СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа по медиажурналистики

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности. Программа спецкурса "Медиа и коммуникация"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа по медиажурналистики»


Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

Возраст учащихся: 13-17 лет

Срок реализации: 2 года






































Новосибирск, 2020

Пояснительная записка

Раздел 1

Актуальность программы

В настоящее время средства массовой информации приобретают наибольшую актуальность в связи с событиями, происходящими в мире и обществе, поэтому важно воспитать в подрастающем поколении человека, способного грамотно воспринимать медийную информацию, адекватно её оценивать и рационально применять. Кроме того, в современном медиаобществе традиционная журналистика расширяет свои границы, преобразуясь в конвергентную журналистику. Актуальным становится формирование компетенций сразу в двух направлениях: социальном и техническом. Занятия медиажурналистикой позволяют развить оба этих направления: критическое мышление и медиаграмотность.

Изучение основ медиажурналистики в подростковом возрасте создаёт базу для осознанного восприятия массовой информации, развивает критическое мышление, позволяет через погружение в журналистскую деятельность формировать медиаграмотность. В условиях учреждения дополнительного образования освоение азов медиажурналистики позволяет учащимся не только развить определенные компетенции, но и в достаточной степени определиться с выбором будущей профессиональной деятельности. Полученные знания будут полезны и найдут применение в повседневной деятельности, так как жизнь современного человека тесно связана с техническими компетенциями, которые формируются в результате освоения данной образовательной программы.

Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко.

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Медиа пространство» разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273; Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».


Отличительные особенности программы

Образовательную программу отличает:

  1. Работа в специализированных инженерных классах.

  2. Изучение алгоритма создания концепции издания.

  3. Создание редакционной команды.

  4. Практикоориентированность.

  5. Изучение особенностей современных социальных медиа.

  6. Работа на районных событиях и создание материалов.

  7. Выпуск редакционного издания (газета).

Новизна программы

Новизна программы «Медиапространство» заключается в следующем:

  1. Использование городских и районных площадок для развития медиа компетенций.

  2. Использование современных ресурсов для создания медиаконтентов (Tilda, социальные сети, StoryMap, LearningApps).

  3. Взаимодействие с социакультурной средой микрорайона, района и города в процессе решения образовательных задач по адаптации, позитивной социализации.

  4. Брендирование образовательного учреждения (создание, логотипа, фирменных цветов, работа над созданием визуала и философии бренда).

  5. Разработана специальная система оценки результатов освоения образовательной программы, которая позволяет оценивать hard и soft skils.

  6. Ведение школьного паблика для развития медиакомпетенций.

Направленность программы

Социально-педагогическая


Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Медиапространтсво» рассчитана на школьников от 12 до 17 лет.

Этот возраст - один из самых ответственных этапов психического развития человека, становления личности. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возникает интерес к отвлеченным проблемам. Медиа деятельность позволяет развитие этих личностных характеристик.

В мышлении подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Эти возрастные особенности проявляются в выборе тем для создания собственных материалов и сюжетов. Подростки обычно останавливаются на проблемных материалах, затрагивают «проблему отцов и детей», «проблему выбора» и т.д.

Одна из характерных форм реакции подростка – желание освободиться от опеки или контроля взрослых. В основе подобных реакций обычно лежит утрирование, стремлению к самоутверждению, достижению самостоятельности. Создание собственного медиа продукта по самостоятельно выбранной теме – это то, что необходимо в этом возрасте.

Программа ориентирована как на учащихся с подготовкой, так и без нее. Такие ребята самостоятельно создают медиа продукт и выступают наставниками для начинающих. Группы формируются из 10-15 разновозрастных учащихся. Состав групп постоянный. Набор в группы не ограничен по половому составу.

Объем и сроки освоения программы

№/№

Изучаемый курс программы

Количество часов на одну группу/

количество часов в неделю

группа 1 года обучения

группа 2 года

обучения

Медиа

пространство

144 /4

144/4

На вёрстку и монтаж газеты медиа продукта выделяется 1 час в неделю и 36 часов в год.

Формы обучения

В процессе обучения используются сочетание различных форм получения образования: очная, дистанционная.

По очной форме обучения ребенок посещает занятия в медиа пространстве, создает медиа продукт по редакционному заданию или собственному выбору.

По дистанционной форме ребенок получает материал и задание по электронной почте. Эта форма используется если ребенок не может приходить на занятия, но желание оставаться частью творческого объединения есть (продолжительная болезнь, совпадения занятия с уроками в школе или с занятиями в других областях).

Особенности организации образовательного процесса

Учебная программа рассчитана на 2 года, программа первого года обучения делится на 4 блока, включающие в себя изучение основ журналистского мастерства, программа второго года обучения делится на 6 частей, в которых учащиеся получают конкретные знания и умения необходимые для работы над созданием медиа продукта.

Часовое деление программы проставлено по минимуму: это необходимый минимум часов, которые требуются для ознакомления и привития навыков мастерства для создания медиа продуктов.

Состав групп постоянный. Занятия: групповые и индивидуальные, разновозрастные.

Цель и задачи

Цель программы:

Создание условий для развития медиакомпетенций учащихся.

В ходе достижения целей программы решаются задачи:

Первый год обучения

  1. Образовательные:

  • познакомить с принципами медиа деятельности;

  • обучать основам социологии и медиа;

  • формировать знания об истории журналистики и этапах ее развития;

  • формировать первичные навыки создания медиа продукта и приобретение первого профессионального опыта.

  1. Метапредметные:

  • формировать навыки совместной деятельности и диалогового общения;

  • прививать культуру общения с миром средств массовой информации.

  1. Личностные:

  • развивать творческие способности, индивидуальное мышление и критическое мышление.

Второй год обучения

  1. Образовательные:

  • познакомить с этическими нормами при создании медиа продукта;

  • изучить современные жанры медиа;

  • сформировать знания о содержательной, композиционной и графической модели газеты;

  • сформировать навыки создания медиа продукта;

  • формировать навыки верстки медиа продукта.

  1. Метапредметные:

  • пробудить интерес к прессе и формированию осознанного отношения к медиа и как виду деятельности;

  • совершенствовать потребности в постоянном повышении информированности.

  1. Личностные:

  • развивать творческие способности, индивидуальное мышление и критическое мышление.

Содержание программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план

Содержание разделов программы

1-й год обучения

1-й год обучения, 4 часа в неделю

п/п

Тема

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации, контроля

Формирование группы. Техника безопасности.

4


4


Введение.

2

1

1


Концепция медиацентра «Поколение 126»

2

1

1

Создание медиаплана

Основы коммуникативной культуры

Основные виды межличностного общения (императив, диалог, манипуляция, спор, дискуссия). Этикет как норма межличностного взаимодействия. Основные правила этикета (приветствие, обращение, построение разговора).

2

1

1


Схемы формирования первого впечатления. Фактор превосходства. Фактор привлекательности партнера. Фактор отношения к наблюдателю.

2

1

1


Вербальные и невербальные средства общения

2

1

1


Коммуникативные «контактеры». Итак, коммуникация!

2

1

1


Содержательный и эмоциональный аспект коммуникации.

2

1

1


Самопрезентация и обратная связь

2

1

1


Понятие проблемной коммуникации. Практическое руководство к решению проблемной коммуникации

2

1

1


Деловой этикет (деловая беседа, переговоры, спор, совещание, публичное выступление, деловая переписка, письмо).

2

1

1

Деловая игра «Пресс-релиз», «Интервью», «Собеседование»

Слагаемые журналистской профессии


Информационно-коммуникационная деятельность у истоков мастерства.

2

2

2


Специалист медиа сферы: профессиональные особенности личности.

2

1

1


Психологические особенности личности и творчества специалиста медиа сферы. Варианты имиджей в информационном пространстве России.

2

2



Проблемы использования коммуникации в сфере медиа.

2

1

1

Создание портрета специалиста медиа сферы посредством игры

История журналистики


Пражурналистские явления.

Способы передачи информации со Средних веков до появления первых изданий.


2

1

1


Материально-технические предпосылки возникновения журналистики.

2

1

1


Социально-политические предпосылки появления журналистики.

2

2



Информационные предпосылки возникновения журналистики.

2

2



Возникновение первых изданий. Русская газета «Ведомости» как первое периодическое издание России.

2

2



Возникновение первых медиаконтентов в мировой сети.

2

1

1



Журналистика – творческая деятельность


Система средств массовой информации: печать. Краткая характеристика.

2

2



Система средств массовой информации: печать. Краткая характеристика.

2

2



Система СМИ: радиовещание. Краткая характеристика.

2

1

1


Система СМИ: телевидение. Краткая характеристика.

2

1

1


Система СМИ: детская печать. Краткая характеристика.


2

1

1


Интернет как система глобальной информации и коммуникации (социальные сети).

2

1

1


Типология СМИ: массовая и качественная пресса.

2

1

1


Типология СМИ: по учредителю, территории, аудитории.

2

2



Журналистика и ее функции. Общая характеристика.

2

2



Идеологические функции журналистики.

2

2



Культуроформирующие, рекламно-справочные, рекреативные функции журналистики.

2

2



Организаторские функции журналистики.

2

1

1

Анализ существующих изданий и социальных медиа с точки зрения функций журналистики и типологии

Жанры современных медиа

34.

Способы получения информации: наблюдение, интервью, работа с документами.

2

1

1


35.

Понятие медиатекста в журналистике

2

2



36.

Жанры, виды публикаций. Знакомство с картой жанров.

1

1



37.

Заметка. Виды заметок: хроникальная, расширенная, средняя. Основная тематика заметок.

2

1

1


38.

Тренировка в написании заметок с пресс-релизов, со слов конкретного лица. Правка неправильных заметок.

1

1



39.

Отчет и репортаж. Виды отчетов и репортажей, их функции.

2

1

1


40.

Тренировка в написании отчетов по смоделированной ситуации.

1


1


41.

Тренировка в написании репортажа. Правка репортажей с ошибками.

2


2


42.

Семантические детали медиатекста: светопись, цветопись, ритмика. Вспомогательный материал репортера: ссылки, цитаты, цифры.

2

1

1


43.

Ведение журналистского расследования: основные этапы, способы и приемы подачи материала в публикации. Собственная безопасность при осуществлении расследования. Источники информации в работе журналиста-расследователя: классификация и методы работы.

2

1

1


44.

Тренировка в проведении журналистского расследования.

1


1


45.

Интервью, виды интервью, формы жанра, правила интервьюирования.

2

1

1


46.

Практика интервьюирования и написания материала.

2


2


47.

Аналитические жанры. Их общая характеристика и разновидности

2

1

1


48.

Корреспонденция, виды, цели, правила написания.

2

1

1


49.

Практика в написании корреспонденций. Правка неправильных корреспонденций.

2


2


50.

Статья. Ее отличия от корреспонденций. Приемы написания статей. Объем материала. Эмоциональная окрашенность.

2

1

1


51.

Практика в написании статей. Нахождение ошибок в газетных статьях.

2


2


52.

Обзор печати. Его цели, правила

2

1

1


53.

Практика в написании обзора печати. Тренировка работы с письмами читателей.

2


2


54.

Обозрение. Виды обозрений. Правила написания.

2

1

1


55.

Практика в написании обозрения. Нахождение ошибок в газетных обозрениях.

2


2


56.

Художественно-публицистические жанры. Их разновидности и общий обзор.

2

2



57.

Зарисовка. Виды зарисовок. Правила написания.

2

1

1


58.

Практика в написании зарисовок.

2


2


59.

Очерк. Виды очерков.

2

1

1


60.

Практика в написании очерков.

2


2


61.

Рецензия. Виды рецензий. Правила написания рецензий.

2

1

1


62.

Практика в написании рецензий на книгу, фильм, песню

2

1

1


63.

Фельетон. Практика написания. Приемы аллегории и гиперболы для достижения комического эффекта. История возникновения жанра.

2

1

1


64.

Практика написания фельетонов.

2


2


65.

Журналистика новостей. Классификация. Структурные и содержательные компоненты создания новости.

2

1

1


66.

Создание медиатекстов в социальных сетях. Особенности содержания и размещения.

4

2

2


67.

Современные жанры: лайфхаки, посты, блогинг и т.д.

4

2

2


68.

Методы познания действительности. Их 9 видов и подвидов.

1

1



69.

Рассмотрение методов познания действительности на примере различных газет.

1




70.

Элементы содержания: факт, аргумент, авторская оценка, идея, проблема и конфликт в журналистском произведении.

1

1



71.

Распознавание элементов композиции в журналистских текстах.

1


1


72.

События, проблемы и выражение исторического характера в журналистском материале – сюжет.

1

1



73.

Распознавание и анализ сюжетов журналистских материалов.

1


1


75

Закрепление изученного материала.

1

1



76.

Итоговая аттестация. Зачет.

1


1

Создание собственного медиа продукта


ИТОГО:

144

74

70



Учебно-тематический план

2-й год обучения, 4 часа в неделю

Из прошлого…

п/п

Тема

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации, контроля


1.

Введение

2

1

1



2.

Техника безопасности

2

1

1



3.

Слагаемые журналистской профессии

6

4

2



4.

История журналистики

5

4

1



5.

Краткая характеристика СМИ

4

4




6.

Типология СМИ

2

2




7.

Функции журналистики

3

2

1



8.

Способы получения информации

1

1




9.

Карта жанров публицистики

2

1

1



10.

Заметка

2

1

1



11.

Отчет и репортаж

2

1

1



12.

Интервью

2

1

1



13.

Корреспонденция

2

1

1



14.

Статья

2

1

1



15.

Обзор печати

2

1

1



16.

Обозрение

2

1

1



17.

Зарисовка

2

1

1



18.

Очерк

2

1

1



19.

Рецензия

2

1

1



20.

Фельетон

2

1

1

Создание собственных медиатекстов в изученных жанрах


Жанры современных медиа


21.

Колумнистика – раздел современной публицистики. История возникновения и современное состояние. Современная колумнистика (о творчестве одного из колумнистов – на выбор). Постмодернистские тенденции в современной колумнистике.

2

1

1


22.

Жанр колонки. Автор в колонке. Особенности структуры и выразительных средств. Статья и колонка: сходства и различия.

2

1

1


23.

Тренировка в написании собственной колонки.

3


3


24.

Комментарий – жанр и метод современной журналистики. История жанра комментария. Жанровые признаки современного комментария работа автора над текстом комментария. Требования, предъявляемые к тексту комментария. Ошибки комментирования.

2

1

1


25.

Тренировка в написании комментария.

2


2


26.

Прогноз и версия. Жанровые особенности. Технология работы журналиста в данных жанрах.

2

1

1


27.

Тренировка в написании прогнозов и версий.

2

2



28.

Легенда: история жанра, допустимость вымысла в художественно-публицистическом жанре легенды. Формы использования и функции легенды в прессе. Структура легенды.

2

1

1


29.

Тренировка в написании легенд.

2


2


30.

Обобщение изученного. Контрольная работа за полугодие.

4

2

2


31.

Житейская история: предмет, задачи, особенности метода предъявления информации, структура и языковые средства жанра, Отличия жанра житейской истории от жанра мини-истории и жанров художественной литературы (рассказа, новеллы).

2

1

1


32.

Тренировка в написании житейских историй.

2


2


33.

Жанр эссе: содержание, композиция. Авторское «я» в эссеистике. Отличия эссеистики от эссе как жанра литературы.

2

1

1


34.

Тренировка в написании эссе.

2


2


35.

Роль анекдота на страницах современной периодической печати. Анекдотическая история результат творческой деятельности журналиста.

2

1

1


36.

Художественно-публицистический жанр пародии. Пародия и пародирование. Ошибки пародирования.

2

1

1


37.

Тренировка в написании пародий.

2


2


38.

Байка. Слух. Сплетня.

2

1

1


39.

Интерактивная журналистика: исповедь, открытое письмо (на выбор). История жанра. Специфика жанра в современных СМИ, Идейно-тематическое своеобразие жанра. Функции. Синтаксические и выразительные средства. Особенности композиции.

2

1

1


40.

Тренировка в написании исповеди.

2


2


41.

Социологическое резюме, мониторинг, рейтинг (сравнительный анализ). Применение социологических методов на этапе получения информации.

2

1

1


42.

Тренировка в написании мониторинга, резюме.

2


2

Создание собственных медиатекстов в изученных жанрах

Этика журналистского «Я»


43.

Закон РФ «О средствах массовой информации» и права журналиста.

2

1

1


44.

Объективные потребности общества в информации и закономерности развития системы СМИ. СМИ как средство воспитания и влияния на формирование мировоззрения личности.

2

1

1


45.

Журналистская деятельность с точки зрения свободы и необходимости. Юридический и экономический аспект свободы печати. Достоверность, правдивость, полнота. Независимость прессы.

2

1

1


46.

Свобода печати при различных общественно-политических формациях. Журналист как субъект массово-информационной деятельности.

2

1

1


47.

Журналистика как инструмент политической борьбы. Позиция журналиста в общественно-политической жизни.

2

1

1


48.

Источники информации: человек, документ, предметно-вещественная среда

2

1

1


49.

Фактура и язык газеты. Корректура и редактура.

2

1

1


Содержательная и композиционная модель газеты


50.

Содержательная модель газеты, ее составные элементы, сетевой график

2


2


51

Анализ содержательной модели известных российских газет

2


2


52.

Композиционная модель газеты, ее составные элементы, правильное размещение материала по полосам

2


2


53.

Особенности композиции специальных номеров газеты

2

1

1


54.

Анализ композиционной модели известных российских газет.

2


2

Разработка собственного медиа контента

Графическая модель газеты



55.

Графическая модель газеты. Ее основные элементы. Основы правильного размещения графики

2


2


56.

Дизайн периодических изданий. Эстетика оформления

2


2


57.

Традиции и новаторство в оформлении периодических изданий.

2


2


58.

Анализ графической модели известных газет.

2


2

Разработка собственного медиа контента

Особенности верстки


59.

Виды верстки. Основные приемы верстки.

2

1

1



60.

Особенности оформления и верстки газет.

2

1


1


61.

Подборка материала.

2

1


1


62.

Использование линеек. Шапки и заголовки.

2

1


1


63.

Компьютерная верстка газеты в формате А3.

2

1

1


64.

Оформление сносок подрисуночных подписей, врезок. Создание таблиц-стилей.

2

1

1


65.

Повторение пройденных тем за год.

3


3


66.

Итоговая аттестация. Медиаполигон.

1


1

Создание собственного медиа контента


ИТОГО:

144


73

71


Содержание разделов и тем программы

1-й год обучения

Программа теоретического обучения состоит из пяти разделов: «Основы коммуникативной культуры», «Слагаемые журналистской профессии», «История журналистики», «Журналистика – творческая деятельность», «Жанры современных медиа».

Раздел «Основы коммуникативной культуры» знакомит с основными видами межличностного общения. Знакомит учащихся с понятием «проблемная коммуникация и способами ее разрешения.

Практика: Развитие коммуникативной компетенции посредством участия в деловых играх.

Раздел «Слагаемые журналистской профессии» знакомит учащихся с истоками информационно-коммуникационной деятельности, с профессиональными, психологическими особенностями личности, которыми должен обладать журналист, с вариантами имиджей информационного пространства России, проблемами использования вербальной и невербальной коммуникации в журналистике.

Практика: Создание портрета успешного журналиста, создание собственного имиджа как юнкора «Поколение 126», невербальные приемы коммуникации.

Раздел «История журналистики» даёт обучающимся представление о пражурналистских явлениях, способами передачи информации со средних веков до появления первых СМИ, а также о роли СМИ в любой исторический период, включая сведения о создании и развитии газет («Ведомости» как первое периодическое издание России), радио, ТВ, а также знакомит с особенностями современной детской прессы.

Практика: Создание единого «дома пражурналистских явлений».

Раздел «Журналистика – творческая деятельность» предусматривает ознакомление юнкоров с понятием журналистики как вида творческой деятельности, спецификой различных средств массовой информации (печать, радиовещание, телевидение, детская пресса, интернет как система глобальной информации и коммуникации), типологией СМИ ( массовая и качественная, по учредителю, территории, аудитории), с функциями журналистики (идеологическая, культуроформирующая, рекламно-справочная, рекреативная, организаторская), знакомит обучающихся со структурой редакций СМИ, с обязанностями их сотрудников.

Практика: Создание портрета современного радиовещания, телевидения, деткой печати; создание карты современных СМИ по признаку – массовая и качественная пресса;

Раздел «Жанры современных медиа» знакомит юных корреспондентов со способами получения информации (наблюдение, интервью, работа с документами), особенностями различных жанров. В данном курсе наиболее подробно изучаются наиболее распространённые жанры – заметка, пресс-релиз, отчет и репортаж, журналистское расследование, интервью, корреспонденция, статья, обзор, обозрение, зарисовка. Такие жанры как очерк, рецензия, фельетон рассматриваются обзорно. Изучаются специфические особенности журналистики новостей. Рассматриваются социальные медиа и современные жанры журналистики. Знакомство с методами познания действительности, элементами содержания журналистского текста. Рассматриваются варианты взаимодействия рекламы и журналистики.

Практика: Закрепление способов получения информации (наблюдение, интервью, документы); написание заметок, отчетов, репортажей, интервью, корреспонденции, статьи, обзора печати, обозрения, зарисовки, очерка, рецензии, фельетона; ведение журналистского расследованиzя; создание медиатекстов в современных жанрах; создание карты типичных ошибок при написании материалов в различных жанрах; создание базы вспомогательного материала: ссылки, цитаты, цифры; выделение семантических деталей медиатекста; создание плана-конспекта по написанию новостей.

Итоговый контроль осуществляется после изучения раздела, а промежуточный в процессе изучения раздела, после изучения определенной темы.

2-й год обучения

Следующий год обучения более подробно вводит учащихся в основы журналисткой деятельности. Курс теоретического и практического обучения состоит из шести разделов: «Из прошлого», «Жанры современной публицистики», «Этика журналистского «Я»», «Содержательная и композиционная модель газеты», «Графическая модель газеты», «Особенности верстки».

В разделе «Из прошлого» учащиеся повторяют пройденный материал предыдущего учебного года: история журналистики, краткая характеристика СМИ, типология СМИ, функции журналистики, способы получения информации, карта жанров, заметка, отчет, репортаж, интервью, корреспонденция, статья, обзор печати, обозрение, зарисовка, очерк, рецензия, фельетон.

Практика: создание обзора одного из СМИ; написание карты жанров публицистики; написание заметки, отчета и репортажа, интервью, корреспонденции, статьи, обзора печати, обозрения, зарисовки, очерка, рецензии, фельетона.

В разделе «Жанры современной публицистики» речь пойдет о жанрах СМИ, появившихся в настоящее время: конка, комментарий, прогноз и версия, легенда, житейская история, эссе, анекдот, пародия, исповедь, открытое письмо, резюме, мониторинг, рейтинг.

Практика: Создание план-карты жанров современной публицистики; создание презентаций по определенным жанрам современной публицистики; изучение авторов современной публицистики; написание колонки, комментариев, прогнозов и версий, легенд, историй житейских, эссе, анекдотов, баек, слухов, открытых писем, резюме, мониторинга; создание работ на конкурс.

Раздел «Этика журналистского «Я» подразумевает разговор о законах профессии журналиста: закон РФ «О СМИ», о правах и обязанностях её представителей; СМИ как средство воспитания и влияния на формирование мировоззрения личности; юридический и экономический аспект свободы печати; журналистика как инструмент политической борьбы; источники информации; корректура и редактура.

Практика: дебаты: СМИ как средство воспитания и влияния на формирование мировоззрения личности; суд над печатными изданиями сталинской эпохи (отражение свободы печати при различных общественных формациях); дебаты: позиция журналиста в общественно политической жизни; корректура и редактура материалов; работа с источниками информации;

В разделе «Содержательная модель газеты» речь идёт о содержательной модели газеты, ее составных элементах, сетевом графике; о композиционной модели, ее элементах, правильном размещении материалов по полосам; об особенностях специальных номеров газеты.

Практика: создание портрета композиционной и содержательной модели современной прессы; составление плана специального номера газеты.

Разделом «Графическая модель газеты» предусмотрено знакомство обучающихся с техническими приёмами оформления печатных изданий – макетированием и вёрсткой.

Практика: подбор новой графической модели для «Поколение 126», создание портрета современных графических моделей прессы. Создание собственного медиа продукта.

В разделе «Особенности верстки» учащиеся знакомятся с видами, основными принципами, особенностями оформления верстки.

Практика: овладение основными приемами верстки, верстка специального выпуска «Поколение 126». Создание собственного медиа контента.

Главным принципом курса является связь теории с практикой. С этой целью предусмотрены широкое знакомство с газетными материалами, просмотр и прослушивание радио- и телепередач, экскурсии в редакции газет, организация деловых игр, практических работ по изученным темам. На практических занятиях используются также профессиональные тесты, развивающие игры, практикумы по практической стилистике, «путешествия по газете».

Итоговый контроль осуществляется после изучения раздела, а промежуточный в процессе изучения раздела, после изучения определенной темы.

Прогнозируемые (планируемые) результаты

1-й год обучения

Предметные результаты

По итогам 1-го года обучения учащиеся должны знать:

  1. Принципы журналисткой деятельности.

  2. Основы социологии и журналистики.

  3. Историю журналистики и этапы ее развития.

  4. Жанры журналистики.

Уметь:

  1. Создавать материалы в разных жанрах.

  2. Соблюдать языковые нормы и стилевое единство.

  3. Добывать и обрабатывать информацию.

  4. Работать с дополнительной литературой.

  5. Брать интервью, участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

Метапредметные результаты

По итогам 1-го года обучения учащиеся должны уметь:

  1. Составлять план и последовательность действий.

  2. Вносить необходимые дополнения и корректировать план действий.

  3. Искать и выделять необходимую информацию.

  4. Структурировать информацию.

  5. Выделять и формулировать цели и задачи.

  6. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  7. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе, альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  8. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  9. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Личностные результаты:

  1. Уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.

  2. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

  3. Делать личностный моральный выбор.

  4. Профессиональное самоопределение.

2-й год обучения

Предметные результаты:

По итогам 2-го года обучения учащиеся должны знать:

  1. Этические нормы журналистской профессии.

  2. Современные жанры публицистики.

  3. Содержательную, композиционную и графическую модель издания.

  4. Основы верстки.

Уметь:

  1. Организовать работу пресс-центра от планирования издания до его выхода в свет.

Метапредметные результаты:

По итогам 2-го года обучения учащиеся должны уметь:

  1. Регулировать собственную деятельность.

  2. Осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач.

  3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

  1. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные результаты:

  1. Осознание себя как члена общества.

  2. Осознание себя как успешного юного журналиста.

  3. Способность вступать в коммуникативные отношения.

  4. Уважительное отношение к иному мнению.

  5. Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм.

Раздел 2

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

15 сентября

31 мая

36

72


144

2 раза в неделю по 2 часа

2 год

1 сентября

31 мая

36

72


144

2 раза в неделю по 2 часа

Условия реализация программы

Материально техническое обеспечение

  1. Занятия проводятся на базе МБОУ «Лицей №126» . Для учебного процесса предусмотрен столы, стулья, компьютеры, принтер, методические материалы.

  2. Режим занятий (по 2 раза в неделю по 2 часа).

  3. Форма занятий: лекции, семинары, экскурсии, пресс-конференции, открытые районные занятия, дискуссионные клубы и практические занятия по созданию журналистских материалов.

Информационное обеспечение

Использование современных медиа контентов (Тильда, социальные медиа, Thinglink.com, https://meduza.io, http://newmedia2016.digital-books.ru, https://arzamas.academy, www.nytimes.com, www.washingtonpost.com, www.theguardian.com).

Кадровое обеспечение

Кругликова Мария Валерьевна, педагог дополнительного образования.

Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  1. Создание медиаконтента «Поколение 126» (газета, видео сюжеты).

  2. Портфолио медиацентра с фиксацией результатов деятельности.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  1. Проведение тестирования по изученному материалу.

  2. Аналитический материал по итогам проведения диагностики.

  3. Защита творческих работ после завершения медиаполигона.

  4. Защита творческих работ после участия в деловых играх.

Формы оценивания предметных результатов: итоговое тестирование.

Формы оценивания метапредметных результатов: педагогическое наблюдение, анализ творческих работ.

Критерии оценки метапредметных результатов:

Степень сформированности регулятивных УУД;

Степень сформированности коммуникативных УУД;

Степень сформированности познавательных УУД.


Оценочные материалы

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ1

Бланк диагностической карты качества освоения учащимися

общеобразовательной (общеразвивающей) программы

ФИО

Теория

Практика

История журналистики

Слагаемые профессии

Жанры журналистики

Умение работать с источниками информации

Составление плана и последовательности действий, умение его корректировать

Соблюдение языковых норм и стилистического единства

Создание материалов для РДГ

1.









2.









3.









4.









5.









6.…









Содержательная характеристика уровней освоения

  1. Начальный уровень освоения программы.

Теория: Усвоил основное содержание (50%) по истории журналистики, слагаемых журналисткой профессии, жанров журналистики.

Практика: создание материала по готовым образцам с основой на план работы и последовательности действий, с использованием одного источника информации, с нарушением стилевого единства и несоблюдением языковых норм (0/5, 1/5/4, 2/5/4, 3/5/4 ,4/4/4).

  1. Средний уровень освоения программы.

Теория: Показывает основные знания по (70 %) истории журналистики, слагаемых журналисткой профессии, жанров журналистики.

Практика: создание материала, основываясь на план работы и последовательности действий, с использованием двух источников информации, с частичным нарушением стилевого единства и несоблюдением языковых норм (2/0, 0/3, 1/3/3, 0/4/3).

  1. Высокий уровень освоения программы.

Теория: Глубокое и полное знание (90%) истории журналистики, слагаемых журналисткой профессии, жанров журналистики.

Практика: создание материала, основываясь на план работы и последовательности действий, с использованием всех источников информации, с соблюдением стилевого единства и языковых норм (0/1, 1/0).

Оценка личностных качеств учащихся

ФИО

Личностные качества

Уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.

Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.


Делать личностный моральный выбор


1.


+/-



2.





3.





4.





5.





6…







Оценка метапредметных результатов учащихся

ФИО

Метапредметные результаты


составлять план и последовательность действий

вносить необходимые дополнения и корректировать план действий

искать, выделять, структурировать необходимую информацию

уметь высказать, возникшие затруднения (коммуникативные)

формулировать цели и задачи, контролировать свою деятельность в соответсвии с поставленными целью и задачами

уметь устанавливать причину полученного результата взаимодействия

уметь устанавливать причину полученного результата взаимодействия

1.





+/-




2.









3.









4.









5.









6…










Методические материалы

Методы обучения

При реализации программы широко используются следующие методы:

  • Преобладающие методы работы по программе – это проблемные методы обучения, но также используется объяснительно-иллюстративный - лекции, беседы (индивидуальные и групповые), диалоги, анкетирование, тестирование детей и подростков, просмотр, обсуждение и написание журналистских материалов, игра, тренинг, обсуждение и разработка медийных проектов, акций, КТД.

  • Методика коллективной творческой деятельности;

  • Диагностические методы позволяют изучать проблемы, возникающие в детском коллективе, анализировать их и на основе анализа строить в дальнейшем работу. В образовательном процессе используются следующие методы исследования:

    • Наблюдение – это осознанная, целенаправленная, специально инструментированная деятельность педагога.

    • Эксперимент через игровую деятельность – в рамках игры моделируется необходимая ситуация. Имеется возможность многократно повторять ситуации;

    • Опросы; тесты.

Основное место в образовательном процессе занимают следующие формы:

  • Игры: деловые, ролевые, сюжетные, которые моделируют различные ситуации, с которыми приходится сталкиваться работнику медийной сферы. Игра используется педагогом с целью обучения различным психологическим приёмам, способам и средствам общения. В процессе игры ребёнок развивается как личность, у него формируются те навыки и качества психики, от которых у него впоследствии будет зависеть успешность его деятельности.

  • Инновационная игра – совместная деятельность, направленная на создание информационного продукта (решение какой-либо актуальной проблемы), содержащая обмен мнениями, в том числе и специально организованное столкновение мнений, демонстрацию промежуточных результатов (сторителлинг, TEDx конференция, решение кейсов).

  • Проекты – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в процессе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

  • Упражнения и тренинги, направленные на исследование и развитие активности и творчества детей в решении тех или иных профессиональных ситуаций.

  • Дискуссии, споры, мозговые штурмы, дебаты, геймшторминг по выявлению или обсуждению какой-либо проблемы или разработке нового продукта, медиатекста.

При реализации программы широко используются следующие методы:

Педагогические технологии

В процессе обучения используются следующие педагогические технологии:

  1. Технология индивидуализации обучения применяется при работе с детьми, требующих особой педагогической поддержки (воспитанники детского дома).

  2. Технология группового обучения используется при работе создания группового медиа продукта, при подготовке к конкурсам, на медиа полигоне.

  3. Технология проблемного обучения применятся при разрешении проблемных ситуаций в процессе обучения.

  4. Технология дистанционного обучения употребляется при сложности посещения очных занятий (продолжительная болезнь, совпадение школьных уроков со временем занятий в ТО).

  5. Технология проектной деятельности применятся при создании проектов в рамках изучения темы «Концепция издания, странички в социальных медиа и блога».

  6. Технология игровой деятельности активно применяется в процессе обучения. Деловые игры «Пресс-конференция», «Коммуникация» и др. Игры на взаимодействие и командообразование.

  7. Технология коллективной творческой деятельности применяется в досуговой деятельности ТО («Посвящение в журналисты», «Команда 2.0».

  8. Технология развития критического мышления используется на занятиях, анализе изданий, социальных сетей, информационных контентов через чтение и письмо.

  9. Коммуникативная технология обучения применяется при изучении содержательного блока «Основы коммуникативной культуры».

Алгоритм учебного занятия

  1. Мотивирование на учебную деятельность (создание благожелательной обстановка, нацеленность на работу).

  2. Актуализация знаний (повторение предыдущей темы, если необхрдимо для изучения нового материала).

  3. Целеполагание, постановка проблемы (формулирование цели и задач учебного занятия, осознание учащимися необходимости получения нового знания).

  4. Поиск путей решения проблемы (работа в группах, парах для решения поставленной задачи педагогом).

  5. Решение проблемы (осознание учащимися нового материала).

  6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний (закрепление изученного, выполнение заданий, проверка по образцу).

  7. Систематизация знаний (выявление связи изученного с другими темами, связи изученного с жизнью и применения полученных знаний в будущем).

  8. Объяснение домашнего задания (задание обычно разноуровневое, что связано с индивидуальными особенностями и возрастными учащихся).

  9. Рефлексия учебной деятельности (учащиеся делятся своим мнением о прошедшем занятии).

Дидактические материалы

Деловая игра «Этапы работы над созданием медиатекста»

Игра происходит по «кругу»: от идеи к ее воплощению, но идея одной команды, а воплощение происходит следующей редакцией, иллюстрации подбирает третий пресс-центр и т.д.

Цель: создание условий для погружения в деятельность журналиста.

Задачи:

  1. Закрепить знания по основным этапам работы над созданием журналистского материала.

  2. Смоделировать процесс работы редакции.

  3. Предоставить возможность участникам осознать типичные ошибки при работе над созданием материала, подбором фото.

  4. Научить предотвращать эти типичные ошибки.

Этапы игры:

Название этапа

Содержание этапа

1.

Введение в тему «Это наш голос».

Пролог

Игра «Скрепка» на создание творческой атмосферы: в течение пяти минут придумать как можно больше способов «другого», непривычного нам использования скрепки.

2.

Знакомство.

Презентация своего пресс-центра через качество юного журналиста в игровой форме: выбор и презентация иллюстрации, характеризующей пресс-центр в работе

3.

Знакомство с первым этапом работы над материалом: сбор информации.


Сбор информации: завершить фразы, опросив как можно больше представителей пресс-центров. Выбор фразы производится из «Волшебного мешочка».

Фразы см. Приложение 1.

4.

Второй этап: обработка информации.


Обработка информации: прочитав и переработав собранное группе предстоит определить 15 опорных слов материала на заданную тему.

Переход хода

(передача собранного по часовой стрелке)

5.

Третий этап: написание материала и придумывание материала.

Написание материала: из полученных слов написать небольшую заметку в течение 15 минут, используя все слова.

Переход хода

(передача собранного по часовой стрелке)

6.

Четвертый этап: корректирование и редактирование текста.

Корректура и редактура: Прочитать и исправить ошибки и недочеты в полученном тексте.

Переход хода

(передача собранного по часовой стрелке)

7.

Пятый этап: подбор иллюстративного материала.

Фотографии: подобрать иллюстративный материал из предложенных журналов

Переход хода

(передача собранного по часовой стрелке)

8.

Шестой этап: верстка.

Верстка: оформить газету.

9.

Оценка того что стало из того что было

От ключевых слов к материалу: Редакция оценивает результаты своей задумки (от ключевых слов – идеи - к материалу).

10.

Обобщение изученного.

Обобщение: повтор этапов работы над текстом в редакции.


Игра «Сленг профессионального журналиста»

Какие сленговые выражения вы употребляли сегодня?

Ответы учащихся

Профессия журналиста имеет специфические выражения. И с некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

Что такое фактура журналистского материала? (точные факты, имена)

Сейчас каждая группа получит имена сказочных персонажей. Вам предстоит за 1 минуту вспомнить как можно больше фактов об этих героях.

  1. Маша и медведь.

  2. Крокодил Гена и Чебурашка.

  3. Винни пух и Пятачок.

  4. Красная Шапочка и Серый волк.

  5. Буратино и Мальвина.

Теперь давайте проверим, насколько вы справились. Проверяем, верни ли факты, написанные вами.

Молодцы! А теперь следующий вопрос.

Что такое гвоздь? (сногсшибательный материал)

Я думаю, вы догадались, что теперь вам предстоит написать сногшибательный материал о фактах, собранных вами о героях. За основу можно взять проблему и раскрыть ее при помощи фактов.

Например, помните мультик про Енота, который боялся своего отражения в воде. Как вы думаете, о какой проблеме может пойти речь в материале?

(о борьбе собственных страхов)

Но задание усложняется. Ваш листок передайте по часовой стрелке следующей команде. На это у вас есть 5 минут. Итак, время пошло!

Время вышло, пора услышать гвоздь номера!

Молодцы! Настало пора следующего вопроса.

Что такое шапка? (название издания)

А теперь вам предстоит придумать название издания, в котором мог бы быть напечатан этот материал. Но все не так просто. Вам нужно передать свой материал по часовой стрелке.

На придумывание названия у вас есть 2 минуты. Время пошло!

Время вышло! Давайте узнаем, какие названия у вас получились.

Молодцы!

Следующий вопрос. Что значит лить воду в журналистском материале? (Разбавлять тему, использовать много слов, не несущих смысла в тексте)

По моему хлопку передайте текст по часовой стрелке. Теперь у вас в руках совершенно другой материал. Вам предстоит отредактировать текст. Избавиться от воды.

На выполнение задания у вас есть 3 минуты. Время пошло!

Время вышло! Давайте посмотрим результат вашей работы.

А теперь вам прдстоит самостоятельно найти несколько сленговых выражений из профессиональной деятельности журналиста и придумать игровую ситуацию для их объяснения остальным. На это у вас 15 минут. Время пошло!

Проверяем, что же у вас получилось!

Молодцы!

Игровой квест

«Профессиональные компетенции специалиста медиа сферы»

1. Ассоциации

Инвентарь: предметы (клей, скотч, флюгер, мягкая игрушка, мыльные пузыри и т. д)

Правила игры: Ведущий выдает команде по одному предмету, их будет несколько, команда должны найти сходства полученных предметов с профессией журналиста. Например, скотч прозрачен, как и должна быть прозрачна для общественности профессия журналиста; флюгер должен настроить журналиста на умение чутко реагировать на изменения в обществе.

Вопросы к анализу:

1.Как вы думаете, о какой компетенции журналиста эта игровая ситуация?

Конечно же речь идет о понимание сущности журналистской деятельности.

2. А в чем заключается сущность журналисткой деятельности?

Все это массово-информационная деятельность.

2. История.

Инвентарь: кубики.

Правила игры: Создать материал в жанре журналистское расследование с 5 словами, выпавшим по кубикам. Первый участник начинает, говорит первое предложение, а все остальные продолжают, каждый участник должен сказать предложение.

Вопросы к анализу:

1.Как вы думаете, о какой компетенции журналиста идет речь?

Это способность готовить материал для масс-медиа в различных жанрах (авторская деятельность).

2. О чем нужно помнить журналисту, когда он готовит материал для печатного издания?

Владение нормами русского литературного языка.

3.Инсценировка телевизионного сюжета.

Инвентарь: карточки сюжетами на выбор.

Правила игры: Участникам необходимо придумать сюжет на выбранную тему.

Ответственные:

Место проведения:

Вопросы к анализу:

1.Как вы думаете, о какой журналисткой компетенции может сказать эта игра?

Это способность готовить материал для масс-медиа в различных жанрах (авторская деятельность).

2. Как вы думаете, какими особенностями обладает подготовка материала для ТВ?

Владение нормами русского литературного языка, умение работать в кадре, с техникой.


Золушка и выпускной бал.


Как достигнуть согласия между тремя головами Змея Горыныча.


Лиса, съевшая Колобка.

Как похудеть? Лиса и диета.


Кощей Бессмертный. Как попасть в «Форбс»? Как заработать первый капитал?


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Локальные акты:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ).

  2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).

3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г.).

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

5. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р).

6. Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (от 30 ноября 2016 г. № 11).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.).

10. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05).

11. Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

Литература для педагога:

  1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание. // – М.: Педагогика, 1999. – 450 с.

  2. Воспитание и дополнительное образование в НСО. – №2. – 2003.

  3. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые задания. – М: 5 за знания, 2005. – 192с.

  4. Дридзе Т. М., Орлова Э. А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.

  5. Инструментарий мониторинга в учреждении дополнительного образования. Сборник методик, используемых в педагогических и психологических исследованиях в ЦДТ «Содружество» / Сост. Л.С. Кривошеева, Е.В. Сорокина. – Новосибирск, 2008. – 70с.

  6. Курганский С.М. Путешествие в страну творчества и самоуправления: организация досуговой деятельности уч-ся старшего школьного возраста: основные аспекты, сценарии мероприятий. 9-11 классы. – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.

  7. Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании / В.М. Лизинский. – М: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 234с.

  8. Луков В. А. Социальное проектирование: учеб. пособие. 6-е изд., испр. – М.: Изд-во Моск. гуманит ун-та: Флинта, 2006.

  9. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2002.

  10. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. С.-Петербург, 2000.

  11. Смекалова Е.М. Школа лидерства / Е.М. Смекалова: метод. рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96с.

  12. Соков А.И. От заметки до фельетона. – Новосибирск, 2005.

  13. Соков А.И. Формула мастерства. – Новосибирск, 2004.

  14. Степанов Е.Н., Амосенок Н.Л., Горелик Т.В. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. – Москва, 2004.

  15. Филиппова Н.М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи. / Н.М. Филиппова //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. – 2006 – № 3. – C. 191-195.

  16. Фришман. И.И. Игры без проигравших. – Нижний Новгород, 2003.

  17. Хрестоматия по педагогике. – БГПУ, 1999.

Литература для учащихся:

  1. Левин Б.Е. Что? Где? Когда? для чайников. – М., 1999

  2. Лернер М. Минута на размышление. – М., 1993.

  3. Соков А.И. От заметки до фельетона. – Новосибирск, 2005.

Соков А.И. Формула мастерства. – Новосибирск, 2004.

1 В программе помещен только диагностический инструментарий, составленный автором данной программы. Типовые тесты и опросники находятся в общем диагностическом банке учреждения.