СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности (подготовка детей к школе) «Изучаю мир вокруг»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности (подготовка детей к школе) «Изучаю мир вокруг»»

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

администрации городского округа «Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 56



Принята на заседании Утверждаю:

Педагогического совета Директор

от «27 » августа 2022 г. _________________/А.В.Коломиец/

Протокол №__1__ «01» сентября 2022 г.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественно - научной направленности

(подготовка детей к школе)

«Изучаю мир вокруг»





Возраст обучающихся: 5 - 6 лет

Срок реализации: 9 месяцев




Автор-составитель:

Смирнова Лариса Ивановна,

педагог дополнительного образования





2021



























2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изучаю мир вокруг» имеет естественно - научную направленность.

Актуальность программы

Курс «Изучаю мир вокруг» помогает ученику в расширении и детализации представлений о предметах, явлениях природы, человеке, общественной жизни. Способствует формированию навыков правильного поведения в социальной среде, бережного отношения к богатствам природы и общества, основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений.
Разнообразные практические задания ориентированы на обогащение словарного запаса ребенка, совершенствование навыков чтения, слушания и говорения. Помогает развитию логического мышления, памяти, вниманию, воображению.
Происходит сближение содержания программы с требованиями жизни для развития и воспитания разносторонне развитой личности.

Отличительные особенности программы

В основу подготовки детей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Курс «Изучаю мир вокруг» нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей.

Адресат программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Изучаю мир вокруг» предназначена для детей в возрасте 5 - 6 лет.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 36 часов.

Формы обучения

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп - 15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий (общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий).

Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут, между занятиями установлены 15-минутные перемены. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Педагогическая целесообразность

Программа «Изучаю мир вокруг» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть в полной мере одним из этапов подготовки к обучению в школе. Программа, расширяет и детализирует представления детей о предметах, явлениях природы, человеке, общественной жизни и формирование навыков правильного поведения в социальной среде, бережного отношения к богатствам природы и общества. Разнообразные практические задания ориентированы на обогащение словарного запаса ребёнка, совершенствование навыков чтения, слушания и говорения, развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения.

Практическая значимость.

Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога смогут не только узнавать новое об окружающем их мире, в результате освоения программы, обучающиеся сформируют знания о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие). Научатся определять простейшие причинно – следственные связи внутри природного комплекса, систематизируют знания о состоянии окружающей среды.

Ведущие теоретические идеи.

Ведущая идея данной программы состоит в воспитании и развитии активной физически и психически развитой личности через вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности, в которых они раскрывают свои творческие возможности и максимально полно реализуют свои потребности и интересы.

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.


Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:


Образовательные:

  • систематизировать представления учащихся о предметах, явлениях природы и общества;

  • формировать целостное представление об окружающем мире и месте в нём человека;

  • активизировать мыслительную деятельность и развитие речи детей;

  • учить устанавливать (с помощью педагога) простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений;

  • учить рассуждать, высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать выводы;

  • формировать основы экологических знаний;

  • обучать основам изобразительной грамотности, формировать практические навыки работы в различных видах художественно - творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.д.)

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к окружающей природной и социальной среде;

  • развивать навыки анализирующего наблюдения, воображения, сообразительности;

  • развивать эмоционально – доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;

  • развивать осознанное отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира.

Воспитательные:

  • формировать основы экологической культуры;

  • формировать основы здорового образа жизни;

  • воспитывать любовь и уважение к близким и окружающим людям (к членам общества);

  • воспитывать любовь к природе, патриотические чувства к Родине, родному языку, национальным традициям;

  • воспитывать активное эстетическое отношение к действительности.

Принципы отбора содержания.

Принципы отбора содержания:

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип комплексного подхода.

Основные формы и методы

Форма организации деятельности детей на занятии - индивидуально - групповая.

При проведении занятий используются следующие методы: словесные (устное изложение, беседа, словесные игры), наглядные (работа с иллюстрациями, коллажем, таблицами, логическими цепочками, рабочими тетрадями на печатной основе по образцу; заучивание стихотворений с опорой на слайды, картины), на развитие логического мышления, на развитие грамотной речи; ассоциативные тренинги; тесты на степень психосоциальной зрелости, на понятийное мышление, воображение, логическое мышление, внимание; ориентировка на плоскости, специальные методы для запоминания информации (метод трансформации (превращения), метод Цицерона (память места), сюжетный метод (придумывание сюжета), крокированные (рисуночное письмо).

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать, верно, выполненное задание, от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя УМК, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные звуки и предметы.

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять слоги, слова, предложения, тексты на основе рисунков, схем);

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-слушать и понимать речь других.

-читать и пересказывать текст.

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются формирование следующих умений:

  • умение ориентироваться в пространстве;

  • умение определять форму предмета, используя геометрические фигуры как эталон;

  • умение различать времена года, знать явления природы и особенности погодных условий каждого времени года;

  • умение различать объекты живой и неживой природы;

  • умение соблюдать правила поведения в природе, беречь и охранять природу;

  • умение различать виды транспорта и правила поведения в нем;

  • накопление фактических знаний о названиях и трудовых действиях некоторых профессий;

 накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности;

 развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей.

Механизм оценивания образовательных результатов. Фиксируя планируемые результаты, педагог определяет перечень диагностических методик, с помощью которых данный результат будет замеряться (наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, отслеживание творческих достижений коллективов и отдельных обучающихся и т.п.), представляет информацию о форме, порядке и периодичности проведения промежуточной аттестации.

- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.

- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

Формы подведения итогов реализации программы

Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде беседы и рефлексии. Итоговый контроль проводится по окончанию года обучения. По окончании занятий обучающиеся участвуют в викторине, в которой проявляют знания и навыки, приобретённые за весь учебный год.






УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Самостоятельная подготовка

1.

Игрушки и учебные вещи.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

2

Мебель и посуда.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

3

Одежда и обувь.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

4

Бельё, головные уборы, аксессуары.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

5

Пища. Напитки.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

6

Посуда.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

7

Овощи. Фрукты.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

8

Ягоды.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

9

Времена года. Осень.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

10

Цветы.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

11

Растения. Деревья и кустарники.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

12

Цветы и травы.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

13

Грибы.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

14

Дикие животные.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

15

Домашние животные и птицы.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

16

Птицы и птенцы.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

17

Насекомые.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

18

Рыбы и морские животные.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

19

Охрана природы.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

20

Времена года. Зима.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

21

Продукты.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

22

Электроприборы и инструменты.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

23

Что из чего и что для чего.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

24

Профессии.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

25

Времена года. Весна.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

26

Здания.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

27

Транспорт.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

28

Планеты. Страны и города.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

29

Времена года. Месяцы.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

30

Дни недели. Праздники.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

31

Планеты Солнечной системы.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

32

Человек.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

33

Как найти друзей.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

34

Отдых у воды.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

35

Гроза.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия

36

Времена года. Лето.

1

0,5

0,5

0

Опрос.

Рефлексия


Итого

36





Задачи первого года обучения

Образовательные:

-уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;

-уточнение, систематизация и углубление знаний о состоянии окружающей среды;

-формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).

-формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

- развитие интереса к миру природы.

-расширение представлений детей о родном крае.

Развивающие

- развивать интеллектуальные способности детей; - развивать навыки ориентировки в тетрадях; - развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные

- формировать мотивацию к учебной деятельности; - воспитывать чувства ответственности и самостоятельности; - воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные, познавательные, регуляторные; - воспитывать любознательность и сообразительность; - воспитывать эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание и т.д.)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения (36 часов, 1 час в неделю)


Тема 1. Игрушки и учебные вещи.

Теория: познакомиться с группой предметов: «игрушки» и «учебные вещи».

Практика: распределять предметы по группам и давать им названия. Развитие слушания и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 2. Мебель и посуда.

Теория: познакомиться с группой предметов: «мебель» и «посуда», «гостиная», «спальня», «кухня», «прихожая», «ванная», «туалет».

Практика: распределять предметы по группам и давать им названия. Развитие слушания и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 3. Одежда и обувь.

Теория: познакомиться с группой предметов: «одежда» и «обувь».

Практика: уметь находить взаимосвязь времён года с выбором одежды. Закрепить знания о группах: «мебель» и «посуда», «гостиная», «спальня», «кухня», «прихожая», «ванная», «туалет».

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 4. Бельё, головные уборы, аксессуары.

Теория: познакомиться с группой предметов: «аксессуары» и группами «бельё», «головные уборы».

Практика: уметь подбирать одежду по сезону. Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 5. Пища. Напитки.

Теория: познакомиться с группой предметов: «пища», «напитки», «срок годности», «дата изготовления».

Практика: уметь определить продукты, которые покупают в магазине, и продукты, которые требуют приготовления дома.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 6. Посуда.

Теория: познакомиться с группой предметов, называемых посудой. Познакомиться с правилами безопасности обращения с электроприборами, спичками, ножом и вилкой.

Практика: уметь различать столовые приборы, кухонную, столовую и чайную посуду. Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 7. Овощи. Фрукты.

Теория: познакомиться с группой предметов: «овощи», «фрукты».

Практика: уметь различать овощи и фрукты. Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 8. Ягоды.

Теория: познакомиться с группой «ягоды» и местами их произрастания. Познакомиться с ядовитыми ягодами и правилами обращения с ними.

Практика: уметь определить ягоды. Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 9. Времена года. Осень.

Теория: познакомиться с основными признаками осени, осенними месяцами

Практика: уметь называть осенние месяцы и основные признаки осени. Развитие воображения и мелкой моторики рук. Развитие умения слушать.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 10. Цвета.

Теория: познакомиться с цветами радуги и порядком их расположения.

Практика: уметь определять и называть цвета.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 11. Растения. Деревья и кустарники.

Теория: познакомиться с группой предметов: «деревья», «кустарники».

Практика: уметь различить деревья и кустарники. Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 12. Цветы и травы.

Теория: познакомиться с группой предметов: «цветы», «травы». Места их произрастания. Познакомиться с понятием «злаки» и продуктами получаем из них.

Практика: рассказать о пряных и лекарственных травах, рассказать о правилах обращения с травами и цветами.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 13. Грибы.

Теория: познакомиться с понятием «грибы». Познакомиться с понятием «съедобные» и «ядовитые» грибы.

Практика: рассказ о местах произрастания грибов. Раскрыть значение слова «бор».

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 14. Дикие животные.

Теория: познакомиться с группой: «дикие животные». Познакомиться с названием жилищ диких животных. Познакомиться с названием детёнышей диких животных.

Практика: рассказ о признаках диких животных, рассказ о правилах поведения в лесу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 15. Домашние животные и птицы.

Теория: познакомиться с группой: «домашние животные» и «домашние птицы». Познакомиться с названием жилищ домашних животных. Познакомиться с названием детёнышей домашних животных.

Практика: рассказ о признаках домашних животных, рассказ о правилах безопасности в общении с домашними животными.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 16. Птицы и птенцы.

Теория: познакомиться с группой «дикие птицы», жилища птиц.

Практика: рассказ о местах обитания птиц: город, лес, поле.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 17. Насекомые.

Теория: познакомиться с группой «насекомые».

Практика: рассказ о превращениях бабочек. Рассказ о природной взаимосвязи: насекомые – птицы – растения – человек. Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 18. Рыбы и морские животные.

Теория: познакомиться с группой «рыбы», «морские животные», «земноводные».

Практика: рассказ о местах их обитания: море, река, озеро. Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 19. Охрана природы.

Теория: познакомиться со способами охраны природы.

Практика: рассказ об ответственности человека перед природой. Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 20. Времена года. Зима.

Теория: познакомиться с признаками зимы, зимними месяцами.

Практика: рассказ о подготовке животных к зиме. Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 21. Продукты.

Теория: познакомиться с группой предметов «продукты».

Практика: различать пищу и напитки. Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 22. Электроприборы и инструменты.

Теория: познакомиться с группой предметов «электроприборы», «инструменты», «садовые инструменты», «музыкальные инструменты».

Практика: рассказ о правилах безопасности. Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 23. Что из чего и что для чего.

Теория: показать, для чего люди выполняют ту или иную работу.

Практика: рассказ, из чего сделаны распространённые продукты. Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 24. Профессии.

Теория: познакомиться с профессиями людей.

Практика: рассказ о взаимосвязи между профессией и выполнением труда. Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 25. Времена года. Весна.

Теория: познакомиться с основными признаками весны, весенними месяцами и праздниками.

Практика: рассказ о перелётных птицах. Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 26. Здания.

Теория: познакомиться с группой «здания».

Практика: рассказ о многообразии видов зданий, о материалах из которых их строят. Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 27. Транспорт.

Теория: познакомиться с понятием «тротуар», «проезжая часть», «зебра», «подземный переход». Правила поведения на дороге.

Практика: рассказ о разнообразии транспорта. Развитие логического мышления и говорения, памяти.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 28. Планеты. Страны и города.

Теория: общие представления о нашей стране, городах, реках, столице. Общее представление о планете Земля, смене дня и ночи, времён года.

Практика: рассказ о планете Земля, смене дня и ночи, времён года.

Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 29. Времена года. Месяцы.

Теория: обобщить знания детей о временах года и соответствующих месяцах.

Практика: Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 30. Дни недели. Праздники.

Теория: познакомиться с понятием «день недели», «красный день календаря». Последовательность дней недели.

Практика: рассказ о праздниках нашей страны. Развитие логического мышления и говорения, памяти.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 31. Планеты Солнечной системы.

Теория: познакомиться с планетами Солнечной системы. Понятия «небо», «Солнце», «Луна».

Практика: рассказ о Луне, Солнце, Земле. Развитие логического мышления и говорения, памяти.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 32. Человек.

Теория: познакомиться с названиями частей тела. Личная гигиена.

Практика: рассказ о личной гигиене и о простейших правилах сохранения здоровья. Развитие логического мышления и говорения, памяти.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 33. Как найти друзей.

Теория: познакомиться с понятием «друг», «враг». Правила поведения во дворе, в подъезде. Что нужно делать если потерялся.

Практика: рассказ о правилах поведения на улице. Развитие логического мышления и говорения, памяти.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 34. Отдых у воды.

Теория: познакомиться с понятием «водоём». Правила безопасности у водоёма.

Практика: рассказ о правилах поведения у воды. Развитие логического мышления и говорения, памяти.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 35. Гроза.

Теория: познакомиться с понятием «гроза». Правила безопасности во время грозы.

Практика: рассказ о правилах поведения во время грозы. Развитие логического мышления и говорения, памяти.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.

Тема 36. Времена года. Лето.

Теория: познакомиться с основными признаками лета, летними месяцами и праздниками.

Практика: рассказ о летних месяцах. Развитие логического мышления и говорения.

По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Число

Время проведе

ния занятия

Форма

занятия

Кол-во часов

Тема

занятия

Место прове

дения

Форма контроля

1

Сен

тябрь

07

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Вводное

занятие.

Кабинет

7-1-4

Наблюде -ние, собеседование, анализ

2

Сен

тябрь

14

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Игрушки и учебные вещи

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


3

Сен

тябрь

21

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Мебель и посуда

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


4

Сен

тябрь

28

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Одежда и обувь

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


5

Ок

тябрь

05

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Бельё, головные уборы, аксессуары

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


6

Ок

тябрь

12

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Пища. Напитки.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


7

Ок

тябрь

19

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Посуда.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


8

Ок

тябрь

26

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Овощи. Фрукты

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


9

Ноябрь

02

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Ягоды.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


10

Ноябрь

09

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Времена года. Осень.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


11

Ноябрь

16

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Цвета.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


12

Ноябрь

23

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Растения. Деревья и кустарники.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


13

Ноябрь

30

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Цветы и травы.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


14

Де

кабрь

07

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Грибы.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


15

Де

кабрь

14

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Дикие животные.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


16

Де

кабрь

21

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Домашние животные и птицы.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


17

Де

кабрь

28

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Птицы и птенцы.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


18

Январь

04

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Насекомые.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


19

Январь

11

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Рыбы и морские животные.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


20

Январь

18

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Охрана природы.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


21

Январь

25

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Времена года. Зима.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


22

Фев

раль

01

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Продукты.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


23

Фев

раль

08

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Электроприборы и инструменты.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


24

Фев

раль

15

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Что из чего и что для чего.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


25

Февраль

22

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Профессии.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


26

Март

01

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Времена года. Весна.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


27

Март

15

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Здания.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


28

Март

22

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Транспорт.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


29

Март

29

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Планета. Страны и города.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


30

Ап

рель

05

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Мой город - Калининград

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


31

Ап

рель

12

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Времена года. Месяцы.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


32

Ап

рель

19

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Дни недели. Праздники.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


33

Ап

рель

26

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Планеты Солнечной системы.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


34

Май

03

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Человек.

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


35

Май

10

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Привычки вредные и полезные

Кабинет

7-1-4

опрос – игра, практические и устные задания


36

Май

17

19.10-19.50

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Итоговое занятие. Подведе

ние итогов работы.

Кабинет

7-1-4

Наблюдение, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, анкетирование, диагностические игры и упражнения





Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАОУ СОШ №56, правила внутреннего распорядка обучающихся МАОУ СОШ №56, локальные акты. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Материально-технические условия.

Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).

Кадровые. Педагог дополнительного образования.

Материально-технические: проектор, конструкторы, ноутбуки, программное обеспечение, поля и др. Видеоуроки. Архив видео и фотоматериалов. Методические разработки занятий, УМК к программе.

Материально-техническое обеспечение

- магнитная доска, цветные маркеры, простые карандаши;

цветные карандаши: синий, красный, зеленый, желтый на каждого ребенка; шариковые ручки с синей, зеленой, красной пастой на каждого ребенка;

Оценочные и методические материалы

Вся оценочная система делится на три уровня сложности:

1. Обучающийся может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога может построить и объяснить принцип работы одной из установок (на выбор).

2. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип действия и особенности любой из предложенных ему установок.

3. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип действия и особенности любой из предложенных ему установок. Но, располагает сведениями сверх программы, проявляет интерес к теме. Проявил инициативу при выполнении конкурсной работы или проекта. Вносил предложения, имеющие смысл.

Методическое обеспечение

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

- электронные учебники;

- видеоролики;

- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеобразовательной программе.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по схеме и др.);

- словесный (беседа, рассказ).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:

- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);

- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);

- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

- словесный - рассказ, объяснение, беседа (для формирования сознания);

- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).


Информационное обеспечение программы

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=1K9H6yioxbc

  2. http://www.childrenscience.ru/courses/environment0/

  3. https://www.youtube.com/watch?v=lsfMUrE3VQY

  4. https://www.youtube.com/watch?v=8blLP62rUt0

  5. https://www.youtube.com/watch?v=Wi8Pxrm_5eQ


Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09. 11. 2018 г. № 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6. Постановление Правительства РФ " Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" от 15 сентября 2020 года за № 1441.


Для педагога дополнительного образования:

  1. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет; Сфера - Москва, 2012.

  2. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Эксмо, 2016.

  3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование; Детство-Пресс - Москва, 2010.

  4. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром; Мозаика-Синтез - Москва, 2012.

5. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2016г.


Литература для учащихся и родителей:


1. «Изучаю мир вокруг»: для детей 5 – 6 лет: в 2 ч. Ч. 1 / Н. М. Липская. – 2-е изд., испр. и перераб. – Москва: Эксмо, 2020. – 56 с.: ил. – (Ломоносовская школа).

2. «Изучаю мир вокруг»: для детей 5 – 6 лет: в 2 ч. Ч. 2 / Н. М. Липская. – 2-е изд., испр. и перераб. – Москва: Эксмо, 2020. – 56 с.: ил. – (Ломоносовская школа).

3 Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2016 г.

4.Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2016г.