СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа "Лыжные гонки"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа "Лыжные гонки"»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Центр образования села Лаврентия"

689300, Россия, Чукотский автономный округ, с. Лаврентия, ул. Дежнева, 40, т.: 2–29–65


ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБОУ "Центр образования с. Лаврентия

Протокол № от " _________ 20__


УТВЕРЖДЕНО

И.о. директора

МБОУ "Центр образования с. Лаврентия"

А.Г. Щербаков


Приказ от ______20__ №__




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

"ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ"







Направленность: физкультурно-спортивная

Срок реализации: 2 года

Возраст обучающихся: 10 – 18 лет











Автор-составитель:

Матасов Дмитрий Георгиевич,

педагог дополнительного образования


2023

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – программа) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании
    в Российской Федерации";

  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р" (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года");

  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

  • Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

  • Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";

  • Указом Президента Российской Федерации от 09.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р;

  • Концепцией развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 3894-р (в редакции от 20.03.2023);

  • Паспортом национального проекта "Образование", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";

  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Минпросвещения России) от 13.03.2019 № 114 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам";

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ";

  • Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 "Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей";

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил
    СП 2.4.364820821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

  • Приказом Департамента образования и науки ЧАО от 04.02.2021
    № 01-21/86 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий";

  • Уставом ОУ.

Лыжные гонки – это циклический вид спорта, который входит в программу олимпийских игр и программу физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений.

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами гонками – один из самых доступных и массовых видов физической культуры и спорта.

На занятиях по лыжной подготовке, у учащихся воспитываются необходимые физические качества – выносливость, ловкость, быстрота, координация движений, а также морально – волевые качества – смелость, настойчивость и выдержка. В нашей школе была организована работа спортивной секции по лыжным гонкам.

Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.

Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Реализация дополнительной образовательной программы заключается в объективной необходимости повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса лыжников-гонщиков.

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Актуальность данной программы состоит в том, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных организациях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности обучающихся требует увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности учебных занятий по физической культуре и расширения вне учебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Данная программа усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении.

Новизна программы состоит в удовлетворении возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации; сохранении и культивировании уникальности личности несовершеннолетних, создании условий, благоприятных для развития спортивной индивидуальности личности ребенка. Отличительная особенность образовательной программы заключается в том, что основой подготовки занимающихся в секции является не только технико-тактическая подготовка юных лыжников гонщиков, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта.

Физические нагрузки распределяются с учётом возрастных особенностей учащихся.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у лыжников гонщиков:

  • личностная ориентация образования;

  • профильность;

  • практическая направленность;

  • мобильность;

  • разноуровневость;

  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся.

Программа призвана осуществлять 3 исключительно важные функции:

  • создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им "ситуации успеха";

  • способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности;

  • выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования.

Ведущими ценностными приоритетами программы являются:

  • демократизация учебно-воспитательного процесса;

  • формирование здорового образа жизни;

  • саморазвитие личности;

  • создание условий для педагогического творчества;

  • поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта

Адресат программы

Программа предназначена для детей 10 – 18 лет, обучающихся 4 – 11 классов. Для обучения принимаются дети вне зависимости от их способности, уровня физического развития, не имеющие медицинских противопоказаний.

Уровень – базовый

Объем и сроки реализации

Программа реализуется в течение 2-х лет: 1-й год – 162 часа, 2-й – 162 часа.

Формы организации и режим занятий.

Форма обучения очная, что обосновывается спецификой профиля деятельности. Численность детей в группе 12 – 20 человек. Занятия проводятся на улице и в спортивном зале. Состав групп обучающихся разновозрастной постоянный, равноуровневый (по уровню подготовки).

Общее количество часов в 1-й год для каждой группы – 162, количество часов в неделю – по 4,5. Каждая группа занимается два раза в неделю, продолжительность одного занятия – 45 минут.

Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп секции по лыжным гонкам и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Программа предусматривает распределение учебно-тренировочного материала для работы по лыжным гонкам на 2 года и направлена на более качественный уровень освоения навыков и умений лыжных гонок.

Формы проведения занятий:

  • групповые

  • фронтальные

  • круговой

  • индивидуальные

Методы обучения на занятиях:

  • словесный – объяснение терминов, новых понятий.

  • наглядный – показ педагогом правильного выполнения упражнений, демонстрация фото и видео материалов.

  • практический– выполнение обучающимися практических заданий и упражнений.

  • игровой – активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние обучающихся.

    1. Цель и задачи

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: формирование разносторонне гармонически физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры; укрепления и сохранения собственного здоровья, воспитания потребности для занятия спортом.

Задачи образовательной программы:

Обучающие:

  • формирование представлений о виде спорта – лыжные гонки, их возникновении, развитии и правилах соревнований;

  • формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении здоровья;

  • формирование начальных сведений о самоконтроле;

  • овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой лыжных гонок;

  • приобретение практических навыков и теоретических знаний в области лыжных гонок, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля.

  • Развивающие:

  • развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;

  • развитие волевых качеств - смелости, решительности, самообладания;

  • развитие лидерских качеств, инициативы и социальной активности;

  • развитие морально-волевых качеств.

  • Воспитательные:

  • воспитание у юных спортсменов чувства ответственности за свои действия перед коллективом;

  • воспитание взаимопомощи и трудолюбия;

  • воспитание коммуникативных качеств;

  • воспитание элементарных навыков судейства;

  • воспитание умения заниматься самостоятельно.

2.3. Планируемые результаты

Метапредметные результаты

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с тренером-преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

7.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью.


Предметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы:

1.Устойчивый интерес к занятиям физической культурой, различным видам (или какому-либо виду) спортивной деятельности (лыжными гонками);

2.Общее понятие о значении спорта в жизни человека;

3.Знание основных видов передвижений на лыжах, общее представление о значимости занятиями лыжными гонками;

4.Элементарные умения и навыки в различных видах физкультурно- спортивной деятельности, умение организовывать и проводить подвижные игры.


Личностные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы:

1. Адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;

2. Удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении дополнительного образования, самореализация;

3.Повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;

4. Формирование ценностных ориентаций;

5. Формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;

6. Навыки в изложении своих мыслей, взглядов;

7. Навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение;

8. Развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия); мировоззрение (следование социально значимым ценностям); социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать); патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданско-патриотических чувств); культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей); умение "презентовать" себя.


  1. Учебный план.

(1-й год обучения)

Содержание занятий

1-й год обучения


Кол-во часов

теории

Кол-во часов практики

ВСЕГО ЧАСОВ

Формы аттестации, контроля

Теоретические занятия

4


4

Зачет

Практические занятия

Общая физическая и специальная физическая подготовка.


71

71

Сдача нормативов

Техническая и тактическая подготовка


30

30

Соревнования

Выполнение контрольных нормативов.



4

4

Сдача нормативов

Учебно-тренировочные игры, подвижные игры, эстафеты, судейская практика.


53

53


Всего часов:

4

158

162




(2-й год обучения)



Содержание занятий

2-й год обучения


Кол-во часов

теории

Кол-во часов практики

ВСЕГО ЧАСОВ

Формы аттестации, контроля

Теоретические занятия

4


4

Зачеты

Практические занятия

Общая физическая и специальная физическая подготовка.


71

71

Сдача нормативов

Техническая и тактическая подготовка


30

30

Соревнования

Выполнение контрольных нормативов.



4

4

Зачеты

Учебно-тренировочные игры, подвижные игры, эстафеты, судейская практика.


53

53


Всего часов:

4

158

162




  1. Содержание учебного плана

1-й год обучения

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.

Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.

Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.

2. Правила проведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.

Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.

Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.

3. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля. Подсчет пульса.

4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.

Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям. Оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1.Общая физическая подготовка. (ОФП)

В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.

Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая – для мышц рук и плечевого пояса, вторая – для мышц туловища и шеи; третья – для мышц ног и таза.

Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).

Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.

Легкоатлетические упражненияСюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.

Бег: 20, 30, 60м, повторный бег – два-три отрезка по 20-30м (с 12лет) и по 40м (с 14 лет), три отрезка по 50-60м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м (с 13 лет), 100м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12 лет), до 50-60м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-100м.

Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700г) с места с разбега; толкание ядра весом 3кг (девочки 13-16 лет), 4кг (мальчики 13-15 лет), 5кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.

Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные – от 3 до 5 видов.

Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: "Гонка мячей", "Салки" ("Пятнашки"), "Невод", "Метко в цель", "Подвижная цель", "Эстафета с прыжками", "Мяч среднему", "Охотники и утки", "Перестрелка", "Перетягивание через черту", "Вызывай смену", "Эстафета футболистов", "Эстафета баскетболистов", "Эстафета с прыжками чехардой", "Встречная эстафета с мячом", "Ловцы", "Борьба за мяч", "Мяч ловцу", "Перетягивание", "Катающаяся мишень". Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10, 15м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.

  1. Специальная физическая подготовка. (СФП)

Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

  1. Техническая подготовка.

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении переменным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов "елочкой", "полуелочкой", ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению "плугом", "упором", "поворотом", соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.

4.Контрольные упражнения и соревнования.

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3 – 6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1 – 2 км, в годичном цикле.


2-й год обучения


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.

Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.

Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.

2. Правила проведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.

Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.

Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.

3. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля. Подсчет пульса.

4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.

Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям. Оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Общая физическая подготовка. (ОФП)

В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.

Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая – для мышц рук и плечевого пояса, вторая – для мышц туловища и шеи; третья – для мышц ног и таза.

Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).

Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации. 

Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.

Бег: 20, 30, 60м, повторный бег – два-три отрезка по 20-30м (с 12лет) и по 40м (с 14 лет), три отрезка по 50-60м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м (с 13 лет), 100м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12 лет), до 50-60м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег  или кросс 500-100м.

Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700г) с места с разбега; толкание ядра весом 3кг (девочки 13-16 лет), 4кг (мальчики 13-15 лет), 5кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.

Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные – от 3 до 5 видов.

Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: "Гонка мячей", "Салки" ("Пятнашки"), "Невод", "Метко в цель", "Подвижная цель", "Эстафета с прыжками", "Мяч среднему", "Охотники и утки", "Перестрелка", "Перетягивание через черту", "Вызывай смену", "Эстафета футболистов", "Эстафета баскетболистов", "Эстафета с прыжками чехардой", "Встречная эстафета  с мячом", "Ловцы", "Борьба за мяч", "Мяч ловцу", "Перетягивание", "Катающаяся мишень". Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10, 15м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.

2. Специальная физическая подготовка. (СФП)

Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

3. Техническая подготовка.

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении переменным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов "елочкой", "полуелочкой", ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению "плугом", "упором", "поворотом", соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода. 

4. Контрольные упражнения и соревнования.

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие
в 3 – 6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3 – 6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1 – 2 км, в годичном цикле.


Программа теоретической подготовки


№ Название темы

1 Развитие физической культуры в России и за рубежом. Физическая культура как составная часть общей культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития личности.

2 Лыжные гонки в России. Российские соревнования по лыжам: Чемпионат России, Кубок России, Первенство России.

3 Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Значение систематических занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, развития физических способностей.

4 Общие понятия о гигиене. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, ногами. Гигиена сна. Значение водных процедур.

5 Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи.

6 Правила соревнований. Права и обязанности участников. Состав и обязанности судейских бригад. Система зачета по соревнованиям по лыжным гонкам.

7 Требования к спортивной одежде и обуви, уход за ними.

Практическая подготовка.

Общая физическая подготовка.

1. Строевые упражнения. 

Повороты в движении, перестроения в 2,3 шеренги. Перестроение в колонны по 2,3,4 и т.д.

1. Общеразвивающие упражнения без предметов.                                      

• Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.

• Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.

• Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки. В различных исходных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лёжа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.

• Упражнения для ног: приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.

1. Общеразвивающие упражнения с предметами.                                          

• Упражнения с набивными мячами, упражнения с гантелями, штангой.

• Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперед.

• Упражнения с малыми мячами.

1. Акробатические упражнения.                                              

• Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега.

• Длинный кувырок вперед.

• Кувырки назад.

• Соединение нескольких кувырков.

1. Подвижные игры и эстафеты.                                      

• Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию.

• Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.

1. Легкоатлетические упражнения.                                              

• Бег на 30, 60, 100, 400, 500, 800 м.

• Кроссы от 1000 до 3000 м (в зависимости от возраста), 6-минутннй и 12-минутный бег

• . Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.

• Тройной прыжок с места. Много скоки. Пятикратный прыжок с места.

1. Спортивные игры. 

        Ручной мяч, баскетбол, русская лапта, футбол (по упрощенным правилам).

1. Лыжи. 

• Передвижение на лыжах основными способами, подъемы, спуски, повороты, торможения.

• Прогулки и прохождение дистанции от 2 до 10 км на время. 

1. Упражнения для развития быстроты.                              

• Упражнения для развития стартовой скорости.  Эстафеты с элементами старта.

• Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с

      партнером за овладение мячом.

• Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения под уклон 3-5°. Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками.

• Эстафетный бег. Обводка препятствии, (на скорость).

• Переменный бег на дистанции 100-150 м (15-20 м с максимальной скоростью, 10-15 м медленно и т.д.)

1. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.                

• Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи, мешочки с песком, диск от штанги, штанга для подростков и юношеских групп весом от 40 до 70%  веса спортсмена) последующим быстрым выпрямлением.

• Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением.

• Прыжки на одной и на обеих ногах с продвижением, с преодолением препятствий.

• Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью.

• Беговые и прыжковые упражнения, эстафеты с элементами бега, прыжков.

1.  Упражнения для развития специальной выносливости.

• Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений.

• Переменный бег (несколько повторений в серии).

• Кроссы с переменной скоростью.

• Игровые упражнения с мячом большой интенсивности, тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшенным по численности составом.

1. Упражнения для развития ловкости.

• Прыжки с разбега толчком одной и обеими ногами, доставая высоко подвешенный мяч головой, ногой, руками; то же, выполняя в прыжке поворот на 90-180°.

• Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногами.

• Прыжки с места и с разбега, в высоту подвешенным на разной высоте.

• Кувырки вперёд и назад, в сторону через правое и левое плечо.

Контрольные переводные испытания проводятся с учетом возрастных особенностей по приведенной далее таблице.


  1. Результаты освоения программы


Успешное осуществление спортивной тренировки во многом зависит от правильного контроля за подготовленностью обучающихся. С помощью тестов определяется уровень развития специальных физических качеств: выносливости, скорости, силовой выносливости; уровень развития двигательной работоспособности; уровень развития технических и тактических навыков. В течение тренировочного года такие испытания проводятся 2 – 3 раза. Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования технического мастерства.

Контроль осуществляется по таблице нормативов, разработанной на основе Примерной программы спортивной подготовки для спортивных школ.


1-й год обучения



С первого года обучения у детей созданы условия для устойчивого интереса к избранному виду спорта.

Появляется интерес к регулярным занятиям и росту их спортивного мастерства по лыжному спорту.

Обучающиеся достигают всесторонней физической подготовленности и развития, что показывают контрольные испытания первого года обучения.


Техническая подготовка 10-12 лет.


п/п

Виды испытаний

Лыжные гонки

Результата

Мальчики

Девочки

Оценка

"5"

"4"

"3"

"5"

"4"

"3"

1.

Дистанция 2 км.

14.00

14.30

15.00

16.00

16.30

17.00

2.

Дистанция 3 км

21.00

22.00

23.00

Без учета времени

Физическая подготовка детей 10 – 12 лет

п/п

Виды испытаний.

Результат

Мальчики Девочки

1.

2.

3. 4.

5.





Бег 60 м.

Подтягивание на высокой перекладине, на низкой перекладине из виса лёжа Прыжок в длину с места.

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу.

Кросс 1 км.

Оценка

5

4

3

5

4

3

10,0

8

190

15

4.40

10,4

6

160

12

5.00

10,6

4

140

8

5.20

10,2

17

175

11

4.50

10,4

14

155

9

5.10

10,8

7

135

6

5.30

На втором году обучения у обучающихся повышается всесторонняя физическая подготовка и развиваются основные физические качества лыжника – гонщика;

Развиваются морально – волевые качества;

Накапливают опыт участие в соревнованиях по лыжным гонкам;

Овладевают основами тактики лыжника;

Дальнейшее совершенствование техники передвижения на лыжах; Знают и применяют судейство лыжных соревнований.

Показывают уровень физического развития и физической подготовки не ниже среднего согласно контрольным испытаниям второго года обучения.

Физическая подготовка подростковой группы 13 – 14 лет.

п/п.

Вид испытаний

Результат

Мальчики

Девочки

Оценка

"5"

"4"

"3"

"5"

"4"

"3"

1.

2.

3.

4.

5.

Бег 60 м. (сек.)

Подтягивание на высокой

перекладине (м), из виса лёжа на низк. переклад. (д).

Прыжок в длину с места. (см). Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу ( раз). Кросс 2 км. (мин.сек.)

9,0

10

200

18

10.00

9,3

8

180

15

10.40

9,6

7

150

10

11.00

9,8

19

190

15

10.20

10,0

16

170

12

11.00

10,2

13

150

9

11.40

Физическая подготовка юношеской группы (15 – 18 лет).

№ п/ п

Вид испытаний

Результат

Мальчики Девочки

Оценка


"5"

"4"

"3"

"5"

"4"

"3"

1

Бег 100 м. (сек.)

14.0

14.2

14.4

15.6

16.0

16.2

2

Подтягивание на высокой перекладине (м)

на низкой перекладине из виса лёжа

(д).

11

9

8

18

16

14

3

Прыжок в длину с места. (см.)

230

195

175

205

180

160

4

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (раз).

25

20

15

20

15

10

5

Кросс 3 км (м); 2 км (д)

14.00

15.00

16.00

10.30

11.30

12.30


Техническая подготовка подростковой группы 13 – 14 лет.

Занимающиеся умеют применять лыжные ходы в зависимости от условий скольжения, рельефа местности и состояния лыжни.

Оказывают помощь в судействе различных соревнований.

Сдают контрольные нормативы по лыжным гонкам на дистанции 3 км.

Дистанция 5 км. Без учёта времени.


п/п

Виды испытаний

Лыжные гонки

Результата

Мальчики

Девочки

Оценка

"5"

"4"

"3"

"5"

"4"

"3"

1.

Дистанция 3 км.

19.00

20.00

22.00

20.30

21.30

23.00

2.

Дистанция 5 км

Без учета времени


Способы определения результативности:

В ходе учебно-тренировочной работы педагог систематически ведет учет успеваемости обучающихся через:

  • текущий контроль: тестирование, опрос;

  • промежуточный контроль: в середине учебного года, по оценке уровня подготовленности и овладения специальными навыками обучающиеся сдают нормативы, указанные в таблице для 1 или 2 года обучения;

  • итоговый контроль: выступление на соревнованиях разного уровня.



  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОП


5.1. Календарный учебный график


Продолжительность 2023 – 2024 учебного года:

- начало учебного года – 01.09.2023;

- продолжительность учебного года – 36 недель;

- окончание учебного года – 26.05.2024

Учебный год делится на два полугодия:

- 1-ое полугодие – с 01.09.2023 по 29.12.2023

- 2-ое полугодие – с 09.01.2024 по 26.05.2024

Зимние каникулы – с 30.01.2024 по 08.01.2024


Год обучения

Дата начала

обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Количество недель

Количество учебных часов

1 группа

01.09.2023

26.05.2023г

16

162

2 группа

01.09.2023

26.05.2023 г

16

162



5.2. Формы аттестации


- участие в соревнованиях;

- участие в школьных и районных соревнованиях;

- лыжное двоеборье

- участие в лыжне России.

Промежуточный и итоговый контроль/аттестация освоения занимающимися дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы:

-Входной контроль - проводится при формировании коллектива – изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его физические способности и достижения в этой области, личностные качества ребенка: (сентябрь)

-Промежуточный контрольпроводится в конце полугодия, года (декабрь)

-Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе – сдача контрольных нормативов по технике и по офп (май).

Формы проведения диагностики и контроля:

-Наблюдение детей в процессе учебных занятий, соревнований официального статуса.

-Открытые занятия (контрольные, итоговые) для родителей, педагогов, специалистов, администрации.

-Сравнительный анализ.

Режим работы в период школьных каникул:

Занятия проводятся по расписанию в форме групповых занятий, участия в соревнованиях, в выходах на природу.

5.3 Оценочные материалы

Предполагаемые результаты и способы их проверки. Диагностический инструментарий: тестовые задания, опросные листы. Формы контроля: визуальный контроль, индивидуальный контроль, групповой контроль. Приемы контроля: участие в соревнованиях различного уровня, проекты, защита презентаций.


Для формирования и контроля специальных знаний по теоретико-методическим основам лыжных гонок рекомендуется использовать теоретические тесты, включающие вопросы техники выполнения различных способов передвижения на лыжах: ходов, спусков, торможений, поворотов, подъемов.

Помимо этого, существует большое количество разнообразных контрольных испытаний и тестов по определению уровня тренированности. С помощью них определяется уровень развития специальных физических качеств: выносливости, скорости, силовой выносливости; уровень развития двигательной работоспособности; уровень развития технических и тактических навыков.

Формы и методы оценивания результатов:

-создание ситуаций проявления качеств, умений и навыков

- устный анализ физических заданий

-устный анализ самостоятельных работ

-итоговая аттестация в форме нормативов – в конце года

Задачей диагностики является определение уровня подготовленности учеников в сфере спортивного совершенствования, а также уровня их психомоторного развития.

Основным методом диагностики является наблюдение за детьми в процессе их работы над заданиями.


5.4. Методическое обеспечение образовательной программы


Учебный материал программы рассчитан на группу мальчиков и девочек. Занятия проводятся с учетом особенностей возраста, пола и подготовленности занимающихся.

Теоретические сведения занимающимся рекомендуется сообщать во время практических занятий, уделяя этому 5 – 10 мин.

Основной формой практических занятий является урок, который строится по общепринятой схеме. Для поддержания постоянного интереса к занятиям их необходимо проводить таким образом, чтобы ребята по возможности быстрее могли увидеть результаты этих занятий. С этой целью они должны быть насыщены доступными, постепенно усложняющимися упражнениями по общей и специальной физической подготовке, выполняя которые учащиеся стремились бы добиться нового конкретного результата.

Большое значение в поддержании интереса к занятиям имеют соревнования, игры и игровые задания, применяемые на протяжении всего периода обучения.

Игры и игровые задания следует проводить целенаправленно. Выбор игры, ее организация зависят от подготовленности занимающихся, их организованности и педагогических задач конкретного урока.

В соответствии с поставленными задачами занятия по лыжной подготовке делятся на вводные, учебные, контрольные и смешанные.

Вводные занятия предусматривают проведение бесед для сообщения теоретических сведений, ознакомления с задачами. Часть времени вводного занятия обязательно отводится на практические занятия на лыжах.

Учебные занятия. На занятиях такого типа в первую очередь проводится первоначальное обучение технике лыжных ходов, спусков и поворотов.

Смешанные занятия. Помимо изучения нового материала, на них совершенствуется техника передвижения на лыжах, изученная ранее. В ходе лыжной подготовки могут проводится различные варианты смешанных занятий с включением упражнений для развития скорости и выносливости в сочетании с обучением и совершенствованием техники передвижения на лыжах, приемом учебных нормативов и подведение итогов обучения.

Контрольные занятия. На занятиях этого типа принимаются установленные программой учебные нормативы. Контрольные занятия иногда проводятся в форме соревнований.

В учебной работе по лыжной подготовке и лыжному спорту используются три основных метода обучения: демонстрации, слова и упражнения (практического выполнения). Указанные методы имеют ряд разновидностей.

Методический прием – это часть целостного метода. Например, демонстрация (показ) поворота в движении из упора на лыжах – это метод, а замедленный показ только части поворота – подготовительных движений и входа в поворот – методический прием. Совокупность нескольких методов или разновидностей принято называть методикой обучения.

Метод демонстрации. При обучении способам передвижения на лыжах этот метод чаще всего применяется в виде показа всего способа в целом или отдельных его деталей. Показ способа передвижения должен быть образцовым по форме и характеру движений. В начале лучше демонстрировать способ передвижения в целом, затем, если возможно, по частям, а потом вновь в целом. Желательно продемонстрировать способ передвижения в замедленном виде.

Метод слова. При обучении технике лыжного спорта широко используются объяснение приема, действия, а также замечания и пояснения непосредственно в процессе выполнения упражнений. Метод слова применяется с целью создания у обучающихся ясного представления о форме движений, для раскрытия их характера при показе упражнения и помощи ученику в анализе и исправлении ошибок во время непосредственного выполнения способа передвижения. Учитывая особенности лыжного спорта, когда показ и объяснение часто проходят в неблагоприятных метеорологических условиях, учитель должен избегать длительных объяснений. Необходимо кратко охарактеризовать изучаемый способ для всей группы, а остальные замечания по возможности делать в процессе передвижения. Речь учителя должна быть громкой и литературно правильной. Кроме этого, необходимо использовать принятую в лыжном спорте терминологию.

Метод упражнения (практического выполнения) позволяет полученные представления о технике перенести на практическое освоение движений. Основная цель данного метода – воспитать у учащихся умения и навыки, необходимые при занятиях лыжным спортом. Этот метод имеет две взаимосвязанные разновидности – метод целостного упражнения и метод расчлененного упражнения.

Метод целостного упражнения наиболее распространен в лыжном спорте. Он с успехом может быть использован для изучения самого сложного способа передвижения на лыжах, различных ходов, поворотов в движении и т. д. С этой целью можно использовать выполнения способа передвижения в целом, но в облегченных условиях (например, одновременные ходы изучаются под уклон). В этом случае ученики могут сосредоточить все внимание на правильном выполнении движений, а не на максимальных усилиях при отталкивании.

Метод расчлененного упражнения чаще всего применяется при изучении сложных движений или упражнений (например, попеременного четырехшажного хода), а также с учениками, которые не могут сразу освоить данный способ передвижения. Пои этом методе основное внимание обращается на изучение, совершенствование и закрепление отдельных частей и элементов способа.

Сочетание методов обучения является важным фактором, повышающим качество учебного процесса по лыжной подготовке и лыжному спорту.

Для организации деятельности учащихся применяются следующие методы: фронтальный, посменный, поточный, поточно-групповой и групповой.

Учебно-методический комплекс (приложение)


5.5. Программа воспитания

Воспитательная система является ценностно и личностно ориентированной, это целостный социальный организм, рождающийся в процессе взаимодействия в сотворчестве взрослых и детей. В условиях воспитательного пространства каждый ребёнок имеет возможность получения духовного, интеллектуального, физического, социального развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей, формирования гражданской позиции.

Особенность воспитательного процесса состоит в том, что его специфика заключается в осуществлении воспитания обучающихся в процессе учебно-тренировочных занятий и участия во всех спортивно-массовых мероприятиях, проводимых как в школе, так и на муниципальном уровне. 

Цель: развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности ребенка, обогащенной знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

Задачи: 

-формировать осознанное восприятие учащимися ценности своего

здоровья;

-научить обладанию эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешного достижения поставленных целей;

-развивать основные физические способности;

-укреплять здоровье обучающихся;

-воспитывать патриотизм и гражданское сознание, доброжелательное отношение к родителям, окружающим, сверстникам;

-воспитывать любовь к малой Родине, её истории, культуре, традициям;

-развивать уверенность в себе, положительную самооценку;

-формировать навыки безопасного поведения и умения грамотно их применить в жизни;

-совершенствовать систему эффективного сотрудничества с родителями

(законными представителями).

Целевые ориентиры воспитания детей по программе

Основные целевые ориентиры воспитания на основе российских базовых (конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:

понимания ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни; без-опасного поведения; культуры самоконтроля своего физического состояния; стремления к соблюдению норм спортивной этики; уважения к старшим, наставникам; дисциплинированности, трудолюбия, воли, ответственности; сознания ценности физической культуры, эстетики спорта; интереса к спортивным достижениям и традициям, к истории российского и мирового спорта и спортивных достижений; стремления к командному взаимодействию, к общей победе;

Направления, формы и содержание воспитательной деятельности

Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность. Направления:

1. Гражданско-патриотическое воспитание;

2. Духовно-нравственное воспитание;

3. Здоровье сберегающее воспитание;

4. Взаимодействие с родительской общественностью. Формы воспитательной работы: 

Мастер-классы, конкурсы, анкетирование по вопросам ЗОЖ; участие в традиционных и праздничных мероприятиях на территории с. Лаврентия; спортивно-массовые мероприятия в Чукотском районе; спортивно-массовые мероприятия в группе. 

Ожидаемые результаты:

-будет сформировано осознанное восприятие учащимися ценности

своего здоровья;

-обучающиеся научатся обладанию эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешного достижения поставленных целей;

-будут развиты основные физические способности;

-укрепление здоровье воспитанников;

-будут воспитаны патриотизм и гражданское сознание,

-доброжелательное отношение к родителям, окружающим, сверстникам;

-будет развита уверенность в себе и положительная самооценка;

-будет сформированы навыки безопасного поведения и умения

-грамотно их применить в жизни;

-будет выстроена система сотрудничества с родителями;

Условия воспитания, анализ результатов

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива в МБОУ "Центр образования с. Лаврентия" в соответствии с нормами и правилами работы организации.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к выполнению своих заданий по программе.

В процессе и в итоге освоения программы дети обозначают личностную позицию по отношению к изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных действий. Педагог, родители (законные представители) детей и сами дети таким образом получают свидетельства достижения задач воспитания, усвоения нравственных ориен­тиров и ценностей в деятельности по данной программе.

Результаты, полученные в ходе оценочных процедур – опросов, интервью – используются только в виде агрегированных усредненных и анонимных данных.


Календарный план воспитательной работы


№ п/п

Название мероприятия

Группа

Сроки

Практический результат и информационный продукт

1.

Кросс наций

1,2

Сентябрь

Фото- и видеоматериалы с выступлением детей

2.

Забег на Горячие ключи памяти Кучкильдина В.

2

Сентябрь

Фото- и видеоматериалы с выступлением детей

3.

День здоровья

1,2

Сентябрь

Фото- и видеоматериалы с выступлением детей

4.

Школьные соревнования по волейболу

1,2

Ноябрь

Фото- и видеоматериалы с выступлением детей

5.

Участие в районных соревнованиях по волейболу

2

Декабрь

Фото- и видеоматериалы с выступлением детей

6.

Участие в районных соревнованиях по лыжному двоеборью

1,2

Январь

Фото- и видеоматериалы с выступлением детей

7.

Участие в соревнованиях на кубок главы Чукотского района по волейболу

1

Февраль

Фото- и видеоматериалы с выступлением детей

8.

«Лыжня России», всероссийские массовые соревнования

1,2

Март

Фото- и видеоматериалы с выступлением детей

9.

Участие в районном легкоатлетическом забеге

1,2

Май

Фото- и видеоматериалы с выступлением детей


5.6. Материально-технические условия реализации программы


Для успешной реализации программы необходимо наличие материально технической базы.

Наличие спортивного зала и спортивного инвентаря (мячи, скакалки, гимнастические маты, самокаты, гимнастические палки).

Для проведения занятий в холодную погоду, помещения лыжной базы, где хранится лыжный инвентарь в специально оборудованных стеллажах. Наличие необходимого количество комплектов исправного лыжного инвентаря (комплект включает в себя: лыжи с жестким креплением - 45 пар, лыжные ботинки -45пар пар, палки -45 пар), пронумерованного и закрепленного за учащимися. Наличие набора инструментов для установки креплений и мелкого ремонта. Наличие комплекта лыжных мазей для различных температур.

Занятия проводятся в специально подготовленных местах, расположенных недалеко от школы. Имеется учебная площадка во дворе школы, предназначена для первоначального обучения технике передвижения на лыжах.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Список литературы

  1. Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для ИФК. - М.: физкультура и спорт, 1980.

  2. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник для студентов педагогических институтов. - М: Просвещение, 1983.

  3. Гурская Л.А. Организация, содержание и проведение лыжной подготовки в общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов академий и институтов физической культуры, учителей физической культуры, общеобразовательных школ. - Смоленск: СГИФК, 1996.- 73с.

  4. Гурский А.В., Ермаков В.В., Кобзева Л.Ф., Рыженкова Л.И. лыжные гонки: Учебное пособие для преподавателей и студентов институтов физической культуры, тренеров и спортсменов /СГИФК.-Смоленск, 1990.

  5. Игры на лыжах: Методические рекомендации для студентов институтов физической культуры, учителей школ и тренеров ДЮСШ. – Смоленск: СГИФК, 1993.

  6. Лыжная подготовка в школе: 1-11 кл.: Метод. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

  7. Контроль за физическими качествами: Методические рекомендации. - Смоленск: СГИФК, 1988.- 19с.

  8. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Пер. с венгер.-М: Радуга, 1982.

  9. Ромашова Л.Т., Тухватулин Р.М., Комарова Т.К., Кореневская Г.П., Пирог А.В. Планирование учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе: Учебное пособие для преподавателей, методистов, студентов институтов физической культуры, учителей физической культуры общеобразовательных школ. - Смоленск: СГИФК, 1993.

Приложение Учебно-методический комплекс

Игры на лыжах

Удержание равновесия

Для проведения этой игры на ровной площадке заранее подготавливается хорошо накатанная лыжня, на которой двумя флажками ограничивается 10метровый отрезок.

Задача учащихся – пройти 10 м одноопорным скольжением, делая как можно меньше скользящих шагов.

Побеждает тот, кто сделал меньше шагов. Победитель определяется отдельно среди мальчиков и среди девочек.

По числу шагов на десятиметровом отрезке может оцениваться техника скользящего шага в баллах.

Общий старт

На линии старта в первой шеренге строятся мальчики, во второй – девочки.

Учитель встает на финише и подает рукой команду "Марш!". Первыми стартуют мальчики. Ученик, первым достигший финиша, объявляется победителем. Затем стартуют девочки.

В то время, пока девочки проходят дистанцию, мальчики возвращаются на исходную позицию, и наоборот. В зависимости от возраста детей длина дистанции и количество повторений может варьироваться.

В этой игре учитель может предложить ученикам проходить дистанцию любым удобным для них ходом или задать определенный ход, например тот, который изучался на данном уроке.

Переноска палок

На лыжне устанавливаются флажки по числу играющих учеников. Учащиеся строятся в две шеренги. Учитель стоит на линии финиша.

По команде "Марш!" мальчики начинают движение попеременным двухшажным ходом (или каким-либо другим, по выбору учителя) к флажкам, огибают их, оставляют около них палки и возвращаются на финиш скользящим шагом. Учитель определяет победителя среди мальчиков.

Девочки по команде "Марш!" начинают движение скользящим шагом в сторону флажков, берут палки, оставленные там мальчиками, и возвращаются на финишную линию попеременным двухшажным ходом.

Учитель объявляет победителя среди девочек.

Старт шеренгами

Перед началом игры все учащиеся строятся на старте в четыре шеренги: две шеренги образуют мальчики, две – девочки.

По сигналу учителя первая шеренга начинает быстрое движение к финишу заданным ходом. Затем поочередно дается старт остальным шеренгам.

В каждой шеренге определяются учащиеся, которые пришли на финиш первым и вторым.

В конце игры проводится совместный финальный старт мальчиков и девочек и определяется абсолютный победитель.

Быстрый лыжник

Для проведения игры необходимо подготовить отрезки лыжни длиной 60 – 100 м. Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека. Каждой группе дается отдельный старт.

По результатам гонки формируются 4 новых группы: первая – из тех, кто пришел к финишу первыми, вторая – из финишировавших вторыми и т. д. Всем группам дается повторный старт, победители которого образуют группу финалистов. Гонка финалистов определяет самого быстрого лыжника на занятии.

Быстрая команда

Для проведения игры необходимо подготовить отрезки лыжни по количеству команд, которые будут участвовать в гонке. В конце каждого отрезка лыжни устанавливаются флажки.

Команды из 4–5 человек выстраиваются на линии старта в колонны по одному. По сигналу все команды начинают движение заданным ходом. Обойдя флажок, они возвращаются на исходную позицию. Побеждает команда, все участники которой раньше других закончили прохождение дистанции.

Кто меньше

На учебной площадке, где изучался коньковый ход без палок, ограничить двумя флажками участок длиной 30 – 40 м.

Учащиеся, передвигаясь по учебному кругу коньковым ходом, ведут счет шагов. Побеждает тот, кто прошел круг, сделав наименьшее число шагов.

Победитель определяется отдельно среди мальчиков и среди девочек.

С горы в ворота

Разделить учащихся на 3 – 4 команды. На длинном склоне подготовить параллельные лыжни по числу команд. На каждой лыжне поставить ворота из флажков. Команды построить в колонны по одному напротив ворот. Учащиеся, спускаясь по лыжне, проезжают ворота, стараясь их не разрушить. Побеждает та команда, игроки которой сбили наименьшее число ворот.

Встречная эстафета с переноской палок

Команды делят пополам и располагают двумя колоннами на расстоянии
60 – 100 м друг напротив друга. Первые номера каждой команды держат в руках палки. По сигналу они начинают движение заданным ходом по направлению к второй колонне своей команды, передают палки направляющему и занимают место в этой колонне. Получив палки, направляющий второй колонны начинает движение в сторону первой, колонны, передает палки игроку, стоящему во главе колонны, и остается в этой части команды. Побеждает та команда, игроки которой первыми возвратятся на места первоначального построения.

Правильно применяй ход

Для проведения игры необходимо проложить на местности с уклоном 2 – 3 две параллельные лыжни длиной 80 – 100 м, в конце которых устанавливаются флажки.

Учащиеся делятся на две команды. Команды выстраиваются в колонны по одному на линии старта (каждая на своей лыжне, идущей под уклон).

По сигналу по одному игроку от каждой команды начинают движение одновременным двухшажным ходом до флажка, огибают флажок и возвращаются на исходную позицию попеременным двухшажным ходом. После того, как игрок команды пересек финишную линию, стартует следующий.

Команда, финишировавшая первой, получает 20 очков, второй – 18 очков. За каждого участника команды, сделавшего ошибку в применении хода, вычитается 2 штрафных очка. Побеждает та команда, которая набрала больше очков

Командная гонка

Эту игру можно проводить на учебной площадке. Гонка проходит по кругу периметром не менее 300 – 400 м.

Команды по 6 – 8 человек стартуют по сигналу учителя с интервалом в одну минуту. Время прохождения трассы фиксируется для каждой команды по последнему участнику, завершившему гонку. Побеждает та команда, которая пройдет трассу за наименьшее

© 2023, 142 0