Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждаю
к утверждению методическим советом Директор МБОУ «Первомайская средняя
общеобразовательная школы»
Председатель МС _______________ _______________Л.А.Груздева
Протокол №Приказ
.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В мастерской художника»
художественной направленности
(адаптированная для детей с задержкой психического развития )
Базовый уровень
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель: Филатова Надежда Ивановна,
педагог дополнительного образования
п. Первомайский
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мастерской художника» |
3. Сведения об авторах: |
3.1. Ф.И.О., должность | Филатова Надежда Ивановна– педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе: |
4.1. Нормативная база: | - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» |
4.2. Область применения | Дополнительное образование |
4.3. Направленность | Художественная |
4.4. Тип программы | Модифицированная |
4.5. Целевая направленность программы | Образовательная |
Уровень освоения | базовый |
4.6. Возраст учащихся по программе | 7- 15 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 1 год |
5. Рецензенты | МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» МБОУ ДО «Дом детского творчества» |
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы»
1.1.Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «В мастерской художника» разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности«В мастерской художника». Программа разработана для занятий с обучающимися 7 – 15 лет во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС, для детей с овз.
Данная программа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в объединении ДО «В мастерской художника» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
В программе реализуются теоретические и практические блоки, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности. Предусматриваются практические упражнения, конкурсно-соревновательные мероприятия, самостоятельная работа.
Направленность (профиль) программы: программа «В мастерской художника » имеет художественную направленность.
Форма обучения - очная.
По форме организации – занятия в кружке.
Уровень образования – завершенный цикл.
Уровень освоения программы: базовый.
Актуальность адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обусловлена современными требованиями модернизации дополнительного образования и задачами художественно-эстетического развития учащихся, которые школьный курс не имеет возможности реализовать в полном объеме.
В ходе освоения программного материала учащиеся приобретают знания и умения, которые находят практическое применение при изучении школьных дисциплин: технологии, черчения, изобразительного искусства, истории и литературы.
Отличительные особенности
Отличием данной модифицированной Программы от типовых является то, что в рамках этой Программы на занятиях у детей гораздо больше возможностей подумать, попробовать разные пути решения поставленной задачи, так как они не ограничиваются учебной программой и временными рамками.
Эти занятия принципиально отличаются от обычных как по форме и содержанию, так и по целям стоящими и перед учителем. Они направлены на интенсивное развитие творческого воображения, фантазии, эстетического восприятия, на обогащение зрительных образов, первых впечатлений о прекрасном, развитие чувствительности к форме, цвету, пространству. Занятия по Программе способствуют развитию абстрактного мышления, произвольного внимания пространственного воображения, памяти и речи, т.е. занятия помогают выполнять и коррекционные цели в развитии детей.
Педагогическая целесообразность данной программы обеспечена педагогическими принципами, лежащими в основе образовательного процесса, и подтверждается соответствием выбранных форм работы возрастным и психологическим особенностям учащихся, сопряжённостью целей, задач и ожидаемых результатов.
Применение в образовательном процессе современных педагогических технологий способствует сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.
Адресат программы
Программа «В мастерской художника» адресована детям 7-15 лет, для обучения принимаются все желающие. При комплектовании допускается совместная работа в одной группе учащихся без ограничения по возрастному признаку, учитывая начальную подготовку. С этой целью проводится анкетирование детей и предварительный контроль в форме собеседования.
Возрастные особенности учащихся
Школьный возраст (7-15 лет) - это возраст, когда происходит активное формирование личности. Дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений в ученическом коллективе, изменяется отношение к обязанностям, тем самым зарождаются характер и воля, увеличивается круг интересов, выявляются и развиваются способности. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка являются их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Объем и срок освоения программы
Продолжительность образовательного процесса по программе – 1 год.Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 72.
Режим занятий: 36 рабочих недель в год, 2 часа в неделю,
по 45 минут с физкультминуткой;
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, занятия проводятся со всем составом учебной группы, по звеньям, индивидуально.
Уровень освоения программы – базовый.
Формы обучения
Основной формой учебной работы является групповое занятие. Занятие состоит из теоретической и практической частей, большее количество времени отведено практической части.
В процессе реализации программы используются следующие формы организации занятий:
Экскурсия;
Теоретическое занятие;
Практическое занятие;
Коллективная работа;
Проектная работа;
Тестирование;
Занятие - игра.
Защита творческих работ.
Выставка работ.
Викторина.
Конкурсная программа.
Итоговые занятия.
Срок освоения программы- 1 год.
Количество учащихся в группе -10-15 человек. Занятия по данной программе состоят из теоретических и практических частей.
Содержание программного материала подобрано согласно возрастным и индивидуальным возможностям учащихся и направлено на выявление, формирование и развитие творческого потенциала детей.
В образовательном процессе используются различные методыобучения:
- объяснительно – иллюстративный (объяснение, беседа, рассказ, показ иллюстраций и наглядных пособий),
- репродуктивный
- проблемно – поисковый (наблюдение, анализ и синтез объекта или сюжетной композиции),
-проектный (творческие проекты, самостоятельная коллективная и индивидуальная работа).
Образовательные технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания, позволяющая максимально развивать индивидуальные познавательные способности учащихся на основе использования имеющегося у них опыта;
Технология развивающего обучения, направленная на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую учащийся может выполнить с помощью педагога;
Технология коллективной творческой деятельности предполагает организацию совместных действий учащихся, коммуникацию, общение, взаимопомощь, творческая работа выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого участника процесса;
Технологияпроектной деятельности позволяет организовать образовательный процесс так, чтобы активировать деятельность учащихся по разрешению «проблемной ситуации», вследствие чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками;
Информационные (компьютерные) технологии помогают сделать образовательный процесс более ярким, доступным, интересным и легким для усвоения.
Здоровьесберегающие технологии:
1.санитарно – гигиенические (влажная уборка кабинета, проветривание, обеспечение оптимального освещения, соблюдение правил личной гигиены);
2.психолого – педагогические (создание благоприятной психологической обстановки на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания программы возрастным особенностям детей, чередование видов деятельности);
3.физкультурно - оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и рук).
1.2. Цель программы
Цель Программы - это введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий; формирование у них первоначальных представлений о содержании и роли искусства.
В ходе образовательного процесса открываются неограниченные возможности для познавательной деятельности, создаются условия для эмоционально-психологической нагрузки, влияющей на воспитание характера, воли и способствующей социальной адаптации, что плодотворно влияет на раскрытие, формирование и развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся.
Задачи:
Образовательная: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства и аппликации.
Развивающая: развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного.
Воспитывающая: воспитание интереса и любви к искусству, воспитание качеств характера, трудолюбия, доброжелательности. Воспитание чувства красоты как источника радости, опираясь на средства живописи, на ее связи с жизнью, на закономерности ее развития и на практическую деятельность самих детей.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Разделы | Количество часов | Форма аттестации |
всего | теория | практика |
1. | Введение | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
2. | Общие сведения о рисунке | 8 | 5 | 3 | тренировочные упражнения |
3. | Своеобразие графического изображения | 8 | 3 | 5 | тренировочные упражнения |
4. | Волшебные превращения красок в знакомые и красивые предметы | 6 | 1 | 5 | творческое задание |
5. | Декоративное рисование | 3 | 1 | 2 | тренировочные упражнения |
6. | Узнаем историю создания русской матрешки | 3 | 2 | 1 | творческое задание |
7. | Узнаем о народных мастерах из Городца, о том, как деревянные изделия украшаются сказочными букетами ; о мастерах из Жостова, о том, как на металле «расцветают» дивные букеты. | 8 | 2 | 6 | тренировочные упражнения |
8. | И рады мы проказам матушки -зимы | 5 | 1 | 4 | творческое задание |
9. | Простые узоры и орнаменты | 14 | 2 | 12 | тренировочные упражнения |
10. | Любовь к животным и доброта вырастают из одного корня | 4 | 1 | 3 | творческое задание |
11. | Защита Родины - славное дело каждого человека | 3 | 1 | 2 | тренировочные упражнения |
12. | Славим Весну-красну нарядными рисунками | 5 | 1 | 4 | творческое задание |
13. | Конструирование. | 3 | 1 | 2 | творческое задание |
| Всего | 72 | 22 | 50 | |
Содержание учебного плана
Введение в программу (2ч.)
Нет предела знаниям. Леонардо да Винчи. Практическое занятие: В мастерской художника (выявление возможностей учащихся с помощью игры)
Общие сведения о рисунке (8 ч.)
Рисунок - важнейшая область художественного творчества. Материалы и принадлежности для рисования. Виды рисунка. Понятие о перспективе. Жажда совершенства. Альбрехт Дюрер.
Практические занятия: Композиция рисунка. Работа над рисунком. Техника рисунка. Своеобразие графического изображения (8 ч.)
Виды графики и способы воспроизведения рисунка. Основные средства художественной выразительности в рисунке. Одержимый творчеством. Илья Ефимович Репин.
Практические занятия: Рисование с натуры предмета условно-плоской формы - листьев или бабочек. Рисование с натуры предмета с передачей его объема. Рисование с натуры предметов прямоугольных очертаний - игрушечные машины. Изображение человека. Построение отдельных частей лица.
Волшебное превращение красок в знакомые и красивые предметы (6 ч.)
Рисование по представлению. Какого цвета радуга? Чародей света. Рембрандт Харменсван Рейн.
Практические занятия: Зарисовки листьев разных растений. Зарисовки цветов. Рисование по представлению осеннего дерева и кустарника. Рисование овощей и фруктов. Игра «Какого цвета радуга?»
Декоративное рисование (3 ч.)
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве.
Практические занятия: Принципы построения узора. Зарисовка схем построения узора на различных формах.
Узнаем историю создания русской матрешки ( 3 ч.)
Декоративное рисование. Украшение узором игрушки-матрешки. Подлинное идет из народа. Василий Иванович Суриков
Практическое занятие: Веселое соревнование «Чья матрешка лучше будет нарисована?»
Узнаем о народных мастерах из Городца, о том, как деревянные изделия украшаются разными букетами; о мастерах из Жостова, о том, как на металле
«расцветают» дивные букеты. (8 ч.)
Путь к возвышенному. Александр Андреевич Иванов. Декоративное рисование элементов цветочного узора Городца. Ознакомление с росписью на изделиях Хохломы и беседа о ее красоте.
Практические занятия: Самостоятельное составление цветочного узора для украшения спинки детского стульчика. Самостоятельное составление цветочного узора для украшения подноса. Золотые травы Хохломы. Рисование с натуры веточек. Упражнение в использовании элементов «травки» по мотивам Хохломы.. Самостоятельное составление растительного узора для тарелочки.
И рады мы проказам матушки-зимы (5 ч.)
Рисование с натуры. «Как у Левитана!» Исаак Ильич Левитан
Практические занятия: Красивая елочная игрушка-шарик. Рисование на тему «Новогодний веселый хоровод». Рисование на тему «Наши зимние каникулы». Морозные узоры на окне.
Простые узоры и орнаменты (14 ч.)
Линия в орнаменте. Геометрический орнамент.
Практические занятия: Украшение короны. Расписная кружка. Растительный Украшение шкатулки. Построение орнамента в полосе. Закладки для книг. Квадрат. Сложение узоров. Квадрат. Варианты расположения узоров. Круг. Сложение узоров. Круг, расположения узор. Самостоятельная работа.
Любовь к животным и доброта вырастают из одного корня (4 ч.)
Декоративное рисование.
Практические занятия: Рисование с натуры и по представлению игрушечных зверей. Рисование на тему «Звери выступают в цирке». Декоративное рисование. Сказочная птица. Декоративное рисование. Игрушечное стадо
Защита Родины - славное дело каждого человека ( 3 ч.)
К вершинам наивысшим. Николай Константинович Рерих
Практические занятия: Рисование с натуры. Наброски с игрушечных солдатиков. Рисование на тему «Смелые и отважные пограничники.
Славим Весну-красну нарядными рисунками (5 ч.)
В малом - великое. Станислав Михайлович Никиреев.
Практические занятия: Рисование по памяти и по представлению рыбок в аквариуме. Рисование по памяти и по представлению бабочек в полете. Рисование на тему «Весенний цветущий сад и луг». Рисуем композицию «Большие и маленькие».
Конструирование (3 ч.)
Конструирование из бумаги.
Практические занятия: Строим дома. Обобщение. Выставка работ.
Планируемые результаты курса
По завершении курса учащиеся должны получить и усвоить:
простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;
понятия «живописец, набросок, график, графика, архитектор, архитектура, теплый цвет, холодный цвет и т.д.»;
доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов - Майдан и т.д.);
начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов - Майдана;
простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков.
По окончании курса дети должны также :
уметь выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорцию, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу.
Методическое обеспечение
№ п/п | Название разделов и тем | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Раздел 1. Введение в курс программы (2 часа) |
1.1 | Нет предела знаниям. Леонардо да Винчи. | Беседа, занятие объяснение | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос |
1.2 | В мастерской художника (выявление возможностей учащихся с помощью игры) | Занятие – игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
Раздел 2. Общие сведения о рисунке (8 ч.) |
2.1 | Рисунок - важнейшая область художественного творчества. | Беседа, занятие объяснение | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал | Опрос |
2.2 | Материалы и принадлежности для рисования. | Занятие -объяснение | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал | Опрос |
2.3 | Виды рисунка. | Беседа, занятие объяснение | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, выставка |
2.4 | Понятие о перспективе. | Беседа, занятие объяснение | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал | Опрос |
2.5 | Жажда совершенства. Альбрехт Дюрер. | Беседа | Словесный | Наглядный иллюстративный материал | Опрос |
2.6 | Композиция рисунка. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, тренировочное упражнение |
2.7 | Работа над рисунком. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, тренировочное упражнение |
2.8 | Техника рисунка. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, тренировочное упражнение |
Радел 3.Своеобразие графического изображения (8 ч.) |
3.1 | Виды графики и способы воспроизведения рисунка. | Беседа, занятие объяснение | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, тренировочное упражнение |
3.2 | Основные средства художественной выразительности в рисунке. | Беседа, занятие объяснение | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал | Опрос |
3.3 | Одержимый творчеством. Илья Ефимович Репин. | Беседа | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос |
3.4 | Рисование с натуры предмета условно-плоской формы - листьев или бабочек. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
3.5 | Рисование с натуры предмета с передачей его объема. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
3.6 | Рисование с натуры предметов прямоугольных очертаний - игрушечные машины. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
3.7 | Изображение человека. | Беседа, занятие объяснение | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
3.8 | Построение отдельных частей лица. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, выставка |
Раздел 4. Волшебное превращение красок в знакомые и красивые предметы (6 ч.) |
4.1 | Рисование по представлению. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, тренировочное упражнение |
4.2 | Игра «Какого цвета радуга?» | Занятие – игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос |
4.3 | Чародей света. Рембрандт Харменсван Рейн. | Беседа | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал | Опрос |
4.4 | Зарисовки листьев разных растений. Зарисовки цветов. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
4.5 | Рисование по представлению осеннего дерева и кустарника. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
4.6 | Рисование овощей и фруктов. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
Раздел 5. Декоративное рисование (3 ч.) |
5.1 | Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве. | Беседа | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос |
5.2 | Принципы построения узора. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
5.3 | Зарисовка схем построения узора на различных формах. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
Раздел 6. Узнаем историю создания русской матрешки ( 3 ч.) |
6.1 | Декоративное рисование. Украшение узором игрушки-матрешки. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
6.2 | Подлинное идет из народа. Василий Иванович Суриков | Теоретическое занятие | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос |
6.3 | Веселое соревнование «Чья матрешка лучше будет нарисована?» | Занятие-игра Конкурс | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
Раздел 7. Узнаем о народных мастерах из Городца, о том, как деревянные изделия украшаются разными букетами; о мастерах из Жостова, о том, как на металле «расцветают» дивные букеты. (8 ч.) |
7.1 | Путь к возвышенному. Александр Андреевич Иванов. | Теоретическое занятие | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос |
7.2 | Декоративное рисование элементов цветочного узора Городца. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
7.3 | Ознакомление с росписью на изделиях Хохломы и беседа о ее красоте. | Теоретическое занятие | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос |
7.4 | Самостоятельное составление цветочного узора для украшения спинки детского стульчика. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
7.5 | Самостоятельное составление цветочного узора для украшения подноса. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
7.6 | Золотые травы Хохломы. Рисование с натуры веточек. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
7.7 | Упражнение в использовании элементов «травки» по мотивам Хохломы | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
7.8 | Самостоятельное составление растительного узора для тарелочки. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
Раздел 8. И рады мы проказам матушки-зимы (5 ч.) |
8.1 | Рисование с натуры. «Как у Левитана!» Исаак Ильич Левитан | Теоретическое занятие | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос |
8.2 | Красивая елочная игрушка-шарик. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, выставка |
8.3 | Рисование на тему «Новогодний веселый хоровод». | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
8.4 | Рисование на тему «Наши зимние каникулы». | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
8.5 | Морозные узоры на окне. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал, проектор | Опрос, выставка |
Раздел 9. Простые узоры и орнаменты (13 ч.) |
9.1 | Линия в орнаменте. Геометрический орнамент. | Беседа, занятие объяснение | Словесный, наглядный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
9.2 | Украшение короны. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
9.3 | Расписная кружка. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, выставка |
9.4 | Растительный орнамент. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
9.5 | Украшение шкатулки. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
9.6 | Построение орнамента в полосе. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
9.7 | Закладки для книг. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, выставка |
9.8 | Квадрат. Сложение узоров. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
9.9 | Квадрат. Варианты расположения узоров. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
9.10 | Круг. Сложение узоров. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
9.11 | Круг. Расположение узоров. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
9.12 | Самостоятельная работа. | Практическое занятие | Словесный, практический, исследовательский | Наглядный материал, проектор | Опрос, выставка |
9.13 | Самостоятельная работа. | Практическое занятие | Словесный, практический, исследовательский | Наглядный материал, проектор | Опрос, выставка |
Раздел 10. Любовь к животным и доброта вырастают из одного корня (4 ч.) |
10.1 | Декоративное рисование. | Теоретическое занятие | Словесный, наглядный | Наглядный материал, проектор | Опрос |
10.2 | Рисование с натуры и по представлению игрушечных зверей. | Практическое занятие | Словесный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
10.3 | Рисование на тему «Звери выступают в цирке». | Практическое занятие | Словесный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
10.4 | Декоративное рисование. Сказочная птица. Игрушечное стадо | Практическое занятие | Словесный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, выставка |
Раздел 11. Защита Родины - славное дело каждого человека ( 3 ч.) |
11.1 | К вершинам наивысшим. Николай Константинович Рерих | Теоретическое занятие | Словесный, наглядный | Наглядный материал, проектор | Опрос |
11.2 | Рисование с натуры. Наброски с игрушечных солдатиков. | Практическое занятие | Словесный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
11.3 | Рисование на тему «Смелые и отважные пограничники. | Практическое занятие | Словесный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, выставка |
Раздел 12. Славим Весну-красну нарядными рисунками (5 ч.) |
12.1 | В малом - великое. Станислав Михайлович Никиреев. | Теоретическое занятие | Словесный, наглядный | Наглядный материал, проектор | Опрос |
12.2 | Рисование по памяти и по представлению рыбок в аквариуме. | Практическое занятие | Словесный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, выставка |
12.3 | Рисование по памяти и по представлению бабочек в полете. | Практическое занятие | Словесный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, выставка |
12.4 | Рисование на тему «Весенний цветущий сад и луг». | Практическое занятие | Словесный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, выставка |
12.5 | Рисуем композицию «Большие и маленькие». | Практическое занятие | Словесный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, выставка |
Раздел 13. Конструирование (4 ч.) |
13.1 | Конструирование из бумаги. | Теоретическое занятие | Словесный, наглядный | Наглядный материал, проектор | Опрос |
13.2 | Изготовление изделий по образцам изделий народных мастеров. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
13.3 | Строим дома. | Практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный материал, проектор | Опрос, тренировочное упражнение |
13.4 | Обобщение. Выставка работ. | Занятие-игра, защита проекта | Словесный, наглядный | Наглядный материал, проектор | Опрос, выставка |
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
С целью успешной реализации данной программы разработаны и оформлены: календарный учебный график, планы-конспекты занятий, дидактические и оценочные материалы.
2.1 Условия реализации программы
Санитарно – гигиенические требования
Для реализации программы необходимо иметь:
светлое просторное помещение;
у каждого ребенка должно быть место за партой и набор необходимых канцелярских принадлежностей;
расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40см, при меньшем расстоянии может развиться близорукость;
кабинет должен быть оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий;
в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей. Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии со своей программой.
В ходе реализации программы, возможна консультативная помощь психолога, для выявления скрытых способностей детей.
Дидактическое обеспечение программы
Методические разработки по темам программы;
Подборка информационной справочной литературы;
Сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся;
Наглядные пособия по темам;
Карты индивидуального пользования по темам;
Образцы творческих работ;
Инструктаж последовательного выполнения работы;
Диагностические методики для определения уровня ЗУН и творческих способностей детей;
Новые педагогические технологии в образовательном процессе;
Видео и фотоматериалы.
2.2.Формы аттестации
- участие в конкурсах;
- выставка творческих работ;
- обсуждение оригинальности замысла и его воплощения, сравнение работ учащихся;
- защита творческих работ и проектов.
Формы отслеживания результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование.
Текущий контроль - беседа в форме «вопрос – ответ», беседы с элементами викторины, контрольные задания, тестирование, творческий отчет.
Итоговый контроль (промежуточная и итоговая аттестация) – итоговая творческая работа по теме, участие в муниципальных, зональных, областных и всероссийских выставках, защита творческих проектов:
Способы проверки ЗУН учащихся
Начальная диагностика проводится с детьми в начале учебного года, чтобы выявить уровень ЗУН, которые имеют дети.
Итоговая аттестация проводиться в конце учебного года (зачет).
Формы подведения итогов программы:
участие в конкурсах;
участие в выставках работ;
защита творческих работ и проектов.
2.3.Оценочные материалы
Для определения достижения учащимися планируемых результатов проводится диагностика уровня знаний, умений и навыков. Теоретическую часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины, тестовых заданий, практическую часть в виде самостоятельной творческой работы.
Диагностические методики позволяют определить активность познавательной деятельности, уровень самооценки, отслеживать личностные и творческие достижения учащихся.
2.4.Материально-техническое обеспечение Программы.
Материал, необходимый для одного ребенка 1 года обучения:
Краски (акварель, гуашь), восковые мелки, простые карандаши(2 шт.), кисти (разной толщины), ластик, альбом для рисования и бумага для акварели.
Техническое оснащение
проектор;
экран;
видео – диски;
магнитофон;
компьютер.
2.5. Литература для педагога:
1 .Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика
Халезова Н.Б. руководства изобразительной деятельностью детей.
М.: Просвещение, 1987.
Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. - М.: Высшая школа, КильпеT.JL 1994.
Парфенова О.В. Использование двухцветного фланелеграфапри
обучении детей композиции. Начальная школа №4, 2006 г.
Шембель А.Ф. Основы рисунка. - М.: Высшая школа, 1994.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. - М.:
Просвещение, 1981.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе - М.:
Просвещение, 1984.
Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд. Москва «Просвещение» 1990.
Литература для детей:
Алехина А.Д. Когда начинается художник. - М.; Просвещение, 1994.
Болдина Э.А. Учимся рисовать природу. - М.: ООО «ТД
«Издательство Мир книги», 2005.
Болдина Э.А. Учимся рисовать зверей, рыб и птиц. - М.: ООО «ТД
«Издательство Мир книги», 2005.
Гайдаренко С.П. Веселая мастерская. Д.: Сталкер, 1997.
Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. - М.: Мозаика-Синтез.2005