СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Путешествие в страну Экологию", модуль "Путешествие по страницам истории России "четвёртого года обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Путешествие в страну Экологию" имеет естественнонаучную,образовательную-развивающую, экологическую направленности. Рассчитана на четыре года обучения. В данной программе представлен модуль четвертого года обучения по теме "По страницам истории России"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Путешествие в страну Экологию", модуль "Путешествие по страницам истории России "четвёртого года обучения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОДРУЖЕСТВО»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



«Утверждаю»

МБОУ «ЦТ «Содружество»

_____________А.Р.Курбанова

«____» ____________ 20___г.









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Путешествие в страну Экологию»

естественнонаучной направленности

для учащихся от 7 до 11 лет

срок реализации программы: 4 года

(четвертый год обучения)









Автор/Составитель:

Пасынкова Светлана Борисовна,

педагог дополнительного образования, высшей категории, Отличник образования РБ












Уфа – 2021


СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ 1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.Пояснительная записка

-Актуальность. Новизна

-Отличительные особенности

-Адресат программы

-Объем и сроки реализации программы

-Формы обучения

-Режим занятий

-Особенности организации образовательного процесса

2. Цель и задачи

- Цель программы

- Задачи программы

3. Содержание программы

Учебный (тематический) план

Содержание учебного (тематического) плана

-наименование темы

-основные вопросы (теория, практика)

-форма аттестации/контроля

4. Планируемые результаты

РАЗДЕЛ 2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

-Календарный учебный график (Приложение№1)

-Условия реализации программы

-Формы контроля и аттестации

-Оценочные материалы (Приложение№2)

-Методические материалы

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

-Нормативно-правовое обеспечение

-Литература для педагога

-Дополнительная

-Интернет-ресурсы

6. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение№1. Оценочные материалы

Приложение№2. Календарный учебный график 

РАЗДЕЛ 1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие в страну Экологию» имеет естественнонаучную, экологическую, образовательно-развивающую направленность.

Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком естественного природного окружающего мира и культуры, созданной человечеством. Именно в этом возрасте начинается социализация. Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к окружающему миру, культуре. Через понимание окружающего мира, приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление маленького человека к освоению духовно - нравственных, художественно - эстетических ценностей.

Актуальность. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. При осуществлении экологического воспитания по данной программе соблюдается интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь литературы, музыки, окружающего мира, экологии, истории, изобразительной деятельности. Курс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Путешествие в страну Экологию» является интегрированным. В настоящее время интеграция образовательных областей приобретает особое значение в образовании, так как придает целям и содержанию гуманистический и гуманитарный смысл, способствует возникновению новых возможностей и путей художественного освоения действительности, раскрытию способностей личности ребенка, самореализации его творческого потенциала, духовно-нравственное, художественно-эстетическое восприятие целостной картины мира.

Программа развивает умение работать с информацией, дает важные навыки самостоятельного сбора и обработки материала для экологического проекта. Программа базируется на творческом подходе, она подталкивает ребенка к самостоятельному анализу данных и принятию собственных решений. Мозговые штурмы, как важная часть решения многих задач, позволяют развивать у учащихся командные навыки работы.

Таким образом, умения, которые можно развить в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Путешествие в страну Экологию», будут очень востребованы в мире будущего.

Значимость дополнительной общеразвивающей программы определяется и тем фактом, что в современном мире экология охватывает практически все сферы жизни. В связи с этим всё больше возрастает потребность в высококвалифицированных трудовых ресурсах в области экологии. Поэтому данная программа может стать основой для формирования у учащихся профессионального интереса.

Знания, навыки, умения, полученные учащимися по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Путешествие в страну Экологию», помогут детям в дальнейшей школьной жизни на уроках:

литературы, музыки, биологии, экологии, истории, мировой художественной культуры, изобразительное искусство - в этом актуальность и своевременность программы.

Новизна. Специфика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путешествие в страну Экологию» состоит в том, что она, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания, даёт учащемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. На четвертый год обучения программа имеет название «Путешествие по страницам истории России». Это связано с тем, что история – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни.

В школьной программе по истории не уделяется достаточного внимания изучению таких вспомогательных исторических дисциплин, как палеография, нумизматика, хронология, геральдика, метрология, ономастика и других. Сравнительно недавно выделились в качестве особых дисциплин филиграноведение, берестология, эмблематика,и другие. Многие учащиеся не знают о существовании подобных исторических дисциплин, а об их роли в разгадывании исторических тайн имеют весьма поверхностные знания.

Находит своё отражение программа в том, что в неё заложены личностный и метапредметный подходы. Метапредметный и личностный подход в программе осуществляется вследствие использования технологии деятельностного типа через:

- проектную деятельность, изначально ориентированную на формирование личностных и метапредметных результатов;

- использование разноуровневого подхода, ориентированного на разный уровень сложности программного материала (на основе педагогической диагностики уровня мотивации и способностей детей) и на дифференцированное оценивание результатов освоения программы каждым учащимся(стартовый уровень (первый год обучения), базовый уровень обучения (второй, третий годы),углубленный уровень обучения (четвертый год);

- использование индивидуального и личностного подхода, направленного на максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и создание условий для его персонифицированного развития;

- новое содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы четвертого года обучения «Путешествие по страницам истории России» включает в себя модульную систему обучения по ранней профориентации. Модуль позволит создать картину будущих профессий экологической направленности - это инновационная педагогическая технология, которая повысит эффективность учебного процесса, сделает его более индивидуализированным и динамичным.

Отличительные особенности программы. Курс по дополнительной общеобразовательной программе «Путешествие по страницам истории России» для детей начальной школы (10-11лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, естественнонаучную, экологическую направленность.

Отличительные особенности программы от других образовательных программ для детей младшего школьного возраста:

- интеграцию следует рассматривать не только как условие освоения материала, но и как форму организации занятия, художественного события, то есть как педагогическую технологию. Содержательная часть работы с детьми осуществляется в интеграции с другими видами деятельности детей, а это в свою очередь способствует целостному пониманию ребенком окружающей природы, человека, выявлению своего «Я». Возрождение культуры, формирование духовно-нравственного начала, развитие творческой активности определяют основные направления на занятиях по программе «Путешествие по страницам истории России»; каждое занятие (при тщательной подготовке педагога и участии родителей), сохраняет для детей элементы непредсказуемости, сюрприза, новизны.

Программа предполагает возможность вариативного содержания - в зависимости от особенностей мотивации и творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание разделов и занятий, дополнять практические задания новыми материалами, а также предложить на выбор темп, форму обучения, тему проекта, исследовательской работы и материал для выполнения работы.

Программа позволяет в условиях дополнительного образования не только расширить возможности ребенка в области творчества, но и расширить свои представления о профессиях исторической, экологической направленности, познакомиться с особенностями этих профессии, что может стать основой для дальнейшего профессионального самоопределения.

Практико-ориентированность данной программы позволяет учащимся участвовать  в оформлении своего жизненного пространства, пополнять портфолио творческими  работами, которые принимают участие  в районных, городских, всероссийских, международных конкурсах детского творчества.

Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие по страницам истории России» ориентирована на детей в возрасте 10-11 лет. В этом возрасте возникают устойчивые интересы, которые часто сохраняются на всю жизнь. Они могут быть связаны как с выбором будущей профессии, так и с хобби. Дети становятся ещё любопытнее, хотят узнать всё обо всём, активно впитывают информацию из разных источников. Формируются самооценка, критическое отношение к окружающему миру, стремление к взрослости, самостоятельности, и умение подчиняться нормам коллективной жизни. В это период важно помочь ребенку развивать появляющиеся способности, навыки, а также поддержать в поиске и выборе, в развитии устойчивой мотивации к избранному виду деятельности.

Объем и сроки реализации программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие по страницам истории России» рассчитана на четвертый год обучения. Общее количество 72 часа, количество часов и занятий в неделю: 2 занятия по 45минут.

Изменения по часам занятия могут быть связанны с продолжительностью академического часа для учащихся (в соответствии с требованиями СаНПиН о непрерывной работе за компьютером для обучающихся).

Формы обучения. Форма обучения – очная и возможен дистанционный формат обучения.

Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 академическому часу с перерывом 10 минут между занятиями. Расписание составлено с учетом пожеланий детей и родителей (законных представителей).

Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс осуществляется на русском языке в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком в объединении, сформированном в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения «Путешествие в страну Экологию».

Занятия в объединении проводятся по группам.

Программой предусмотрены традиционные формы проведения учебных занятий (комбинированное занятие, мастер-класс, занятие-путешествие, выставка, конкурс), а также современные формы такие как занятие-квест, образовательный проект, исследовательская работа.

Программа включает теоретическую и практическую части, содержание которых соответствует требованиям развивающего обучения с учетом физиологических и возрастных особенностей детей.

Теоретическая часть программы – это знакомство учащихся с основными понятиями, закономерностями и принципами организации темы занятия. Подача теоретического материала сопровождается видеоматериалом, демонстрацией плакатов, авторских работ.

Практическая  часть программы строится на воплощение каждой темы в творческом материале, приемов работы, пользование инструментами.

В программе используются различные образовательные технологии–традиционные и инновационные, активные и интерактивные, а так же различные методы и формы обучения: практические занятия с педагогом, лекции с использованием ПК и мультимедиа, семинарские занятия (чтение докладов, демонстрация презентаций);

самостоятельная работа учащихся, предполагает выполнение творческих заданий, творческих работ и творческих проектов.

Для активизации образовательной деятельности используются методы:

- проблемное обучение – стимулирование детей к самостоятельному поиску знаний, необходимых для решения конкретной дизайнерской проблемы;

- контекстное обучение – мотивация обучающихся к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;

- обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности учащихся за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения;

- межпредметное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте конкретной решаемой задачи;

- индивидуализация обучения–использование внутригрупповой дифференциации по уровням познавательного интереса и творческих способностей.

При реализации программы могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные занятия (экскурсии на предприятия, встречи с экологами, воспитательные мероприятия и праздники).

Программа может быть реализована с применением дистанционных форм обучения с использовании дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

С целью организации обучения в дистанционном формате используются платформа ZOOM, Яндекс-Учебник, социальная сеть «В контакте», приложение WatsApp, электронная почта. Обучение в дистанционном формате предусматривает онлай и оффлайн обучение в зависимости от технических возможностей учащихся.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных

телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий: чат – занятия, форум-

занятия — дистанционные занятия, конференции, семинары, практикумы и др.

В дистанционном обучении используется телекоммуникационная технология

(учебно-методические материалы из телекоммуникационной библиотеки).

В программе предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации в

соответствии с Положением о проведении аттестации обучающихся МБОУ ДО

«ЦТ «Содружество», где определены формы, порядок и периодичность

проведения промежуточной аттестации учащихся.

Программа может быть адаптирована для учащихся с ограниченными

возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом особенностей их

психофизического развития. Программа соответствует ГОСТ.

2. Цель и задачи

Цель программы – создание условий для учащихся в постижении причинно-

следственных связей в окружающем мире, формирование экологического,

исторического мировоззрения и культуры; развитие творческого потенциала,

общекультурного кругозора; выявление способностей выражения через различные

формы творчества и осознание учащимися неразрывного единства мира природы и

человека.

Задачи программы:

1.образовательные (предметные)

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • формирование знаний об экологии, истории своей страны,

  • формирование экологического сознания, исторического сознания;

  • формирование знаний об изобразительном искусстве (ДПИ, живопись),

  • дать представление о специфике восприятия произведений различных видов искусства: «словесное искусство», «музыка», «изобразительное искусство»,

  • обучение высказываниям детей по темам и из личного опыта,

  • обучение решению проблемных, творческих задач,

  • привитие навыков проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования;

2.развивающие етапредметные)

  • развитие эмоционально-чувственной сферы личности, ее художественно - образного и исторического мышления через понимание окружающего мира;

  • развитие экологического сознания, исторического сознания;

  • развитие творческих способностей учащихся; 

  • развитие у учащихся проектного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти;

  • развитие навыков самоопределения и самоорганизации;

  • развитие коммуникативных способностей;

3.воспитательные ичностные)

  • привитие интереса и уважительного отношения к окружающему миру (миру природы, животному миру, миру людей ),

  • привитие интереса и уважительного отношения к литературе, экологии, истории, музыке, изобразительному искусству;

  • формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно существование человека в окружающем нас мире;

  • воспитание у детей потребности работать вместе и радоваться успехам не только своим, но и успехам других;

  • воспитание аккуратности и дисциплинированности при выполнении работы

  • стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности.


Задачи реализуются с учетом возрастных особенностей детей, уровня их

психического, интеллектуального и физического развития.


3. Содержание программы.

Учебный (тематический) план четвертого года обучения

2021-2022гг.


п/п

Разделы, темы

Количество часов



всего

теория

практика

Формы аттестации/

контроля

1.

Введение в программу

«Путешествие по страницам истории России» четвертого года обучения. История страны и Экология. Входящая диагностика.

2

1

1

Беседа

Игра.

Творчество



2.

Земля и человечество глазами эколога, археолога, астролога, географа, историка

8

3

5

Беседа

Творчество

Проекты

3.

Природа России и Экология

4

1

3

Беседа

Игра.

Творчество

Проекты

4.

Родной край – часть большой страны

4

1

3

Беседа

Игра.

Творчество

Проекты

5.

Страницы истории Отечества

37

12

25

Беседа

Творчество

Проекты


6.

Современная Россия и Экология

Итоговая диагностика

7

3

4

Беседа

Творчество

Проекты

7.

Модуль ранней профориентации.

«Человек-природа: профессии: археолог,урбанисты-экологи, агроэколог. «Атлас будущих профессий»

10

3

7

Беседа

Творчество

Проекты

Игра. Зашита проекта

Итого

72

24

48



Четвертый год обучения

Тема№1(2часа)

«Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Путешествие по страницам истории России». Входящая диагностика»

1.Теория-1час. Краткое ознакомление с программой. Среда обитания. Человек и природа. Наука экология. История страны и Экология. Прошлое и настоящее глазами эколога, археолога, историка. «Человек созидатель. Человек разрушитель».

Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международ­ное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Междуна­родная Красная книга.

2.Практика-1час. Наблюдения за влиянием различных экологических факторов на окружающую среду, растительный и животный мир. Экскурс в историческое прошлое нашей страны. Отношение к природе наших предков. Творческая работа. Экознаки.

3.Требования к знаниям и умениям: в результате изучения темы «Введение в программу «Путешествие по страницам истории России». Входящая диагностика»» у детей будут достигнуты определенные результаты:

-будут иметь навыки эмоционального общения,

-будут иметь навыки раскрытия особенностей животного и растительного мира,

-будут иметь навыки составлять последовательность по этапам изображения экологических знаков в рисунке,

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. Умение находить общее решение.

Формы аттестации/контроля. Беседа. Игра. Творчество


Тема№2(8часов)

«3емля и человечество глазами

эколога, археолога, астролога, географа, историка»

1.Теория-3часа. 3емля и человечество. Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве, причины смены дня и ночи, времён года. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Выделять в природном окружении то, что особенно нравится, и объяснять почему. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России.

2.Практика-5часов. Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и карте; знакомство с историческими картами. Иметь представление о понятии науки «Археологии», «Экологии», многообразии природы; знать отличия природы от рукотворной деятельности человека; приводить примеры природных объектов. Разнообразие и красота археологических находок древности.

Отличать объекты природы от объектов, созданных человеком. Рассказывать о роли археологии в мировой и отечественной науке.

Наблюдения за животными и птицами. Творческая работа. Экознаки.

3.Требования к знаниям и умениям: в результате изучения темы

у детей будут достигнуты определенные результаты:

-будут иметь навыки открытого диалога,

-будут давать словесную характеристику растениям, птицам, животным, человеку, живущих на планете Земля,

-будут развиваться навыки раскрытия особенностей животного и растительного мира,

-будут развиваться навыки составлять последовательность по этапам изображения животных, растений в рисунке,

- понимать роль человека на нашей планете.

Формы аттестации/контроля. Беседа. Игра. Творчество


Тема№3(4часа)

«Природа России и Экология»

1.Теория-1час. Разнообразие и красота природы России. Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённых в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

2.Практика-3часа. Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ на карте природных зон России изучаемых объектов; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. Экознаки.

3.Требования к знаниям и умениям: в результате изучения темы

у детей будут достигнуты определенные результаты:

-будут развиваться навыки эмоционального общения, открытого диалога,

-будут развиваться навыки бережного отношения к природе и произведениям культуры;

-будут делиться эмоционально-эстетическим впечатлением от восприятия природы;

-будут развиваться навыки составления экологических плакатов в защиту природы;

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет по оформлению творческой работы. Умение находить общее решение.

Формы аттестации/контроля. Беседа. Игра.


Тема№4(4часа)

«Родной край – часть большой страны»

1.Теория-1час. Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности родного края. Изменение поверхности края в результате хозяйственной деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате хозяйственной деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв нашего края. Охрана почв. Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Охрана окружающей среды в Республике Башкортостан.

2.Практика-3часа. Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа – определителя; знакомство с культурными растениями края.

3.Требования к знаниям и умениям: в результате изучения темы у детей будут достигнуты определенные результаты:

-будут развиваться навыки составления последовательности по схеме творческой работы.

-будут закреплять навыки защиты творческих проектов, исследовательских работ,

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. Умение находить общее решение.

Формы аттестации/контроля. Беседа. Игра. Творчество


Тема№5(37часа)

«Страницы истории Отечества»

1.Теория-12часов. Кто такие славяне. Восточные славяне. Отношение к природе наших предков. Века Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Древней Руси. Киев – столица древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII – XV вв. нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо – западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII- XV вв.Наше Отечество в XVI – XVII вв. патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI- XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: Суворов А. В., Ушаков Ф. Ф.. Культура, быт и нравы страны в XVIII в.Россия в XIX- начале XX века. Отечественная война 1812 г.. бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь – освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы страны в XIX- начале XX века.Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революция 1917 года. Гражданская война.

Образование СССР. Жизнь страны в 20-30 годы. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945- 1991 гг. достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е годы XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

2.Практика-25часов. Творческие работы. Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного города, края.

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах. Творческие работы по выбору темы. Строить и читать схему своего родословного древа. Экознаки.

3.Требования к знаниям и умениям: в результате изучения темы у детей будут достигнуты определенные результаты:

-будут планировать и контролировать свои действия;

-будут понимать необходимость соблюдения правил поведения на уроках, для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарищей;

-будут осознавать важность учения как важного дела в любом возрасте,

-будут осозновать важность и необходимость изучения истории своей страны,

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. Умение находить общее решение.

Формы аттестации/контроля. Беседа. Игра. Творчество.


Тема№6(7часа)

«Современная Россия и Экология. Итоговая диагностика»

1.Теория-3часа. Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны. Государственные праздники. Многонациональный состав населения России.

2.Практика-4часа. Заочное путешествие по современным городам нашей страны, республики. Подготовить рассказы о горожанах, оставивших след в жизни города Уфы. (Поисково-творческий проект «По страницам родного города»). Экознаки.

3.Требования к знаниям и умениям: в результате изучения темы у детей будут достигнуты определенные результаты:

-будут осознавать себя как часть большой страны, гражданами России,

-будут знать и уметь применять права и обязанности гражданина. Права ребёнка;

-будут знать и уметь представлять модель позитивного поведения человека в окружающем нас современном обществе,

-будут осознавать важность учения как важного дела в любом возрасте,

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет.

Умение находить общее решение.

Тема№7(10часов)

Модуль ранней профориентации.

«Человек-природа: профессии - урбанисты-экологи, сельскохозяйственные агроэкологи. Атлас будущих профессий»


1.Теория-3часа.Основываясь на данных Атласа новых профессий(альманаха перспективных отраслей и специальностей на ближайшие 15-20лет, прогнозах Всемирного фонда дикой природы и наших наблюдений за экологическими тенденциями. В будущем эко-профессии будут востребованы во всех сферах жизни человека. Познакомить учащихся с интересными новыми видами деятельности тех, кто горит желанием защищать природу: урбанисты-экологи, сельскохозяйственные агроэкологи.

2.Практика-7часов.Разработать исследовательские работы по новым профессиям будущего. Оформить материалы и презентации.

3.Требования к знаниям и умениям: в результате изучения модуля ранней профориентации. «Человек-природа: урбанисты-экологи, агроэколог у детей будут достигнуты определенные результаты:

-будут иметь представление о новых экологических профессиях будущего;

способах выражения своего отношения к сохранению окружающей среды в красках соответствующих цветов, планировать свое профессиональное будущее, и контролировать свои действия;

-будут уметь определять степень своих образовательных возможностей для выбора будущей профессии;

-будут уметь коллективно оформлять проект «Наш мир будущих профессий по экологии»,

-оформлять экологические знаки;

-учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе и возможности в будущем стать активным ее защитником;

-научатся аргументировано отвечать, делать выводы,

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. Умение находить общее решение.

Формы аттестации/контроля. Беседа. Игра. Творчество. Тест;

литература «Атлас будущих профессий», экология, музыка, изобразительное искусство.

4. Планируемые результаты

личностные результаты

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, истории своей страны, народов, культур;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

метапредметные результаты:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями программы «Путешествие по страницам истории России»»;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием программы «Путешествие по страницам истории России».

При изучении программы «Путешествие по страницам истории России» достигаются следу­ющие предметные результаты:

-сформированность уважительного отношения к истории России, родному краю, своей семье, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Требования к уровню освоения программы


К концу четвертого года обучения обучающиеся будут знать и углублять :

- представление о мире природы, истории моей страны как целостной взаимосвязанной системе,

-о соотношении жизни и искусства на примерах художественных произведений,

-словесную характеристику литературного произведения, музыки, описание картины, окружающего мира фауны и флоры, событий истории России;

будут уметь:

-слушать произведения истории, литературы, экологии, музыки,

-владеть поисковой работой с информацией по заданной теме,

-оформлять исследовательские работы по заданной теме или самостоятельному выбору темы,

-внимательно рассматривать и описывать картины,

-кратко описывать события истории страны, фауны и флоры в соответствии с содержанием программы,

-выполнять рисунок карандашом,

-выполнять творческие работы по аппликации,

-выполнять творческие поисковые работы,

-следовать интегративным качествам: правилам общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; соблюдать элементарные общепринятые нормы поведения; решать творческие, проблемные задачи; следовать представлениям о себе, о семье, об окружающем мире истории страны, фауны и флоры;

будут уметь:

-слушать произведения литературы, истории, экологии, музыки,

-внимательно рассматривать картины,

-презентовать результат творческой работы,

-презентовать результат исследовательской работы,

-кратко описывать картины исторических событий своей страны, окружающего мира фауны и флоры в соответствии с содержанием программы,

-выполнять творческие работы: проекты, исследовательские работы.

Также предполагаемым результатом программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самопрезентации, самооценки, самоуправления.

Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, обще­ние и отношения.

Деятельность любого вида должна привести к личному успе­ху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, духовная, интеллектуальная, эстетическая.

В общении педагога с учащимся должны реализовываться следующие правила:

-умение выслушивать его до конца;

-не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоя­тельно;

-открытость и доступность учащихся.

Отношения педагога и учащегося строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Формы подведения итогов реализации программы:

смотры творчества, конкурсы, фестивали,

защита: творческих проектов,

исследовательских работ,

участие в научно-практических конференциях.




РАЗДЕЛ 2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


Календарный учебный график 

Начало учебного года – четвертый год обучения - с 01.09.2021 г.

Окончание учебного года - 31.05.2022г.

Количество часов в неделю: 2 раза по 1 часу.

Сроки каникул для учащихся: не предусмотрены.

Праздничные и выходные дни:

11 октября -День Республики Башкортостан

4 ноября- День народного единства

1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы

7 января - Рождество Христово

23 февраля - День защитника Отечества

8 марта- Международный женский день

1 мая - Праздник Весны и Труда

9 мая - День Победы 13 мая - Ураза Байрам.

Количество часов в год: 72 ч.


Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год. Приложение 2.


Условия реализации

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путешествие по страницам истории России»

Для успешной реализации программы необходимо:

Материально-техническое обеспечение.

Помещение, в котором проводятся занятия (учебный кабинет, СО№157)

Рабочее место педагога: стол, стул, доска, компьютер с монитором, клавиатурой (или ноутбук) и колонками, соответствующий набор письменных принадлежностей

Рабочее место обучающегося: стол, стул

Примерный комплект художественных материалов, инструментов и оборудования.

Бумага, основа для композиций: альбомы для детского художественного творчества; белый и цветной картон;

бумага А4 для рисования и распечатки;

бумага А3 для рисования,

наборы цветной бумаги;

Художественные материалы, инструменты и их «заместители»:

цветные и простые карандаши; фломастеры; ножницы; клей; скрепки; скотч, лейкопластырь.


Библиотечный фонд

Учебно - методические комплексы (дидактические материалы к занятиям)

Пособия с иллюстрированным материалом.

Плакаты и таблицы к занятиям с комментариями.


Экранно - звуковые пособия.

Аудиозаписи к методическим пособиям.

Видеофильмы по разделам учебного плана.

Презентации к занятиям.

Диски с записями классической музыки

Диски с записями детских песен

Информационное обеспечение: единая сеть Wi-Fi., выход в интернет, презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру

Кадровые условия: для качественной реализации программы педагог должен иметь педагогическое и профильное образование, владеть педагогическими технологиями продуктивного, дифференцированного и дистанционного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения, а также ИКТ технологиями.


Формы контроля и аттестации

Подведение итогов и контроль освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путешествие по страницам истории России» обеспечивает оперативное управление образовательным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

В соответствии с Положением о текущем контроле и проведении аттестации обучающихся МБОУ ДО «ЦТ «Содружество», в данной программе предусмотрено проведение трех видов контроля: текущий, промежуточный и итоговый, а также различные формы проведения.

Текущий контроль учащихся проводится в двух видах: входной и оперативный. Входной контроль проводится в начале изучения раздела (темы) программы с целью выстраивания индивидуального подхода к учащимся на основе контроля их уровня теоретической и практической подготовки. Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки результатов освоения содержания программы, а также стимулирования работы на занятиях.

Основные формы текущего контроля: тестирование, опрос, просмотр и выставка практических работ.

Промежуточный контроль освоения программы учащихся проводится в форме промежуточной аттестации в конце первого года обучения.

Основные формы промежуточной аттестации: просмотр, защита дизайн-проектов, защита рефератов, викторина, конкурс, фестиваль, выставка, олимпиада. Лучшие творческие работы представляются на отчётную выставку.

Итоговая аттестация проводится в конце четвертого года обучения по окончании образовательной программы (май) в форме: защита индивидуального, авторского или коллективного творческого проекта, выставки творческих работ и малой олимпиады по экологии.

Для фиксации результатов контроля освоения освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путешествие по страницам истории России» используются:

- материалы анкетирования и тестирования

- диагностические карты

- грамоты и дипломы

- фото готовых практических и творческих работ, портфолио учащегося.

Формы демонстрации образовательных результатов: выставка, защита творческих проектов, открытое занятие, конкурс, фестиваль.


Оценочные материалы

В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательной программы, а именно:  метапредметные,  личностные предметные результаты.

По результатам оценивания определяется уровень освоения программы «высокий», «средний», «низкий». Результаты фиксируются в диагностической карте (листе оценки)

В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы: достигается ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований и др.

Способы и критерии оценки личностных результатов и метапредметных результатов: наблюдение, анкетирование, оценка результатов рефлексии, портфолио, выставки

Качества личности

Степень проявления (уровень)

высокий

средний

низкий

Метапредметные результаты

Регулятивные умения

самостоятельно готовит рабочее место и планирует свою работу и убирает за собой

самостоятельно; безразличен к внешней оценке (деятельность не изменяется)

адекватно оценивает свою работу;


организовывает рабочее место, планирует и организовывает работу

при поддержке педагога ;

эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается;

оценка ребёнком созданного им изображения завышенная или заниженная.

испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, при планировании и организации работы нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

безразличен к оценке взрослого;

оценка ребёнком созданного им изображения отсутствует

Коммуникативные умения

внимателен, адекватно воспринимает информацию;

самостоятельно готовит информацию, выступая перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию;

самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения.

воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле;

готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога;

участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога




с трудом

воспринимает учебную информацию;

перед аудиторией не выступает, но испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации;

участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает, либо испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии


Познавательная и творческая активность

Активен, нацелен на процесс и результат деятельности, проявляет самостоятельность при выполнении заданий различной сложности, задает оригинальные вопросы, предлагает оригинальные решения, добивается высоких результатов.

активен, проявляет интерес к одним и пассивен к другим заданиям; Вопросы задает, исходя из практических потребностей; сосредоточен в основном на процессе и действии

не всегда самостоятелен при выполнении творческих заданий.

малоактивен, наблюдает за деятельностью других, Отсутствует стремление к качественному выполнению задания. Работает по образцу. Результативность низка.

Личностные результаты

Самоопределение и смыслообразование

адекватно оценивает свои способности, мотивы

Способен делать выбор, независимо от внешнего «давления»,

проявляет постоянно инициативу, самостоятельность, проявляет устойчивый интерес к занятиям, упорство и настойчивость при выполнении трудной задач

Не всегда может адекватно оценить свои способности и мотивы деятельности;

большая степень самостоятельности в решении и поиске способов учебной задачи; испытывая трудности обращается за помощью, задает вопросы; проявляет активность и интерес к занятиям в зависимости от настроения

Не может адекватно оценить свои способности и мотивы деятельности

Выбор делает с трудом,

только с помощью взрослых.

не проявляет инициативности и самостоятельности в процессе занятий, утрачивает интерес к ним при затруднениях, проявляет отрицательные эмоции

Нравственность, гуманность

имеет нравственные убеждения ;поступкам присуща нравственная культуры; аргументировано может обосновать поступки на основании этических переживаний

стремление к пониманию нравственно-этических норм;. Недостаточно устойчиво реализует нравственные нормы в поведении. Рефлексивные навыки сформированы недостаточно.


неясное, расплывчатое понимание необходимости соблюдения нравственных норм в общении с людьми. В деятельности и поступках проявляется центрированность на себе.

Эстетическая воспитанность

Систематизированные, глубокие знания об эстетической об основных эстетических категориях, устойчивые проявления эстетических потребностей, развита способность к эстетическому мировосприятию.


недостаточная осведомленность об основных эстетических категориях, неустойчивая способностью к эстетической оценке и рефлексии, ограниченный диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия


преобладают разрозненные, несистематизированные знания об эстетической культуре, об основных эстетических категориях;


Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения учащимися планируемых результатов с учетом теоретической и практической подготовки учащегося. Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, а так же в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Критерии оценки практической подготовки учащихся:

-соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям;

-свобода владения специальным инструментом, оборудованием и оснащением;

-качество выполнения практического задания, творческие навыки

Способы и критерии оценки предметных результатов: опрос, тестирование, викторина, анализ продуктов деятельности, анализ и защита творческих проектов, исследовательских работ

Качества личности

Степень проявления (уровень)

высокий

средний

низкий

Предметные результаты

Теоретическая подготовка)

освоил весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием

объем усвоенных знаний составляет более ½;

знает отдельные специальные термины, сочетает специальную терминологию с бытовой

не усвоил теоретическое содержание программы или овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;

не употребляет специальные термины

Практическая подготовка (Практические умения и навыки, предусмотренные программой, владение специальным оборудованием и оснащением; творческие навыки)


овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период;

работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;

работает с оборудованием с помощью педагога;

видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;




овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;

испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;

выполняет задания на основе образца;

Овладение практическими умениями в области изобразительного творчества определяется в процессе вставок, анализа выполненных работ по критериям: передача формы, строение предмета, передача пропорции предмета в изображении, композиция, цвет.

критерии

Степень проявления (уровень)

высокий

средний

низкий

Форма предмета

форма передана точно

есть незначительные искажения;


искажения значительные, форма не удалась

Строение предмета

части расположены верно;

есть незначительные искажения

части предмета расположены неверно

Передача пропорции предмета в изображении

пропорции предмета соблюдаются

есть незначительные искажения;


пропорции предмета переданы неверно.


Композиция

расположение изображений по всему листу

соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов

расположение изображений по всему листу на полосе листа;

есть искажения в соотношении по величине разных объектов

расположение изображения не продумано, носит случайный характер;

пропорциональность разных предметов передана неверно

Цвет

Передан реальный цвет предметов;


многоцветная или ограниченная гамма

есть отступления от реальной окраски;

преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно

цвет предметов передан неверно;

изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).


Овладение практическими умениями в области проектирования определяется в процессе анализа выполненных творческих проектов и определяется по критериям

Критерии оценки

Показатели


Функциональность

Соответствие назначению, возможная сфера использования


Эстетичность

Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д.


Эксплуатационные качества

Удобство, простота и безопасность использования


Оптимальность

Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетич­ности и функциональности


Экологичность

Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от исполь­зованных материалов и эксплуатации продукта


Новизна

Оригинальность

Уникальность

Ранее не существовал

Своеобразие, необычность

Единственный в своем роде (проявление индивидуальности ис­полнителя)



Оценка защиты (презентации) проекта

Критерии оценки

Показатели

Качество доклада

Системность, композиционная целостность

Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы

Краткость, четкость, ясность формулировок

Ответы на вопросы

Понимание сущности вопроса и адекватность ответов Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов

Аргументированность, убедительность

Личностные проявления до­кладчика

Уверенность, владение собой

Настойчивость в отстаивании своей точки зрения

Культура речи, поведения

Удержание внимания аудитории

Импровизационность, находчивость

Эмоциональная окрашенность речи


Оценочные материалы (Приложение№1)


Методические материалы

В основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путешествие по страницам истории России» положены метапредметный и личностный подходы. Это предполагает, что учащийся не только овладевает системой знаний по основам образовательной, экологической, исторической, изобразительной деятельности, но осваивает универсальные способы действий, овладевает ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важнейшей ценностью является личность ребенка, ее самобытность, самоценность, когда личный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Инструментами достижения метапредметных и личностных результатов могут быть образовательные технологии и формы обучения, включенные в программу:

  • Технология интегрированного обучения, реализуемая через широкое использование межпредметных связей (история, окружающий мир, литература, экология, искусство, музыка, и др.), что позволяет создавать у обучающегося целостное представление о многообразии окружающего мира, находить общие платформы сближения знаний по экологической, исторической направленности из различных содержательных областей.

-Технология деятельностного типа, реализуемая через проектную деятельность. На четвертом году обучения включены разработки индивидуальных, групповых и коллективных творческих проектов, а также их защита.

-Интерактивное обучение, организуемое через диалоговое общение, когда практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они взаимодействуют как с педагогом, так и друг с другом. В этой связи используются такие формы обучения на занятиях как: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, экскурсии, соревнования, выставки, работа с наглядными пособиями, видеоматериалами, «обучающийся в роли педагога «каждый учит каждого», разрешение проблем (мозговой штурм).

-Технология дифференциации обучения, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и другие); в программе она осуществляется как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей так в форме системы уровневой дифференциации содержания обучения.

Система творческих заданий, используемая в программе, является также проявлением личностно-ориентированного подхода в образовании, т.к. при их выполнении учащийся проявляет не столько свои интеллектуальные способности, сколько вынужден выражать личные отношения к чему - либо. Включённой в деятельность оказывается вся эмоционально – чувственная сфера. Творческие задания позволяют разблокировать творческий потенциал учащихся, получить множество идей, которые впоследствии могут использоваться учащимися в проектной деятельности. К таким творческим заданиям можно отнести:

-задание на развитие воображения и графических навыков. Например, создать новые образы, дорисовать изображения неопределённого объекта. (Чем больше комбинаций за отведённое время учащийся сможет нарисовать, тем успешнее справился с задачей);

-выработка первоначальных идей». Предложить различные варианты «проектируемого плаката», представив свои идеи в форме рисунков

В программе осуществляется опора на следующие принципы проведения учебных занятий:

-отказ от шаблона в структуре учебного занятия и формализма в его проведении;

-максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятиях с использованием различных форм индивидуальной и групповой работы;

-поддержка альтернативности и множественности мнений;

-развитие функции общения на занятии, как условие побуждения к действию и ощущению эмоционального удовлетворения;

-занимательность и эмоциональный тон занятия;

-педагогически целесообразная дифференциация учащихся по учебным возможностям;

-уважительное отношение к мнению каждого;

-развитие навыков сотрудничества и сотворчества;

-включенность в практическую деятельность, формирующую около профессиональные навыки;

Данная программа, прежде всего, предполагает развитие творческого мышления детей через комплекс творческих заданий, самостоятельно выполняемых действий, направленных на получение «продукта», а также знакомство с работами учащихся; формирование практического опыта через практические задания (профессиональной пробы) под руководством педагога по закреплению определенных навыков, развитие художественно-эстетического вкуса при составлении композиции и объектов, профориентационные встречи со специалистами, экскурсии, выставки; воспитание чувства удовлетворения от творческого процесса и от результата труда через представление творческого проекта и его защиты.

Процесс обучения на занятии начинается с мотивации. Обучающийся при этом решает вопрос: ради чего нужна та или иная деятельность (мотив). Затем определяется предполагаемый результат (цель). После чего решается вопрос, как эту цель можно достигнуть (выбор способов действий, технологий). И, наконец, выбранная технология реализуется, в результате чего формируются соответствующие умения.

С целью формирования теоретических знаний и практических навыков используются практические и теоретические методы. Одним из основных применяемых практических методов являются: упражнения и тренировка по развивающему обучению. Например, повторные упражнения - как средство развития внимания, памяти, восприятия, цвета и формы. Объяснительно-иллюстративный метод: объяснение, рассказ, беседа с демонстрацией разнообразного наглядного материала (иллюстрации, образцы изделий, плакаты) Методы проблемного обучения: эвристические беседы с постановкой проблемных вопросов или проблемных ситуаций – направлена на самостоятельное решение детьми творческих задач, т.е. учащиеся самостоятельно ищут способы творческой деятельности и решают творческие задачи. Развиваются творческие способности, образное воображение и вырабатываются навыки фантазирования. Главное внимание уделяется игровой методике. Важное место в программе отводится организации совместного творчества детей, при этом используются различные формы совместной творческой работы: КТД, командные игры. На творческих занятиях сначала выполняются задания, по заранее разработанному плану, но постепенно задачи усложняются, где включается самостоятельность и фантазия мышления каждого учащегося; предлагается выразить своё образное мышление через рисунок, слово, движение. Также она объединяет детей общей деятельностью, в которой возникают отношения взаимной зависимости, учит чуткости по отношению к друг другу;

содержание строится на:

-взаимосвязи литературы, окружающего мира, музыки, истории, экологии, изодеятельности;

-в новом взгляде на отношения педагога и детей в творческом процессе - соавторство, содружество, сотворчество;

-в новом наглядно-методическом обеспечении творческого процесса - тематические плакаты, репродукции, ТСО, аудиокассеты, презентации к темам. На занятиях используются также традиционные педагогические методы:

-словесные (рассказа, беседа, объяснение, инструктаж),

-наглядные (демонстрация картины, репродукции, таблицы, схемы, карты, видеофильмы, презентации, модели, макеты, диаграммы, натуральные объекты, рисунок (художественный, технический),

-практические (упражнения, практические работы).

Применяются различные типы учебных занятий: вводное, контрольное, практической работы, комбинированное, изучения нового материала, обобщающее, занятие-игра, занятие-экскурсия, занятие-встреча и др..

Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет сохранить активность учащихся и их интерес в течении всего периода обучения.

Дидактическое обеспечение

Для успешного результата в освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путешествие по страницам истории России» необходимы следующие дидактические материалы:

- специализированная литература;

- дидактические разработки занятий;

- дидактические и развивающие игры, творческие задания;

- таблица хронологии событий истории страны;

- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;

- презентационные материалы по тематике разделов.


Выполнение практической части программы


вид работы

1.

История продолжается сегодня. Тест №19 «Страницы всемирной истории»

2.

Страна городов. Тест №20 «Жизнь древних славян»

3.

Трудные времена на Русской земле. Тест №21 «Трудные времена на Русской земле»

4.

Русь расправляет крылья. Тест №22 «Русь расправляет крылья»

5.

Страницы истории XIX века. Тест № 23 «Отечественная война 1812 года»

6.

История вокруг нас. Экскурсия №5

7.

«По страницам истории Отечества». Тест № 24. Итоговое тестирование.


5. Список использованной литературы

Список обязательной литературы:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ, ст.75

2.Концепция развития дополнительного образования дете УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

3.ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

6.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 . № 613н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”

4.Указ Президента РФ от 1июня 2012г. N761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы".[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://kremlin.ru/events/president/news/15530.

5.Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/#ixzz5ZxldKJBu

6.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ N 996-р от 29.05.2015. [Электронный ресурс]

–Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

7.Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые

программы). Письмо Министерства образования и науки российской федерации N 09-3242 от 18 ноября 2015 г. [Электронный ресурс]–Режим

доступа: http://new.ecobiocentre.ru/upload/main/proektirovanieprogramm.pdf

8.Приказ №33 от 6.04.2020г. "О переходе на обучение с применением электронного обучения и дистанционных технологий в связи с коронавирусом"

9. Санитарно-эпидемиологическим требованиям САНПиНа 2.4.4.3172-14

10.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. n 06-1844

11.Конвенция ООН «О правах ребенка».2005.

12.Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина М.2009.

13.Концепция содержания непрерывного образования (дополнительное и начальное звено). Утверждена Федеральным Координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17июня 2003.

14.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий – М.: Народное образование, 2006 – 856с.

15.Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования «Центр творчества «Содружество»

городского округа город Уфа РБ Утвержден Постановлением Администрации ГО г. Уфа РБ от 31.12.2015 No4510.

16.Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества «Содружество»

Литература для педагогов

1.«Воспитательная деятельность педагога», под ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой, Москва: - Издательский центр «Академия» 2016.

2.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Образовательная область «Музыка». Как работать по программе «Детство», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2016г.

3.Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2017.

4. И.В. Лавровская «Изучение личности». - Киров, 2016.

5. Пименова Т.М., Архипова В.В.Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки. Волгоград: учитель, 2017.

6.Сценарии театрализованных представлений и развлечений в ДОУ. Практическое пособие АРТИ, М.2018.

7.СтефановаН. Л. Комплексные занятия с детьми 3-7лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи. Волгоград. Издательство «Учитель», 2016.

8. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. – Красноярск, 2016.

9. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе. М. Издательский Центр «Вентана-Граф»,2016.

Литература для учащихся

1.Дорофеев Ю. Школа семи гномов. Годовой курс для детей 6-7лет. Уроки этики.М.2008.

2.Федюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Беседы по картинкам. Наглядное пособие для воспитателей. Учителей. Родителей. Издательство «Ранок», 2007.

3.Федюкова Л.Б. Уроки доброты. Беседы по картинкам. Наглядное пособие для воспитателей. Учителей. Родителей. Издательство «Ранок», 2007.

4.Федюкова Л.Б.В мире пословиц. Беседы по картинкам. Наглядное пособие для воспитателей. Учителей. Родителей. Издательство «Ранок», 2007.

5.Федюкова Л.Б.Я и другие. Беседы по картинкам. Наглядное пособие для воспитателей. Учителей. Родителей. Издательство «Ранок», 2008.

6.Федюкова Л.Б.Я развиваюсь. Беседы по картинкам. Наглядное пособие для воспитателей. Учителей. Родителей. Издательство «Ранок», 2007.

7.Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2003 г.

8.Глушко О.В. Лесоведение и экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 1998 г.

9.Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 1997 г.

10.Летние школьные практики по ботанике. Методическое пособие. – М.: МЦМНО, 1998 г.

11.Материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. – М.: ЦСЮК, 2001 г.

12.Макшин П.В. Методика определения численности популяции двустворчатых моллюсков. – Пущино, ОНТИПНЦ, 1999 г.

13.Обзор состояния окружающей природной среды Новгородской области, 2003 г.

14.Чижевский А.Е. Экология у нас дома. Программа по экологическому образованию детей. – Брянск, ИСАР, 1999 г.

Дополнительная литература

1.Бахтиярова В.Ф., Ильясова Г.Р. авторская образовательная программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации: Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство БИРО, 2009.

2.Казакова Т.Г.Детское изобразительное творчество. М.2006.

3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М. 2006.

4.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М. 2006.

5.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Пособие для педагогов и родителей. Ярославль.2006.

6.Алексеев С.В.Экологический практикум школьника.-. Учебное пособие. "Учебная литература" 2005

7.Бухвалов В.А.- Методы экологических исследований. Москва ЛА "Варяг" 1995

Ресурсное обеспечение.

1.http://standart.edu.ru/

2.dop-obrazovanie/com/diya-pedagogov

3.dobr71.ru

4.dop.edu.ru




6.ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение№1.

Оценочные материалы.

Диагностический инструментарий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путешествие по страницам истории России»

Приложение№2.

Календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).Приложение№1 (прилагается)



Приложение№1.

Оценочные материалы . Диагностический инструментарий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путешествие по страницам истории России»

Критерии оценивания.

Для отслеживания результата учебно-воспитательного процесса по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Путешествие по страницам истории России» организуется комплекс контрольно-оценочных мероприятий: диагностика, выставки, по всем видам искусств: открытые просмотры, конкурсы,"сквозные" мероприятия, совместные коллективные творческие работы, контрольные срезы.

Система отслеживания результатов учебно – воспитательного процесса разработана по определённым видам контроля: вводный, текущий, итоговый.

Способы определения результативности. Для оценки используются различные тестовые задания, беседы, наблюдение.

Текущий (тематический) контроль направлен на то, чтобы выявить уровень освоения воспитанниками материала по теме, творческий потенциал, оценить уровень самостоятельности, способность к рефлексии, а также оценить уровень развития коллектива. Проводится по итогам обучения каждого раздела дополнительной общеобразовательной программы (психологические игры, задания индивидуальные и коллективные) и по окончанию первого полугодия (декабрь-январь).

Используются диагностические задания: опросы, практические работы, выставки.

Итоговый контроль – это контроль выполнения поставленных задач, уровня приобретённых умений и навыков на всех этапах образовательного процесса по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Путешествие по страницам истории России»

Показатели для наблюдений-№1

Программа диагностики. (срок реализации – 4 года)

Сроки проведения: 

  1. предварительная диагностика – сентябрь текущего учебного года;

  2. текущая диагностика – декабрь текущего учебного года;

  3. итоговая диагностика – май текущего учебного года.

Цель: предварительная диагностика – оценить начальный уровень экологических исторических знаний обучающихся.

Текущая диагностика – оценить качество усвоения обучающимися исторических, экологических знаний за первое полугодие освоения программы дополнительного образования.

Итоговая диагностика – определить уровень сформированности исторических, экологических знаний учащихся в результате освоения программы дополнительного образования за текущий учебный год.

Форма проведения (для всех видов диагностики): контрольное задание, индивидуальный опрос, наблюдение, дидактическая игра.

Итоговая диагностика – дополнительно уровень умений и навыков может определяться по активности участия учащихся в экологических акциях, исторических конкурсах, выставках.

Содержание (для всех видов диагностики): учащемуся объединения предлагается ответить на вопросы тестов по разделам программы.

6. Кроссворд

(для учащихся от 10-11 лет)

Учащийся сам, за короткое время решает кроссворд.

Решает кроссворд с помощью педагога (1-2 вопроса)

Не может самостоятельно ответить на половину (4-5) вопросов.

Методика определения результата: для определения уровня учащихся педагог оценивает выполнение обучающимся контрольных заданий: высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл. Максимальное количество баллов – 18, минимальное – 6. По количеству набранных баллов за выполнение всех заданий педагог определяет уровень учащегося. Высокий уровень – 12-18 баллов, средний – 7-11 баллов, уровень ниже среднего – 6 и меньше баллов.

Форма фиксации результата: протокол (приложение 1, 2, 3, 4) для каждой группы разного года обучения объединения «Путешествие по страницам истории России».




Мотивации к занятиям-№2

Мотивации к занятиям

1.Обучающийся проявляет неосознанный интерес, несвязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный кратковременный. (Подготовительный уровень).

2.Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчива, связанная с результативной стороной процесса. (Начальный уровень)

3.Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущие мотивы: познавательный, стремление добиваться результатов. (Уровень освоения).

4.Чётко выраженные потребности. Стремление изучить глубоко предмет. (Уровень творческий, совершенствования)

Творческая активность-№3

1.Интереса к творчеству не проявляет. Инициативу не проявляет. Не испытывают радости от открытия. Выполняет задания по заранее данному плану. Нет навыков самостоятельного решения проблемы.

2.Творческую инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Проблемы решать способен, но при помощи педагога.

3.Есть положительный эмоциональный отклик на свои успехи в творчестве. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может их выполнить.

4.Легко и быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением.

Навыки самоорганизации-№4

1.Самоопределение в микрогруппе.

-не умеет найти себе место в микрогруппе, находит либо с трудом, либо с помощью, легко находит себе место и занятие.

2.Самовыражение на роль: сам не выбирает себе роль в игре, деятельности, иногда выбирает, всегда активно выбирает роль.

3.Выбор себе вида деятельности, творчества (материала): не может выбрать себе вид деятельности, колеблется, но выбирает, среди многих вариантов способен выбрать.

4.Ответственность за дело: угасает, бросает начатое, бросает и возвращается, доводит дело до конца.

5.Опрятность вида: неопрятен, небрежен, не аккуратен; не всегда следит за собой; всегда опрятен, аккуратен.

6.Соблюдение правил (этика): невежлив, не умеет себя держать; иногда забывает о правилах поведения; вежлив, тактичен, умеет себя вести.






Приложение№2.Календаоный учебный график. Четвертый год.

2021-2022


п/п

Тема раздела программы

Всего

часов

Теория

Практика

Формы аттестации/

контроля


I.




1-2.

Введение в программу

«Путешествие в страну Экологию» четвертого года обучения.

-История страны и Экология.

-Входящая диагностика.





2





1





1

Беседа

Игра.

Творчество

Тест

II.


3-10.











III

11-14


IV.

15-18



V.





19-20


21-22




23-26.












27-28




29-30





31-36
















37-38













39-42








43-44






45-49




















50-53






















54-55



56-59








VI.

60-61



62-63








Земля и человечество глазами эколога, археолога,

астролога, географа, историка

-Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике

-Рассказывать о роли археологии, истории, экологии в мировой и отечественной науке

Природа России и Экология


Родной край-часть большой страны


Страницы истории Отечества

Истоки Древней Руси.

«Человек – созидатель, человек-разрушитель»:

Древние восточные славяне и их место обитания;

-природа в жизни древних восточных славян в экологическом аспекте.

О роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси:

-показывать на карте древние торговые пути, древние русские города;

- мудрый выбор. Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого;

- Наследница Киевской Руси. Составлять схему родственных отношений русских князей.

-Перечислять и находить на карте названия городов, положившим начало Золотому кольцу.

Москва – преемница Владимира.

- Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского.

- Работа с репродукцией картины А.М Васнецов «Московский Кремль при Дмитрии Донском».

Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси.

- Подвижники Руси и землепроходцы.

Презентовать рассказы об основании сибирских городов (по выбору).

- На пути к единству. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории

Показывать на карте поволжские города.

Начало российской империи.

-Работа с репродукцией картины А,Д.Кившенко «Военные игры потешных войск Петра . Характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга

Объяснять название города.

«Жизнь – Отечеству, честь – никому!»

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху.

Отечественная война 1812 года. «Человек – созидатель, человек-разрушитель».

Характеризовать войну с Наполеоном

Находить сведения и рассказывать памятниках и памятных местах Москвы и России.

Отечественная война 1812 года. Характеризовать войну с Наполеоном

Находить сведения и рассказывать памятниках и памятных местах Москвы и России.

Золотой век театра, музыки, изобразительного искусства

Характеризовать развитие театрального музыкального искусства в России. Расцвет изобразительного искусства и литературы. Работа с репродукцией картин из Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного русского музея в Санкт – Петербурге

Обобщать знания о произведениях русских художников и писателей

Называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей.

Темы для проектов. «Культура. Природа в творчестве человека»

Великая Отечественная война. «Человек – созидатель, человек-разрушитель».

«Вставай, страна огромная!». Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такой…»

Проект «Моя семья в истории России»

После Великой войны. Достижения 1950 -1970-х гг.

Современная Россия и Экология

Мы строим будущее России 

-Современная Россия.

- Начни с себя!.

Проект

«Я строю будущее России»

Итоговая диагностика

8











4



4



37



2


2



2










4



2




2














2











4







2




2

















2

















4




2







4


2





1




7

3











1



1



12



1


1



1










1



1




1














1











1







1




1

















1

















1




1







1


1





-




3

5











3



3



25



1


1



1










3



1




1














1











3







1




1

















1

















3




1







3


1





1




4


Беседа

Игра.

Творчество








Беседа

Игра.

Творчество


Беседа

Игра.

Творчество



Беседа

Игра.

Творчество






Беседа

Игра.

Творчество




Беседа

Игра.

Творчество

Проекты








Беседа

Игра.

Творчество

Проекты









Беседа

Игра.

Творчество

Проекты








Беседа

Игра.

Творчество

Проекты




Беседа

Игра.

Творчество





Беседа

Игра.

Творчество

Проекты





Беседа

Игра.

Творчество

Проекты







Беседа

Игра.

Творчество

Проекты



Беседа

Игра.

Творчество

Проекты





Беседа

Творчество

Проекты





Беседа

Творчество

Проекты


Творчество Игра.

Зашита проектов






Творчество Игра.

Зашита проектов

VII.



64-72





Модуль ранней профориентации.

«Человек-природа: профессии: археолог,

урбанисты-экологи, агроэколог.

«Атлас будущих профессий»



10



3



7

Беседа

Творчество

Проекты


Игра.

Зашита проекта


Всего

72


25

47