Информационная карта
Ф.И.О. педагога | Левченко Галина Николаевна |
Тип программы | общеразвивающая |
Образовательная область | декоративно-прикладное творчество |
Направленность деятельности | художественная |
Способ освоения содержания образования | практический |
Уровень освоения содержания образования | ознакомительный |
Уровень реализации программы | дошкольное образование |
Формы реализации программы | групповая |
Продолжительность реализации программы | 1 год |
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1 Пояснительная записка
Одна из важных задач в области дошкольного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей.
В системе по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста большое место должно быть отведено аппликации. Она обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе. Умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, расширению умственного кругозора.
Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с материалами, с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
Педагогическая целесообразность программы «Весёлая аппликация» объясняется тем, что основным инструментом являются руки и ножницы, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Для того, чтобы развивать индивидуальные творческие способности у обучающихся, необходима особая организация изобразительной деятельности. В качестве приоритетной деятельности является аппликация. Увлечение аппликацией помогает развить наблюдательность, предполагает разные знания.
Отличительной особенностью данной программы является то, что темы внутри разделов выстраиваются по принципу «от простого к сложному», это дает возможность каждому ребенку в ходе освоения раздела выбрать задание из предложенных вариантов по своему желанию и возможностям, уровню знаний и способностей. Преимущества данной программы перед аналогичными заключаются в том, что для развития детского художественного творчества используются нетрадиционные техники и приемы аппликации. Данное направление актуально, важно и необходимо, потому что нетрадиционная техника открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Акцент в работе с детьми направлен на усовершенствование тонкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия и произвольного внимания.
Новизна программы заключается в том, что предполагается развитие умений как экспериментального, практического, так и теоретического характера. Особое внимание должно уделяться самостоятельным экспериментальным исследованиям. Эксперимент должен выполнять функцию средства наглядности, служить одним из методов познания, он должен приобрести характер самостоятельных исследований воспитанников.
Практическая значимость этой программы определена в трёх аспектах:
1) в комплексе развивается мелкая моторика и тактильное восприятие детей;
2)представлен систематизированный материал по развитию координированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления с выходом на развитие творческих способностей у детей;
3)предлагается диагностика по определению уровня развития детей в процессе освоения нетрадиционной техникой аппликации.
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех видов детской деятельности:
-восприятие художественной литературы и фольклора: стихи и рассказы о природе;
-игровая: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций, решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений;
-коммуникативная, познавательно - исследовательская: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;
-двигательная: физкультминутки;
-музыкальная: прослушивание музыкальных произведений;
-самообслуживание и элементарный бытовой труд: желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Одним из несомненных достоинств занятий по аппликации с детьми дошкольного возраста является взаимосвязь предметных областей знаний.
Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях.
Программа рассчитана для реализации с детьми 5 - 6 лет в течение одного года, ориентирована на проявление и развитие творческих способностей каждого ребенка. По направленности программа является художественной.
Дети приходят в объединения без специального отбора и подготовки. Главное, чтобы у ребенка был интерес и желание заниматься творчеством. Программой предусмотрена возможность выбора учащимся заданий любого уровня сложности.
Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, творческие. Создает наилучшие условия, направленные на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ребёнка с учетом его склонностей и способностей. Предусмотрены разные степени сложности учебного материала, содержание каждого из последующих уровней усложняет содержание предыдущего уровня.
Работа по формированию навыков изготовления аппликации проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед обучающимися ставятся определённые задачи.
№ | ЭТАП | Задачи: |
1. | Подготовительный | – Закрепить умение пользоваться ножницами. -Освоить приёмы складывания бумаги пополам, вчетверо, гармошкой. -Освоить приемы вырезания круглых и овальных форм. - Обучать способам действия с клеем. |
2. | Основной | -Научиться обводить по шаблону. – Научиться не выходить за контур рисунка при вырезании деталей. – Использовать несколько цветов бумаги (картона). – Для выразительности работ уметь использовать вспомогательные предметы (крупы, косточки, перья, семена растений, нитки и т.д.) –Научиться составлять из геометрических форм узор, чередуя их по цвету. –Освоить приёмы вырезания симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, гармошкой. -Научиться создавать предметные и сюжетные аппликации, используя разные приемы, которыми овладели. -Научиться доводить дело до конца. – Научиться аккуратно выполнять свои работы. – Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми. – Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий. – Научиться действовать по образцу педагога. – Научиться действовать по словесному указанию педагога. |
3. | Итоговый | – Самостоятельно решать творческие задачи. – Самостоятельно подбирать материал для работы. – Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности. |
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами аппликации.
Задачи: |
Обучающие | • Знакомство с правилами техники безопасности при работе с ножницами, клеем. •Овладение основными приёмами аппликации •Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством аппликации. •Обогащение знаний детей о разных видах художественного творчества. • Совершенствование навыков и приемов работы с бумагой, картоном и другими материалами. •Знакомство с оформлением готовых работ. •Формирование умений обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета. |
Развивающие | •Развитие мелкой моторики, координации движения рук, глазомера. • Развитие сюжетно – игрового замысла. • Развитие интереса к процессу и результатам работы. • Развитие интереса к коллективной работе. • Формирование коммуникативных навыков. • Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения |
Воспитывающие | • Воспитание навыков аккуратности при работе с бумагой, картоном и др. материалами. • Воспитание отзывчивости, доброты, умения сочувствовать товарищам, желание помогать им. • Воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ. •Воспитание трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом. •Воспитание адекватной самооценки. |
Объем программы: 36 ч.
Формы обучения и виды занятий:презентации, практические работы, индивидуальные и групповые занятия, коллективно-творческие работы, оформление выставок.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий и продолжительность: 1занятие в неделю по 20-25 минут.
Уровень освоения программы: ознакомительный.
Категория обучающихся: дошкольники.
Количество обучающихся в кружке: 6 человек
Программа предполагает совместную работу обучающихся с педагогом. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь педагога каждому ребёнку должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Основная задача в освоении программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ Контроля |
Теория | Практика | Всего | |
| Вводное занятие | 1 | | 1 | Наблюдение |
1 | Приёмы аппликациии | 1 | 7 | 8 | |
1.1 | Приёмы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой) | | 2 | 2 | Наблюдение, опрос, практикум |
1.2 | Приёмы вырезывания круглых и овальных форм | 1 | 2 | 3 | Наблюдение, опрос, практикум |
1.3 | Обводка по шаблону и вырезывание фигур по контуру | | 3 | 3 | Наблюдение, опрос, практикум |
2 | Использование природного, бросового и других материалов в аппликации. | 1 | 9 | 10 | |
2.1 | Использование листьев, перьев, косточек, семян растений в аппликации. | 1 | 4 | 5 | Наблюдение, опрос, практикум |
2.2 | Использование круп, бусинок, ваты, ниток, ткани, пластилина в аппликации | | 5 | 5 | Наблюдение, опрос, практикум |
3 | Составления узоров из геометрических и растительных форм. | 1 | 6 | 7 | |
3.1 | Знакомство с декоративно – прикладным искусством | 1 | - | 1 | Наблюдение, опрос |
3.2 | Составление узоров на полосе, квадрате, круге | | 6 | 6 | Наблюдение, опрос, практикум |
4 | Использование новых цветов, светлых и темных оттенков в аппликации. | 1 | 1 | 2 | |
4.1 | Изготовление декоративных работ с подбором контрастных цветов | 1 | 1 | 2 | Наблюдение, опрос, практикум |
5 | Создание предметных и сюжетных аппликаций | 2 | 4 | 6 | |
5.1 | Создание предметных композиций | 1 | 2 | 3 | Наблюдение, опрос, практикум |
5.2 | Создание сюжетных композиций | 1 | 2 | 3 | Наблюдение, опрос, практикум |
| Итоговое занятие Игровой «мастер-класс» по теме «Что умею, не скажу, а как сделать покажу» | | 2 | 2 | Выставка работ |
| Итого | 7ч | 29ч | 36ч | |
Содержание учебного плана
Вводное занятие.
Теория Введение в программу, диагностика. Знакомство с разной фактурой бумаги, со способами вырезывания; с правилами безопасности при работе с ножницами, клеем.
Раздел 1. Приёмы аппликации.
Тема 1.1. Приёмы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой)
Практика Складывание бумаги пополам, вчетверо. Создание аппликаций «Грибы», «Ваза с цветами».
Тема 1.2. Приёмы вырезывания круглых и овальных форм
Теория Приёмы вырезывания круглых и овальных форм.
Практика Вырезывание круглых и овальных форм. Изготовление аппликаций «Яблоко», «Черепашка».
Тема 1.3. Обводка по шаблону и вырезывание фигур по контуру
Практика Обводка по шаблону, вырезывание фигур по контуру. Изготовление аппликаций «Ёжик», «Мышка».
Раздел 2. Использование природного, бросового и других материалов в аппликации.
Тема 2.1. Использование листьев, перьев, косточек, семян растений в аппликации.
Теория Знакомство с правилами использования природного и бросового материала в аппликации. Рассматривание готовых образцов поделок.
Практика Создание поделок и композиций, используя природный и бросовый материал. Изготовление поделок «Букет из осенних листьев», «Цыплёнок», ««Божья коровка на листочке».
Тема 2.2. Использование круп, бусинок, ваты, ниток, ткани, пластилина в аппликации
Практика Накладывание и наклеивание ваты на изображенный силуэт; конструирование изображений из клочков бумаги, круп, ниток и др. Изготовление поделок «Подсолнух», «Дед Мороз», «Лыжник», «Рыбка».
Раздел 3. Составления узоров из геометрических и растительных форм.
Тема 3.1. Знакомство с декоративно – прикладным искусством
Теория Знакомство с национальными орнаментами, рассматривание различных декоративных изделий (ковров, тканей, платков). Презентация.
Тема 3.2. Составление узоров на полосе, квадрате, круге
Практика Рассматривание готовых образцов поделок. Изготовление поделок «Закладка для книг», «Полосатый коврик», «Семеновская матрешка», «Декоративный поднос».
Раздел 4. Использование новых цветов, светлых и темных оттенков в аппликации.
Тема 4.1. Изготовление декоративных работ с подбором контрастных цветов.
Теория Обучение умению использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый), а также различные светлые и темные оттенки. Работа по различению и называнию цветов, систематизации цвета.
Практика Изготовление поделки «Шарики воздушные».
Раздел 5. Создание предметных и сюжетных аппликаций.
Тема 5.1. Создание предметных композиций
Теория Планирование работы по реализации замысла. Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами, мелкими предметами.
Практика Создание индивидуальных и коллективных композиций; изображение различных предметов, используя бумагу, пластилин, семена растений и др. материалы; оформление макаронными изделиями, крупами. Изготовление поделок «Пасхальное яйцо», «Ромашка».
Тема 5.2 Создание сюжетных композиций
Теория Планирование работы по реализации замысла. Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами.
Практика Создание декоративных и сюжетных композиций; изображение различных предметов, использование бумаги разной фактуры; использование приемов лепки, как сопутствующих аппликации. Изготовление поделок «Букет к 9 Мая», «Дельфины играют»», «Клоун - цветочек».
Итоговое занятие
Практика Игровой «мастер-класс» по теме «Что умею, не скажу, а как сделать покажу»
1.4. Прогнозируемые результаты
Ожидаемые личностные результаты:
- развитие познавательных процессов: внимания, воображения, творческого и логического мышления, адекватной самооценки; воспитания ответственного отношения к начатому делу, аккуратности, трудолюбия;
- формирование эмоционально-волевой сферы: умения выражать радость, сочувствия, сопереживания другим, личностных качеств, нравственных качеств.
Ожидаемые метапредметные результаты
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
Воспитание ответственного отношения к начатому делу, аккуратности, трудолюбия. | -Формулирование познавательной цели; поиск и отбор необходимой информации, её структурирование исследовательские действия.
| -Умение слышать, слушать и понимать собеседника - Планирование и согласованное выполнение совместной коллективной деятельности; взаимный контроль действий друг друга. -Умение договариваться; разрешение конфликтов; | - Постановка учебной задачи на основе того, что имеется и того, что надо создать. - Оценка своей работы и выявление отличий от эталона- образца. - Внесение необходимых изменений и дополнений в свою работу. |
Ожидаемые предметные результаты
Обучающиеся должны знать | Обучающиеся должны уметь |
- правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, мелкими предметами; -правила поведения в кабинете, на экскурсии; -характеристику свойств и фактуру бумаги, картона; - основные приемы и технику выполнения аппликации; - правила работы с материалами для аппликации; - последовательность выполняемых действий; -способы исследования природных объектов | - Использовать в аппликации нетрадиционную технику. -Владеть приёмами и методами практической работы с бумагой, картоном, подручными материалами. С -Создавать элементарные предметы по образцу, проявлять желание создавать выразительные образы посредством объема и цвета. - Использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.) - Уметь доводить дело до конца. - Уметь самостоятельно выбирать сюжет для работы. - Уметь использовать несколько цветов бумаги. - Уметь грамотно использовать бросовый материал. - Выбирать наиболее оптимальный способ деятельности под руководством педагога. |
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1 Календарный учебный график
Год обуче ния | 1 полуго дие | ОП | Промежуточная аттестация | Зимние праздники | 2 полугодие | ОП | Итоговая аттестация | Аттестация | Все го в год |
1 год обуч. | 15.09 -23.12. | 14 5.09.12итературы:чебный график000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000нед. | 24-31.12 | 01.01-10.01 | 11.01-22.05 | 19 нед | 23-30.05 | 2 нед. | 36 нед. |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение программы
Наглядные средства: | Материально-техническое оснащение занятий |
-Инструктивные карты, иллюстрации, -подборка информационной и справочной литературы, -диагностическая методика для определения знаний умений, навыков, творческих способностей, -разработки занятий, внеклассных мероприятий, родительских собраний. -стенды (правила техники безопасности) | Оборудование: - видео-аудио материалы - компьютер - фотоаппарат; -образцы поделок, панно, композиций из различных материалов; -книжки-раскраски для работы по образцу; -природный и бросовый материал: семена растений, крылатки клена, ясеня, засушенные листья, травы и цветы, скорлупа грецких орехов, перья птиц, крупы, макароны, опилки и т.д.; -бумага: гофрированная, цветная, бархатная; -картон: цветной, белый, упаковочный; -открытки, салфетки, фантики, пуговицы, стеклярус, блестки, бусины; -цветная пряжа, нитки, вата, пластилин; -клей ПВА, ножницы, зубочистки. |
2.3.Формы аттестации
В течение года отслеживается уровень достижений каждого обучающегося, который фиксируется в его индивидуальной карте. Результаты участия в конкурсах различного уровня вносятся в экран достижений в течение всего учебного года.
По результатам анализа данных текущего мониторинга, промежуточной диагностики и итоговых форм контроля педагог совместно с ребенком и его родителями может рассматривать возможность освоения того или иного уровня программы, перехода на другой уровень. Мониторинг освоения детьми программного материала осуществляется на основе создания диагностических ситуаций. В качестве диагностической ситуации проводится игровой «мастер-класс» по теме «Что умею, не скажу, а как сделать покажу». Детям предлагается принять участие в «обучении» сверстников изготовлению поделок по своему выбору, используя знания, полученные на кружке. С помощью наблюдения за деятельностью детей делается вывод о достижениях каждого ребёнка в данном виде деятельности.
Диагностическая карта развития детей в процессе освоения нетрадиционной техники аппликации
№ | Ф.И.ребенка | Творческая актив ность | Новизна, оригинальность | Сенсорные способности (чувство цвета, формы) | Компози ция | Общая ручная умелость | Самостоятельность | Баллы |
2.4. Оценочные материалы
Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей
Критерии (индикаторы) | Высокий уровень (3 балла) | Средний уровень (2 балла) | Низкий уровень(1 балл) |
Творческая активность | Повышенный интерес, творческая активность | Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога | Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Новизна, оригинальность | Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества,«индивидуальный» почерк детской продукции | Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога | Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы) | Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения | Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. | Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. |
Композиция | По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами. | На полосе листа с незначительными элементами. | Не продуманно, носит случайный характер. |
Общая ручная умелость | Хорошо развита моторика рук, аккуратность. | Ручная умелость развита. | Слабо развита моторика рук. |
Самостоятельность | Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. | Требуется незначительная помощь. | Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция. |
2.5. Методические материалы
Для реализации программы используется методические пособия Богатеевой З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2008. - 224 с.;
Малышевой А.Н., Ермолаевой Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
Формы организации деятельности дошкольников: занятия в кружке, совместная деятельность; фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проектный.
Методы воспитания: убеждение, мотивация, поощрение.
Форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: беседа, защита проектов, практическое занятие, конкурсы, ярмарка.
Педагогические технологии: групповое обучение, проектная деятельность.
Дидактический материал, техническое оснащение
№ п/п | Название раздела, темы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы занятий | Приёмы и методы | Формы подведения итогов |
| Вводное занятие | Таблица «Правила безопасности при работе с ножницами, клеем» | Беседа, рассказ | Наглядный | Опрос |
1 | Приёмы аппликации Приёмы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой | Слайдовая презентация «Приёмы складывания бумаги» | Рассказ | Наглядный | Опрос |
3 | Приёмы вырезывания круглых и овальных форм | Слайдовая презентация «Приёмы вырезывания кругов и овалов» | практическое занятие | Практический | Опрос |
4 | Обводка по шаблону и вырезывание фигур по контуру | Таблица «Правила обводки по шаблону» Шаблоны. | практическое занятие | Практический | Опрос |
5 | Использование природного, бросового и других материалов в аппликации. | Рассматривание готовых образцов поделок. | Беседа, рассказ | Наглядный | Опрос |
6 | Составление узоров из геометрических и растительных форм | Слайдовая презентация «Национальные орнаменты, декоративные изделия (ковры, ткани, платки)» | Беседа, рассказ | Наглядный | Опрос |
7 | Использование новых цветов, светлых и темных оттенков в аппликации. | Слайдовая презентация «Смешивание цветов» | практическая работа | Практический | Опрос |
8 | Создание предметных и сюжетных аппликаций | Рассматривание готовых образцов поделок. | Беседа, рассказ | Наглядный | Опрос |
9. | Итоговое занятие | | Выставка работ | Практический | Защита проектов Выставка |
2.6. Список литературы
1. Башарина, А.М. Аппликация из соломки в детском саду/А.М. Башарина. - М.: Академия развития, 2010. - 128 с.
2. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2008. - 224 с.
3. Верещагина, Н.В. Диагностика педагогического процесса в средней группе дошкольной образовательной организации / Н.В. Верещагина. - М.: Детство, 2014. - 16 с.
4. Вовикова, А.Н. Аппликации и поделки из бумаги для детей 4-5 лет / А.Н. Вовикова. - М.: Стрекоза, 2010. - 20 с.
5. Грибовская, А.А. Аппликация в детском саду /А.А. Грибовская. - М.: Скрипторий, 2010. - 16 с.
6. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 125 с.
7. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада /Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 128 с.
8. Лубышева, Е.А. Эта волшебная бумага / Е.А. Лубышева // Дошкольное воспитание. - 2010. - №4. - С. 49-50.
9. Малик, О.А. Занятия по аппликации с дошкольниками / О.А. Малик. - М.: Сфера, 2009. - 96 с.
10. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
11. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования // Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 333 с.
11. Просова, Н.В., Соловьёва, Т.К. Путешествие в страну волшебной бумаги / Н.В. Просова, Т.К. Соловьёва // Дошкольное воспитание. - 2012. - №10. - С. 42-43.
12. Сайт «Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru
Приложение
Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Время прове дения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведе ния | Форма контро ля |
1 | 4.09 | 15.50 16.15 | Групповое занятие | 1 | Вводное занятие | кабинет ГКП | Наблюдение, опрос |
2 | 11.09 | 15.50 16.15
| Групповое занятие | 1 | Приёмы складывания бумаги, аппликация «Грибы» |
кабинет ГКП | творчес кая работа |
3 | 18.09 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 1 | Аппликация «Ваза с цветами». | кабинет ГКП | творч. работа |
4 | 25.09 | 15.50 16.15
| Групповое | 1 | Приёмы вырезывания круглых и овальных форм. Изготовление аппликации «Яблоко» | кабинет ГКП
| наблюде ние, опрос |
5-6 | 02.10 09.10 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 2 | Изготовление аппликации «Черепашка» | кабинет ГКП | практич. работа |
7 | 16.10 |
| Групповое | 1 | Обводка по шаблону, вырезывание фигур по контуру. | кабинет ГКП | Наблюдение |
8-9 | 23.10 06.11 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 2 | Изготовление аппликаций «Ежик», «Мышка» | Кабинет ГКП | практич. работа |
10 | 13.11 | 15.50 16.15
| Групповое | 1 | Знакомство с правилами использования природного и бросового материала в аппликации. Рассматривание готовых образцов поделок. | Кабинет ГКП
| Наблюдение, опрос |
11 | 20.11 | 15.50 16.15 | Групповое | 1 | Изготовление поделки «Букет из осенних листьев» | Кабинет ГКП | творческая работа |
12 | 27.11 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 1 | «Цыпленок» | Кабинет ГКП | творческая работа |
13-14 | 04.12 11.12 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 2 | «Божья коровка на листочке» | Кабинет ГКП | творческ.работа |
15 | 18.12 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 1 | Изготовление поделки «Подсолнух» | Кабинет ГКП | Творч. работа |
16 | 25.12 15.01 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 2 | Изготовление поделки «Дед Мороз» | Кабинет ГКП | Творч. работа |
17 | 22.01 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 1 | Изготовление поделки «Лыжник» | Кабинет ГКП | Творч. работа |
18 | 29.01 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 1 | Изготовление поделки «Рыбка» | Кабинет ГКП | Творч. работа |
19 | 05.02 | 15.50 16.15 | Групповое | 1 | Знакомство с национальными орнаментами, рассматривание различных декоративных изделий (ковров, тканей, платков). | Кабинет ГКП | Наблюдение, опрос |
20 | 12.02 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 1 | Изготовление поделки «Закладка для книг» | Кабинет ГКП | Творч. работа |
21-22 | 19.02 26.02 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 2 | Изготовление поделки «Полосатый коврик» | Кабинет ГКП | Творч. работа |
23-24 | 05.03 12.03 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 2 | Изготовление поделки «Семеновская матрешка» | Кабинет ГКП | Творч. работа |
25 | 19.03 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 1 | Изготовление поделки «Декоративный поднос» | Кабинет ГКП | Творч. работа |
26 | 26.03 | 15.50 16.15 | Групповое | 1 | Различение и называние цветов, систематизации цвета. | Кабинет ГКП | Наблюдение, опрос |
27 | 02.04 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 1 | Изготовление поделки «Шарики воздушные». | Кабинет ГКП | Творч. работа |
28 | 09.04 | 15.50 16.15 | Групповое | 1 | Знакомство с созданием предметных композиций | Кабинет ГКП | Наблюдение, опрос |
29 | 16.04 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 1 | Изготовление поделки «Пасхальное яйцо» | Кабинет ГКП | Творч. работа |
30 | 23.04 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 1 | Изготовление поделки «Ромашка». | Кабинет ГКП | Творч. работа |
31 | 30.04 | 15.50 16.15 | Групповое | 1 | Знакомство с созданием сюжетных композиций | Кабинет ГКП | Наблюдение, опрос |
32 | 07.05 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 1 | «Дельфины играют» | Кабинет ГКП | Творч. работа |
33-34 | 14.05 21.05 | 15.50 16.15 | Групповое | 2 | «Букет к 9 Мая» | Кабинет ГКП | Творч. работа |
35-36 | 28.05 29.05 | 15.50 16.15 | Индивидуальное | 2 | Итоговые занятия | Кабинет ГКП | Самостоят. Работа |