СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир общения» 11 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование психологической компетентности и развитие социально значимых личностных качеств подростков через организацию процесса самопознания и построения позитивных  партнерских отношений.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир общения» 11 класс»

Принята на заседании педагогического совета школы

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы __________________ «___»_____________________20__ г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Основы психологии общения»







Класс: 11 кл.

Срок реализации программы:1 год

Количество часов: 34ч., 1 ч. в неделю




Автор-составитель программы:

Умнова Евгения Вячеславовна

педагог-психолог












Пояснительная записка.

Мы живем в эпоху своеобразного коммуникационного взрыва, значительной интенсификации общения и быстрой координации усилий в различных отраслях жизни. Все это делает межличностные контакты легко и быстро воспроизводимыми, и современный подросток должен быть к ним хорошо подготовлен.

Каждый человек, в том числе и ребенок, это личность, которая имеет свободу прожить свою жизнь так, как считает нужным, и несет за это полную ответственность. Только научившись принимать на себя ответственность за свой выбор, за свои поступки, возможно строить партнерские (субъект - субъектные) отношения, доверять миру, уважать, ценить самого себя и других, уметь выражать свои эмоции и отвечать за себя и свои поступки, полноценно проживать то, что дается судьбой. Серьезные проблемы возникают у подростка, не умеющего устанавливать адекватные межличностные контакты со своими сверстниками и взрослыми, как в школе, так и в семье.

Психологические новообразования в подростковом возрасте связаны с изменением потребностей и мотивов поведения. Это потребность выйти за рамки школы, соответствовать собственным требованиям к самооценке, найти и защитить свое место в окружающей социальной среде. К центральному психологическому новообразованию этого возраста относятся самосознание личности, становление которого возможно только посредством полноценного общения.

Занятия по программе «Психология общения» существенно облегчают и ускоряют процесс овладения навыками эффективного социального поведения, необходимы для организации продуктивного, полноценного взаимодействия с другими людьми и в межличностных отношениях, создают возможности для более полного самопознания и самоопределения. Кроме того, овладение материалом по данной программе способствует развитию гибкости ролевого поведения, расширяет возможности самовыражения, учит анализировать свои действия и выбирать подходящий способ взаимодействия с партнером, позволяет снимать стереотипы в общении и заново формировать способы поведения. А также занятия дают возможность получить новый позитивный опыт построения и проживания межличностных отношений и ощутить свою успешность, что является одной из наиболее значимых потребностей в подростковом возрасте.

Программа предполагает гуманистическую направленность на осознание подростком себя, своих ценностей и перспективы развития, основана на 2 принципах добровольности, общедоступности, постепенности и поэтапности, способствует углублению самопознания личности, формированию и коррекции коммуникативных умений.

Занятия по данной программе помогают подростку воспринимать себя по следующим основным направлениям:

- через восприятие себя другими: групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы;

- через восприятие другого человека (участника группы) как такой же уникальной личности, путем установления с ним контакта и построения партнерских отношений на основе взаимоуважения и взаимопонимания;

- через результаты собственной деятельности: механизм самооценки: в группе социально - психологического тренинга осуществляется определение и коррекция уровня самооценки; - через восприятие себя другими: механизм «обратной связи», а это обязательный элемент занятий;

- через наблюдение собственных внутренних состояний: подросток осмысливает, обсуждает с окружающими свои мысли, эмоции, ощущения; проникновение в свое «Я»; - через восприятие собственного внешнего облика.

Цель программы: Формирование психологической компетентности и развитие социально значимых личностных качеств подростков через организацию процесса самопознания и построения позитивных партнерских отношений.

Основные задачи:

- формировать систему понятий и представлений, необходимых для повышения социально- психологической компетентности подростков;

- обучать способам эффективной работы со своими эмоциональными состояниями и чувствами, возникающими в трудных ситуациях;

- развивать коммуникативные способности с целью эффективного взаимодействия подростка с окружающими его людьми;

- формировать активную социальную позицию подростков;

- воспитывать коммуникативную культуру обучающихся;

- развивать навыки рефлексии и обратной связи;

- формировать умения оптимального общения и конструктивного решения личностных и групповых конфликтов;

- формировать мотивацию самовоспитания и саморазвития.

Отличительной особенностью данной программы является создание комплексной системы занятий по организации взаимодействия между людьми, обучения подростков навыкам общения.

Программа является модифицированной. За ее основу взяты психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте под редакцией И.В.Дубровиной, рекомендованные Министерством образования РФ в качестве методического пособия для детских практических психологов учреждений образования. Возраст детей и сроки реализации программы: Настоящая программа предназначена для работы с детьми 14 – 16 лет. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для проведения занятий по данной программе. Это связанно, с одной стороны, с возрастанием интереса у подростков к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой – с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.

Срок реализации программы 1 год.

Формы и режим занятий: Работа по программе: осуществляется с помощью тренинга, игровых методов, различных форм групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов и т.д.

Ожидаемые результаты и формы их проверки: Результатом проведенных занятий является формирование психологической компетентности, развитие у детей чувства собственного достоинства, преодоление неуверенности и страха, успешная реализация себя в поведении и деятельности, развитие социально значимых личностных качеств подростков. С целью повышения продуктивности проводимых занятий, определения интереса, активности, а так же выявления результативности работы и динамики развития личности подростка проводится диагностика эмоциональной и социальной сферы.

Используются следующие методики:

1. Опросник школьной тревожности Филлипса – для оценки тревожности;

2. Шкала самооценки (10 факторная);

3. Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева;

4. Проективные методики «Несуществующее животное» или «Дом, дерево, человек»;

5. Социометрическая методика;

6. Методика САН и др.

Кроме того, запланировано проведение итоговых семинаров – тренингов, позволяющих проверять усвояемость и закрепление полученного материала.

Уровень и качество освоения программы определяется по следующим параметрам:

1-й уровень – поверхностный интерес к выбранному виду и содержанию деятельности.

2-й уровень – глубокое проникновение в предмет, заинтересованное отношение к проблемам, ситуациям, к себе, к окружающим людям.

3-й уровень – потребность поделиться собственным наблюдением за окружающими явлениями, объектами, потребность читать литературу, заниматься дальше избранным предметом. ·

Итоги освоения программы подростком выражаются в следующих критериях:

- удовлетворяется интерес подростка к собственной личности;

- в процессе познания себя происходит открытие своих сильных и слабых сторон, попытки перевести «негатив» в «позитив»;

- повышается уровень рефлексии;

- удовлетворяется потребность в межличностном общении;

- приобретаются новые знания, умения и навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, навыки преодоления скованности, застенчивости, мешающие общению;

- повышается уровень доверия к окружающему миру;

- осваивается инструмент по разрешению конфликтов, споров, разногласий;

- формируется понятие о необходимости выбора жизненных ценностей, потребность соотносить их с общечеловеческими.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Методическое обеспечение: Основными принципами, заложенными в программу, являются: 1. Блочный принцип построения программы. Каждое занятие имеет тему и задание.

2. Принцип единства формы и содержания. Ни одно занятие не должно даваться без эмоционального содержания. Вся практическая деятельность осуществляется всегда для выражения определенного отношения, определенной эмоции.

3. Принцип связи с жизнью. Этому служит работа с проблемами и случаями, происходящими в жизни подростков, кроме того, большинство упражнений данного курса направленно на осознание окружающей действительности.

Методы занятий характеризуются постепенным смещением акцентов с репродуктивных на саморазвивающие, продуктивные.

1. Словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж. Рассказ применяется, как правило, в начале занятий при объяснении новой темы.

2.Наглядные методы (демонстрационные). Беседа, как и рассказ, более убедительны, когда сопровождаются показом схем, алгоритмов, иллюстраций и т.п. - иллюстративный метод.

3. Практические методы. Освоение детьми материала, технических навыков по прогpамме в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.

В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:

-каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

-любое занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

-построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, когда тип занятия соответствует его цели и задачам;

-для каждого занятия разработаны методические комплексы.













































Учебно-тематический план 11 класс



Тема

Количество часов

Введение в психологию общения

1

Тренинговое занятие «Знакомство».

1

2

Проблемы общения

1

Уверенность в себе

1

Тренинг сензитивности

1

2

Эмоции и чувства. Их общая характеристика.

1

3

Тренинг «Радость человеческого общения»

1

4

«Я и новые обстоятельства в моей жизни»

1

Виды общения

1

Комплимент. Вежливость или ключ к симпатии

1

2

Выражение своего эмоционального состояния невербальными средствами.

1

3

«Маски» и искажение информации в общении

1

4

Тренинг «Пойми себя и будь собой»

1

5

Игра «Потерпевшие кораблекрушение»

1

Технологии коммуникации

1

Тренинг эффективного общения

1

2

Повышение самооценки и уверенности в себе

1

3

Тренинг личностного роста «Я в будущем»

1

4

Игра – тренинг на командообразование «Кругосветка»

1

6

Разработка медиаурока для начальной школы «Я и мои друзья. Дружба».

2

7

Активное слушание (практикум)

1

8

Коммуникативная игра «Пойми меня»

1

Конфликт. Общение в конфликте

1

Причины конфликтов. Типы конфликтогенов.

2

2

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

1

3

Практическое занятие по стратегиям поведения  в конфликтных ситуациях.

1


Критика


1

Понятие «критика». Тест «Как я реагирую на критику»

2

2

Умение реагировать на критику (практикум)

1

Типы и механизмы психологического воздействия

1

Манипулирование. Заражение. Внушение. Убеждение.

2

Саморегуляция

1

Понятия: самообладание, самоирония. Аффект.

2

Социальное взаимодействие

1

Деловое общение. Его характеристика.

2

Заключительное занятие

1

Коммуникативная игра «Душевный разговор»

1


итого            34 час




















Список литературы

  1. Андреева, Г. М. Психология социального познания М., 2004

  2.  Вердербер, Р., Вердербер К. Психология общения. Спб. 2003

  3. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.:, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.

  4. Ильин, Е.П. Психология общения Спб. 2009.

  5. Крижанская, Ю. С. Третьеков, В. П. Грамматика общения 1990

  6. Поварнин, С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. М.:ТЕРРА, 2009. - 192 с.

  7. Пиз, А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам - Нижний Новгород: Ай Кью, 1992. 265 с.

  8.  Рудякова, О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2011. 151 с.

  9. Семечкин, Н.И. Психология малых групп: учеб. пособие / Н. И. Семечкин. - Владивосток: изд-во Дальневосточного государственного университета, 2005. 117 с.

  10. Семечкин, Н.И. Социальная психология на рубеже веков: история, теория, исследование: учеб. Пособие – Владивосток: изд. Дальневосточного университета, 2001. – 149с.

  11. Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб: Речь,2002. 256 с.

  12. Столяренко, Л.Д. Социальная психология, Ростов н/Д, 2009.

  13. Чалдини, Р. Психология влияния. 5-е изд. Спб.: Питер, 2013. 304 с.

  14. Шепелева, Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. СПб: Питер, 2011. 160 с.