МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
ИВОТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ДЯТЬКОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ.
«Рассмотрено на МО «Утверждаю»
и рекомендовано к утверждению» Директор МАОУ Ивотской СОШ
Руководитель ШМО _______ Л,В.Радченко ________Л.В.Ефремова
Протокол № ____от _______2018г. Приказ №____от______2018 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной направленности
«Подвижные игры»
для 1 классов
на 2018– 2019учебный год
Возраст обучающихся 6 – 7 лет
Срок реализации 1год
Составитель:
Пушкарева Оксана Сергеевна
п. Ивот
2018 год.
Аннотация к программе «Подвижные игры»
«О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28; ст.12,ч.9; ст.75,ч.1
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 года №185«О внесении изменений №1 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 года №72 «О внесении изменений №2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ Ивотской СОШ Дятьковского района Брянской области
Примерная программа по учебному предмету «Физическая культура» А.П.Матвеева.
Программа содержит следующие разделы:
Титульный лист..
Учебный план.
Содержание учебного плана.
Календарно-учебный график.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Цель программы:
-формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни,
-развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении подвижных игр.
Задачи:
-укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
-развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
-обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа по курсу «Подвижные игры» рассчитана:
в 1 – х классах на 34 часа в год (1 час в неделю).
Преподавание кружка « Подвижные игры» в 1 классе осуществляется по следующим учебникам:
Примерная программа по учебному предмету «Физическая культура» А.П.Матвеева.
Учебный план.
№ п/п | Содержание занятий | Количество |
Всего | Теория | Практика |
1. | Теория | 2 | 2 | 0 |
2. | Игры на развитие внимания, мышления, воображения, речи | 6 | 0 | 6 |
3. | Народные игры | 6 | 0 | 6 |
4. | Подвижные игры | 16 | 0 | 16 |
5. | Спортивные игры | 1 | 0 | 1 |
6. | Спортивные праздники | 5 | 0 | 5 |
Итого: | 36 | 2 | 34 |
Содержание учебного плана.
Теория 2 часа:
ТБ на занятиях. Беседа: «Мир движений и здоровье», «Красивая осанка», Правила игр. Строевые упражнения «Беседа о гигиене» .
Игры на развитие внимания, мышления, воображения, речи 6 часов:
Правила игр. Строевые упражнения Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». Беседа:«Мир движений и здоровье». «Беседа о гигиене» Правила игр. Игры на развитие внимания и памяти: «Карлики –великаны» «Запомни- порядок» Игры на развитие воображения.Игры: «Море волнуется», «Запрещенное движение». Ору с использованием скороговорок. Игры на развитие памяти. Игры «Художник» « Все помню» Игры на развитие памяти «Два мороза».Эстафеты с примерами на сложение и вычитание. Игры на развитие мышления и речи. .Игры «Угадай чей голосок»», «Определим игрушку».
Народные игры 6 часов:
Русская народная игра «У медведя во бору», «Горелки»Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. Русские народные игры: «Зайка», «Прыгание с перевязанными ногами»Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. Русская народная игра «Кот и мышь» «Локомотив».Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. Русская народная игра «Горелки», «Наседка и коршун»Правила игры. Проведение игры Русская народная игра « Удар по веревочке»Правила игры. Проведение игры.. Русская народная игра «Большой мяч», «Укротитель зверей»Правила игры. Проведение игры.
Подвижные игры 16 часов:
Беседа: «Чтоб здоровыми остаться надо….». Составить слова по карточкам: здоровье, спорт, зарядка Знакомство с правилами и проведение игр Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, копна», «Космонавты» Беседа: Составление упражнений для утренней гимнастики. Работа с карточками. Эстафеты с обручами Составление упражнений для утренней гимнастики. Эстафеты с обручами .Беседа «Я сильный, ловкий, быстрый». Эстафеты с баскетбольным мячом Эстафеты на развитие быстроты, силы, ловкости. Беседа о физ. Качествах сила , быстрота, ловкость. Комплекс ОРУ с мячом.строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. Игра с мячом «Охотники и утки», «Совушка». Упражнения со скакалкой. Эстафеты со скакалкой Весёлые старты со скакалкой.. Игра «не давай мяч водящему», «Зайцы в огороде» Упражнения на формирование правильной осанки. Игра «Волк во рву», Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки», «Прыжки по полоскам» Игры на свежем воздухе «Два Мороза», «Метко в цель». Проведение зимних эстафет. Эстафеты с санками и лыжами. Правила игры. Проведение игры Игры на лыжах «Биатлон». Игры со скакалкой, мячом. Игры зимой:«Охота на куропаток» Построение. Строевые упражнения перемещение Игра «Перемена мест» Игра «Удочка», «Бой петухов». Правила игры. Проведение игры. Игра «Салки с мячом». Совершенствование координации движений Игра «Прыгай через ров». Совершенствование координации движений Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, копна», «Космонавты»..
Спортивные игры 1 час:
Футбол Игровые правила. Отработка игровых приёмов.
Спортивные праздники 5 часов:
Игры, эстафеты, Весёлые минутки. Спортивный праздник. Эстафеты с предметами Олимпийские игры Эстафеты с предметами и без .Большие гонки Эстафеты с надувными шарами . Спортивный праздник «Фестиваль подвижных игр»Эстафеты с надувными шарами .Игры по выбору детей .
Календарно - учебный график.
№ п/п |
Месяц | число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятий | Место проведе- ния | Форма контроля |
Теория 2 часа: |
1 | сентябрь | 03.09 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | ТБ на занятиях. Беседа: «Мир движений и здоровье», «Красивая осанка». | Сп.зал | Текущий |
2 | | 10.09 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Правила игр. Строевые упражнения «Беседа о гигиене» . | Сп.зал | Текущий |
Игры на развитие внимания, мышления, воображения, речи 6 часов: |
3 | | 17.09 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». Игры на развитие внимания и памяти: «Карлики –великаны» «Запомни- порядок» | Сп.зал | Текущий |
4 | | 24.09 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | «Беседа о гигиене» Правила игр. Игры на развитие внимания и памяти: «Карлики –великаны» «Запомни- порядок» | Сп.зал | Текущий |
5 | октябрь | 01.10 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Игры на развитие памяти. Игры «Художник» « Все помню» | Сп.зал | Текущий |
6 | | 08.10 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Игры на развитие воображения.Игры: «Море волнуется», «Запрещенное движение». ОРУ с использованием скороговорок. | Сп.зал | Текущий |
7 | | 15.10 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Игры на развитие памяти «Два мороза».Эстафеты с примерами на сложение и вычитание. | Сп.зал | Текущий |
8 | | 22.10 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Игры на развитие мышления и речи.Игры «Угадай чей голосок»», «Определим игрушку». | Сп.зал | Текущий |
Народные игры 6 часов. | | |
9 | | 29.10 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Русская народная игра «У медведя во бору», «Горелки»Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | Сп.зал | Текущий |
10 | ноябрь | 12.11 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Русские народные игры: «Зайка», «Прыгание с перевязанными ногами»Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | Сп.зал | Текущий |
11 | | 19.11 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Русская народная игра «Горелки», «Наседка и коршун»Правила игры. Проведение игры. | Сп.зал | Текущий |
12 | | 26.11 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Русская народная игра «Кот и мышь» «Локомотив».Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | Сп.зал | Текущий |
13 | декабрь | 03.12 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Русская народная игра «Большой мяч», «Укротитель зверей»Правила игры. Проведение игры. | Сп.зал | Текущий |
14 | | 10.12 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Русская народная игра « Удар по веревочке»Правила игры. Проведение игры. | Сп.зал | Текущий |
Подвижные игры 16 часов. | | |
15 | | 17.12 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Знакомство с правилами и проведение игр Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, копна», «Космонавты» | Сп.зал | Текущий |
16 | | 24.12 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Эстафеты с обручами Составление упражнений для утренней гимнастики. Эстафеты с обручами | Сп.зал | Текущий |
17 | январь | 14.01 | 13.00-13.40 | групповая | 1. | Эстафеты с баскетбольным мячом Эстафеты на развитие быстроты, силы, ловкости. Беседа о физ. Качествах сила , быстрота, ловкость. | Сп.зал | Текущий |
18 | | 21.01 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Комплекс ОРУ с мячом.строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. Игра с мячом «Охотники и утки», «Совушка». | Сп.зал | Текущий |
19 | | 28.01 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Упражнения со скакалкой. Эстафеты со скакалкой Весёлые старты со скакалкой.. | Сп.зал | Текущий |
20 | февраль | 04.02 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Игра «не давай мяч водящему», «Зайцы в огороде» | Сп.зал | Текущий |
21 | | 11.02 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Упражнения на формирование правильной осанки. Игра «Волк во рву», | Сп.зал | Текущий |
22 | | 18.02 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки», «Прыжки по полоскам» | Сп.зал | Текущий |
23 | | 25.02 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Игры на свежем воздухе «Два Мороза», «Метко в цель». | Сп.зал | Текущий |
24 | март | 04.03 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Проведение зимних эстафет. Эстафеты с санками и лыжами | Сп.зал | Текущий |
25 | | 11.03 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Правила игры. Проведение игры Игры на лыжах «Биатлон». | Сп.зал | Текущий |
26 | | 18.03 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Игры со скакалкой, мячом. Игры зимой:«Охота на куропаток» | Сп.зал | Текущий |
27 | | 25.03 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Построение. Строевые упражнения перемещение Игра «Перемена мест» Игра «Удочка», «Бой петухов». | Сп.зал | Текущий |
28 | апрель | 01.04 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Правила игры. Проведение игры. Игра «Салки с мячом». | Сп.зал | Текущий |
29 | | 08.04 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Совершенствование координации движений Игра «Прыгай через ров». | Сп.зал | Текущий |
30 | | 15.04 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Совершенствование координации движений Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, копна», «Космонавты».. | Сп.зал | Текущий |
Спортивные игры 1 час. | | |
31 | | 22.04 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Футбол Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра | Сп.зал | Текущий |
Спортивные праздники 5 часов. | | | 13.00-13.40 |
32 | | 29.04 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Игры, эстафеты, Весёлые минутки. Спортивный праздник. | Сп.зал | Текущий |
33 | май | 06.05 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Эстафеты с предметами Олимпийские игры | Сп.зал | Текущий |
34 | | 13.05 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Эстафеты с предметами и без Большие гонки | Сп.зал | Текущий |
35 | | 20.05 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Спортивный праздник «Фестиваль подвижных игр»Эстафеты с надувными шарами | Сп.зал | Текущий |
36 | | 27.05 | 13.00-13.40 | групповая | 1 | Игры по выбору детей. | Сп.зал | Текущий |
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
• характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
• организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
• видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
• оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонами образца;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
• представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
• организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований,
• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
• организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
• применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Игры в начальной школе
Приложение 1
Игры на развитие памяти
Художник
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.
Все помню
Участники садятся в кружок. Оговаривается тема, на которую будут говориться слова (города, растения, животные и т. д). Затем первый игрок называет первое слово. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следующий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т.д. Допустивший ошибку выбывает из игры.
Приложение 2
Русские народные игры
Удар по веревочке
Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.
Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.
Большой мяч
Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.
Зайки
Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать га двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.
Прыганье со связанными ногами
Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело.
Растеряхи
Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.
Горелки (Огарыши, Столбом, Парами)
Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина- женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Взглянь на небо, там птички летают!" (Встречаются и другие рифмовки). После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.
У медведя во бору
Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.
Укротитель диких зверей
На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это укротитель зверей, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: "Внимание, охотники", звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается
Гуси
Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.
Бой петухов
Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.
Волки во рву
Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.
Переездной конь
В игре могут с успехом принимать участие, как взрослые, так и дети, особенно во время массовых праздников. Все участники делятся на две команды: одни – "кони", другие – "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" – "лошадками".
12 палочек
12 палочек – игра, в которой могут принимать участие большое количество детей. Важным условием ее проведения, является местность, на которой она проводится. Должно быть много кустов, деревьев или иных укрытий, так, чтобы была возможность спрятаться. Все игроки должны знать друг друга по именам. Для игры потребуется доска длиной около 50-80 сантиметров, 12 коротких палочек (длина около 15 сантиметров) и круглое бревнышко. Доска кладется на бревнышко, а палочки на один край доски. Получается конструкция, похожая на качели.
Из всех игроков, выбирается водящий. Он закрывает глаза, считает, например до 20-ти. Все остальные игроки должны спрятаться. Палочки лежат на бревнышке. Водящий должен найти игроков, но, не забывая о палочках. Как только он кого-то находит, то должен назвать имя игрока, подбежать к доске и ударить ногой по противоположному от палочек концу, так, чтобы они разлетелись, после чего может прятаться, а водящим становится тот, кого нашли. Игра продолжается дальше.
Если водящий далеко ушел от доски с палочками, то кто-то из тех, кто прячется, может подбежать и ударить по доске, так, чтобы палочки разлетелись. В этом случае, водящий должен собрать палочки и лишь потом, идти искать других участков игры.
Удочка (Рыбка, Поймать рыбку)
Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры 2-ва.
1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека). 2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".
Наседка и коршун
Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: "Коршун! Что делаешь?" - "Ямочку рою". – "Зачем тебе ямочка?" - "Денежку ищу". – "Зачем тебе денежка?" - "Иголку купить". – "Зачем тебе иголка?" - "Мешочек сшить". – "Зачем мешочек?" - "Камешки класть". – "Зачем камешки?" - "В твоих деток шуркать-буркать". – "За что?" - "Они ко мне в огород лазят". – "Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и бег приговора наседки.
Приложение 3
Игры для детей зимой
Не потеряй снежок
На игровой площадке чертятся различные фигуры (можно их обозначить подкрашенной водой). Количество фигур должно быть не менее четырех, а расстояние между ними от полуметра до метра, длина всей дистанции должна быть не менее 3 м. Каждый играющий лепит себе снежок, который кладет на голову (на шапку). Необходимо пройти по всем фигурам и не уронить снежок. Кто меньше уронил,тот и победил.
Конечно, шапки у всех разные, поэтому в некоторых случаях это будет не совсем честно, но эта игра очень полезна для развития равновесия и координации движений.
Не уступлю горку
Один ребенок забирается на небольшую горку. Другие дети по очереди (или все одновременно) пытаются его оттуда стащить. Тот, кто стащит, занимает его место. Можно устроить соревнование на время - кому удастся продержаться на горке дольше других, тот и выигрывает.
Не ходи на горку
Крепко взявшись за руки, играющие окружают снежный ком гору (размер комка следует определять по росту игроков, он должен быть таким, чтобы на него легко можно было влезть). Сначала дети медленно идут вправо или влево, а по сигналу тянут друг друга и стараются заставить кого-нибудь влезть на гору (можно просто дотронуться до кома). Кому поневоле придется забраться на снежный ком, выходит из игры. Победителями считаются три игрока, которые останутся последними.
Отпечатки на снегу
Для игры необходима снежная площадка со свежим снежным покровом. Игроки падают на снег спиной, а затем медленно и аккуратно поднимаются, чтобы сохранить получившийся отпечаток. У кого отпечаток окажется самым четким, тот и побеждает.
Также можно «рисовать» бабочку. Упав на спину (руки в стороны), игрок начинает поднимать и опускать руку вверх-вниз, потом встает, получится отпечаток, похожий на бабочку.
Охота на куропаток
Для игры потребуется сделать из снега несколько возвышений (по числу игроков), которые делаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне игровой площадки находятся три-четыре охотника.
По сигналу ведущего все дети-куропатки спускаются (спрыгивают) со своих возвышений и летают, прыгают по тундре (игровой площадке). По сигналу ведущего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются или запрыгивают на возвышения). Охотники снежками стараются попасть в куропаток. Пойманные (сбитые) куропатки выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры подсчитывается, сколько каждый охотник сбил куропаток, после чего выбираются новые охотники, а выбывшие куропатки возвращаются в игру, и игра возобновляется. В конце всей игры объявляются лучшие охотники - игроки, которые сумели сбить большее количество куропаток.
Бросать снежки можно только по туловищу и ногам. Куропатка, которая убежала на возвышение до сигнала, считается подбитой и выбывает из игры. В куропатку, которая успела «взлететь» на возвышение, стрелять нельзя.
Другой вариант этой игры.
Игроки делятся на две команды - охотников и куропаток (команды могут быть неравными). На игровой площадке на расстоянии 10-15 м по обеим сторонам проводятся линии, за которыми стоят охотники. В центре площадки обозначаются еще две параллельные линии на расстоянии 4-5 м одна от другой. Пространство между этими линиями считается полем для куропаток. Следовательно, охотники располагаются за линиями по краям площадки, а куропатки - в центре площадки.
По сигналу куропатки начинают ходить по всей площадке, имитируя поиск зернышек (если дети боятся и не выходят из центрального поля, то можно заранее сказать о том, что по сигналу куропатки должны выходить за линии своего поля). Охотники со снежками в руках следят за ними. Как только подается второй сигнал, куропатки убегают на свое поле, а охотники стараются осалить их снежками. Куропатки, в которых попали, выбывают из игры до смены охотников. Охотники не имеют права заходить за линии бросков и бросить они могут лишь по одному снежку, попадания в куропаток, находящихся уже на своем поле, не считаются. Так что необходимо быть внимательными до конца, пока все охотники не бросят свои снежки.
Игра проводится два-три раза, после чего охотники меняются. Побеждают охотники, выбившие больше всех куропаток, и куропатки, в которых ни разу не попали.
Чтобы дети не стояли, можно играть так, что выбитые охотниками куропатки присоединяются к ним и в следующем раунде тоже бросают снежки в недавних партнеров.
Охотник и зайцы
Выбирается водящий - охотник, остальные игроки - зайцы. Дом охотника находится в центре игровой площадки, а дома зайцев на
противоположных сторонах площадки. У охотника в доме лежат снежки, по количеству зайцев. Задача зайцев перебраться на другую сторону, а задача охотника попасть в них снежком. В кого попал снежок, тот выбывает. Перебежки выполняются до тех пор, пока у охотника не закончатся снежки. После чего подсчитывается количество выбитых игроков и водящий меняется. Побеждает самый меткий водящий и самый «увертливый» заяц.
Перебежки снежками
В середине площадки проводятся две параллельные линии на расстоянии 4—5 м (для 3 и 4 классов можно и 5-7 м) одна от другой. Выбирается один игрок - водящий. Он может располагаться по середине в кругу (диаметром 1-2 м) или может перемещаться вдоль одной из линий. Рядом с водящим лежат снежки (интереснее будет, если снежков будет по количеству перебегающих детей). Можно водящему дать в руки корзинку со снежками. Играющие строятся на стартовой линии, их задача пробежать в обозначенном коридоре на другую сторону. Водящий во время перебежки должен попасть снежком в игроков. В кого попали, те выбывают из игры, и те, кто выходят за коридор, тоже выбывают. Можно сделать так, что, в кого попали, тот становится помощником водящего и тоже заготавливает себе снежки по количеству оставшихся игроков (этот вариант намного сложнее для перебегающих). Игра заканчивается или тогда, когда у водящих кончаются снежки, или когда остается один перебегающий человек, он-то и становится победителем (если же в последнем забеге выбиты все игроки, то побеждает водящий).
Другой вариант, когда с двух сторон игровой площадки отмечаются два города в 40-50 м друг от друга. Игроки делятся на две команды. Одна команда «перебежчики», другая - «стрелки». В каждой команде выбирается командир (или капитан). Команда перебежчиков располагается в одном из городов, их задача перебраться в другой город, а команда стрелков располагается в одну шеренгу вдоль игровой площадки, их задача выбить снежками всех перебегающих игроков. Капитан перебежчиков по очереди посылает одного игрока за другим, чтобы те перебрались в противоположный город. Пока игрок бежит, противники в него бросают снежки, если попали, он выбывает. Добегает до города - спасен. Так перебегают все игроки, включая капитана. После чего команды меняются ролями. В конце объявляется команда-победитель, которая сумела подстрелить больше игроков соперника. Если времени на игру немного, то можно разрешить перебегать всей команде одновременно, или по желанию, кто когда хочет, тогда и бежит. Это сильно усложняет задачу «стрелков», т. к., потратив снежки на первых перебегающих, они могут не успеть сделать новые для следующих перебежчиков.
Для усложнения задания, по всему пути можно разложить снежные комки, которые необходимо обегать. Обегать и еще уворачиваться, конечно, сложнее, но и бросать будет не так легко, ведь игрок перемещается не по прямой, а резко меняя направление.
Передачи
Игроки распределяются на пары и встают напротив друг друга на расстоянии 5-10 м. У одного игрока снежок. Задача игроков сделать друг другу как можно больше передач. Звучит сигнал, первые бросают вторыми. Те, кто снежки уронили, выбывают. Опять звучит сигнал, теперь вторые бросают первыми и опять то же самое. Так бросают определенное количество передач (например, 10-20) или пока не останется последняя пара. Если снежок развалился, но был пойман, можно его подлепить или сделать новый.
Перетяжки
Играющие образуют круг вокруг сугроба и крепко берутся за руки. По команде «Перетяжки начались!» все начинают тащить рядом стоящих в свою сторону, стараясь заставить их угодить в сугроб. Если кто-то падает (или задевает) в сугроб, игра останавливается. Круг выравнивается, и игра продолжается. Кто три раза попадает в сугроб - выбывает.
Под обстрелом
Эту игру можно проводить, используя только снег, а можно использовать еще и санки.
Игра проводится на прямоугольной площадке размером с волейбольную (баскетбольную), которая ограничивается линиями (можно просто прочертить линию, а можно ограничить ее палочками или флажками). Одна команда располагается за поперечной линией: ей предстоит совершать перебежки. Из второй команды выбираются двое бросающих, которые встают за боковыми линиями, у каждого по два снежка.
По сигналу капитан команды посылает одного из своих игроков на противоположную (дальнюю) сторону площадки. В это время игроки за боковыми линиями стараются осалить снежком перебегающего. В кого попали, тот выходит из игры. Бросив четыре снежка (или выбив игрока), пара тут же уступает место следующей паре, которая обстреливает следующего бегущего. Бросающие меняются по кругу, пока не пробегут все игроки противника. Когда все участники первой команды закончат перебежки, подсчитывается количество осаленных игроков, и команды меняются местами.
Правила разрешают перебегать из города в город только по одному. Бросать снежки можно только из-за линии, не переступая ее.
Эту игру можно провести, используя санки, на которые садится один из игроков, а другой везет его через снеговую площадку под обстрелом. Попадание в везущего оценивается в 1 очко, а в седока - 2 очками. Затем санки следуют обратно, но игроки меняются ролями. После этого перебежку под обстрелом совершает другая пара и т. д. Игра также носит командный характер, и ее итоги подводятся по количеству попаданий за одинаковое количество перевозок на санках.
Подбрось поймай
Игроки делятся на две команды, которые встают в две шеренги лицом друг к другу, дистанция между шеренгами не более 2 м, а между игроками в шеренгах - не менее 2 м. У игроков первой шеренги в руках снежки. По сигналу они подбрасывают их вверх и отбегают назад. В это время игроки второй шеренги пытаются поймать снежки игроков напротив. Сколько поймали, столько очков команде. Потом выполняется то же самое, но наоборот. Вторые кидают, первые ловят. Повторить 3-4 раза, после чего подсчитать очки и назвать команду-победительницу.
Если снежок, брошенный игроком, улетел далеко или подлетел слишком низко, так, что его невозможно было поймать, то за такой бросок ловящей команде прибавляется одно очко.