Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №____
Рассмотрена на заседании педагогического совета школы протокол от __.__.202_ № ___ | Утверждена приказом директора школы от__4.__.202__ № ___ |
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Город мастеров»
Возраст участников: 10 - 12 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: учитель ИЗО
Черных ТН.
Г. Нижний Тагил
2022
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров»
Раздел 1. Комплекс основных характеристик Программы……………………………. 3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………… 3
1.2. Цель и задачи Программы………………………………………………………………... 6
1.3. Учебный план…………………………………………………………………..................... 7
1.4. Планируемые результаты реализации Программы…………………………………… ... 7
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий……………………….. 12
2.1. Календарный учебный график……………………………………………………….….. 12
2.2. Условия реализации Программы…………………………………… ………………….. 12
2.3. Формы аттестации / контроля………………………………………………………… . 12
2.4. Оценочные материалы…………………………………………………………………... 1 3
2.5. Методическое обеспечение……………………………………………………………… 13
Раздел 3. Рабочая программа «Город мастеров»…………………………………..……...14
Раздел 4. Список литературы…………………………………………………………… ... 19
Раздел 1. Комплекс основных характеристик Программы
1.1 Пояснительная записка
Художественная деятельность - наиболее эмоциональная сфера деятельности детей. Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеллектуального типа. Дополнительная общеразвивающая программа имеет художественную направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира обучающихся.
Работа кружка «Город мастеров» ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.
Дополнительная общеразвивающая программа способствует:
• зарождению интереса у обучающихся к декоративно-прикладному творчеству, развитию творческой активности и реализации идей в продукт, развитию коммуникативных способностей и умений сотрудничества.
В основу программы положена идея развития:
• познавательной и креативной сфер обучающихся;
• их способности образно (а иногда, и нестандартно) мыслить и практически воспроизводить свой замысел средствами декоративно-прикладного творчества.
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Город мастеров» разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждено распоряжением Правительства Р.Ф. от 4 09.2014 г. № 1726-р;
3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821- 10 и изменений №3 от 29.04.2015.
4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Актуальность общеразвивающей программы в потребности времени в творческой, конструктивно мыслящей и коммуникативной личности. Программа способствует развитию у школьников наблюдательности, внимания, пространственного и творческого воображения посредством занятий в коллективе.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности. Дополнительность программы заключается в том, что она отвечает интересам детей, способствует углублению знаний, умений и навыков, приобретаемых в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства и технологии. Работа объединения является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и призвана решать единые со школой воспитательные задачи. Образовательная программа является социальным заказом муниципального образовательного учреждения, тк в квартале нахождения школы отсутствуют дворовые клубы художественно-эстетической направленности, что поможет решить потребности родителей или законных представителей в развитии детей.
Новизна программы, ее особенность в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности. Большинство занятий проходят в форме творческих проектных работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, развивают эстетический вкус, укрепляют психическое по средствам самореализации в творческой сфере, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.
Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить:
• комплексность — сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (природных, пластиковых, текстильных и др.), и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами);
• преемственность — взаимодополняемость используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение;
• не подражание, а творчество — овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся.
Адресат общеразвивающей программы.
Программа рассчитана на обучающихся от 10 до 12 лет, имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности и обладающие минимальными знаниями в области художественно-эстетической направленности. Заниматься творческой деятельностью может каждый по желанию.
Формируются группы из учащихся одного возраста или разных возрастных категорий, являющихся основным составом объединения.
Обучающиеся объединяются в группы с учетом психологических особенностей и их творческих наклонностей. Набор в группу осуществляется в установленные учреждением сроки.
Количество детей не ограниченно.
Объем программы:
Программа рассчитана на 68 часа, срок реализации 1 год
Форма обучения: очная или дистанционная.
При дистанционном обучении по программе используются следующие формы дистанционных технологий:
- видео- и аудио-занятия, лекции, мастер-классы;
- открытые электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, сайты по данному направлению;
- адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе использовуются следующие платформы и сервисы: сетевой город, ZOOM, Skype, ВКонтакте и т.д. В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую еженедельно происходит обмен информацией, размещаются мастер-классы, проводятся индивидуальные консультации.
Особенности организации образовательного процесса:
Направления деятельности:
Формы организации деятельности:
индивидуальная;
парная;
групповая;
Виды занятий:
практические занятия;
экскурсии;
выставки;
мастер-классы.
Кроме того, предусмотрено активное участие членов кружка в подготовке и проведении акций, мероприятий, участие в конкурсах разного уровня.
Формы и методы обучения
1. По образцу. Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из бумаги, природного материала, проволоки и т.п. Объясняются правила и показываются способы их воспроизведения.
2. Конструирование по условию. Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного, бросового и прочего материала. Однако, она может быть использована и в других его видах в целях развития творчества.
3. По замыслу. Форма организации обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребёнок сам решает, что он будет конструировать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, владеть обобщёнными способами конструирования и украшения, и уметь искать новые способы.
4. По теме. Детям предлагают общую тематику художественных конструкций, будущего продукта (« птицы» и т.п.) и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений
1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы - развитие творческих способностей детей и формирование у них специальных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные: формирование навыков работы с различным материалом (картон, бумага, природный материал, пластилин, ткань и др.);
- овладение разными технологическими приемами обработки материала;
- приобретение знаний о декоративно-прикладном искусстве.
Развивающие: Развитие у детей творческих способностей, воображения, фантазии, наблюдательности, мышления, памяти, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности.
Воспитательные: воспитывать художественный вкус, чувство ответственности, коллективизма, вызывать положительные эмоции, аккуратность, трудолюбие и целеустремленность.
Девиз данной программы «Города мастеров», осуществлять индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание. В каждой разновозрастной группе перед детьми разного возраста ставятся определённые задачи.
Руководствуясь личностно - ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка, предусматривается решение следующих задач:
Создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы.
Побуждение детей к художественному творчеству путём постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.
Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.
Вариативность творческих способностей.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.
1.3 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Работа с природным материалом | 10 | 2 | 8 |
3 | Работа с бумагой и картоном | 16 | 3 | 13 |
4 | Работа с солёным тестом и пластилином | 8 | 2 | 4 |
5 | Работа с тканью, нитками, шнуром | 14 | 3 | 11 |
6 | Работа в технике металлопластике | 8 | 2 | 6 |
7 | Работа в смешенной технике | 10 | 2 | 8 |
Характеристика программы
Форма обучения | Срок освоения программы | Срок реализации программы (учебных недель) | Общее количество учебных часов | Количество занятий в неделю | Продолжительность одного занятия | Уровень программы |
Очная | 9 месяцев | 34 | 68 | 1 | 80 мин (2 уч. часа ) | базовый |
1.4. Планируемые результаты реализации Программы
В результате изучения курса у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты . У обучающихся будут сформированы: . - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; . - развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию;
- уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Метапредметные результаты . Планируемые метапредметные результаты освоения Программы представлены в соответствии с подгруппами УУД и раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
Регулятивные универсальные учебные действия . 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. . Обучающиеся научатся: . - анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; - идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; - выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; - обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. . 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. . Обучающиеся научатся: . - определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; . - обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; . - определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; . - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; . - составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; . - описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; . - планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. . Обучающиеся научатся: . - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; . - систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; . - отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; - оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; . - находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; . - работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта / результата; - устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; - сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. . Обучающиеся научатся: . - определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; - анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; . - свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; - оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; - обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающиеся научатся: . - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; - соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; . - принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; - самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия. . 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. . Обучающиеся научатся: . - определять возможные роли в совместной деятельности; . - играть определенную роль в совместной деятельности; . - принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; - определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; . - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); - критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; - предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; . - выделять общую точку зрения в дискуссии; . - договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; . - организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); - устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием / неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. . Обучающиеся научатся: . - определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; - отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д.); . - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; . - высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; - принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; - создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; . - использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; . - использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные / отобранные под руководством педагога; . - делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Учащиеся овладеют знаниями:
- о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о способах соединения деталей между собой (при помощи клея, проволоки, иголки, т.д.)
- о технике безопасности во время работы с ножницами, клеем, проволокой и т.д.
Учащиеся смогут овладеть:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные материалы и способы создания предметов;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительностью 2 академических часа с перерывом 15 минут.
Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся реализация Программы может осуществляться с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2.2. Условия реализации Программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, обеспечивающей организацию дополнительного образования детей по данной Программе, соответствующей санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам.
Занятия проводятся в учебном кабинете, оборудованном компьютером, техникой для демонстрации аудио и видеоматериалов (мультимедийная система, аудиторная доска).
Кабинет должен быть укомплектован ученическими столами и стульями.
2.3. Формы аттестации / контроля
Контроль проводится посредством выполнения творческих заданий, их анализа, и презентации (выставки).
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая по окончании изучения каждого вида материала в декоративно-прикладном творчестве в виде педагогического наблюдения, опросов детей, просмотра и анализа работ учащихся и выбора вариантов на выставки и конкурсы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление виртуального альбома лучших работ. • Проведение выставок работ учащихся: – в школе, – на уровне города.
• Участие в ежегодной городской выставке Детского декоративно-прикладного творчества». Кроме того, рекомендуется вести работу по педагогической диагностике, направленную на изучение детей, занимающихся в кружке, с целью сотрудничества с ними и правильного управления педагогическим процессом. Используемые методы диагностики: наблюдение, беседы,
2.4. Оценочные материалы
Контроль проводится в следующих формах: творческие работы, представление портфолио, групповая оценка работ. Итоговая аттестация не предусмотрена.
2.5. Методическое обеспечение занятий
С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами, инструментами и оборудованием для реализации творческой деятельности(ножницами, кусачками, иголками и нитками и тп). С помощью мультимедийных элементов занятия визуализируются. Аудио и видео сопровождение создает положительный эмоциональный настрой учащихся для успешной творческой деятельности каждого ребенка.
Материально-техническое обеспечение
Иллюстрированные альбомы и книги, авторские работы преподавателя и детей. Фотоальбомы, наглядные пособия, образцы, раздаточный материал: эскизы, ножницы, карандаши, линейки, клей ПВА, картон, кусочки ткани, бутылки, ленты атласные, диск СD, синтепон, булавки, баночки разной формы, скотч, малярный скотч, кофе в зернах, кофе молотый, проволока, кусачки, клей –Титан, мешковина, шпажки, альбомы, бисер, проволока, нитки или специальная бумага для декорирования стеблей, алебастр, различные горшочки, корзинки для создания цветочных композиций или настенных украшений, кусачки, ножницы, лоскут тканей из хлопка, льна, шёлка, швейные нитки №40, пряжа, вата, отходы ватина, синтепона, тесьма, лента, кружево, бусины, мел, простой карандаш, сантиметровая лента, ручные иглы, линейка, утюг, гафрированная бумага.
Раздел 3. Рабочая программа «Город мастеров»
Учебно-тематический план
№ урока | Тема урока | Часы |
1 | Вводное занятие. Экскурсия в парк. Подготовка природного материала. | 2 |
2-3 | Работа с природным и бросовым материалом. «Лесные фантазии» | 4 |
4-5 | Работа с бумагой и картоном «Лес, точно терем расписной» (мозаика из бумаги, аппликация из лоскутков ткани) | 4 |
6- 8 | Работа с соломкой. | 6 |
9-10 | Работа с соленым тестом и пластилином «Осенний натюрморт», «Бабушкино лукошко» (барельеф) | 4 |
11-12 | Нетрадиционные техники работы с бумагой (аппликация из бумаги) скрабукинг, айрисфолдинг. | 4 |
13 | Работа с нитками и бросовым материалом. Рисунки нитками (аппликация из волокнистых материалов) Применение ниток в декоративно - прикладном творчестве. Необычные поделки, украшения из ниток «Паутинки». | 2 |
14 - 15 | Папье-маше. Способы объемной лепки (конструктивный, пластический, комбинированный). «Пенёк», «Чайный домик». | 4 |
16-18 | Изготовление простейших сувениров в смешанных техниках. «Новогодние шары», «Гирлянды», «Игрушки», «Сувениры» | 6 |
19-20 | Техника металлопластика. «Птичка», «Стрекоза», насекомые | 4 |
21-22 | Техника металлопластика с бросовым материалом «Цветы», «Бабочка». | 4 |
23-24 | Работа с гофрированной бумагой и бросовым материалом, бисером. «Цветы в вазе» | 4 |
25-26 | Роспись в точечной технике посуды, баночки под сыпучие продукты. | 4 |
27-28 | Техника макраме. Плетение из шнура. Браслеты, бусы, пояс. | 4 |
29-30 | Панно «У бабушки в деревне», «Здравствуй, лето!» (соленое тесто, аппликация из ткани) | 4 |
31-34 | Работа с лоскутками ткани. Текстильные куклы | 8 |
Итого: 68 | |
| |
Содержание программы
Содержание программы кружка «Город мастеров» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За время освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества.
Содержание программы включает следующие основные разделы:
Раздел «Вводное занятие»
Знакомство с творческим объединением «Город мастеров». Информация по организации работы творческого объединения. Информация о необходимых инструментах и материях. Инструктаж по технике безопасности. Мероприятия для сплочения коллектива (анкета, игры на знакомство, например, игра «Визитная карточка»).
Экскурсия. Заготовка природного материала.
Раздел «Работа с природным и бросовым материалом». Знакомит детей с различными природными материалами: листья, травы, шишки, ветки, соломка. Обучает с правилами заготовки и хранения природного материала. Способствует развитию интереса работать с природным и бросовым материалом при изготовлении поделок. Содействует развитию навыков создания сувениров, панно, картин. Систематизирует знания детей об изготовлении поделок по замыслу, по сюжету литературных. Вызывает желание работать в коллективе, создавать совместно поделки. Подводит детей к выводу о необходимости эстетично оформлять свою работу, украшать её отдельными деталями.
Тема 2-3 Работа с природным и бросовым материалом. «Лесные фантазии». Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе. Составление эскиза. Выполнение творческой идеи в материале. Варианты работы: «Пейзаж из листьев и бересты», «Натюрморт из листьев и ягод», «Портрет из листьев и веток», «Фантазийная композиция» и тд.
Тема 6-7 Работа с соломкой. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе. Составление эскиза. Выполнение творческой идеи в материале. Варианты работы: «Анималистическая картина», «Пейзаж».
Раздел «Работа с бумагой и картоном». Обеспечивает применение на практике умения работать с бумагой и картоном. Обеспечивает развитие навыков и умений, необходимых для изготовления: поделок по типу аппликация , «Айрисфолдинг», «Пье-маше», «Скрабукинг». Помогает добиваться воспроизведению различных конструкций по словесному описанию или рисунку. Способствует формированию элементарных навыков работы с бумагой. Узнать различные направления в оформительском искусстве, выполнить сувениры и подарки, создать вещи для оформления интерьера – получить представления о профессии дизайнера.
Темы 4-5 Работа с бумагой и картоном «Лес, точно терем расписной» Материал: мозаика из бумаги, аппликация из лоскутков ткани, ножницы, клей. Техника безопасности при выполнении работы. Составление эскиза творческой работы. Выполнение замысла в материале.
Тема 11-12 Нетрадиционные техники работы с бумагой Аппликация из бумаги. Варианты работы: скрабукинг, айрисфолдинг. История появления техник. Образец работы. Проба материала и техники выполнения.
Тема 14-15 Папье-маше. Способы объемной лепки (конструктивный, пластический, комбинированный). История техники папье-маше. Варианты изделий: «Пенёк», «Чайный домик». Материалы: клей ПВА, туалетная бумага, гуашь, . Подготовка папье-массы для лепки. Выбор идеи творческого продукта. Технология выполнения изделия. Роспись изделия в соответствии с замыслом.
Тема 23-24 Работа с гофрированной бумагой и бросовым материалом, бисером. «Цветы в вазе» Техника безопасности при работе. Материал: бумага гофрированная, ножницы, клей, картонная коробка 10х10, джутовый шнур. Образцы работы. Технология выполнения цветов из бумаги.
Раздел «Работа с тестом и пластилином». Обеспечивает развитие умения выполнять работы по замыслу из экологически безопасного материала – соленое тесто и пластилина, по природным и деревенским мотивам; анализировать предложенный руководителем образец – картинку или фото, определяя, какими приемами можно выполнить те или иные элементы будущей работы. Создать эскиз и работать по нему в материале. Обеспечивает развитие логического мышления детей. Подводит к мысли о необходимости аккуратно выполнять работу. Способствует формированию желания доводить начатое дело до конца.
Тема 9-10 Тема Работа с соленым тестом и пластилином Варианты: «Осенний натюрморт», «Бабушкино лукошко» (барельеф). Рецепт и замес солёного теста. Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические правила. Инструктаж по охране труда. Краткие сведения о возникновения лепки из солёного теста. Значение изделий из соленого теста в жизни человека. Выставочные и подарочные изделия. Рабочее место мастера.
Тема 29-30 Панно «У бабушки в деревне», «Здравствуй, лето!» Материал: соленое тесто. Варианты работ. Составление эскиза. Работа в материале.
Раздел «Работа с тканью, нитками, шнуром» Обеспечивает применение на практике умений работать с тканью; позволяет расширить представление детей о вариантах сувениров и изделий из ткани, ниток и шнура. Способствует формированию мелкой моторики рук и усидчивости. Учит аккуратности при выполнении работы.
Тема 13 Работа с нитками и бросовым материалом. Рисунки нитками (аппликация из волокнистых материалов) Применение ниток в декоративно - прикладном творчестве. Необычные поделки, украшения из ниток Варианты работ: «Паутинки», «Ловцы снов», «Композиция на круге». Материалы: нитки (пряжа), бусинки, клей ПВА, фетр, ножницы. Создание эскиза. Технология обмотки нитками картонной формы.
Тема 27-28 Техника макраме. Плетение из шнура. Браслеты, бусы, пояс. Материалы: шнуры, веревка, кожа, фетр, бусины. Техника и варианты плетения. Оборудование рабочего места. Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические правила. Инструктаж по охране труда. Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Значение бисерных изделий в жизни человека. Образцы изделий.
Тема 31-34 Работа с лоскутками ткани. Текстильные куклы Краткая история русской тряпичной куклы. Ознакомление с различными видами материалов, их происхождение, основные свойства. Правила использования материалов и правила пользования инструментами. Календарные праздники («Масленица», «Козьма и Демьян», «Покосница» и др.), обряды и обычаи с использованием кукол. Типы кукол. Демонстрация кукол – символов календарных праздников и кукол-оберегов. Декоративные куклы для домашнего дизайна. Культовые и обереговые куклы. Старинные поверья и обычаи. Символика и семиотика кукол. Предназначения кукол. Демонстрация кукол – символов календарных праздников. Куклы соломенные и травяные. Куклы, набитые крупой или зерном. Куклы младенцы. Тряпичные куклы. Берегини. Типы Берегинь и их назначение. Куклы-обереги без прикосновения иглы. Куклы-закрутки: обрядовые, игровые и обережные. Неразлучники, обережные куклы Козьма и Демьян, куватки, куклы на смену дня и ночи. Тряпичные «барыни» - куклы-закрутки. Кукла–полено; куклы-столбушки. Способы изготовления, материалы и технологические приемы. Игровые куклы. Тряпичные и деревянные куклы. Куклы-столбушки с прорисованными лицами. Куклы «на выхвалку». Куклы с ликами, вывязанными традиционными узорами. Куклы потешные с чертами охранной магии. Театральные куклы. Краткая характеристика и технология изготовления игровых кукол. Зайчик-на-Пальчик, Бабочка и пр. Творческая работа по изготовлению куклы.
Раздел «Работа с металлом (проволокой)». Позволяет познакомить детей с необычной техникой работы с металлом (проволокой) в технике «Wire wrapp»; овладеть новыми умениями в гибке и скрутке проволоки, фиксации краем изделия. Способствует формированию эстетического вкуса и стремления создать красивые изделия из простых и привычных материалов.
Тема 19-20 Техника металлопластика. «Птичка», «Стрекоза», насекомые. Материалы: проволока для бисероплетения и для основы, кусачки, бусины. Приёмы работы с проволокой. Техника безопасности при работе с проволокой. Составление эскиза идеи.
Тема 21-22 Техника металлопластика с бросовым материалом «Цветы», «Бабочка» Материалы: проволока для бисероплетения и для основы, кусачки, бусины, нитки, иголка, капроновая ткань 10х10 яркого цвета. Приёмы работы с проволокой. Техника безопасности при работе с проволокой. Составление эскиза идеи.
Раздел «Работа с различными (смешенными) металлами». Позволяет обобщить и применить на практике сформированные умения и навыки в работе с различными материалами, дает возможность расширить представления о возможных творческих материалах, сформировать бережное отношение к природе и вторичное использование материалов. Способствует формированию эстетического вкуса и стремления создать красивые ювелирные украшения и подручных материалов.
Темы 16-18: Изготовление простейших сувениров в смешанных техниках. «Новогодние шары», «Гирлянды», «Игрушки», «Сувениры». Материалы бросовые и разнообразные, клей, ножницы. Эскизы. Воплощение замысла. Участие в конкурсах и украшение Новогодней Ёлки.
Тема 25-26 Роспись в точечной технике посуды, баночки под сыпучие продукты. Материалы: акриловые краски для работы по стеклу, изделие, обезжиривающее средство, кисти, салфетки для рук и кистей. Знакомство с техникой росписи, история появления. Варианты работ. Воплощение замысла.
Раздел 4. Список литературы
1. Давыдова Г.Н. « Поделки из бросового материала». Издательство: «Скрипторий 2003», 2012 г.
2. Балчин Джуди , Тэмсин Картер, Мишель Пауэлл «Чудесные поделки своими руками». Издательство: Клуб семейного досуга, 2010 г.
3. Долженко Г.И. 100 оригами». Издательство: ACT, 2011 г.
4. «Зоопарк из бумаги» №1 -4, 2014 Издательство: ООО Бауэр СНГ, 2014 г.
5. «Поделки - самоделки. Выпуск 3,25, 28,30» Издательство: Рипол Классик, 2010-2014 г.
6. Каспарова Ю.В. «Поделки из ненужных вещей» Серия: «Чудеса творчества». Издательство: "Ранок",2013 г.
7. Каминская Елена «Мозаика из крупы и семян». Издательство: Рипол Классик. М.-2011 г.
8. Конышева И. М. «Творим, размышляем, растем». Г. Москва, издательство: ЛИНКА - ПРЕСС, 2012 г.
9. Лыкова И.А. «Декоративная аппликация». Издательство: Карапуз Дидактика, 2011 г.
10.Новикова И. В. «Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду», Издательство: Академия Развития, 2010 г
23