Принята: Утверждаю:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Песочная сказка» Возраст обучающихся: 6-8 лет Срок освоения: 1 год Разработчик: Черемичкина Е.Н.
I. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Песочная сказка» имеет социально-гуманитарную направленность.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р;
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 июня 2022 года N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2)
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09.2020 г. №28).
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 г № 3)
Стратеги развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 998-р).
Устав МБДОУ № 195.
Программа развития МБДОУ № 195 до 2026 года.
Программа стартового уровня освоения содержания.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время большое внимание уделяется проблеме развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями. Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое время препровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую и развивающую составляющую для получения образовательного процесса. Игра с песком - это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что занятия создают положительный эмоциональный настрой;
развитие внутреннего контроля;
творческое самовыражение;
развитие воображения;
эстетический опыт;
повышение адаптационных способностей.
Практическая значимость программы видится как средства дополнительного общего развития детей к основной образовательной программе по предметным областям социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Занятия по программе дают положительный эффект при работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Адресат программы: обучающиеся 5 – 8 лет. Занятия проводятся индивидуальным способом или с малой группой детей (3-5 детей), 1 раз в неделю. Набор на участие в занятиях происходит по желанию родителей (законных представителей) обучающихся с последующим заключением договора.
Объем и срок освоения программы. Данная программа рассчитана на
1 год обучения, общее количество учебных часов необходимых для освоения программы 32 часа.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия с детьми дошкольного возраста – 25- 30 минут.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком, речевой материал, сопровождаемый действиями, направленные на развитие познавательной сферы и коммуникативных навыков, мелкой моторики и тактильных ощущений; снятие статического напряжения. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком максимально реализуются потенциальные возможности детей. Основной формой организации занятий при реализации данной программы является игра.
Цель и задачи программы:
Цель: Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
5. Закрепить представления об окружающем мире.
6. Знакомство с звуками и буквами.
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, память).
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
4. Развивать умение действовать по инструкции.
5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно
тактильно-кинестетической чувствительности.
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
3. Воспитывать слуховое внимание и память.
4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ | Название раздела и темы | Всего | Количест во теоретич еских занятий | Количест во практиче ских занятий | Формы контроля |
1 | Вводное занятие «Наша безопасность» | 1 | 0,5 | 0,5 | Начальная диагностика |
2 | Знакомство со свойствами песка «Чувствительные ладошки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение |
3 | «Что спряталось в песке?» Знакомство с Песочным Человечком | 1 | 0 | 1 | наблюдение |
4 | «В гостях у Песочной феи» Путешествие в Волшебную страну | 2 | 0 | 2 | наблюдение |
5 | « В гостях у золотой рыбки. Аквариум» | 2 | 0 | 2 | наблюдение |
6 | «Солнечный мальчик» | 1 | 0 | 1 | наблюдение |
7 | Построение мира «Моя семья» | 2 | 0 | 2 | наблюдение |
8 | «Колобок» | 1 | 0 | 1 | Наблюдение, соблюдение правил игры |
9 | «Городок игрушек» | 2 | 0 | 2 | наблюдение |
10 | «Путешествие к гномам в горы» | 1 | 0 | 1 | Наблюдение, соблюдение правил игры |
11 | Песочная грамота | 2 | 1 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
12 | Путешествие в страну А | 1 | 0 | 1 | наблюдение |
13 | Путешествие в страну О | 1 | 0 | 1 | наблюдение |
14 | Путешествие в страну волшебных букв | 3 | 1 | 2 | наблюдение |
15 | Сказка о том, как буквы подружились | 2 | 1 | 1 | Беседа, наблюдение |
16 | Домашние животные | 2 | 0 | 2 | наблюдение |
17 | Лесные животные | 2 | 0 | 2 | наблюдение |
18 | Животные жарких стран | 1 | 0 | 1 | наблюдение |
19 | Насекомые | 1 | 0 | 1 | наблюдение |
20 | Сказка «Теремок» | 1 | 0 | 1 | наблюдение |
21 | Построение мира «Сочиняем сказку» | 2 | 0 | 2 | Открытое занятие, итоговая диагностика |
| итого | 32 | 4 | 28 | |
Содержание обучения
1. «Наша безопасность»
Теория. Основные правила поведения на занятии, правила техники безопасности при работе с песком. Формирование интерес к занятиям.
Практика. Изучение уровня подготовленности обучающихся. Упражнение «Здравствуй, песок».
2. Знакомство со свойствами песка «Чувствительные ладошки»
Теория. Беседа о свойствах песка.
Практика. Экспериментирование с песком. Игра «Отпечатки рук».
3. «Что спряталось в песке?» Знакомство с Песочным Человечком
Теория. Беседа о свойствах песка.
Практика. Рассказывание сказки о песочном человечке. Игра «Песочный круг».
4. «В гостях у Песочной феи»
Путешествие в Волшебную страну
Теория. Решение моделируемых проблемных ситуаций.
Практика. Рассказывание сказки о песочной фее. Упражнение «Здравствуй, песок», «Песочный узор», «Победитель злости». Игра «Песочные прятки».
5 « В гостях у золотой рыбки. Аквариум»
Теория. Беседа об устройстве аквариума. Решение моделируемых проблемных ситуаций.
Практика. Создание песочного дна аквариума.
6 «Солнечный мальчик»
Теория. Беседа «Как красива наша планета!». Решение моделируемых проблемных ситуаций.
Практика. Создание песочного мира. Упражнение «Вверх по радуге».
7 Построение мира «Моя семья»
Теория. Беседа о семье. Решение моделируемых проблемных ситуаций.
Практика. Составление рассказа о семье. Рисование на песке «Моя семья». Упражнение «Отпечатки наших рук».
8 «Колобок»
Теория. Анализ сказки «Колобок». Беседа о дружбе. Решение моделируемых проблемных ситуаций.
Практика. Создание песочный сказки «Колобок» с хорошим окончанием. Упражнение «Воздушный шарик».
9 «Городок игрушек»
Теория. Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций
Практика. Создание песочного города игрушек. Упражнение «Карусели».
10 «Путешествие к гномам в горы»
Теория. Беседа «Что такое горы?».
Практика. Создание песочных гор. Игра-упражнение «Гора и камешки».
11 Песочная грамота
Теория. Знакомство со звуками и буквами. Разрешение моделируемых проблемных игровых ситуаций
Практика. Рисование на песке по стихотворению «В одну волшебную страну…»
12 Путешествие в страну А
Теория. Знакомство со звуками и буквами. Разрешение моделируемых проблемных игровых ситуаций
Практика. Рисование на песке по стихотворению «Живая Азбука», подбор слов на букву А.
13 Путешествие в страну О
Теория. Знакомство со звуками и буквами. Разрешение моделируемых проблемных игровых ситуаций
Практика. Рисование на песке по стихотворению «Живая Азбука», подбор слов на букву О.
14 Путешествие в страну волшебных букв
Теория. Знакомство со звуками и буквами. Разрешение моделируемых проблемных игровых ситуаций
Практика. Рисование на песке по стихотворению «Живая Азбука», подбор слов на букву У.
15 Сказка о том, как буквы подружились
Теория. Знакомство со звуками и буквами. Разрешение моделируемых проблемных игровых ситуаций
Практика. Рисование на песке по стихотворению «Живая Азбука», складывание слова СОК.
16 Домашние животные
Теория. Беседа о домашних животных, их жилищах. Составление полного ответа на вопрос. Разрешение моделируемых проблемных игровых ситуаций
Практика. Рисование на песке «Угощенье для животных».
17 Лесные животные
Теория. Закрепление материала по теме «Лесные звери», развитие лексико-грамматических категорий.
Практика. Игра «Правила черепашки». Упражнение «Щекоталки». Составление словосочетаний о животных.
18 Животные жарких стран
Теория. Беседа по теме «Животные жарких стран», развитие лексико-грамматических категорий. Слого-звуковой анализ слов.
Практика. Игра «Правила черепашки». Составление рассказа о животных Африки. Составление схемы слова.
19 Насекомые
Теория. Обогащение словаря по теме «Насекомые», развитие лексико-грамматических категорий.
Практика. Игра «Буквы рассыпались», «Составь рассказ».
20 Сказка «Теремок»
Теория. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматических категорий.
Практика. Игра «Секретик», «Ровненькая дорожка».
Построение мира «Сочиняем сказку»
Теория. Обогащение словаря по теме «Насекомые», развитие лексико-грамматических категорий.
Практика. Инсценирование «Теремок», игра «Буквы рассыпались», «Составь рассказ».
Планируемые результаты
К концу обучения дети будут знать:
Уметь:
Внимательно слушать и активно участвовать в занятии
Прослушивать начало сказки или истории и строить в песочнице игровое пространство (сказочную страну, замки, дворцы, моря, рек, леса), что требуется по сюжету игры, заселять его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.)
Слушать и понимать продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.)
Обращаться за помощью: Что будет с жителями страны? Что же делать? Я смогу помочь? Только я, с таким добрым сердцем, смогу помочь жителям этой страны
Отыгрывать ситуацию борьбы со злом. Выступать под маской наиболее близкого персонажа.
Восстановливать, реконструировать, преобразовывать песочную страну. Выступать творцом: восстанавливать мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строить так, чтобы в новой стране всем было удобно.
Спонтанно продолжать игру, когда происходит празднование победы.
Рассказывать о последующих играх, приключениях.
Будут владеть:
Навыками внимательного слушания и активного участия.
Навыками слушания и понимания продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.)
Основными способами помощи: Что будет с жителями страны? Что же делать? Я смогу помочь? Только я, с таким добрым сердцем, смогу помочь жителям этой страны
Основными приемами обыгрывания ситуации борьбы со злом. Навыками выступления под маской наиболее близкого персонажа. Навыками восстанавливать, реконструировать, преобразовывать песочную страну.
Навыками творца: восстанавливать мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строить так, чтобы в новой стране всем было удобно.
Способностями рассказывать о последующих играх, приключениях
Коммуникативными навыками.
Качество приобретенных знаний проверяется в течение года, для этой цели проводится 2 раза в год мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы, в конце года проводится открытое занятие.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Количество учебных недель – 32 недели;
Количество учебных дней – 32 дня;
Продолжительность каникул – летний период
Даты начала и окончания учебных периодов – с 1 октября по 31 мая.
Условия реализации программы
- Материально-технические условия реализации программы
Технические средства: музыкальный центр.
Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи.
Учебно - практическое оборудование:
1. Песочница (водонепроницаемый деревянный ящик. Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо. Если заниматься подгруппой (3-4 человека) или индивидуально, его размер – 50 х 70 х 8см, для групповой работы размер песочницы увеличивается. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком).
2. Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта»
3. Цветной песок.
4. Манка
5. Индивидуальные лотки, подносы.
6. Разбрызгиватель воды или лейка.
7. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см)
В набор игрушек могут войти:
§ Человеческие персонажи
§ Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)
§ Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)
§ Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
§ Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)
§ Сказочные герои (злые и добрые)
§ Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)
§ Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
Аптечка.
- Информационное обеспечение
Программа дополнительного образования, учебно-методическая литература.
- Кадровое обеспечение:
«Дошкольное образование».
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки
«Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Формы контроля
Опрос, наблюдение, соблюдением правил игры, открытое занятие, итоговая диагностика.
Оценочные материалы
Для проведения педагогической диагностики используются методы: беседа, наблюдение, исследовательские методы Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А, О. М. Дьяченко, В. Мытацин, содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия, моторики руки. На основе анализа продуктов изобразительной деятельности, наблюдения за характером рисования песком по каждому параметру выставляется соответствующий бал и делается вывод о характере освоения программы.
Выстраивается общая картина психоэмоционального состояния ребенка.
1. Уровень психомоторного развития ребенка (координации, внимания, усидчивости речевой деятельности, образной памяти).
2. Проявления творческих способностей (мотивация на изобразительную деятельность, воображение, оригинальность).
3. Уровень развития эмоциональной сферы и познавательной активности ребенка (умение видеть красоту в окружающем мире и передавать ее, используя песочную технику).
Методические материалы
В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. У детей развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей. «Социально-коммуникативное развитие» – развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов рисования на песке, развитие речи детей в ходе сопровождения рассказом своей деятельности, описания своей творческой работы, развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Формирование основ безопасного поведения при работе с песком. «Познавательное развитие» – формирование целостной картины мира, расширение кругозора; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое и др.) «Речевое развитие» – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи знакомство детей с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей деятельности. «Художественно-эстетическое развитие» – формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. «Физическое развитие» - физкультминутки, пальчиковая гимнастика. Методы, используемые при организации занятий с детьми: наглядные: наглядно - слуховые (слушание музыки ваудиозаписи); наглядно – зрительные (дидактический материал); тактильно - мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение); формы несловесной поддержки (улыбка ит.п.); словесные методы: объяснение (краткое, четкое, эмоциональное); указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально); вопросы; пояснения, уточнения - словесные приемы, которые нежелательно использовать на фоне звучащей музыки. Практические методы: метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала); игровые методы (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции); арт-терапевтические методы развития эмоций и чувств: пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний. Побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости. Контроль и оценка изобразительной деятельности.
Формы работы: 1. Индивидуальные игры. Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. 2. Групповые игры. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. 3. Демонстрационная - работу выполняет педагог, а обучающиеся воспроизводят действия на рабочих местах. 4. Фронтальная - синхронная работа обучающихся по освоению или закреплению материала под руководством педагога. 5. Самостоятельная - выполнение самостоятельной работы в пределах части занятия, одного или нескольких занятий с сопутствующей помощью со стороны педагога Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические.
Структура занятий: 1. Вводная часть: особое приветствие; правила работы с песком. 2. Основная часть: упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности; игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического внимания, фонематической памяти, фонематического анализа и синтеза. 3. Заключительная часть: подведение итогов; упражнение на релаксацию, ритуал прощания. При организации занятий с песком необходимо соблюдение следующих условий: 1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жёстких рамок и правил. 2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка. 3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Необходимо: поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения; ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами; ценить природную мудрость ребёнка и его уникальность, но не учить его «быть таким, как все». 4. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений. 5. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил: перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки; категорически нельзя бросаться песком; не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки; если песок просыпался на стол или на пол, необходимо самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.
Правила работы с песком повторяем перед каждым занятием: 1. Пред началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки. 2. Категорически нельзя бросаться песком; Нельзя брать его в рот. 3. Стряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки. 4. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы. 5. После игры надо убрать все на свои места. Формы работы: 1. Сюжетные игры. Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.). 2. Игры-забавы 3. Дидактические игры-упражнения 4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом. 5. Инсценирование. 6. Читаем на песке 7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку. 8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»). 9. Устраиваются дни погружения - тематический праздники: «Праздник песка».
Список используемой литературы
Литература, используемая педагогом
1. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с. – Текст: непосредственный.
2. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Санкт-Петербург: Речь, 2005 -340 с. - Текст: непосредственный.
3. Грабенко, Т. М. Волшебная страна внутри нас / Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. Москва: Речь, 2005 – 267с. - Текст: непосредственный.
4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Игры в сказкотерапии. – Санкт-Петербург: Речь, 2006 – 208 с. - Текст: непосредственный.
5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Как помочь "особому" ребенку: Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с. - Текст: непосредственный.
6.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. — Санкт- Петербург: Издательство «Речь», 2005. - Текст: непосредственный.
7. Бережная, Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста. - Текст: непосредственный / Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
8. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития - Текст: непосредственный/ Дошкольная педагогика №3-2005.
9. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников - Текст: непосредственный / Психолог в детском саду №3-2006.
10. Игры с песком - Текст: непосредственный / Школьный психолог №6-2006.
11. Диагностика эмоционально-волевой сферы/ Сайт педагога-психолога. – URL: https://lutiks.jimdofree.com/диагностика-эмоционально-волевой-сферы/ (дата обращения 29.07.2022). – Текст: электронный.
Литература, рекомендуемая обучающимся и родителям
1. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. Москва: ИНТ, 2010. – 94 с. - Текст: непосредственный.
2. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. Санкт- Петербург: Издательство «Речь», 2005. – 176 с. - Текст: непосредственный.
Приложение
Мониторинг освоения Программы
Показатели психомоторного развития
Для детей 5 лет:
· правильная осанка;
· знание 8 основных цветов и некоторых оттенков;
· счет до 5;
· умение обобщать понятия в одну группу;
· способность выделять любимые игры.
Для детей 6 лет:
· легкие и изящные движения;
· рисование карандашом;
· умение пользоваться ножницами;
· знание основных геометрических форм;
· счет до 10;
· выполнение простых арифметических действий;
· правильное построение речевых фраз;
· соблюдение правил поведения;
· поддержание чистоты в комнате.
Для детей 7 лет:
· сохранение равновесия даже при выполнении сложных для координации упражнений;
· знание и способность называть основные геометрические фигуры;
· использование не только основных цветов при рисовании, но и оттенков;
· счет до 10, как прямо, так и обратно;
· выполнение простых арифметических заданий;
· знание букв и умение составлять из них слоги;
· придумывание новых игр, участие в групповых играх;
· поддержание порядка на игровом месте;
· соблюдение правил гигиены.
Проявление творческих способностей
Методика "Как спасти зайку"
Цель - оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Материал:фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению: перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
Обработка данных: в ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе:
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выборсамостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка – 3 балла.
Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих критериев:
- адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания,
- уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
- адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.