СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«Дзюдо»
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Администрация Чановского района
Новосибирской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
Чановского района Новосибирской области
Рассмотрена на заседании педагогического совета «___» __________ 2021г. протокол № 03 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО Чановская ДЮСШ __________ Лаврентьев О.В. (печать)
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«Дзюдо»
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Авторы-составители программы:
Лаврентьев О.В., тренер-преподаватель,
высшая квалификационная категория,
Бехтенов Г.И., тренер-преподаватель,
первой квалификационной категории
Новосибирская область
р.п.Чаны 2021 г.
Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете учреждения.
«СОГЛАСОВАНО» методист | Леонова Е.Н. «22» февраля 2021г. |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы
Актуальность программы
Отличительные особенности программы
Новизна программы
Адресат программы
Объем программы и сроки освоения
Формы обучения
Уровень программы
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы
Задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
Содержание учебно-тематического плана
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Рабочая программа воспитания
2.7. Календарный план воспитательной работы
3. Список литературы
4. Приложения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового (ознакомительного) уровня по виду спорта «Дзюдо» составлена в соответствии с приказом №196 от 9 ноября 2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Министерства просвещения Российской Федерации и Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая разноуровневые программы от 18.11.2015 года № 09-3242 Министерства образования и науки Российской Федерации.
Раздел 1Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по виду спорта Дзюдо разработана как совокупность мер, планов, действий на основе следующих нормативно-правовых актов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция).
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки Российской федерации.
Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Чановского района Новосибирской области.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Актуальность программы - формирование разносторонне гармонически физически развитой личности, укрепления и сохранения собственного здоровья, воспитания потребности для занятия спортом. Дзюдо – это вид спортивной борьбы, культивируемый в большинстве стран мира. В России дзюдо является одним из популярных видов спорта. На сегодняшний день дзюдо является олимпийским видом спорта. Технический арсенал дзюдо включает в себя: бросковую технику, технику удержаний, технику болевых приёмов на локтевой сустав, технику удушающих приёмов.
Абсолютная цель занятия дзюдо – изучить себя, чтобы принести больше пользы окружающему миру.
Программа направлена на удовлетворение потребностей детей школьного возраста в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление обучающихся.
Отличительные особенности и новизна программы
Программа построена на основе Дополнительной образовательной общеразвивающей программы по дзюдо физкультурно-спортивной направленности МАОУ ДО ДЮСШ г. Искитим, автор программы: тренер-преподаватель Трушин В.Н., 2019г.
Данная учебная программа предназначена, для занимающихся в спортивно-оздоровительных группах по дзюдо.
К отличительным особенностям программы относятся учебный план, часовая нагрузка, возраст обучающихся, планируемые результаты (личные качества), подвижных игр с элементами единоборств, контрольные нормативы.
Программа учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться воспитанием здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
Привлечение детей к занятиям дзюдо возможно благодаря привлекательности его особой атмосферы бойцовского духа, замешенного на уважении к борцовскому залу, друг к другу, тренеру и окружающим. Умение искусно владеть своим телом, красота бросков; трогательное отношение к новичкам – все эти уникальные свойства открывают большие возможности для активизации интереса детей и подростков к данному виду спорта, мотивации ведения активного здорового образа жизни, способствуют воспитанию всесторонне развитой личности обучающегося.
Педагогическая целесообразность
На современном этапе развития страны особую важность приобретает одна из важных функций образовательных учреждений - социализация ребенка. Данная программа позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Практическая значимость программы
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Дзюдо», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по виду спорта Дзюдо соответствует стартовому (ознакомительному) уровню обучения.
«Стартовый уровень» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность содержания программы.
Адресат программы
Программа рассчитана для мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 17 лет, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям дзюдо.
Зачисление на обучение по общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования Дзюдо осуществляется по личному желанию ребенка и заявлению родителя (законного представителя), при этом сдача контрольно-тестовых упражнений по ОФП и/или СФП для зачисления не предусмотрена.
Нормативный срок обучения - реализация стартового уровня предполагает наличие программы сроком обучения 1 год в количестве 200 часов. Программа стартового уровня направлена на формирование знаний, умений и навыков стартового уровня и предполагает занятия с основным составом детского объединения.
Программа стартового уровня предусматривает уровневую дифференциацию, обусловленную особенностями направленности программы, спецификой освоения и индивидуальными особенностями, возможностями и потребностями детей и подростков, которые могут являться основанием к переходу на следующий базовый, продвинутый уровень.
Объём и сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Объём 200 часов.
Формы обучения: Очная
Для реализации общеобразовательной программы в учреждении подразумеваются основные формы организации тренировочного процесса:
тренировочные занятия с группой, сформированной с учётом избранного вида спорта (дзюдо), возрастных и гендерных особенностей занимающихся;
индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно тренировочным (учебным) планам;
Режим занятий: Продолжительность одного академического часа 45 минут. Общее количество часов в неделю – 5 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю, 2 раза по 2 часа, и один раз 1 час. Перерыв 10 минут.
1.2 Цель и задачи программы
Цель формирование у обучающихся устойчивых потребностей к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими основами дзюдо.
Задачи
Предметные:
способствовать формированию основных жизненно важных двигательных умений и навыков;
развивать устойчивый интерес к занятиям дзюдо;
расширить знания дзюдо, его истории и о современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучить базовой технике (основам) дзюдо, навыкам и умениям в данной деятельности, самостоятельной организации занятий;
Метапредметные:
развивать координацию движений, двигательные способности и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту и др;
сформировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.
Личностные:
расширить социальную активность обучающихся;
способствовать воспитанию коммуникабельности, коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки, сохраняя свою индивидуальность;
способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.
Содержание программы
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Теоретическая подготовка | 10 | 10 | - | Зачёт | |
2 | Общая физическая подготовка | 90 | | 90 | Зачёт | |
3 | Специальная физическая подготовка | 32 | 1 | 31 | Зачёт | |
4 | Технико-тактическая подготовка | 66 | 3 | 63 | Зачёт | |
5 | Контрольные нормативы | 2 | - | 2 | Сдача контрольных нормативов | |
6 | Всего часов: | 200 | 14 | 185 |
|
Содержание разделов и тем.
Тема 1. Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России. Физическая культура – часть общей культуры. Её значение для укрепления здоровья и всестороннего физического развития. История зарождения и развития дзюдо в Японии. Места занятий, оборудование и инвентарь. Оборудование зала и инвентарь.
Тема 2. Гигиенические требования и навыки, врачебный контроль. Общее понятие о гигиене. Гигиенические требования к занимающимся дзюдо. Личная гигиена. Гигиена мест занятий. Предупреждение травм. Причина травм. Значение и содержание врачебного контроля. Порядок осуществления врачебного контроля. Значение медицинских и педагогических наблюдений для правильной организации учебно-тренировочного процесса.
Тема 3. Основы техники и тактики борьбы. Общее понятие о приёмах. Характеристика бросков. Характеристика удержаний. Характеристика болевых и удушающих приёмов. Этикет в дзюдо. Поклоны перед выходом на татами (Tachi Rei), партнёру при вызове его на совместные упражнения или поединок (Za Rei), а также окончания упражнения или поединка, тренеру при индивидуальном общении и стоя, в общем строю. Запрещённые приёмы в дзюдо. Сведения о физиологических основах тренировки борца. Мышечная деятельность как необходимое условие физического развития. Сведения о строении и функциях человеческого организма человека. Нервная, кровеносная, дыхательная и пищеварительная системы организма. Костная система. Скелет. Форма костей. Суставы. Мышцы. Связочный аппарат. Деятельность мышц. Прикрепление мышц к костям. Взаимосвязь обучения и воспитания. Роль коллектива в обучении и воспитании.
Тема 4. Правила соревнований. Возрастные группы и весовые категории. Взвешивание. Начало и конец схватки. Продолжительность схватки и возможные перерывы для оказания медицинской помощи, приведения в порядок костюма. Определение победителя в схватке. Оценки приёмов. Команды и жесты арбитра (основные).
Тема 5. Общая и специальная физическая подготовка. Общая физическая подготовка. Упражнения для развития общих физических качеств: силы: гимнастика – подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лёжа, сгибание туловища лёжа на спине, ноги закреплены, поднимание ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке, лазание по канату с помощью ног, без помощи ног. Спортивная борьба - приседание, повороты туловища, наклоны с партнёром на плечах, подъем партнёра захватом туловища сзади, стоя на параллельных скамейках; быстроты: лёгкая атлетика – бег 10 м, 20 м, 30 м, прыжки в длину с места. Гимнастика – подтягивание на перекладине за 20 с., сгибание рук в упоре лёжа за 20 с., спортивная борьба – 10 бросков манекена через спину; гибкости: спортивная борьба – вставание на мост из стойки, переворачивания на мосту с помощью партнёра; гимнастика – упражнения на гимнастической стенке, упражнения для формирования осанки; ловкости: лёгкая атлетика – челночный бег 3х10 м, гимнастика – кувырки вперёд, назад (вдвоём, втроём), боковой переворот, подъем разгибом; спортивные игры – футбол, регби; подвижные игры – эстафеты, игры в касания, в захваты; выносливости: лёгкая атлетика – кросс 800 м. Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития специальных физических качеств: силы: выполнение приёмов на более тяжёлом партнёре, приседание с партнёром, перенос партнёра перед собой; быстроты: выполнение бросков на скорость; выносливости: выполнение бросков, удержаний на длительность; ловкости: выполнение приёмов с использованием движения партнёра. Имитация упражнений для подсечек с набивным мячом, удары стопой по движущемуся мячу. Борьба на одной ноге для освоения боковой подсечки. Uci-komi. Упражнения для комплексного развития качеств: поднимание и опускание плеч, круговые движения, из упора присев в упор лёжа и снова в упор присев; стойка на лопатках, вращение шеи, туловища, таза; наклоны вперёд, назад, в сторону; прыжки на месте с поворотом на 90°, 180°, 360°; ходьба по рейке гимнастической скамейки, с поворотом, перешагивания через набивной мяч; кувырок вперёд с захватом скрещенных ног, с закрытыми глазами, из стойки, с набивным мячом в руках, полёт кувырок; стойка на руках; переползания; лазание по гимнастической стенке, метания теннисного мяча на дальность, после кувырка вперёд, на точность, перебрасывания мяча в парах; строевые упражнения – выполнение команд «направо», «налево», «кругом», построение из колонны по одному в колонну по трое, размыкание вправо, влево от середины на вытянутые в сторону руки. Тема
Тема 6. Техническо-тактическая подготовка. Элементарные технические действия: стойка дзюдоиста (Shi Sei): высокая, низкая, средняя, левая, правая, фронтальная; дистанция(Sin Tai): дальняя, средняя, ближняя, вплотную; передвижения(Tai Sabaki): вперёд, назад, вперёд вправо, влево по кругу, назад вправо, влево по кругу, влево, вправо; самостраховка (Ukemi): на левый бок /правый бок, на спину/ живот, падение через партнёра, шест.
Начальные технические действия.
Захваты (Kumi Kata): атакующие, защитные, вспомогательные: двух рукавов; рукава и одноимённого отворота; рукава и разноимённого отворота; двух отворотов; рукава и пояса спереди или сзади; рукава – отворота или туловища; одноимённого и разноимённого рукава, ворота (шеи).
Выведение из равновесия (Kuzushi): вперёд на носки (Mae Kuzushi); назад на пятки (Ushiro Kuzushi); влево (Hidari Kuzushi); вправо (Migi Kuzushi); вперёд вправо (Mae Migi Kuzushi); вперёд влево (Mae Hidari Kuzushi); назад вправо (Ushiro Migi Kuzushi); назад влево (Ushiro Hidari Kuzushi); сбиванием, осаживанием, зависанием. Броски – Nage Waza: боковая подсечка – De ashi-barai; передняя подсечка в колено – Hiza Guruma; передняя подсечка – Sasae Tsuri Komi Ashi; бросок через бедро с захватом туловища – Uki Goshi; Отхват – O soto Gari; бросок через бедро – O Goshi; зацеп изнутри – O Uchi Gari; бросок через спину – Seoi Nage.
Приемы борьбы лежа – Ne Waza: удержание сбоку – Hon Kesa Gatane; удержание сбоку с выключением руки – Kata Gatame; удержание поперек – Yoko Shino Gatame; удержание со стороны головы, захватом пояса – Kami Shino Gatame; удержание верхом – Tate Shino Gatame; рычаг локтя через бедро от удержания сбоку – Kasa-Ude-Hishigi-Gatame; переворачивание захватом двух рук Yoko Kaeri Waza; переворачивание захватом шеи и руки из под плеча (ключом); переворачивание захватом бедра и руки Yoko Kaeri Waza.
Тема 7. Соревновательная подготовка. Участие в соревнованиях различного уровня.
Тема 8. Зачетные требования. Контрольные тестирования.
Технико-тактическая подготовка
Основы техники
Стоя- стойки (сизей) - правая, левая, высокая, средняя, низкая, фронтальная, высокая прямая, полупрямая, согнутая, прогнутая. Передвижения (синтай) - обычными шагами (аюмиаси), подшагиванием (цугиаси). Дистанции (вне захвата, дальняя, средняя, ближняя, вплотную). Повороты (таисабаки) - на 90°, 180° с подшагиванием в различных стойках. Упоры, нырки, уклоны. Захваты (кумиката) - за кимоно, за кимоно и звенья тела (руки, предплечья, плечи). Падения (укеми) - на бок, на спину, на живот, падения через палку, после кувырка, со стула, держась за руку партнера. Страховка и самостраховка партнера при выведениях из равновесия с последующим его падением (поддержка), поправка позы, оказание помощи при подбивке, рывке, толчке, тяге.
Положения дзюдоиста - по отношению к татами (стоя на стопах, стоя на одной стопе, на стопе и колене, на коленях, на четвереньках, в упоре на руках и стопах, лежа на спине, на животе, на боку, сед), по отношению к противнику - лицом к лицу, лицом к затылку, спиной к груди, боком к груди, сверху, снизу.
Сближение с партнером - подшагивание, подтягивание к партнеру, подтягивание партнера, отдаление от партнера - отшагивание, отталкивание от партнера, отталкивание партнера.
Усилия дзюдоиста, направленные на нарушение равновесия противника вперед (тяга двумя руками, тяга левой, толчок правой, толчок левой, тяга правой), усилия дзюдоиста, направленные на нарушение равновесия назад (толчок двумя руками, толчокдвумя руками с подшагиванием).
Проведение поединков с односторонним сопротивлением. Учи-коми. Рандори.
Закрепление техники выполнения бросков, удержаний, болевых, удушений посредством многократного их проведения: в стандартных ситуациях, в условиях перемещения противника при нарастающем сопротивлении противника. Освоение комбинации и контрприемов стоя, лежа, стоя-лежа. Формирование умения вести противоборство с противником в условиях взаимного сопротивления.
Броски - Nage Waza
Боковая подсечка - De Ashl-Barai
Передняя подсечка в колено - HizaGuruma.
Передняя подсечка - SasaeTsuriKomiAshi
Бросок через бедро скручиванием - UkiGoshi
Отхват - О Soto Gari
Бросок через бедро - О Goshi
Зацеп изнутри - О Uchi Gari
Бросок через спину - Seoi Nage
Приёмы борьбы лёжа - Ne Waza
Удержание сбоку - Hon Kesa Gatame
Удержание сбоку с выключением руки - KataCatame
Удержание поперёк - Yoko Shiho Gatame
Удержание со стороны головы захватом пояса - KamiShihoGatame
Удержание верхом— Tate Shiho Gatame
Рычаг локтя через бедро от удержания сбоку - Кesa-Ude-Hishigi
Gatame
Основы тактики
Тактика проведения захватов и бросков удержаний и болевых
Использование сковывающих, опережающих, выводящих из равновесия действий, обманных (угрозы, вызовы, комбинации, контратаки) действий для проведения захватов, бросков, удержаний, болевых.
Тактика ведения поединка
сбор информации о противниках (вес, рост, физическое развитие);
постановка цели поединка (победить, не дать победить противнику);
проведение поединков с различными партнерами по заданию тренера;
проведение поединка по формуле 2 минуты в стойке, 2 минуты в борьбе лежа;
перед поединком с конкретным противником задумать (спланировать) проведение конкретных бросков, удержаний, болевых и в поединке добиться их успешного выполнения;
постановка цели поединка (победить, не дать победить противнику);
проведение поединков с различными партнерами по заданию тренера;
проведение поединка по формуле 2 минуты в стойке, 2 минуты в борьбе лёжа.
Физическая подготовка.
Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития специальных физических качеств
Силы: выполнение приёмов на более тяжёлых партнерах.
Быстроты: проведение поединков с быстрыми партнёрами, с партнёрами лёгкими по весу.
Выносливости: проведение поединков с противниками, способными длительное время сохранять работоспособность, выполнять приемы длительное время (1-2 минуты).
Гибкости: проведение поединков с партнерами, обладающими повышенной подвижностью в суставах, выполнение приемов с максимальной амплитудой.
Ловкости: выполнение вновь изученных приемов в условиях поединка. Имитационные упражнения с набивным мячом.
Общая физическая подготовка
Упражнения для развития общих физических качеств
Силы: гимнастика - подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лежа, сгибание туловища лежа на спине, ноги закреплены, поднимание ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке, лазание по канату с помощью ног, без помощи йог.
Быстроты: легкая атлетика - бег 10 м, 20 м, 30 м, прыжки в длину с места; гимнастика - подтягивание на перекладине за 20 с, сгибание рук в упоре лежа за 20 с.
Гибкости: упражнения на гимнастической стенке, упражнения для формирования осанки.
Ловкости: легкая атлетика - челночный бег 3x10 м; гимнастика -кувырки вперед, назад (вдвоем, втроем), боковой переворот, подъем разгибом; спортивные игры - футбол, баскетбол, волейбол; подвижные игры - эстафеты, игры в касания, в захваты.
Выносливости: легкая атлетика - кросс 800 м; плавание - 25 м.
Упражнения для комплексного развития качеств: поднимание и опускание плеч, круговые движения, из упора присев в упор лёжа и снова в упор присев; стойка на лопатках, вращение шеи, туловища, таза; наклоны вперед, назад, в сторону; прыжки па месте с поворотом на 90°, 180°, 360°; ходьба по рейке гимнастической скамейки, с поворотом, перешагивания через набивной мяч; кувырок вперед с захватом скрещенных ног, с закрытыми глазами, из стойки, с набивным мячом в руках, полет-кувырок; стойка на руках; переползания; лазанье по гимнастической стенке; метания теннисного мяча на дальность, после кувырка вперёд, на точность, перебрасывания мяча в парах.
Подвижные игры с элементами единоборств (приложение).
1.4 Планируемые результаты
Ожидаемым результатом прохождения программы: по окончании программы обучающихся появится устойчивый интерес к занятиям спорта.
Предметные:
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
историю развития и современное состояние дзюдо в мире и в стране;
правила безопасного поведения во время занятий;
правила организации и проведения соревнований по дзюдо;
основные элементы борьбы.
Метапредметные:
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
организовать самостоятельные занятия, а также с группой сверстников;
выполнять требования по общей и специальной физической подготовке в соответствии с возрастом;
выполнять технические элементы и упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты с различными элементами и предметами направленные на развитие физических качеств;
владеть техническими и тактическими действиями по возрасту;
Личночтные:
У обучающихся будут развиты личностные качества:
дисциплинированность;
ответственность;
сила воли;
моральная и психологическая устойчивость;
целеустремленность;
патриотизм;
смелость и решительность.
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Начало занятий- 1 сентября
Окончание занятий -30 июня
Всего учебных недель- 40
Объем учебных часов-200
Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение
Для занятий дзюдо иметься зал борьбы, тренажерный зал, борцовский ковёр, 3-манекена для отработки бросков, резиновые жгуты, канаты.
Информационное обеспечение - схемы и плакаты освоения техники дзюдо, правила дзюдо, видеозаписи с соревнований различных уровней, видео-уроки по дзюдо. Рекомендации по организации безопасного поведения в спортивном зале.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется тренерами – преподавателями Чановской ДЮСШ.
Лаврентьев Олег Владимирович, тренер-преподаватель по борьбе дзюдо, высшей квалификационной категории. Педагогический стаж работы 25 лет. Образование высшее НГПУ, присвоена квалификация учителя труда и общетехнических дисциплин 1993г. В 2017 году прошёл профессиональную переподготовку по «Физической культуре» в ГАПОУ НСО ТПК. Курсы повышения квалификации в ГАПОУ Новосибирской области ТПК с 13 января по 01 февраля 2020 года по программе "Содержание и организация деятельности педагога с детьми с особыми возможностями здоровья«в объёме 108 часов. С 28 февраля по 25 марта 2020 года по программе «Организация психолого-педагогических условий развития и поддержки одарённых детей в организации дополнительного образования» в объёме 108 часов.
Бехтенов Гамзат Имангалиевич тренер-преподаватель по борьбе дзюдо, первой квалификационной категории. Педагогический стаж работы 5 лет. Образование высшее НГПУ, по специальности «История с дополнительной специальностью Социальная педагогика» 2010г.В 2017 году прошёл профессиональную переподготовку по «Физической культуре» в ГАПОУ НСО ТПК. Курсы повышения квалификации в ГАПОУ Новосибирской области ТПК с 13 января по 01 февраля 2020 года по программе "Содержание и организация деятельности педагога с детьми с особыми возможностями здоровья«в объёме 108 часов. С 28 февраля по 25 марта 2020 года по программе «Организация психолого-педагогических условий развития и поддержки одарённых детей в организации дополнительного образования» в объёме 108 часов.
2.3 Формы аттестации
Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися образовательной программы по дзюдо.
Основной целью аттестации является выявление исходного и итогового уровня развития практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам данной образовательной программы.
Задачи:
анализ полноты реализации образовательной программы по виду спорта дзюдо;
соотнесение прогнозируемых и реальных результатов;
выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы;
внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной программы.
Примерные виды аттестации: входной контроль и итоговое тестирование. Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного уровня умений обучающихся перед началом образовательного процесса (ежегодно). Итоговая аттестация – это оценка учащимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы.
В качестве аттестации, используется метод тестирования, спортивные соревнования.
Контрольно-переводные нормативы
С целью определения уровня общей и специальной физической подготовленности учащихся отделения дзюдо за основу принимаются контрольно-переводные нормативы по ОФП и СФП.
Контрольные нормативы
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) |
Быстрота | Бег на 30 м (не более 5 с) |
Координация | Челночный бег 3 x 10 м (не более 9 с) |
Сила | Подтягивание на перекладине (не менее 6 раз) |
Силовая выносливость | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 15 раз) |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 140 см)
|
Специальная физическая подготовка | Подтягивание на перекладине за 20 с (не менее 4 раз) |
Подъем туловища, лежа на спине за 20 с (не менее 8 раз) | |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (не менее 6 раз) |
Контрольные нормативы для физкультурно-оздоровительных групп выполняются учащимися в начале и конце учебного года, что позволяет отследить изменения индивидуальных показателей развития учащихся.
2.4 Оценочные материалы
Для определения общефизической подготовленности обучающихся, используются нормативы Всероссийского комплекса ГТО (Готов к труду и обороне) https://www.gto.ru/norms
Методические материалы
Тренировочный процесс юных спортсменов, в отличие от тренировки взрослых имеет ряд методических и организационных особенностей.
1. Тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение, в первые годы занятий, высоких спортивных результатов.
2. Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.
3. В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить организацию врачебно-педагогического контроля состояния здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.
4. Надежной основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств.
5. Необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса в планировании спортивной тренировки.
Программа основана на педагогических технологиях индивидуализации, игрового и группового обучения.
Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Образовательная технология разноуровнего обучения направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного образования всем обучающимся с учётом разного уровня физической подготовки и физического развития.
В основу образовательной технологии, заложена идея внутригрупповой дифференциации, так как группа комплектуется из детей разного уровня развития и неизбежно возникает необходимость индивидуального подхода при разно уровневом обучении. Каждого обучающегося необходимо сориентировать на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться педагогом, товарищами по группе, команде, родителями как успех, как победа ребенка над собой.
Игровые и групповые технологии (технологии игры в группе) занимают важное место во многих учебных дисциплинах, так как сама игровая деятельность – это особая сфера образовательного процесса. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам. Игра в группе формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. Игры в команде, групповые технологии в тренировочном процессе дают возможность повысить интерес к виду спорта, сдружить коллектив, развить стремление к соревновательности, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответственности, поощряют желание выполнять свое дело хорошо, лучше всех, и желание достичь успеха. В групповой деятельности, так популярной на любых спортивных соревнованиях, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы.
Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать результативно. Групповые технологии на занятиях дзюдо несут ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные, развлекательные, релаксационные. Эти технологии позволяют более действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общее комфортное состояние человека, дать заряд положительных эмоций, снять негативный настрой, дать общий эффект радости от общения к успешному преодолению трудностей. Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.
Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности. Но при этом, уровень нагрузки должен соответствовать степени работоспособности обучающегося. Тренировочные нагрузки надо подбирать индивидуально, и дифференцировать в группе дзюдоистов с учетом их состояния, уровня работоспособности на данном этапе.
Нужно ставить перед юными спортсменами такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники.
Алгоритм учебно - тренировочного занятия
Подготовка спортсменов организуется прежде всего в форме тренировочных занятий, имеющих определенную структуру и распределенных во времени.
Структура тренировочных занятий базируется на физиологических, психологических и педагогических закономерностях. Продолжительность занятия зависит от этапов подготовки, задач тренировки, возраста спортсменов, их подготовленности
Тренировочное занятие состоит из четырех более или менее четко выраженных, взаимосвязанных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
Вводная часть — построение группы, приветствие, объявления, постановка задач.
Подготовительная часть (разминка) решает следующие задачи:
— обеспечивает оптимальную эластичность связок, сухожилий, мышц и подвижности звеньев двигательного аппарата;
— функциональное врабатывание (рабочее возбуждение в нервных центрах, увеличение газообмена и кровообращения) в режим предстоящей двигательной деятельности, достижение оптимума двигательных реакций;
— психическая настройка — обеспечение оптимальной возбудимости, сосредоточенности на главной задаче тренировки.
Средства: упражнения на растяжение разновидности ходьбы и бега, прыжки, акробатические и имитационные упражнения, рывки и ускорения, упражнения с мячами (передачи, прием мяча, нападающие удары и др.).
Основная часть решает следующие задачи:
— повышение физической подготовленности;
— обучение техническим приемам защиты и нападения и их совершенствование;
— обучение тактическим действием в защите и нападении и их совершенствование;
— интегральная подготовка;
— игровая подготовка.
Средства: основные упражнения (упражнения по технике, тактике игры, игра); вспомогательные упражнения — для развития физических качеств и повышения уровня функциональных возможностей, для овладения основами техники, тактики игры.
Если в одном тренировочном занятии в основной части решаются несколько задач, то рекомендуется соблюдать такую последовательность:
— задачи технической подготовки всегда решаются в начале основной части, т.к. формирование и дифференцировка новых двигательных рефлексов происходят на фоне оптимального возбуждения нервной системы, а не на фоне утомления (на фоне утомления решаются задачи совершенствования техники и тактики игры).
— в первой половине основной части занятия вместе с технической подготовкой следует развивать быстроту и взрывную силу.
— при решении нескольких взаимосвязанных задач рекомендуется такая последовательность: технико-тактическая подготовка, развитие быстроты, ловкости, силы, специальной выносливости.
Заключительная часть решает следующие задачи:
— постепенное снижение нагрузки;
— раскрепощение мышц, снижение сосредоточенности;
— подведение итогов занятия (замечания, выводы, задания).
Средства: легкий бег, ходьба с восстановлением дыхания, упражнения на расслабление (потягивание, размахивание конечностями тела и туловища и др.) комплекс упражнений на растяжение мышц, сухожилий, связок (рис. 39)'.
Выбор адекватных форм организации занятий способствует лучшей реализации тренировочных задач. Для каждого вида спорта характерны индивидуальная, групповая, фронтальная формы и круговая тренировка.
Индивидуальная форма тренировки облегчает индивидуальную дозировку нагрузки, обеспечивает коррекцию и контроль со стороны тренера, обеспечивает чувство ответственности. Такая форма тренировки позволяет исправлять ошибки при выполнении технических приемов, выполнять задания с большей интенсивностью, чем при других формах занятий.
Групповая форма тренировки позволяют заниматься в группе либо во время всего тренировочного занятия, либо в пределах отдельных его частей. Данная форма занятий имеет широкие возможности для коллективных взаимодействий, близких к условиям соревнований. Наиболее часто используется для совершенствования групповых взаимодействий в защите и нападении.
Фронтальная форма тренировки характеризуется одновременным выполнением одних и тех же упражнений всей группой. Тренер получаeт возможность хорошего обзора и одновременного инструктажа всех спортсменов. Основу круговой тренировки составляет серийное повторение упражнений на «станциях» (место с соответствующим оборудованием и инвентарем), подобранных и объединенных в комплекс по тренирующему воздействию, выполняемых в порядке последовательного смены «станций».
Вышеперечисленные формы занятий реализуются в комплексных и тематических тренировках. Комплексные тренировки направлены на решение задач физической, технической и тактической подготовки; тематические — на овладение одной из сторон подготовки или одним из видов упражнений (физическая или техническая подготовка и др.).
2.6 Рабочая программа воспитания
Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями школы, социума. При составлении плана воспитательной работы учитывались требования образовательных программ многолетней подготовки спортсменов по видам спорта: теннис, спортивная гимнастика, плавание, синхронное плавание, конный спорт, прыжки на батуте, волейбол, спортивная аэробика, танцевальный спорт.
Цели:
1.Формирование базовых компетентностей: социальных, коммуникативных, ценностно-смысловых и общекультурных через воспитание в детях толерантности, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
2. Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика - личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Задачи воспитательной работы:
1. Воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизме.
2. Развивать мотивации личности к познанию своих способностей к определенному
виду спорта.
3. Содействие формированию сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также жизни и здоровью окружающих людей.
4. Создание условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе, развитие родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества, привлечения родительской общественности к участию в самоуправлении детско-юношеской спортивной школой;
5. Разработать и реализовать систему мониторинга эффективности воспитательного
процесса.
6. Разработать и реализовать систему работы учреждения дополнительного образования по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей).
Основные направления воспитания и социализации:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных качеств: честности, доброжелательности, терпимости, коллективизма, дисциплинированности, выдержки и самообладания.
3. Воспитание волевых качеств: настойчивость, смелость, упорство, терпеливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, основ эстетической культуры (эстетическое воспитании, аккуратность), воспитание трудолюбия.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Принципы воспитательного процесса:
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Принцип ориентации на идеал интегрирует социально педагогическое пространство образовательного учреждения. Позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, тренером-преподавателем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомернодеятельностный характер. Ребёнок включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с тренером-преподавателем, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебно-тренировочной, соревновательной, досуговой.
Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
• дисциплин спортивной школы; • произведений искусства;
• периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; • жизненного опыта своих родителей и прародителей;
• общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик.
Планируемые результаты:
• У обучающихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;
• Обучающиеся активно включены в коллективную спортивную и творческую деятельность, ориентированную на общечеловеческиеи национальные ценности.
• Занятость обучающихся в учебно-тренировочном процессе и участие в соревновательной деятельности направлена наразвитие мотивации личности к познанию и творчеству.
• Повышено профессиональное мастерство тренеров-преподавателей и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной работы в группах.
• Система мониторинга эффективности воспитательного процесса позволяет своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их.
• Разработать и реализовать систему работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей).
• Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.
2.7 Календарный план воспитательной работы
Задачи воспитания | Направление воспитательной работы | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственные |
Физическое воспитание | Организация плановой физической подготовки | Тренировочный процесс | В течение года | Тренеры-преподаватели |
Проведение спортивно-массовых мероприятий | Единый календарный план физкультурно-спортивных мероприятий, план работы ДЮСШ на 20201-2022 учебный год | В течение года | Методисты, педагог-организатор, тренеры-преподаватели | |
Гражданско-патриотическое воспитание | Формирование гражданина-патриота | Организация лекций, бесед на военно-патриотические темы | В течение года | Тренеры-преподаватели |
Воспитание учащихся на героических подвигах народов России | Участие в акции «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк» | май 2021 г. | Тренеры-преподаватели | |
Проведение бесед «Спортсмены Великой Отечественной Войны» | февраль 2021 г. | Педагог-организатор, тренеры-преподаватели | ||
Воспитание учащихся на спортивных традициях | Проведение спортивных праздников, посвящённых памятным датам и праздничным датам России. | В течение года | Методисты, педагог-организатор, тренеры-преподаватели | |
Расширение общего кругозора и эстетического воспитания | Расширение познаний в области спорта | - обсуждение прочитанной спортивной литературы, - оформление спортивных стендов | В течение года | Тренеры-преподаватели |
| Знакомство с художественно-творческой жизнью страны и региона | - знакомство с архитектурными, историческими и культурными достопримечательностями городов, экскурсии. (в рамках участия в спортивных мероприятиях или специально организованных экскурсиях) |
| Тренеры-преподаватели |
Связь с семьёй | Разъяснение об ответственности родителей за воспитание своих детей. Помощь родителей в воспитании своих детей | проведение родительских собраний | сентябрь январь май | Тренеры-преподаватели |
| Привлечение родителей к проведению и участию в физкультурно-здоровительных и спортивных мероприятиях | Проведение внутришкольных физкулькурно-оздоровительных и спортивных мероприятий совместно с родителями | В течение года | Тренеры-преподаватели |
Профилактика правонарушений и асоциального поведения | Разъяснение негативных последствий правонарушений и приёма психоактивных веществ | Проведение бесед о здоровом образе жизни | В течение года | Тренеры-преподаватели, педагог-организатор |
| Провести с занимающимися беседы о вреде курения, наркомании, о соблюдении спортивного режима. |
| постоянно | Тренеры-преподаватели |
|
Список литературы
Литература для педагога
1. А.О. Акопян, В.В. Кащавцев, Т.П. Клименко Дзюдо: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва/ Акопян А.О. и др. – М.: «Советский спорт», 2003.
2. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. 000 «Издательство АСТ». 2003. - 86З С.Приказ Минспорта России от 19.09.2012 N 231 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по дзюдо" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2012 N 26156)
3. Путин В.В. «Дзюдо. История. Теория. Практика». М.,2001
4. С.В. Ерегина, И.Д. Свищев, С.И. Соловейчик, В.А. Шишкин, Р.М. Дмитриев, Н.Л. Зорин, Д.С. Филиппов Дзюдо: программа спортивной подготовки для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России. - М.: Советский спорт, 2005.
5. С.В. Ерегина, И.Д. Свищев, С.И. Соловейчик, В.А. Шишкин, Р.М. Дмитриев, Н.Л. Зорин, Д.С. Филиппов Дзюдо: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Национальный союз дзюдо. - М.: Советский спорт, 2006.
6. Свищев И.Д., Жердев В.Э. и др. Учебная программа для учреждений дополнительного образования. - М.: Советский спорт, 2003. – 112 с.
7. Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев Дзюдо. Система и борьба: учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва/ Ю.А. Шулика и др.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Литература для родителей и учащихся
1. Там, где рождаются победы… Фотоальбом о спортивной команде СЗРК ВВ МВД России. Сост.: А. А. Удяков 2009 г.
2. В. С. Ощепков. Дзю-до. 2000 г.
3. А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб Общая физиология 2001 г.
4. Физическая культура и спорт в системе образования. Сборник статей. 2005 г.
Чумаков Е.М. 100 уроков Самбо. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
5. Шляхтов А.А. Дзюдо в общеобразовательной школе. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2001. – 61 с.
Перечень интернет ресурсов
1.Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области www.sport.nso.ru (дата обращения: 12.03.2021г.).
2.Министерство образования и науки РФ http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 12.03.2021г.).
3.Министерство спорта РФ www.minsport.gov.ru (дата обращения: 19.02.2021г.).
4.Официальный сайт «Федерация Дзюдо России» https://www.judo.ru/ (дата обращения: 19.03.2021г.).
5.Управление по физической культуре и спорту мэрии города Новосибирска www.novosib-sport.ru (дата обращения: 16.03.2021г.).
Приложение
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ
1. «Татами» Подготовка к игре. В спортивном зале поясами от кимоно отгораживается площадка «татами». Все игроки - Уке, двое водящих - Тори (за чертой татами).
Описание игры. Уке бегают, по сигналу руководителя Тори окружают руками одного из Уке и ловят. Пойманный становится Тори. Все трое Тори берут в захват за рукава друг друга и продолжают ловить остальных Уке (окружая их). Каждый пойманный присоединяется к Тори, четверка разбивается на 2 пары. Игра заканчивается, когда пойманы все Уке. Последние осаленные Уке становятся Тори.
Правила: Уке за границу татами не выходят. Кто вышел - становится Тори.
Чтобы поймать Уке, его надо окружить руками, а не хватать.
Уке не могут «разрывать» руки Тори.
2. «Не давай пояс водящему» Подготовка к игре. Игроки становятся в круг и размыкаются на вытянутые руки, круг очерчивается мелом (перед ногами игроков). Выбирают 2-4 водящих, которые становятся в середину круга. Если играют 10-12 человек, то водящий один. Берут пояс от кимоно или скакалку, складывают вчетверо и крепко обвязывают его концом. Стоящие по кругу получают такой пояс.
Описание игры. Игроки перекидывают пояс по кругу или на противоположную сторону игрокам, чтобы водящие не могли его коснуться. Водящие, бегая в круге, стремятся дотронуться до пояса или его схватить. Если кому-нибудь из них это удается, то на его место идет игрок, при броске (или передаче) которого водящий коснулся пояса (поймал его). Играют установленное время. В заключение выделяются игроки, которые ни разу не были водящими.
Правила игры: Если пояс развязался, игра останавливается, пояс перевязывается и игра продолжается. Если пояс выпал из круга, то игроки должны быстро поднять его и продолжать игру. Водящий имеет право осалить пояс, находящийся в руках у игрока, в воздухе, на татами, за кругом, если он туда «вылетел
3. «Тяни в круг» Подготовка к игре. Посредине площадки чертятся два концентрических круга (один в другом) диаметром 1 и 2 м. Все играющие окружают большой круг, крепко держась за руки.
Описание игры. По указанию руководителя игроки начинают двигаться по кругу вправо или влево, не отпуская соединенных рук. По сигналу игроки останавливаются и стараются втянуть за черту большого круга своих соседей, не разъединяя рук. Играющие, спасаясь, стремятся перепрыгнуть большой круг, чтобы попасть в малый, или перешагнуть через него, но так, чтобы не разъединить руки. Попавший в большой круг, хотя бы одной ногой, выходит из игры. Затем играющие опять берутся за руки и по сигналу продолжают игру. Игроки, разъединившие руки во время перетягивания, выходят из игры оба. Игроки, ни разу не втянутые в круг, считаются победителями.
Правила игры: Игра начинается и прекращается по сигналу руководителя.
Втягивать соседей в круг можно только руками, не прибегая ни к каким другим способам. Когда оставшиеся игроки не могут окружить большой круг, они встают вокруг малого круга и втягивают друг друга в него. В этом случае спастись от втягивания некуда.
4. «Тяни на булавы» Подготовка к игре. Посредине площадки ставятся 3-5 булав или кеглей: 4 по углам четырехугольника (на расстоянии шага одна от другой) и одна в центре. Три булавы ставятся треугольником. Все играющие строятся вокруг них в круг, крепко схватившись за руки.
Описание игры. Играющие двигаются по кругу вправо или влево. По сигналу (свистку) начинают втягивать друг друга на булавы (кегли), не разъединяя рук. Спасаясь, они перешагивают, перепрыгивают булавы, крепко держась за руки с соседями. Кто свалит булаву, тот выбывает из игры. Каждый раз булава возвращается на место. Чтобы упавшую булаву удобнее было ставить, можно очертить место каждой из них. Если во время перетягивания игроки разъединят руки, то выходят из игры оба игрока. Количество игроков постепенно уменьшается. Когда их станет так мало, что они не смогут окружить булавы, они встают между ними или сбоку от них. Победителем становится последний оставшийся игрок. Каждый раз игра начинается и заканчивается по сигналу.
5. «Кто сильнее» Подготовка к игре. Посредине площадки чертится линия. Справа и слева от нее, параллельно ей чертятся еще две линии на расстоянии 2-3 м от средней линии. Играющие делятся на 2 равные команды и строятся около средней линии: одна команда лицом к другой. Игроки команд(противники) должны быть примерно одинаковы по росту и силе.
Описание игры. Игроки, стоящие друг против друга на коленях, подходят к средней линии, берутся за правые рукава кимоно, левые кладут за спину. По сигналу руководителя «Хаджиме!» игроки начинают тянуть в свою сторону противников, стараясь перетянуть их за черту, находящуюся за спиной. Перетянутый за черту игрок остается на стороне противника до подсчета очков. Игра заканчивается, когда все игроки перетянуты в ту или другую строну. Выигрывает команда, сумевшая перетянуть больше игроков. Правила игры: Начинать перетягивать можно только по установленному сигналу. В противном случае перетягивание не засчитывается. Перетягивать разрешается только установленным способом: одной рукой, двумя руками. Игрок должен перетянуть противника за линию, находящуюся за его спиной па расстоянии 2-3 м от средней.
6. «Перетягивание поясов» Подготовка к игре. Связанные пояса (скакалки) 3-5 штук кладут посредине площадки вдоль нее. Середина отмечается цветной тряпочкой (ленточкой), а на ковре (полу) под серединой поясов проводится черта поперек зала (площадки). Параллельно ей с обеих сторон в 2-3-х м проводятся еще 2 черты. Играющие делятся на две команды, равные по количеству и по силам. Каждая команда стоит на коленях, берет в руки половину поясов так, чтобы игроки через одного были с одной и другой стороны. Лучше всего рассчитать их для этого на первый-второй.
Описание игры. По сигналу руководителя играющие берутся руками за пояса и поднимают их с пола. По свистку руководителя команды начинают тянуть их в свою сторону. Когда середина пояса перетянута за линию, параллельную средней в ту или другую сторону, руководитель останавливает игру условным сигналом «Мате». Играют несколько раз. Побеждает команда, которая смогла большее количество раз перетянуть середину на свою сторону.
Правила игры: Начинать тянуть можно только по сигналу, в противном случае подается новый сигнал. Если 2 раза подряд команда начала тянуть до сигнала, то она проигрывает. Пояса считаются перетянутыми, если середина находится в 2 метрах от средней линии на стороне противника.
7. «Точное движение» Подготовка к игре. Поставить стул, посадить на него желающего и предложить ему закрыть глаза.
Описание игры. Участник с закрытыми глазами должен встать со стула и пройти по квадрату - два шага вперед, сделать самостраховку назад, два шага вправо, сделать самостраховку на бок, два шага назад, два шага влево и сесть на стул.
8. «Запрещенное движение» Подготовки к игре. Все играющие вместе с руководителем встают в круг. Если играющих много, руководитель выходит на шаг вперед, чтобы быть заметнее; если мало, то можно построить всех в шеренгу, а самому встать перед ними.
Описание игры. Руководитель предлагает играющим выполнять за ним все движения, за исключением «запрещенного», заранее им установленного. Например, запрещено выполнять движение «перекат назад в группировке». Руководитель начинает делать разные движения, а все играющие повторяют их. Неожиданно руководитель выполняет запрещенное движение. Участник игры, повторивший его, делает шаг вперед, а затем продолжает играть. Игра проводится 3-5 мин, после чего отмечаются играющие, не допустившие ни одной ошибки, а также и самые невнимательные.
Правила игры: Играющие обязаны повторять за руководителем все движения, кроме запрещенного. Тот, кто не повторяет все движения, считается проигравшим. Проигравшие продолжают играть и при каждой ошибке делают шаг вперед.
9. «Передай мяч» Подготовка к игре. Игра проводится на ковре. Выбираются 2 водящих (их число по ходу игры может быть доведено до 4), а остальные игроки садятся по кругу ногами в центр. Интервалы между игроками — вытянутые руки. Играющим дается надувной мяч.
Описание игры. По сигналу играющие перебрасывают мяч по кругу руками, а водящие, передвигаясь любым способом, стараются перехватить мяч или выбить его из рук сидящего, а затем передать мяч другому сидящему по кругу игроку. После этого водящий занимает место потерявшего мяч, который становится водящим. Однако игра осложняется тем, что после того, как один из водящих овладеет мячом, на него могут нападать остальные водящие и игрок из круга, потерявший мяч. Борьба длится до тех пор, пока мяч не будет передан одному из сидящих игроков. Сделавший эту передачу выходит из круга и занимает место игрока, потерявшего мяч. Игра продолжается 4-6 мин. Отмечаются лучшие водящие и игроки, которые не были на их месте.
Правила игры: Разрешается сидеть только ногами внутрь круга. Изменять это положение и включаться в борьбу за мяч может лишь игрок, который потерял мяч. Не разрешается применять болевые и удушающие приемы. Если при передаче мяча он вышел за пределы круга, водить идет тот, кто неточно бросил мяч, а водящий занимает его место в кругу.
10. «Один за другим» Подготовка к игре. Игра проводится на ковре (татами). Игроки делятся на 2 равные команды, строятся по массе тела с разных сторон татами. В центре чертится линия (или наклеивается цветная лепта). Играют на коленях.
Описание игры. Выходят 2 самых легких игрока и выполняют захват кимоно так, чтобы между нами находилась линия. По команде руководителя одновременно стараются выполнить выведение из равновесия вперед так, чтобы соперник переступил через линию. Победитель остается на татами, проигравший возвращается к команде. Победитель находится на татами до первого поражения, его сменяет другой игрок той же команды. Проигрывает команда, у которой не хватит игроков для продолжения противоборства.
Правила игры: Игроки вступают в противоборство в порядке возрастания массы тела, с колен не вставать. Способы выведения из равновесия предварительно повторяются и оговариваются с игроками.
11. «Регби на коленях с надувным мячом» Подготовка к игре. Игроки делятся на 2 равные по силам команды с разными поясами. Встают на колени с разных сторон татами, на середину которого кладется надувной мяч.
Описание игры. По свистку, игроки на коленях устремляются к мячу, чтобы завладеть им. Используя передвижение с мячом и передачи, игроки стараются приблизиться к краю на стороне противника и коснуться мячом пола за чертой татами (можно коснуться мата, чучела за татами). Задача другой команды - перехватить мяч и сделать то же самое. Игра продолжается 5 или 10 мин. Побеждает команда, сумевшая большее число раз коснуться мячом пола или предмета на стороне противника.
Правила игры: Передвигаться разрешается только на коленях. Не разрешается захватывать игрока, не владеющего мячом, вставать на ноги и мешать вбрасыванию мяча, если он вышел за пределы татами. За нарушение мяч передается противнику.
12. «Салки на ковре» Подготовка к игре. Участники делятся на 2 команды и строятся на разных сторонах татами.
Описание игры. Руководитель вызывает 1 или 2 пары игроков и начинает игру командой (свистком). Варианты касаний могут быть различными. Одна встреча продолжается 10-20 с, после чего считают количество касаний и вызывают новые пары. Побеждает команда, участники которой выиграли большее количество поединков. Варианты касаний: касание рукой (правой, левой, обеими, любой) различных частей тела (середина живота, плечо, предплечье, спина, поясница).
Правила игры: Касание лица штрафуется одним очком в пользу противника. Места касания прикрывать нельзя.