СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Маленький мастер» основывается на необходимости приобщения обучающихся к декоративно-художественным промыслам, важности духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
Декоративно прикладное искусство развивает двигательные функции, общую и мелкую моторику, формирует пространственные представления и чувство пропорции, совершенствует глазомер, усиливает цветоощущение и тоновое восприятие. Освоение программы способствует развитию наглядно-образного, композиционного и конструкторского мышления обучающихся, их устойчивого внимания, наблюдательности, зрительной памяти, воображения, фантазии.
Комплексный подход к освоению программы позволяет формировать у обучающихся основы регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, положительных личностных качеств, социальных умений и навыков.
Программа является целостным интегрированным курсом. Она включает основы изобразительной и прикладной деятельности, учитывает психологические закономерности формирования общих, специальных и метопредметных знаний и умений, которые дополняют возможности школьных дисциплин.
Принята решением педсовета МБОУ «Свободинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области Протокол №__________________ от «___» ________ 20____ г. |
| Утверждена приказом директора МБОУ «Свободинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области №__________________ от «__» ______________ 20___ г. ________/ ____________________ ФИО |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Маленький мастер»
( ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
Уровень - стартовый - 1 год
- базовый - 3 года
Срок реализации – 4 года
Возраст обучающихся 6-12 лет
Николаенко Татьяны Николаевны,.
педагог дополнительного образования
I квалификационная категория
ФИО, категория
Курск 2018
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 о направлении информации (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)
Актуальность
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления дополнительного образования. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа разработана с учетом требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
На дополнительных занятиях больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей обучающихся, да и сама работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Программа «Маленький мастер» является программой общекультурного направления, которая предназначена для раскрытия творческих способностей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Программа «Маленький мастер» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Индивидуальный труд обучающихся заключается в том, что под общим руководством учителя, ученик самостоятельно выполнил задание. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий подобрана с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Особо организованная система сочетания индивидуальной работы с работой в малых группах и коллективной работой, система заданий разного уровня трудности позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
Развитие личности ребенка – приоритетное направление современного образования.
В последние годы педагоги и психологи все чаще выражают обеспокоенность проблемами, связанными с современными подростковыми приоритетами и поведенческими проявлениями, главными из которых являются слабая сила воли, раздражительность, несобранность, рассеянность, недостаток любознательности и познавательной активности. Бесконтрольное увлечение компьютерными играми приводит к непродуктивному досугу, утрате чувства реальности, развитию агрессивности или безразличия. Программа «Маленький мастер» содержит учебный материал, освоение которого способствует заметному снижению названных негативных тенденций в развитии и воспитании обучающихся, поскольку творческая работа развивает их эмоциональность и чувство прекрасного, усиливает познавательный интерес, формирует увлеченность процессом создания изделий и удовлетворенность результатами творческой самореализации.
В процессе освоения программы обучающиеся осознают уровень, значимость своих возможностей и достижений в овладении искусством, ответственность за соблюдение техники безопасности и за результаты своего труда.
Концепция программы.
«Маленький мастер» основывается на необходимости приобщения обучающихся к декоративно-художественным промыслам, важности духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
Декоративно прикладное искусство развивает двигательные функции, общую и мелкую моторику, формирует пространственные представления и чувство пропорции, совершенствует глазомер, усиливает цветоощущение и тоновое восприятие. Освоение программы способствует развитию наглядно-образного, композиционного и конструкторского мышления обучающихся, их устойчивого внимания, наблюдательности, зрительной памяти, воображения, фантазии.
Комплексный подход к освоению программы позволяет формировать у обучающихся основы регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, положительных личностных качеств, социальных умений и навыков.
Программа является целостным интегрированным курсом. Она включает основы изобразительной и прикладной деятельности, учитывает психологические закономерности формирования общих, специальных и метопредметных знаний и умений, которые дополняют возможности школьных дисциплин.
Отличительные особенности программы.
В процессе освоения программы обучающиеся активно работают над творческими заданиями и проектами, используя справочную литературу, Интернет-ресурсы. Содержание программы обеспечивает для обучающихся возможности ведения на занятиях продуктивных дискуссий, самоконтроль деятельности и самооценку результатов. Изготовление каждого изделия в рамках творческих заданий и проектов сопровождается прохождением соответствующих образовательных маршрутов, в результате которых реализуются элементы самообразования и расширение культурного кругозора обучающихся.
Программа имеет два уровня.
стартовый уровень – 1 год обучения;
базовый уровень – 3 года обучения, (2, 3, 4 год обучения)
Адресат программы
Младший школьный возраст (7-10 лет). Признаком возраста 6-10 лет является начало школьной жизни, появление социального статуса школьника. Социальная ситуация развития характеризуется переходом от свободного существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Ведущей становится учебная деятельность. Появляется произвольность, внутренний план действия, самоконтроль, рефлексия, чувство компетентности. Для мотивационной сферы характерна учебная мотивация, внутренняя позиция школьника. Возраст характеризуется теоретическим мышлением, анализирующим восприятием, произвольной смысловой памятью и произвольным вниманием. Самооценка адекватная, появляется обобщение переживаний и осознание чувств.
Подростковый возраст (11-15 лет). Признаком возраста 11-15 лет является переход от детства к взрослости. Социальная ситуация развития характеризуется стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на общепринятые нормы и ценности, эмансипацией от взрослых и группирование. Главной направленностью жизнедеятельности является личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности, стремление занять положение в группе сверстников. Кризисным моментом возраста является чувство «взрослости», восприятие себя и самооценка. Происходит становление человека как субъекта собственного развития. Возраст характеризуется теоретическим рефлексивным мышлением, интеллектуализацией восприятия и памяти, личностной рефлексией и гипертрофированной потребностью в общении со сверстниками.
Классификация программы:
по степени авторства - модифицированная
по уровню усвоения – общекультурный (ознакомительный), общекультурный (базовый) уровень ( направленность программы- художественная ; по функциональному предназначению-общеразвивающая; уровень освоения – общекультурный базовый; по уровню сложности-разно уровневая ;)
по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная
Программа опирается на систему педагогических принципов:
принцип развивающего и воспитывающего обучения;
принцип добровольности;
принцип сознательности и активности обучающихся;
принцип дифференцированного обучения;
принцип наглядности;
принцип «от простого к сложному»;
принцип систематичности и последовательности;
принцип связи теории с практикой;
принцип социокультурного соответствия;
принцип психологической комфортности в коллективе.
Цель программы:
Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
Формирование у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
Приобщать школьников к народному искусству;
Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Содержание программы «Маленький мастер» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Сроки освоения и объём программы.
Данная программа «Маленький мастер» разработана на 4 года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Количество часов каждого года обучения – 68 часа. Общее количество часов за 4 года 272 ч. (2 часа в неделю).
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Учебно-тематическое планирование по программе
«Маленький мастер» (с 6 до 12 лет)
Номер раздела | Название разделов | Количество часов | |||||||||||
всего
| 6-7 лет | 8-9 лет | 9-11 лет | 11-12 лет | |||||||||
теория | практика | теория | практика | теория | практика | теория | практика | ||||||
I. | Введение: правила техники безопасности | 4 | 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| |||
II. | Пластилинография | 81 | 2 | 16 | 5 | 16 | 3 | 18 | 2 | 19 | |||
III. | Бумагопластика | 52 | 1 | 15 | 2 | 10 | 3 | 9 | 2 | 10 | |||
IV. | Бисероплетение | 77 | 1,5 | 18.5 | 1 | 18 | 3 | 16 | 3 | 16 | |||
V. | Изготовление кукол | 58 | 1 | 12 | 3 | 12 | 3 | 12 | 1 | 14 | |||
Итого | 272 | 68 | 68 | 68 | 68 |
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия | |
У обучающегося будут формироваться: -ориентация на принятие образа «хорошего ученика»; -ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи; -предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; -положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности; - осознание своей ответственности за общее дело; -ориентация на оценку результатов коллективной деятельности; -уважение к чужому труду и результатам труда; -уважение к культурным традициям своего народа; -представление о себе как гражданине России; -понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; -ориентация в поведении на общепринятые моральные нормы; -понимание чувств окружающих людей; - ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности; -интерес к различным конструкторско-технологической деятельности | Обучающийся получит возможность для формирования: -внутренней позиции обучающегося на уровне положи- тельного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; -социальных и учебно-познавательных мотивов учения; -учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; -способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - сопереживания другим людям; -следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - осознания себя как гражданина России; -чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии; -понимания значения предметно-практической деятельности в жизни. |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится: -следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия; - в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом; - отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; - вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. - под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату; | Обучающийся получит возможность научиться: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях; - адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом; -преобразовывать практическую задачу в познавательную.
|
Познавательные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужного познавательного материала -работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа; -находить информацию заданную в тексте в виде знака, символа, таблицы, схемы; -передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию; -строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; -находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; -умению смыслового восприятия познавательных текстов; -выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения; -проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям; - ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задачи. | Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиа ресурсов; - фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; -строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях; -вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -делать выписки из источников информации; -осуществлять синтез как составление целого из частей; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - выделять ряд общих приемов решения задач. А в дополнительных изданиях; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
|
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другие мнение и позицию; - оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | Обучающийся получит возможность научиться: - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - стремиться к координации позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. | |
Обучающийся научится: - называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России; -выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке; -использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности; -организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы; - отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы; - соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; - соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами. | Обучающийся получит возможность научиться: -понимать особенности проектной деятельности; - осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта. |
Содержание тем учебного курса.
Стартовый уровень программы.
Цель: формирование устойчивого интереса обучающихся к декоративно-прикладному виду творчества.
Достижению поставленной цели способствует решение ряда педагогических задач.
Обучающие задачи:
- познакомить с историей искусства ДПИ;
- формировать активный словарь по специальной терминологии ДПИ;
- учить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
- познакомить с разновидностями материалов для ДПИ;
- познакомить с рабочими инструментами употребляемыми в техниках ДПИ;
- учить базовым терминам;
- познакомить с основами композиции, цветоведения;
- формировать навыки в экономном использовании материалов.
Развивающие задачи:
- развивать любознательность и познавательную активность;
- развивать внимание, наблюдательность, зрительную память;
- развивать наглядно-образное мышление;
- развивать пространственную ориентацию и координацию;
- развивать мелкую и общую моторику, тактильную сенсорику, точность глазомера.
Воспитательные задачи:
- прививать трудовые навыки при занятии ДПИ;
- прививать аккуратность, ответственность за качество своего труда, бережное отношение к рабочим материалам;
- формировать волевое начало и работоспособность;
- воспитывать уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности;
- формировать нравственные качества (дружелюбие, тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности, позитивность);
- прививать основы здорового образа жизни;
- формировать ответственность, дисциплинированность, инициативность, самостоятельность, целеустремлённость.
Тематический план занятий по программе «Маленький мастер»
1 год обучения. (2 часa в неделю)
№ темы | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I | Введение: правила техники безопасности. | 1 | 1 |
|
II | Пластилинография | 18 |
|
|
1 | Вводное занятие. «Путешествие в гости к Фиксикам». | 1 | 1 |
|
2 | Плоскостное изображение. «Подарки осени». | 2 |
| 2 |
3 | Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке». | 1 |
| 1 |
4 | «Кактус в горшке» | 1 |
| 1 |
5 | Плоскостное изображение. «Рыбка» | 2 |
| 2 |
6 | «Натюрморт из чайной посуды» | 1 |
| 1 |
7 | Рельефное изображение. «Ферма» | 2 |
| 2 |
8 | Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» | 1 |
| 1 |
9 | Божьи коровки на ромашке | 1 |
| 1 |
10 | Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы» | 3 | 1 | 2 |
11 | «Ромашки» | 1 |
| 1 |
12 | «Совушка – сова» | 1 |
| 1 |
13 | «Снегурочка в зимнем лесу» | 2 |
| 2 |
III | Бумагопластика | 16 |
|
|
1 | Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки». | 2 | 1 | 1 |
2 | Фрукты | 2 |
| 2 |
3 | «Чудо – дерево» | 2 |
| 2 |
4 | Птенчики | 2 |
| 2 |
5 | «Снегирь» | 2 |
| 2 |
6 | Новогодняя игрушка. Символ года | 2 |
| 2 |
7 | Открытка к Новому году | 2 |
| 2 |
8 | Праздничный салют | 2 |
| 2 |
IV | Искусство плетения | 20 |
|
|
1
| Путешествие в историю возникновения плетения. Виды плетения: из ниток, ленточек, бисера, резиночек. Просмотр видеофильма. | 1 | 1 |
|
2
| Плетение браслета из резиночек на пальцах «Восьмёркой». Виды станков для плетения из резиночек. Изготовление станка для плетения: из карандашей, толстых спиц, палочек для еды. | 6 | 1 | 5 |
3 | Узелковая техника плетение. Материалы. Поделки. | 6 | 1 | 5 |
4 | Плетение лентами. Изделие из ленточек. | 7 | 1 | 6 |
V | Изготовление кукол | 14 |
|
|
1 | Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности | 1 | 1 |
|
2 | Кукла на картонной основе. | 4 |
| 4 |
3 | Композиция «В лесу» | 4 |
| 4 |
4 | Кукла – актер. Аппликация. Пальчиковые куклы. | 4 |
| 4 |
5 | Выставка- ярмарка Итоговое занятие. | 1 |
| 1 |
Итого: 68 часов |
Содержание программы «Маленький мастер»
1 год обучения (68 ч.)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, ленты, резинок, нитки шпагат и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Введение: правила техники безопасности -1ч.
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Пластилинография-18ч.
1.Вводное занятие «Путешествие в гости к Фиксикам».
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
2. Плоскостное изображение. «Подарки осени».
Теория. Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».
3.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке».
Теория Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.)
Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
4. Плоскостное изображение. «Рыбка».
Теория Особенности построения композиции подводного мира.
Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.
5.«Натюрморт из чайной посуды»
Теория Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.
6.Рельефное изображение. «Ферма».
Теория Создание сюжета в полу объёме.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.
7.Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» .«Божьи коровки на ромашке.
Теория Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.
Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.
8.Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы».
Теория Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималка.
9.«Ромашки»
Теория Трафаретные технологии пластилиновой живописи.
Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии
10.«Совушка – сова»
Теория Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки.
12.«Снегурочка в зимнем лесу»
Теория Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа
Бумагопластика -16ч.
1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки». Фрукты.
Теория История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2.«Фрукты», «Чудо – дерево»
Теория Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
3. «Птенчики».
Теория Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
4.«Снегирь»
Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
5.Новогодняя игрушка. Символ года
История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
6.Открытка к Новому году.
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
7. «Праздничный салют».
Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
Искусство плетения -20ч.
1.Вводное занятие.
Виды плетения: из ниток, ленточек, бумаги, резинок.
План занятий. Демонстрация изделий. История развития искусства плетения. Современные направления в искусстве плетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.
2. Плетение браслета из резинок на пальцах «Восьмёркой». Виды станков для плетения из резинок. Изготовление станка для плетения: из карандашей, толстых спиц, палочек для еды.
Основные приёмы плетения из резинок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов
Узелковая техника плетения. Материалы. Поделки.
Изучение узелкового плетения. Приобретения навыков и видов узелков. Выполнение плоскостных работ. Изготовление объёмной поделки.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Выполнение плоскостной фигуры «Звезда». Работа з бумажных прутов над объёмной поделкой «чашка».
Плетение лентами. Изделие из ленточек.
Традиционные виды плетения из лент. Изготовление простейшей поделки из лент. Работа на объёмной композицией из лент.
Практическая часть. Освоение приемов ленточного плетения. Упражнения по узелкам. Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей и брелоков.
Изготовление кукол -14ч.
1.Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности
Игровые и о береговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
2.Кукла на картонной основе.
Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма.
Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.
3.Композиция «В лесу»
Особенности построения композиции
Практическая часть. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.
4.Аппликация. Куклы – актеры. Пальчиковые куклы.
Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.
Практическая часть. Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.
5.Итоговое занятие. Выставка –ярмарка.
Планируемые результаты стартового уровня.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы и личной гигиены;
- правила организации рабочего места;
- основную специальную терминологию;
- название и назначение материалов ДПИ;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений ДПИ;
- основные приёмы ДПИ;
- способы оформления работ;
- особенности работы с инструкционными картами и «чтение» схем;
- главные правила сочетания цветов в изделии;
- способы плоскостной и объёмной ДПИ работы;
- виды ДПИ;
- техники ДПИ.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;
- правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы;
- подбирать материал по размеру и цвету, в соответствии с видом и формой изделия;
- экономно расходовать материалы;
- правильно начинать и заканчивать творческую работу;
- оформлять работы;
- владеть основными приёмами ДПИ;
- различать виды ДПИ;
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Регулятивные УУД:
- определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога;
- составление плана действий с помощью педагога;
- работа по предложенному плану;
- основы рефлексии на занятии;
- переживание ситуации успеха.
Познавательные УУД:
- умение отличать новое знание от уже известного с помощью педагога;
- первичное ориентирование в выборе источников информации для поиска нового знания;
Коммуникативные УУД:
- осознанное формулирование и высказывание своего мнения;
- уважение к мнению собеседника;
- умение работать парами переменного состава и в малых группах;
- основы согласования своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности.
Личностные результаты:
- любознательность, познавательная активность, фантазия;
- основы наглядно-образного мышления;
- произвольное и направленное внимание;
- основы развитого цветоощущения и цветовосприятия;
- уверенная мелкая моторика;
- бережное отношение к рабочим материалам и инструментам;
- дружелюбие, стремление к взаимопомощи и взаимно поддержке.
Оценка результатов обучения стартового уровня
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Оценка предметных результатов | ||
Учащиеся в основном усвоили: | Учащиеся в достаточной мере знают: | Учащиеся полностью представляют: |
- правила безопасной работы и личной гигиены; - правила организации рабочего места; - основную специальную терминологию; - название и назначение материалов по изучаемым темам; - название и назначение ручных инструментов и приспособлений, используемых на занятиях (ножницы, стек, крючок, шило); - основные приёмы работы с пластилином; - основные приёмы работы бумагой; - основные приёмы работы с резинок; - приёмы работы с лентой, основные способы сворачивания; - особенности крепления и соединения деталей изделий; - способы оформления работ; - особенности работы с инструкционными картами; - способы получения утяжек при формировании лица куклы; - главные правила сочетания цветов в изделии; - техники узелкового плетения; - виды используемой фурнитуры. | ||
Учащиеся неуверенно или с помощью педагога могут: | Учащиеся могут уверенно: | Учащиеся могут свободно: |
соблюдать правила безопасной работы с инструментами; - правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы; - подбирать материал по размеру и цвету, в соответствии с видом и формой изделия; - экономно расходовать материалы; - рассчитывать плотность вязания узелков; - правильно выполнять утяжки; - оформлять работы; - владеть основными приёмами работы в разных техниках декоративно-прикладного творчества; - изготавливать несложные украшения и небольшие сувениры из различных материалов. | ||
Оценка метапредметных результатов | ||
Недостаточно развиты: | В достаточной мере развиты: | Уверенно развиты: |
- определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога; - составление плана действий с помощью педагога (без помощи педагога); - работа по предложенному плану; - основы рефлексии на занятии; - переживание ситуации успеха; - умение отличать новое знание от уже известного с помощью педагога; - первичное ориентирование в выборе источников информации для поиска нового знания; - осознанное формулирование и высказывание своего мнения; - уважение к мнению собеседника; - умение работать парами переменного состава и в малых группах; - основы согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности. | ||
Оценка личностных результатов | ||
Недостаточно развиты: | В достаточной мере развиты: | Уверенно развиты: |
любознательность, познавательная активность, фантазия; - основы наглядно-образного мышления; - произвольное и направленное внимание; - основы развитого цветоощущения и цветовосприятия; - уверенная мелкая моторика; - бережное отношение к рабочим материалам и инструментам; - дружелюбие, стремление к взаимопомощи и взаимоподдержке. |
Для оценки результативности учебных занятий стартового уровня применяются следующие виды и формы контроля.
Вид контроля | Форма контроля |
Вводный контроль | Собеседование, наблюдение |
Текущий контроль(по итогам занятий) | Опросы, собеседование, наблюдение |
Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы) | Мини-выставки, измерение скорости плетения, беседы, наблюдение |
В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (мини-выставки, беседы, наблюдение, коллективная творческая работа, самостоятельная работа по карточкам-заданиям).
Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.
Базовый уровень программы.
Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами освоения технологических способов ДПИ.
Достижению поставленной цели способствует решение ряда педагогически задач.
Обучающие задачи:
- формировать активный словарь по специальной терминологии ДПИ;
- научить правилам безопасной работы с материалами, инструментами, приспособлениями.
- познакомить с разновидностями дополнительных декоративных материалов;
- научить алгоритму основных технологических этапов работы;
- научить техникам ДПИ;
- научить способам соединения и оформления изделий;
- расширить знания по основам композиции, цветоведения;
- формировать навыки в экономном использовании материалов.
Развивающие задачи:
- развивать любознательность и познавательную активность;
- развивать внимание, наблюдательность, зрительную память;
- развивать наглядно-образное мышление;
- формировать пространственное воображение;
- развивать композиционное и конструкторское мышление;
- развивать способность к анализу и синтезу объектов окружающего мира;
- развивать чувство пропорции, цветового и тонового восприятия;
- развивать пространственную ориентацию и координацию;
- развивать мелкую и общую моторику, тактильную сенсорику, точность глазомера.
Воспитательные задачи:
- прививать трудовые навыки при занятии творчеством;
- прививать аккуратность, ответственность за качество своего труда, бережное отношение к рабочим материалам;
- воспитывать художественный вкус, культуру оформления работ, эстетическое отношение к окружающему миру;
- воспитывать потребность в творческом самовыражении, увлеченность декоративно-прикладным искусством;
- формировать волевое начало и работоспособность;
- воспитывать интерес к культурному творческому наследию России;
- прививать уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности;
- формировать нравственные качества (дружелюбие, тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности, позитивность);
- прививать основы здорового образа жизни;
- формировать ответственность, дисциплинированность, инициативность, самостоятельность, целеустремлённость.
2 год обучения.
(2 час в неделю)
№ темы | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | теория | практика | ||
I | Введение: правила техники безопасности | 1 |
|
|
1 | Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг. |
| 1 |
|
II | Пластилинография | 21 |
|
|
1 | Полу объёмное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои» | 5 | 1 | 4 |
2 | Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт» | 4 | 1 | 3 |
3 | Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун» | 4 | 1 | 3 |
4 | Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса» | 4 | 1 | 3 |
5 | Оформление народной игрушки в технике пластилинография.«Матрешка» | 4 | 1 | 3 |
III | Бумагопластика | 12 |
|
|
1 | История бумаги. Технологии работы с бумагой | 1 | 1 |
|
2 | Цветы из бумаги. | 4 |
| 4 |
3 | Снежинки | 4 |
| 4 |
4 | Новогодняя открытка | 3 | 1 | 2 |
IV | Искусство плетения. | 19 |
|
|
1 | Знакомство с новым видом искусства плетения «Макраме» | 4 | 1 | 3 |
2 | Техника параллельного плетения. Изготовление кашпо для цветов. | 4 |
| 4 |
3 | Изучение бисера плетения. Аппликация из бисера. «Подарок к 8 марта» | 6 | 1 | 5 |
4 | Бисерная цепочка с петельками. | 5 | 1 | 4 |
V | Изготовление кукол | 15 |
|
|
1 | Народная кукла. Русские обряды и традиции | 1 | 1 |
|
2 | Бесшовные куклы | 6 | 1 | 5 |
3 | Техника – продевания. «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница» | 7 | 1 | 6 |
4 | Итоговое занятие Выставка презентация | 1 |
| 1 |
Итого: 68 часов |
Содержание программы «Маленький мастер»
2 год обучения (68ч.)
Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
Введение: правила техники безопасности-1ч.
1.Чему будем учиться на занятиях.
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.
Пластилинография -21ч.
1.Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка».
Создание композиции в полу объёмной из пластилина.
Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Промазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.
2. Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»
Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
3.Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»
Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
4.Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»
Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
4.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».
Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
Бумагопластика-12ч.
1.История бумаги. Технологии работы с бумагой
Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2.Цветы из бумаги.
Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.
Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.
3.Снежинки
Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.
Практическая часть. Плоскостные и объемные снежинки
4.Новогодняя открытка
Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.
Практическая часть. Новогодняя открытка.
Искусство плитени.-19ч.
Знакомство с новым видом искусства плетения «Макраме».
Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения.
Практическая часть. «ветерок на дверь».
2. Техника параллельного плетения. Изготовление кашпо для цветов.
Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр. Анализ образцов. Цветовое решение. Зарисовка схем.
Практическая часть. «Кашпо для цветка»
3. Изучение бисера плетения. Аппликация из бисера. «Открытка»
Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.
4.Бисерная цепочка с петельками.
Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.
Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их под плетению к цепочкам.
Изготовление кукол -15ч.
1.Народная кукла. Русские обряды и традиции.
Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.
2.Бесшовные куклы.
Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты
Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.
Разбор последовательности работы по инструкционным картам.
3.Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»
Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.
Традиционные приемы изготовления куклы.
Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.
3 год обучения.
(2 часа в неделю)
№ темы | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I | Введение: правила техники безопасности | 1 |
|
|
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
|
II | Пластилинография – как способ декорирования | 21 |
|
|
1 | Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере. | 1 | 1 |
|
2 | Фоторамка | 4 |
| 4 |
3 | Подсвечник | 2 |
| 2 |
4 | Ваза | 4 |
| 4 |
5 | Объемно – пространственная композиция «Сказочный город» | 10 | 1 | 9 |
III | Бумагопластика | 12 |
|
|
1 | Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги | 1 | 1 |
|
2 | Конструирование из бумажных полос | 5 | 1 | 4 |
3 | Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы | 6 | 1 | 5 |
IV | Бисероплетение | 19 |
|
|
1 | Техника «французского» плетения | 5 | 1 | 4 |
2 | Бисерные «растения» в горшочках | 7 | 1 | 6 |
3 | Объемные картины – панно, выполненные на проволоке | 7 | 1 | 6 |
V | Изготовление кукол | 15 |
|
|
1 | Сувенирная кукла. | 1 | 1 |
|
2 | Оберег. Символика оберегов. Домовенок | 6 | 1 | 5 |
3 | Кукла – шкатулка | 7 | 1 | 6 |
4 | Итоговое занятие Выставка «Наши достижение» | 1 |
| 1 |
Итого: 68 часов |
4 год обучения.
(2 час в неделю)
№ темы | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I | Введение: правила техники безопасности | 1 |
|
|
1 | Чему будем учиться на занятиях | 1 | 1 |
|
II | Пластилинография | 21 |
|
|
1 | Панно из пластилина. Знакомство принципами работы | 1 | 1 |
|
2 | Перенесение рисунка на прозрачную основу. | 1 |
| 1 |
3 | Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу. | 5 |
| 5 |
4 | Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. | 14 | 1 | 13 |
III | Бумагопластика | 12 |
|
|
1 | Смешанные базовые формы в бумажном конструировании | 6 | 1 | 5 |
2 | Завивка, закругления | 6 | 1 | 5 |
IV | Бисероплетение | 19 |
|
|
1 | Бисероплетение – как способ оформления интерьера | 1 | 1 |
|
2 | Праздничные сувениры | 9 | 1 | 8 |
3 | Цветочные композиции - букеты | 9 | 1 | 8 |
V | Изготовление кукол | 15 |
|
|
1 | Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве» | 1 | 1 |
|
2 | Работа над образом. Эскиз | 2 |
| 2 |
3 | Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения. | 1 |
| 1 |
4 | Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность | 10 |
| 10 |
5 | Итоговое занятие Выставка « Мои успехи» | 1 |
| 1 |
Итого: 68 часов |
Планируемые результаты базового уровня.
Предметные результаты.
К концу базового уровня программы учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы и личной гигиены;
- правила организации рабочего места;
- область применения, название, назначение материалов, инструментов и приспособлений;
- основные и дополнительные рабочие материалы;
- разные виды ДПИ;
- основные элементы и способы работы в декоративно прикладном искусстве;
- виды сочетания различных техник ДПИ;
- цветовое решение будущей композиции;
- алгоритм действий при изготовлении изделий;
- способы оформления изделия;
- виды орнамента;
- технику и основные приёмы ДПИ;
- правила работы с различными материалами;
- правила ухода за готовыми работами.
К концу базового уровня программы учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены;
- соблюдать правила рациональной организации рабочего места;
- применять материалы, инструменты и приспособления по назначению;
- комбинировать несколько разных технологи и способов работы в ДПИ;
- рассчитывать количество материала на поделку;
- узнавать виды ДПИ;
- владеть технологией работы с ДПИ;
- выполнять самостоятельно изученные работы;
- подбирать цветовую гамму будущего работы;
- пользоваться готовыми комплектами для ДПИ;
- эстетичнооформлять работы;
- составлять композиции из изготовленных элементов;
- правильно хранить готовые изделия.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Регулятивные УУД:
- определение и формулирование цели деятельности на занятии без помощи педагога;
- основы планирования, организации и контроля собственной творческой деятельности;
- рефлексия основных этапов работы на занятии.
Познавательные УУД:
- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;
- умение отличать новое знание от уже известного без помощи педагога;
- ориентирование в полученной системе знаний;
- осознание необходимости нового знания.
Коммуникативные УУД:
- учебное сотрудничество с педагогом и другими обучающимися;
- умение обоснованно излагать свою позицию, мнение;
- умение вести дискуссию учитывая другие позиции, мнения, взгляды, интересы;
- согласование своих интересов и взглядов с мнением других обучающихся в совместной деятельности.
- переживание ситуации коллективного успеха.
Личностные результаты:
- ассоциативно-образное мышление;
- аналитическое мышление;
- основы рефлексии и самоанализа;
- общая и мелкая моторика;
- развитая пальцевая сенсорика;
- ответственность, организованность, дисциплинированность;
- аккуратность, бережливость;
- тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности;
- культурно-нравственные представления;
- основы художественного вкуса.
Оценка результатов обучения базового уровня
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Оценка предметных результатов | ||
Учащиеся в основном усвоили: | Учащиеся в достаточной мере знают: | Учащиеся полностью представляют: |
- правила безопасной работы и личной гигиены; - правила организации рабочего места; - область применения, материалов, инструментов и приспособлений; - основные и дополнительные рабочие материалы; - свойства различных материалов, используемых в декоративно-прикладном творчестве; - разные виды узлов; - основные приёмы работы со шпагатом; - основные приёмы утяжки при формировании лица куклы; - свойства различных видов бумаги; - цветовое решение будущего изделия; - алгоритм действий при изготовлении изделий; - способы оформления изделия; - правила работы с пластилином; - правила ухода за готовыми изделиями. | ||
Учащиеся неуверенно или с помощью педагога могут: | Учащиеся могут уверенно: | Учащиеся могут свободно: |
- соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены; - соблюдать правила рациональной организации рабочего места; - применять материалы, инструменты и приспособления по назначению; - изготавливать украшения и сувениры с использованием разных видов декоративно-прикладного творчества; - комбинировать несколько разных видов декоративно-прикладного творчества в своей работе; - рассчитывать количество материала с учётом формы изделия; - владеть технологией работы в разных видах декоративно-прикладного творчества; - подбирать цветовую гамму будущего изделия; - эстетично оформлять готовые изделия; - составлять композиции из изготовленных элементов; - работать со шпагатом; - правильно хранить готовые изделия. - комбинировать несколько разных видов декоративно-прикладного творчества в своей работе; - рассчитывать количество материала с учётом формы изделия; - владеть технологией работы в разных видах декоративно-прикладного творчества; - подбирать цветовую гамму будущего изделия; - эстетично оформлять готовые изделия; - составлять композиции из изготовленных элементов; - правильно хранить готовые изделия. | ||
Оценка метапредметных результатов | ||
Недостаточно развиты:
| В достаточной мере развиты:
| Уверенно развиты:
|
- определение и формулирование цели деятельности на занятии без помощи педагога; - основы планирования, организации и контроля собственной творческой деятельности; - рефлексия основных этапов работы на занятии; - учебное сотрудничество с педагогом и другими учащимися; - умение обоснованно излагать свою позицию, мнение; - умение вести дискуссию учитывая другие позиции, мнения, взгляды, интересы; - согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности; - самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания; - умение отличать новое знание от уже известного без помощи педагога; - ориентирование в своей системе знаний; - осознание необходимости нового знания; - переживание ситуации коллективного успеха. | ||
Оценка личностных результатов | ||
Недостаточно развиты:
| В достаточной мере развиты:
| Уверенно развиты:
|
- ассоциативно-образное мышление; - аналитическое мышление; - основы рефлексии и самоанализа; - общая и мелкая моторика; - развитая пальцевая сенсорика; - ответственность, организованность, дисциплинированность; - аккуратность, бережливость; - тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности; - культурно-нравственные представления; - основы художественного вкуса. |
Для оценки результативности учебных занятий базового уровня применяются следующие виды и формы контроля:
Вид контроля | Форма контроля |
Вводный контроль | Собеседование, наблюдение |
Текущий контроль(по итогам занятий) | Опросы, собеседование, наблюдение |
Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы) | Тематические выставки, выставки, проводимые в рамках фестиваля декоративно-прикладного творчества, беседы, наблюдение |
В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (тематические выставки, выставки, проводимые в рамках фестиваля декоративно-прикладного творчества, беседы, наблюдение, коллективная творческая работа, самостоятельная работа по карточкам-заданиям).
Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.
Методическое и информационное обеспечение программы
Содержание учебного материала программы «Маленький мастер» дает обучающимся достаточные представления об декоративно прикладном искусстве, о существующих техниках, возможностях и перспективах реализации себя в творческой деятельности.
В учебные занятия включены экскурсии, учебные игры, конкурсы, выставки, интегрированные («педагог + психолог») занятия.
Структура занятия содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает объяснение и показ нового педагогом, просмотр и анализ видеоматериалов о новых приемах ДПИ. Практическая часть занятий включает освоение новых видов, приемов, способов ДЛИ, рассмотренных в теории. На занятиях используются карточки-схемы, инструкционные карты, журналы и книги по ДПИ.
Декоративно-прикладное искусства содержит в себе значительный потенциал для приобщения детей к культурным, нравственным, духовным и эстетическим ценностям. Программа способствует развитию интереса к российской культуре, истокам народного творчества, формирует эстетически верные представления о взаимосвязи «природа – человек –предметная среда».
Изучение курса по программе «Маленький мастер» влияет на становление личности ребенка через изучение традиционной культуры, быта, семейно-родственных отношений различных народов, населяющих нашу страну, развивает творческий потенциал учащихся и воспитывает их художественный вкус.
Освоение программного материала оказывает благоприятное воздействие на интеллектуальное и духовное воспитание личности ребёнка, на социально-культурное самоопределение, развивает познавательную активность и творческую самореализацию учащихся.
В процессе реализации программы используются элементы следующие инновационные педагогические технологии.
1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- технологии проблемного обучения;
- игровые технологии.
2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
- технология уровневой дифференциации;
- технология коллективных и групповых способов обучения.
3. Технология развития логического мышления.
В процессе реализации программы применяются следующие методы и приемы обучения:
- наглядно-слуховой метод (рассказ педагога, личный показ педагога с комментариями);
- наглядно-зрительный метод (личный показ педагога, просмотр образцов, наглядных пособий);
- словесный метод (рассказ, объяснение);
- практический метод (совместная работа по созданию изделий, самостоятельная работа);
- репродуктивный метод (объяснение нового материала на основе пройденного);
- метод формирования интереса к учению (игра, создание ситуаций успеха, приёмы занимательности);
- проблемный (поиск способов разрешения проблемных ситуаций);
- метод контроля (наблюдение, опросы, тестирование навыков и умений);
- метод самоконтроля для учащихся (самопроверка, самооценка результатов).
Широко применяются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и учащихся, развитии творческих способностей детей.
В сочетании используются словесный, наглядный, практический методы как методы передачи и восприятия информации.
Эффективность образовательного процесса в детском объединении обеспечивается наличием методического материала:
- наглядные пособия (схемы, инструкционные карты);
- специальная литература;
- дидактические материалы (игры, раздаточный материал);
- методические рекомендации по организации образовательного процесса.
На каждом этапе обучения учащимися выбирается такой объект или тема практической работы, которые позволяют обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитывается посильность выполнения изделия для учащихся соответствующего возраста, его эстетическая и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе. При выполнении технологических операций большое внимание уделяется обеспечению безопасности труда учащихся и соблюдению санитарно-гигиенических норм.
Материально – техническое обеспечение программы
1. Оборудование:
-индивидуальное место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы, линейка, угольник, стеки, доска для лепки, крючок для вязания, кисточки для клея, клей, карандаши.
-материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: различные виды бумаг, картона, различные виды ткани, пластилин, солёное тесто, природные материалы, бросовый материал, фурнитура.
2. Электронно-программное обеспечение:
-презентации по разделам программы
-коллекция видеорядов по технологии изготовления изделий;
3. Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор;
-компьютер с программным обеспечением;
-демонстрационный экран.
Список литературы
Основная литература:
Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Дополнительная литература:
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразователная шк. и внеш. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
Примерные программы. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
Сборник авторских программ дополнительного обучению детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
Список литературы для детей
Основная литература:
Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
Дополнительная литература:
Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).
Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).
РИЛОЖЕНИЕ
Терминологический словарь
к программе «Декоративное творчество»
Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.
Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.
Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства , рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера , к которой , в отличие от других техник где он применяется ( ткачество с бисером , вязание с бисером , плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений , бисерной мозаики и вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом , но и конструктивно-технологическим .
Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.
Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.
Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.
Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.
Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.
Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.
Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.
Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».
Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.
Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.
Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.
Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.
Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.