СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный архитектор" 7-11 лет

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе освоения программы  «Юный архитектор» обучающиеся получат знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Программа включает интеграцию трех основных видов художественной деятельности: конструкторской, изобразительной, декоративной.

Часовой объем программы: 144 часа (1 год обучения – 72 часа. 2 год обучения – 72 часа).

Срок освоения программы - 2 года.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный архитектор" 7-11 лет»






















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА


ЮНЫЙ АРХИТЕКТОР






Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок освоения: 2 года



























Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный архитектор» (далее - программа), составлена в соответствии с нормативными требованиями в системе дополнительного образования, на основе имеющихся дополнительных общеразвивающих программ и опыта работы педагога дополнительного образования.

Направленность программы – художественная.

Актуальность программы заключается в том, что через творческую деятельность идет приобщение обучающихся к познанию окружающего мира, к начальной профессиональной ориентации. Знакомство с творческими профессиями: художник, архитектор, декоратор, дизайнер. Эти знания помогут обучающимся чувствовать себя более компетентными и уверенными в вопросах связанных с художественной эстетикой, творчеством.

Отличительные особенности программы

Многие дети рисуют, лепят и, того не подозревая, создают маленькие проекты будущих изделий, скульптур, зданий, совмещая при этом любовь к рисованию и способности к макетированию. Ребенка-архитектора больше волнует сам объект, чем его окружение, он намеренно не хочет пассивно изображать то, что видит сейчас, хотя и с солнцем или дождем. Детские работы подкупают своим очарованием, непосредственностью, спонтанностью, проявлением «гениальности», генетически заложенной в детях.

В процессе освоения программы «Юный архитектор» обучающиеся получат знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Программа включает интеграцию трех основных видов художественной деятельности: конструкторской, изобразительной, декоративной. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, ритм группируются вокруг общих закономерностей, художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. В отличие от школьной программы по изобразительному искусству в младших классах, программа «Юный архитектор» создает условия более глубокого развития художественных способностей и творческого потенциала. Формирует у обучающихся ассоциативно-образное пространственное мышление, развивает способность эмоционального восприятия сложных объектов и явлений.

В основе данной программы лежит принцип непрерывности художественного развития. Программа построена циклично, с постоянным повтором и углублением тем и разделов.

Уровень усвоения программы – базовый (общекультурный).

Адресат программы: программа предназначена для обучающихся 7-11 лет независимо от способностей и уровня первоначальной подготовки. Характерная особенность детей этого возрастного периода - ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы, более развита наглядно-образная память, чем словесно- логическая. Обучающиеся быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается всё яркое, вызывающее эмоциональный отклик.

Планируемое количество обучающихся по годам обучения

1 год обучения - не менее 12-15 человек.

2 год обучения - не менее 10-12 человек.

Срок освоения программы - 2 года.

Режим занятий

1 год обучения - занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу.

2 год обучения - занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу.

Часовой объем программы: 144 часа (1 год обучения – 72 часа. 2 год обучения – 72 часа).

Форма обучения: очная (в т.ч. с использованием различных образовательных и дистанционных технологий и электронного обучения).

Формы организации образовательного процесса

При реализации программы используются следующие формы обучения:

- по количеству обучающихся, участвующих в занятии – фронтальная (работа педагога со всеми обучающимися одновременно), коллективная (организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между обучающимися одновременно), групповая (организация работы в малых группах, в т.ч. парах, для выполнения определенных задач), индивидуальная работа;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и обучающихся – беседа, виртуальная экскурсия, выставка, игра, мастерская, иллюстрирование, игры-путешествия, и т.д.;

- по дидактической цели - вводное занятие, теоретическое и практическое занятие, занятие по углублению знаний, комбинированные формы занятий, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю планируемых результатов и т.п.).


Цель: Формирование начальных конструкторско-технических навыков моделирования форм в работе с различными материалами и инструментами.

Задачи:

Предметные

- дать представление видах искусства: архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, графика;

- познакомить с профессиями «архитектор», «дизайнер» и основами их творческой и практической работы;

- изучить основы композиции, живописи, графики, макетирования;

- познакомить с художественными материалами (гуашь, пастель, мелки, цветная бумага, картон, пластилин, тушь, перо, маркеры, фломастеры) и приемами изобразительной и конструкторской деятельности.

Метапредметные

Учащиеся научатся:

- принимать и понимать учебные задачи;

- планировать этапы работы, подбирать необходимые материалы;

- оценивать правильность выполнения работы и вносить необходимые корректировки в действия после его завершения с учетом характера сделанных ошибок;

- использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач4

-самостоятельно подбирать материал в зависимости от поставленной художественной задачи;

-наблюдать, анализировать и фантазировать на основе полученных сведений;

- высказывать свою точку зрения по обсуждаемым темам, объяснить выбор сюжет и композиции.

Кроме этого разовьют:

- мелкую моторику рук;

- пространственно-творческое мышление.


Личностные

-Получат возможность для:

-формирования познавательного интереса к получению знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, архитектурно-художественного моделирования;

- развития мотивации к творческой активности, художественному поиску, потребности в саморазвитии;

- развития навыков работы в коллективе, команде.

Планируемые результаты

Предметные

1 год обучения - знакомство с основами изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, архитектурно-художественного моделирования.

Знает об особенностях работы архитектора, дизайнера;

- основные понятия декоративно-прикладного искусства: орнамент и его виды, промыслы, стилизация;

- графические и живописные средства выразительности;

- свойства художественных материалов, правила работы с ними;

- основные правила композиции.

Умеет правильно работать с гуашью, пастелью, графическими материалами, цветной бумагой;

-находить оригинальное композиционное решение, выделять главное в работе, сохраняя при этом цельность композиции.

Метапредметные

- Умеет понимать учебные задачи;

- подбирать необходимые материалы и оценивать результаты своего труда с помощью одноклассников и педагога;

- умеет самостоятельно подбирать материал в зависимости от поставленной художественной задачи;

- умеет наблюдать, анализировать и фантазировать на основе полученных сведений;

- умеет высказывать свою точку зрения по обсуждаемым темам, объяснить выбор сюжет и композиции.

Личностные

-Проявляет познавательный интерес к получению знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, архитектурно-художественного моделирования;

-проявляет творческую активность при решении художественных задач.

2 год обучения - предполагает углубленное изучение изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, архитектурно-художественного моделирования.

Предметные:

- Знает принципы построения предметов и природных форм;

- принцип взаимодействия цветов в постановке, колорит;

- законы воздушной и линейной перспективы.

- Умеет правильно выбирать художественные средства, приемы, материалы для наиболее выразительной композиции;

- передавать различные эмоциональные состояния, материальность.

- Владеет навыками изображения объема и пространства на листе;

Метапредметные

-Умеет принимать и понимать учебные задачи;

- планировать этапы работы, подбирать необходимые материалы;

- оценивать правильность выполнения работы и вносить необходимые корректировки в действия после его завершения с учетом характера сделанных ошибок;

- использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

-самостоятельно подбирать материал в зависимости от поставленной художественной задачи;

-наблюдать, анализировать и фантазировать на основе полученных сведений;

- высказывать свою точку зрения по обсуждаемым темам, объяснить выбор сюжет и композиции.

-использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

- развита мелкая моторика рук и пространственно-творческое мышление.


Личностные

-Проявляет познавательный интерес к получению знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, архитектурно-художественного моделирования;

- развита мотивация к творческой активности, художественному поиску, потребность в саморазвитии;

- развиты навыки работы в коллективе, команде.


Формы контроля (аттестации):

В ходе реализации программы «Юный архитектор» для оценки результативности и определения личностного развития предполагаются следующие формы контроля:

  1. Входной контроль.

Способы выявления результатов:

-для выявления первичных знаний и умений: тест (см. Приложение 1);

-для определения состояния знаний, умений и навыков, обнаружения пробелов в полученных знаниях: «Найди соответствие» (см. Приложение 12).

2. Текущий контроль.

-«Палитра осени». Игра (Приложение 2)

-«Какого цвета осень?» Игра (Приложение3)

-«Какое дерево лист потеряло?» Лото (Приложение 4)

-«Веселый узор». Эстафета (Приложение 5)

-«Кто с кем пришел» Игра (Приложение7)

-«Сказка и её герои». Игра (Приложение8)

- «Фантастическое животное». Рисунок по кругу (Приложение9)

- «Прятки». Игра (Приложение 10)

-Игра «Путаница» (Приложение 13)

- игра «Происшествие в музее осени» (Приложение 14)

-игра «Удивительная ладонь» (Приложение 15)

- игра «Знаешь ли ты птиц» (Приложение 17-

- Упражнение «Волшебная кисточка» (Приложение 18)

- кроссворд (Приложение 19)

- просмотр работ (см. Приложение 21)

- выставка работ (см. приложение 22);

- педагогическое наблюдение (см. Приложение 23);

3. Промежуточный контроль.

Способы выявления результатов:

- для определения промежуточных знаний тест (см. Приложение 6), игра «Волшебный кубик» (см. Приложение 11); «Калейдоскоп игр» (Приложение16);

- для определения уровня практических навыков «Собери и зарисуй орнамент» и стилизация обуви, аппликация «Аквариум» с использованием геометрических фигур.

4. Итоговый контроль.

Способы выявления результатов:

- выявление теоретических знаний: игра «Морской бой» (Приложение 20);

- для определения уровня практических навыков - просмотр работ.

По результатам промежуточного и итогового контроля заполняется диагностическая карта, в которой выделяется три уровня усвоения программного материала: высокий (9-12 баллов), средний (5-8 баллов), низкий (0-4 балла).






Учебно-тематический план

1 год обучения


п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Тест

2

Мир растений. Изобразительное искусство

10

4

6


2.1.

Дары осени

3

1

2

Игра «Палитра осени»

2.2.

Осенний пейзаж. Листопад

2

1

1

Игра «Какого цвета осень?»

2.3.

Осенний букет

2

1

1

Игра «Какое дерево лист потеряло?»

2.4.

Воспоминания о лете

3

1

2


3

Декоративно-прикладное искусство

8

2

6

Педагогическое наблюдение

3.1.

Орнамент

4

1

3

Веселый узор. Эстафета

3.2.

Жостовский поднос

4

1

3

Выставка работ

4

Архитектурно-художественное моделирование

10

4

6


4.1.

Комнатный сад

2

1

1

Педагогическое наблюдение

4.2.

Растения в декоративном убранстве избы

2

1

1

Педагогическое наблюдение

4.3.

Сад-огород

3

1

2

Педагогическое наблюдение

4.4.

Палисад

3

1

2

Просмотр работ

5

Мир животных. Изобразительное искусство

15

3

11


5.1.

Портрет животного

4

1

3

Педагогическое наблюдение

5.2.

Животные в движении

3

1

2

Игра «Кто с кем пришел»

5.3.

Иллюстрация к сказке

4

1

3

Игра «Сказка и ее герои»

5.4.

Фантастическое животное

4

0

3

Фантастическое животное. Рисунок по кругу

6

Декоративно-прикладное искусство

11

3

8


6.1.

Орнамент

3

1

2

Педагогическое наблюдение

6.2.

Народные игрушки

4

1

3

Педагогическое наблюдение

6.3.

Растения и животные

4

1

3

Просмотр работ

7

Архитектурно-художественное моделирование

12

3

9


7.1.

Зоопарк

4

1

3

Педагогическое наблюдение

7.2.

Графические знаки-символы

4

1

3

Игра «Прятки»

7.3.

Жилище сказочных животных

4

1

3

Выставка работ

8

Итоговые занятия

4

2

2


8.1.

1 полугодие – промежуточный контроль.

2

1

1

Тест. «Собери и зарисуй орнамент.

8.2.

2 полугодие (итоговый контроль - промежуточная аттестация).


2

1

1

Игра «Волшебный кубик». Стилизация предложенных видов обуви


Итого часов:

72

22

50



Содержание программы 1 год обучения


1. Вводное занятие

Теория. Введение в программу (цель и задачи программы, знакомство с учебным планом первого года обучения, формы работы, правила охраны труда и техники безопасности, знакомство с художественными материалами и оборудованием).

Практика. Игры на знакомство. Анкетирование

Форма контроля: Входной контроль. Тест


Раздел 2. Мир растений. Изобразительное искусство

2.1. Дары осени

Теория. Знакомство с натюрмортом. Композиция, цвет

Практика. Работа «Натюрморт». Формирование навыков работы с гуашью. Поиск композиции

Материалы: гуашь

Форма контроля: «Палитра осени». Игра


2.2. Осенний пейзаж. Листопад

Теория. Знакомство с пейзажем. Композиция, цвет

Практика. Работа «Осенние деревья». Формирование навыков работы с гуашью

Материалы: гуашь

Форма контроля: «Какого цвета осень?» Игра


2.3. Осенний букет

Теория. Разнообразие форм листьев деревьев

Практика. Работа «Букет»

Материалы: комбинированная техника – бумага, отпечатки- клей, гуашь

Форма контроля: «Какое дерево лист потеряло?» Лото


2.4. Воспоминания о лете

Теория. Луговые цветы. Многообразие форм соцветий, строение стеблей, листьев

Практика. Работа «Цветущий луг». Формирование навыков работы с графическими материалами

Материалы: цветные карандаши, фломастеры

Форма контроля: педагогическое наблюдение


Раздел 3.Декоративно-прикладное искусство

3.1. Орнамент

Теория. Знакомство с орнаментом, как украшением предметного мира. Виды орнаментов

Практика. Орнамент растительный

Материалы: цветные карандаши, фломастеры

Форма контроля: «Веселый узор». Эстафета


3.2. Жостовский поднос

Теория. Народные промыслы. Изучение характерной композиции, элементов, цветового решения

Практика. Работа «Поднос»

Материалы: гуашь.

Форма контроля: выставка работ


Раздел 4.Архитектурно-художественное моделирование

4.1. Комнатный сад

Теория. Виды комнатных растений. Многообразие формы и цвета

Практика. Работа «Комнатные цветы»

Материалы: гуашь

Форма контроля: педагогическое наблюдение


4.2. Растения в декоративном убранстве избы

Теория. Народные помыслы. Традиции, мотивы, цвет, роспись

Практика. Работа «Золотая Хохлома», «Матрешки»

Материалы: гуашь

Форма контроля: педагогическое наблюдение


4.3. Сад-огород

Теория. Овощные культуры. Устройство сада- огорода

Практика. Работа-коллаж «Пугало огородное»

Материалы: вырезки из журналов, книг, газет, клей

Форма контроля: педагогическое наблюдение


4.4. Палисад

Теория. Цветочные культуры. Устройство клумбы, цветочные вазоны

Практика. Работа «Цветы в саду». Формирование навыков работы с графическими материалами Материалы: цветные карандаши, фломастеры

Форма контроля: просмотр работ


Раздел 5.Мир животных. Изобразительное искусство

5.1. Портрет животного

Теория. Домашние животные. Их повадки и характер

Практика. Работа «Домашние животные»

Материалы: пастель

Форма контроля: педагогическое наблюдение


5.2. Животные в движении

Теория. Пластика животного, повадки, характер

Практика. Работа «Цирковое представление»

Материалы: гуашь

Форма контроля: «Кто с кем пришел» Игра


5.3. Иллюстрация к сказке

Теория. Образ животного – героя в сказках, его характер, костюм

Практика. Сказочный герой. Поиск композиции

Материалы: гуашь

Форма контроля: «Сказка и её герои». Игра


5.4. Фантастическое животное

Практика. Аппликация собирательного образа фантастического существа « Чудо-юдо-зверь» Формирование навыков работы с бумагой

Материалы: цветная бумага, клей

Форма контроля: «Фантастическое животное». Рисунок по кругу


Раздел 6.Декоративно-прикладное искусство

6.1. Орнамент

Теория. Зооморфный мотив. Стилизация

Практика. Занавески, плед, ковер

Материалы: цветная бумага, клей

Форма контроля: педагогическое наблюдение


6.2. Народные игрушки

Теория. Народные игрушки, образы, характер, роспись

Практика. Дымковские игрушки

Материалы: гуашь

Форма контроля: педагогическое наблюдение


6.3.Растения и животные

Теория. Флора и фауна. Среда обитания животных, окрас, повадки

Практика. Африканские джунгли и его обитатели. Поиск композиции

Материалы: гуашь

Форма контроля: просмотр работ


Раздел 7.Архитектурно-художественное моделирование

7.1. Зоопарк

Теория. Животные в зоопарке. Особенности и условия содержания зверей

Практика. Зоопарк. Поиск композиции

Материалы: цветные карандаши, фломастеры

Форма контроля: педагогическое наблюдение


7.2. Графические знаки-символы

Теория. Графический стилизованный образ животного

Практика. Знаки-символы животных

Материалы: черный фломастер

Форма контроля: «Прятки». Игра


7.3. Жилище сказочных животных

Теория. Образ сказочного дома для животных, характер, конструкция

Практика. Домик-избушка

Материалы: гуашь

Форма контроля: выставка


8. Итоговые занятия

8.1. 1 полугодие (промежуточный контроль)

Теория. Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся

Практика. Собери и зарисуй орнамент. Выбери из предложенных растительных объектов 3 вида, стилизуй и составь орнамент. Зарисуй в цвете

Материалы: фломастеры, восковые мелки

8.2. 2 полугодие (итоговый контроль - промежуточная аттестация)

Теория. Игра «Волшебный кубик»

Практика. Стилизация предложенных видов обуви.

Материалы: Фломастеры

Учебно-тематический план

2 год обучения


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Найди соответствие

2

Мир подводных обитателей. Изобразительное искусство

15

4

11


2.1

Жизнь моря

4

1

3

Игра «Путаница»

2.2

Портрет рыбы

4

1

3

Педагогическое наблюдение

2.3

Строение морских организмов

3

1

2

Педагогическое наблюдение

2.4

Вода в пейзаже

4

1

3

игра «Происшествие в музее осени»


3

Декоративно-прикладное искусство

12

2

10


3.1

Орнаментальная композиция

4

1

3

игра «Удивительная ладонь»

3.2

Декоративные рыбки

4

0

4

Педагогическое наблюдение

3.3

Сказочные морские образы

4

1

3

Выставка работ

4

Архитектурно-художественное моделирование

9

2

7


4.1

Жилище под водой

3

0

3

Педагогическое наблюдение

4.2

Корабли в море

3

1

2


4.3

Сад воды

3

1

2

Просмотр работ

5

Мир птиц. Изобразительное искусство

9

2

6


5.1

Зарисовки птиц

3

1

2

Педагогическое наблюдение

5.2

Птицы в городе

3

0

2

игра «Знаешь ли ты птиц»


5.3

Домашние птицы

3

1

2

Выставка работ

6

Декоративно-прикладное искусство

9

2

7


6.1

Цветы и птицы

3

1

2

Педагогическое наблюдение

6.2

Жар-птица

3

1

2

Педагогическое наблюдение

6.3

Петушок Золотой Гребешок

3

0

3

Упражнение «Волшебная кисточка»

7

Архитектурно-художественное моделирование

12

2

10


7.1

Птичьи гнезда. Скворечник

3

1

2

Просмотр работ

7.2

Сказочный птичий дом

3

1

2

кроссворд

7.3

Птицы прилетели

3

0

3

Педагогическое наблюдение

7.4

Птица счастья

3

0

3

Выставка работ

8

Итоговое занятие

4

2

2


8.1.

1 полугодие – промежуточный контроль.

2

1

1

«Калейдоскоп игр», аппликация «Аквариум»

8.2.

2 полугодие (итоговый контроль - промежуточная аттестация).


2

1

1

игра «Морской бой», просмотр работ


Итого часов:

72

16

56





Содержание программы 2 года обучения


1.Вводное занятие

Теория. Правила техники безопасности. Художественные материалы. Кто такой архитектор?

Практика. Входной контроль - игра «Найди соответствие».


Раздел 2. Мир подводных обитателей. Изобразительное искусство

2.1. Жизнь моря

Теория. Знакомство с обитателями моря.

Практика. Работа «Морские обитатели»

Материалы: гуашь

Форма контроля: игра «Путаница»


2.2. Портрет рыбы

Теория. Образ рыбы, ее характер, строение, повадки, окрас

Практика. Работа «Чудо – юдо – рыба – кит»

Материалы: гуашь

Форма контроля: педагогическое наблюдение


2.3. Строение морских организмов

Теория. Изучение особенностей строения морских организмов

Практика. Работа «На морском дне»

Материалы: цветные карандаши, черный фломастер

Форма контроля: педагогическое наблюдение

2.4. Вода в пейзаже

Теория. Знакомство с жанром «Морина». Стихия воды. Штиль, шторм

Практика. Работа «Шторм», «Штиль»

Материалы: гуашь, акрил

Форма контроля: игра «Происшествие в музее осени»



Раздел 3.Декоративно-прикладное искусство

3.1. Орнаментальная композиция

Теория. Стилизация морских обитателей

Практика. Орнамент круговой «Танец рыб»

Материалы: цветные карандаши, фломастеры

Форма контроля: игра «Удивительная ладонь»


3.2. Декоративные рыбки

Теория. Декоративный образ рыбы. Стилизация

Практика. Работа «Рыбки»

Материалы: фломастеры

Форма контроля: педагогическое наблюдение


3.3. Сказочные морские образы

Теория. Знакомство со сказочными образами в морской стихии. Нептун, русалки, водяные

Практика. Работа «Царство Нептуна»

Материалы: цветные карандаши, фломастеры

Форма контроля: выставка работ


Раздел 4.Архитектурно-художественное моделирование

4.1. Жилище под водой

Теория. Знакомство с архитектурными формами

Практика. Аппликация «Морской город»

Материалы: цветная бумага

Форма контроля: педагогическое наблюдение


4.2. Корабли в море

Теория. Знакомство с особенностями строения кораблей, их характер и назначение

Практика. Работа «Корабли»

Материалы: гуашь

Форма контроля: педагогическое наблюдение


4.3. Сад воды

Теория. Фонтаны Петергофа. Эстетическое значение фонтанов

Практика. Работа «Фонтан»

Материалы: цветные карандаши, фломастеры

Форма контроля: просмотр работ


Раздел 5.Мир птиц. Изобразительное искусство

5.1. Зарисовки птиц

Теория. Знакомство с характерными чертами строения тела птиц

Практика. Зарисовки птиц

Материалы: гелевая ручка или маркеры для скетча

Форма контроля: педагогическое наблюдение


5.2. Птицы в городе

Теория. Птицы, живущие в городе. Их характер, повадки

Практика. Работа «Снегири

Материалы: гуашь

Форма контроля: игра «Знаешь ли ты птиц»


5.3. Домашние птицы

Теория. Домашние птицы. Их характер, повадки

Практика. Работа «Птичье подворье»

Материалы: тушь, перо

Форма контроля: выставка работ


Раздел 6.Декоративно-прикладное искусство

6.1. Цветы и птицы

Теория. Редкие и экзотические виды птиц. Строение тела, окрас, среда обитания

Практика. Работа «Попугаи»

Материалы: пастель, фломастеры

Форма контроля: педагогическое наблюдение


6.2. Жар-птица

Теория. Сказочный образ птицы

Практика. Коллаж «Жар-птица»

Материалы: вырезки из журналов

Форма контроля: педагогическое наблюдение


6.3. Петушок Золотой Гребешок

Теория. Фольклорный образ птицы

Практика. Работа «Петушок»

Материалы: гуашь

Форма контроля: Упражнение «Волшебная кисточка»


Раздел 7.Архитектурно-художественное моделирование

7.1. Птичьи гнезда. Скворечник

Теория. Природные постройки птиц. Постройки для птиц, сделанные человеком.

Практика. Кормушки

Материалы: бумага, картон

Форма контроля: просмотр работ


7.2.Сказочный птичий дом

Теория. Художественный образ сказочного дома для птиц

Практика. Работа «Птичье общежитие»

Материалы: цветные карандаши

Форма контроля: кроссворд


7.3.Птицы прилетели

Теория. Движение птиц в стае. Композиция

Практика. Аппликация « Весна»

Материалы: бумага

Форма контроля: педагогическое наблюдение



7.4. Птица счастья

Теория. Художественный образ птицы-мечты

Практика. Работа «Птица Счастья»

Материалы: любые графические материалы

Форма контроля: выставка работ


8. Итоговое занятие


8.1. 1 полугодие (промежуточный контроль)

Теория. «Калейдоскоп игр»

Практика. аппликация «Аквариум» с использованием геометрических фигур

Материалы: цветная бумага

8.2. 2 полугодие (итоговый контроль - промежуточная аттестация)

Теория. Игра «Морской бой»

Практика. Просмотр работ



Условия реализации программы


Для реализации данной образовательной программы занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, который соответствует всем санитарно-гигиеническим нормам и оснащен необходимым оборудованием.

Особенно важно наличие в кабинете хорошего освещения. Оно должно быть как дневное, так и искусственное (электрическое). Для дополнительного освещения кабинета используются лампы дневного света, а для постановочной натуры используются переносные лампы.

Обязательным оборудованием кабинета являются: учебная доска для объяснения учебного материала, методические пособия, индивидуальные мольберты, рабочие столы, стулья, тумбы для натюрмортов, реквизит. В специальном месте (шкафы, стеллажи) хранятся общие и индивидуальные материалы. Также в кабинете есть свободный доступ к воде для мытья рук и рабочих инструментов.

Инструменты и материалы: бумага для рисования, палитры, краски, банки для воды, ластики, пастель и т. Д. В отдельно оборудованном месте хранятся незавершенные работы учащихся и уже готовые к оформлению. Кабинет оснащен разнообразным постановочным материалом для работы с натуры: наборы гипсовых геометрических тел, бытовые предметы, сухоцветы, искусственные цветы, гипсовые головы, розетки, комплекты муляжей грибов, фруктов и овощей.

Дидактический и методический материал: специальная литература, книги, альбомы с репродукциями картин художников, журналы.

На учебной доске помещаются плакаты, схемы: «цветовой круг», схематическая раскладка хроматических и ахроматических цветов, методические плакаты с раскрытием поэтапной работы над рисунком головы, натюрморта, фигуры человека и т.п.

Также в кабинете располагается постоянно действующая, обновляющаяся экспозиция лучших работ учащихся.

Кабинет должен иметь следующие функциональные зоны:

- индивидуальные места за мольбертами,

- индивидуальные места за столами,

- рабочее место для педагога,

- зона хранения учебных пособий, материалов, инструментов, работ,

- зона для просмотров демонстрационных материалов,

Рабочие места должны быть правильно организованы, соответствовать правилам техники безопасности.

При проведении занятий в природных условиях (на пленэре) необходимо наличие этюдника или планшета, набора необходимых инструментов и материалов (краски, кисти, карандаши, бумага). Педагог обязан иметь с собой аптечку. Одежда должна быть максимально удобной.

Перечисленные условия реализации данной образовательной программы позволяют создать комфортную, полноценную, творческую обстановку для работы и достижению поставленных целей.


Оценочные материалы

Оценочные материалы – пакет диагностических методик и материалов:

Критерии оценки на просмотре практических и творческих работ

Терминологические диктанты

Кроссворды

Проверочные тесты

Индивидуальные задания на карточках

Викторины


Оценочные материалы позволяют определить достижение планируемых (ожидаемых) результатов, знания по предмету или виду деятельности; метапредметные умения и личностное развитие.



Методическое обеспечение программы 1-го года обучения


Наименование разделов и тем

Методические виды продукции

Рекомендации по проведению работ

Дидактический и лекционный материал

1.

Вводное занятие

Инструктаж по ТБ. Ознакомление с планом мероприятий

Познакомить обучающихся с помещением, эвакуационными выходами.

Инструкция по ТБ. Беседа, опрос.

Мир растений

2

Изобразительное искусство.

Подборка работ художников по темам. Зарисовки-работы педагога. Детские работы

Правила работы над композицией Рекомендации по практической работе и выбор художественных материалов.


Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». Чернышев О.В. Формальная композиция.

3

Декоративно-прикладное искусство

Наглядный материал-роспись, орнаменты. Дымковские игрушки.


Рекомендации по последовательности этапов работы над рисунком орнамента, законами композиции-орнамента.


Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

4

Архитектурно-художественное моделирование

Образцы работ в технике коллаж. Натурный фонд-матрешки, расписная посуда-хохлома.

Рекомендации по последовательности этапов работы в технике коллаж. Рекомендации по работе с разными графическими материалами.


Калмыкова Н.В., Максимова И.А. «Макетирование из бумаги и картона». Логвиненнко М. «Декоративная композиция».

Мир животных

5

Изобразительное искусство

Подборка работ художников анималистов. Зарисовки-работы педагога. Детские работы. Фотографии.

Правила работы над композицией Рекомендации по практической работе и выбор художественных материалов. Рекомендации по работе с бумагой.

Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». Чернышев О.В. Формальная композиция.

6

Декоративно-прикладное искусство

Наглядный материал: роспись, орнаменты.

Рекомендации по последовательности этапов работы над рисунком орнамента, законами композиции-орнамента.


Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»

7

Архитектурно-художественное моделирование

Иллюстрации к сказкам. Иллюстративный материал по теме «Животные в зоопарке».

Рекомендации по последовательности этапов работы над стилизацией образов. Рекомендации по работе с разными графическими материалами

Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. Логвиненнко М. Декоративная композиция.



Методическое обеспечение программы 2-го года обучения


Наименование разделов и тем

Методические виды продукции

Рекомендации по проведению работ

Дидактический и лекционный материал

1.

Вводное занятие

Инструктаж по ТБ. Ознакомление с планом мероприятий

Познакомить обучающихся с помещением, эвакуационными выходами.

Инструкция по ТБ. Беседа, опрос.

Мир подводных обитателей

2

Изобразительное искусство

Подборка работ художников по темам. Зарисовки-работы педагога. Детские работ. Книжные иллюстрации.

Правила работы над композицией Рекомендации по практической работе и выбор художественных материалов.


Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». Чернышев О.В. Формальная композиция.

3

Декоративно-прикладное искусство

Наглядный материал: роспись, орнаменты.

Рекомендации по последовательности этапов работы над рисунком орнамента, законами композиции-орнамента.


Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»

4

Архитектурно-художественное моделирование

Наглядные работы в технике аппликация, коллаж. Работы со стилизованными образами.

Рекомендации по последовательности этапов работы над стилизацией образов. Рекомендации по работе с разными графическими материалами

Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. Логвиненнко М. Декоративная композиция.

Мир птиц

5

Изобразительное искусство

Иллюстративный материал по теме «Птицы». Детские работы. Фотографии.

Правила работы над композицией Рекомендации по практической работе и выбор художественных материалов.


Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». Чернышев О.В. Формальная композиция.

6

Декоративно-прикладное искусство

Наглядный материал: роспись, орнаменты.

Рекомендации по последовательности этапов работы над рисунком орнамента, законами композиции-орнамента.


Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»

7

Архитектурно-художественное моделирование

Наглядные работы в технике аппликация, коллаж. Работы со стилизованными образами.

Рекомендации по последовательности этапов работы над стилизацией образов. Рекомендации по работе с разными графическими материалами, с бумагой.

Калмыкова Н.В., Максимова И.А. «Макетирование из бумаги и картона». Логвиненнко М. «Декоративная композиция».


Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Юный архитектор


Сроки реализации программы

Учебные периоды

Всего учебных недель

1-е полугодие

(16 недель)

2-е полугодие

(20 недель)

год

обучения

начало учебного года -

сентябрь

сентябрь-декабрь

январь-май

сентябрь-май

1-ый

1-й учебный день






36




2-ой

1-й учебный день






36






Условные обозначения:


- учебные занятия по расписанию


- текущий контроль (по темам и (или) по разделам, этапам, модулям и др.)


- промежуточный контроль (в конце полугодия)


- итоговый контроль (в конце учебного года и в конце освоения программы)





















Список литературы


для педагога:

1. Логвиненнко М. Декоративная композиция. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006.

2. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. – М., Университет, 2000.

3. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Минск, Харвест.1999.

4.Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» - М., Межвузовская типография. 1987.

5. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. Учебное пособие. – Ижевск: Изд-во УДГУ, 1992.

6.Павлова О.В. Изобразительное искусство. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты, викторины. – Волгоград: Учитель, 2011.


Список литературы для обучающихся и родителей:

1. Запартович Б., Криворучко Э.Н.. С любовь к природе. – М.,Педагогика, 1978 .

2.Лубочные картинки. – М., Мозаика – синтез, 2003.

3. Снегирев Г.. Про птиц. – Л.,Художник РСФСР, 1991.

4. Соловьев Е.А. Коралловый риф. – Л., Художник РСФСР,1988.

5. Тиханов В.А. Лик Живой природы – М., Советский художник.1990.

6.Чарушин Е.И. Друзья. Издательство: «Махаон» 2014. 
7.Чарушин Е.И. Рассказы про зверей и птиц. Издательство: «Самовар» 2010. 






























Оценочные материалы


Приложение 1

Входной контроль - 1 год обучения

Тест


1. Выбери цвета радуги.

А) красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый

б) фиолетовый, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, красный

в) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый


2. Какие цвета можно назвать основными?

А) синий, оранжевый, бежевый

б) оранжевый, фиолетовый, голубой

в) синий, красный, жёлтый


3. Выбери и подчеркни материалы, которыми работает художник:

а) лопата, удочка, грабли

б) краски, карандаши, мелки.

4. Палитра нужна для того, чтобы

а)  рисовать на ней

б)  смешивать краски

в)  для порядка на рабочем месте


5. «Перемешка». Подчеркни правильный ответ

а) Красный + синий = оранжевый

б) Синий + жёлтый = зеленый

в) Красный + жёлтый = синий


6.Какой цвет является тёплым:

а) серый

б) фиолетовый

в) жёлтый


7. Найдите соответствие и соедини:

а) Изображение человека                                 1) Архитектура

б) Изображение природы                                 2) Портрет  

в) Проекты зданий                                             3) Пейзаж


8. Какими материалами может работать художник? Перечисли 5 художественных материалов.



Критерии оценивания

За каждый правильный ответ ставится 1 балл. В 8 задании максимум 5 баллов.

Критерии оценивания теоретических знаний:

12-11 баллов – Высокий уровень

10-7 баллов – Средний уровень

Менее 5 баллов – Низкий уровень качества знаний.


Практика.

Тема «Оживи линию» (превратить свободно нарисованную линию в объект природы). Выполнить фантазийный рисунок пастелью, цветными карандашами





Приложение 2

Текущий контроль - 1 год обучения

Игра «Палитра осени»


Задачи: развивать зрительную память, цветовую зоркость; формировать знания по цветоведению (названия цветов, какие цвета следует смешать, чтобы получить нужный цвет); совершенствовать навыки работы красками и кистью.

Материал. Карточки-задания с указанием, какие цвета нужно смешать, чтобы получить третий, и наоборот: дан цвет, нужно определить, какие два цвета следует смешать, чтобы получить данный цвет.

Содержание. Каждый ученик получает карточку-задание, на которой он должен выполнить задания:

а) два прямоугольника раскрашены, например один желтым, а другой коричневым цветом, между ними поставлен знак «+», а третий прямоугольник остается не раскрашенным.

Учащиеся смешивают на палитре два указанных цвета, получают третий и раскрашивают им прямоугольник;

б) прямоугольник раскрашен цветом начала осени, например зеленовато-желтым, рядом с ним - два не раскрашенных прямоугольника, соединенные знаком «+».

Учащиеся должны раскрасить их зеленым и желтым цветом, так как, смешивая именно эти цвета, можно получить зеленовато-желтый. Примечание. Чтобы придать упражнению занимательность, можно создать игровую ситуацию: дождем нечаянно смыты цвета с некоторых осенних листьев (вместо прямоугольников даны изображения листьев), предложить учащимся восстановить их цвет.
































Приложение 3

Текущий контроль - 1 год обучения

Игра «Какого цвета осень?»


Задачи: развивать цветовую зоркость учащихся, зрительную память; учить смешивать на палитре цвета для получения нужного.

Материал. Репродукции осенних пейзажей на каждого учащегося или одну на парту, набор фишек шести различных цветов.

Содержание. По команде учителя учащиеся достают из пакетов репродукции пейзажей и набор фишек. Внимательно вглядываясь в репродукции картин, сравнивают цвета в репродукции с цветом фишек. При обнаружении сходства они устанавливают фишку на место аналогичного цвета. Когда набор фишек исчерпан, учащиеся должны получить на палитре те цвета, которые рассмотрели в репродукции.

Пробный ход. На доске вывешивается репродукция осеннего пейзажа. Учащиеся проделывают аналогичную работу по поиску цветов, характерных для данной картины.

Правило. Работу следует проделать, пуская в ход песочные часы (3—5 мин). Выигрывает тот, кто больше определит цветовых аналогий и получит эти цвета на палитре.







































Приложение 4

Текущий контроль - 1 год обучения

«Какое дерево лист потеряло?» Лото


Задача — совершенствование зрительной памяти учащихся.

Материал. Карточки лото с изображением различных деревьев (можно использовать карточки лото для I класса), набор карточек с изображением листьев на каждого ученика.

Содержание. Учитель раздает карточки лото и набор карточек с изображением листьев. У него на столе — набор настоящих листьев. Игровое действие заключается в следующем. Учитель демонстрирует один из листьев, лежащих у него на столе, и обращается с вопросом: «Какое дерево потеряло этот лист?» Дети сравнивают настоящий лист с изображениями листьев на своих карточках, находят нужное изображение и предъявляют его учителю. Неправильно поднятая карточка выбывает из игры. Затем учитель считает «раз, два, три», и дети закрывают изображение соответствующего дерева изображением листа.

Правила вытекают из содержания самой игры: быть очень внимательным, поднять нужную карточку, пока считает учитель, быстро определить изображение нужного дерева. Выигрывает тот, кто правильно выполнит все условия игры.

Примечание. Наградой победителям может быть осенняя песенка, во время звучания которой могут быть собраны все карточки и проведена физкультурная минутка.





































Приложение 5

Текущий контроль - 1 год обучения

Эстафета «Веселый узор»


Задача - закрепить навыки работы приемом тычка и примакивания (прикладывания) в составлении орнамента в полосе. Отработка навыков работы в команде

Материал. Узор-образец, состоящий из ягод и листьев: ряд из трех ягод, ряд из трех листьев, ряд из ягод, ряд из листьев и т. д.

Содержание.

  На доске перед каждой командой прикрепляется чистая полоса бумаги (половина листа альбома) для коллективной работы над созданием узора. По команде учителя к своим полосам подходят первые представители от каждой команды-ряда и выполняют приемом тычка первую полосу узора, которого должны будут придерживаться все остальные участники эстафеты. Затем выходят вторые представители команд и выполняют второй ряд узора, состоящий из трех листьев, приемом примакивания (прикладывания), задавая расстояние между рядами узора. Следующие участники игры выполняют ряд узора из трех ягод и т. д. Сколько учащихся сидит в ряду, столько и рядов будет в узоре.        

Правило. Участник эстафеты выходит выполнять свой ряд узора только тогда, когда предыдущий товарищ по команде сядет на свое место.

Выигрывает та команда, учащиеся которой правильно, красиво и быстро справились с работой, не нарушая правил игры.

Примечание. Чтобы игра прошла организованно, следует заранее подготовить для работы тычки, кисти, баночки гуаши для ягод и листьев для каждой команды; предложить учащимся до того, как они выйдут, выполнять узор, отработать прием декоративной росписи на листе.

































Приложение 6

Промежуточный контроль (1 полугодие) - 1 год обучения.


Задача: закрепление теоретических знаний и отработка умения оценивать свою работу

Тест

1. Назови виды орнаментов.









а б в г

1) растительный

2) геометрический

3) смешанный

4) зооморфный



2. Выбери из предложенных видов росписи жостовскую и хохломскую роспись.









1 2 3 4

3. Запиши букву изображения, на котором нарисован ассиметричный предмет.

















4.Как называется жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает посуду, фрукты, предметы быта, канцелярские принадлежности.

1) пейзаж

2) портрет

3) натюрморт


5. Установи соответствие «изображение матрешки - название»

1 2 3 4



а) Полхово-майданская матрешка

б) Загорская матрешкав

в) Семеновская матрешка

г) Вятская матрешка

6. Назови техники работы с гуашью.

А б в г

1)Штамповка

2)Мазок

3) Заливка с переходом цвета

4) Набрызг

7. Укажи номер картины в технике коллаж

1 2 3

Критерии оценивания

За каждый правильный ответ ставится 1 балл. В задании 2 максимум 2 балла. В 1,5,6 задании максимум 4 балла.

Критерии оценивания теоретических знаний:

17-16 баллов – Высокий уровень

15-8 баллов – Средний уровень

Менее 8 баллов – Низкий уровень знаний


Практика: Собери и зарисуй орнамент. Выбери из предложенных растительных объектов 3 вида, стилизуй и составь орнамент. Зарисуй в цвете.

Оцени свою работу по трем критериям: правила составления орнамента, самостоятельность выполнения, эстетичность работы. Критерии:

1- есть ошибки в составлении орнамента, прибегал к посторонней помощи, не аккуратно,

2-орнамент составлен правильно, красиво, но при помощи других,

3- орнамент составлен правильно, самостоятельно и красиво.



Критерии оценивания практической части

№ п/п

Критерии оценивания

теория

практика

1

низкий

обучающийся усвоил менее 50% содержания образовательной программы

уровень выполнения требований достаточный с точки зрения изученных приемов и способов деятельности, репродуктивный, допущены отдельные ошибки и не исправлены, работа не выполнена в определенное время

2

средний

обучающийся усвоил от 50% до 70% содержания образовательной программы

хороший уровень выполнения работы с точки зрения изученных приемов и способов деятельности, но допущены незначительные ошибки, которые исправляются в ходе работы, работа выполнена самостоятельно, на частично-репродуктивном уровне, в заданное время

3

высокий

обучающийся усвоил успешно более 70% содержания образовательной программы 

высокий уровень выполнения работы с точки зрения изученных приемов и способов деятельности, работа выполнена самостоятельно, в заданное время, творчески.


Приложение 7

Текущий контроль

Игра «Кто с кем пришел»


Задача: закрепление знаний о названии детенышей, научится анализировать форму животного.

Материал: карточки с изображением животных

Содержание: нужно подобрать взрослому домашнему животному детенышей и дать название. Из представленных геометрических фигур составить форму животного.















































Приложение 8

Текущий контроль

Игра «Сказка и её герои»


Задача: Совершенствовать навыки учащихся в рисовании животных по памяти и по представлению.

Дидактический материал.

Изображение или фотографии (в различных положениях) лисицы, медведя, муравья, волка, зайца, петуха.

Содержание: Учитель обращается к знанию учащимися народных и авторских сказок «Заюшкина избушка», «Теремок» «Колобок», «Как муравьишка домой спешил» и др. Для этого на классной доске вывешиваются изображения реальных животных, которые стали героями сказок, получив при этом человеческие характеристики.

Перед учащимися ставится задача: назвать, героями каких сказок являются данные животные и подобрать изображение сказочного животного.

Причём помимо словесных характеристик героев басни, параллельно даётся их изобразительная характеристика. Следует демонстрировать не готовые иллюстрации к басне, а отдельные изображения каждого героя. Должна быть вариативность изображений, например крадущаяся лиса; лиса стоящая на задних лапах; убегающая лиса.





































Приложение 9

Текущий контроль

Рисунок по кругу «Фантастическое животное»


Задачи: развитие креативности, повышение самооценки.

Материалы: бумага, карандаши.

Содержание: ребята рассаживаются по кругу. Далее следует инструкция: «Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. 1-й рисует голову, передает лист 2-му и тот рисует тело, не смотря на голову. Затем передает 3-му и тот рисует ноги. Передает следующему, который придумывает имя существу. Группа сочиняет небольшую историю о нем». По сигналу педагога начинается рисование. Он может наблюдать за соблюдением правил. Когда фантастические существа готовы, у них есть имена и истории можно провести выставку с обсуждением и комментариями.











































Приложение 10

Текущий контроль

Игра «Прятки»


Задача: Совершенствовать навыки учащихся в рисовании животных по памяти и по представлению.

Материал: рисунки животных

Содержание: найди всех животных, изображенных на рисунке.























Приложение 11

Промежуточная аттестация (2 полугодие). 1 год обучения.

Игра «Волшебный кубик»


Задача: проверить и закрепить знания по изученному материалу, формирование умения работать в группе

Материал: куб с разноцветными гранями.

Содержание: Легенда игры: художник Тюбик очень любит рисовать на пленере – рисовать природу с натуры, на улице. Однажды поднялся сильный ветер и подхватил его краски. Только волшебной слово может помочь собрать краски.

Учащиеся делятся на 2 группы, по очереди кидают кубик с разноцветными гранями. Цвет грани обозначает цвет потерянной краски, которую дети находят на рисунке-пейзаже. У каждой краски свое задание, выполнив которое, дети получают букву волшебного слова «.

1 грань желтая. Объедините данные слова в группы:

Орнамент, металлический поднос, роспись, , мазок кисти, Загорская матрешка коллаж, линия, натюрморт, глиняная игрушка жанр, геометрический узор, колорит, стилизация.

2 грань красная. Составить орнамент из предложенных фигур животных, геометрических и растительных элементов, используя только контрастные цвета (для 1 группы) или смежные (для 2 группы).

3 грань зеленая. «Заколдованный лес». «Перед вами нарисован заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное, потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей».

4 грань синяя. «Инопланетное существо». Задача детей по описанию изобразить 1группе – птицу, 2 группе – насекомое с другой планеты. Дайте название животному.

— У животного (инопланетянина) есть одна/две головы.

— А шея любит поворачивать налево и направо/ короткая.

— Туловище длинное и покрыто лохматыми перьями/круглое и пушистое?

— Птица умеет ходить, прыгать, летать/насекомое прыгает высоко.

— Оба животных имеют уши, хвост, клюв/хоботок.

- Птица любит танцевать/насекомое любит петь.

5 грань оранжевая. «Узнай на ощупь». Определить рукой на ощупь, лежащие в коробке предметы: чашка чайная, блюдце, ложка, сладости и выпечка, цветы, ваза, скатерть и тд. Создать из вынутых предметов натюрморт в теплой/холодной цветовой гамме, дать ему название.

6 грань фиолетовая. Определить из какой росписи взят данный элемент: жостово, хохлома, дымковская игрушка, матрешки.


Из полученных букв, собирают волшебное слово, возвращаем художнику краски, рассматриваем рисунки, получившиеся за год, находим цвета и их оттенки, рассуждаем, как их получили.


Ведомость результатов аттестации обучающихся

№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

Уровень усвоения программного материала

Теория (кол-во баллов)

Практика (кол-во баллов)

Средний балл усвоения материала

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

 

0-4

5-8

9-12

0-4

5-8

9-12

 

1

 

 

 

 

 

 

 


2

 

 

 

 

 

 

 


3

 

 

 

 

 

 

 


4…

 

 

 

 

 

 

 


 

Итого обучающихся:

 

 

 

 

 

 

 

Напротив ФИО обучающегося проставить кол-во баллов в соотв. с уровнем

Практика: стилизация предложенных видов обуви.



Критерии оценивания практической работы

№ п/п

Критерии оценивания

теория

практика

1

низкий

обучающийся усвоил менее 50% содержания образовательной программы

уровень выполнения требований достаточный с точки зрения изученных приемов и способов деятельности, репродуктивный, допущены отдельные ошибки и не исправлены, работа не выполнена в определенное время

2

средний

обучающийся усвоил от 50% до 70% содержания образовательной программы

хороший уровень выполнения работы с точки зрения изученных приемов и способов деятельности, но допущены незначительные ошибки, которые исправляются в ходе работы, работа выполнена самостоятельно, на частично-репродуктивном уровне, в заданное время

3

высокий

обучающийся усвоил успешно более 70% содержания образовательной программы 

высокий уровень выполнения работы с точки зрения изученных приемов и способов деятельности, работа выполнена самостоятельно, в заданное время, творчески.












Приложение 12


Входной контроль - 2 год обучения


Задача: определение остаточных знаний и отработка умения работать в паре


Найди соответствие, проверьте работу в паре


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

задания

Ответы

Оценивание

1. Рассмотри репродукции расположенные на доске. Определи, к каким видам пластических искусств они относятся. Запиши рядом с названием вида искусства номер репродукции, относящейся к данному виду

Живопись-4

Графика-3

Скульптура-1

Архитектура-5

ДПИ-2

Правильно определено не менее 3 репродукций

2. Рассмотри репродукцию картины И. Грабаря «Яблоки». Расскажи, в каком жанре работал художник, какие цвета использовал в произведении, какие чувства вызывает картина.

правильно ответил на 3 вопроса

3. Определи группы цветов. Запиши номер, относящийся к данной группе цветов.



1

составные

2 теплые





3

основные





4 холодные


Правильно определены все группы цветов














4. Рассмотри репродукции картин, определи и запиши цветовую гамму каждой картины: теплая, ледяная, холодная


ледяная

холодная

теплая


Правильно определена

цветовая гамма

картин

5. Определи и нарисуй геометрическую форму предмета








Правильно определены и нарисованы все геометрические формы предмета




6. Укрась шарфик для мамы, используя знакомые тебе орнаменты.

Использованы геометрические и растительные орнаменты,

правильно переданы пропорций, орнамента

7.Выполни набросок на тему «Лето в деревне», используя изображения домашних животных



Используется вся плоскость листа, отмечена линия горизонта. Пейзаж содержит ближний, средний дальний план. Животные изображены в разных ракурсах и в движении.

Максимум возможных баллов за работу


9 б.

Качество выполнения заданий основной части

9-8 баллов – высокий уровень

7-6 баллов - средний уровень

менее 5 баллов - низкий уровень















Приложение 13

Текущий контроль - 2год обучения

Игра «Путаница»


Задача: научить определять у животных отличительные признаки. По данному принципу изобрази фантастическое животное

Материал: картинки с изображениями животных

Содержание: На изображениях найди ошибки, которые допустил художник.

















































Приложение 14

Текущий контроль - 2 год обучения

Игра «Происшествие в музее осени»


Задача — совершенствование наблюдательного опыта и зрительной памяти учащихся.

Материал. Пейзажи

Содержание. Учитель говорит о том, что в музее пропала картина. Место нахождения картины уже известно, но она представлена среди других картин, изображающих осеннюю природу, и это усложняет ее поиск. Для того чтобы отыскать пропавшую картину, хранителю музея необходимо дать ее словесное описание и при поиске руководствоваться им.

Учащиеся выбирают «хранителя музея» и «сыщика». Хранителю музея предъявляется осенний пейзаж (другие учащиеся его не видят) и предлагается сделать его словесное описание. Сыщик, руководствуясь этим описанием, ищет среди представленных картин пропавшую.

Правило. Если сыщик нашел картину, все учащиеся хлопают в ладоши.










































Приложение 15

Текущий контроль - 2 год обучения

«Удивительная ладонь»


Задача: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Материалы: лист бумаги, наборы цветных карандашей, восковых мелков.

Содержание: Педагог предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д.











































Приложение 16

Промежуточный контроль - 2 год обучения

«Калейдоскоп игр»


1. Из чего состоит пейзаж? (игра с картинками)

Задача: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях.

Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.

Содержание: отбирать только те картинки, на которых изображены элементы присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.











































































 






















2. «Картинная галерея»

Задача: закрепить знания о морском пейзаже и колорите в зависимости от времени суток

Материалы: репродукции картин художников

Содержание: Разделите предложенные репродукции на две группы: морской и архитектурный пейзаж. (Айвазовский И.К. «Девятый вал», «Восход солнца у берегов Ялты», «Морской пейзаж», «Вечер»). 1 группа: Определи время суток, если можете, назовите художника.




(В. Поленов «Московский дворик», «Монастырь над рекой», К. Юон «Купола и ласточки», «Сергиев Посад»). 2 группа: подберите колорит и цветовую палитру к каждой картине.




3. Выбери стилизованное изображение птицы.

1 2 3 4 5





4. «Куда плывет рыбка?»

Задача: закрепление знаний об орнаменте в круге, развитие памяти и образного мышления.

Материалы: стилизованные рыбы разных форм, цветов, размеров

Содержание: В аквариуме плывут рыбы разных форм, цветов и размеров. Все закрывают глаза, 1 ученик меняет местами 2 рыбы, меняет направление движения. Вторая команда определяет что изменилось. Обнаруженные рыбы удаляются из игры. Из собранных рыб составьте орнамент в круге.


















Приложение 17


Текущий контроль - 2 год обучения

«Знаешь ли ты птиц»


Задача: Определить птиц по форме головы, конечностям и силуэту, развитие умения анализировать

Материалы: карточки с изображениями частей птиц











































Приложение 18


Текущий контроль - 2 год обучения

Упражнение «Волшебная кисточка»


Задача: вспомнить расположение цветов в радуге, теплые и холодные цвета, способы их осветления и затемнения, развитие умения воспринимать инструкцию на слух, работать в паре.

Материалы: фломастеры или карандаши, цветовой круг

Содержание: Расположить в порядке следования цветов в радуге фломастеры. Разделить на 3 группы цветов («теплые», холодные»). Показывая попарно рядом расположенные фломастеры, спросить, какой из них «холодный», а какой «теплый»? Тот же вопрос задать по поводу 
фломастеров, расположенных не рядом. Какую краску нужно добавить к краскам, чтобы высветлить цвет, сделать его более нежным? (Белый.) ­ А какой цвет добавляем, чтобы приглушить яркость? (Черный, чуть­-чуть и очень осторожно.)























































Приложение 19

Текущий контроль - 2 год обучения

Кроссворд


Задача: повторение изученных понятий и терминов

Содержание: Составьте кроссворд из ответов к загадкам

Прилeтeли гaлки в пoлe 

И усeлись нa снегу...

Стану я учиться в школе — 

Рисовать на нeй смогу. (БУМАГА)


Он бывает очень острым

И рисует ярко, пестро.

Грифелёк сo всeх стoрoн

Дрeвесинoй oкружен. (КАРАНДАШ)


Используют школьники в грaфике.

И живопись тоже нуждается в них,

В этих мeлках нeoбычных тaких.

От латинского «тeстa» названье, пoверь.

И отвечай, что же это? (ПАСТЕЛЬ)


Нанесет она узор

Очень трепетный и нежный –

Будь то небо или бор,

Инeй тонкий белоснежный,

Зеленеющий aпрель –

Все рacкраcит (АКВАРЕЛЬ)


Мы рисyем, крaсим тоже,

Каждый делает, что может.

Начнет рисунок кaрaндаш,

А зaвершит его (ГУАШЬ)


Создаю я новый цвет,

На дoщечку я пoхoжа.

Краску, что в коробке нет,

Сделать сам художник может.

Он смeшaeт крaски хитрo

С пoмoщью мeня – (ПАЛИТРЫ)



Вoт тeбe помощник дeревянный.
Шлет тебе он пламенный привет,
Ты на нeм работы нарисуешь,
А помощникa зовут (МОЛЬБЕРТ)

Волоски пушистой белки

Окyнy слeгкa в гуaшь я.

Все кaртинки и поделки

Очень яpкo я раскрашy.

Нарисую солнце, листья

Мягкoй шелкoвиcтoй (КИСТЬЮ)


Каждый год я к вам лечу – 
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой, 
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)


Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)


Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(ворона)


Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки (гусь)


Распускает хвост павлином, 
Ходит важным господином, 
По земле ногами - стук, 
Как зовут его? (петух)


Кто же это чертит дом,

Должен быть красивым он.

Чтоб приятно было всем,

Любоваться домом тем! (архитектор)




























Приложение 20

Итоговый контроль - 2 год обучения

Игра «Морской бой»


Задача: закрепить полученные знания, развивать умение работать в группе и оценивать свои результаты.

Материалы: игровое поле с изображенными кораблями (пейзаж), с обратной стороны каждого корабля задание.

Содержание: дети делятся на 2 группы, выбирают капитана команды. Разыгрывается право первого хода с помощью игры «Аукцион» (назвать как можно больше слов, связанных с материалами и инструментами художника). Команды по очереди называют корабль по цвету, определяя его группу (теплые, холодные, нейтральные, основные, составные, контрастные, близкие). Читаем задание на корабле и даем ответ, если ответ не верный, 2 команда имеет право ответа. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

1. Четвертый лишний

Для этого посмотри внимательно на картинки, здесь представлены 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, а четвертая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь?






2. Собери элементы



Вспомните, какие росписи дети знают. Выберите элементы в соответствии с народным промыслом.

Можно предложить детям украсить животных вырезанными элементами.












3. Что сначала, что потом


Восстанови последовательность изготовления хохломской посуды



4. Загадки


1.Если видишь на картине:

Волны, солнце, облака,

Яхта мчится в море синем…

Мы там не были пока,

Но хотелось бы конечно,

Почему не помечтать?

Вы скажите нам, ребята,

Как нам этот жанр назвать?

( маринистический пейзаж )

2. Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется пейзаж.

3. Мы его поставили, а потом рисуем: 
Вазочки с цветами, скатерть голубую, 
Книга, кисти, краски, даже бутерброд! 
О работе скажем – это....... (натюрморт.)

4. Портреты пишет портретист 
Пейзажи пишет пейзажист, 
А что рисует, присмотрись, 
Художник наш анималист? 
Анималист, анималист 
Берет бумаги белый лист, 
Пастель, иль уголь, иль гуашь,
Иль акварель, иль карандаш,
Рисует чем угодно знакомых нам ........(животных.)

5. Рассчитал нагрузки зданий,
Чертежи составил он
Просто мастер созиданий
И талантлив, и умен!

Посмотри на этот город
Красота и там и тут,
А того, кто все придумал
Архитектором зовут.


5. Кроссворд “Угадай ключевое слово”.
Как называется художественная техника, для работы в которой нам понадобятся материалы и инструменты загаданные в кроссворде, а отгаданное ключевое слово и есть название техники.

  1. Рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зерен кварца, полевых шпатов и мелких частиц иных твердых минералов.

  2. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах.

  3. Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. Употребляется как приправа к пище.

  4. Тончайший металлический лист, употребляющийся в технике, для тиснения, для упаковки пищевых продуктов.

  5. Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых материалов.

  6. Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками.


Коллаж – в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким способом. [Ожегов С. И. Словарь русского языка]


6. Игра-мозаика


Собери из частей животное, птицу, рыбу.



7. Игра «Красочки»


Выбирается ведущий –художник. Остальным детям раздаются карточки с цветами. Художник придумывает что будет рисовать, ребенок должен поднять те карточки, чтобы раскрасить этот предмет. Например: летнее дерево – синий, желтый, коричневый.


8. Застывщая музыка


Подбери силуэт к фотографии здания, если знаешь, назови.


Приложение 21

Просмотр творческих работ



Таблица контроля практических умений и навыков обучающихся во время просмотров творческих работ



Ф.И. ребенка

Творческие работы

Замечания,

рекомендации

Количество баллов

Уровень усвоения материала

1

2

3

1.








2….










Критерии оценивания просмотра творческих работ

На просмотр выставляются по три лучшие работы по пройденным темам.

Уровень усвоения материала определяется по сумме набранных баллов (0-4 – низкий, 5-8 средний, 9-10 – высокий).





Первый год обучения:

1.Раскрытие темы, выполнение практической задачи -3 балла.

2 Композиционное решение - 2 балла.

3. Техничность выполнения работы -1 балл.

4. Творческое использование выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции -2 балла.

5. Ответственное отношение к занятиям -2 балла.



Второй год обучения:

1.Раскрытие темы, выполнение практической задачи- 2 балла.

2 Композиционное решение - 2 балла.

3. Техничность выполнения работы -2 балла.

4. Творческое использование выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции -2 балла.

5.Образность и оригинальность композиций -1 балл.



Второй год обучения. Итоговая творческая работа:

1. Раскрытие темы, творческое использование выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции -3 балла.

2. Техничность выполнения работы -2 балла

3. Образность и оригинальность композиций -3 балла

4.Оригинальность подачи и защиты творческой работы -2 балла



Приложение 22

Выставка работ



Таблица

участия обучающихся в конкурсах и выставках



Ф.И. ребенка

Дата

Название конкурса, выставки

Уровень конкурса, выставки

Название работы (художественный материал)

Результат

1.







2.













Приложение 23

Карта педагогического наблюдения



ФИ обучающегося


Содержание наблюдений

Не наблюдается

Иногда

Часто


Предметные:

Умение работать в изучаемой художественной технике





Знание выразительных возможностей выбранных художественных материалов





Графика:

- использование различного вида линий (форм);

- расположение пятен;

- контраст, светоощущения





Цветоведение:

-владеет понятием «колорит»;

- использует в работе основные цвета и их оттенки;

- различает ахроматические и хроматические цвета;

- умеет получать составные цвета.





Владеет основами изображения орнамента, композиции





Метапредметные:

-высказывает простейшие суждения о предметах декоративно-прикладного искусства;

-умеет самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в его исполнение





Личностные:

-умеет эмоционально откликаться на произведения искусства, работы сверстников, оценивая их;

- проявляет интерес к искусству