СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Живая планета» для детей 4-7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Живая планета» для детей 4-7 лет разработана с учетом возрастных особенностей детей.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Живая планета» для детей 4-7 лет»























ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»





Направленность: Естественнонаучная

Срок реализации программы: 1 год

Вид программы: Модифицированная

Уровень: Стартовый

Возраст обучающихся: 4-7 лет

Составитель: Лобынцева Ольга Михайловна

Должность: Учитель начальных классов











1. Комплекс основных характеристик образования.

1.1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Живая планета» для детей 4-7 лет разработана с учетом возрастных особенностей детей.

Направленность: Естественнонаучная

Актуальность программы:

Воспитание экологической культуры детей – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала ХХI века.

Сохранение природы - главная задача всего человечества, поскольку человек – часть природы. Грамотно охранять природу, можно лишь зная её законы, поэтому естественнонаучное и экологическое образование необходимо каждому человеку. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а наоборот углубились и в наше время их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования единой программы дополнительного образования с экологической направленностью.

Новизна программы в том, что в  ходе образовательной деятельности по рабочей программе дополнительного образования «Живая планета» педагог создаёт ситуации, в экспериментальной деятельности которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.  Иными словами, исследование организуется от потребности детей. Задача педагога на этом этапе – помочь осознать эту потребность. Учитель подводит ребёнка к  наблюдениям, экспериментам, но не в готовом виде, а как свое предположение и только после детских предложений: «Если мы сделаем так…, что можем узнать?». То есть наблюдение организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребёнок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось?  Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками, по возможности, самостоятельно детьми.

Отличительные особенности программы:

«Живая планета» как образовательная программа МБОУ «Ромашкинская средняя школа» несёт в себе большой развивающий потенциал: у учащихся создаются условия для саморазвития, формируются их познавательные, исследовательские интересы и способности.

Программа «Живая планета» является интегрированной, связана со школьными предметами естественно-научного цикла, психологией, русским языком, предметами искусства.

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Воспитание и обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. В процессе реализации программы «Живая планета»  используются формы и методы работы с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательная деятельность по программе проходят в игровой форме и носят интегрированный характер, что положительно воздействует на познавательное развитие ребёнка: игры, презентации, познавательно - досуговая деятельность, беседы, эксперименты,  чтение художественной литературы.

Используемые виды деятельности создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний, помогают войти в тематику, ненавязчиво закрепить материал, создать картинку целостного мира. Знакомя детей с научными понятиями в области астрономии, мы даём целостное их понимание, учим ориентироваться потоке информации.

Образовательный процесс по рабочей программе строится на основе:

  • взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывает социальную ситуацию его развития;

  • поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Практический материал представлен примерным перспективно-календарным планом работы с детьми всех возрастных групп по приобщению их к началам экологического воспитания. Представленные задачи перспективно проходят через возможные виды детской деятельности.

В рамках программы учащиеся имеют возможность выражать свое отношение к природе посредством творческих работ: моделирование из бумаги, изобразительное искусство, изготовление поделок из природного материала, сочинение экологических сказок, стихов и рассказов.

В программе используются инновационные методы обучения:

Адресат программы: воспитанники

1 года обучения: 4-7 лет

Психолого-педагогические особенности: при разработке программы «Живая планета» были учтены психолого – педагогические особенности детей 4-7 лет.

Объем программы – 36 академических часов в год;

Срок освоения программы определяется содержанием программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения:

1 год – 36 часов (1 час в неделю)

Содержание и материал программы «Живая планета» соответствует стартовому уровню

Форма обучения: очная

Формы организации образовательного процесса: групповая


Методы обучения

словесный,

наглядный

практический;

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный,

частично-поисковый,

исследовательский;

игровой

проектный


Методы воспитания

убеждение,

поощрение,

стимулирование

мотивация

Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный

Формы проведения занятий: акция, беседа, проблемный диалог, выставка, игра (игра-путешествие, игра-конкурс. ролевая игра и др.), КВН, конкурс, наблюдение, праздник, практическое занятие, экскурсия, прогулка в природу.

Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, технология проектного обучения, технология коллективной учебно-познавательной деятельности, технология интерактивного обучения.

Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий.)

1 год обучения 1 раз в неделю по 1 академическому часу (продолжительность академического часа для воспитанников 4-5 лет – 20 минут, для воспитанников 5-6 лет – 25 минут, длявоспитанников 6-7 лет – 30 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))

Формы подведения итогов реализации программы: экскурсии, акции, выставка, презентации с использованием интернет - ресурсов, викторина, открытое занятие, творческая работа, выставка, конкурс.


1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы:

Содействовать становлению экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавшей свое место в природе.

Задачи программы — это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

личностные:

– воспитывать уважение к родной природе;

– воспитывать патриотизм к своей малой родине;

– воспитывать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни;

– способствовать обогащению социального опыта ребёнка, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими;

– воспитывать аккуратность, дисциплинированность, умение довести начатое дело до конца;

– развивать наблюдательность, речь, мышление, внимание, память;

– развивать творческие способности каждого ребёнка.

метапредметные:

– развивать системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды;

– диагностировать причины успеха, неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях;

– научить строить продуктивное взаимодействие, объединяться в группы для сотрудничества;

– воспитывать уважение к нормам коллективной жизни.

предметные (образовательные):

– развивать познавательного интереса к изучению природы;

– вырабатывать потребность в общении с природой;

– формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы;

– формировать умения наблюдать природные объекты, явления, взаимосвязь человека с природой;

– формировать практические умения и навыки по охране природы;

–формировать простейших экологических понятий и навыков;

– формировать системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

1.3. Воспитательный потенциал программы «Живая планета»

Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы в плане успешной реализации программы немаловажное значение имеет коллективно-творческая деятельность и совместные мероприятия с родителями. Тем самым формируется общественная активность, ответственность. Так обучающиеся, учатся дружно жить в коллективе, сообща трудиться, уважать старшее поколение, беречь природу и защищать животных.

При организации учебно – воспитательного процесса особое внимание уделяется здоровьесбережению, воспитанию культуры труда, рациональной смене видов деятельности и активному отдыху. Обстановка и гигиенические условия в кабинете соответствуют санитарным нормам (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски). На занятии используется не менее трех методов преподавания и не менее четырёх видов учебной деятельности так, как однообразность способствует утомлению. Присутствует контроль и смена поз учащихся, которые соответствуют видам работ на занятиях. Занятия чередуются интеллектуальными переменами и игровой самостоятельной деятельностью, которые организуются таким образом, чтобы каждый ребенок мог выбрать самостоятельного собственному желанию игровой обучающий вид деятельности из предлагаемых дидактических игр. Игры - это хороший отдых между занятиями; они снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Особое внимание уделяется психологическому климату на занятиях: обращается внимание на характер взаимоотношений между детьми, детьми и педагогом. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Создаются ситуации, позволяющих в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.

Для безопасности образовательного процесса строго соблюдаются правила безопасности труда на рабочем месте и при использовании различных инструментов и оборудования.

1.4. Содержание программы

1.4.1. Учебный план программы

Наименование раздела, темы

Всего часов

Аудиторные часы

Форма

аттестации/

контроля 

Теория

Практика

1

Раздел 1. Введение.

2

1

1

Опрос, анализ

2

Раздел 2. Осень – золотая пора.

4

2

2

Дидактическая игра, наблюдение

3

Раздел 3. Птицы – наши друзья.

3

2

1

Дидактическая игра, наблюдение

4

Раздел 4. Наши питомцы.

3

3

-

Выставка работ, игра - отчет

5

Раздел 5. Зимушка-зима.

4

2

2

Наблюдение, выставка работ

6

Раздел 6. Место человека в природе.

3

2

1

Беседа, наблюдение

7

Раздел 7. Зеленый уголок в доме.

2

1

1

Опрос

8

Раздел 8. Весна в природе.

5

3

2

Фотовыставка, опрос, игра - отчет

9

Раздел 9. В царстве Лесовичка.

3

3

-

Просмотр мультфильма, опрос

10

Раздел 10. Тайны царства насекомых.

2

1

1

Наблюдение, опрос

11

Раздел 11. Мы – друзья природы.

5

2

3

Наблюдение, игра-отчет


Итого:

36

22

14




1.4.2. Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение (2 ч.)

Тема:

  • Вводное занятие

  • Природа – наш дом. Судьба природы - наша судьба

Теория:

Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с программой. Связь содержания программы с естественными изменениями , происходящими в природе. «Инструктаж» Правила техники безопасности» и правила поведения на занятиях. Повторение правил дорожного движения. Беседа, чтение и обсуждение экологической сказки. Составление правил «Помощь природе». Обсуждение и составление схемы »Природа и человек». Примеры положительного и отрицательного влияния людей на природу.

Практика:

.Экскурсия «Природа – наш дом. Судьба природы - наша судьба».

Раздел 2. Осень - золотая пора (4 ч.)

Тема:

  • Экскурсия «Осенние изменения в природе». Сбор природного материала для гербария.

  • Деревья и кустарники нашего края. Дикорастущие и культурные растения.

  • Путешествие к Грибу –грибовичу.

  • Коллекция «Плоды и семена растений». Аппликация из природного материала.

Теория: Экскурсия «Осенние изменения в природе». Отличие парка от леса. Гербаризация целых растений и их частей. Сбор семян цветочных растений ,их сушка и хранение . Грибы. Грибы съедобные и ядовитые Составление и обсуждение правил сбора грибов. Познавательная игра «Грибы нашего леса». Игра «Путешествие в город Огород». Составление экологических правил по охране урожая. Коммуникативная игра «Аукцион приветствий».

Практика:

1.Сбор семян цветочных растений на пришкольном участке.

2 Изготовление поделок из природного материала.

3.Упаковка семян растений.

4.Изготовление коллекции «Семена овощных растений».

5Аппликация из засушенных растений.

6Составляем кроссворд «Растения»

7.Изготовление ободков «Гриб».

8. Составление правил сбора грибов.

9. Кроссворд «Овощи».

Раздел 3 Птицы – наши друзья.( 3 ч .)

Тема:

  • Птицы, кто они есть ?

  • Зимующие птицы. Как им помочь? Конкурс рисунка «Птицы наши друзья».

  • Практическая работа «Кормушка»

Теория: Птицы ,.разнообразие птиц. Что позволяет птицам летать? Обсуждение. Птицы оседлые ,кочующие ,перелетные.

Экологический праздник «Синичкин день « . Зимующие птицы, как им помочь?

Исследовательский проект «Наблюдения за зимующими птицами» , ведение дневника .

Викторина «Пернатые друзья».

Практика:

1.Практикум: рассмотреть и зарисовать перо птицы.

2.Кормушка из подручного материала.

3Работа из бумаги «Птица счастья».

4 Рисунок «Птицы наши друзья»

5.Развешивание кормушек на пришкольном участке

Раздел 4. Наши питомцы (3 ч.)

Тема:

  • Собака и кошка - друзья человека. Животные в доме

  • Декоративные птицы в доме.

  • Аквариум и его обитатели

Теория:

Животные в доме. Мы в ответе за тех, кого приручили. Устный журнал» Собака и кошка - друзья человека

Животные живого уголка: морские свинки , кролики ,хомячки ,хорьки и другие. Декоративные птицы: попугаи, голуби, канарейки и др. Содержание и уход за птицами. Аквариум. Устройство и уход за аквариумом. Виды аквариумов. Кормление аквариумных рыбок. Наблюдение за поведением животных. Домашнее задание: подготовить рассказ по плану «Мой любимый питомец».

Практика:

  1. Творческая работа: рассказ « Мой любимый питомец».

  2. .Модели птиц из бумаги в стиле оригами.

  3. Работа «Подводный мир».

  4. Рисунок »Четвероногий друг»

Раздел 5. Зимушка – зима.(4ч.) .

Тема:

  • Неживая и живая природа зимой

  • Экскурсия «Деревья зимой»

  • Практическая работа «Снежинка – зимняя гостья»

  • Новогодняя игротека

Теория:

Как животные готовятся к зиме. Школа следопыта :следы животных на снегу.. Презентация «Животные леса» с использованием ИКТ. Дидактические игры. Традиции празднования Рождества и Нового года: беседа и викторина. Новогодняя игротека. Конкурс листовок и плакатов »Елочка, живи!» в защиту хвойных насаждений.

Практика:

1. Практикум «Определение деревьев и кустарников по веткам и плодам».

2. Практическая работа «Снежинка–зимняя гостья»

3. Конкурс листовок и плакатов »Елочка, живи!»

4. Экскурсия «Деревья зимой», рисунки «Силуэты деревьев»

Раздел 6.Место человека в природе.(3 ч)

Тема:

  • Далёкое прошлое Земли. Почему вымерли динозавры?.

  • Как человек изменил Землю.

  • Природа в опасности. Охрана природы.

Теория: Далёкое прошлое Земли. Зарождение и развитие жизни на Земле. Обсуждение «Почему вымерли динозавры?». Происхождение и эволюция человека. Связь судьбы человечества и судьбы природы. Чтение и обсуждение экологической сказки «Жила-была река». Необходимость охраны природы и способы её охраны. Охраняемые территории и памятники природы. Игра: брейн-ринг “Природа и мы”.

Практика:

1.Раскраска «Динозавр».

2.Решение кроссворда «Красная книга»

Раздел 7 Зелёный уголок в доме.(2 ч.)

Тема:

  • Комнатные растения в доме. Уход за комнатными растениями. Размножений комнатных растений.

  • Итоговое занятие по теме «Зелёный уголок в доме».

Теория: Комнатные растения. Значение комнатных растений для человека. Основные группы комнатных растений. Осторожно! Ядовитые комнатные растения. Посадка растения. Требования растений к условиям жизни .Инструктаж по ТБ. Уход за домашними растениями: полив, рыхление почвы, пересадка, обрезка, опрыскивание, мытьё листьев и т. д. Сообщения детей «Мое любимое комнатное растение»

Практика: 1. Написание этикеток и паспортов комнатных растений и прикрепление к горшкам.

2.Уход за растениями в живом уголке класса.

3.Размножение черенками пеларгонии, традесканции и колеуса.

4.Рисунок «Мой любимый цветок».

Раздел 8. Весна в природе.(5 ч.)

Тема:

  • Весенний календарь природы. Экскурсия «Весна в природе»

  • Акция «Посади дерево»

  • Проект «Маленький огород на подоконнике»

  • Растения – первоцветы.

  • Турнир знаек «Что? Как? Почему?»

Теория: Весенний календарь природы. Ведение дневника наблюдений Охрана и привлечение птиц. Искусственные гнездовья-домики .Праздник «День птиц». Игра – путешествие « В страну птиц».

Понятие о фенологии. Растения – первоцветы .

Охрана растений – первоцветов. Посев семян цветов для школьной клумбы.

Практика:

  1. Акция «Посади дерево».

  2. Опыт “Распускание почек на ветках тополя, березы и сирени”.

  3. Опыт» Выращивание петрушки и кресс-салата»

  4. Работа »Посев семян бархатцев»

  5. Рисование листовки и сочинение слоганов в защиту растений –первоцветов.

Раздел 9 . В царстве Лесовичка (3 ч.)

Тема:

  • Лес-сообщество организмов. Растительный мир леса нашего края.

  • Животный мир леса родного края. Растения и животные Красной книги Крыма

  • Лесной калейдоскоп

Теория: Лес – природное сообщество. Ярусы леса. Понятие об экологической нише организма. Значение лесов в природе. Составление цепей питания . Презентация с использованием ИКТ. Растения и животные Красной книги Ульяновской области. Викторина «Мой родной край». Игра: «Лесной КВН».

Практика:

1. Составление памятки «Как вести себя в лесу»

2. Составление цепей питания .

Раздел 10 . Тайны царства насекомых (2ч.)

Тема:

  • Насекомые, кто они?

  • Экологическая игра «Веселый муравейник»

Теория: Насекомые, кто они? Многообразие насекомых. Одомашненные насекомые. Насекомые-вредители сада и огорода.

Насекомые Красной книги Ульяновской области. Экскурсия «Насекомые города» на пришкольный участок. Викторина «Знатоки насекомых». Экологическая игра «Веселый муравейник».

Практика:

1.Моделирование из бумаги «Насекомое».

2.Рисунок «Бабочка»

Раздел11. Мы - друзья природы(14ч.)

Тема:

  • Экология как наука. Мы – за экологические поступки

  • Игра «Экологический светофор». Экологические знаки

  • Открытое итоговое занятие. Турнир «Полна загадок чудесница природа»

Теория: Экология как наука. Мы – за экологические поступки . Проект «Экологический знак».Зашита своих разработок.

Летние задания. Операция «Чистый двор» Открытое итоговое занятие: Турнир»Полна загадок чудесница природа»

Практика:

1.Рисунок» Экологический знак».

2. Зашита проекта «Экологический знак».




1.5. Планируемые результаты


В результате обучения по программе воспитанник:

В результате обучения по программе у воспитанника:

-будет знать…

-будет уметь…

-будет иметь представление…

- будет стремиться…

- будет обучен…

- овладеет понятиями…

- получит навыки…

- расширить представления…

- научится делать…

-будет сформирована устойчивая потребность…

-будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества…

- будет развита устойчивая потребность к

самообразованию…

- будет сформирована активная жизненная

позиция…

- будут развиты творческие способности…

- будет воспитано уважение к нормам

коллективной жизни…


Личностные:

– адаптация воспитанников к условиям детско-взрослой общности;

– удовлетворенность воспитанником своей деятельностью в объединении дополнительного образования, самореализация его;

– повышение творческой активности воспитанника, проявление инициативы и любознательности;

– формирование ценностных ориентаций;

– формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;

– получение навыков в изложении своих мыслей, взглядов;

В результате обучения по программе воспитанник будет знать:

– значение природы в жизни человека;

– связь живой и неживой природы;

– Земля – единственная планета, на которой существует жизнь;

– Солнце – источник света и тепла;

– место нахождения России на карте и глобусе;

– отличие человека от животных;

– виды животных, которых можно содержать дома;

– разнообразие птиц, в связи с типом питания (перелётные, зимующие, кочующие);

– свойства живых организмов;

– сезонные явления в природе и их признаки;

– что такое фенология;

– правила поведения в природе и способы её охраны;

– разнообразие растений, основные группы растений;

– разнообразие комнатных растений и их деление на группы;

– что грибы это особое царство природы

– некоторые виды съедобных и несъедобных грибов;

– правила сбора грибов;

– около 10 видов комнатных растений;

– правила посадки и пересадки комнатных растений;

– виды ухода за комнатными растениями;

– отличие дикорастущих растений от культурных растений;

– названия распространённых растений леса, луга, сада;

– около 10 видов лиственных и хвойных деревьев;

– назначение охраняемых территорий, заповедников, национальных парков;

– назначение пришкольного участка;

Личностным результатом обучения данному курсу является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения по программе «Живая планета»:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся:

- осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

- патриотизм, любовь к своему селу, своему региону, своей стране..

Средством развития личностных результатов служит учебный материал программы., нацеленный на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать экологические и краеведческие знания для созидательной деятельности.


Предметными результатами изучения курса программы являются

следующие умения:

– умение применять полученные знания в самостоятельной и практической деятельности по охранеприроды;

– вести дневник наблюдений и календарь природы;

– определять растения и животных с помощью определительных карточек;

–различать наиболее распространенные в нашей местности деревья и кустарники;

– посадит комнатное растение и будет ухаживать за ним;

– проводить простейшие опыты и обрабатывать полученные результаты;

– соблюдать правила по технике безопасности при проведении практических и исследовательских работ;

– изготавливать кормушки для птиц из бросового материала;

– подкармливать птиц и развешивать кормушки;

– собирать семена культурных растений;

– ухаживать за домашними питомцами;

– узнавать птиц встречающихся в городе;

– подготовить растение или его части для создания гербария или коллекции;

– составлять и рисовать экологические знаки ;

– представить свою творческую работу

– понимать роль различных источников экологической информации;

– анализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории города и района и возникающие при этом экологические проблемы;

– знать особенности природы Республики Крым:

– определять причинно-следственные связи при анализе экологических проблем;

– знать обычаи и традиции народов, проживающих на территории области;

– находить в различных источниках и анализировать информацию по экологии и охране природы;

– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

– использовать экологические знания для осуществления мер по охране природы;

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Республики Крым.

– получит навыки ведения активной агитационной деятельности по защите природы, опыт коллективной общественной социально значимой деятельности по охране природы.

В результате обучения по программе у учащегося будет сформирована устойчивая потребность в самообразовании: чтению прородоведческой литературы, просмотру телепередач о природе, поиску необходимой информации в интернете. Учащийся будет обучен оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе.

Метапредметными результатами изучения курса программы является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

– определять цель учебной деятельности.

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

– в диалоге с педагогом совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

–умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством экологического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления.

– выявлять причины и следствия простых явлений.

– строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей.

– уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания программы

– осознание роли экологии и краеведения в познании окружающего мира;

– использование экологических знаний для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на занятиях элементов технологии продуктивного чтения.

2. Комплекс организационно-педагогических условий.


Первое полугодие

Второе полугодие

Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Кол-во учебных недель

1



2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36


Кол-во часов в неделю (гр.)




4





4

4

4

4

4

4

4

4


Кол-во часов в месяц (гр.)

1





1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Аттестация/формы контроля














































Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов на одну группу

2.1 Календарный учебный график

Уровень__________год обучения____________группа__________








 

 


Программа рассчитана на 1год обучения.

Начало учебного года

Комплектование групп

Конец учебного года

Продолжительность учебного года

  • 01.09.2022г.

  • до 15.09.2022 г..

  • 31 мая 2022 г.

  • 36 недель

 

Занятия детей в объединениях проводятся по утвержденному расписанию, в форме учебных занятий, экскурсий, тематических мероприятий, соревнований, работы сборных творческих групп и др. Допускается работа с группами переменного состава, уменьшение численного состава.






2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Помещение: учебный класс

Площадка: пришкольный участок МБОУ «Ромашкинская средняя школа»

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:

Таблицы по ПДД, кружки из картона трёх цветов светофора.

Иллюстрации, фотографии и рисунки растений, репродукции картин,

карта полушарий, глобус, карточки, задания для групповых наблюдений учащихся, определительные карточки деревьев и кустарников, определители растений птиц, грибов, таблицы «Птичья кормушка», «Цикл развития бабочки», коллекция видов кормов для птиц, бросовый материал: баночки, коробки, верёвки и т.д., стаканы с водой, кормушка, иллюстрации, фотографии и рисунки животных, цветная бумага, ножницы, клей, картон, окаменелости, коллекции насекомых, раковин моллюсков, полезных ископаемых, гербарная папка.

Приборы: лупа, термометр, микроскоп.

Информационное обеспечение: –аудио, –фото, –видео, интернет-истоники, библиотека.

Кадровое обеспечение: Лобынцева О.М.- учитель начальных классов.

Методическое обеспечение:

Формы организации образовательного процесса: групповая

Особенности организации образовательного процесса: очно.

Методы обучения (словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, игровой, проектный) и методы воспитания (убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация).

Тип занятия (комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный)

Формы проведения занятий: акция, беседа, проблемный диалог, выставка, игра (игра-путешествие, игра-конкурс. ролевая игра и др.), КВН, конкурс, наблюдение, праздник, практическое занятие, экскурсия, прогулка в природу.

Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, технология проектного обучения, технология коллективной учебно-познавательной деятельности, технология интерактивного обучения.

Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий.)

1 год обучения 1 раз в неделю по 1 академическому часу (продолжительность академического часа для воспитанников 4-5 лет – 20 минут, для воспитанников 5-6 лет – 25 минут, длявоспитанников 6-7 лет – 30 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))

Формы подведения итогов реализации программы: экскурсии, акции, выставка, презентации с использованием интернет - ресурсов, викторина, открытое занятие, творческая работа, выставка, конкурс.

Алгоритм учебного занятия:

Тема:

Цель:

Образовательные задачи:

Материалы и оборудование:

НОД:

Физминутка:

Рефлексия:

Поощрение.

Дидактические материалы: карточки, задания для групповых наблюдений учащихся, определительные карточки деревьев и кустарников, определители растений птиц, грибов, таблицы «Птичья кормушка», «Цикл развития бабочки»,


2.3. Формы аттестации

устный опрос;

творческая работа;

проект;

выставка;

конкурс;

открытые уроки;

викторина


2.4. Список литературы

Литература для педагога

  1. Головкин Б.Н. Энциклопедия комнатного цветоводства.- М.:Колос, 1993.

  2. Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология для всех: Рыбы.- М.:Педагогика-Пресс, 1997.

  3. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике.- Смоленск:Русич, 2001.

  4. Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды).- Волгоград: Учитель,2004.

  5. Комнатные растения/Иллюстрированная мини-энциклопедия.- М.:АСТ:Астрель, 2001.

  6. . Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий.- Волгоград:Учитель, 2007.

  7. . Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия.- Волгоград:Учитель. 2007.

  8. Тихонов А.В. Животные России. Красная книга.-М.: ЗАО»РОСМЭН-ПРЕСС ,2010.-240 с.

  9. Тихонов А.В.Растения России .Красная книга.-М.: .: ЗАО»РОСМЭН-ПРЕСС ,2010.-172с.;ил.

  10. Интернет-ресурсы

Литература для обучающихся и родителей

1.Бианки В.В. Лесная газета.-Клуб колумбов./ Ил.Л.Т.Кузнецова,-М.:Правда, 1986.-480 с.,ил.

2. Цингер Я.А. Занимательная зоология. Очерки и рассказы о животных. Пособие для учащихся средней школы.- М.: Гос. учебно-педагог. Мин. Просв. РСФСР, 1963..

3. 1001 загадка для бабушек и дедушек, родителей и педагогов.-М.: Развитие таланта, 2008.

4. . Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Книга для учащихся.- 1993.

5.Интернет-ресурсы







3. Приложения

3.1. Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержания программы.

В результате освоения программы детьми должен быть достигнут определённый уровень знаний, умений и навыков.

Для этого используются основные виды диагностики результата

  • Входной контроль – проводится в начале года, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребёнка;

  • Текущий контроль – проводится на каждом занятии (акцентирование внимания, просмотр работ, устные ответы);

  • Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем или раздела (дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, викторины, выставки);

  • Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы.

3.2. Мониторинг результатов образовательного процесса

Показатели результативности

Чем будет измеряться

Как будет измеряться

Сроки проведения

Обученность

Знаки – «звездочки» жёлтого, синего и зелёного цветов.

Контрольные срезы на актуальный уровень знаний (устные ответы, тесты)

Сентябрь и далее по разделам

Обучаемость

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

Контрольные срезы (тесты), практические работы и творческие задания

Два раза в год

Уровень саморазвития ребёнка

Карточка индивидуального развития воспитанника

Наблюдения на занятиях

Сентябрь, январь, май.


Уровни обучаемости:

1-й уровень – общекультурный;

2-й уровень – прикладной;

3-й уровень – творческий.

Диагностика экологической ориентации воспитанников будет проводиться с помощью метода анкетирования, предназначенного для выявления ведущих отношений к природным объектам, степени выраженности эмоциональных, познавательных и практических отношений к природным объектам. Основной формой контроля результативности воспитательного компонента ожидаемых результатов является наблюдение при проведении экскурсии, практических работ.

Диагностика саморазвития ребёнка будет проводится с помощью методики ОССР – методика отслеживания и стимулирования саморазвития ребёнка.






















3.3. Календарно-тематическое планирование

Название темы занятия

Количество часов

Дата по расписанию

Форма аттестации/

контроля

Примечание

(корректировка)

По плану

По факту

Сентябрь

1.

Вводное занятие

1


 

Опрос, анализ

 

 2.

Природа – наш дом. Судьба природы - наша судьба. 

 

 

Наблюдение, опрос 

 

3.

Экскурсия «Осенние изменения в природе». Сбор природного материала для гербария.

1



Экскурсия


4.

Деревья и кустарники нашего края. Дикорастущие и культурные растения.

1



Дидактическая игра. наблюдение


Итого за месяц

4

 

 

 

 

октябрь

5.

Путешествие к Грибу –грибовичу.

1

 

 

Изготовление ободков«Грибы» 

 

6.

Коллекция «Плоды и семена растений». Аппликация из природного материала.

1



Наблюдение


7

Птицы, кто они есть?

1



Наблюдение, опрос


8.

Зимующие птицы. Как им помочь? Конкурс рисунка «Птицы наши друзья».

1



Выставка рисунков


Итого за месяц

4





Ноябрь

9

Практическая работа «Кормушка»

1



Изготовление кормушек


10

Собака и кошка - друзья человека. Животные в доме

1



Наблюдение


11

Декоративные птицы в доме.




Выставка работ


12

Аквариум и его обитатели.




Творческая работа


Декабрь

13

Неживая и живая

природа зимой

1



Опрос, наблюдение


14

Экскурсия «Деревья зимой»

1



Отчет


15

Практическая работа «Снежинка – зимняя гостья»

1



Конкурс работ


16

Новогодняя игротека

1



Игра-отчет


Итого за месяц

4





Итого за I полугодие

16





Январь

17

Далёкое прошлое Земли. Почему вымерли динозавры?

1

 

 

 Демонстрация мультфильма

 

18

Как человек изменил Землю.

1



Беседа


19

Природа в опасности. Охрана природы.

1



Беседа


Итого за месяц

3





Февраль

20

Комнатные растения в доме. Уход за комнатными растениями. Размножений комнатных растений.

1



Опрос, наблюдение


21

Итоговое занятие по теме «Зелёный уголок в доме».

1



Творческая работа


22

Проект «Маленький огород на подоконнике»

1



Практическая работа


23

Весенний календарь природы. Экскурсия «Весна в природе»

1



Экскурсия


Итого за месяц

4





Март

24

Растения – первоцветы.

1



Творческая работа


25

Акция «Посади дерево»

1



Практическая работа


26

Турнир знаек «Что? Как? Почему?»

1



КВН


27

Лес-сообщество организмов. Растительный мир леса нашего края.

1



Практическая работа


Итого за месяц

4





Апрель

28

Животный мир леса родного края. Растения и животные Красной книги Крыма

1



Демонстрация мультфильма


29

Лесной калейдоскоп

1



Игра-путешествие


30

Насекомые, кто они?

1



Наблюдение


31

Экологическая игра «Веселый муравейник»

1



Игра


Итого за месяц

4





Май

32

Экология как наука. Мы – за экологические поступки

1



Наблюдение


33-34

Экскурсия. Наблюдение за весенними изменениями в природе.

2


2

Экскурсия


35

Игра «Экологический светофор». Экологические знаки

1



Практическая работа


36

Открытое итоговое занятие. Турнир «Полна загадок чудесница природа»

1



Отчет


Итого за месяц

5


2



Итого за год

36







3.4. Лист корректировки КТП

Название темы занятия

Количество часов

Дата по расписанию

Форма аттестации/

контроля

Примечание

(корректировка)

По плану

По факту


1.




 


 











































Итого за год








3.5. Педагогический мониторинг

Уровень знаний умений и навыков определяется в следующих измерениях:

Уровень обучаемости:

1-й уровень – общекультурный (демонстрирует ученик, который понимает основные положения программы, умеет правильно объяснить, отвечает на вопросы репродуктивного уровня, умеет изготовить модель по образцу). О

2-й уровень – прикладной (требует от ученика, кроме перечисленного выше, также выполнять задания в изменённой ситуации, умения демонстрировать понимание системности понятийного аппарата темы, не выходя за его рамки).

3-й уровень – творческий (демонстрируют дети, способные решать проблемы, выходящие за рамки программы, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике). Т

Предусматривается проводить срезы 2 раза в год по итогам тестов и выполненных творческих заданий.

Уровень обученности:

1-й уровень – высокий (если тестируемый правильно ответит на 80 – 90 % вопросов задания).

2-й уровень – достаточный (если тестируемый правильно ответит на 60 – 80 % вопросов задания).

3-й уровень – ниже среднего (если тестируемый правильно ответит на 40 – 50 % вопросов задания).

Предусматривается проводить срезы на начало учебного года и далее по разделам программы. Срезы знаний рекомендуется проводить в виде тестов (желательно открытые), вопросов-ответов, кроссвордов, викторин и т.д.


Список воспитанников

Уровень учебной деятельности

Уровень обученности

сентябрь

май

Раздел

Раздел

Раздел

Раздел

1







2







3







4








В конце каждого полугодия высчитывается средний % обученности воспитанников в группе в целом.

Анализ педагогического мониторинга учебного года делается в виде диаграмм и графиков.

  • Возможно использование следующих методов отслеживания результативности : педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов анкетирования. тестирования, опросов, выполнения учащимися творческих заданий, участия воспитанников в мероприятиях (викторинах), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.


Мониторинг для отслеживания результативности: используются дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося

Педагогический мониторинг

Мониторинг

образовательной

деятельности детей

диагностика личностного

роста и продвижения

самооценка воспитанника

анкетирование

ведение творческого

дневника обучающегося

педагогические отзывы

оформление листов индивидуального образовательного маршрута

введение оценочной системы

оформление фотоотчетов

3.6. Методическое обеспечение программы

Раздел или

тема

программы

Формы

занятии

Приемы и методы

организации

образовательной

деятельности

(в рамках занятия)

Дидактический

материал

Техническое

оснащение

занятия

Формы

подведения

итогов

Введение

Беседа, тренинг, инструктаж, анкетирование, комплексное занятие, обсуждение, экскурсия

Словесный, наглядный, игровой, объяснительно-иллюстративный

Методическая разработка: игра «Светофор» по правилам дорожного движения, экологическая сказка, инструкция по ТБ

по ПДД, кружки из картона трёх цветов светофора. Рисунок «Ель и все вокруг нее». Гербарные сетки

Опрос, наблюдение, устный опрос, викторина

Осень -золотая пора



Экскурсия, практическая Работа,

комплексное занятие, игра беседа,

Словесный, наглядный, игровой, объяснительно-иллюстративный

Методические разработки: экологическая игра «Путешествие в город Огород» и познавательная игра «Грибы нашего края».

Кроссворд «Овощи».

Географическая карта мира, гербарные сетки

плакат «Грибы», образцы поделок, образцы овощей, иллюстрации дикорастущих и культурных растений,

иллюстрации овощных растений,

рисунки и фотографии цветов

Выставка работ Кроссворд опрос, дидактическая игра, анализ выполнения практических заданий, наблюдение, конкурс

Птицы – наши друзья


Комплексное занятие, беседа, практическое занятие, рассказ, викторина

словесный,

наглядный,

практический;

объяснительно-иллюстративный,

Методические рекомендации: исследовательская работа «Наблюдения за зимующими птицами». Кроссворд «Птицы». Плакат «Виды кормушек».

Иллюстрации птиц, кормушка

Наблюдение, опрос, выставка, анализ выполнения практических заданий, дневник наблюдений

Зимушка – зима

Рассказ, беседа, практическая работа, творческая работа, экскурсия, игра, интеллектуально-игровые задания

словесный,

наглядный,

практический;

объяснительно-иллюстративный,

игровой

Презентация «Животные леса» с использованием ИКТ.

Фотографии и рисунки животных, творческая работа, образцы поделок

Ответы на вопросы, отчет, наблюдение,

Наши питомцы

Беседа, устный журнал, комплексное занятие. Сообщения о домашних питомцах

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Методические указания: план рассказа о своем питомце с использованием мнемотехники.



Фотографии и рисунки животных, видов аквариумов, цветная бумага, иллюстрации

Ответы на вопросы, отчет, наблюдение, анализ выполнения практических заданий,

Место человека в природе


Рассказ, обсуждение, практическая работа, аналитическая беседа

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический;


Разработка игры: «Природа и мы», Кроссворд «Красная книга».

Фотографии и рисунки животных, творческая работа, образцы, цветная бумага, иллюстрации

Ответы на вопросы, отчет, наблюдение, анализ выполнения практических заданий,

Зелёный уголок в доме

Диалог. практическая работа, комплексное занятие,

Словесный наглядный, практический

Методические указания «Алгоритм посадки растения» с использованием мнемотехники.


Фотографии и рисунки животных, творческая работа, образцы, цветная бумага, иллюстрации

Ответы на вопросы, отчет, наблюдение, анализ выполнения практических заданий,

Весна в природе.


Комплексное занятие, игра- путешествие, практическая работа, коллективное творческое дело,

Исследовательский; практический,

словесный наглядный,

Методическая разработка: Турнир знаек «Что? Как? Почему?». Методическое описание: опыт “Распускание почек на ветках вербы и сирени”. Методическая разработка: игра -путешествие «В страну птиц».



Фотографии и рисунки животных, творческая работа, образцы, цветная бумага, иллюстрации

Ответы на вопросы, отчет, наблюдение,

В царстве Берендея


Комплексное занятие, беседа, презентация по теме ИКТ,

конкурс рисунков, КТД,

КВН, составление цепей питания


Презентация по теме с использованием ИКТ.

Методическая разработка: Викторина «Мой родной край».


Фотографии и рисунки животных, творческая работа, образцы, цветная бумага, иллюстрации

Ответы на вопросы, отчет, наблюдение,

Тайны царства насекомых


Комплексное занятие, игра, экскурсия, викторина

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, игровой

Методические разработки: викторина «Знатоки насекомых» и игра: «Лесной

КВН».


Цветная бумага, иллюстрации насекомых, рисунок «Муравейник»

Наблюдение, устные ответы,

фотоотчет, ответы на вопросы

Мы - друзья природы

Проблемный диалог, обсуждение, проблемный диалог, социальная акция, игра

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, игровой

Игра «Полна загадок чудесница природа».



Фотографии и рисунки животных

Защита разработок, устные ответы




10