СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы современного вокала в раскрытии творческого потенциала детей с разными стартовыми способностями»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы современного вокала в раскрытии творческого потенциала детей с разными стартовыми способностями»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕРЕНЬГУЛЬСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ





Принята на заседании Утверждаю:

Педагогического совета Директор МОУ ДО ЦДТ

МОУ ДО ЦДТ ________ А. А. Падерова

от « 31 » 08 2017 г. « 31 » 08 2017 г.

Протокол № 1 Приказ № 64/0





Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности

«Основы современного вокала в раскрытии творческого потенциала детей с разными стартовыми способностями»


Возраст обучающихся: 12 – 17 лет

Срок реализации: 3 года









Автор – составитель:

Волкова Галина Робертовна,

Педагог дополнительного образования.




р. п. Тереньга,2017 г.

Пояснительная записка.

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий.

Человек наделен от природы особым даром - голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку - и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверяя партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

С первого класса слабослышащие дети, начиная обучатся в специальном коррекционном учреждении чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей с особыми образовательными возможностями к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир звуков.

Практически каждый ребенок, имеющий слуховую депривацию, нуждается в развитии речевых (музыкальных) коммуникативных навыков. В решении этих проблем особое значение имеет занятие ребенка в вокальном кружке, поэтому и возникла необходимость в разработке данной программы на базе специальной коррекционной школы для слабослышащих детей.

Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программ имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств. Особенность программы «Основы современного вокала в раскрытии творческого потенциала детей с разными стартовыми способностями» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно­ - исполнительской деятельности воспитанников кружка. В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и современных детских песен с музыкальным сопровождением и без него.

В данных условиях программа «Основы современного вокала в раскрытии творческого потенциала детей с разными стартовыми способностями» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.



Актуальность программы

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Основы современного вокала в раскрытии творческого потенциала детей с разными стартовыми способностями», направленная на духовное развитие обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.

Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Мелодия»- это источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).


Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.

Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей. Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение — искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.


Певческий голое - природный музыкальный инструмент, имеющийся у

каждого нормально развитого, здорового человека.

Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы - носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.

Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. Разветвление слухового нерва во внутреннем ухе образует так называемый кортиев орган. Чем больше этих разветвлений, тем тоньше музыкальный слух.


Вокал - (ит. - воче) - голос.


Часто искусство пения называют вокальным искусством.


Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения - и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.


Цель программы:

  • формировать музыкально – певческие навыки и основы сценического поведения;

  • приобщить учащихся к вокальному искусству;

  • обучить пению и развить их певческие способности;

  • заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;

  • научить каждого кружковца владеть певческим голосом.


Задачи программы:

Образовательные:

  • углубить знания детей в области музыки: классической, народной,

  • эстрадной;

  • обучить детей вокальным навыкам;

  • обучить выразительному пению.

Воспитательные:

  • привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • формировать устойчивый интерес к пению;

  • привить навыки сценического поведения;

  • формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

  • сохранять и укреплять психическое здоровье детей;

  • приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах, фестивалях детского творчества);

  • создавать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию успеха.

Развивающие:

  • развить музыкально-эстетический вкус;

  • развить музыкальные способности детей;

  • развить музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально - слуховые представления, чувство ритма;

  • способствовать правильному формированию голосового аппарата.

Коррекционные:

  • создать условия для пополнения словарного запаса, а так же успешной социализации обучающихся.


Программа отличается от других программ тем, что:

  • позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;

  • она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии на 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;

  • включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;

  • применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);

  • использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

  • содержание программы «Основы современного вокала в раскрытии творческого потенциала детей с разными стартовыми способностями» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

  • песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.


Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии

Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности.

В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.

Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях - от детского сада до консерваторий и оперных театров.

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.


Принципы педагогического процесса:

  • принцип единства художественного и технического развития пения;

  • принцип гармонического воспитания личности;

  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

  • принцип успешности;

  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья

сохранения здоровья ребенка;

  • принцип творческого развития;

  • принцип доступности;

  • принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

  • принцип индивидуального подхода;

  • принцип практической направленности.


В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.

В основу разработки программы «Основы современного вокала в раскрытии творческого потенциала детей с разными стартовыми способностями» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;

  • технология индивидуализации обучения;

  • личностно-ориентированная технология;

  • компетентностного и деятельностного подхода.


Основы музыкального певческого аппарата точно определяются физиологией и медициной.

Детские голоса имеют тир основных градации - высокие, средние и низкие.

Чтобы стать певцом, необходимо установить характер своего голоса.

Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития.

Всем известно, что многие певцы поют музыкальной природой голоса, не обладая знаниями вокальной техники.

Эксплуатация музыкальной природы без определенных знаний приводит к потере голоса, а восстановление его, процесс длительный. Существуют разные методики обучения вокалу. Практика показала, что обучение вокалу проходит несколько лет.

Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.

Набор в вокальный кружок «Мелодия» осуществляется на базе 6 – 11 классов. Программа рассчитана на 3 года и в ходе её реализации происходит постепенное усложнение музыкально – творческой деятельности детей 12 – 17 лет. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.

Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.

В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.

Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

В программе кружка вокального пения - индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и обще - музыкальных данных.

Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для конкурсов сольного пения и для других мероприятий. Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Методы контроля и управления образовательным процессом – это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.


Методы и приемы работы:

Методы формирования сознания учащегося:

  • показ;

  • объяснение;

  • инструктаж;

  • разъяснение.

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

  • самостоятельная работа;

  • иллюстрация.

Методы стимулирования познания и деятельности:

  • поощрение;

  • контроль;

  • самоконтроль;

  • оценка;

  • самооценка;

  • вручение подарка;

  • одобрение словом.

Методы поощрения:

  • благодарность;

  • благодарственное письмо родителям;

  • устное одобрение.


Формы и режим занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,

разучивают песни композиторов - классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему - занятие-концерт.

Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие — посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы

обучения:

  • наглядно-слуховой;

  • наглядно - зрительный;

  • репродуктивный.

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.


Каждое занятие строится по схеме:

  • настройка певческих голосов;

  • комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2-3 мин);

  • дыхательная гимнастика;

  • речевые упражнения;

  • распевание;

  • пение вокализов;

  • работа над произведением (прослушивание музыкального произведения; разбор текста песни; работа с труднопроизносимыми словами; разучивание музыкального произведения; работа над выразительностью исполнения);

  • анализ занятия.


Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками - всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.


Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года:

  • выставка фотоматериала из выступлений студии;

  • итоговое занятие;

  • урок-концерт;

  • успехи, результат;

  • беседа о вокальной студии;

  • отчетный концерт;

  • результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.


Ожидаемые результаты обучения.

  • умело владеть голосом;

  • освоить способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, при исполнении вокально – хоровых произведений, в импровизациях;

  • проявлять доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.




Критерии результативности.

Певческая установка. Дыхание.

Освоены – применяются в работе.

  1. Музыкальный звук.

  • чистота воспроизведения;

  • свободный звук без крика и напряжения;

  • мягкая атака звука.


  1. Дикция. Артикуляция.

  • согласованность артикуляционных органов;

  • разборчивость слов при дикции (умение правильно открывать рот, правильное положение губ, свободное положение языка).

  1. Чувство ансамбля.

  • умение петь активный унисон;

  • умение чисто интонировать интервал;

  • умение слушать и слышать друг друга.

  1. Сценическая культура.

  • умение слышать и петь под фонограмму;

  • владение культурой поведения на сцене;

  • владение выходом и уходом со сцены;

  • владение сценическая мимика лица;

  • умение выделять динамические оттенки в исполнении песенного произведения;

  • умение работать со зрителем.



Главным же критерием является умение практически использовать полученные умения и навыки и оценка зрителей.





Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы


  • участие в школьных, районных мероприятиях;

  • выступление на районных, областных смотрах, концертах, конкурсах, фестивалях;

  • занятия – концерты;

  • зачётные занятия (сольный репертуар, ансамбли, дуэты, квартеты);

  • тестирование;

  • выпускной ринг;

  • творческий отчёт.

Учено – тематический план.

Учебный план рассчитан на 3 года обучения. Занятия 1 – го и 2 – го года обучения составляют 144часа, по 2 часа 2 раза в неделю, продолжительностью 45 минут. Занятия 3 – го года обучения составляют 216 часов, по 2 часа 3 раза в неделю.

Количество обучающихся в группе 10 – 15 человек (в зависимости от года обучения).

В учебный план включены часы теории, практики.

1 год обучения.


Тематический план.



п/п

Название раздела, темы.

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1



2

Музыкально – теоретические дисциплины

2.1

Основы музыкальной грамоты.

10

5

5

опрос

2.2

Русские композиторы - классики.

6

3

3

тест

2.3

Зарубежные композиторы – классики.

6

3

3

тест

3

Вокально – хоровая работа.

3.1

Прослушивание голосов.

2


2


3.2

Певческая установка. Дыхание.

16

6

11

наблюдение

3.3

Распевание.

16

5

11

контрольное упражнение

3.4

Дикция.

16

5

11

контрольное упражнение

3.5

Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти.

12

3

9

викторина

3.6

Развитие чувства ритма.

12

3

9

контрольное упражнение

3.7

Работа с солистами.

7


7


3.8

Сводная репетиция.

6


6

наблюдение

4

Концертно – исполнительская деятельность.

4.1

Открытые занятия.

3


3


4.2

Праздники, фестивали.

8


8


4.3

Экскурсии, театры.

3


3


4.4

Итоговые занятия.

2


2

концерт

4.5

Воспитательная работа.

18


18


Итого

144






Содержание программы.


Тема

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения.


2

Музыкально – теоретические дисциплины.

2.1

Основы музыкальной грамоты.

Определение в песнях запев, припев и отдельные музыкальные фразы; основные средства выразительности –интонация, темп, динамика, тембр.

Анализировать на слух прослушанное произведение на предмет использования композитором средств музыкальной выразительности и их влияние на формирование образа произведения.

2.2

Русские композиторы: Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков.

Биографические данные и основные этапы творчества. Произведения для детей.

Слушание произведений данных композиторов, особенности стиля. Уметь на слух определять принадлежность произведения автору.

2.3

Зарубежные композиторы: Бах, Бетховен, Моцарт.

Биографические данные и основные этапы творчества. Основные произведения, сделавшие их знаменитыми.

Слушание произведений данных композиторов, особенности стиля. Уметь на слух определять принадлежность произведения автору.

3

Вокально – хоровая работа.

3.1

Прослушивание голосов.

Выявление качества интонирования.

Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.

3.2

Певческая установка.

Дыхание.

Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.

Работа над выработкой умений правильного поведения во время занятий. Дыхательная гимнастика.

3.3

Распевание.

Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся.

Упражнения: припевки, считалки, распевки на гласные звуки.

3.4

Дикция.

Отчётливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом.

Работа с зеркалом. Упражнения на артикуляцию, скороговорки.

3.5

Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти.

Работа над выработкой точного восприятия и передачи мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами.

Упражнения по выработке точного восприятия мелодий.

3.6

Развитие чувства ритма.

Знакомство с понятиями «метр», «темп».

Игра на ударных инструментах (барабан, бубен). Дидактические игры.

3.7

Работа с солистами.

Индивидуальная работа по развитию певческих навыков.

Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию.

3.8

Сводная репетиция.

Работа всем составом над единой музыкальной композицией и сценическим образом произведения.

Пение на сцене в микрофоны под минусовую фонограмму.

4

Концертно – исполнительская деятельность.

4.1

Открытые занятия.

Воспитание необходимых для исполнения качеств в процессе концертной деятельности. Стимулирование заинтересованности, увлечённости детей коллективным творчеством.

Концертная деятельность с учётом традиционных праздников и важнейших событий текущего года.

4.2

Праздники, фестивали.

4.3

Экскурсии, театры.

4.4

Итоговые занятия.

4.5

Воспитательная работа.


Ожидаемые результаты.

знать/понимать:

  • музыку разного эмоционального содержания;

  • музыкальные жанры (песня, танец, марш);

  • одно -, двухчастные произведения, куплетную форму;

  • средства музыкальной выразительности: темп, мелодию, ритм;

  • строение артикуляционного аппарата;

  • особенности и возможности певческого голоса;

  • гигиену певческого голоса;

  • понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;

  • самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности);

  • различать звучание мажора и минора;

  • иметь представление о классической музыке;

  • знать биографии и стили письма русских и зарубежных композиторов.

уметь:

  • верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

  • быть внимательными при пении к указаниям учителя, понимать дирижерские жесты;

  • петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

  • соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, не напряженно;

  • исполнять песни и простые вокально-хоровые упражнения;

  • выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;

  • исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы - до второй октавы;

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

  • петь короткие фразы на одном дыхании;

  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • петь без сопровождения отдельные полевки и фразы из песен;

  • петь легким звуком, без напряжения;

  • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

  • спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;

  • чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые.


2 год обучения.


Тематический план.



п/п

Название раздела, темы.

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1



2

Музыкально – теоретические дисциплины.

2.1

Основы музыкальной грамоты.

8

4

4

кроссворд

2.2

Народная музыка и её разновидности.

4

2

2

тест

2.3

Народные музыкальные инструменты.

4

2

2

викторина

2.4

Оркестр народных инструментов.

4

2

2

тест

2.5

Шумовой оркестр.

4

2

2

игра

3

Вокально – хоровая работа.

3.1

Прослушивание голосов.

2


2


3.2

Певческая установка. Дыхание.

14

4

10

наблюдение

3.3

Распевание.

11

2

9

контрольное упражнение

3.4

Дикция.

10

3

7

контрольное упражнение

3.5

Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти.

7

2

5

викторина

3.6

Развитие чувства ритма.

12

5

7

контрольное упражнение

3.7

Развитие певческого диапазона.

12

4

8

наблюдение

3.8

Работа с солистами.

8


8


3.9

Сводная репетиция.

8


8

наблюдение

4

Концертно – исполнительская деятельность.

4.1

Открытые занятия.

3


3


4.2

Праздники, фестивали.

9


9


4.3

Экскурсии, театры.

3


3


4.4

Итоговые занятия.

2


2

концерт

4.5

Воспитательная работа.

18


18


Итого

144






Содержание программы.


Тема

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Формы предстоящей работы: теория, практика.


2.

Музыкально – теоретические дисциплины.

2.1

Основы музыкальной грамоты.

Определение в песнях запев, припев и отдельные музыкальные фразы; основные средства выразительности – регистр, метр; ударные и безударные доли такта.

Анализировать на слух прослушанное произведение на предмет использования композитором средств музыкальной выразительности и их влияние на формирование образа произведения.

2.2

Народная музыка и её разновидности.

Особенности народной музыки. Песни обрядовые и календарные. Специфика песен народов Поволжья. Синтез композиторской и народной музыки.

Слушание народной музыки, определение её национальной принадлежности. Примеры народных песен в композиторской обработке.

2.3

Народные музыкальные инструменты.

Названия музыкальных инструментов, определение их происхождения и назначения.

Определение на слух звучания музыкальных инструментов.

2.4

Оркестр народных инструментов.

Определение специфики оркестра народных инструментов. Оркестр русских народных инструментов.

Определение на слух звучание оркестра народных инструментов. Слушание музыкальных произведений в исполнении оркестра народных инструментов.

2.5

Шумовой оркестр.

Определение специфики шумового оркестра. Инструменты шумового оркестра.

Создание обучающимися шумового оркестра за счёт подручных средств и использование его для аккомпанемента не сложной народной песни.

3.

Вокально – хоровая работа.

3.1

Прослушивание голосов.

Выявление и коррекция голосового диапазона.

Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.

3.2

Певческая установка. Дыхание.

Работа над основным положением корпуса и головы во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания.

Работа над выработкой правильной осанки. Дыхательная гимнастика.

3.3

Распевание.

Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Развитие вокально – хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания .

Упражнения: припевки, считалки; распевки на гласные звуки, по трезвучиям (staccato, legato).

3.4

Дикция.

Отчётливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом.

Работа с зеркалом. Упражнения на артикуляцию, скороговорки.

3.5

Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти.

Работа над выработкой точного восприятия и передачи мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами.

Упражнения по выработке точного восприятия мелодий.

3.6

Развитие чувства ритма.

Знакомство с понятием «пластическое интонирование». Обучение движениям в темпе исполняемого произведения.

Игра на ударных инструментах (барабан, бубен). Пластическое интонирование. Дидактические игры.

3.7

Развитие певческого диапазона.

Знакомство с понятием «речитатив».

Декламация под музыкальное сопровождение. Речитатива как средства музыкальной выразительности в определённых моментах музыкального произведения.

3.8

Работа с солистами.

Индивидуальная работа по развитию певческих навыков.

Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию.

3.9

Сводная репетиция

Работа всем составом над единой музыкальной композицией и сценическим образом произведения.

Пение на сцене в микрофоны под минусовую фонограмму.

4.

Концертно – исполнительская деятельность.

4.1

Открытые занятия.

Воспитание необходимых для исполнения качеств в процессе концертной деятельности. Стимулирование заинтересованности, увлечённости детей коллективным творчеством.

Концертная деятельность с учётом традиционных праздников и важнейших событий текущего года.

4.2

Праздники, фестивали.

4.3

Эксукурсии, театры.

4.4

Итоговые занятия.

4.5

Воспитательная работа.



Ожидаемые результаты.


знать/понимать:

  • музыку разного эмоционального содержания;

  • одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

  • средства музыкальной выразительности: динамику, регистр;

  • знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

  • знать и применять правила сценической культуры;

  • освоить на слух звучание 1, 3, 5, ступеней, сольфеджировать в их пределах песенки и попевки;

  • находить длительности: целые, половинные, четвертные, восьмые;

  • знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);

  • иметь представление о классической музыке;

  • положительно относиться к музыке русского народа;

  • узнавать на слух народные песни; знать и любить их;

  • знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по звучанию;

  • знать состав оркестра русских народных инструментов;

  • приводить примеры использования композиторами народных мелодий в своем творчестве (название произведения, название народной мелодии, фамилию композитора;

  • иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней.


уметь:

  • верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

  • быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

  • петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

  • соблюдать при пении певческую установку:

  • использовать в пении приобретенные певческие навыки;

  • слитно произносить песенный текст;

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

  • петь короткие фразы на одном дыхании;

  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • освоить двухголосное пение;

  • петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы - ре (ми) второй октавы, для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) - ля (си) первой октавы;

  • знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, затакт;

  • петь с музыкальным сопровождением и без него.


3 год обучения.


Тематический план.


п/п

Название раздела, темы.

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1



2

Музыкально – теоретические дисциплины.

2.1

Хор и его разновидности.

8

4

4

опрос

2.2

Типы певческих голосов в хоре.

8

4

4

опрос

2.3

Музыкальные инструменты.

7

3

4

викторина

2.4

Симфонический оркестр.

7

3

4

тест

2.5

Классика и современность.

4

1

3

опрос

2.6

Джаз.

8

4

4

опрос

2.7

Джазовый оркестр.

6

3

3

тест

2.8

Рок – музыка.

6

3

3

кроссворд

2.9

Мюзиклы.

6

3

3

кроссворд

2.10

Авторская песня.

9

3

6

кроссворд

3

Вокально – хоровая работа.

3.1

Прослушивание голосов.

1


1


3.2

Певческая установка. Дыхание.

14

4

10

наблюдение

3.3

Распевание.

10

2

8

контрольное упражнение

3.4

Дикция.

13

4

9

контрольное упражнение

3.5

Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти.

7

2

5

олимпиада

3.6

Развитие чувства ритма.

24

7

17

контрольное упражнение

3.7

Развитие певческого диапазона.

22

8

14

наблюдение

3.8

Работа с солистами.

10


10


3.9

Сводная репетиция.

10


10

наблюдение

4

Концертно – исполнительская деятельность.

4.1

Открытые занятия.

3


3


4.2

Праздники, фестивали.

10


10


4.3

Экскурсии, театры.

3


3


4.4

Итоговые занятия.

2


2

концерт,

выпускной ринг

4.5

Воспитательная работа.

18


18


Итого

216





Содержание программы.


Тема

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Формы предстоящей работы: теория, практика.

Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения.


2.

Музыкально – теоретические дисциплины.

2.1

Хор и его разновидности.

Определение хора. Виды хоров по составу – мужской, женский, детский и смешанный.

Слушание хоровых произведений, определение хора.

2.2

Типы певческих голосов в хоре.

Партии в хоре. Названия голосов каждой партии, их диапазон и представители. Хор с солистом.

Слушание хоровых фрагментов опер. Анализ состава хора по количеству партий и по составу.

2.3

Музыкальные инструменты.

Классификация музыкальных инструментов (струнные, клавишные, духовые, ударные), определение их происхождения и назначения.

Определение на слух звучания музыкальных инструментов.

2.4

Симфонический оркестр.

Определение симфонического оркестра, его особенностей. 3 основные группы инструментов оркестра. Дирижёр. Жанры музыки, исполняемые симфоническим оркестром.

Определение на слух звучание симфонического оркестра. Уметь располагать инструменты в симфоническом оркестре.

2.5

Классика и современность.

Определение значения слова «классика», понятия «классическая музыка». Классика жанра, стиль.

Определение по жанру и стилевым особенностям сочинения, написанные современными композиторами и композиторами прошлого, зарубежными и русскими.

2.6

Джаз.

История возникновения джаза. Разновидности джазовой музыки. Джордж Гершвин – американский композитор.

Слушание джазовой музыки и определение на слух её видов.

2.7

Джазовый оркестр.

Определение понятия «джаз – бенд». Определение особенностей джазового оркестра и его инструменты.

Определение на слух звучание джазового оркестра.

2.8

Рок – музыка.

Специфика рок – музыки. Известные рок – музыканты России и зарубежные.

Анализ рок – музыки с эстетической точки зрения. Почему она появилась в наше время? Слушание фрагментов известных рок – опер.

2.9

Мюзикл.

Предпосылки появления жанра «мюзикл». Особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров в мюзиклах.

Прослушивание и исполнение знакомых мелодий из известных мюзиклов.

2.10

Авторская песня.

Определение авторской песни. Барды. Особенности гитарной музыки.

Слушание и исполнение песен под гитару. Знать особенности стиля Высоцкого, Визбора и других бардов.

3.

Вокально – хоровая работа.

3.1

Прослушивание голосов.

Разделение детей на 3 подгруппы по качеству интонации и по типу преимущественного использования регистрового звучания и с учётом врождённых свойств голосового аппарата.

Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.

3.2

Певческая установка. Дыхание.

Работа над основным положением корпуса и головы во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания.

Работа над выработкой правильной осанки. Дыхательная гимнастика.

3.3

Распевание.

Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Развитие вокально – хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания .

Упражнения: припевки, считалки; распевки на гласные звуки, по трезвучиям (staccato, legato), по формированию ощущений резонаторов.

3.4

Дикция.

Отчётливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Речитатив – реп.

Работа с зеркалом. Упражнения на артикуляцию, скороговорки.

3.5

Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти.

Работа над выработкой точного восприятия и передачи мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами.

Упражнения по выработке точного восприятия мелодий; сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приёма.

3.6

Развитие чувства ритма.

Знакомство с понятием «пластическое интонирование». Обучение движениям в темпе исполняемого произведения.

Игра на ударных инструментах (барабан, бубен). Пластическое интонирование. Дидактические игры.

3.7

Развитие певческого диапазона.

Знакомство с понятием «фальцет». Придыхательное пение.

Пение разными манерами. Фальцет – головное звучание. Его использование в нужные моменты пения. Освоение придыхательного пения.

3.8

Работа с солистами

Индивидуальная работа по развитию певческих навыков.

Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений.

3.9

Сводная репетиция

Работа всем составом над единой музыкальной композицией и сценическим образом произведения.

Пение на сцене в микрофоны под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации произведения и музыкально – пластическим движениям.

4.

Концертно – исполнительская деятельность.

4.1

Открытые занятия.

Воспитание необходимых для исполнения качеств в процессе концертной деятельности. Стимулирование заинтересованности, увлечённости детей коллективным творчеством.

Концертная деятельность с учётом традиционных праздников и важнейших событий текущего года.

4.2

Праздники, фестивали.

4.3

Эксукурсии, театры.

4.4

Итоговые занятия.

4.5

Воспитательная работа.



Ожидаемые результаты.


знать/понимать:

  • соблюдать певческую установку;

  • жанры вокальной музыки;

  • знать название мужских и женских певческих голосов, название хоров, уметь различать их по звучанию, охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов

  • дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;

  • уметь соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;

  • уметь делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);

  • разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно - вариационной форме;

  • определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);

  • определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;

  • знать, различать на слух и приводить примеры музыки легких и серьезных жанров;

  • определять общие черты и различия между классической оперой и мюзиклом;

  • различать и называть особенности авторской песни, джаза, рок- и поп- музыки;

  • называть композиторов-бардов.


уметь:

  • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая

плеч;

  • точно повторять заданный звук;

  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

  • петь чисто и слаженно в унисон;

  • петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

  • давать критическую оценку своему исполнению;

  • принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии;

  • петь легко, мягко, не злоупотребляя громкостью звучания голоса;

  • ясно, грамотно произносить текст;

  • чисто и выразительно исполнять хором песни с различными видами

двухголосия;

  • определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;

  • знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);

  • петь в диапазоне: до первой октавы - ми - фа второй октавы, ля малой октавы - до (ре) второй октавы;

  • передавать при помощи дирижерского жеста темп, динамические оттенки, фразировку, метроритм на примерах классиков;

  • знать об особенностях и возможностях своего изменившегося голоса, его охране;

  • сольфеджировать и импровизировать песни и попевки в любом ладу.

  • знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;

  • знать правила пения и охраны голоса;

  • использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,

  • уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и

  • задушевностью.


Способы определения результативности.


Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или входной контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития детей, их творческих способностей.

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование.

Текущий контроль

В течении учебного года

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности их к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности учащихся в обучении. Выявление учащихся, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие.

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса обучения

Определение изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе и самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Конкурс, фестиваль, концерт, соревнование, опрос, контрольное занятие, зачёт, открытое занятие, игра – испытание, итоговые занятия, тестирование, анкетирование.



Материально-техническое обеспечение:


  • наличие специального кабинета (кабинет музыки);

  • наличие репетиционного зала (сцена);

  • фортепиано (синтезатор);

  • музыкальный центр, компьютер;

  • записи фонограмм в режиме «+» и «-»;

  • электроаппаратура;

  • зеркало;

  • шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала);

  • нотный материал, подборка репертуара;

  • записи аудио, видео, формат CD, MP3;

  • записи выступлений, концертов.