Дополнительная общеобразовательная программа «Танцевальный серпантин» является программой хореографической направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБДОУ «Детский сад № 69 «Чайка».
Актуальность программы:
В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений, играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка. В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем. Для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь хореография - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие "первый танец", ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках. Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Хореография начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Как приятно смотреть на человека грациозного, пластичного, жизнерадостного. Дети всегда стремятся обладать такими качествами. Зачастую, на рядовых занятиях дети получают лишь общее впечатление от приготовленного им танца, музыкально – ритмической композиции. Они не успевают прочувствовать танец, внести свое творчество при его исполнении, насладиться красотой движений, ощутить радость свободы, самовыражения. А на занятиях по хореографии у детей возникает желания и потребности жить в мире движений, получать удовольствие от занятий, наслаждаться красотой движений; у детей развивается гибкость, пластичность, умение владеть своим телом, расширяются знания об истории возникновения танцев. Кроме того, создаётся атмосфера эмоционального комфорта, творческой активности. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима детей, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественные потребности в движениях. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие, что позволяет также решать задачи общего укрепления и физического развития ребёнка.
Решение вышеизложенных задач, возможно, реализовать в процесс хореографического образования детей дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность:
осуществление хореографического образования дошкольников в свободное время, более широкое приобщение воспитанников к искусству.
Новизна программы:
заключается в том, что она создана с учетом специфики образовательного процесса в детском саду. Программа ставит перед собой задачи не только достичь правильного хореографического исполнения, но и раскрыть пластическую выразительность и органику у воспитанников. Программа гибко реагирует на специфику и учитывает тематику основного образовательного процесса за счёт подбора, упражнений, репертуара, насыщенности проведения занятий, анализа уже имеющихся навыков у детей.
Адресат программы: подростки в возрасте 6-7 лет.
Доступность программы для различных категорий детей
Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях различного уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Объем программы: 36 часа.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 30 минут.
Формы организации учебного процесса: очная
Виды занятий:
- просмотр видео - презентаций;
- практическое занятие;
- игра;
Цель программы:
Сформировать у ребёнка активное, творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение в пластике и выразительных движениях передавать музыкальный образ и выражать содержание песни в движениях.
Задачи:
- знакомить с новыми танцевальными движениями
- учить воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении, согласовывая движения с характером музыки: определять музыкальные жанры (песня, танец, марш)
- знакомить с разными танцевальными стилями
- учить ориентироваться в пространстве
- учить передавать образ
- развивать чувство ритма
- формировать творческое воображение
-развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма)
-развивать творческие способности: уметь оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ и «свой» танец.
- учить воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении, согласовывая движения с характером музыки: определять музыкальные жанры (песня, танец, марш)
- развивать мышечный тонус
-формировать красивую осанку
-учить выразительным, пластичным движениям в игре и танце
- способствовать желанию импровизировать
- развивать умение свободно двигаться всем телом
- развивать мелкую моторику
- координацию движений
- умение сочетать движения со словами
- тренировать все группы мышц
- воспитывать коммуникативные качества
-поощрять исполнительское творчество: участие в праздниках, спектаклях, концертах
- доверительное отношение друг к другу
- умение чувствовать партнёра
- воспитание патриотических чувств
Планируемые результаты
- развитие музыкальности
- эмоциональная сфера
- творческие проявления
- запоминание музыки и движений
- способность сосредотачиваться на движении
- скорость реакции
- гибкость, пластичность
- координация
-вырабатывается терпение
- трудолюбие
- ответственность
- терпимость к другим людям
- бережное отношение к окружающему миру
- импровизация на заданную тему
- импровизация на свободную тему
- освоение танцевальных движений с атрибутами
- умение исполнять танец самостоятельно
- качественное исполнение танцевальных движений
Условия реализации программы:
- музыкальный зал оснащённый атрибутами для танцев
- ноутбук
- колонки
Виды и формы контроля
Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы, игры, педагогического наблюдения
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре-месяце. Формы проведения: танец по показу, подвижная игра
Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений в самостоятельном танце .
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
| «Природа и животные» | 4 | 1 | 3 | тестирования, беседы, игры, педагогическое наблюдение |
| «Настроение в музыке и пластике» | 4 | 0 | 4 | педагогическое наблюдение |
| «Юмор и шутка в музыке» | 4 | 0 | 4 | педагогическое наблюдение |
| «Сказка в музыке» | 4 | 0 | 4 | танец по показу, подвижная игра |
| «Композиции физкультурной направленности» | 4 | 0 | 4 | педагогическое наблюдение |
| «Настроение и чувства в музыке и пластики» | 4 | 0 | 4 | педагогическое наблюдение |
| «Здравствуй, Весна!» | 4 | 0 | 4 | педагогическое наблюдение |
| «Здравствуй, Весна!» | 4 | 0 | 4 | педагогическое наблюдение |
| «Мы выросли» | 4 | 0 | 4 | смотра знаний и умений в самостоятельном танце |
Итого: | 36 | 1 | 35 | |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. «Природа и животные»
Практика: Освоение Хороводного шага «змейкой», бокового пристанного шага, «носочек», бодрый шаг под рус.нар.музыку.
Игры на развитие ориентировки в пространстве, Ритмические игры, Танцевальные композиции.
Раздел 2. «Настроение в музыке и пластике»
Теория: -
Практика: освоение элементов народного танца («Гармошечка», «Метелочка», «Ковырялочка», «Припадания») под рус.нар.музыку. Ритмические игры, Танцевальные композиции.
Раздел 3. «Юмор и шутка в музыке»
Теория: -
Практика: Упражнение на перестроение: «В пары - в круг» легким бегом и поскоком под музыку «Полька» Глинка. Упражнения в парах: «Пилочка», «Лодочка», «Окошечки», «Домики» под русскую народную музыку. Ритмические игры, Танцевальные композиции
Раздел 4. «Сказка в музыке»
Теория: -
Практика: Упражнения в парах: «Хлопки», «Саночки», «Лодочка», «Кружения» под русскую народную музыку. . Ритмические игры, Танцевальные композиции
Раздел 5. «Композиции физкультурной направленности»
Теория: -
Практика: Продолжать осваивать элементы народного танца. Ритмические игры, Танцевальные композиции
Раздел 6. «Настроение и чувства в музыке и пластики»
Теория: -
Практика: Совершенствовать четкое, ритмичное исполнение в разных темпах (медленно, быстро, умеренно). Ритмические игры, Танцевальные композиции
Раздел 7. «Здравствуй, Весна!»
Теория: -
Практика: Познакомить с новой музыкой. Понимать содержание, настроение. Продолжать развивать умение двигаться в паре, в характере музыки. Ритмические игры, Танцевальные композиции
Раздел 8. «Здравствуй, Весна!»
Теория: -
Практика: Упражнения: «Шаг вальса», «Приставной шаг», «Закрутка». Словесно – двигательные игры. Танцевальные композиции
Раздел 9. «Мы выросли»
Теория: -
Практика: Игра на развитие мимики и пантомимы. Элементы народного танца под русскую народную музыку: «Калинка». Упражнения: «Шаг вальса», «Приставной шаг назад и вперед», «Лодочка с закруткой». Словесно – двигательные игры. Танцевальные компози
IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Форма контроля |
| сентябрь | Подводное царство | Фронт. | 1 | тестирование |
| сентябрь | Подводное царство | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| сентябрь | Хоровод | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| сентябрь | Кошки-мышки | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| октябрь | Ветер | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| октябрь | Осенние зарисовки | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| октябрь | Весёлые дети | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| октябрь | Народный танец | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| ноябрь | Петрушка | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| ноябрь | Шалтай-болтай | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| ноябрь | Клоуны | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| ноябрь | Клоуны бывают разные | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| декабрь | Снежная королева | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| декабрь | Визит Снежной королевы | Фронт. | 1 | Танец по показу |
| декабрь | Снеговик | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| декабрь | Ёлочка | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| январь | Лепим снеговика | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| январь | Импровизация | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| январь | Утро | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| январь | Добрый день | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| февраль | Моряки | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| февраль | Роботы и бабочки | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| февраль | Весёлые пары | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| февраль | Озорники | Фронт. | | Педагогическое наблюдение |
| март | Весенняя капель | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| март | Дятел | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| март | Весенние цветы | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| март | Насекомые | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| апрель | Сапожники | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| апрель | Вальс | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| апрель | Эхо | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| апрель | Кубик эмоций | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| май | Фигурный вальс | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| май | Смешарики | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| май | Сюжетный танец | Фронт. | 1 | Педагогическое наблюдение |
| май | Развлечение Концерт для малышей | Фронт. | 1 | Самостоятельное исполнение |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации
Дидактический материал:
Атрибуты для танцевальных композиций-
Цветы, кубик, звёзды, султанчики, мячи, снежки, красные платочки, шарфики, ленты
Наглядный материал
Здесь нужно перечислить альбомы, атласы, карты, таблицы, которые Вы используете на занятиях
Описание общей методики работы
Здесь нужно кратко описать общую методику работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями обучающихся. (Можно описать структуру типичного занятия.)
Методы обучения
Наглядные: показ правильного исполнения движений педагогом, показ ребёнка
Словесные: устное объяснение движения, счёт ритма,
Практические: повторение движений за педагогом, танец по показу, исполнение танца под счёт, исполнение танца под музыку
Игровые: музыкально-ритмические потешки, ритмические игры, музыкальные игры
Технологии обучения
Здоровьесберегающие:
Обеспечение режима двигательной активности, контроль психического состояния детей и его поддержка, дыхательная гимнастика, использование упражнений направленных на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, релаксация, ритмопластика
Личностно-ориентированные:
Использование музыкально-двигательных этюдов, музыкальные импровизации на заданную тему, музыкальные импровизации на свободную тему
Проектного обучения:
Творческие, игровые
Воспитательные:
Игровые, словесные
В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения: Здоровьесберегающие, Личностно-ориентированные, Технологии проектной деятельности, Личностно-ориентированные, Воспитательные
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы
Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программе и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе
перечислите оценочные материалы (тестовые задания, анкеты, методики контроля), с учетом специфики Вашей программы.
VI. ЛИТЕРАТУРА
Венгер А.В. Программа «Развитие» раздел «Выразительное движение» Москва, 1992.
Буренина А.И. Ритмическая гимнастика. М. Сфера, 2004.
Медведева Е.А. Музыкальное движение вчера, сегодня, завтра.'- СПБ., 2004.
Сборник тезисов докладов и практических материалов к научно - практической конференции. - Смоленск, 2007.
Никитин В.Н. Энциклопедия тела. Педагогика, театр, танец, спорт, ме-
неджмент. - М.,2000.
Савенков А.И. Детская одаренность-Москва., 1999.
Медведева Е.А. Профессиональная направленность обучения в цикле музыкальных дисциплин, при подготовке воспитателя. Дошкольное воспитание. - 1991 №3.
Фийденкрайз М. Осознавание через движение. Двенадцать практических уроков. - М., - СПб.,2000.
Юдина Е.М. Азбука музыкально - творческого саморазвития. - М., Сфера, 2003.
VII . ПРИЛОЖЕНИЕ
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 5-15% от общего времени
Организованный вход детей в зал-
-шаги (на носочках, с носочка, с высоким подниманием колен, переменный, пружинящий, приставной (прямой, боковой), осторожный, топочущий, плывущий
-галоп (прямой, боковой)
-поскоки (лёгкий, стремительный)
-бег (лёгкий, мелкий, сильный с «отбрасыванием» ног назад, с высоким подниманием колена)
-прыжки (на двух ногах, на одной ноге, в стороны- вместе, вперёд-назад,
с хлопками, на месте, с продвижением)
Проверка осанки, проверка позиций ног, поклон-приветствие
РАЗМИНКА на середине- разогрев всех групп мышц
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ- 70-85% от общего времени
-партерный тренаж
-разучивание танцев, новых движений
-отработка танцевальных движений
-закрепление разученных танцев
-образно- пластические этюды
-игры-импровизации
-потешки
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ- 3-7% от общего времени
-упражнения на расслабление мышц, восстановление дыхания, поклон