Управление образования и молодежной политики администрации г.о.г. Бор
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества "Каравелла"
Рассмотрено и принято на педагогическом совете | Утверждаю Директор Бычкова М.Н. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шайнинг Стар»
Срок реализации: 1 год
Возрастной диапазон освоения программы: 10-13 лет
Выполнила:
педагог дополнительного образования
Болотова А.А.
2021 год
п. Октябрьский
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка 3
2. Учебный план 5
3.1 Рабочая программа 1 полугодия обучения 6
3.2 Рабочая программа 2 полугодия обучения 8
4.Календарно-учебный график. 9
5.Формы аттестации. 9
6.Оценочные материалы 10
7. Методические материалы 12
8.Условия реализации программы. 14
9. Список литературы 14
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шайнинг Стар» художественной направленности, срок реализации 1 год, рассчитана на обучение детей 10 - 13 лет. По уровню освоения образовательная программа является базовой. В группу принимаются дети, освоившие годичную общеобразовательную программу «Райзинг Стар». Данная образовательная программа направлена: -на совершенствование творческих способностей; -на развитие мотивации на дальнейшую профориентацию; -укрепление психического и физического здоровья детей; -профилактику асоциального поведения.
Педагогическая целесообразность данной программы определяется ее развивающим потенциалом, использованием на занятиях упражнений и тренингов, направленных на развитие умений и навыков не только танцевально-музыкальных способностей, но и актёрского мастерства, что способствует развитию творческого потенциала, формирует способность к фантазии и нестандартному мышлению, и умению быть выразительным исполнителем.
Актуальность заключается в закреплении, углублении и расширении знаний и навыков хореографии у обучающихся, полученных на ознакомительной программе «Райзинг Стар», в понимании и овладении искусством танца, формировании и развитии навыков творческого самовыражения, общей культуры, настоящего эстетического вкуса, формирование учебной мотивации.
Данная программа имеет художественную направленность.
Отличительной особенностью программы является то, что она направлена на развитие творческих способностей детей с развитой физической подготовкой, а также на укрепление здоровья, развитие гимнастических и акробатических качеств ребенка.
Занятия направлены не столько на профессиональное обучение танцевальному искусству, сколько на раскрепощение детей и их личностный рост.
Данная программа состоит из продвинутых и усложненных тренировочных упражнений, заданий.
Также в программе используется электронное обучение посредством группы ВКонтакте, беседы в Вайбере с родителями обучающихся и беседы в ВКонтакте с самими обучающимися, где публикуется материал для самостоятельного домашнего изучения. В беседе проводятся опросы и обсуждения с родителями, размещаются обучающие материалы по темам и видеозаписи с концертов и выступлений коллектива для совместного ознакомления обучающихся и родителей.
Программа ориентирована на обучающихся 10-13 лет, прошедших ознакомительную программу «Райзинг Стар». Но также возможно принятие детей, уже занимавшихся в других хореографических объединениях и имеющих подготовку.
Целью программы является развитие творческого потенциала обучающихся посредством изучения эстрадного танца, развитие способностей к художественно-образному и эмоционально-ценностному восприятию произведений танцевального искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
Обучить технике выполнения элементов танцевального искусства (Партерная гимнастика, основы современных танцевальных направлений, стретчинг, полуакробатические упражнения).
Продолжить формировать музыкально-ритмические навыки.
Обучить базовым элементам актерского мастерства.
Обучить основным стилям и направлениям в современной хореографии;
Изучить специальную терминологию усложненных элементов.
Развивающие:
Развивать актерские навыки у детей.
Усовершенствовать артистические способности.
Усовершенствовать навыки координации, гибкости, пластичности.
Усовершенствовать навыки внимательности и наблюдательности, фантазии через упражнения и этюды.
Способствовать физическому развитию обучающихся.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус (умения видеть красоту движения в танце);
Воспитывать чувство коллективизма;
Воспитывать навыки культурного общения в коллективе;
Обучать воспитанников приемам самостоятельной и коллективной работы;
Воспитывать нравственные качества детей;
Общее количество учебных часов составляет 216 часов
При проведении занятий танца строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы. Занятия проводятся в хорошо проветриваемом, с температурой воздуха + 18°С, помещении, специально оборудованном зеркалами. На танцевальных занятиях дети занимаются в специальной форме.
На занятиях уделяется внимание выполнению детьми правил техники безопасности.
3 раза в неделю по 2 академических часа
Ожидаемые результаты освоения программы.
К концу года обучения дети должны
Должны знать:
- правила исполнения полуакробатики в танце;
- основы стрейчинга и физиологию в процессе занятия;
- основные стили и направления в современной хореографии;
- базовые элементы актерского мастерства.
Должны уметь:
- владеть своим телом и эмоциями на сцене;
- различать танцевальные ритмы и мелодии;
- использовать элементы актерского мастерства в хореографии;
- уметь правильно подбрать музыкальный материал.
2. Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шайнинг Стар»
№ п/п | Модуль | Часы | Промежуточная аттестация | Итого |
| |
1 | Модуль 1-го полугодия обучения | 102 | - | 102 |
2 | Модуль 2-го полугодия обучения | 114 | 4 | 110 |
| ИТОГО | 216 часов |
3.1 Рабочая программа1 полугодия обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации, контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - | Наблюдение, небольшие комбинации и композиции |
2 | Актёрское мастерство в хореографии | 30 | 6 | 24 | Самоконтроль, наблюдение |
3 | Партерная гимнастика | 18 | 2 | 16 | Комбинированные |
4 | Основы современных танцевальных направлений | 20 | 4 | 16 | Самоконтроль, наблюдение |
5 | Стретчинг | 18 | 2 | 16 | Индивидуальные |
6 | Полуакробатические упражнения | 6 | 2 | 4 | Комбинированные |
7 | Концертная деятельность | 6 | - | 6 | Наблюдение |
8 | Мероприятия воспитательного характера | 2 | - | 2 | Наблюдение |
9 | Всего | 102 | 18 | 84 | |
Содержание модуля 1 полугодия.
Вводное занятие.
Проводится инструктаж по технике безопасности:
1. Инструктажи по ТБ в танцевальном зале.
2. Правило дорожного движения (из школы домой).
3. Беседа о коллективе, о том, чем будут заниматься дети.
Тема: Актёрское мастерство в хореографии
Теория: изучение основ актерского мастерства, упражнений на развитие художественно-творческих способностей, упражнения на актерскую наивность, внимательность.
Практика: выполнение упражнений на развитие художественно-творческих способностей: «ветерок и ветер», «клоуны», «жонглёры», «кузнецы».
Выполнение упражнений на актерскую наивность, внимательность.
Тема: Партерная гимнастика
Теория: правила и техника выполнения усложненных элементов, изучение названий элементов партерной гимнастики.
Практика: выполнение упражнений: кувырки через правое/левое плечо вперед; прокрутка ногами; выпрыг в сторону с прямыми ногами, кувырок назад в волну, волна с рук, кувырки через правое/левое плечо назад.
Тема: Основы современных танцевальных направлений
Теория: просмотр и обсуждение новых танцевальных направлений, изучение основной теории по ним, поиск примеров и изучение более мелких деталей стилистики хореографии, изучение различных номеров в разных хореографических стилях
Практика: разучивание и повторение различных номеров в разных хореографических стилях, постановка небольших зарисовок на базе существующих стилей.
Тема: Стретчинг
Теория: изучение стретчинга, изучение названий более сложных и продвинутых элементов и техники их выполнения.
Практика: выполнение упражнений: «лягушка», «бабочка», «колечко», поперечный и продольные шпагаты, «книжечка» с сокращённой стопой, «лодочка» с раскачиванием вперёд, назад, мостик на локтях, берёзка с опусканием колен за голову на пол
Тема: Полуакробатические упражнения.
Теория: изучение правил и техник выполнения усложненных полуакробатических упражнений.
Практика: выполнение упражнений: стойка на руках с поднятием одной ноги в продольный шпагат и отрыв от станка переход на мостик, стойка на локтях с соединенными вытянутыми ногами в прогибе, прямой/обратный переворот.
Тема: Концертная деятельность
Участие в концертах и конкурсах
Тема: Мероприятия воспитательного характера
Посещение концертов, просмотр видеороликов, проведение небольших внутри коллективных фестивалей, проведение бесед, презентаций, мастер-классов внутри коллектива.
3.2Рабочая программа 2 полугодия обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации, контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Полуакробатические упражнения | 12 | - | 12 | Комбинированные |
2 | Начальная импровизация | 30 | 2 | 28 | Комбинированные |
3 | Постановочно-репетиционная работа | 58 | - | 58 | Комбинированные |
4 | Концертная деятельность | 6 | - | 6 | Наблюдение |
5 | Мероприятия воспитательного характера | 4 | - | 4 | Наблюдение |
6 | Промежуточная аттестация | 4 | - | 4 | Участие в концертах, конкурсах; проведение концертов |
7 | Всего | 114 | 2 | 112 | |
Содержание модуля 2 полугодия.
Тема: Полуакробатические упражнения.
Теория: изучение правил и техник выполнения усложненных полуакробатических упражнений.
Практика: выполнение упражнений: стойка на руках с поднятием одной ноги в продольный шпагат и отрыв от станка переход на мостик, стойка на локтях с соединенными вытянутыми ногами в прогибе, прямой/обратный переворот.
Тема: Начальная импровизация
Теория: Изучение правил построения хореографического номера, варианты заготовок, пространственных перемещений
Практика: Самостоятельная работа над индивидуальными и групповыми постановками в зале, одиночная импровизация с подготовкой и без в зале.
Тема: Постановочно-репетиционная работа
Постановка танцевальных номеров и отработка путем многократного повтора, работа над художественными образами
Тема: Концертная деятельность
Участие в концертах и конкурсах
Тема: Мероприятия воспитательного характера
Посещение концертов, просмотр видеороликов, проведение небольших внутри коллективных фестивалей.
Тема: Промежуточная аттестация
Проводятся открытые уроки, показательные выступления.
4.Календарно-учебный график.
Разработан в соответствии с учебно-тематическим планом и рассчитан на 36 недель.
См. в приложении 1.
5.Формы аттестации.
Виды контроля
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный или входной контроль |
В начале учебного года | Выявление требуемых на начало обучения знаний, дает информацию о музыкальном и ритмическом развитии обучающихся. | - наблюдение; - игры: имитационные, ролевые, драматизации; - небольшие комбинации и композиции; - входной контроль. |
Текущий контроль |
В течении учебного года. По окончанию изучения темы или раздела | Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. | - устные (фронтальный опрос, беседа); - индивидуальные (дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей обучающихся); - комбинированные (творческий проект); - самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ причины неправильного исполнения танцевальных элементов, устранение обнаруженных пробелов); - наблюдения. |
Промежуточный контроль |
В конце второго полугодия | Осуществляется по итогам второго полугодия в мае, задачами являются выявить уровень освоения учащимися программы за полгода, определить изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. Оценивается правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание теоретической и практической части. | - участие в региональных конкурсах; - участие в концертах; - проведение концертов; - открытые уроки. |
6.Оценочные материалы
Оценка качества освоения детьми программы по танцам предполагает все виды контроля: текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию; участие в конкурсах, фестивалях.
№ | Раздел программы | Форма контроля | Критерии оценки | Система оценки |
1 | Начальный | - наблюдение; - игры: имитационные, ролевые, драматизации; - небольшие комбинации и композиции. | Высокий: Учащийся осознанно и свободно владеет содержанием комплексов упражнений. Упражнения исполняет уверенно, без ошибок. Свободно владеет пластикой тела, прослеживается наличие действий творческого характера при выполнении заданий. Учащийся проявляет целеустремленность, ответственность, познавательную активность, творческое отношение к занятиям. Средний: Учащийся понимает содержание комплексов упражнений, выполняет их достаточно осознанно по заданному учителем образцу с ошибками. Недостаточно владеет пластикой тела. Низкий: Учащийся не имеет представления о содержании комплексов упражнений, выполняет упражнения с существенными ошибками, которые не может исправить с помощью учителя. Не владеет пластикой тела, вследствие отсутствия домашних занятий. | Высокий, средний, низкий |
2 | Текущий | - устные; - индивидуальные; - комбинированные - самоконтроль; - наблюдения. | Высокий: усвоение всей темы занятия, повторение самостоятельно всех элементов, показанных на занятии, высокий уровень освоение темы. Средний: неполное или частичное усвоение темы занятия, повторение элементов с небольшой помощью педагога. Низкий: не усвоение темы занятия, учащийся не может повторить разученные элементы. | Высокий, средний, низкий |
3 | Промежуточный | - участие в региональных конкурсах; - участие в концертах; - проведение концертов. | Зачет: участие в отчетном концерте, конкурсах, безошибочное выполнения элементов танца, хорошая артистичность, пластика. Незачет: не участие в отчетном концерте, конкурсах вследствие нерегулярных посещений занятий, прогулов. | Зачет, незачет |
7. Методические материалы
№ | Раздел, тема | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов | |
| «Шайнинг Стар» |
1 | Вводное занятие | Групповое Индивидуальное | Беседа Планирование | Анкета Инструкции | Журнал по т/ б | Рефлексия | |
2 | Актёрское мастерство в хореографии | Групповое Индивидуальное | Беседа; Практическое занятие | Наглядные пособия | зал с зеркалами; Магнитофон; | Рефлексия | |
3 | Партерная гимнастика | Групповое Индивидуальное | Беседа; Практическое занятие | Видео- и аудиоматериалы | зал с зеркалами;« станки»; Магнитофон; | Педагогическое наблюдение; Рефлексия | |
4 | Основы современных танцевальных направлений | |
5 | Стретчинг | |
6 | Полуакробатические упражнения | |
7 | Начальная импровизация | |
8 | Постановочно-репетиционная работа | |
9 | Концертная деятельность | Групповое Индивидуальное | Занятие-постановка; репетиция; Выездное заня-тие; Открытое за-нятие; | Видео- и аудиоматериалы | | Педагогическое наблюдение; Рефлексия | |
10 | Мероприятия воспитательного характера | Групповое Индивидуальное | Выездное занятие: посещение выставок, музеев, театров, концертов, фестивалей, конкурсов | Видео- и аудиоматериалы | | Педагогическое наблюдение; Рефлексия | |
11 | Промежуточная аттестация | Групповое Индивидуальное | | Видео- и аудиоматериалы | зал с зеркалами; Магнитофон; | Самооценка воспитанника; Промежуточная аттестация | |
8.Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение:
просторный светлый зал с зеркалами; «станки» (палки), закрепленные на стене металлическими кронштейнами (расстояние от пола до нижней палки- 80 см, до верхней 100 см;
магнитофон;
костюмы.
9. Список литературы
Нормативно-правовые документы:
Конвенция о правах ребёнка
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996-р «Об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года N 1726-р.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 996-р «Об утверждении «Концепции развития дополнительного образования»
Приказ Министерства Нижегородской области от 22.09.2015 № 3783 «Об утверждении плана мероприятий по реализации «Концепции развития дополнительного образования» и «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в Нижегородской области. 7. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». СП 2.4.3648-20 (с 01.01.2021г.)
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
9.Письмо Министерства образования Нижегородской области от 30.05.2014 г. № 316-01-100-1674/14 «Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования»
Методическое письмо о структуре дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы (к экспертизе в НМЭС ГБОУ ДПО НИРО) / ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород.
Национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ» сроки реализации 01.01.2019- 31.12.2024
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 2008.
Литература для педагога и обучающихся:
Ваганова, А.Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 192 с.
Т.Барышникова Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб.: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКТ». – 256 с.
Вадим Юрьевич Никитин – МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ История. Методика. Практика
Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Издательство «Гном-Пресс», 1997 г. – 64 с.
Полятков С.С. Основы современного танца. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 80 с.
Г. Прибылов Методическое пособие по классическому танцу для педогогов-хореографов младших и средних классов. – М.: АО «Галерея», 1999 г.
Мессерер А. Уроки классического танца. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – 400 с.
Озджевиз Е.Л. Модерн и постмодерн в танцевальной культуре. – Саратов: 2015. – 95 с.
Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. – М.: ИД «Один из лучших», 2004 – 414 с.
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – Л.: Искусство. 1983. – 207 с.
Приложение 1
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шайнинг Стар»
на 2021-2022 учебный год
Комплектование групп проводится с 1 по 15 сентября 2021 года.
Продолжительность учебного года составляет 36 учебных недель. Учебные занятия в МБУ ДО ДДТ «Каравелла» начинаются с 01 сентября 2021г. и заканчиваются 31 мая 2022 г.
Учебные занятия проводятся в соответствии с расписанием. Продолжительность занятий составляет 40 мин.
Каникулы: зимние каникулы с 27.12.2021 г. по 9.01.2022г.; летние каникулы с 01.06.2022 г. по 31.08.2022г.
Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего уч. не де ль/ часов | Всего часов по программе |
| 01-05 | 06-10 | 13-19 | 20-26 | 27-03 | 04-10 | 11-17 | 18-24 | 25-31 | 01-07 | 08-14 | 15-21 | 22-28 | 29-05 | 06-12 | 13-19 | 20-26 | 27-02 | 03-09 | 10-16 | 17-23 | 24-30 | 31-06 | 07-13 | 14-20 | 21-27 | 28-06 | 07-13 | 14-20 | 21-27 | 28-03 | 04-10 | 11-17 | 18-24 | 25-01 | 02-08 | 09-15 | 16-22 | 23-29 | 30-05 | 06-12 | 13-19 | 20-26 | 27-03 | 04-10 | 11-17 | 18-24 | 25-31 | 01-07 | 08-14 | 15-21 | 22-31 | | Теор | прак |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | | | |
1 год | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | К | К | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 6 | 6 | 3 | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | 36/ 216 | 20 | 196 |
3 |
каникулярное время занятия в объединении не проводятся. Во время каникул учащиеся могут принимать участие в мероприятиях в соответствии с планами воспитательной работы педагогов дополнительного образования