Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественно-эстетической направленности
«Ансамбль барабанщиков»
для воспитанников 5-11 классов
(4 часа в неделю),
срок реализации 5 лет
Составитель:
Володин Александр Витальевич,
педагог дополнительного образования
ОД (дополнительных образовательных программ)
г. Краснодар, 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Ансамбль барабанщиков» является модифицированной, составлена на основании:
Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», утвержденной Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 165;
дополнительной общеразвивающей образовательной программы ФГКОУ «Краснодарского ПКУ» на 2016 – 2021 г.
Содержание программы направлено на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на ударных инструментах, получение ими художественно-эстетического образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие воспитанника, формирование и развитие навыков коллективного инструментального музицирования, формирование умений взаимодействия с участниками ансамбля.
Особенностью данной программы является ориентация на общечеловеческие ценности музыкального исполнительского искусства, установка на развитие через совместное творчество индивидуальности кадет, раскрытия их культурного потенциала, самораскрытия, самовыражения. Программа призвана способствовать их духовному и интеллектуальному развитию.
Неотъемлемая и развивающая часть программы - совместное исполнительство в ансамбле барабанщиков, которое призвано развивать в воспитанниках чувство коллективизма, сплоченности, ответственности за своих товарищей и порученных перед коллективом задач, формирование коммуникативной культуры.
Методика организации учебно-воспитательного, творческого и образовательного процессов строится с учётом психофизиологических особенностей и способностей воспитанников, с учётом принципа индивидуального подхода. Содержание программы предусматривает знакомство с различными знаниями в области музыки, способствует формированию и расширению музыкального кругозора. Каждое занятие предусматривает различные формы деятельности. Сочетается подача, как теоретического материала, так и практическая работа, включающая в себя развивающие упражнения, импровизацию, коллективное исполнение в ансамбле.
Педагогической целесообразностью данной программы является привлечение кадетов к творчеству. Раскрытие их музыкальных, творческих способностей и самостоятельного мышления. Являясь наиболее массовым жанром исполнительского мастерства, музыка будет способствовать привлечению в творческий процесс как можно большего количества желающих научиться игре на ударных инструментах в ансамбле.
Основной целью данной программы является:
- воспитание гармонично развитой личности через приобщение кадетов к основам музыкальной культуры;
- формирование творческих потребностей воспитанников;
- развитие музыкального вкуса;
- обучение воспитанников игре на ударных инструментах, овладение техникой игры на походном и большом барабане, маршевых тарелках в объеме данной программы;
- сформировать у кадетов комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, привить основы коллективного творчества.
Задачи:
- воспитать интерес, любовь к музыкальному искусству;
- овладеть навыками игры на ударных инструментах в ансамбле;
- развить музыкальные способности каждого воспитанника – чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную память;
- способствовать развитию в кадетах эмоциональной отзывчивости и любви к окружающему миру;
- развить музыкальность, выразительность и культуру в передаче музыкального образа, манеры исполнения, понимание единства формы и содержания произведения;
- воспитать у исполнителей потребность общения с лучшими образцами музыкальной культуры;
- привить опыт сценического и концертного ансамблевого исполнения;
- воспитать эстетический вкус, высокие нравственные качества и патриотические чувства.
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности предназначена для детей в возрасте с 11 до 16 лет и реализуется с воспитанниками Краснодарского президентского кадетского училища в системе дополнительного образования в обучении игре на ударных инструментах (малый, походный барабан, большой барабан, маршевые тарелки) и игре в ансамбле барабанщиков.
Срок реализации программы дополнительного образования «Ансамбль барабанщиков»:
программа рассчитана на 5 лет обучения и предполагает 3-х этапный принцип организации учебного процесса: «Стартовый уровень» - 1-2 год обучения; «Базовый уровень» - 3-4 год обучения; «Продвинутый уровень» - 5 год обучения.
Формы занятий – групповые (ансамблевые), по подгруппам, индивидуально.
В группах по 8-14 человек, подгруппы 4-7 человек. Основные формы проведения занятий:
1. Урок, на котором изучаются основные понятия музыкальной грамоты, отрабатываются элементы технических и ритмических приемов, разучиваются ансамблевые партии инструментов, закрепляется пройденный материал и изученные темы. Вырабатываются устойчивые навыки владением ударными инструментами и теоретические знания.
2. Репетиция, где кадеты на практике осваивают исполнение по группам, подгруппам и в составе ансамбля на сводной репетиции. Строевые занятия. Отрабатываются элементы строевых приемов и движений с инструментами. Репетиционные занятия проводятся как в учебном классе, так и на площадках максимально приближенных по размерам к концертным.
3. Генеральная репетиция, на которой отрабатывается и заучивается в концертном исполнении выступление ансамбля в полном составе.
4. Концертное выступление, где на практике осуществляется показ достигнутого уровня мастерства и исполнительства всего коллектива.
Методы обучения:
- наглядно-слуховой;
- наглядно-зрительный;
- репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения является демонстрация основных ритмических и технических приемов.
Режим занятий – занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу (4 часа в неделю). Продолжительность учебного часа - 45 минут.
Отбор осуществляется методом собеседования и прослушивания кандидатов, установления их музыкальных способностей (слух, память, ритм), проверкой их морально-деловых качеств, психологической устойчивости. Желания и большого личного стремления научиться игре на ударных инструментах. Умения трудиться в коллективе и способности качественно выполнять поставленные творческие задачи.
Выявление музыкально одаренных кадетов позволяет целенаправленно развивать их предпрофессиональные и личные качества, необходимые для продолжения их музыкального обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою индивидуальную работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателями.
Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Ожидаемые результаты по итогам обучения. Участники ансамбля барабанщиков к окончанию срока реализации дополнительной программы овладеют следующими умениями и навыками:
отлично овладеют игрой на ударных инструментах ансамбля;
овладеют всеми техническими приемами игры на ударных инструментах;
научатся создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
свободное владение исполнительским аппаратом;
умение грамотно фразировать текст в исполняемых произведениях;
будут иметь навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
кадеты приобретут богатый опыт коллективного исполнительства в ансамбле на различных мероприятиях в училище, гарнизоне, городе, крае;
будут воспитаны высокие нравственные качества и патриотические чувства.
Способы определения результативности деятельности успешного овладения воспитанниками содержания программы дополнительного образования предполагают следующие формы промежуточной аттестации:
- входной контроль проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний, практических умений и навыков в начале обучения (стартовая диагностика);
- текущий контроль проводится с целью установления уровня теоретических знаний по темам программы, практических умений и навыков в процессе обучения;
- промежуточный контроль проводится с целью определения степени усвоения обучающимися программы в рамках учебного года и выполняет функции итогового контроля, т.к. каждый учебный год является законченным курсом по тематическому содержанию;
- годовая итоговая аттестация проводится по окончанию обучения воспитанниками дополнительной программы «Ансамбль барабанщиков» с целью определения уровня оценки результативности, освоения воспитанниками знаний, умений и навыков и соответствие прогнозируемым (ожидаемым) результатам программы;
- педагогическое наблюдение за каждым учащимся;
- активное участие в общественной и культурной жизни училища;
- участие каждого воспитанника ансамбля в мероприятиях, концертах, воинских ритуалах в училище, гарнизоне, городе и крае.
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования «Ансамбль барабанщиков»:
входной контроль – выполнение ритмических заданий с учётом индивидуальной подготовленности воспитанника и текущий контроль:
1-й год обучения: начальные упражнения, развитие устойчивого чувства ритма, полученного в результате групповых и самостоятельных занятий, первичные навыки и умения в коллективном исполнительстве;
2-й год обучения: уверенное овладение комплексом ежедневных ритмические упражнений с изменением темпа, практические навыки, полученные в результате разучивания музыкальных произведений в составе ансамбля;
3-й год обучения: умение самостоятельно обеспечить воинские ритуалы и мероприятия, участие в концертных выступлениях ансамбля на любом уровне сложности, иметь навыки игры на смежных ударных инструментах;
4-й год обучения: в совершенстве овладеть всеми походными маршами и боевыми сигналами, отлично исполнять ритмические упражнения и пьесы в составе ансамбля, иметь первичные навыки самостоятельного обучения игре на ударных инструментах;
5-й год обучения: уметь сочинить ритмическую пьесу и подготовить самостоятельное выступление с концертным номером;
- промежуточная (итоговая) аттестация: выступления в составе ансамбля.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
высокий уровень – обучающийся освоил объём знаний на 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; хорошо знает и употребляет на практике музыкальные термины в полном соответствии с их содержанием; уверенно использует полученные теоретические знания при игре на ударном инструменте; имеет хорошие знания в области элементарной теории музыки, умеет осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения.
средний уровень – воспитанник ансамбля усвоил объём знаний на 70-50%; недостаточно хорошо знает и на практике путает музыкальные термины; с трудом владеет основными понятиями элементарной теории музыки; слабо проявляет осмысленное и индивидуальное владение теоретическими приемами.
низкий уровень – обучающийся в начальный период не владел теоретическими данными и слабо овладел объёмом знаний менее 50%, предусмотренных программой; воспитанник не употребляет специальные музыкальные термины; в процессе подготовки выявлены значительные пробелы в усвоении основ музыкальной грамотности и элементарной теории музыки.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; проявляет индивидуальное отношение к подготовке для достижения наиболее убедительного воплощения музыкального замысла; свободно владеет техническими приемами и умениями в объёме периода обучения; хорошо умеет самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения; умеет исполнять соло в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии с творческой задачей;
средний уровень – у воспитанника объём технических навыков и приемов в освоении игры на ударных инструментах составляет 70-50%; текущий процесс практической подготовки и тренировок осуществляется с помощью и под постоянным контролем преподавателя; удовлетворительно выполняет индивидуальные задания по изучению музыкальных пьес; проявляет индивидуальное творчество, однако допускает небольшие технические и стилистические неточности.
- низкий уровень – кадет овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; слабая инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время выполнения домашнего задания; кадет испытывает серьёзные затруднения при изучении ритмических рисунков; способен выполнять лишь простейшие практические задания педагога; выявлены значительные пробелы в усвоении тем обучения.
Критерии оценки уровня творческой активности:
-высокий уровень – обучающийся проявляет ярко выраженный интерес к творческой деятельности, к достижению наилучшего результата, коммуникабелен, активен, склонен к самоанализу, генерирует идеи; владеет навыками публичных выступлений как соло, так и в составе ансамбля.
- средний уровень – обучающийся имеет устойчивый интерес к творческой деятельности, стремится к выполнению заданий педагога, к достижению результата в обучении, инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы и концертных выступлениях;
- низкий уровень – слабые навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения; обучающийся пассивен, безынициативен, неудачи способствуют снижению мотивации, нет стремления к совершенствованию в выбранной сфере деятельности, не может работать самостоятельно.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы «Ансамбль барабанщиков»
1-й год обучения
№ п/п | Название раздела, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях. | 1 | 1 | | |
2. | Начальная теория музыки и нотная грамотность. Развитие чувства ритма. Формирование исполнительского аппарата. | 33 | 19 | 14 | Контрольное занятие |
3. | Работа над нотно-учебным материалом. Упражнения и этюды для развития чувства ритма и техники игры. Музыкальные пьесы. | 63 | 12 | 51 | Контрольное занятие |
4. | Строевые приемы и движения с ударными инструментами ансамбля. | 40 | 9 | 31 | Контрольное занятие |
5. | Концертная деятельность и ансамблевая практика. | 10 | 8 | 2 | Отчетный концерт |
| Итого: | 147 | 49 | 98 | |
2-й год обучения
№ п/п | Название раздела, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
| Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях. | 1 | 1 | | |
| Начальная теория музыки и нотная грамотность. Развитие чувства ритма. Формирование исполнительского аппарата. | 33 | 19 | 14 | Контрольное занятие |
| Работа над нотно-учебным материалом. Упражнения и этюды для развития чувства ритма и техники игры. Музыкальные пьесы. | 63 | 12 | 51 | Контрольное занятие |
| Строевые приемы и движения с ударными инструментами ансамбля. | 40 | 9 | 31 | Контрольное занятие |
| Концертная деятельность и ансамблевая практика. | 10 | 8 | 2 | Отчетный концерт |
| Итого: | 147 | 49 | 98 | |
3-год обучения
№ п/п | Название раздела, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
| Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях. | 1 | 1 | | |
| Укрепление и постановка исполнительского аппарата | 33 | 6 | 27 | Контрольное занятие |
| Работа над нотно-учебным материалом. Музыкальные пьесы | 50 | 4 | 46 | Контрольное занятие |
| Строевые приемы и движения с ударными инструментами ансамбля. | 53 | 5 | 48 | Контрольное занятие |
| Концертная деятельность и ансамблевая практика. | 10 | 6 | 11 | Отчетный концерт |
| Итого: | 154 | 22 | 132 | |
4-год обучения
№ п/п | Название раздела, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
| Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях. | 1 | 1 | | |
| Укрепление и постановка исполнительского аппарата | 33 | 6 | 27 | Контрольное занятие |
| Работа над нотно-учебным материалом. Музыкальные пьесы | 50 | 4 | 46 | Контрольное занятие |
| Строевые приемы и движения с ударными инструментами ансамбля. | 53 | 5 | 48 | Контрольное занятие |
| Концертная деятельность и ансамблевая практика. | 17 | 6 | 11 | Отчетный концерт |
| Итого: | 154 | 22 | 132 | |
5-год обучения
№ п/п | Название раздела, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
| Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях. | 1 | 1 | | |
| Укрепление и постановка исполнительского аппарата | 33 | 6 | 27 | Контрольное занятие |
| Работа над нотно-учебным материалом. Музыкальные пьесы | 50 | 4 | 46 | Контрольное занятие |
| Строевые приемы и движения с ударными инструментами ансамбля. | 53 | 5 | 48 | Контрольное занятие |
| Концертная деятельность и ансамблевая практика. | 17 | 6 | 11 | Отчетный концерт |
| Итого: | 154 | 22 | 132 | |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
«Стартовый уровень» -1-й год обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях -1 час
- правила пожарной безопасности;
- правила и порядок действий при возникновении нештатной ситуации, при угрозе возникновения террористической угрозы;
- правила использования, хранения и сбережения ударных инструментов;
- правила безопасности при чистке и ремонте ударных инструментов;
- правила поведения в учебном классе, на строевых занятиях и во время концертных выступлений.
2. Начальная теория музыки и нотная грамотность. Развитие чувства ритма. Формирование исполнительского аппарата – 33 часа
- основные положения теории музыки и нотной грамоты. Нотный стан. Ключи. Темп и агогика. Такт, размер, лад, тональность, нотные обозначения. Музыкальный звук и его свойства. Нотный стан;
- основы метро-ритмического построения, простые длительности;
- такты, тактовая черта и акколада. Приемы музыкального письма. Репризы, вольты, ферматы, паузы;
- ритмические длительности нот. Паузы. Счет ритмических долей. Суммирование. Дробление. Таблица соотношения длительности нот и пауз. Графическое изображение партий ударных инструментов. Работа с метрономом;
- правила свободного, естественного положения корпуса при игре стоя, сидя и в движении;
- развитие мышц рук и четкости ударов при исполнении на ударных инструментах;
- постановка рук. Одиночные удары с изменением темпа. Упражнения и использованием подсчета;
- постановка исполнительского аппарата на большом барабане и тарелках. Способы хвата колотушек и ремней тарелок;
- привитие навыков правильной организации самостоятельных занятий путем определения конкретных учебных заданий на самоподготовку и систематической проверки качества их выполнения.
3. Работа над нотно-учебным материалом. Упражнения и этюды для развития чувства ритма и техники игры. Музыкальные пьесы – 63 часа;
- комплекс ежедневных упражнений музыканта исполнителя. Продолжительные упражнения для разогрева и приведения в рабочее состояние кистей рук музыканта;
- исполнение двойных и тройных ударов на малом, большом барабане и тарелках;
- этюды, упражнения. Разучить в течении года 2-3 этюда и упражнения;
- разучивание легких пьес, работа над произведениями малой формы, ознакомление с музыкальными произведениями, выявление художественно-идейного и смыслового содержания, разбор по отдельным частям, прочтение нотного текста и выявление трудностей;
- разучивание и исполнение ансамблевых партий текущего репертуара.
- подготовка произведений концертного репертуара, произведений исполняемых в строю. Разучить в течении года обучения 1-2 концертных произведения исполняемых в строю.
4. Строевые приемы и движения с ударными инструментами ансамбля – 40 часов:
- расположение исполнителей в ансамбле и построение коллектива в различных вариантах построения;
- выполнение единообразного выполнения приемов на месте, подъем и опускание инструментов, ритма и темпа музыкального произведения;
- умение правильно реагировать и понимать дирижерские жесты;
- расположение исполнителей в ансамбле и построение коллектива в различных вариантах построения;
- особенности и разновидности технических приемов в барабан шоу и в воинских ритуалах;
- повороты и движения на месте с игрой и без игры.
5. Концертная деятельность и ансамблевая практика – 10 часов:
- особенности сценической практики. Психологическая готовность исполнителей к публичному выступлению. Правила выступления на аудитории;
- правила выход и ухода с концертной площадки. Особенности выступлений на концертных площадках. Творческий контакт со зрителями;
- предконцертная подготовка каждого участника и коллектива в целом. Подготовка концертной формы, проверка и содержание музыкальных инструментов
- способы правильного анализа и самоанализа концертного выступления.
«Стартовый уровень» - 2-й год обучения
1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при игре на ударных инструментах, правилам поведения на занятиях.– 1 час:
- правила использования, хранения и сбережения ударных инструментов;
- правила безопасности при чистке и ремонте ударных инструментов;
- правила поведения в учебном классе, на строевых занятиях и во время концертных выступлений.
2. Начальная теория музыки и нотная грамотность. Развитие чувства ритма. Формирование исполнительского аппарата – 33 часа
- основные положения теории музыки и нотной грамоты. Нотный стан. Ключи. Темп и агогика. Такт, размер, лад, тональность, нотные обозначения;
- таблица соотношения длительности нот и пауз. Графическое изображение партий ударных инструментов. Работа с метрономом;
- правила постановки рук при игре на ударных инструментах. Выработка свободного, естественного положения корпуса при игре стоя, сидя и в
движении;
- развитие мышц рук и четкости ударов при исполнении на ударных инструментах;
- основы исполнительской постановки. Положение рук, ног и корпуса исполнителя во время игры;
- развитие четкости атакировки звука исполнителей. Понятие об артикуляции и штрихах. Основные виды штрихов;
- привитие навыков правильной организации самостоятельных занятий путем определения конкретных учебных заданий на самоподготовку и систематической проверки качества их выполнения.
3. Работа над нотно-учебным материалом. Упражнения и этюды для развития чувства ритма и техники игры. Музыкальные пьесы – 63 часа:
-комплекс ежедневных упражнений музыканта исполнителя. Продолжительные упражнения для разогрева и приведения в рабочее состояние кистей рук музыканта;
- исполнение двойных и тройных ударов на малом барабане;
- этюды, упражнения. Разучить в течении года 3-4 этюда и упражнения;
- разучивание и исполнение ансамблевых партий текущего репертуара.
- синкопы. Форшлаги при игре на малом и большом барабане;
- динамика. Сила звука в зависимости от месторасположения удара. Удары другими концами палочек и колотушек. Удары по ободам барабана;
- дробь в простых размерах. Скольжение в игре на тарелках;
- подготовка произведений концертного репертуара, произведений исполняемых в строю. Разучить в течении года обучения 1-2 концертных произведения.
4. Строевые приемы и движения с ударными инструментами ансамбля - 40 часов:
- движения во время исполнения;
- правила переноски и подготовки инструментов для исполнения в строю. Движения во время исполнения в строю;
- фразировка, нюансы, слаженность в группах ансамбля при игре в движении;
- техника исполнительства при поворотах и в движении без игры;
- упражнения для развития ровности и равномерности ударов при исполнении в движении;
- расположение исполнителей в ансамбле и построение коллектива в различных вариантах построения;
- особенности и разновидности технических приемов в барабан шоу и в воинских ритуалах;
- повороты и движения на месте с игрой и без игры;
- подготовка барабанщиков и фанфаристов к участию в параде войск гарнизона. Репетиции под музыку;
- особенности исполнения во время обеспечения спортивно-массовых мероприятий. Не строевые ритмы в движении в составе колонны. Управление ансамблем с помощью тамбурштока;
- обеспечение воинских ритуалов. Значение и роль ансамбля в патриотической и эмоциональной составляющей мероприятий;
- особенности и разновидности технических приемов в барабан шоу и в воинских ритуалах.
5. Концертная деятельность и ансамблевая практика – 10 часов:
- формы и практики концертной деятельности ансамбля. Выступления в закрытых помещениях и на открытом воздухе. Акустические особенности концертных площадок;
- психологическая подготовка к концертному выступлению, методы преодоления сценического волнения. Виды и формы сценического волнения;
- эстрадное выступление как важный элемент формирования профессионального мастерства музыканта;
- работа на сцене с микрофонами, фонограммами. Положение во время исполнения концертного номера;
- социально-психологический тренинг, аутотренинг как методы профилактики эстрадного волнения;
- правила выход и ухода с концертной площадки. Особенности выступлений на концертных площадках. Творческий контакт со зрителями;
- предконцертная подготовка каждого участника и коллектива в целом. Подготовка концертной формы, проверка и содержание музыкальных инструментов
- способы правильного анализа и самоанализа концертного выступления.
«Базовый уровень» - 3-й год обучения
1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при игре на ударных инструментах, правилам поведения на занятиях.– 1 час:
- правила использования, хранения и сбережения ударных инструментов;
- правила безопасности при чистке и ремонте ударных инструментов;
- правила поведения в учебном классе, на строевых занятиях и во время концертных выступлений.
2. Укрепление и развитие исполнительского аппарата – 34 часа:
- закрепление навыков исполнительской техники. Разучивание ритмических ансамблей;
- мысленный контроль действия рук при исполнении тембрового удара с положением палочек в момент исполнения;
- строгий слуховой контроль за качеством исполнения;
-комплекс ежедневных упражнений музыканта исполнителя. Продолжительные упражнения для разогрева и приведения в рабочее состояние кистей рук музыканта;
- исполнение двойных и тройных ударов на малом барабане;
- развитие четкости и однородности звука и динамического баланса исполнителей;
- музыкальная форма и ее строение. Элементы построения мелодии. Фраза, предложение, период. Музыкальный квадрат – основа построения ритмических рисунков;
- совместная работа по группам ансамбля над звуковым и динамическим балансом (солирование и аккомпанирование);
- упражнения для развития техники игры на ударных инструментах. В течении учебного года разучить 4-5 этюдов и упражнений на различные виды ритмических трудностей.
3. Работа над нотно-учебным материалом. Музыкальные пьесы – 50 часов:
- разучивание и исполнение ансамблевых партий текущего репертуара;
- синкопы. Форшлаги при игре на малом и большом барабане;
Особые функции ритм секции. Достижение умения слышать свой инструмент в коллективном исполнении ансамбля, правильно оценивать фактурную функцию исполняемого голоса в ансамбле - дробь в простых размерах. Скольжение и вращение в игре на тарелках.
- приобретение навыков сольного исполнения в сопровождении ансамбля;
- исполнение произведений с преодолением ансамблевых сложностей. Многократное исполнение произведения целиком с целью выработки стабильности;
- триоли, артикуляция. Графическое изображение штрихов. Переходы от «двоек» к исполнению дроби
- достижение умения слышать свой инструмент в коллективном исполнении ансамбля, правильно оценивать фактурную функцию исполняемого голоса в ансамбле;
- приобретение навыков чтения нот с листа. В учебном году пройти не менее 8-10 примеров чтения с листа;
- подготовка произведений концертного репертуара, произведений исполняемых в строю. Разучить в течении года не менее 1-2 концертных произведения.
4. Строевые приемы и движения с ударными инструментами ансамбля – 53 часа:
- элементы перестроений в пьесах текущего репертуара. Движения и элементы хореографии во время исполнения;
- техника исполнительства при поворотах и в движении без игры;
- ритмическое, динамическое, гармоническое, темповое, штриховое соответствие в исполнении на открытой площадке;
- фразировка, нюансы, слаженность в группах ансамбля. Умение правильно реагировать и понимать дирижерские жесты;
- быстрое и правильное реагирование на изменения в игре группы, умение восстановить исполнение и движения;
- особенности и разновидности технических приемов в барабан шоу и в строю;
- правила переноски и подготовки инструментов для исполнения в строю. Движения во время исполнения в строю;
- вращение палочек, колотушек и тарелок во время исполнения. Строевые и сценические приемы выступления. Элементы жонглирования;
- строевые приемы с музыкальными инструментами на месте и в движении. Одновременность исполнения при изменениях темпа. Развитие чувства коллективного исполнения;
- обеспечение воинских ритуалов. Значение и роль ансамбля в патриотической и эмоциональной составляющей мероприятий. Боевые сигналы на малом барабане;
- подготовка барабанщиков и фанфаристов к участию в параде войск гарнизона.
5. Концертная деятельность и ансамблевая практика – 17 часов:
- формы и практики концертной деятельности ансамбля. Выступления в закрытых помещениях и на открытом воздухе. Акустические особенности концертных площадок;
- психологическая подготовка к концертному выступлению, методы преодоления сценического волнения. Виды и формы сценического волнения;
- эстрадное выступление как важный элемент формирования профессионального мастерства музыканта;
- работа на сцене с микрофонами, фонограммами. Положение во время исполнения концертного номера;
- социально-психологический тренинг, аутотренинг как методы профилактики эстрадного волнения;
- правила выход и ухода с концертной площадки. Особенности выступлений на концертных площадках.
«Базовый уровень» - 4-й год обучения
1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при игре на ударных инструментах, правилам поведения на занятиях.– 1 час:
- правила использования, хранения и сбережения ударных инструментов;
- правила безопасности при чистке и ремонте ударных инструментов;
- правила поведения в учебном классе, на строевых занятиях и во время концертных выступлений.
2. Укрепление и развитие исполнительского аппарата – 33 часа:
- закрепление навыков исполнительской техники. Разучивание ритмических ансамблей;
- мысленный контроль действия рук при исполнении тембрового удара с положением палочек в момент исполнения;
- строгий слуховой контроль за качеством исполнения;
- комплекс ежедневных упражнений музыканта исполнителя;
- исполнение двойных и тройных ударов на малом барабане;
- развитие четкости и однородности звука и динамического баланса исполнителей;
- музыкальная форма и ее строение. Элементы построения мелодии. Фраза, предложение, период. Музыкальный квадрат – основа построения ритмических рисунков;
- совместная работа по группам ансамбля над звуковым и динамическим балансом (солирование и аккомпанирование);
- упражнения для развития техники игры на ударных инструментах. В течении учебного года разучить 4-5 этюдов и упражнений на различные виды ритмических трудностей.
3. Работа над нотно-учебным материалом. Музыкальные пьесы – 50 часов:
- разучивание и исполнение ансамблевых партий текущего репертуара;
- синкопы. Форшлаги при игре на малом и большом барабане;
Особые функции ритм секции. Достижение умения слышать свой инструмент в коллективном исполнении ансамбля, правильно оценивать фактурную функцию исполняемого голоса в ансамбле - дробь в простых размерах. Скольжение и вращение в игре на тарелках.
- приобретение навыков сольного исполнения в сопровождении ансамбля;
- исполнение произведений с преодолением ансамблевых сложностей. Многократное исполнение произведения целиком с целью выработки стабильности;
- триоли, артикуляция. Графическое изображение штрихов. Переходы от «двоек» к исполнению дроби
- достижение умения слышать свой инструмент в коллективном исполнении ансамбля, правильно оценивать фактурную функцию исполняемого голоса в ансамбле;
- приобретение навыков чтения нот с листа. В течении учебного года пройти не менее 10-12 примеров чтения с листа;
- подготовка произведений концертного репертуара, произведений исполняемых в строю. Разучить в течении года не менее 2-3 концертных произведения.
4. Строевые приемы и движения с ударными инструментами ансамбля – 53 часа:
- элементы перестроений в пьесах текущего репертуара. Движения и элементы хореографии во время исполнения;
- техника исполнительства при поворотах и в движении без игры;
- ритмическое, динамическое, гармоническое, темповое, штриховое соответствие в исполнении на открытой площадке;
- фразировка, нюансы, слаженность в группах ансамбля. Умение правильно реагировать и понимать дирижерские жесты;
- быстрое и правильное реагирование на изменения в игре группы, умение восстановить исполнение и движения;
- особенности и разновидности технических приемов в барабан шоу и в строю;
- правила переноски и подготовки инструментов для исполнения в строю. Движения во время исполнения в строю;
- вращение палочек, колотушек и тарелок во время исполнения. Строевые и сценические приемы выступления. Элементы жонглирования;
- строевые приемы с музыкальными инструментами на месте и в движении. Одновременность исполнения при изменениях темпа. Развитие чувства коллективного исполнения;
- обеспечение воинских ритуалов. Значение и роль ансамбля в патриотической и эмоциональной составляющей мероприятий. Боевые сигналы на малом барабане;
- подготовка барабанщиков и фанфаристов к участию в параде войск гарнизона.
5. Концертная деятельность и ансамблевая практика – 17 часов:
- формы и практики концертной деятельности ансамбля. Выступления в закрытых помещениях и на открытом воздухе. Акустические особенности концертных площадок;
- психологическая подготовка к концертному выступлению, методы преодоления сценического волнения. Виды и формы сценического волнения;
- эстрадное выступление как важный элемент формирования профессионального мастерства музыканта;
- работа на сцене с микрофонами, фонограммами. Положение во время исполнения концертного номера;
- социально-психологический тренинг, аутотренинг как методы профилактики эстрадного волнения;
- правила выход и ухода с концертной площадки. Особенности выступлений на концертных площадках.
«Продвинутый уровень» - 5-й год обучения
1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при игре на ударных инструментах, правилам поведения на занятиях.– 1 час:
- правила использования, хранения и сбережения ударных инструментов;
- правила безопасности при чистке и ремонте ударных инструментов;
- правила поведения в учебном классе, на строевых занятиях и во время концертных выступлений
2. Укрепление и развитие исполнительского аппарата. Упражнения, гаммы, этюды – 33 часа:
- упражнения для развития ровности и равномерности одиночных и двойных ударов
- двойные удары с изменением темпа. Ускорение и замедление. Роль больших барабанов в равномерности темпа
- совмещение ритмов тарелок, малых и больших барабанов. Основы чтения с листа
- упражнения для развития гибкости кистей рук. Вращение палочек, колотушек и тарелок
- музыкальная форма и ее строение. Элементы построения мелодии. Фраза, предложение, период. Музыкальный квадрат – основа построения ритмических рисунков
- совместная работа над звуковым и динамическим балансом (солирование и аккомпанирование)
3. Работа над нотно-учебным материалом. Музыкальные пьесы. Чтение с листа – 50 часов:
- развитие технического совершенства игры на малом и большом барабане в симметричной и несимметричной постановке;
- разучивание и исполнение ансамблевых партий текущего репертуара;
- строгий слуховой контроль за качеством исполнения, развития чтения с листа;
- приобретение навыков сольного исполнения в сопровождении ансамбля;
- разучивание произведений (фразировка, агогика, штрих) по частям и в целом. Исполнение произведений с преодолением ансамблевых сложностей. Многократное исполнение произведения целиком с целью выработки стабильности;
- достижение умения слышать свой инструмент в коллективном исполнении ансамбля, правильно оценивать фактурную функцию исполняемого голоса в ансамбле;
- чтение с листа несложных метрических и сложных ритмических заданий. В учебном году ознакомиться и изучить не менее 12-14 нотных примеров чтения с листа;
- подготовка произведений концертного репертуара, произведений исполняемых в строю. Разучить в течении года не менее 2-3 концертных произведения.
4. Строевые приемы и движения с ударными инструментами ансамбля – 53 часа:
- ритмические ансамбли с движениями. Приемы и движения во время и вне игры;
- сложные комплексы движений во время исполнения;
- техника исполнительства при поворотах и в движении без игры;
- разучивание легких пьес, работа над произведениями мелкой формы, ознакомление с музыкальными произведениями, выявление художественно-идейного и смыслового содержания, разбор по отдельным частям, прочтение нотного текста и выявление трудностей;
- фразировка, нюансы, слаженность в группах ансамбля. Умение правильно реагировать и понимать дирижерские жесты;
- особенности и разновидности технических приемов в барабан шоу и в строю;
- особенности и разновидности технических приемов в барабан шоу и в воинских ритуалах;
- обеспечение воинских ритуалов. Значение и роль ансамбля в патриотической и эмоциональной составляющей мероприятий. Боевые сигналы на малом барабане;
- строевые приемы с музыкальными инструментами на месте и в движении. Одновременность исполнения при изменениях темпа. Развитие чувства коллективного исполнения.
5. Концертная деятельность и ансамблевая практика – 17 часов:
- применение различных форм концертной деятельности ансамбля;
- совместные концертные выступления с творческими коллективами;
- эстрадное выступление как важный элемент формирования профессионального мастерства музыканта;
- работа на сцене с микрофонами, фонограммами. Положение во время исполнения концертного номера;
- социально-психологический тренинг, аутотренинг как методы профилактики эстрадного волнения;
- правила выход и ухода с концертной площадки. Особенности выступлений на концертных площадках.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной программы «Ансамбль барабанщиков» необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
наличие оснащенного учебного кабинета для занятий с твердым напольным покрытием и установленным освещением, оборудованного необходимым количеством стульев, шкафов и стеллажей;
ударные инструменты: малые и походные барабаны, большие маршевые барабаны, маршевые тарелки, тренировочные подставки с глухими барабанами (пэдами), барабанные палочки, колотушки;
маркерная доска;
фортепиано, метроном;
концертная форма.
Материально-технические условия реализации дополнительной программы «Ансамбль барабанщиков » обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных требованиями.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Баньян Л. «Школа игры на джазовом барабане», М.: 1970.
Галоян Э. «Ритмические этюды – вариации», М.: 1977.
Дмитриев Г. «Ударные инструменты: трактовки и современное состояние», М.: 1973.
Егоров Т., Штейман В. «Хрестоматия для ксилофона и малого
барабана», М.: 1970.
Зиневич В., Борин В. «Школа игры на ударных инструментах». Киев, 1986.
Купинский К. «Школа игры для малого барабана».
Ловецкий В. «Хрестоматия для малого барабана и фортепиано в аранжировке В. Ловецкого», М.: 1978.
Резевский З. «Руководство по игре на ударных инструментах», Рига: 1969.
Филипс С. «Искусство игры на двух больших барабанах».
Егорова Т., Штейнман В. Ритмические этюды. – М., 1970
Кнауэр Г. Школа практической игры на малом барабане.- Лейпциг, 1975
Галоян Э. Ритмические этюды. Вариации для ударных инструментов. – М., 1977
Музыка для ударных инструментов/ Сост. М. Пекарский. – М., 1983
Пьесы для малого барабана и других ударных инструментов/Сост. В. Снегирев.– М., 1980
Биберган В. “К вопросу о классификации ударных. Вопросы оркестровки” - Москва.,1990.
Головко С. “К истории развития советского исполнительства на ударных инструментах”. - Москва.,1989.
Денисов Э. “Ударные инструменты в современном оркестре”.- М., 1982.
Дмитриев Г. ”Ударные инструменты: трактовка и современное состояние “ - М.,1980.
21