СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа учебно-познавательной направленности «Занимательная математика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

учебно-познавательной направленности

 «Занимательная математика»

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа учебно-познавательной направленности «Занимательная математика»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЖЕРДЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





Принята на заседании Утверждена приказом

методического совета МБОУ Жердевской СОШ

от «___»_______________2016г. №____ от «___»______2016г.

Протокол

« »_________________2016г.








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

учебно-познавательной направленности

«Занимательная математика»

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год






Автор-составитель:

Федосова Ирина Алексеевна,

учитель начальных классов













Жердевка-2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность.

Научно-предметная.


Актуальность.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоций и речи ребенка.


Цель.

Целью программы является развитие математического образа мышления.


Задачи.

Личностные:

  • Воспитание полного осознания смысла обучения и понимание личной ответственности за будущий результат;

  • Помощь детям в определении правильного нравственного выбора;

  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

  • формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;





Метапредметные:

  • Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

  • Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);



Образовательные:

  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

  • развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

  • Сформировать устойчивый интерес к математике;




Планируемые результаты:


Занятия должны помочь обучающимся усвоить основные базовые знания по математике, ее ключевые понятия, а также помочь овладеть способами исследовательской деятельности. Занимательная математика формирует творческое мышление обучающегося, способствует улучшению качества решения задач различного уровня сложности, успешному выступлению на олимпиадах, играх и конкурсах.


Личностные результаты:

  • овладение навыками решения задач и примеров вне учебной деятельности, способствующих развитию и получению лучших результатов в процессе обучения;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;

  • умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников.

Метапредметные результаты:

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • умение рационально строить самостоятельную деятельность;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты:

  • понимать важность математики как предмета.

  • усвоить основные базовые знания по математике;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;





Отличительные особенности программы:

Отличительные особенности программы «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Адресат программы:

Настоящая программа адресована учащимся Муниципального общеобразовательного учреждения Жердевская Средняя Общеобразовательная Школа, обучающимся по программам, разработанным на основе Федеральных Государственных требований.


Объем и срок освоения программы:

Cрок освоения программы – 1 год
Уровень «Стартовый»

1-ый год - 35 часов.
1 занятие в неделю по 45 минут.


Формы обучения:

Занимательные коллективно-групповые занятия.

Режим занятий:

Первый год обучения: 1 занятие в неделю по 45 минут.



Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Итоговые занятия, диагностика.


Материально-техническое обеспечение:


  1. Перфокарты

  2. Карточки

  3. Математические таблицы

  4. Опорные схемы

  5. Компьютер



Кадровое обеспечение:

В реализации программы занят педагог Федосова Ирина Александровна, обучающиеся и родители.








УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Наименование раздела и темы

Количество часов

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика


1

Что дала математика людям?

2

1

1


1.1

Математика вокруг нас.


1

-


1.2

Занимательная математика


-

1


2.

Из истории математики

5

2

3


2.1

Старинные системы записи чисел


1

-


2.2

Из истории чисел и цифр


1

-


2.3

Как люди учились считать


-

1


2.4

Удивительные рядом или старинные меры длины.


-

1


2.5

Из истории математических открытий


-

1


3.

Развитие познавательных способностей.

8

3

5


3.1

Тренировка внимания


1

1


3.2

Тренировка памяти


1

1


3.3

Поиск закономерностей


1

1


3.4

Совершенствование воображения


-

1


3.5

Развитие быстроты реакции


-

1


4

Занимательная геометрия

4

2

2


4.1

Наглядная геометрия


1

-


4.2

Занимательная геометрия


1

1


4.3

Турнир по геометрии


-

1


5

Олимпиадные задания по математике

7

1

6


5.1

Занимательные задачи


1

-


5.2.

Логические задачи для юных математиков


-

1


5.3

Задачи повышенной трудности


-

1


5.4

Решение нестандартных задач


-

1


5.5

Математические тренажеры


-

1


5.6

Блиц-турнир по решению задач


-

1


5.7

Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки»


-

1


6

Очень важную науку постигаем мы без скуки

8

3

4


6.1

Задачи в стихах


1

-


6.2

Экспромт-задачки и математические головоломки


1



6.3

Логические математические задачки-шутки.


1

1


6.4

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сочиталки»


-

1


6.5

Познавательная конкурсно-игровая программа «Веселый интеллектуал»


-

1


6.6

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у царицы Математики»


-

1


Резервное занятие

1

1

1


Итого:

35

12

13












Содержание изучаемого курса:


Раздел 1. Что дала математика людям? Зачем ее изучать? (2 часа)

Тема 1.1. Математика вокруг нас.
Теория: Наблюдение над объектами природы, знакомство с наукой «математика».

Тема 1.2. Занимательная математика в доме и квартире.
Практика: Применение математических вычислений в быту (дома, на даче, в огороде, в обыденной жизни).





Раздел 2. Из истории математики (5 часов)

Тема 2.1. Старинные системы записи чисел.
Теория: Рассказ о записи чисел в единичной системе счисления. Рассказ о записи чисел в Древнем Египте.

Тема 2.2. Из истории чисел и цифр.
Теория: Как считали древние люди. Цифры у разных народов. Цифры нашего времени.


Тема 2.3. Как люди научились считать.
Практика:
Решение практических задач в игровой форме. (Счет скота древнего человека; пересчет корений и т.д.)

Тема 2.4. Удивительное рядом и старинные меры длины.
Практика:
Вершок. Пядь. Локоть. Учимся измерять длину при помощи старинных мер.

Тема 2.5. Из истории математических открытий.
Практика: Рассказ и обсуждение математических открытий.



Раздел 3. Развитие познавательных способностей (8 часов)

Тема 3.1. Тренировка внимания.
Теория: Что такое внимание и как оно может понадобиться нам в жизни?
Практика
: Работа с играми, тренажерами на развитие внимания.

Тема 3.2. Тренировка памяти.
Теория: Что такое память? Какая она бывает.
Практика:
Работа с играми, тренажерами на развитие памяти.

Тема 3.3. Поиск закономерностей.
Теория: Закономерности и какие они бывают.
Практика:
Составляют закономерности, решают логические задачи.


Тема 3.4.
Совершенствование воображения.
Практика:
Работа с играми на совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек


Тема 3.5.
Развитие быстроты реакции.
Практика: Игра «шифровальщики», «развиваем реакцию».



Раздел 4. Занимательная геометрия. (4 часа)

Тема 4.1.
Наглядная геометрия.
Теория:
Наблюдение над объектами природы, преобразованием фигур


Тема 4.2.
Занимательная геометрия.
Теория:
Наблюдение над объектами природы, преобразованием фигур
Практика:
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема 4.3.
Турнир по геометрии.
Практика:
Ответы на вопросы по теории геометрии. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.



Раздел 5. Олимпиадные задания по математике. (7 часов)

Тема 5.1. Занимательные задачи.
Теория: Для чего олимпиады школьникам? Что такое олимпиада? Занимательные задачки.

Тема 5.2.
Логические задачи для юных математиков.
Практика:
Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.

Тема 5.3.
Задачи повышенной трудности.
Практика:
Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.

Тема 5.4.
Решение нестандартных задач.
Практика:
Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.

Тема 5.5.
Математические тренажеры.
Практика:
Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.


Тема 5.6.
Блиц-турнир по решению задач.
Практика:
Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.

Тема 5.7.
Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки»
Практика:
Решение задач в игровой и практической форме, на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.



Раздел 6. Очень важную науку постигаем мы без скуки. (8 часов)

Тема 6.1. Задачи в стихах.
Теория:
Задачи в стихах. Устное решение задачек.


Тема 6.2.
Экспромт-задачки и математические головоломки.
Теория:
Математические головоломки. Задачки на внимательность.


Тема 6.3
. Логические математические задачки-шутки.
Теория: Что такое логика?
Практика:
Познавательно-развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т.п.

Тема 6.4.
Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сосчиталки»
Практика:
Познавательно-развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т.п.

Тема 6.5.
Познавательная конкурсно-игровая программа «Веселый интеллектуал»
Практика:
Познавательно-развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т.п.

Тема 6.6
. Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики»
Практика:
Познавательно-развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т.п.





п/п

Название разделов и тем

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Что дала математика людям?






Математика вокруг нас.

Теоретическое

Словесный

Учебный материал
Презентация
Компьютер

Беседа


Занимательная математика

Практическое

Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Рассмотрение и решение материала

2

Из истории математики






Старинные системы записи чисел

Теоретическое и практическое занятие

Словесный и практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Беседа


Из истории чисел и цифр

Теоретическое

Словесный

Учебный материал
Презентация
Компьютер

Беседа


Как люди учились считать

Практическое

Словесный

Учебный материал
Презентация
Компьютер

Беседа


Удивительные рядом или старинные меры длины.

Практическое

Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Рассмотрение и решение материала


Из истории математических открытий

Практическое

Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Рассмотрение и решение материала

3

Развитие познавательных способностей.






Тренировка внимания

Практическое и теоретическое занятие

Словесный
Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Беседа


Тренировка памяти

Практическое и теоретическое занятие

Словесный
Практический
Наглядный

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Беседа


Поиск закономерностей

Практическое и теоретическое занятие

Словесный
Практический
Наглядный

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Беседа


Совершенствование воображения

Практическое

Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Рассмотрение и решение материала


Развитие быстроты реакции

Практическое

Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Рассмотрение и решение материала

4

Занимательная геометрия






Наглядная геометрия

Теоретическое

Словесный

Учебный материал
Презентация
Компьютер

Беседа


Занимательная геометрия

Практическое и теоретическое занятие

Практический
Словесный
Наглядный

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Беседа


Турнир по геометрии

Практическое

Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Рассмотрение и решение материала

5

Олимпиадные задания по математике






Занимательные задачи

Теоретическое занятие

Словесный
Наглядный

Учебный материал
Презентация
Компьютер

Беседа


Логические задачи для юных математиков

Практическое

Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Рассмотрение и решение материала


Задачи повышенной трудности

Практическое

Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Рассмотрение и решение материала


Решение нестандартных задач

Практическое

Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Рассмотрение и решение материала


Математические тренажеры

Практическое

Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Рассмотрение и решение материала


Блиц-турнир по решению задач

Практическое

Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Рассмотрение и решение материала


Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки»

Практическое

Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Рассмотрение и решение материала

6

Очень важную науку постигаем мы без скуки






Задачи в стихах

Теоретическое

Словесный

Учебный материал
Презентация
Компьютер

Беседа


Экспромт-задачки и математические головоломки

Теоретическое

Словесный

Учебный материал
Презентация
Компьютер

Беседа


Логические математические задачки-шутки.

Практическое и теоретическое занятие

Словесный
Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Беседа


Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сочиталки»

Практическое

Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Рассмотрение и решение материала


Познавательная конкурсно-игровая программа «Веселый интеллектуал»

Практическое

Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Рассмотрение и решение материала


Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у царицы Математики»

Практическое

Практический

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы


Рассмотрение и решение материала


Резервное занятие











Список используемой литературы

  1. Учебник для образовательных учреждений «Математика», 2 класс (авторы М.И. Моро, М.А. Бантов)/ Москва. Просвещение. 2009 год.



  1. Юным умницам и умникам: задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова)/Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС». Москва: Росткнига, 2008 год.



  1. Юным умницам и умникам: задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова)/Рабочие тетради, 2 класс. Курс «РПС». Москва: Росткнига, 2008 год.



  1. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н.Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010 год.



  1. Как научить детей учиться (Бардин К.В)/Москва, Просвещение, 1987 год.



  1. Праздник числа (Волина В.)/Москва, Просвещение, 1999 год.