КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
администрации городского округа «Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 56
Принята на заседании Утверждаю:
Педагогического совета Директор
от «27 » августа 2022 г. _________________/А.В.Коломиец/
Протокол №__1__ «01» сентября 2022 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно - научной направленности
(подготовка детей к школе)
«Изучаю мир вокруг»
Возраст обучающихся: 5 - 6 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель:
Смирнова Лариса Ивановна,
педагог дополнительного образования
2021
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изучаю мир вокруг» имеет естественно - научную направленность.
Актуальность программы
Курс «Изучаю мир вокруг» помогает ученику в расширении и детализации представлений о предметах, явлениях природы, человеке, общественной жизни. Способствует формированию навыков правильного поведения в социальной среде, бережного отношения к богатствам природы и общества, основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений.
Разнообразные практические задания ориентированы на обогащение словарного запаса ребенка, совершенствование навыков чтения, слушания и говорения. Помогает развитию логического мышления, памяти, вниманию, воображению.
Происходит сближение содержания программы с требованиями жизни для развития и воспитания разносторонне развитой личности.
Отличительные особенности программы
В основу подготовки детей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Курс «Изучаю мир вокруг» нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Изучаю мир вокруг» предназначена для детей в возрасте 5 - 6 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 9 месяцев.
На полное освоение программы требуется 36 часов.
Формы обучения
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп - 15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий (общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий).
Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут, между занятиями установлены 15-минутные перемены. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Педагогическая целесообразность
Программа «Изучаю мир вокруг» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть в полной мере одним из этапов подготовки к обучению в школе. Программа, расширяет и детализирует представления детей о предметах, явлениях природы, человеке, общественной жизни и формирование навыков правильного поведения в социальной среде, бережного отношения к богатствам природы и общества. Разнообразные практические задания ориентированы на обогащение словарного запаса ребёнка, совершенствование навыков чтения, слушания и говорения, развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения.
Практическая значимость.
Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога смогут не только узнавать новое об окружающем их мире, в результате освоения программы, обучающиеся сформируют знания о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие). Научатся определять простейшие причинно – следственные связи внутри природного комплекса, систематизируют знания о состоянии окружающей среды.
Ведущие теоретические идеи.
Ведущая идея данной программы состоит в воспитании и развитии активной физически и психически развитой личности через вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности, в которых они раскрывают свои творческие возможности и максимально полно реализуют свои потребности и интересы.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.
Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Образовательные:
систематизировать представления учащихся о предметах, явлениях природы и общества;
формировать целостное представление об окружающем мире и месте в нём человека;
активизировать мыслительную деятельность и развитие речи детей;
учить устанавливать (с помощью педагога) простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений;
учить рассуждать, высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать выводы;
формировать основы экологических знаний;
обучать основам изобразительной грамотности, формировать практические навыки работы в различных видах художественно - творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.д.)
Развивающие:
развивать познавательный интерес к окружающей природной и социальной среде;
развивать навыки анализирующего наблюдения, воображения, сообразительности;
развивать эмоционально – доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;
развивать осознанное отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира.
Воспитательные:
формировать основы экологической культуры;
формировать основы здорового образа жизни;
воспитывать любовь и уважение к близким и окружающим людям (к членам общества);
воспитывать любовь к природе, патриотические чувства к Родине, родному языку, национальным традициям;
воспитывать активное эстетическое отношение к действительности.
Принципы отбора содержания.
Принципы отбора содержания:
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Основные формы и методы
Форма организации деятельности детей на занятии - индивидуально - групповая.
При проведении занятий используются следующие методы: словесные (устное изложение, беседа, словесные игры), наглядные (работа с иллюстрациями, коллажем, таблицами, логическими цепочками, рабочими тетрадями на печатной основе по образцу; заучивание стихотворений с опорой на слайды, картины), на развитие логического мышления, на развитие грамотной речи; ассоциативные тренинги; тесты на степень психосоциальной зрелости, на понятийное мышление, воображение, логическое мышление, внимание; ориентировка на плоскости, специальные методы для запоминания информации (метод трансформации (превращения), метод Цицерона (память места), сюжетный метод (придумывание сюжета), крокированные (рисуночное письмо).
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать, верно, выполненное задание, от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя УМК, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные звуки и предметы.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять слоги, слова, предложения, тексты на основе рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-слушать и понимать речь других.
-читать и пересказывать текст.
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются формирование следующих умений:
умение ориентироваться в пространстве;
умение определять форму предмета, используя геометрические фигуры как эталон;
умение различать времена года, знать явления природы и особенности погодных условий каждого времени года;
умение различать объекты живой и неживой природы;
умение соблюдать правила поведения в природе, беречь и охранять природу;
умение различать виды транспорта и правила поведения в нем;
накопление фактических знаний о названиях и трудовых действиях некоторых профессий;
накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности;
развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей.
Механизм оценивания образовательных результатов. Фиксируя планируемые результаты, педагог определяет перечень диагностических методик, с помощью которых данный результат будет замеряться (наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, отслеживание творческих достижений коллективов и отдельных обучающихся и т.п.), представляет информацию о форме, порядке и периодичности проведения промежуточной аттестации.
- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
Формы подведения итогов реализации программы
Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде беседы и рефлексии. Итоговый контроль проводится по окончанию года обучения. По окончании занятий обучающиеся участвуют в викторине, в которой проявляют знания и навыки, приобретённые за весь учебный год.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика | Самостоятельная подготовка |
1. | Игрушки и учебные вещи. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
2 | Мебель и посуда. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
3 | Одежда и обувь. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
4 | Бельё, головные уборы, аксессуары. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
5 | Пища. Напитки. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
6 | Посуда. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
7 | Овощи. Фрукты. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
8 | Ягоды. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
9 | Времена года. Осень. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
10 | Цветы. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
11 | Растения. Деревья и кустарники. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
12 | Цветы и травы. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
13 | Грибы. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
14 | Дикие животные. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
15 | Домашние животные и птицы. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
16 | Птицы и птенцы. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
17 | Насекомые. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
18 | Рыбы и морские животные. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
19 | Охрана природы. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
20 | Времена года. Зима. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
21 | Продукты. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
22 | Электроприборы и инструменты. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
23 | Что из чего и что для чего. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
24 | Профессии. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
25 | Времена года. Весна. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
26 | Здания. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
27 | Транспорт. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
28 | Планеты. Страны и города. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
29 | Времена года. Месяцы. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
30 | Дни недели. Праздники. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
31 | Планеты Солнечной системы. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
32 | Человек. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
33 | Как найти друзей. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
34 | Отдых у воды. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
35 | Гроза. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
36 | Времена года. Лето. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос. Рефлексия |
| Итого | 36 | |
Задачи первого года обучения
Образовательные:
-уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
-уточнение, систематизация и углубление знаний о состоянии окружающей среды;
-формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
-формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
- развитие интереса к миру природы.
-расширение представлений детей о родном крае.
Развивающие
- развивать интеллектуальные способности детей; - развивать навыки ориентировки в тетрадях; - развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные
- формировать мотивацию к учебной деятельности; - воспитывать чувства ответственности и самостоятельности; - воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные, познавательные, регуляторные; - воспитывать любознательность и сообразительность; - воспитывать эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание и т.д.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения (36 часов, 1 час в неделю)
Тема 1. Игрушки и учебные вещи.
Теория: познакомиться с группой предметов: «игрушки» и «учебные вещи».
Практика: распределять предметы по группам и давать им названия. Развитие слушания и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 2. Мебель и посуда.
Теория: познакомиться с группой предметов: «мебель» и «посуда», «гостиная», «спальня», «кухня», «прихожая», «ванная», «туалет».
Практика: распределять предметы по группам и давать им названия. Развитие слушания и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 3. Одежда и обувь.
Теория: познакомиться с группой предметов: «одежда» и «обувь».
Практика: уметь находить взаимосвязь времён года с выбором одежды. Закрепить знания о группах: «мебель» и «посуда», «гостиная», «спальня», «кухня», «прихожая», «ванная», «туалет».
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 4. Бельё, головные уборы, аксессуары.
Теория: познакомиться с группой предметов: «аксессуары» и группами «бельё», «головные уборы».
Практика: уметь подбирать одежду по сезону. Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 5. Пища. Напитки.
Теория: познакомиться с группой предметов: «пища», «напитки», «срок годности», «дата изготовления».
Практика: уметь определить продукты, которые покупают в магазине, и продукты, которые требуют приготовления дома.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 6. Посуда.
Теория: познакомиться с группой предметов, называемых посудой. Познакомиться с правилами безопасности обращения с электроприборами, спичками, ножом и вилкой.
Практика: уметь различать столовые приборы, кухонную, столовую и чайную посуду. Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 7. Овощи. Фрукты.
Теория: познакомиться с группой предметов: «овощи», «фрукты».
Практика: уметь различать овощи и фрукты. Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 8. Ягоды.
Теория: познакомиться с группой «ягоды» и местами их произрастания. Познакомиться с ядовитыми ягодами и правилами обращения с ними.
Практика: уметь определить ягоды. Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 9. Времена года. Осень.
Теория: познакомиться с основными признаками осени, осенними месяцами
Практика: уметь называть осенние месяцы и основные признаки осени. Развитие воображения и мелкой моторики рук. Развитие умения слушать.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 10. Цвета.
Теория: познакомиться с цветами радуги и порядком их расположения.
Практика: уметь определять и называть цвета.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 11. Растения. Деревья и кустарники.
Теория: познакомиться с группой предметов: «деревья», «кустарники».
Практика: уметь различить деревья и кустарники. Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 12. Цветы и травы.
Теория: познакомиться с группой предметов: «цветы», «травы». Места их произрастания. Познакомиться с понятием «злаки» и продуктами получаем из них.
Практика: рассказать о пряных и лекарственных травах, рассказать о правилах обращения с травами и цветами.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 13. Грибы.
Теория: познакомиться с понятием «грибы». Познакомиться с понятием «съедобные» и «ядовитые» грибы.
Практика: рассказ о местах произрастания грибов. Раскрыть значение слова «бор».
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 14. Дикие животные.
Теория: познакомиться с группой: «дикие животные». Познакомиться с названием жилищ диких животных. Познакомиться с названием детёнышей диких животных.
Практика: рассказ о признаках диких животных, рассказ о правилах поведения в лесу.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 15. Домашние животные и птицы.
Теория: познакомиться с группой: «домашние животные» и «домашние птицы». Познакомиться с названием жилищ домашних животных. Познакомиться с названием детёнышей домашних животных.
Практика: рассказ о признаках домашних животных, рассказ о правилах безопасности в общении с домашними животными.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 16. Птицы и птенцы.
Теория: познакомиться с группой «дикие птицы», жилища птиц.
Практика: рассказ о местах обитания птиц: город, лес, поле.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 17. Насекомые.
Теория: познакомиться с группой «насекомые».
Практика: рассказ о превращениях бабочек. Рассказ о природной взаимосвязи: насекомые – птицы – растения – человек. Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 18. Рыбы и морские животные.
Теория: познакомиться с группой «рыбы», «морские животные», «земноводные».
Практика: рассказ о местах их обитания: море, река, озеро. Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 19. Охрана природы.
Теория: познакомиться со способами охраны природы.
Практика: рассказ об ответственности человека перед природой. Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 20. Времена года. Зима.
Теория: познакомиться с признаками зимы, зимними месяцами.
Практика: рассказ о подготовке животных к зиме. Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 21. Продукты.
Теория: познакомиться с группой предметов «продукты».
Практика: различать пищу и напитки. Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 22. Электроприборы и инструменты.
Теория: познакомиться с группой предметов «электроприборы», «инструменты», «садовые инструменты», «музыкальные инструменты».
Практика: рассказ о правилах безопасности. Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 23. Что из чего и что для чего.
Теория: показать, для чего люди выполняют ту или иную работу.
Практика: рассказ, из чего сделаны распространённые продукты. Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 24. Профессии.
Теория: познакомиться с профессиями людей.
Практика: рассказ о взаимосвязи между профессией и выполнением труда. Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 25. Времена года. Весна.
Теория: познакомиться с основными признаками весны, весенними месяцами и праздниками.
Практика: рассказ о перелётных птицах. Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 26. Здания.
Теория: познакомиться с группой «здания».
Практика: рассказ о многообразии видов зданий, о материалах из которых их строят. Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 27. Транспорт.
Теория: познакомиться с понятием «тротуар», «проезжая часть», «зебра», «подземный переход». Правила поведения на дороге.
Практика: рассказ о разнообразии транспорта. Развитие логического мышления и говорения, памяти.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 28. Планеты. Страны и города.
Теория: общие представления о нашей стране, городах, реках, столице. Общее представление о планете Земля, смене дня и ночи, времён года.
Практика: рассказ о планете Земля, смене дня и ночи, времён года.
Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 29. Времена года. Месяцы.
Теория: обобщить знания детей о временах года и соответствующих месяцах.
Практика: Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 30. Дни недели. Праздники.
Теория: познакомиться с понятием «день недели», «красный день календаря». Последовательность дней недели.
Практика: рассказ о праздниках нашей страны. Развитие логического мышления и говорения, памяти.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 31. Планеты Солнечной системы.
Теория: познакомиться с планетами Солнечной системы. Понятия «небо», «Солнце», «Луна».
Практика: рассказ о Луне, Солнце, Земле. Развитие логического мышления и говорения, памяти.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 32. Человек.
Теория: познакомиться с названиями частей тела. Личная гигиена.
Практика: рассказ о личной гигиене и о простейших правилах сохранения здоровья. Развитие логического мышления и говорения, памяти.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 33. Как найти друзей.
Теория: познакомиться с понятием «друг», «враг». Правила поведения во дворе, в подъезде. Что нужно делать если потерялся.
Практика: рассказ о правилах поведения на улице. Развитие логического мышления и говорения, памяти.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 34. Отдых у воды.
Теория: познакомиться с понятием «водоём». Правила безопасности у водоёма.
Практика: рассказ о правилах поведения у воды. Развитие логического мышления и говорения, памяти.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 35. Гроза.
Теория: познакомиться с понятием «гроза». Правила безопасности во время грозы.
Практика: рассказ о правилах поведения во время грозы. Развитие логического мышления и говорения, памяти.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
Тема 36. Времена года. Лето.
Теория: познакомиться с основными признаками лета, летними месяцами и праздниками.
Практика: рассказ о летних месяцах. Развитие логического мышления и говорения.
По завершении темы предусмотрен устный опрос и рефлексия.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Число | Время проведе ния занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место прове дения | Форма контроля |
1 | Сен тябрь | 07 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Вводное занятие. | Кабинет 7-1-4 | Наблюде -ние, собеседование, анализ |
2 | Сен тябрь | 14 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Игрушки и учебные вещи | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
3 | Сен тябрь | 21 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Мебель и посуда | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
4 | Сен тябрь | 28 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Одежда и обувь | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
5 | Ок тябрь | 05 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Бельё, головные уборы, аксессуары | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
6 | Ок тябрь | 12 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Пища. Напитки. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
7 | Ок тябрь | 19 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Посуда. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
8 | Ок тябрь | 26 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Овощи. Фрукты | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
9 | Ноябрь | 02 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Ягоды. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
10 | Ноябрь | 09 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Времена года. Осень. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
11 | Ноябрь | 16 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Цвета. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
12 | Ноябрь | 23 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Растения. Деревья и кустарники. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
13 | Ноябрь | 30 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Цветы и травы. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
14 | Де кабрь | 07 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Грибы. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
15 | Де кабрь | 14 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Дикие животные. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
16 | Де кабрь | 21 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Домашние животные и птицы. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
17 | Де кабрь | 28 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Птицы и птенцы. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
18 | Январь | 04 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Насекомые. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
19 | Январь | 11 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Рыбы и морские животные. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
20 | Январь | 18 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Охрана природы. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
21 | Январь | 25 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Времена года. Зима. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
22 | Фев раль | 01 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Продукты. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
23 | Фев раль | 08 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Электроприборы и инструменты. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
24 | Фев раль | 15 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Что из чего и что для чего. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
25 | Февраль | 22 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Профессии. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
26 | Март | 01 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Времена года. Весна. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
27 | Март | 15 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Здания. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
28 | Март | 22 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Транспорт. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
29 | Март | 29 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Планета. Страны и города. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
30 | Ап рель | 05 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Мой город - Калининград | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
31 | Ап рель | 12 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Времена года. Месяцы. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
32 | Ап рель | 19 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Дни недели. Праздники. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
33 | Ап рель | 26 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Планеты Солнечной системы. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
34 | Май | 03 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Человек. | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
35 | Май | 10 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Привычки вредные и полезные | Кабинет 7-1-4 | опрос – игра, практические и устные задания |
36 | Май | 17 | 19.10-19.50 | Беседа, индивидуально-коллективная, игра | 1 | Итоговое занятие. Подведе ние итогов работы. | Кабинет 7-1-4 | Наблюдение, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, анкетирование, диагностические игры и упражнения |
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАОУ СОШ №56, правила внутреннего распорядка обучающихся МАОУ СОШ №56, локальные акты. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-технические условия.
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
Кадровые. Педагог дополнительного образования.
Материально-технические: проектор, конструкторы, ноутбуки, программное обеспечение, поля и др. Видеоуроки. Архив видео и фотоматериалов. Методические разработки занятий, УМК к программе.
Материально-техническое обеспечение
- магнитная доска, цветные маркеры, простые карандаши;
цветные карандаши: синий, красный, зеленый, желтый на каждого ребенка; шариковые ручки с синей, зеленой, красной пастой на каждого ребенка;
Оценочные и методические материалы
Вся оценочная система делится на три уровня сложности:
1. Обучающийся может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога может построить и объяснить принцип работы одной из установок (на выбор).
2. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип действия и особенности любой из предложенных ему установок.
3. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип действия и особенности любой из предложенных ему установок. Но, располагает сведениями сверх программы, проявляет интерес к теме. Проявил инициативу при выполнении конкурсной работы или проекта. Вносил предложения, имеющие смысл.
Методическое обеспечение
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
- электронные учебники;
- видеоролики;
- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеобразовательной программе.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по схеме и др.);
- словесный (беседа, рассказ).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:
- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа (для формирования сознания);
- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).
Информационное обеспечение программы
Интернет-ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=1K9H6yioxbc
http://www.childrenscience.ru/courses/environment0/
https://www.youtube.com/watch?v=lsfMUrE3VQY
https://www.youtube.com/watch?v=8blLP62rUt0
https://www.youtube.com/watch?v=Wi8Pxrm_5eQ
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09. 11. 2018 г. № 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
6. Постановление Правительства РФ " Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" от 15 сентября 2020 года за № 1441.
Для педагога дополнительного образования:
Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет; Сфера - Москва, 2012.
Егупова В.А. Изучаю мир вокруг: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Эксмо, 2016.
Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование; Детство-Пресс - Москва, 2010.
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром; Мозаика-Синтез - Москва, 2012.
5. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2016г.
Литература для учащихся и родителей:
1. «Изучаю мир вокруг»: для детей 5 – 6 лет: в 2 ч. Ч. 1 / Н. М. Липская. – 2-е изд., испр. и перераб. – Москва: Эксмо, 2020. – 56 с.: ил. – (Ломоносовская школа).
2. «Изучаю мир вокруг»: для детей 5 – 6 лет: в 2 ч. Ч. 2 / Н. М. Липская. – 2-е изд., испр. и перераб. – Москва: Эксмо, 2020. – 56 с.: ил. – (Ломоносовская школа).
3 Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2016 г.
4.Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2016г.