Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
(с углубленным изучением отдельных предметов)»
Рассмотрена Утверждена
на заседании МО приказом директора
протокол № ___ школы
от _____________ от __________ № ___
Рекомендована к утверждению
методическим советом
протокол № ___
от _____________
Дополнительная общеобразовательная программа
социально – педагогической направленности
для детей дошкольного возраста
«Дошколёнок»
Возрастная категория: 5,5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составители: Вдовиченко С.А.
г. Моршанск
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время актуальной является проблема подготовки детей 5,5-7 лет к обучению в школе. Остро стоят проблемы, связанные с адаптацией первоклассников, с разным уровнем готовности детей, неоднородными «стартовыми» возможностями.
Развитие каждого ребенка неравномерно — то замедленно, то скачкообразно, в зависимости от его индивидуальных особенностей, от особенностей его высшей нервной системы его опыта, восприятия, физического развития и т.д. У одних детей сильно развито воображение или логическое мышление, у других — память. А это значит, что одни школьники будут иметь более высокую успеваемость по гуманитарным предметам, другие — по точным. Нередко причиной низкой адаптации является отсутствие у детей опыта общения в группе, поскольку не все дети посещают детские дошкольные учреждения.
Данная программа способствует достижению двух целей: образовательной и адаптационной.
Образовательная цель: развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению
Адаптационная цель: преодоление факторов дезадаптации, позволяющее в дальнейшем каждому ребёнку успешно усвоить программу начальной школы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что материал занятий не только формирует и развивает мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, систематизацию), но и предусматривает постановку руки, развитие мелкой моторики. . Выполняя то или иное задание по постановке руки (в тетради любой разлиновки), рисуя, конструируя, что-то вылепливая, дети то «собирают» ягодки на варенье маме, то «ходят» в лес за грибами, то «прячутся» под зонтиками, то «шьют» одежду для моряка, то «строят» дом для друзей и т. д.. Штриховка, лепка, рисование, моделирование - это способ развития речи детей, их логического мышления, т.к. попутно составляются маленькие рассказы, проводится работа над словом, загадываются и отгадываются загадки.
Задачи :
Обучающие:
Подготовить детей к обучению чтению
Подготовить детей к обучению письму
Совершенствовать устную речь детей
Научить детей счёту и измерениям
Формировать умения точно и ясно выражать свои мысли;
Развивающие:
Прививать ответственное отношение к учебе;
Развивать познавательные способности;
Активизировать творческий потенциал;
Развивать фонематический слух у детей;
Развивать психологические процессы память, мышление, воображение, внимание, восприятие;
Развивать мотивацию к учебной деятельности.
Воспитывающие:
Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
Формировать культуру общения детей друг с другом и со взрослыми.
Прогнозируемые результаты и формы контроля на конец реализации программы
В результате обучения по программе ребёнок должен уметь:
1.
выделять из слов звуки;
находить слова с определённым звуком;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
ориентироваться на странице тетради;
писать основные элементы букв;
2.
соотносить цифру с числом предметов;
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание с помощью рисунков;
составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
3.
перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
называть основные признаки времён года.
распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:
В результате обучения по программе ребёнок должен знать:
цифры 0-9, знаки +, -. =;
понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «справа», «слева», «вверху», «внизу», «больше», «меньше», «столько же»;
геометрические фигуры квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал ;
название текущего месяца, последовательность дней недели.
использовать имеющиеся знания, умения и навыки на практике: при составлении рассказов из жизненного опыта, по предложенной серии картинок; считать и сравнивать множества, писать цифры, штриховать, копировать, конструировать.
Формой итогового контроля усвоения изученного материала являются : пересказ русской народной сказки ,тестирование, графический диктант.
Принципы на которых основана программа:
учет индивидуальных возможностей и способностей ребят;
уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
систематичность и последовательность занятий;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
наглядность.
Данная программа предполагает следующий режим работы:
Количество учебных недель | 36 недель |
Количество часов в год | 108 часов |
Количество часов в неделю | 3 часа |
Занятия проводятся один раз (день) в неделю по три занятия; продолжительность занятия - 30 минут.
Количество детей в группе 10 - 15 человек
Особенности программы
В программу включены три раздела:
1. Развитие речи. Подготовка к обучению чтению.
2. Учимся счету.
3. Развитие мелкой моторики рук. Подготовка к обучению письму.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.
Развитие речи.
Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикуляция звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.
Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.
Дети с увлечением печатают буквы по точечному образцу.
Организуя работу ребят по развитию речи, необходимо ставить перед ними все новые и новые задачи, расширяя круг наблюдений и познаний о мире, в котором мы живём, о природе, жизни животных, труде людей и результатах труда, общечеловеческих ценностях, любви к родным, дому, умению дружить и т.д.
Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать трудовую атмосферу, вызвать соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, а так же воспитание воли, привычки к умственному труду.
В данный период предусматривается:
• развивать фонематический слух детей (умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность), вырабатывать отчётливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и звуков речи;
• учить отвечать на вопросы учителя, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед классом, выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие рассказы по сюжетным картинам, логическим заданиям. Учатся дети отгадывать загадки, шарады, анаграммы;
• учить объединять предметы по существенным признакам (в связи с чтением или наблюдением).
Учимся счету.
Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими. Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием) с помощью рисунков или на основе практических действий с различными группами предметов. Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал должен браться из окружающей действительности. Важнейшее задание на уроках математики имеет игровая деятельность, яркий и разнообразный дидактический материал.
Развитие мелкой моторики рук
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Поэтому очень важно поставить руку, подготовить ее к работе.
По наблюдениям ученых, известно, что мускульная память у детей до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. При этом всем известно, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. И если при обучении письму какой-либо буквы у него не получается элемент, буква написана неверно, некрасиво, малыш начинает нервничать. А буква не получилась потому, что еще очень слабы мелкие мышцы ею пальцев и кисти рук. Что же в этом случае может помочь? Можно воспользоваться штриховкой предметов, как видом работы, укрепляющим мускульную силу кисти руки и пальцев. Давать задания выполнять штриховку прямыми, параллельными отрезками, дугообразными линиями, печатными буквами, овалами и т. д. А если устанут, предложить раскрасить фигурку. Штриховку дети будут продолжать и в 1 классе в период обучения грамоте. Средствами укрепления мускулатуры кисти руки и пальцев являются: лепка предметов, конструирование из бумаги, рисование
Технологии обучения: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, Виды контроля: индивидуальный пересказ русских народных сказок; проверка прямого и обратного счета; тестирование; графические диктанты.
Все занятия носят практический характер.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Форма контроля |
1 | Развитие речи . Подготовка к обучению чтению. | 36 | Индивидуальный пересказ русской народной сказки |
2 | Учимся счету. | 36 | Проверка прямого и обратного счета. Тестирование. |
3 | Развитие мелкой моторики рук. Подготовка к обучению письму. | 36 | Графический диктант |
| Итого | 108 | |
Развитие речи. Подготовка к обучению чтению. (36 часов)
№ п/п | Темы занятий | Кол – во часов |
практика |
1 | Устная речь. Предложение. Слово.Звуки. Гласные звуки Звук и буква: А. | 1 |
2 | Согласные звуки. Звук и буква: М. | 1 |
3 | Звуки и буквы: Р, О. Деление слов на слоги. | 2 |
4 | Звуки и буквы: Ш, Ы. Схема предложения. | 2 |
5 | Звуки и буквы: И, У, Н. | 3 |
6 | Звуки и буквы: С, К, Т. | 3 |
7 | Звуки и буквы: Л, В; буква Е обозначает двойной звук. | 3 |
8 | Звуки и буквы: Б, П. | 2 |
9 | Звуки и буквы: З, Д. | 2 |
10 | Звуки и буквы: Г, Я. | 2 |
11 | Звук и буква: Ч и буква Ь. | 2 |
12 | Звуки и буквы: Ж, Е. | 2 |
13 | Звуки и буквы: Й, Х. | 2 |
14 | Звуки и буквы: Ц, Ю. | 2 |
15 | Звуки и буквы: Э, Щ. | 2 |
16 | Звук и буква: Ф. | 1 |
17 | Ъ и Ь – разделительные знаки. | 1 |
18 | Повторение изученных звуков и букв. Рассказы о весне. | 1 |
19 | Повторение изученных звуков и букв. Драматизация сказок. | 2 |
| ИТОГО | 36 |
Учимся счёту. . (36 часов)
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
практика |
1 | Счёт предметов. Числа от 0 до3. Цифра 0. | 2 |
2 | Числа от 0 до5. Число и цифра 1. Знаки +, - , =. | 2 |
3 | Число и цифра 2. | 2 |
4 | Число и цифра 3. | 2 |
5 | Число и цифра 4. | 2 |
6 | Число и цифра 5. | 2 |
7 | Счёт предметов от 0 до 5. | 2 |
8 | Число и цифра 6. | 2 |
9 | Число и цифра 7. | 2 |
10 | Число и цифра 8. | 2 |
11 | Число и цифра 9. | 2 |
12 | Число 10. | 2 |
13 | Числа натурального ряда. Весёлый счёт. | 2 |
14 | Решение задач с помощью рисунков | 3 |
15 | Геометрические фигуры круг, квадрат | 1 |
16 | Геометрические фигуры треугольник, прямоугольник | 1 |
17 | Счёт предметов в пределах 10. Понятия: «больше», « меньше», «столько же» или «равно» | 1 |
18 | Счёт предметов в пределах 10. Понятия: «слева», «справа». | 1 |
19 | Счёт предметов. Ответы на вопросы: «сколько?» | 1 |
20 | Дни недели. Времена года. Год. | 2 |
| ИТОГО | 36 |
Развитие мелкой моторики рук. Подготовка к обучению письму. (36 часов)
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
практика |
1 | Знакомство с разлиновкой тетради в широкую линию, в узкую линию с направляющей. | 2 |
2 | Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей. | 2 |
3 | Наклонная линия, круг, овал. | 2 |
4 | Круг большой и маленький, фигурка из кругов и наклонной в сочетании с кругом. | 2 |
5 | Рабочая строка. Наклонная линия, круг, овал. | 2 |
6 | Работа в тетради с направляющей линией (по письму) | 2 |
7 | Разлиновка тетради по письму. Наклон. | 2 |
8 | Отработка наклона, письма в широкой и узкой линиях. | 2 |
9 | Наклон в тетради с направляющей линией. Овал. | 2 |
10 | Овал большой и маленький. Наклон в тетради с направляющей линией. | 2 |
11 | Широкая и узкая линия в тетради по письму. | 1 |
12 | Наклон, формирование умения видеть строку. | 1 |
13 | Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии. | 2 |
14 | Овал, наклонная с закруглением вверх, наклонная и дугообразная линии. | 2 |
15 | Удлинённые линии с петлёй внизу. | 1 |
16 | Удлинённые линии с петлёй вверху. | 1 |
17 | Прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу. | 1 |
| Работа с пластилином | 3 |
18 | Лепка «ежа» | 1 |
19 | «Вишня» | 1 |
20 | «Автомобиль» | 1 |
| Конструирование | 2 |
21 | «Домик» из геометрических фигур | 1 |
22 | «Грузовой автомобиль» | 1 |
| Рисование | 2 |
23 | «Чашка» | 1 |
24 | Рисуем прозрачные шары | 1 |
| ИТОГО | 36 |
Содержание программы
Развитие речи. Подготовка к обучению чтению. (36 часов)
Тема 1. Звук и буква А.
Устная речь. Знакомство с предложением, словом, звуком. Понятие о гласных звуках.
Знакомство со звуком и буквой. Заучивание стихотворения «Арбуз». Загадки об арбузе, автобусе. Печатаем: А
Тема 2. Звук и буква М. Устная речь. Предложение, слово, звук. Понятие о согласных звуках. Знакомство со звуком и буквой. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Мишки за работой». Печатаем: М
Тема 3. Звуки и буквы Р, О.
Знакомство со звуками и буквами. Рассказ «Моя семья». Логическое упражнение «Рыбы. Животные». Заучивание стихотворения «Речка». Печатаем: Р, О. Обводим слова по контуру: рама, Рома. Делим слова на слоги.
Тема 4. Звуки и буквы Ш, Ы. Составление рассказа по серии картинок.
Знакомство с буквами. Беседа по теме «Моя любимая сказка». Чтение сказок. Составление схемы предложения. Печатаем Ш, Ы. Обводим по контуру: Ша, Шо, Шар, Ша-ры, Ма-ша.
Тема 5. Звуки и буквы И, У, Н.
Знакомство со звуками и буквами. Многозначность слов: игла, нос. Шарады: уточка, удочка. Предложение. Составление схемы предложения.Анаграммы. Печатаем: И, Ни, Н, На. Обводим по контуру: Ни-на.
Тема 6. Звуки и буквы: С, К, Т.
Беседа «Кот – герой сказок». Составление схемы предложения.Загадки. Земля- дом для всего живого. Рассказы В.Драгунского.Печатаем: С, К, Т, Обводим по контуру: сок, Тима, Тома.
Тема 7. Звуки и буквы: Л, В; буква Е обозначает двойной звук .
Загадки о лодке, лыжах, ели, воде. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану. Печатаем: Л, В, Е, Обводим по контуру: Лена, Вова, Елена. Несу в руке ромашку. Составление схемы предложения.
Тема 8. Звуки и буквы: Б, П.
Знакомство со звуками и буквами Б, П.. Многозначность слов: шапка, шляпка. Печатаем: Б, П, Обводим по контуру:БА, БО, БУ, БАБУШКА, ПА, ПО, ПЫ. У папы собака. Составление схемы предложения.
Тема 9. Звуки и буквы: З, Д.
Беседа «Зубы и уход за ними». Характеристика звуков З, Д. Знакомство с буквами З,Д. Многозначность слова змей. Печатаем: З, Д, Обводим по контуру: Зина, Дима, Роза, Даша. Роза росла в саду. Составление схемы предложения.
Тема 10. Звуки и буквы: Г, Я.
Знакомство со звуками и буквами . Конкурс загадок о яблоке и груше. Игра «Ягоды и фрукты». Беседа: « Почему землянику, чернику, малину так называют?». Беседа после прослушивания рассказа « В саду». Печатаем: Я, Г. Обводим по контуру: Яша, губы, стог, яблоко, город, гуси .
Тема 11. Звук и буква: Ч, буква Ь.
Логическое упражнение «Животные». Звук и буква Ч. Буква Ь. Чтение слов и предложений. Печатаем: Ч, Ь, Обводим по контуру:ПОЧКА, КОНЬ, ПОЧТА, КОНЬКИ. У Наташи часы. Составление схемы предложения.
Тема 12. Звуки и буквы: Ж, Е.
Знакомство и характеристика звуков и букв Ж, Е. Составление рассказа по серии картинок «За грибами». Печатаем: Ж, Е, Обводим по контуру: МОРЖ, ЁЖ, Ж-Ш, МОРЖИ, ЕЖИ. У ёжика колкие иголки. Составление схемы предложения.
Тема 13. Звуки и буквы: Й, Х.
Логическое упражнение «Откуда хлеб пришел?» Звук и буква Х. Звук и буква Й. Печатаем: Й, Х, Обводим по контуру хлеб, буханка, зайка. У нас гостил Незнайка. Составление схемы предложения.
Тема 14. Звуки и буквы: Ц, Ю.
Составление рассказа по серии картинок «На семейной ферме». Знакомство со звуками и буквами , их характеристика. Анаграммы: Л В Ю К - (клюв), А Ю Л – (юла). Печатаем: Ю, Ц, Обводим по контуру Юля, Юра, месяц. Юра растит огурцы.
Тема 15. Звуки и буквы: Э, Щ.
Загадки о цветах. Звук и буква Э ( из слова это ). Беседа «Изменения в живой и неживой природе весной». Звук и буква Щ. Обводим по контуру Печатаем: Э. Щ, ЩЕНОК, ЭТАЖИ. Щенка зовут Эхо.
Тема 16. Звук и букв: Ф.
Стихотворение «Пароход обходит мели…» Словарь: мель, моряк, штурман, доблестный. Беседа о флоте. Звук и буква Ф. Характеристика звука. Печатаем: Ф, Обводим по контуру ФЛОТ, Федя, Феня, ФИЛЬМ, ФИЛЬМЫ. Яхта плавает по волнам.
Тема 17. Ъ и Ь – разделительные знаки.
Толкование пословиц. Беседа по иллюстрациям « Семья обедает». Наблюдение над словами на слух: Коля – колья. Игра «Хахания». Семя села обедать. (?) Печатаем: Ъ, Ь, Обводим по контуру СЕМЯ, СЕМЬЯ, СЕЛ, СЬЕЛ, СЪЕХАЛ.
Тема 18. Повторение изученных звуков и букв. Рассказы о весне.
Стихи о солнце, обращение к оживающей природе. Рассказы о весне. Штриховка: поезд из Ромашкова, снеговик. Обводим по контуру: поезд едет из Ромашкова.
Тема 19. Повторение изученных звуков и букв. Драматизация сказок.
Появление Буратино, изображающего шофёра. Он приглашает детей на экскурсию в школьную библиотеку.. Анаграммы. Конкурс сказок. Драматизация сказок «Теремок», Колобок.Логическое задание « Кто, где живёт?». Заучивание стихотворения « Все мы крепко подружились…».
Контрольное мероприятие: индивидуальный пересказ русской народной сказки.
Математика (36 часов)
Тема 1. Счет предметов. Числа от 0 до 3. Цифра 0.
Знакомство с разлиновкой тетради в клетку, посадкой при письме, умением держать ручку, давать ответ. Письмо цифры 0 ( пустое множество).
Тема 2. Числа от 0 до 5. Число и цифра 1. Знаки +, -, =.
Работа по упражнениям на глазомер, умение видеть строку: по точечному образцу и самостоятельно. Знакомство со знаками.
Тема 3. Число и цифра 2.
Счет от 0 до 5. Игра ( Рыбалка ). Цифры от 0 до 5.
Пишем цифры 1 и 2 по образцу.
Тема 4. Число и цифра 3.
Игра «По грибы по ягоды».. Как получить число 3?.Рисуем грибочки по точечному образцу. Письмо цифры 3.
Тема 5. Число и цифра 4.
Знакомство с числом и цифрой 4. Загадки о пальчиках. Понятие «столько же». Счёт предметов до 5 (положи столько же, нарисуй столько же).. Письмо цифры 4.
Тема 6. Число и цифра 5.
«Пушистая история» - шарада ( по картинкам «Кот и мышь» ), мышка – мушка- мишка.
Весёлый счёт: «Мишки вышли по грибы». Число и цифра 5.. Пишем цифру 5 по образцу. Работа со счётным материалом.
Тема 7. Счёт предметов от 0 до 5.
Прямой и обратный счёт от 0 до 5. Загадка о еже. Счёт предметов по стихам о еже. Тренировка памяти. Письмо в тетради цифр: 0,1,2,3,4,5.
Тема 8. Число и цифра 6.
Счёт предметов ( друзья Петрушки). Число и цифра 6. Игра «На лугу». Письмо в тетради цифры 6.
Тема 9. Число и цифра 7.
Игра - «По грибы, по ягоды». Счёт в пределах 6. Счёт предметов от 0 до 10.. Цифра 7. Письмо в тетради цифры 7.
Тема 10. Число и цифра 8.
Беседа: «Домашние животные». Счёт предметов от 0 до 10 (утята). Число и цифра 8. Работа в тетради (по точечному образцу).
Тема 11. Число и цифра 9.
Логическая задача- «Осень». Счёт предметов от 0 до 10. Число и цифра 9. Работа в тетради.
Тема 12. Число 10.
Беседа «Второй хлеб» - (о картофеле). Логическое упражнение «Чей это хлеб?».
Счёт предметов: «Огород». Число 10. Работа в тетради по образцу.
Тема 13. Числа натурального ряда.
Толкование пословицы «Землю красит солнце, а человека труд». Беседа «Как вы помогаете маме?». Счёт от 0 до 10 (на счётном материале). Работа в тетради:
а) письмо цифр от 0 до 10.
Тема 14. Решение задач с помощью рисунков.
Беседа «Почему весной люди радуются?» Сложение и вычитание . Решение задач .
Тема 15. Числа от 0 до 10
Прямой и обратный счёт до 10. Даётся понятие «рыболовецкий флот». Геометрические фигуры круг, квадрат. Счёт предметов от 0 до 10 и обратно, по 1 и по 2. Работа в тетради: ряд чисел, волны и пена, рыбка.
Тема 16. Порядковый счёт от 1 до 10. Счёт предметов. Прибавить и вычесть 5.
Знакомство со счётом по порядку, вопросом «который?», ответами : «первый», «второй» и т.д. Геометрические фигуры треугольник, прямоугольник.Решение задач. Работа в тетради по образцу.
Тема 17. Счёт предметов в пределах 10. Понятия: «больше», «меньше», «столько же» или «равно».
Беседа «Надо уметь прощать и уступать друг другу». Стихотворение В.Орлова «Кто кого обидел?». Счёт «Найди себе друга». Работа в тетради: числа натурального ряда, окошко дружных соседей, строим крепость, играем в мяч. Решение задач .
Тема 18. Счёт предметов в пределах 10. Понятия: «слева», «справа».
Игра « Груши и яблоки» ( счёт по порядку, сложение и вычитание в пределах 10 ).
Работа в тетради: а) нарисуй столько же; б) нарисуй слева, справа; в) посчитай, запиши.
Тема 19. Счёт предметов. Ответы на вопросы: «Сколько?»
Закрепление навыков счёта. Дети считают и записывают цифровой ответ. Игра «Дорисуй по образцу». Повторяется написание цифр от 0 до 9.
Тема 20. Дни недели. Времена года. Год.
Загадки о временах года. Счёт предметов от 1 до 10. Задачи о днях недели. Работа в тетради по заданию учителя. Решение задач и примеров.
Контрольное мероприятие: Проверка прямого и обратного счета. Тестирование.
Развитие мелкой моторики рук. Подготовка к обучению письму. (36 часов)
Тема 1. Знакомство с разлиновкой тетради в широкую линию, в узкую линию с направляющей.
Штриховка рисунков. Печатание буквы А в широкую разлинованную тетрадь по точечному образцу и самостоятельно.
Тема 2. Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей.
Штриховка фигур в узкую линию по точечному образцу. Игра «У медведя во бору». Отгадывание загадок. Логическое упражнение «Почему медведя зовут медведем».
Тема 3. Наклонная линия, круг, овал.
Штриховка рисунка. Заучивание стихотворения.
Тема 4. Круг большой и маленький, фигурка из кругов и наклонной сочетании с кругом.
Штриховка рисунка. Раскрашивание прозрачных предметов. Заучивание стихотворения.
Тема 5. Рабочая строка. Наклонная линия, круг, овал.
Работа по штриховке. Наклонная в рабочей строке и прямая с закруглением внизу (по образцу).
Тема 6. Работа в тетради с направляющей линией (по письму)
Развитие речи «Что даёт хвойный лес птицам и зверям». Штриховка наклонными вправо и влево от середины. Рисунок по точечному образцу и самостоятельно.
Тема 7. Разлиновка тетради по письму. Наклон.
Штриховка горизонтальными и наклонными линиями. Работа в «Прописи».
Тема 8. Отработка наклона, письма в широкой и узкой линиях.
Штриховка рисунка. Разгадывание загадок. Разучивание стихотворения.
Тема 9. Наклон в тетради с направляющей линией. Овал.
Заучивание стихотворения о жуке. Беседа «Животные в цирке». Штриховка рисунка.
Тема 10. Овал большой и маленький. Наклон в тетради с направляющей линией.
Беседа по рисунку «Колобок». Словарная работа: глупость, хвастовство. Штриховка горизонтальными, вертикальными и перекрёстными линиями. Работа в тетради с направляющей.
Тема 11. Широкая и узкая линия в тетради по письму.
Разгадывание загадок. Беседа об одежде моряка. Штриховка рисунка. Выполнение работы по точечному образцу и дорисовка деталей.
Тема 12. Наклон, отработка глазомера, формирование умения видеть строку.
Беседа о помощи в семье, о совместном отдыхе. Работа в тетради по точечному образцу. Аппликация «Утята».
Тема 13. Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии.
Разучивание песенки. Беседа о доме для друзей – цирке. Работа в тетради.
Тема 14. Овал, наклонная с закруглением вверх, наклонная и дугообразная линии.
Вопросы Незнайки. Ответ – анаграмма. Рисунок – ответ по образцу. Аппликация «Корзина с ягодами».
Тема 15. Удлинённые линии с петлёй внизу.
Логическое упражнение «Какие грибы выбросил Буратино?». Штриховка рисунков. Работа в тетради.
Тема 16. Удлинённые линии с петлёй вверху.
Письмо с заданиями от кота Фёдора. Выполнение заданий: письмо букв и штриховка по образцу.
Тема 17. Прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу.
Разучивание стихотворения. Разгадывание загадок. Раскрашивание и штриховка рисунков. Письмо изученных элементов букв
Работа с пластилином
Тема 18. Лепка ежа.
Загадка о еже. Стихотворение о еже. Лепка ежа. Выставка работ.
Тема 19. «Вишня».
Развитие речи. Рассказ о Винни Пухе – сладкоежке. Лепка и выставка работ.
Тема 20. «Автомобиль»
Беседа «Машины – помощники человека». Работа под руководством учителя. Выставка работ.
Конструирование
Тема 21. «Домик» из геометрических фигур.
Повторение геометрических форм, сравнение по размеру. Игра «На что похоже?». Выполнение работы. Выставка работ.
Тема 22. «Грузовой автомобиль» .
Повторение геометрических фигур. Игра «На что похоже?». Выполнение работы. Выставка работ.
Рисование
Тема 23. «Чашка» .
Беседа «Посуда в нашем доме». Детальное рассматривание чашки. Работа над рисунком под руководством учителя. Выставка работ.
Тема 24. Рисуем прозрачные шары.
Беседа «Как Вини Пух хотел забраться к пчёлам за мёдом». Рассматривание формы шара и его прозрачности. Работа над рисунком. Выставка работ.
Контрольное мероприятие: обведение и штриховка заданных фигур.
Методическое обеспечение программы
Формы работы: традиционные, интегрированные занятия, занятия-экскурсии и путешествия, инсценировка сказок, конкурсы, викторины, занятия в форме знакомых детям игр, дидактические игры, сочетание всех элементов на одном занятии, индивидуальное консультирование родителей. Предусматривается как индивидуальная работа с каждым ребенком, так и парная, групповая, коллективная работа с детьми.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Приёмы работы: - здоровьесберегающие ( пальчиковая гимнастика, физминутки, зрительная гимнастика, психогимнастика),
- обучающие и развивающие (упражнения, активизирующие мыслительные процессы, самоконтроль)
Материально – техническое оснащение
- компьютер
- проектор
- экран
Средства, необходимые для реализации программы:
Список литературы:
1. Доскова В.М., Прокофьева А.Г. «Развивающие игры для детей»-.М.2007
2. Должиков Р.А.,Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н.,Ищенко И.П. Программа реализации преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе.
3. Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» - Сфера, 2010
4. Овечкина А.Н. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет «Школа АБВГДейка»
5. Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе.-М.Просвещение.2013
Календарно - тематическое планирование
занятий подготовительного курса (72 часа)
Обучение слоговому чтению и развитие речи (34 часа)
№ п/п | Тематика занятия | Кол – во часов | Дата |
1 | Звук и буква: А. | 2 | |
2 | Звук и буква: М. | 2 | |
3 | Звуки и буквы: Р, О. | 2 | |
4 | Звуки и буквы: Ш, Ы. | 2 | |
5 | Звуки и буквы: И, У, Н. | 2 | |
6 | Звуки и буквы: С, К, Т. | 2 | |
7 | Звуки и буквы: Л, В – согласные, звонкие; буква Е обозначает двойной звук. | 2 | |
8 | Звуки и буквы: Б, П. | 2 | |
9 | Звуки и буквы: З, Д. | 2 | |
10 | Звуки и буквы: Г, Я. | 2 | |
11 | Звук и буква: Ч и буква Ь. | 2 | |
12 | Звуки и буквы: Ж, Е. | 2 | |
13 | Звуки и буквы: Й, Х. | 2 | |
14 | Звуки и буквы: Ц, Ю. | 1 | |
15 | Звуки и буквы: Э, Щ. | 1 | |
16 | Звук и буква: Ф. | 1 | |
17 | Ъ и Ь – разделительные знаки. | 1 | |
18 | Развитие навыка слогового чтения. | 2 | |
19 | Обучение слоговому чтению | 2 | |
| ИТОГО | 34 | |
Математика (34 часа)
№ п/п | Тематика занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Счёт предметов. Числа от 0 до3. Цифра 0. | 2 | |
2 | Числа от 0 до5. Число и цифра 1. Знаки +, - , =. | 2 | |
3 | Число и цифра 2. Состав числа 2. | 2 | |
4 | Число и цифра 3. Состав числа 3. | 2 | |
5 | Число и цифра 4. Состав числа 4. | 2 | |
6 | Число и цифра 5. Состав числа 5. | 2 | |
7 | Счёт предметов от 0 до 5. | 2 | |
8 | Число и цифра 6. Состав числа 6. | 2 | |
9 | Число и цифра 7. Состав числа 7. | 2 | |
10 | Число и цифра 8. Состав числа 8. | 2 | |
11 | Число и цифра 9. Состав числа 9. | 2 | |
12 | Число 10. Состав числа 10. | 2 | |
13 | Числа натурального ряда. Прибавить и вычесть 2. | 2 | |
14 | Счёт предметов. Прибавить и отнять 3. | 2 | |
15 | Числа от 0 до 10. Прибавить и вычесть 4. | 1 | |
16 | Порядковый счёт от 1 до 10. Счёт предметов. Прибавить и вычесть 5. | 1 | |
17 | Прибавить и вычесть 6. | 1 | |
18 | Счёт предметов в пределах 10. Понятия: «столько же», «слева», «справа». | 1 | |
19 | Счёт предметов. Ответы на вопросы: «сколько?» | 1 | |
20 | Дни недели. Времена года. Год. | 1 | |
| ИТОГО | 34 | |
Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев
(34 часа)
№ п/п | Тематика занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Знакомство с разлиновкой тетради в широкую линию, в узкую линию с направляющей. | 2 | |
2 | Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей. | 2 | |
3 | Наклонная линия, круг, овал. | 2 | |
4 | Круг большой и маленький, фигурка из кругов и наклонной сочетании с кругом. | 2 | |
5 | Сочетания «жи – ши». Рабочая строка. | 2 | |
6 | Работа в тетради с направляющей линией (по письму) | 2 | |
7 | Разлиновка тетради по письму. Наклон. | 2 | |
8 | Отработка наклона, письма в широкой и узкой линиях. | 2 | |
9 | Наклон в тетради с направляющей линией. Овал. | 2 | |
10 | Овал большой и маленький. Наклон в тетради с направляющей линией. | 2 | |
11 | Широкая и узкая линия в тетради по письму. | 1 | |
12 | Наклон, отработка глазомера, формирование умения видеть строку. | 1 | |
13 | Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии. | 1 | |
14 | Овал, наклонная с закруглением вверх, наклонная и дугообразная линии. | 1 | |
15 | Удлинённые линии с петлёй внизу. | 1 | |
16 | Удлинённые линии с петлёй вверху. | 1 | |
17 | Прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу. | 1 | |
| Работа с пластилином | 3 | |
18 | Лепка «ежа» | 1 | |
19 | «Вишня» | 1 | |
20 | «Автомобиль» | 1 | |
| Конструирование | 2 | |
21 | «Домик» из геометрических фигур | 1 | |
22 | «Грузовой автомобиль» | 1 | |
| Рисование | 2 | |
23 | «Чашка» | 1 | |
24 | Рисуем прозрачные шары | 1 | |
| ИТОГО | 34 | |