное выполнение приемов данных спортивных игр, владение индивидуальными и групповыми действиями, знания правил соревнований;

-коррекция двигательных нарушений здоровья (осанки, плоскостопия и т.д.)

Уровень сложности и направленность

Программа «Спортивный калейдоскоп» имеет стартовый уровень. Уровень подготовки учащихся может быть разным

Специфика

– освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой предметной области;

– общедоступные и универсальные формы обучения;

– минимальная сложность материала.

Категория учащихся

Программа «Спортивный калейдоскоп» рассчитана на учащихся 8-14 лет.

Объем и срок освоения программы

Программа «Спортивный калейдоскоп» рассчитана на 3 месяца, 34 часа


Форма и методы обучения, особенности организации образовательной деятельности

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Занятия по дополнительной образовательной программе проводятся в соответствии с расписанием, утверждённым приказом директора школы.

Методы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 3 часа в неделю.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

  • метод упражнений;

  • игровой;

  • соревновательный;

  • круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

- в целом;

- по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игр.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах. Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Режим занятий

В неделю проводится 3 занятия, продолжительностью 45 минут в первой половине дня. 34 занятия за 3 месяца.

Отличительные особенности (при наличии)

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть.

По своему воздействию спортивные игры являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.

Условия реализации программы

Группа комплектуется в конце учебного года, в составе каждой группы 20 человек.

Планируемые результаты освоения программы

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).

Личностные результаты отражаются  в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:

- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;

- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;

- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты: 

- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;

- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;

- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;

- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Виды УУД, формируемые на занятиях кружковой деятельности:

Оздоровительные результаты программы кружковой деятельности:

- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы кружковой деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы кружковой деятельности

Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Ожидаемые результаты

В ходе реализация программы кружковой деятельности по спортивно-оздоровительному направлению обучающиеся должны знать:

- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

- правила оказания первой помощи;

- способы сохранения и укрепление здоровья; свои права и права других людей;

- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

должны уметь:

- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

- заботиться о своем здоровье; оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

- находить выход из стрессовых ситуаций;

- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

- отвечать за свои поступки.

В ходе реализация программы кружковой деятельности по спортивно-оздоровительному направлению обучающиеся смогут получить знания:

- значение спортивных игр в развитии физических способно­стей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;

- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;

- наиболее типичные ошибки при выполнении техниче­ских приёмов и тактических действий;

- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, вынос­ливости, гибкости);

- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и тре­бования к технике и правилам их выполнения;

- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;

- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;

могут научиться:

- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;

- выполнять технические приёмы и тактические дей­ствия;

- контролировать своё самочувствие (функциональное со­стояние организма) на занятиях спортивными играми;

- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;

- проводить судейство спортивных игр.


Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

п/п

Название раздела

всего

Количество часов

Формы аттестации/контроля

теория

практика

1.

Основы знаний.

6

6


беседы

2.

Общая физическая подготовка.

5


5

Практикум:

- занятие поточным методом;

- круговая тренировка;

- занятие фронтальным методом;

- самостоятельные занятия.

3.

Техническая подготовка.

11


11

Практикум:

- занятие поточным методом;

- круговая тренировка;

- занятие фронтальным методом;

- самостоятельные занятия.

4.

Тактическая подготовка.

12


12

Практикум:

- занятие поточным методом;

- круговая тренировка;

- занятие фронтальным методом;

- самостоятельные занятия.



34 часа








Календарный учебный график


п/п

месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

июнь

14

10.00–10.45

беседа

1

История отечественного спорта. Техника безопасности при занятиях и спортивных мероприятиях

спортзал

опрос

2

июнь

16

10.00–10.45

беседа

1

Режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание. Здоровый образ жизни. Вредные привычки

спортзал

опрос

3

июнь

18

10.00–10.45

Практикум:

занятие поточным методом

1

Общеразвивающие упражнения, специально-беговые упражнения, н/старт, бег на короткие дистанции.

Спортивная площадка

Текущий контроль

4

июнь

21

10.00–10.45

Практикум:

занятие поточным методом

1

ОРУ, специально-беговые упражнения, высокий старт, бег на средние и длинные дистанции.

Спортивная площадка

Текущий контроль

5

июнь

23

10.00–10.45

Практикум:

занятие

1

Акробатические упражнения, упражнения в равновесии, упражнения висах и упорах.

Спортивная площадка

Текущий контроль

6

июнь

25

10.00–10.45

Практикум:

занятие фронтальным методом

1

Подвижные игры на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств

Спортивная площадка

Текущий контроль

7

июнь

28

10.00–10.45

Практикум:

занятие

1

Подвижные игры на развитие выносливости, силовых качеств, гибкости, координации, ловкости

Спортивная площадка

Текущий контроль

8

июнь

30

10.00–10.45

беседа

1

История футбола Терминология футбола. ТБ на занятиях

спортзал

опрос

9

июль

2

10.00–10.45

круговая тренировка

1

Правила и организация соревнований. Стойки и перемещения футболиста

Спортивная площадка

Текущий контроль

10

июль

5

10.00–10.45

круговая тренировка

1

Удары по неподвижному, катящемуся мячу внутренней стороной стопы, внутренней частью подъема, внешней частью подъема, средней частью подъема. Остановка мяча.

Спортивная площадка

Текущий контроль

11

июль

7

10.00–10.45

круговая тренировка

1

Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба (по летящему мячу), внутренней стороной стопы и средней частью подъёма. Остановка мяча.

Спортивная площадка

Текущий контроль

12

июль

9

10.00–10.45

круговая тренировка

1

Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шага, ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным и активным сопротивлением

Спортивная площадка

Текущий контроль

13

июль

12

10.00–10.45

круговая тренировка Самостоятельные занятия

1

Удары по воротам. Игра вратаря. Комбинация: ведение, пас, прием мяча, остановка, удар по воротам. Игра футбол, мини-футбол на самоконтроль

Спортивная площадка

Текущий контроль

14

июль

14

10.00–10.45

беседа

1

История волейбола. Терминология волейбола. ТБ на занятиях. Правила и организация соревнований

спортзал

опрос

15

июль

16

10.00–10.45

Практикум:

занятие фронтальным методом

1

Стойки и перемещения волейболиста. Комбинации из передвижений и владения мячом

Спортивная площадка

Текущий контроль

16

июль

19

10.00–10.45

Практикум:

занятие фронтальным методом

1

Передача мяча сверху над собой, у стены, в парах, через сетку

Спортивная площадка

Текущий контроль

17

июль

21

10.00–10.45

Практикум:

занятие фронтальным методом

1

Передача мяча сверху и снизу в парах, у стены, в тройках, со сменой мест

Спортивная площадка

Текущий контроль

18

июль

23

10.00–10.45

Самостоятельные занятия

1

Чередование передачи сверху и снизу на месте, у стены, в парах, через сетку

Спортивная площадка

Текущий контроль

19

июль

26

10.00–10.45

Самостоятельные занятия

1

Передача мяча сверху и снизу, стоя спиной к сетке

Спортивная площадка

Текущий контроль

20

июль

28

10.00–10.45

Самостоятельные занятия

1

Верхняя прямая подача мяча. Нижняя прямая подача мяча

Спортивная площадка

Текущий контроль

21

июль

30

10.00–10.45

Самостоятельные занятия

1

Прием мяча сверху и снизу после подачи сверху и снизу

Спортивная площадка

Текущий контроль

22

август

2

10.00–10.45

Самостоятельные занятия

1

Прямой нападающий удар. Блокирование. Комбинации: прием, передача, удар

Спортивная площадка

Текущий контроль

23

август

4

10.00–10.45

Самостоятельные занятия

1

Игра волейбол на самоконтроль

Спортивная площадка

Текущий контроль

24

август

6

10.00–10.45

беседа

1

История баскетбола. Терминология баскетбола. ТБ на занятиях.

Спортивная площадка

опрос

25

август

9

10.00–10.45

Самостоятельные занятия

1

Правила и организация соревнований.

Спортивная площадка

Текущий контроль

26

август

11

10.00–10.45

Самостоятельные занятия

1

Стойки и перемещения баскетболиста, остановка прыжком, двумя шагами, повороты. Комбинации из элементов перемещений и владения мячом

Спортивная площадка

Текущий контроль

27

август

13

10.00–10.45

Самостоятельные занятия

1

Ведение мяча с изменением направления скорости; частоты отскока; с сопротивлением

Спортивная площадка

Текущий контроль

28

август

16

10.00–10.45

Самостоятельные занятия

1

Передачи мяча в парах, в тройках, четверках на месте от груди, сверху; с сопротивлением. Передачи мяча от груди в парах, в тройках в движении;

Спортивная площадка

Текущий контроль

29

август

18

10.00–10.45

Самостоятельные занятия

1

Бросок от груди, головы со средней дистанции на месте, в прыжке, с сопротивлением. Штрафной бросок, бросок с линии трех очков

Спортивная площадка

Текущий контроль

30

август

20

10.00–10.45

Самостоятельные занятия

1

Сочетание приемов: ведение, передача, бросок; с сопротивлением. Финты, индивидуальная защита, выбивание, вырывание, перехват.

Спортивная площадка

Текущий контроль

31

август

23

10.00–10.45

Самостоятельные занятия

1

Игра в баскетбол, стритбол на самоконтроль

Спортивная площадка

Текущий контроль

32

август

25

10.00–10.45

беседа

1

Терминология национальных игр и состязаний. ТБ на занятиях

спортзал

опрос

33

август

27

10.00–10.45

Самостоятельные занятия

1

Правила и техника игр: «волк и табун лошадей», «Отбери кость»

Спортивная площадка

Текущий контроль

34

август

30

10.00–10.45

Самостоятельные занятия

1

«Волк и козлята», «Перебеги дорогу». «Жмурки», «Игра с веревкой», «Мяч в лунке»

Спортивная площадка

Текущий контроль






Раздел 3. Организационно-педагогические условия

Кадровые условия


Элемент

Показатель

Сведения о педагогах

Количество педагогов – 1; стаж – 1 год; образование – высшее; учитель

Вспомогательный персонал (при необходимости)

-

Обслуживающий персонал (при необходимости)

-


Материально-техническое обеспечение программы:

Элемент

Показатель

Помещения

Спортивный зал

Учебное оборудование

Название

Количество

Волейбольная сетка

1шт.

Перекладина гимнастическая (пристеночная).

2 шт.

Стойки волейбольные

2шт.

Мат гимнастический

10 шт.

Гимнастические скамейки

2 шт.


Гимнастические маты

3 шт.


Кегли

20 шт.


Рулетка измерительная

1 шт.


Щит баскетбольный тренировочный

2 шт.


Сетка для переноса и хранения мячей

1 шт.


Скакалки

20 шт.


Мячи волейбольные баскетбольные, футбольные,

по 15 шт.


Пришкольная площадка, игровое поле для мини-футбола.


1 шт.




Учебно-методическое обеспечение:

Элемент

Показатель

Учебные и наглядные средства

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Челтыгмашев А.И., Кидиеков Г.Н. Хакасские народные игры и состязания-Абакан: Хакасское кн.изд-во,1996. -64с.

2. Гомельский А.Я. Тактика баскетбола: Учебное пособие. - М..'Физкультура и спорт, 1996.-175с.

3. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболиста. - М.: Физкультура и спорт

4. Бымова Л.В., Короткой И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры -М.: Физкультура и спорт, 1982. -224с.

5. Ю.Д.Железняк, Л.Н.Слупский. Волейбол в школе; Просвет; 1989-127с.

6. Китин Л.С. Индивидуальные упражнения по баскетболу. - М.: Высшая школа, 1992.-108с.

7. М.Кук Сто одно упражнение для юных футболистов –М; АСТ; 2003-128с

8. Нелидов    В.И.    Методика   обучения    технике    игры    в мини- футбол. -М.: Физкультура и спорт.-1991. -84с.

9.Учебник Спортивные и подвижные игры. ФИС, 1989. -339с. 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРАЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Железняк Ю.Д. Юный волейболист.- М.1988.

  2. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М.,1998.

  3. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. – М., 1991.

  4. Железняк Ю.Д. , Кунянский В.А. У истоков мастерства. – М., 1992. Волейбол/под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М., 2000…

  5. Интернет-сайты:

- http://spo.1september.ru Газета в газете «Спорт в школе».

- http://www.abcsport.ru/ Обзор спортивных школ и спортивных обществ.

6. Новости спорта, освещение событий Тематический каталог по различным видам спорта.

Расходные материалы

-


Раздел 4. Оценка качества освоения программы

Элемент

Показатель

Формы контроля

В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Умения и навыки проверяют во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований.

Система оценки результатов освоения обучения дополнительной общеразвивающей программы являются уровень сформированных знаний, умений, навыков, уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Подготовка материала к работе и выполнение изделий.

Порядок и периодичность проведения аттестации учащихся: Текущий контроль проводится в течение учебного года в виде учебных игр.

Текущий контроль проводится в течение учебного года в виде учебных игр

Промежуточная аттестация - в середине программы, задания средней сложности.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе.

Форма проведения итоговой аттестации – задания повышенной сложности, которые развивают умения и навыки игр.

Оценочные материалы

зачеты по теоретическим основам знаний;

тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков;

анкетирование;

участие в соревнованиях;

сохранность контингента;

анализ уровня заболеваемости воспитанников.



22