Принята на заседании педагогического совета школы от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________________ «___»_____________________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы психологии общения»
Класс: 11 кл.
Срок реализации программы:1 год
Количество часов: 34ч., 1 ч. в неделю
Автор-составитель программы:
Умнова Евгения Вячеславовна
педагог-психолог
Пояснительная записка.
Мы живем в эпоху своеобразного коммуникационного взрыва, значительной интенсификации общения и быстрой координации усилий в различных отраслях жизни. Все это делает межличностные контакты легко и быстро воспроизводимыми, и современный подросток должен быть к ним хорошо подготовлен.
Каждый человек, в том числе и ребенок, это личность, которая имеет свободу прожить свою жизнь так, как считает нужным, и несет за это полную ответственность. Только научившись принимать на себя ответственность за свой выбор, за свои поступки, возможно строить партнерские (субъект - субъектные) отношения, доверять миру, уважать, ценить самого себя и других, уметь выражать свои эмоции и отвечать за себя и свои поступки, полноценно проживать то, что дается судьбой. Серьезные проблемы возникают у подростка, не умеющего устанавливать адекватные межличностные контакты со своими сверстниками и взрослыми, как в школе, так и в семье.
Психологические новообразования в подростковом возрасте связаны с изменением потребностей и мотивов поведения. Это потребность выйти за рамки школы, соответствовать собственным требованиям к самооценке, найти и защитить свое место в окружающей социальной среде. К центральному психологическому новообразованию этого возраста относятся самосознание личности, становление которого возможно только посредством полноценного общения.
Занятия по программе «Психология общения» существенно облегчают и ускоряют процесс овладения навыками эффективного социального поведения, необходимы для организации продуктивного, полноценного взаимодействия с другими людьми и в межличностных отношениях, создают возможности для более полного самопознания и самоопределения. Кроме того, овладение материалом по данной программе способствует развитию гибкости ролевого поведения, расширяет возможности самовыражения, учит анализировать свои действия и выбирать подходящий способ взаимодействия с партнером, позволяет снимать стереотипы в общении и заново формировать способы поведения. А также занятия дают возможность получить новый позитивный опыт построения и проживания межличностных отношений и ощутить свою успешность, что является одной из наиболее значимых потребностей в подростковом возрасте.
Программа предполагает гуманистическую направленность на осознание подростком себя, своих ценностей и перспективы развития, основана на 2 принципах добровольности, общедоступности, постепенности и поэтапности, способствует углублению самопознания личности, формированию и коррекции коммуникативных умений.
Занятия по данной программе помогают подростку воспринимать себя по следующим основным направлениям:
- через восприятие себя другими: групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы;
- через восприятие другого человека (участника группы) как такой же уникальной личности, путем установления с ним контакта и построения партнерских отношений на основе взаимоуважения и взаимопонимания;
- через результаты собственной деятельности: механизм самооценки: в группе социально - психологического тренинга осуществляется определение и коррекция уровня самооценки; - через восприятие себя другими: механизм «обратной связи», а это обязательный элемент занятий;
- через наблюдение собственных внутренних состояний: подросток осмысливает, обсуждает с окружающими свои мысли, эмоции, ощущения; проникновение в свое «Я»; - через восприятие собственного внешнего облика.
Цель программы: Формирование психологической компетентности и развитие социально значимых личностных качеств подростков через организацию процесса самопознания и построения позитивных партнерских отношений.
Основные задачи:
- формировать систему понятий и представлений, необходимых для повышения социально- психологической компетентности подростков;
- обучать способам эффективной работы со своими эмоциональными состояниями и чувствами, возникающими в трудных ситуациях;
- развивать коммуникативные способности с целью эффективного взаимодействия подростка с окружающими его людьми;
- формировать активную социальную позицию подростков;
- воспитывать коммуникативную культуру обучающихся;
- развивать навыки рефлексии и обратной связи;
- формировать умения оптимального общения и конструктивного решения личностных и групповых конфликтов;
- формировать мотивацию самовоспитания и саморазвития.
Отличительной особенностью данной программы является создание комплексной системы занятий по организации взаимодействия между людьми, обучения подростков навыкам общения.
Программа является модифицированной. За ее основу взяты психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте под редакцией И.В.Дубровиной, рекомендованные Министерством образования РФ в качестве методического пособия для детских практических психологов учреждений образования. Возраст детей и сроки реализации программы: Настоящая программа предназначена для работы с детьми 14 – 16 лет. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для проведения занятий по данной программе. Это связанно, с одной стороны, с возрастанием интереса у подростков к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой – с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.
Срок реализации программы 1 год.
Формы и режим занятий: Работа по программе: осуществляется с помощью тренинга, игровых методов, различных форм групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов и т.д.
Ожидаемые результаты и формы их проверки: Результатом проведенных занятий является формирование психологической компетентности, развитие у детей чувства собственного достоинства, преодоление неуверенности и страха, успешная реализация себя в поведении и деятельности, развитие социально значимых личностных качеств подростков. С целью повышения продуктивности проводимых занятий, определения интереса, активности, а так же выявления результативности работы и динамики развития личности подростка проводится диагностика эмоциональной и социальной сферы.
Используются следующие методики:
1. Опросник школьной тревожности Филлипса – для оценки тревожности;
2. Шкала самооценки (10 факторная);
3. Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева;
4. Проективные методики «Несуществующее животное» или «Дом, дерево, человек»;
5. Социометрическая методика;
6. Методика САН и др.
Кроме того, запланировано проведение итоговых семинаров – тренингов, позволяющих проверять усвояемость и закрепление полученного материала.
Уровень и качество освоения программы определяется по следующим параметрам:
1-й уровень – поверхностный интерес к выбранному виду и содержанию деятельности.
2-й уровень – глубокое проникновение в предмет, заинтересованное отношение к проблемам, ситуациям, к себе, к окружающим людям.
3-й уровень – потребность поделиться собственным наблюдением за окружающими явлениями, объектами, потребность читать литературу, заниматься дальше избранным предметом. ·
Итоги освоения программы подростком выражаются в следующих критериях:
- удовлетворяется интерес подростка к собственной личности;
- в процессе познания себя происходит открытие своих сильных и слабых сторон, попытки перевести «негатив» в «позитив»;
- повышается уровень рефлексии;
- удовлетворяется потребность в межличностном общении;
- приобретаются новые знания, умения и навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, навыки преодоления скованности, застенчивости, мешающие общению;
- повышается уровень доверия к окружающему миру;
- осваивается инструмент по разрешению конфликтов, споров, разногласий;
- формируется понятие о необходимости выбора жизненных ценностей, потребность соотносить их с общечеловеческими.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Методическое обеспечение: Основными принципами, заложенными в программу, являются: 1. Блочный принцип построения программы. Каждое занятие имеет тему и задание.
2. Принцип единства формы и содержания. Ни одно занятие не должно даваться без эмоционального содержания. Вся практическая деятельность осуществляется всегда для выражения определенного отношения, определенной эмоции.
3. Принцип связи с жизнью. Этому служит работа с проблемами и случаями, происходящими в жизни подростков, кроме того, большинство упражнений данного курса направленно на осознание окружающей действительности.
Методы занятий характеризуются постепенным смещением акцентов с репродуктивных на саморазвивающие, продуктивные.
1. Словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж. Рассказ применяется, как правило, в начале занятий при объяснении новой темы.
2.Наглядные методы (демонстрационные). Беседа, как и рассказ, более убедительны, когда сопровождаются показом схем, алгоритмов, иллюстраций и т.п. - иллюстративный метод.
3. Практические методы. Освоение детьми материала, технических навыков по прогpамме в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:
-каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
-любое занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
-построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, когда тип занятия соответствует его цели и задачам;
-для каждого занятия разработаны методические комплексы.
Учебно-тематический план 11 класс
| |
№ | Тема | Количество часов |
Введение в психологию общения |
1 | Тренинговое занятие «Знакомство». | 1 |
2 | Проблемы общения | 1 |
Уверенность в себе |
1 | Тренинг сензитивности | 1 |
2 | Эмоции и чувства. Их общая характеристика. | 1 |
3 | Тренинг «Радость человеческого общения» | 1 |
4 | «Я и новые обстоятельства в моей жизни» | 1 |
Виды общения |
1 | Комплимент. Вежливость или ключ к симпатии | 1 |
2 | Выражение своего эмоционального состояния невербальными средствами. | 1 |
3 | «Маски» и искажение информации в общении | 1 |
4 | Тренинг «Пойми себя и будь собой» | 1 |
5 | Игра «Потерпевшие кораблекрушение» | 1 |
Технологии коммуникации |
1 | Тренинг эффективного общения | 1 |
2 | Повышение самооценки и уверенности в себе | 1 |
3 | Тренинг личностного роста «Я в будущем» | 1 |
4 | Игра – тренинг на командообразование «Кругосветка» | 1 |
6 | Разработка медиаурока для начальной школы «Я и мои друзья. Дружба». | 2 |
7 | Активное слушание (практикум) | 1 |
8 | Коммуникативная игра «Пойми меня» | 1 |
Конфликт. Общение в конфликте |
1 | Причины конфликтов. Типы конфликтогенов. | 2 |
2 | Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. | 1 |
3 | Практическое занятие по стратегиям поведения в конфликтных ситуациях. | 1 |
| Критика | |
1 | Понятие «критика». Тест «Как я реагирую на критику» | 2 |
2 | Умение реагировать на критику (практикум) | 1 |
Типы и механизмы психологического воздействия |
1 | Манипулирование. Заражение. Внушение. Убеждение. | 2 |
Саморегуляция |
1 | Понятия: самообладание, самоирония. Аффект. | 2 |
Социальное взаимодействие |
1 | Деловое общение. Его характеристика. | 2 |
Заключительное занятие |
1 | Коммуникативная игра «Душевный разговор» | 1 |
| итого 34 час | |
Список литературы
Андреева, Г. М. Психология социального познания М., 2004
Вердербер, Р., Вердербер К. Психология общения. Спб. 2003
Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.:, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.
Ильин, Е.П. Психология общения Спб. 2009.
Крижанская, Ю. С. Третьеков, В. П. Грамматика общения 1990
Поварнин, С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. М.:ТЕРРА, 2009. - 192 с.
Пиз, А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам - Нижний Новгород: Ай Кью, 1992. 265 с.
Рудякова, О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2011. 151 с.
Семечкин, Н.И. Психология малых групп: учеб. пособие / Н. И. Семечкин. - Владивосток: изд-во Дальневосточного государственного университета, 2005. 117 с.
Семечкин, Н.И. Социальная психология на рубеже веков: история, теория, исследование: учеб. Пособие – Владивосток: изд. Дальневосточного университета, 2001. – 149с.
Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб: Речь,2002. 256 с.
Столяренко, Л.Д. Социальная психология, Ростов н/Д, 2009.
Чалдини, Р. Психология влияния. 5-е изд. Спб.: Питер, 2013. 304 с.
Шепелева, Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. СПб: Питер, 2011. 160 с.