УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУХОРШИБИРСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУХОРШИБИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
«ПРИНЯТО» Методический совет Протокол №1 « ____» _____________ 2021г | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________ _____________Осипова Л.Г. « ____» __________ 2021г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Художественно-эстетической направленности
«Юный столяр»
(художественная обработка древесины)
Возраст детей: 10 - 15 лет
Срок реализации: 1 год
Общее количество часов - 72
Разработчик:
Мурзин Сергей Алексеевич,
учитель технологии
с. Мухоршибирь, 2021г
№ | ПАСПОРТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ |
Титульный лист |
1 | Образовательное учреждение | МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №2» |
2 | СОГЛАСОВАНО: . | На методическом совете Протокол №1 от «22» сентября 2021г. |
3 | УТВЕРЖДАЮ: | Директор МБОУ СОШ №2 Л.Г. Осипова |
4 | ДОП, Название | Кружок «Юный столяр» Художественная обработка древесины |
5 | Направленность ДОП | Художественно-эстетическая |
6 | Охват по возрасту детей: | 11 – 15 лет |
7 | Срок реализации: | 1 год |
8 | Автор- разработчик, ФИО, должность | Мурзин Сергей Алексеевич. Учитель технологии. Изобразительного искусства. |
9 | Территория, год | с. Мухоршибирь 2021г. |
I. Основные характеристики программы |
I-1. Пояснительная записка |
1.1 | Название ДОП | Кружок «Юный столяр». Художественная обработка древесины. |
| Тип программы | Общеобразовательная модифицированная программа |
| Направленность | Художественно-эстетическая |
1.2 | Актуальность | На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно сохраняет традиции народа, влияет на формирование художественных вкусов. Резьба по дереву - древнейший вид прикладного искусства. Художественная обработка древесины – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься художественной обработкой древесины учащимся 5 – 7 классов. Занятия в кружке, сочетающие искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. |
1.3 | Отличительные особенности ДОП | Программа способствует развитию чувства красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности; -оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни; - созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ; - приобретению навыков общения в профессиональной среде; |
1.4 | Педагогическая целесообразность: | Программа позволяет решить проблему свободного времени детей, пробуждает у них интерес, к новым видам деятельности расширяя их жизненный кругозор. Благодаря занятиям по программе создаются условия для развития художественно-эстетического творчества школьников; решаются художественно-конструкторские задачи разного типа на основе творческих принципов народного искусства (повтора, вариации, импровизации), а также формируются специальные политехнические знания, трудовые умения и навыки; что позволит освоить традиционные приемы художественной обработки дерева, а также сориентировать на ряд рабочих профессий, связанных с художественной обработкой дерева. |
1.5 | Цель программы | Создание условий для творческой реализации личности в области декоративно – прикладного искусства посредством создания художественных изделий из дерева. |
1.6 | Задачи: обучение, воспитание, развитие детей | Образовательные: - познакомить детей с истоками декоративного творчества, привить любовь к народному ремеслу; - познакомить с техническими приемами контурной и геометрической резьбы по дереву; - дать основные знания и умения работы с различными столярными инструментами и оборудованием; Развивающие: - развивать эстетическую отзывчивость, фантазию и воображение, образное мышление, используя нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей; - формировать умение самостоятельно решать конструкторские задачи при изготовлении изделий, навык самоконтроля; Воспитательные: – воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, - привить детям такие качества как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность; - воспитать уважительное отношение к чужому труду; - заложить основы коллективных отношений; |
1.7 | Возраст обучающихся, согласно дифференциации | 11 - 15 лет |
1.9 | Формы занятий | Групповые. Количество обучающихся в группе 12 детей. |
I-2. Объём программы |
2.1 | Объём программы (кол-во час. на весь период обучения) | 72 ч. |
2.2 | Срок реализации ДОП(кол. недель, мес., лет) | Программа разработана на 1 год, 35 недель |
2.3 | Режим занятий (ск.раз в нед., всего по годам обучения) | Занятия 2 раза в неделю по 2 ч. |
I-3. Планируемые результаты |
3.1 | Планируемые результаты (ЗУН): | Учащиеся должны знать: - о народных художественных помыслах расположенных на территории России; - свойства древесины, древесных материалов; - инструменты, используемые при работе с деревом; - способы художественной обработки дерева; - композиционный строй; - этапы выполнения работы резьбы по дереву; - этапы выполнения работы на токарном станке; - правила техники безопасности; Учащиеся должны уметь: - подготовить деревянную основу для резьбы по дереву; - подготовить заготовки для точения и выжигания; - делать зарисовки с образцов народного искусства; - подобрать инструменты и материалы для работы; - составлять эскизы для будущей работы; - владеть техническими приемами контурной и геометрической резьбы по дереву; - вытачивать изделия на токарном станке; - декорировать изделия выжиганием; - выполнить и защитить итоговый творческий проект; |
3.2 | Способы и формы проверки результатов (система оценочных средств, мониторинг эффективности ДОП) | - индивидуальный опрос; - тестирование; - практическая работа; - контроль качества изделия; -защита творческого проекта. |
II. Содержание программы |
2.1.Учебно – тематический план |
| Перечень разделов, тем, всего час, практические теоретические занятия, форма контроля по годам обучения | (см. УТП на 36 недель) |
2.2. Содержание тем по годам |
2.2.1 | Основные понятия курса | Свойства древесины, древесных материалов. Виды художественной обработки древесины. Виды и приёмы резьбы по дереву. Основы токарного мастерства. Правила техники безопасности. |
2.2.2 | Краткое описание теоретических и практических аспектов по разделам УТП | Раздел №1. Общие сведения о художественной обработке дерева. Техника безопасной работы. Инструменты и оборудование. Заготовка материалов. Раздел №2. Народное искусство как часть культуры России. Искусство России, традиции, особенности. Лекция «декоративно-прикладное искусство Бурятии». Раздел №3. Геометрическая (плосковыемчатая) резьба. Орнаменты. Специальный рисунок. Геометрическая резьба. Безопасные приёмы резьбы. Выбор породы дерева для резьбы. Столярная подготовка заготовок для работы. Изготовление простейших изделий. Разделочные доски, лопаточки. Раздел №4. Токарная обработка древесины. Сведения об устройстве СТД-120. Приёмы работы и правила техники безопасности. Художественное точение. Подготовка станка к работе. Закрепление объёмных заготовок. Точение художественных изделий. Точеные сувениры. Скалка. Раздел №5. Выпиливание. Техника безопасности. Подготовка инструмента к работе. Подготовка древесного материала, нанесение рисунка. Технология выпиливания лобзиком. Технические приёмы выпиливания орнамента. Сборочные и отделочные работы. Работа над конструкцией изделия. Раздел № 6.Выжигание. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Техника безопасности при работе с выжигателем. Основы композиции, основные приемы выжигания. Декорирование изделий выжиганием. Раздел №6. Творческий проект. Требования к оформлению проекта. Компьютерные технологии. Выбор темы проекта, материалов для работы. Работа над проектом. Авторские работы. Подведение итогов. Творческий отчет. |
2.2.3 | Формы контроля по разделам и уровням: стартовый, базовый, продвинутый | - тестирование; - практические работы; - контроль качества изделия; -конкурс мастеров; -защита творческого проекта. |
2.3. Календарно-учебный график |
2.3.1 | Составляется в форме таблицы: дата, часы проведения, форма занятий, количество часов, тема, место проведения, форма контроля по каждому году обучения (приложение) |
III. Организационно-педагогические условия и формы аттестации |
3.1. | Методическое обеспечение ДОП (методики, технологии) | Здоровьесберегающие ИКТ-технологии Практико-ориентированные |
3.2 | Метод.виды продукции | Участие в различных конкурсах: - «Радуга талантов» (моделирование ,резьба по дереву,) - «Сувенир Бурятии»; - «Дети. Техника. Творчество». Участие во всероссийской олимпиаде школьников по технологии. |
3.3. | Условия реализации ДОП (ресурсы для проведения занятий) | Мастерские для деревообработки 52 кв. м. Компьютер, Станок СТД- 120М . Сверлильный станок 2 шт. Станок токарный деревообрабатывающий 2шт «Кратон». Основные средства обучения: 1.Доски и бруски (осина, береза, кедр, липа, сосна). 2.Фанера 0,5мм х1500х1500. 3.Фанера 10,12 мм х1500х1500. Инструменты и оборудование: 1.Рубанок – 3шт. 2.Ножовка – 4шт. 3.Лобзик ручной – 6шт. 4.Лобзик электрический – 1шт. 5.Электровыжигатель – 6шт. 6.Стамеска для точения – 6шт. 7.Станок деревообрабатывающий СТД-120м – 3шт. 8.Напильники, рашпили – 8 шт. 9.Наждачная бумага – 10шт. 10.Верстак столярный – 5шт. 11. Молоток – 6шт. 12.Гвозди – 2кг. 13.Саморезы – 100шт. 14.Кусачки – 1шт. 15.Плоскогубцы – 2шт. 16.Ножницы -5шт. 17.Циркуль -10шт. 18.Штангельциркуль -2шт. 19.Проволочка медная – 60м. 20.Доска учебная -1шт. 21.Копировальная бумага – 1п. |
3.4. | Используемая литература | 1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999. 2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996. 3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999. 4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995. 5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997. 6. Плетение из лозы. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С-Пб.: Корона принт, 1999. 7. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000. 8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998. 9. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999. 10. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999. 11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990. 12. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клён, 1993. 13. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клён, 1993. 14. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993. 15. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999. 16. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997. 17. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997. 18. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997. 19. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999. 20. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980. 21. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990.Работы по дереву. Рыженко В.И. М,:000 «Гамма Пресс 2000» Журнал резьба по дереву «Татьянка» Шамиль Сасыков. М.: «Красный пролетарий» 2006г. Учебник 7 класс технология Под редакцией Симоненко В.Д. 2010г. М.:»Вентана-Граф» Учебник 6 класс технология Под редакцией Симоненко В.Д. 2010г. М.:»Вентана-Граф» «Энциклопедия ремесел» -2000г. М.: «РИПОЛ КЛАССИК»-528с.,илл. |
3.5. | Литература для учащихся | История ремесел. На сайте можно познакомится с историей возникновения и развития ремесел (ковки, гальванопластики, резьбы по дереву и т.д.). Здесь можно познакомиться с электронными вариантами книг по декоративно-прикладному искусству. http://remesla.ru/ В материале описывается приспособление для точения древесины на токарно-винторезном станке. Данное приспособление, по мнению автора, позволяет учащимся с большим успехом осваивать приемы работы на токарном станке по обработке металла. http://som.fio.ru/RESOURCES/GLOZMANAE/2003/11/RVG.HTM Волшебный мир древесины: из опыта работы учителей технологии. Материалы учителей технологии, работающих в системе дополнительного образования по направлениям "столярное дело" и "художественная обработка древесины". Методика обучения. Выставка работ. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1051/index.htm Геометрическая резьба по дереву: историческая справка, инструмент и материалы. Информация о кружковой работе в школе. Галерея работ. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1131/index.htm Домовая резьба по дереву Проект по возрождению домовой резьбы по дереву. Элементы домовой резьбы. Схема декора деревянного дома. Дидактическое пособие: история домовой резьбы, каталог техник, инструмент, материалы, словарь терминов, готовые лекала. http://domrezba.narod.ru/templates.html Статья «Обработка материалов резанием». Основные понятия, иллюстрированные 17 рисунками. http://www.engineer.bmstu.ru/res/RL6/book1/book/metod/doc/rezan.doc |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Название ДОП: кружок «Юный столяр». Художественная обработка древесины.
Тип программы: Общеобразовательная модифицированная программа
Актуальность
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно сохраняет традиции народа, влияет на формирование художественных вкусов.
Резьба по дереву - древнейший вид прикладного искусства. Художественная обработка древесины – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься художественной обработкой древесины учащимся 5 – 7 классов. Занятия в кружке, сочетающие искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.
Отличительные особенности ДОП
Программа способствует развитию чувства красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности;
-оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни;
- созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ;
- приобретению навыков общения в профессиональной среде;
Педагогическая целесообразность:
Программа позволяет решить проблему свободного времени детей, пробуждает у них интерес, к новым видам деятельности расширяя их жизненный кругозор.
Благодаря занятиям по программе создаются условия для развития художественно-эстетического творчества школьников; решаются художественно-конструкторские задачи разного типа на основе творческих принципов народного искусства (повтора, вариации, импровизации), а также формируются специальные политехнические знания, трудовые умения и навыки; что позволит освоить традиционные приемы художественной обработки дерева, а также сориентировать на ряд рабочих профессий, связанных с художественной обработкой дерева.
Цель программы Создание условий для творческой реализации личности в области декоративно – прикладного искусства посредством создания художественных изделий из дерева.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с истоками декоративного творчества, привить любовь к народному ремеслу;
- познакомить с техническими приемами контурной и геометрической резьбы по дереву;
- дать основные знания и умения работы с различными столярными инструментами и оборудованием;
Развивающие:
- развивать эстетическую отзывчивость,
фантазию и воображение, образное мышление, используя нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
- формировать умение самостоятельно решать конструкторские задачи при изготовлении изделий, навык самоконтроля;
Воспитательные:
– воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество,
- привить детям такие качества как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность;
- воспитать уважительное отношение к чужому труду;
- заложить основы коллективных отношений;
Возраст обучающихся, согласно дифференциации : 10 - 15 лет
Формы занятий: Групповые. Количество обучающихся в группе 12 детей.
Объём программы: (кол-во час. на весь период обучения) 72 ч.
Программа разработана на 1 год, 36 недель
Режим занятий: Занятия 2 раза в неделю по 2 ч.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- о народных художественных помыслах расположенных на территории России;
- свойства древесины, древесных материалов;
- инструменты, используемые при работе с деревом;
- способы художественной обработки дерева;
- композиционный строй;
- этапы выполнения работы резьбы по дереву;
- правила техники безопасности;
Учащиеся должны уметь:
- подготовить деревянную основу для резьбы по дереву;
- делать зарисовки с образцов народного искусства;
- подобрать инструменты и материалы для работы;
- составлять эскизы для будущей работы;
- владеть техническими приемами контурной и геометрической резьбы по дереву;
- вытачивать изделия на токарном станке;
- выполнить итоговый творческий проект;
Способы и формы проверки результатов:
- практические работы;
- контроль качества изделия;
-конкурс мастеров;
-защита творческого проекта.
2. Содержание программы
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
Раздел №1. Общие сведения о художественной обработке дерева. Техника безопасной работы. Инструменты и оборудование. Заготовка материалов.
Раздел №2. Народное искусство как часть культуры России.
Искусство России, традиции, особенности. Лекция «декоративно-прикладное искусство Бурятии».
Раздел №3. Геометрическая (плосковыемчатая) резьба. Орнаменты. Специальный рисунок.
Геометрическая резьба. Безопасные приёмы резьбы.
Выбор породы дерева для резьбы.
Столярная подготовка заготовок для работы.
Изготовление простейших изделий. Разделочные доски, лопаточки.
Раздел №4. Токарная обработка древесины. Сведения об устройстве СТД-120.
Приёмы работы и правила техники безопасности. Художественное точение.
Подготовка станка к работе. Закрепление объёмных заготовок. Точение художественных изделий.
Точеные сувениры.
Скалка.
Раздел №5. Выпиливание.
Техника безопасности. Подготовка инструмента к работе. Подготовка древесного материала, нанесение рисунка.
Технология выпиливания лобзиком. Технические приёмы выпиливания орнамента.
Сборочные и отделочные работы. Работа над конструкцией изделия.
Раздел № 6.Выжигание.
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Техника безопасности при работе с выжигателем. Основы композиции, основные приемы выжигания. Декорирование изделий выжиганием.
Раздел №6. Творческий проект.
Требования к оформлению проекта.
Компьютерные технологии. Выбор темы проекта, материалов для работы. Работа над проектом. Авторские работы.
Подведение итогов.
Творческий отчет.
Учебно-тематический план:
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма контроля | Дата |
Вводное занятие | |
1,2 | Знакомство. Техника безопасности в мастерской. | 2 | 1 | 1 | Индивидуальный опрос | |
Раздел 1. Общие сведения о художественной обработке дерева. | |
3,4 | Свойства древесины, древесных материалов. | 2 | 1 | 1 | Индивидуальный опрос | |
5,6 | Инструменты и оборудование. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа. | |
7, 8 | Заготовка материалов. | 2 | 1 | 1 | | |
Раздел №2. Народное искусство как часть культуры России. | |
9,10 | Искусство России, традиции, особенности. | 2 | 1 | 1 | тестирование | |
11,12 | Лекция «декоративно-прикладное искусство Бурятии». | 2 | 1 | 1 | тестирование | |
Раздел №3. Геометрическая (плосковыемчатая) резьба. | |
13,14 | Орнаменты. Специальный рисунок. | 2 | 1 | 1 | практическая работа | |
15,16 | Геометрическая резьба. Безопасные приёмы резьбы. | 2 | 1 | 1 | практическая работа | |
17,18 | Выбор породы дерева для резьбы. Столярная подготовка заготовок для работы. | 2 | 0 | 2 | практическая работа | |
19,20 21,22 23,24 | Изготовление и украшение простейших изделий. Разделочные доски, лопаточки. | 6 | 0 | 6 | практическая работа контроль качества изделия | |
Раздел №4. Токарная обработка древесины. | |
25, 26 | Сведения об устройстве СТД-120. Техника безопасности. Подготовка заготовки. Закрепление объёмных заготовок. | 2 | 1 | 1 | тестирование | |
27, 28, 29, 30 | Точение художественных изделий. | 4 | 1 | 3 | практическая работа | |
31,32 33, 34 | Точеные сувениры. | 4 | 0 | 4 | практическая работа контроль качества изделия | |
35,36 | Скалка. | 2 | 0 | 2 | практическая работа контроль качества изделия | |
Раздел №5. Выпиливание. | |
37, 38 | Техника безопасности. Подготовка инструмента к работе. Подготовка древесного материала. | 2 | 1 | 1 | Тестирование, опрос | |
39 | Подготовка древесного материала, нанесение рисунка. | 1 | | 1 | контроль качества изделия | |
40, 41 | Технология выпиливания лобзиком. | 2 | 1 | 1 | практическая работа | |
42, 43, 44 | Технические приёмы выпиливания орнамента. | 3 | 1 | 2 | практическая работа | |
45,46 | Сборочные и отделочные работы. Работа над конструкцией изделия. | 2 | | 2 | контроль качества изделия | |
Раздел № 6.Выжигание. | |
47 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Техника безопасности при работе с выжигателем. | 1 | 1 | | Тестирование, опрос | |
48, 49, 50 | Основы композиции. Основные приемы выжигания. | 3 | 1 | 2 | практическая работа | |
51, 52, 53 | Декорирование изделий выжиганием. | 3 | | 3 | контроль качества изделия | |
Раздел №6. Творческий проект. | |
54 | Требования к оформлению проекта. | 1 | 1 | | Индивидуальный опрос | |
55, 56 | Компьютерные технологии. Выбор темы проекта, материалов для работы. | 2 | 1 | 1 | практическая работа | |
57-70 | Работа над проектом. Авторские работы. Подведение итогов. | 14 | 4 | 10 | практическая работа | |
71,72 | Творческий отчет. | 2 | 1 | 1 | защита творческого проекта | |
III. Организационно-педагогические условия и формы аттестации
Методическое обеспечение ДОП (методики, технологии)
Здоровьесберегающие
ИКТ-технологии
Практико-ориентированные
Метод.виды продукции . Участие в различных конкурсах:
- «Радуга талантов» (моделирование ,резьба по дереву,)
- «Сувенир Бурятии»;
- «Дети. Техника. Творчество».
Участие во всероссийской олимпиаде школьников по технологии.
Условия реализации ДОП (ресурсы для проведения занятий)
Мастерские для деревообработки 52 кв. м.
Компьютер, Станок СТД- 120М .
Сверлильный станок 2 шт.
Станок токарный деревообрабатывающий 2шт «Кратон».
Основные средства обучения:
1.Доски и бруски (осина, береза, кедр, липа, сосна).
2.Фанера 0,5мм х1500х1500.
3.Фанера 10,12 мм х1500х1500.
Инструменты и оборудование:
1.Рубанок – 3шт.
2.Ножовка – 4шт.
3.Лобзик ручной – 6шт.
4.Лобзик электрический – 1шт.
5.Электровыжигатель – 6шт.
6.Стамеска для точения – 6шт.
7.Станок деревообрабатывающий СТД-120м – 3шт.
8.Напильники, рашпили – 8 шт.
9.Наждачная бумага – 10шт.
10.Верстак столярный – 5шт.
11. Молоток – 6шт.
12.Гвозди – 2кг.
13.Саморезы – 100шт.
14.Кусачки – 1шт.
15.Плоскогубцы – 2шт.
16.Ножницы -5шт.
17.Циркуль -10шт.
18.Штангельциркуль -2шт.
19.Проволочка медная – 60м.
20.Доска учебная -1шт.
21.Копировальная бумага – 1п.
Используемая литература
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999.
4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997.
6. Плетение из лозы. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С-Пб.: Корона принт, 1999.
7. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.
9. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
10. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
12. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клён, 1993.
13. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клён, 1993.
14. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
15. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
16. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
17. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
18. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
19. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.
20. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980.
21. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990.Работы по дереву. Рыженко В.И. М,:000 «Гамма Пресс 2000»
Журнал резьба по дереву «Татьянка» Шамиль Сасыков. М.: «Красный пролетарий» 2006г. Учебник 7 класс технология Под редакцией Симоненко В.Д. 2010г. М.:»Вентана-Граф» Учебник 6 класс технология Под редакцией Симоненко В.Д. 2010г. М.:»Вентана-Граф» «Энциклопедия ремесел» -2000г. М.: «РИПОЛ КЛАССИК»-528с.,илл.
3.5. Литература для учащихся История ремесел. На сайте можно познакомится с историей возникновения и развития ремесел (ковки, гальванопластики, резьбы по дереву и т.д.). Здесь можно познакомиться с электронными вариантами книг по декоративно-прикладному искусству.
http://remesla.ru/
В материале описывается приспособление для точения древесины на токарно-винторезном станке. Данное приспособление, по мнению автора, позволяет учащимся с большим успехом осваивать приемы работы на токарном станке по обработке металла.
http://som.fio.ru/RESOURCE S/GLOZMANAE/2003/11/RVG.HTM
Волшебный мир древесины: из опыта работы учителей технологии. Материалы учителей технологии, работающих в системе дополнительного образования по направлениям "столярное дело" и "художественная обработка древесины". Методика обучения. Выставка работ.
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1051/index.htm
Геометрическая резьба по дереву: историческая справка, инструмент и материалы. Информация о кружковой работе в школе. Галерея работ.
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1131/index.htm
Домовая резьба по дереву Проект по возрождению домовой резьбы по дереву. Элементы домовой резьбы. Схема декора деревянного дома. Дидактическое пособие: история домовой резьбы, каталог техник, инструмент, материалы, словарь терминов, готовые лекала. http://domrezba.narod.ru/templates.html
Статья «Обработка материалов резанием». Основные понятия, иллюстрированные 17 рисунками. http://www.engineer.bmstu.ru/res/RL6/book1/book/metod/doc/rezan.doc