МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЖЕРДЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принята на заседании Утверждена приказом
методического совета МБОУ Жердевской СОШ
от «___»_______________2016г. №____ от «___»______2016г.
Протокол
« »_________________2016г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
учебно-познавательной направленности
«Занимательная математика»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Федосова Ирина Алексеевна,
учитель начальных классов
Жердевка-2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность.
Научно-предметная.
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоций и речи ребенка.
Цель.
Целью программы является развитие математического образа мышления.
Задачи.
Личностные:
Воспитание полного осознания смысла обучения и понимание личной ответственности за будущий результат;
Помощь детям в определении правильного нравственного выбора;
развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
Метапредметные:
Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
Образовательные:
развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Сформировать устойчивый интерес к математике;
Планируемые результаты:
Занятия должны помочь обучающимся усвоить основные базовые знания по математике, ее ключевые понятия, а также помочь овладеть способами исследовательской деятельности. Занимательная математика формирует творческое мышление обучающегося, способствует улучшению качества решения задач различного уровня сложности, успешному выступлению на олимпиадах, играх и конкурсах.
Личностные результаты:
овладение навыками решения задач и примеров вне учебной деятельности, способствующих развитию и получению лучших результатов в процессе обучения;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;
умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников.
-
Метапредметные результаты:
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
умение рационально строить самостоятельную деятельность;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
понимать важность математики как предмета.
усвоить основные базовые знания по математике;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
Отличительные особенности программы:
Отличительные особенности программы «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Адресат программы:
Настоящая программа адресована учащимся Муниципального общеобразовательного учреждения Жердевская Средняя Общеобразовательная Школа, обучающимся по программам, разработанным на основе Федеральных Государственных требований.
Объем и срок освоения программы:
Cрок освоения программы – 1 год
Уровень «Стартовый»
1-ый год - 35 часов.
1 занятие в неделю по 45 минут.
Формы обучения:
Занимательные коллективно-групповые занятия.
Режим занятий:
Первый год обучения: 1 занятие в неделю по 45 минут.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Итоговые занятия, диагностика.
Материально-техническое обеспечение:
Перфокарты
Карточки
Математические таблицы
Опорные схемы
Компьютер
Кадровое обеспечение:
В реализации программы занят педагог Федосова Ирина Александровна, обучающиеся и родители.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | Форма аттестации, контроля |
Всего | Теория | Практика | |
1 | Что дала математика людям? | 2 | 1 | 1 | |
1.1 | Математика вокруг нас. | | 1 | - | |
1.2 | Занимательная математика | | - | 1 | |
2. | Из истории математики | 5 | 2 | 3 | |
2.1 | Старинные системы записи чисел | | 1 | - | |
2.2 | Из истории чисел и цифр | | 1 | - | |
2.3 | Как люди учились считать | | - | 1 | |
2.4 | Удивительные рядом или старинные меры длины. | | - | 1 | |
2.5 | Из истории математических открытий | | - | 1 | |
3. | Развитие познавательных способностей. | 8 | 3 | 5 | |
3.1 | Тренировка внимания | | 1 | 1 | |
3.2 | Тренировка памяти | | 1 | 1 | |
3.3 | Поиск закономерностей | | 1 | 1 | |
3.4 | Совершенствование воображения | | - | 1 | |
3.5 | Развитие быстроты реакции | | - | 1 | |
4 | Занимательная геометрия | 4 | 2 | 2 | |
4.1 | Наглядная геометрия | | 1 | - | |
4.2 | Занимательная геометрия | | 1 | 1 | |
4.3 | Турнир по геометрии | | - | 1 | |
5 | Олимпиадные задания по математике | 7 | 1 | 6 | |
5.1 | Занимательные задачи | | 1 | - | |
5.2. | Логические задачи для юных математиков | | - | 1 | |
5.3 | Задачи повышенной трудности | | - | 1 | |
5.4 | Решение нестандартных задач | | - | 1 | |
5.5 | Математические тренажеры | | - | 1 | |
5.6 | Блиц-турнир по решению задач | | - | 1 | |
5.7 | Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки» | | - | 1 | |
6 | Очень важную науку постигаем мы без скуки | 8 | 3 | 4 | |
6.1 | Задачи в стихах | | 1 | - | |
6.2 | Экспромт-задачки и математические головоломки | | 1 | | |
6.3 | Логические математические задачки-шутки. | | 1 | 1 | |
6.4 | Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сочиталки» | | - | 1 | |
6.5 | Познавательная конкурсно-игровая программа «Веселый интеллектуал» | | - | 1 | |
6.6 | Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у царицы Математики» | | - | 1 | |
Резервное занятие | 1 | 1 | 1 | |
Итого: | 35 | 12 | 13 | |
Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Что дала математика людям? Зачем ее изучать? (2 часа)
Тема 1.1. Математика вокруг нас.
Теория: Наблюдение над объектами природы, знакомство с наукой «математика».
Тема 1.2. Занимательная математика в доме и квартире.
Практика: Применение математических вычислений в быту (дома, на даче, в огороде, в обыденной жизни).
Раздел 2. Из истории математики (5 часов)
Тема 2.1. Старинные системы записи чисел.
Теория: Рассказ о записи чисел в единичной системе счисления. Рассказ о записи чисел в Древнем Египте.
Тема 2.2. Из истории чисел и цифр.
Теория: Как считали древние люди. Цифры у разных народов. Цифры нашего времени.
Тема 2.3. Как люди научились считать.
Практика: Решение практических задач в игровой форме. (Счет скота древнего человека; пересчет корений и т.д.)
Тема 2.4. Удивительное рядом и старинные меры длины.
Практика: Вершок. Пядь. Локоть. Учимся измерять длину при помощи старинных мер.
Тема 2.5. Из истории математических открытий.
Практика: Рассказ и обсуждение математических открытий.
Раздел 3. Развитие познавательных способностей (8 часов)
Тема 3.1. Тренировка внимания.
Теория: Что такое внимание и как оно может понадобиться нам в жизни?
Практика: Работа с играми, тренажерами на развитие внимания.
Тема 3.2. Тренировка памяти.
Теория: Что такое память? Какая она бывает.
Практика: Работа с играми, тренажерами на развитие памяти.
Тема 3.3. Поиск закономерностей.
Теория: Закономерности и какие они бывают.
Практика: Составляют закономерности, решают логические задачи.
Тема 3.4. Совершенствование воображения.
Практика: Работа с играми на совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек
Тема 3.5. Развитие быстроты реакции.
Практика: Игра «шифровальщики», «развиваем реакцию».
Раздел 4. Занимательная геометрия. (4 часа)
Тема 4.1. Наглядная геометрия.
Теория: Наблюдение над объектами природы, преобразованием фигур
Тема 4.2. Занимательная геометрия.
Теория: Наблюдение над объектами природы, преобразованием фигур
Практика: Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Тема 4.3. Турнир по геометрии.
Практика: Ответы на вопросы по теории геометрии. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Раздел 5. Олимпиадные задания по математике. (7 часов)
Тема 5.1. Занимательные задачи.
Теория: Для чего олимпиады школьникам? Что такое олимпиада? Занимательные задачки.
Тема 5.2. Логические задачи для юных математиков.
Практика: Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.
Тема 5.3. Задачи повышенной трудности.
Практика: Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.
Тема 5.4. Решение нестандартных задач.
Практика: Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.
Тема 5.5. Математические тренажеры.
Практика: Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.
Тема 5.6. Блиц-турнир по решению задач.
Практика: Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.
Тема 5.7. Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки»
Практика: Решение задач в игровой и практической форме, на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.
Раздел 6. Очень важную науку постигаем мы без скуки. (8 часов)
Тема 6.1. Задачи в стихах.
Теория: Задачи в стихах. Устное решение задачек.
Тема 6.2. Экспромт-задачки и математические головоломки.
Теория: Математические головоломки. Задачки на внимательность.
Тема 6.3. Логические математические задачки-шутки.
Теория: Что такое логика?
Практика: Познавательно-развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т.п.
Тема 6.4. Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сосчиталки»
Практика: Познавательно-развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т.п.
Тема 6.5. Познавательная конкурсно-игровая программа «Веселый интеллектуал»
Практика: Познавательно-развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т.п.
Тема 6.6. Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики»
Практика: Познавательно-развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т.п.
№ п/п | Название разделов и тем | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Что дала математика людям? | | | | |
| Математика вокруг нас. | Теоретическое | Словесный | Учебный материал Презентация Компьютер | Беседа |
| Занимательная математика | Практическое | Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Рассмотрение и решение материала |
2 | Из истории математики | | | | |
| Старинные системы записи чисел | Теоретическое и практическое занятие | Словесный и практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Беседа |
| Из истории чисел и цифр | Теоретическое | Словесный | Учебный материал Презентация Компьютер | Беседа |
| Как люди учились считать | Практическое | Словесный | Учебный материал Презентация Компьютер | Беседа |
| Удивительные рядом или старинные меры длины. | Практическое | Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Рассмотрение и решение материала |
| Из истории математических открытий | Практическое | Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Рассмотрение и решение материала |
3 | Развитие познавательных способностей. | | | | |
| Тренировка внимания | Практическое и теоретическое занятие | Словесный Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Беседа |
| Тренировка памяти | Практическое и теоретическое занятие | Словесный Практический Наглядный | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Беседа |
| Поиск закономерностей | Практическое и теоретическое занятие | Словесный Практический Наглядный | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Беседа |
| Совершенствование воображения | Практическое | Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Рассмотрение и решение материала |
| Развитие быстроты реакции | Практическое | Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Рассмотрение и решение материала |
4 | Занимательная геометрия | | | | |
| Наглядная геометрия | Теоретическое | Словесный | Учебный материал Презентация Компьютер | Беседа |
| Занимательная геометрия | Практическое и теоретическое занятие | Практический Словесный Наглядный | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Беседа |
| Турнир по геометрии | Практическое | Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Рассмотрение и решение материала |
5 | Олимпиадные задания по математике | | | | |
| Занимательные задачи | Теоретическое занятие | Словесный Наглядный | Учебный материал Презентация Компьютер | Беседа |
| Логические задачи для юных математиков | Практическое | Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Рассмотрение и решение материала |
| Задачи повышенной трудности | Практическое | Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Рассмотрение и решение материала |
| Решение нестандартных задач | Практическое | Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Рассмотрение и решение материала |
| Математические тренажеры | Практическое | Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Рассмотрение и решение материала |
| Блиц-турнир по решению задач | Практическое | Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Рассмотрение и решение материала |
| Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки» | Практическое | Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Рассмотрение и решение материала |
6 | Очень важную науку постигаем мы без скуки | | | | |
| Задачи в стихах | Теоретическое | Словесный | Учебный материал Презентация Компьютер | Беседа |
| Экспромт-задачки и математические головоломки | Теоретическое | Словесный | Учебный материал Презентация Компьютер | Беседа |
| Логические математические задачки-шутки. | Практическое и теоретическое занятие | Словесный Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Беседа |
| Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сочиталки» | Практическое | Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Рассмотрение и решение материала |
| Познавательная конкурсно-игровая программа «Веселый интеллектуал» | Практическое | Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Рассмотрение и решение материала |
| Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у царицы Математики» | Практическое | Практический | Перфокарты Карточки Математические таблицы Опорные схемы | Рассмотрение и решение материала |
| Резервное занятие | | | | |
Список используемой литературы
Учебник для образовательных учреждений «Математика», 2 класс (авторы М.И. Моро, М.А. Бантов)/ Москва. Просвещение. 2009 год.
Юным умницам и умникам: задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова)/Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС». Москва: Росткнига, 2008 год.
Юным умницам и умникам: задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова)/Рабочие тетради, 2 класс. Курс «РПС». Москва: Росткнига, 2008 год.
1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н.Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010 год.
Как научить детей учиться (Бардин К.В)/Москва, Просвещение, 1987 год.
Праздник числа (Волина В.)/Москва, Просвещение, 1999 год.