СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Подготовка к сдаче комплекса ГТО»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к сдаче комплекса ГТО». 

Данная программа разработана на основе авторской программы: Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеев.1- 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.П. Матвеев. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2020. - 63с. Является модифицированной.

Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Актуальность программы обусловлена тем, что на сегодняшний день формирование у школьников установок на здоровый образ жизни приобретает актуальный характер, так как в последние годы сохраняется тенденция ухудшения здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся образовательных учреждений всех типов. В целом в России более половины обучающихся имеют нарушения в состоянии здоровья. Значительная часть нарушения здоровья у детей вызвана неправильным образом жизни и снижением уровня двигательной активности

Отличительные особенности данной программы: данная программа является модифицированной и имеет как оздоровительное, так и прикладное значение. Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она состоит из трех разделов: основы знаний, развитие двигательных способностей, спортивные мероприятия.

Адресат программы: Программа адресована учащимся 7- 10 лет.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Подготовка к сдаче комплекса ГТО»»

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

муниципального образования город Ноябрьск



«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения педагогов дополнительного образования

Протокол № _____

от «___» __________ 2023 г.

Руководитель МО:

Карпухина С.А. _________


«Согласовано»

Заместитель директора Чафонова Б.А.

______________________

от «__» _________ 2023 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №14

Черненко Н.М.

____________________

от «__» ________ 2023г.








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Физкультурно-спортивной направленности

«Подготовка к сдаче комплекса ГТО»



возраст обучающихся: 7-10 лет

срок реализации: 162 часа








Автор-составитель:


учитель физической культуры

Захарова Татьяна Александровна










г. Ноябрьск,

2023г.

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»


    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к сдаче комплекса ГТО»

разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Конституция РФ

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

  • Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 N 52016)

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р.

  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

  • Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. от 16.07.2020) «Государственная программа РФ «Развитие образования» Федеральный национальный проект «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования»

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

  • Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М.: Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения)

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

  • Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 N 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

  • Приказ ДО ЯНАО от 17.03.2021 №212 «Об утверждении регионального плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

  • Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа № 405 от 30.04.2021 г. «О реализации региональной целевой модели дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе»

  • Распоряжение Правительства Ямало- Ненецкого автономного округа от 05.12.2019 № 583-РП «Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Ямало- Ненецком автономном округе».

  • Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного
    округа от 25.12.2013 г. №1132-П «Об утверждении государственной
    программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования
    на 2014-2024 годы»;

  • Постановления правительства ЯНАО от 5 июля 2019 года N 714-П (с изменениями на 26 ноября 2019 года) «О внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе»

  • Постановление Администрации муниципального образования г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2013 г. № П-1498 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск «Развитие образования на территории муниципального образования город Ноябрьск на 2014 – 2025 годы»

  • Постановление Администрации муниципального образования город Ноябрьск от 22.05.2020 № П-689 «Положение о персонифицированном дополнительном образовании в муниципальном образовании город Ноябрьск»

  • Устав МБОУ СОШ №14

  • Образовательная программа Центра дополнительного образования МБОУ СОШ №14

  • Учебный план Центра дополнительного образования МБОУ СОШ №14

  • Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 14» муниципального образования город Ноябрьск»

  • Положение о Центре дополнительного образования детей в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №14» муниципального образования город Ноябрьск.

Данная программа разработана на основе авторской программы: Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеев.1- 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.П. Матвеев. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2020. - 63с. Является модифицированной.


Направленность программы – физкультурно-спортивная.


Актуальность программы обусловлена тем, что на сегодняшний день формирование у школьников установок на здоровый образ жизни приобретает актуальный характер, так как в последние годы сохраняется тенденция ухудшения здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся образовательных учреждений всех типов. В целом в России более половины обучающихся имеют нарушения в состоянии здоровья. Значительная часть нарушения здоровья у детей вызвана неправильным образом жизни и снижением уровня двигательной активности


Отличительные особенности данной программы: данная программа является модифицированной и имеет как оздоровительное, так и прикладное значение. Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она состоит из трех разделов: основы знаний, развитие двигательных способностей, спортивные мероприятия.


Адресат программы

Программа адресована учащимся 7- 10 лет.


Возрастные особенности

Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.

Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).


Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 162 часа в год. Академический час равен 45 минутам.


Форма обучения - очная; при неблагоприятных погодных условиях, карантине осуществляется обучение с применением дистанционных технологий.


Особенности организации образовательного процесса

Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять не более 15 человек. Состав постоянный, разновозрастной, набор свободный. Для обучения по программе необходимо наличие медицинского допуска.


Режим занятий

Режим занятий подчиняется требованиям СанПиН. Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения. Режим занятий группы по 2 академических часа в неделю.


Формы занятий: для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:

  • занятия образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;

  • занятия образовательно-предметной направленности применяются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр;

  • занятия образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.


1.2. Цели и задачи программы


Цель программы: внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания школьников и повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности.

Задачи:

  1. способствовать созданию положительного отношения школьников к комплексу ГТО, мотивирование к участию в спортивно оздоровительной деятельности;

  2. углубление знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков, приобретенных на уроках физической культуры; развитие основных физических способностей (качеств) и повышение функциональных возможностей организма;

  3. обогащение двигательного опыта учащихся физическими упражнениями с общеразвивающей и прикладной направленностью, техническими действиями видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

  4. формирование умений максимально проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО.




1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план

п\п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел1. Введение (1 ч.)

1.

Вводный инструктаж. «Комплекс ГТО в общеобразовательной организации: понятие, цели, задачи, структура, значение в физическом развитии детей школьного возраста. Виды испытаний 1-2 ступени комплекса ГТО, нормативные требования».

1

0,5

0,5

Раздел 2. «Знания о физической культуре» (2 ч.)

2.

Виды испытаний (тестов) ступеней комплекса ГТО, нормативные требования. Понятия физическая подготовка, физические качества, средства и методы их развития.

1

0,5

0,5

3.

Разминка и её значение в занятиях физическими упражнениями. Основы организации и проведения самостоятельных занятий по видам испытаний (тестов) комплекса ГТО.

1

0,5

0,5

Раздел 3. Физическое совершенствование - Легкая атлетика (100 часов)

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО -челночный бег 3*10м.

10

0,5

9,5

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО - бег на 30м.

10

1

9

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО - смешанное передвижение 1 км., бег 1 км.

10

1

9

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО - подтягивание из виса на высокой перекладине, из виса лёжа на низкой перекладине (90см.).

10

1

9

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

10

1

9

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО - наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке.

10

1

9

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО - прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см).

10

1

9

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО - метание теннисного мяча в цель, с дистанции 6м. (количество попаданий). Метание мяча весом 150г. на дальность.

10

1

9

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине.

10

1

9

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Ходьба на лыжах 1 км.

10

1

9

Раздел 4. ОФУ на материале подвижных игр (59 часов)

Эстафеты и подвижные игры с выполнением скоростного бега, прыжков. ОФП для развития выносливости.

10

1

9

Эстафеты и подвижные игры с выполнением метания и броском мяча разной величины. ОФП для развития координационных способностей

10

1

9

Эстафеты и подвижные игры с выполнением упражнений на развитие силы, выносливости и координации.

10

1

9

Эстафеты и подвижные игры, ОФП для скоростно-силовых способностей.

10

1

9

Эстафеты и игры, ОФП для развития скоростных способностей.

10

05

9

Тестирование с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 1-2 ступени ГТО

7

0,5

1

Спортивный праздник «Веселые старты».

1


1

Общешкольные лично-командные соревнования «Спортивный праздник ГТО»

1


1

Итого:

162

16

146



Содержание программы

Раздел 1. Введение (1 ч.)

1.1 Тема занятия:

Тема 1.1 Вводный инструктаж. «Комплекс ГТО в общеобразовательной организации: понятие, цели, задачи, структура, значение в физическом развитии детей школьного возраста. Виды испытаний 1-2 ступени комплекса ГТО, нормативные требования».

Комплекс ГТО в общеобразовательной организации: понятие, цели, задачи, структура, значение в физическом воспитании учащихся. Виды испытаний (тестов) 1-й 2-й ступени комплекса ГТО, нормативные требования.

Раздел 2. «Знания о физической культуре» (2 ч.)

Тема.2.1Виды испытаний (тестов) ступеней комплекса ГТО, нормативные требования. Понятия физическая подготовка, физические качества, средства и методы их развития.

Тема 2.2 Разминка и её значение в занятиях физическими упражнениями. Основы организации и проведения самостоятельных занятий по видам испытаний (тестов) комплекса ГТО.


Раздел 3. Физическое совершенствование - Легкая атлетика (100 часов)

Тема 3.1-3.10 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО - Челночный бег 3*10м.

Тема 3.11 – 3.20 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО - Бег на 30м.

Тема 3.21 – 3.30 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО - Смешанное передвижение 1 км., бег 1 км.

- Бег с равномерной скоростью в режиме умеренной (50 - 60 % от максимальной) интенсивности с постепенно увеличивающейся продолжительностью от 5 до 15 мин.

  • Бег на 1км «по раскладке» (по специально рассчитанному графику преодоления отдельных отрезков дистанции) согласно нормативным требованиям комплекса.

Тема 3.31- 3.40 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО - Подтягивание из виса на высокой перекладине, из виса лёжа на низкой перекладине (90см.).

Тема 3.41 – 3.50 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

Тема 3.51 – 3.60 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО - наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке.

Тема 3.61 – 3.70 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО - прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см).

Тема 3.71 – 3.80 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО - метание теннисного мяча в цель, с дистанции 6м. (количество попаданий). Метание мяча весом 150г. на дальность.

Тема 3.81 – 3.90 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине.

Тема 3.91- 3.100 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Ходьба на лыжах 1 км.

Раздел 4. ОФУ на материале подвижных игр (59 часов)

Тема 4.1- 4.10 Эстафеты и подвижные игры с выполнением скоростного бега, прыжков. ОФП для развития выносливости.

Тема 4.11- 4.20 Эстафеты и подвижные игры с выполнением метания и броском мяча разной величины. ОФП для развития координационных способностей

Тема 4.21- 4.30 Эстафеты и подвижные игры с выполнением упражнений на развитие силы, выносливости и координации.

Тема 4.31 - 4.40 Эстафеты и подвижные игры, ОФП для скоростно-силовых способностей.

Тема 4.41- 4.50 Эстафеты и игры, ОФП для развития скоростных способностей

4.51 – 4. 60 Тестирование с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 1-2 ступени ГТО

4.61 Спортивный праздник «Веселые старты».

4.62 Общешкольные лично-командные соревнования «Спортивный праздник ГТО»



1.4. Планируемые результаты


Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию и формирования универсальных учебных действий учащихся начального уровня образования. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов.

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

Учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новыми общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Учащийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Учащийся научится:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;

  • использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;

  • измерять индивидуальные показатели физического развития и развития основных физических качеств;

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;

  • соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культуры;

  • организовывать и проводить занятия с разной целевой направленностью, подбирать физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр

  • и соревнований.

Учащийся получит возможность научиться:

  • выполнять нормативы комплекса ВФСК ГТО I ступени;

  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;

  • выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).


Раздел№2. «Комплекс организационно – педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график


Учебные четверти

Классы

Срок начала и окончания четверти

Количество учебных дней (недель)

I четверть

1 кл.

01.09.23-27.10.23


42 дня

8 недель 2 дня

2-5 кл.

01.09.23-27.10.23

42 дня

8 недель 2 дня

II четверть

1 кл.

07.11.23-29.12.23

39 дней

7 недель 4 дня

2-5 кл.

07.11.23-29.12.23

39 дней

7 недель 4 дня

III четверть

1 кл.

07.11.23-29.12.23

39 дней

7 недель 4 дня

2-5 кл.

07.11.23-29.12.23

39 дней

7 недель 4 дня

IV четверть

1 кл.

01.04.24-24.05.24

38 дней

7 недель 3 дня

2 -5 кл.

01.04.24-24.05.24

38 дней

7 недель 3 дня


Продолжительность каникул в 2023 – 2024 учебном году


Каникулы

Классы

Срок начала и окончания каникул

Количество дней

Резервные дни

(кол-во)

Осенние

1 – 11 кл.

30.10.2023 - 06.11.2023

9 дней

+1 (праздн.)

Зимние

1 – 11 кл.

30.12.2023-08.01.2024

10 дней


1 кл. *

17.02.2024-25.02.2024

9 дней


Весенние

1 – 11 кл.

23.03.2024 – 31.03.2024

9 дней



2.2. Условия реализации программы

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности.

Материально-техническая обеспечение:

Для реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся необходимо обеспечить определённые ресурсы: материально-технический, организационный, информационно-методический.

Материально-технический ресурс:

  • игровой спортивный зал;

  • пришкольный стадион (площадка), оснащённый игровым и спортивным оборудованием;

  • лыжная трасса;

  • кабинет, оснащённый компьютером;

  • секундомер;

  • перекладина гимнастическая;

  • скамейки гимнастические;

  • дорожка разметочная для прыжков в длину с места;

  • теннисные мячи;

  • мишени для метания (обручи гимнастические диаметром 90 см, закреплённые на стене);

  • рулетка измерительная (2—3 м);

  • инвентарь для проведения подвижных игр;

  • подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования;

  • аптечка первой помощи;

Организационный ресурс:

  • поддержание необходимой дисциплины;

  • проведение занятий при строгом соблюдении правил техники безопасности и режима. Это позволяет избегать случаев травматизма, переутомления учащихся.

Информационно-методический ресурс:

  • комплектность обеспечения внеурочной деятельности учебными пособиями, демонстрационными учебными пособиями, учебно-методической литературой, электронными образовательными ресурсами с учётом достижения целей и планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.

Занятия физической культурой и спортом проходят в специально оборудованных спортзалах, также на спортивной, специально оборудованной площадке. И в зале, и на площадке должны создаваться условия согласно государственному нормативу. И в зависимости от погодных условий, и условий, где будет проходить занятие.

Требования к одежде для занятий:

  • одежда должна быть чистой;

  • должна впитывать пот;

  • должна иметь длину, позволяющую выполнять свободно разные физические движения;

  • должна быть лёгкой и удобной.

Для занятий обычно требуется два вида форм:

  • длинная (для занятий на улице, или спортивных площадка);

  • короткая (для занятий в спортзале).

Короткая спортивная форма — это может быть шорты и футболка, майка и короткие лосины, топ и шорты.

Длинная форма — это может быть спортивные костюмы: спортивные брюки и футболка, длинные лосины и кофта, и т.д.

Требования, к обуви:

  • подошва кроссовок должна быть толстой и упругой;

  • должна быть изготовлены из мягкой ткани;

  • должна иметь супинатор.

Для занятий необходимо иметь два варианта обуви:

  • для улицы;

  • для спортзала.

Из обуви это могут быть: кроссовки, кеды, мокасины, спортивные ботинки. Для занятий на улице лучше отдать предпочтение летней обуви, так как бегать в мае или сентябре будет очень жарко. А в более холодную погоду ноги не успеют замёрзнуть из-за постоянной активности.

Спортивная обувь должна не давить и не натирать, должна быть удобной и не слишком тяжёлой. Во время занятий бегом должно быть легко и удобно поднимать ноги.

Методическое и дидактическое обеспечение:

В зависимости от поставленных задач на учебном занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их комплексное сочетание.

Основные формы проведения занятий – учебно-тренировочное занятие.

В качестве дидактического материала используются:

  • наглядные пособия;

  • таблицы нормативов ВФСК ГТО;

  • книги, брошюры, газетные материалы;

  • фото и видеоматериалы;

  • тесты;

  • компьютерные презентации по темам.


2.3. Формы аттестации


Формы подведения итогов реализации образовательной общеразвивающей программы:

  • текущий контроль - тестирование уровня физической подготовленности обучающихся;

  • анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее;

  • тестирование уровня теоретической подготовленности обучающихся;

  • тестирование по видам испытания («Спортивный праздник ГТО»). Тестирование осуществляется в порядке, установленном приказом Министерства спорта Российской Федерации от 29.08.2014 г. № 739 «Об утверждении Порядка организации и проведения тестирования населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)».


Оценочные материалы


Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в обязательный минимум содержания образования.

Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, педагог реализует не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определённый период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом педагогу необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.


Итоговая аттестация

  • Опрос (тестирование) учащихся по пройденному теоретическому материалу.

  • Мониторинг результатов физической подготовленности по окончанию курса обучения.

  • Мониторинг результатов технической подготовленности по окончанию курса обучения.

  • Фестиваль спортивных достижений (выполнение нормативов комплекса ГТО)


2.4. Методическое обеспечение программы


Технологии, формы и методы обучения

  • В образовательном процессе используются следующие педагогические технологии: информационно-коммуникативного обучения;

  • дифференцированного обучения;

  • игровые технологии (общие и расширенные формы);

  • обучение в сотрудничестве;

  • здоровьесберегающие технологии.


Формы занятий, методы и приемы обучения и воспитания используются с учетом возрастных особенностей.


Для реализации программы используются следующие методы:

В процессе занятий по программе используются две большие группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы, и практические, включающие методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.

Все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики.


Педагогические методы

Словесный метод - применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение и др. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными.

Наглядный метод, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. В последние годы широко применяются вспомогательные средства демонстрации - учебные фильмы, видео записи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры.

Методы физической подготовки

Методы строго регламентированного упражнения. Основная черта данных методов заключается в строгой упорядоченности действий выполняющего упражнения и достаточно четком регулировании воздействующих факторов.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, следует выделять методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчленено-конструктивные).

В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов - непрерывных и интервальных.

Непрерывные методы: тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее.

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью.

Интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные) широко применяются в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузами является типичным для данных методов. В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Игровой метод - основной метод, реализуется в виде общепринятых подвижных и спортивных игр, однако, его нельзя осуществлять с какой-либо конкретной игрой. В принципе, он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются организации в соответствии с требованиями игрового метода.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха и переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса.

Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.


2.5. Список литературы

  • Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5– 9 классов / С.Г. Арзуманов. – М.: Феникс, 2018. – 112 c.

  • Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов. - М.: Академия, 2015. - 320 c.

  • Паршикова, Виноградов, Бабкин: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО). втор: Паршикова Н. В., Бабкин В. В., Виноградов П. А.

  • Редактор: Мутко В. Л. Издательство: Советский спорт, 2014 г.

  • Прокофьева Д.Д. Физкультурно – спортивный комплекс ГТО. Нормы ГТО и поиск новой идеологии в России / Д.Д. Прокофьева // Культура физическая и здоровье. 2016. № 2 (57). С. 17-19.

  • Семеновой, О. Н. Гигиена физической культуры и спорта / Под редакцией В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. - М.: СпецЛит, 2018. - 192 c


Список литературы для детей

  • Зеличенок В.Б., Никитушкип В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2010.;

  • Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. Москва «Просвещение» 2015

  • Локтев С.А., Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. - Москва, 2017;

  • Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. – М.: Физическая культура, 2010;

  • Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник. – М.: Физическая культура, 2010;

  • ПьянзинА.И. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов «Теория и практика физической культуры» Москва, 2014;

  • Раменская Т.И. «Юный лыжник» М, 2004г.;

  • Селуянов В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции «ТВТ Дивизион» Москва, 2017;

  • Травин, Ю.Г. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками/Ю.Г. Травин. – М.: Физкультура и спорт, 2010.

Список интернет–ресурсов: www.gto.ru/




Приложение №1

Контрольно-измерительные материалы