Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественно-эстетической направленности
«Ансамбль саксофонистов»
для воспитанников 5-11 классов
(3 часа в неделю),
срок реализации 5 лет
Составитель:
Володин Александр Витальевич,
педагог дополнительного образования
ОД (дополнительных образовательных программ)
г. Краснодар, 2017 г.
пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Ансамбль саксофонистов» является модифицированной, составлена на основании:
Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», утвержденной Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 165;
дополнительной общеразвивающей образовательной программы ФГКОУ «Краснодарского ПКУ» на 2016 – 2021 г.г.
Содержание программы направлено на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на духовом инструменте – саксофоне. На эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие воспитанника, формирование и развитие навыков коллективного инструментального музицирования, формирование умений взаимодействия с участниками ансамбля.
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Ансамбль саксофонистов» предназначена для детей в возрасте с 11 до 17 лет (5–11 классы) и реализуется с воспитанниками Краснодарского президентского кадетского училища в системе дополнительного образования.
Срок реализации программы рассчитан на 5 лет обучения и предполагает 3-х этапный принцип организации учебного процесса: «Стартовый уровень» - 1-2 год обучения; «Базовый уровень» - 3-4 год обучения; «Продвинутый уровень» - 5 год обучения.
Обоснование актуальности и необходимости создания данной программы заключается в том, что важная задача, которая стоит перед педагогом дополнительного образования – не только научить детей и подростков воспринимать красоту музыки, но и через музыкальные образы способствовать пониманию самой жизни и закономерностей общественного развития, с помощью музыкального искусства помогать становлению нравственной личности.
Особенностью данной программы является ориентация на общечеловеческие ценности музыкального исполнительского искусства, установка на развитие через совместное творчество индивидуальности кадет, раскрытия их культурного потенциала, самораскрытия, самовыражения. Программа призвана способствовать их духовному и интеллектуальному развитию.
Программа носит вариативный характер – может дополняться, изменяться в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки, от уровня материально-технической базы, от методических наработок и от поставленных творческих задач.
Материал программы подобран с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей и интересов.
Формирование творческих способностей и развитие таланта является важной и составной частью в становлении личности, в эстетическом воспитании и в воспитании духовной культуры воспитанников. Совместное музицирование в ансамбле саксофонистов способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.
Основной формой обучения являются групповые занятия, а также репетиции по ансамблевым голосам. Форма обучения выбирается в зависимости от темы, места проведения и цели занятия. Каждое занятие содержит несколько видов работ, так как смена вида деятельности активизирует восприятие детей, их творческий интерес и способности.
Методика организации учебно-воспитательного, творческого и образовательного процессов строится с учётом психофизиологических особенностей и способностей воспитанников, с учётом принципа индивидуального подхода. Содержание программы предусматривает знакомство с различными знаниями в области музыки, способствует формированию и расширению музыкального кругозора. Каждое занятие предусматривает различные формы деятельности. Сочетается подача, как теоретического материала, так и практическая работа, включающая в себя развивающие упражнения, импровизацию, коллективное исполнение в ансамбле. Занятия в ансамбле оказывают большое патриотическое воздействие, так как в основе репертуара лежит исполнение народной и отечественной музыки, военных песен и маршей. Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.
Репертуар ансамбля саксофонистов состоит главным образом из произведений патриотической направленности. Для концертных выступлений он пополняется популярной классической и эстрадной музыкой, различными характерными или программными пьесами.
Воспитание детей на музыкальных произведениях исполняемых ансамблем, а также малыми составами - дуэты, трио, квартеты, квинтеты является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Исполнение музыкальных произведений на духовых инструментах, как в одиночку, так и в составе ансамбля является одной из самых эффективных форм работы с кадетами различного возраста.
Занятия на духовых инструментах, как в одиночной подготовке, так и в составе ансамбля дает возможность развивать музыкальную культуру.
Программа реализуется по следующим направлениям:
Образовательное:
ознакомление с главными компонентами музыкального языка, что дает основу для развития художественного мышления участников оркестра, «понимание» исполняемой музыки.
изучение основных элементов техники игры на инструментах;
освоение средств выразительного исполнения музыкальных пьес;
ознакомление с различными видами и жанрами музыкального искусства;
изучение мировой художественной культуры;
участие в конкурсах, фестивалях, концертах.
Воспитательное:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
воспитание кадетов в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных учеников комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
формирование личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу;
приобретению навыков творческой деятельности, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, и обучающимися;
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, самоанализ собственной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Основной целью программы является развитие общей музыкальной культуры в процессе творческого воспитания и исполнения музыкальных произведений на саксофоне.
Цель программы:
обучающая: выявить и развить музыкальные способности у детей и подростков. Создать насыщенную культурно - образовательную среду, обеспечивающую музыкальное развитие детей с помощью индивидуальных форм обучения;
развивающая: развитие общей музыкальности, приобретение навыков ансамблевого исполнения, умение аккомпанировать солистам, формирование творческих способностей;
воспитывающая: прививать потребность к музицированию, к исполнительству на музыкальном инструменте, воспитание чувств коллективизма.
Основная задача программы: обеспечение целостного художественно-эстетического развития личности и приобретение ею в процессе освоения данной образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Образовательные задачи:
познакомить с классической и современной русской музыкой;
познакомить с основами музыкальной грамоты;
обучить детей игре на духовых инструментах;
научить творчески, эмоционально исполнять репертуар, уметь передать образно-эмоциональный строй музыкального произведения.
Развивающие задачи:
развивать музыкальный слух и чувство ритма;
развивать технические навыки, легкость исполнения произведения;
развивать творческие способности детей, память и внимание;
развивать самостоятельность, эстетический вкус;
умение видеть и создавать красивое;
Воспитательные задачи:
воспитание эстетического отношения к окружающему миру, обучение ценить национальное и духовное наследие, художественные традиции;
привить усидчивость и трудолюбие;
сплотить детей в дружный творческий коллектив;
воспитать собранность и дисциплину;
развить коммуникативные способности детей, основы формирования культуры общения;
воспитать стремление к саморазвитию.
Программа реализуется на занятиях теоретических и практических циклов. Теоретические занятия реализуются в форме бесед, прослушивания исполняемого произведения, видео просмотров концертных выступлений с последующим анализом и т.д. Практические занятия проводятся в форме ансамблевых репетиций, индивидуальных занятий, занятий в группах инструментов, создание ансамблевого репертуара.
Педагог дополнительного образования осуществляет контроль качества полученных учащимися знаний, умений и навыков, путем проведения контрольных занятий и концертных выступлений. Показатели уровня качества занятий и исполнительского мастерства являются концертные выступления коллектива, участие ансамбля в различных конкурсах и фестивалях.
Формы занятий – групповые (ансамблевые), по подгруппам, индивидуально.
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность учебного часа - 45 минут.
Отбор осуществляется методом собеседования и прослушивания кандидатов, установления их музыкальных способностей (слух, память, ритм), проверкой их морально-деловых качеств, психологической устойчивости, желания и большого личного стремления научиться игре на саксофоне, умения трудиться в коллективе и способности качественно выполнять поставленные творческие задачи. Выявление музыкально одаренных воспитанников позволяет целенаправленно развивать их предпрофессиональные и личные качества, необходимые для продолжения их музыкального обучения.
Программа реализуется по следующим принципам:
- целесообразность подбора музыкального репертуара в зависимости от педагогических задач и исполнительских возможностей исполнителей;
- постепенное усложнение репертуара и поставленных задач;
- учёт индивидуальных особенностей детей, подбор учебного материала в соответствии со способностями детей, с их музыкальными и исполнительскими возможностями;
- планируемое обучение детей музыкальному мастерству, передачи эмоций, настроения исполняемого произведения.
Методы отслеживания результатов весьма разнообразны. Это и конкурсы на лучшее исполнение партии, быстрое заучивание наизусть определенной цифры, концертные выступления, наблюдение и т.д. При определении уровня освоения программы кадетами учитывается общее развитие воспитанника, его активность и успехи в освоении навыков коллективной игры, соблюдение дисциплины. Каждое выступление ансамбля (отчетный концерт, участие в конкурсе и т.п.) является одновременно зачетом, как для всего ансамбля, так и для каждого участника.
Формы подведения итогов:
участие в концертах разного уровня;
участие в конкурсах разного уровня;
проведение отчетного концерта ансамбля в конце учебного года.
Ожидаемые результаты по итогам обучения:
Участники ансамбля саксофонистов к окончанию срока реализации дополнительной программы овладеют следующими умениями и навыками:
к окончанию первого года обучения учащиеся будут знать основы нотной грамоты: скрипичный ключ, название и длительности нот, такт, звуковысотное положение нот. Получат краткие сведения об истории создания инструмента, освоят несколько приемов игры на инструменте. Изучат мажорные и минорные гаммы до одного знака;
по завершении второго года обучения учащиеся смогут получить дальнейшие знания в теории музыки: размер, паузы, динамические оттенки, знаки альтерации, мелодия и сопровождение. Будут уметь читать несложные ноты с листа, совершенствовать приемы игры на инструменте. Учебная работа включает в себя умение играть в ансамбле, умение слушать товарищей и солирующий инструмент. Понимать дирижёрские жесты (приготовились, ауфтакт, начали, стоп, и т.д.), уметь играть с динамическими оттенками;
к окончанию третьего года обучения учащиеся должны уметь играть свободно, легко, освободив мышцы рук. Правильно использовать все приёмы игры. По возможности играть 1 и 2 партии. На репетициях ансамбля уметь уверенно играть партии наизусть, внимательно слушать друг друга. Уметь играть ведущие партии. Проигрывать произведения в быстром и медленном темпах. еть грать ведущие партии. Проигрывать произведения в быстром и медленном темпах.щейать ритмические диктанты. а инструменте. 00Уметь легко читать по нотам, писать свои оркестровые партии. Знать интервалы и 3 вида минорного лада.
к концу четвертого года обучения учащиеся должны свободно владеть инструментом, изучить различные приёмы и уметь применять их при исполнении. Уверенно играть партии наизусть, пропевать свои партии по нотам. Исполнять произведения с меняющимся темпом и различной динамикой. Уметь аккомпанировать солистам;
по завершении пятого года обучения кадеты должны свободно владеть музыкальным инструментом, освоить игру на дополнительном инструменте. Уметь самостоятельно настраивать свой музыкальный инструмент. Развивать пальцевую беглость. Уметь самостоятельно разучивать партии, помогать разучивать партии начинающим исполнителям, легко аккомпанировать солистам, играть произведения с вариациями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы «Ансамбль саксофонистов»
1-й год обучения
№ п/п | Название раздела, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях. | 1 | 1 | | |
2. | Обучение игре на инструменте | 45 | 17 | 28 | Контрольный урок |
3. | Коллективное музицирование. Ансамблевые репетиции | 47 | 8 | 40 | Контрольный урок |
4. | Основы нотной грамоты (элементарная теория музыки) | 11 | 6 | 5 | Контрольный урок |
5. | Концертная деятельность | 4 | 2 | 2 | Отчетный концерт |
| Итого: | 109 | 34 | 75 | |
2-й год обучения
№ п/п | Название раздела, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях. | 1 | 1 | | |
2. | Обучение игре на инструменте | 45 | 17 | 28 | Контрольный урок |
3. | Коллективное музицирование. Ансамблевые репетиции | 47 | 8 | 40 | Контрольный урок |
4. | Основы нотной грамоты (элементарная теория музыки) | 11 | 6 | 5 | Контрольный урок |
5. | Концертная деятельность | 4 | 2 | 2 | Отчетный концерт |
| Итого: | 109 | 34 | 75 | |
3-й год обучения
№ п/п | Название раздела, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях. | 1 | 1 | | |
2. | Обучение игре на инструменте | 44 | 5 | 39 | Контрольный урок |
3. | Коллективное музицирование. Ансамблевые репетиции | 48 | 5 | 43 | Контрольный урок |
4. | Основы нотной грамоты (элементарная теория музыки) | 11 | 6 | 6 | Контрольный урок |
5. | Концертная деятельность | 4 | 3 | 6 | Отчетный концерт |
| Итого: | 114 | 20 | 94 | |
4-й год обучения
№ п/п | Название раздела, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях. | 1 | 1 | | |
2. | Обучение игре на инструменте | 44 | 5 | 39 | Контрольный урок |
3. | Коллективное музицирование. Ансамблевые репетиции | 48 | 5 | 43 | Контрольный урок |
4. | Основы нотной грамоты (элементарная теория музыки) | 11 | 6 | 6 | Контрольный урок |
5. | Концертная деятельность | 4 | 3 | 6 | Отчетный концерт |
| Итого: | 114 | 20 | 94 | |
5-й год обучения
№ п/п | Название раздела, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях. | 1 | 1 | | |
2. | Обучение игре на инструменте | 44 | 5 | 39 | Контрольный урок |
3. | Коллективное музицирование. Ансамблевые репетиции | 48 | 5 | 43 | Контрольный урок |
4. | Основы нотной грамоты (элементарная теория музыки) | 11 | 6 | 6 | Контрольный урок |
5. | Концертная деятельность | 4 | 3 | 6 | Отчетный концерт |
| Итого: | 114 | 20 | 94 | |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
«Стартовый уровень» -1-й год обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях -1 час:
правила пожарной безопасности;
правила и порядок действий при возникновении нештатной ситуации, при угрозе возникновения террористической угрозы;
правила использования, хранения и сбережения музыкальных инструментов;
правила безопасности при чистке и ремонте духовых инструментов;
правила поведения в учебном классе, на репетиционных занятиях и во время концертных выступлений.
2. Обучение игре на инструменте – 45 часов:
история создания, возникновения и развития семейства саксгорнов. Применение саксофонов в симфонических, духовых и эстрадных оркестрах, в сольном исполнительстве;
выдающиеся музыканты исполнители на саксофоне. Прослушивание и просмотр музыкальных аудио и видео примеров;
применение инструмента в современной практике исполнительства. Состав и строение саксофона;
первоначальное звукоизвлечение на мундштуке;
порядок сохранения, ухода и сбережения музыкального инструмента и тростей. Правила ежедневной протирки и чистки;
ответственность за поддержание музыкального инструмента, трости, частей механизмов и пружин в надлежащем состоянии. Постановка исполнительского аппарата;
посадка. Контакт с инструментом. Исходное положение рук. Функционирование рук. Предварительные пластические упражнения, имитирующие профессиональные движения;
звукоизвлечение. Основные способы звукоизвлечения. Основные приёмы игры. Разновидности атаки звука: мягкая, твердая, острая;
артикулирующие приёмы: легато, нон легато, стаккато. Правила исполнительского дыхания;
аппликатура. Основная позиция рук и нумерация пальцев. Аппликатурные схемы тетрахордов, смежных тетрахордов и гамм;
легкие этюды и упражнения в составе ансамбля. Правила коллективного исполнительства;
постановка рук и корпуса. Длинные ноты на 4-8 счетов;
гамма C-Dur и a-moll.
3. Коллективное музицирование. Ансамблевые репетиции – 48 часов:
комплекс ежедневных упражнений музыканта исполнителя;
коллективные упражнения для развития слухового контроля и динамики;
основные виды динамических оттенков, особенности динамики при коллективном исполнительстве. Понятие о ладовом тяготении при исполнении гамм;
правильное интонирование при коллективной игре на инструменте в различных регистрах;
правильное положение пальцев правой и левой руки. Октавный клапан и его применение Этюды для свободного применения октавного клапана;
индивидуальное и коллективное изучение ансамблевых партий наизусть;
правильная артикулляция. Легкие этюды и пьесы в составе ансамбля. Работа по группам над качеством звукоизвлечения;
этюды, упражнения. Разучить в течении года 5-6 этюдов и упражнений;
разучивание легких пьес, работа над произведениями малой формы, ознакомление с музыкальными произведениями, выявление художественно-идейного и смыслового содержания, разбор по отдельным частям, прочтение нотного текста и выявление трудностей;
привитие навыков правильной организации самостоятельных занятий путем определения конкретных учебных заданий на самоподготовку и систематической проверки качества их выполнения.
4. Основы нотной грамоты (элементарная теория музыки) – 11 часов:
основные положения теории музыки и нотной грамоты. Нотный стан. Ключи. Темп и агогика. Такт, размер, лад, тональность, нотные обозначения. Музыкальный звук и его свойства. Нотный стан;
основы метро-ритмического построения, простые длительности;
такты, тактовая черта и акколада. Приемы музыкального письма. Репризы, вольты, ферматы, паузы;
ритмические длительности нот. Паузы. Счет ритмических долей. Суммирование. Дробление. Таблица соотношения длительности нот и пауз;
графическое изображение партий инструментов. Октавы. Работа с метрономом;
высота. Понятие о высоте в музыке. Интервалы: полутон, тон. Суммирование интервалов. Количественное значение интервалов. Интервалы от примы до октавы.
5. Концертная деятельность и ансамблевая практика – 4 часа:
особенности сценической практики. Психологическая готовность исполнителей к публичному выступлению. Правила выступления на аудитории;
правила выход и ухода с концертной площадки. Особенности выступлений на концертных площадках. Творческий контакт со зрителями;
предконцертная подготовка каждого участника и коллектива в целом. Подготовка концертной формы, проверка и содержание музыкальных инструментов;
способы правильного анализа и самоанализа концертного выступления.
«Стартовый уровень» - 2-й год обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях -1 час:
правила пожарной безопасности;
правила и порядок действий при возникновении нештатной ситуации, при угрозе возникновения террористической угрозы;
правила использования, хранения и сбережения музыкальных инструментов;
правила безопасности при чистке и ремонте духовых инструментов;
правила поведения в учебном классе, на репетиционных занятиях и во время концертных выступлений.
2. Обучение игре на инструменте – 45 часов:
аппликатура левой руки. Правильная артикулляция. Амбушюр музыканта-исполнителя;
техника смены позиций: подмена и подкладывание пальцев, скачки. Аппликатура секвенций. Связь аппликатуры с ритмическим строением мелодии и её структурой;
разыгрывание. Знаки альтерации, их обозначение и применение в нотной грамоте. Знаки альтерации при ключе;
разыгрывание. Правописание нот, пауз и нотных знаков. Средства музыкальной выразительности;
фразировка. Постановка корпуса и исполнительского аппарата. Совмещение подсчета ногой с исполняемыми длительностями. Исполнение гамм, упражнений и этюдов под метрономом;
начальные упражнения для коллективной игры. Упражнения для развития исполнительского дыхания;
слуховой контроль интонирования. Легкие пьесы и ансамбли;
гаммы и трезвучия G-Dur и e-moll.
3. Коллективное музицирование. Ансамблевые репетиции – 48 часов:
основные виды динамических оттенков, особенности динамики при коллективном исполнительстве. Понятие о ладовом тяготении при исполнении гамм;
правильное интонирование при коллективной игре на инструменте в различных регистрах;
этюды и упражнения для развития ансамблевой техники. Разучивание пьес текущего репертуара наизусть;
ритмические упражнения и этюды. Основные исполнительские штрихи на инструменте;
синкопированный ритм. Триоли. Размер 6/8;
упражнения со сложной группировкой нот в такте. Мелизмы. Тремоло, группетто, мордент;
воспитание чувства единства целого и частей исполняемых пьес. Совершенствование ансамблевых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале;
сложные ритмические упражнения. Понятие об эстрадном исполнении. Разучивание пьес и ансамблей с минусовым аккомпанементом;
углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и всех участников ансамбля;
разыгрывание в составе ансамбля. Легкие пьесы и ансамбли текущего репертуара.
4. Основы нотной грамоты (элементарная теория музыки) – 11 часов:
соотношение тонов и полутонов в мажорном и минорном ладе. Добавочные линии;
лшадовое тяготение. Понятие устойчивости и неустойчивости звуков. Ладовое тяготение в мажорной гамме. Понятие о тональности. Основные гармонические функции;
мелодия. Структура мелодии. Понятие о мотиве и видах мотива. Суммирование мотивов в фразу, предложение, период. Простые музыкальные формы;
строение музыкального периода, музыкальный квадрат. Нота, ключ, нотоносец. Основные ноты диапазона саксофона. Длительности нот. Точка, фермата, лига;
темп-скорость исполнения. Счетные доли. Подсчет ногой.
5. Концертная деятельность и ансамблевая практика – 4 часа:
особенности сценической практики. Психологическая готовность исполнителей к публичному выступлению. Правила выступления на аудитории;
правила выход и ухода с концертной площадки. Особенности выступлений на концертных площадках. Творческий контакт со зрителями;
предконцертная подготовка каждого участника и коллектива в целом. Подготовка концертной формы, проверка и содержание музыкальных инструментов;
способы правильного анализа и самоанализа концертного выступления.
«Базовый уровень» - 3-й год обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях -1 час:
правила пожарной безопасности;
правила и порядок действий при возникновении нештатной ситуации, при угрозе возникновения террористической угрозы;
правила использования, хранения и сбережения музыкальных инструментов;
правила безопасности при чистке и ремонте духовых инструментов;
правила поведения в учебном классе, на репетиционных занятиях и во время концертных выступлений.
2. Обучение игре на инструменте – 44 часа:
основы правильной настройки и интонирования на саксофоне;
длинные звуки натурального звукоряда с подсчетом ноги на 8 и 16 счетов. Гамма D-dur, трезвучие и обращение;
комплекс гамм, упражнений и этюдов для ежедневных занятий на саксофоне. Пьесы текущего репертуара;
совместные репетиции с ансамблем ударных инструментов;
сопоставление основных штрихов. Правильная артикуляция при игре Stacatto, Dethasce, Marcatto. Пьесы с аккомпанементом;
гамма h-moll, трезвучие, обращение;
этюды на применение основных штрихов. Развитие техники правильной артикулляции. Слуховой анализ;
длинные звуки на 16 счетов. Пьесы текущего репертуара с минус аккомпанементом.
3. Коллективное музицирование. Ансамблевые репетиции – 48 часов:
коллективные упражнения для развития слухового контроля и динамических оттенков;
основные виды динамических оттенков, особенности динамики при коллективном исполнительстве. Понятие о ладовом тяготении при исполнении гамм;
правильное интонирование при коллективной игре на инструменте в различных регистрах;
правила индивидуального и коллективного изучения ансамблевых партий наизусть;
комплекс упражнений для ансамблевой настройки. Кварто-квинтовый круг и его применение в повседневной практике исполнительства;
этюды и упражнения для развития ансамблевой техники. Разучивание пьес текущего репертуара наизусть;
комплекс ежедневных упражнений. Хроматическая гамма. Работа с метрономом. Слуховой контроль интонирования.
4. Основы нотной грамоты (элементарная теория музыки) – 12 часов:
соотношение тонов и полутонов в мажорном и минорном ладе;
основные гармонические функции. Обращение аккордов. Буквенное обозначение аккордов;
гармонические последовательности. Применение основных гармонических последовательностей для гармонизации мелодии;
основы импровизации. Ладовые группировки.
5. Концертная деятельность и ансамблевая практика – 9 часов:
особенности сценической практики. Психологическая готовность исполнителей к публичному выступлению. Правила выступления на аудитории;
формы и практики концертной деятельности ансамбля. Выступления в закрытых помещениях и на открытом воздухе. Акустические особенности концертных площадок;
правила выход и ухода с концертной площадки. Особенности выступлений на концертных площадках. Творческий контакт со зрителями;
предконцертная подготовка каждого участника и коллектива в целом. Подготовка концертной формы, проверка и содержание музыкальных инструментов;
способы правильного анализа и самоанализа концертного выступления.
«Базовый уровень» - 4-й год обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях -1 час
правила пожарной безопасности;
правила и порядок действий при возникновении нештатной ситуации, при угрозе возникновения террористической угрозы;
правила использования, хранения и сбережения музыкальных инструментов;
правила безопасности при чистке и ремонте духовых инструментов;
правила поведения в учебном классе, на репетиционных занятиях и во время концертных выступлений.
2. Обучение игре на инструменте – 44 часа:
основы правильной настройки и интонирования на саксофоне;
длинные звуки натурального звукоряда с подсчетом ноги на 8 и 16 счетов. Гамма D-dur, трезвучие и обращение;
комплекс гамм, упражнений и этюдов для ежедневных занятий на саксофоне;
сопоставление основных штрихов. Правильная артикуляция при игре Stacatto, Dethasce, Marcatto. Упражнения ШОИ № 23,24,33. Пьесы с аккомпанементом;
длинные звуки. Гамма h-moll, трезвучие, обращение. Гимн РФ. Пьесы текущего репертуара;
этюды на применение основных штрихов. Развитие техники правильной артикулляции. Слуховой анализ;
длинные звуки на 16 счетов. Гамма G-dur до квинты, трезвучие, обращение. Гимн РФ. Пьесы текущего репертуара с минус аккомпанементом.
3. Коллективное музицирование. Ансамблевые репетиции – 48 часов:
основные виды динамических оттенков, особенности динамики при коллективном исполнительстве. Понятие о ладовом тяготении при исполнении гамм;
правильное интонирование при коллективной игре на инструменте в различных регистрах;
этюды и упражнения для развития ансамблевой техники. Разучивание пьес текущего репертуара наизусть;
ритмические упражнения и этюды. Основные исполнительские штрихи на инструменте;
упражнения со сложной группировкой нот в такте. Мелизмы. Тремоло, группетто, мордент;
сложные ритмические упражнения. Понятие об эстрадном исполнении. Разучивание пьес и ансамблей с минусовым аккомпанементом;
углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и всех участников ансамбля;
разыгрывание в составе ансамбля. Легкие пьесы и ансамбли текущего репертуара. Совместные репетиции в составе двух групп ансамбля
4. Основы нотной грамоты (элементарная теория музыки) – 12 часов:
соотношение тонов и полутонов в мажорном и минорном ладе. Добавочные линии;
строение мелодии. Нота, ключ, нотоносец. Основные ноты диапазона саксофона. Длительности нот. Точка, фермата, лига;
темп-скорость исполнения. Счетные доли. Подсчет ногой.
5. Концертная деятельность и ансамблевая практика – 9 часов:
особенности сценической практики. Психологическая готовность исполнителей к публичному выступлению. Правила выступления на аудитории;
правила выход и ухода с концертной площадки. Особенности выступлений на концертных площадках. Творческий контакт со зрителями;
предконцертная подготовка каждого участника и коллектива в целом. Подготовка концертной формы, проверка и содержание музыкальных инструментов;
способы правильного анализа и самоанализа концертного выступления.
«Продвинутый уровень» - 5-й год обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях -1 час
правила пожарной безопасности;
правила и порядок действий при возникновении нештатной ситуации, при угрозе возникновения террористической угрозы;
правила использования, хранения и сбережения музыкальных инструментов;
правила безопасности при чистке и ремонте духовых инструментов;
правила поведения в учебном классе, на репетиционных занятиях и во время концертных выступлений.
2. Обучение игре на инструменте – 44 часа:
основы правильной настройки и интонирования на саксофоне;
фразировка. Понятие о фразировке. Средства фразировки: динамика, артикуляция, агогика, вибрато. Приёмы выразительного сопоставления звучания;
длинные звуки натурального звукоряда с подсчетом ноги на 8 и 16 счетов. Гамма D-dur, трезвучие и обращение;
комплекс гамм, упражнений и этюдов для ежедневных занятий на саксофоне;
сопоставление основных штрихов. Правильная артикуляция при игре Stacatto, Dethasce, Marcatto. Упражнения ШОИ № 23,24,33. Пьесы с аккомпанементом;
длинные звуки. Гамма h-moll, трезвучие, обращение. Гимн РФ. Пьесы текущего репертуара;
этюды на применение основных штрихов. Развитие техники правильной артикулляции. Слуховой анализ;
длинные звуки на 16 счетов. Гамма G-dur до квинты, трезвучие, обращение. Гимн РФ. Пьесы текущего репертуара с минус аккомпанементом.
3. Коллективное музицирование. Ансамблевые репетиции – 48 часов:
основные виды динамических оттенков, особенности динамики при коллективном исполнительстве. Понятие о ладовом тяготении при исполнении гамм;
правильное интонирование при коллективной игре на инструменте в различных регистрах;
этюды и упражнения для развития ансамблевой техники. Разучивание пьес текущего репертуара наизусть;
ритмические упражнения и этюды. Основные исполнительские штрихи на инструменте;
синкопированный ритм. Триоли. Размер 6/8;
упражнения со сложной группировкой нот в такте. Мелизмы. Тремоло, группетто, мордент;
воспитание чувства единства целого и частей исполняемых пьес. Совершенствование ансамблевых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале;
сложные ритмические упражнения. Понятие об эстрадном исполнении. Разучивание пьес и ансамблей с минусовым аккомпанементом;
углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и всех участников ансамбля;
разыгрывание в составе ансамбля. Легкие пьесы и ансамбли текущего репертуара. Совместные репетиции в составе двух групп ансамбля
4. Основы нотной грамоты (элементарная теория музыки) – 12 часов:
соотношение тонов и полутонов в мажорном и минорном ладе. Добавочные линии;
строение мелодии. Нота, ключ, нотоносец. Основные ноты диапазона саксофона. Длительности нот. Точка, фермата, лига;
темп-скорость исполнения. Счетные доли. Подсчет ногой.
5. Концертная деятельность и ансамблевая практика – 9 часов:
особенности сценической практики. Психологическая готовность исполнителей к публичному выступлению. Правила выступления на аудитории;
правила выход и ухода с концертной площадки. Особенности выступлений на концертных площадках. Творческий контакт со зрителями;
предконцертная подготовка каждого участника и коллектива в целом. Подготовка концертной формы, проверка и содержание музыкальных инструментов;
способы правильного анализа и самоанализа концертного выступления.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной и результативной реализации программы необходимо иметь в наличии:
наличие оснащенного учебного кабинета для занятий с установленным освещением, оборудованного необходимым количеством стульев, шкафов и стеллажей, маркерная доска;
музыкальные инструменты и нотные пюпитры;
аудио аппаратура для репетиций с фонограммами;
фортепиано, метроном;
учебно-нотный материал (партитуры, партии);
методический материал и пособия;
концертная форма.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев М. «Пособие по начальному обучению игре на саксофоне». М.1957.
Воронцов Ю. «Ансамбли и обработки русских народных песен для 3-х, 4-х саксофонов с фортепиано». На правах рукописи.
Козлов В. «Ансамбль для саксофона». М.1986.
Лицвенко И. «»Практическое руководство по хоровой аранжировке». М.1978.
Михайлов В. «Школа игры на саксофоне». М.1974.
Мюль М. «Ансамбли-дуэты и трио для саксофона альта и саксофона тенора». М.1958.
Рогаль-Левицкий Д. «Современный оркестр». Т.2. М.1959.
Сумароков В. «Сборник ансамблей для саксофона». М.1993.
Чернявский Г. «Пьесы в обработке для квартета саксофонов». На правах рукописи.
Шапошникова М. «Хрестоматия для саксофона». Пьесы и ансамбли 1-3 гг. обучения и 4-5 гг. обучения. М.2004.
Шапошникова М. «Хрестоматия для саксофона». Этюды и упражнения для 2-х и 3-х саксофонов. М.2009.
Интернет-ресурсы:
http://notes.tarakanov.net/sax.htm - «Произведения для саксофона»;
http://www.partita.ru/solos.shtml - «Произведения для саксофона и ансамблей».
21