Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности ОЛИМПИАДНАЯ ХИМИЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СВЕТЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
п. Светлый Оренбургская область
ПРИНЯТО Педагогическим советом МАОУ «ССОШ №2» Протокол № 1 От 30 августа 20 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «ССОШ №2» с. У.К.Кугаева 30 августа 20 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности
ОЛИМПИАДНАЯ ХИМИЯ
7 – 11 класс
Срок реализации программы – 5 лет
Автор-составитель:
Цепкова Елена Ивановна
Светлый 2024
Программа «Олимпиадная химия» разработана для занятий с высокомотивиро- ванными, одаренными школьниками в контексте дополнительного образования, с ис- пользованием инновационных образовательных технологий, в том числе посредством участия в предметных олимпиадах.
Программа может быть реализована с помощью дистанционных технологий, тех- нологий смешанного и модульного обучения.
Программа курса «Олимпиадная химия» составлена с учетом материалов муни- ципального, регионального, заключительного этапов различных олимпиад школьни- ков по химии и включает разделы фундаментальной химии. Тематический план разде- лов составлен с учетом нарастания сложности олимпиадных заданий и расширения знаний, необходимых для решения комбинированных олимпиадных задач по химии.
Программа состоит из основных разделов неорганической, органической, об- щей и физической химии, в которых большое внимание уделено основным законам и понятиям химии, основным классам соединений, закономерностям протекания хими- ческих реакций, расчетам основных термодинамических и кинетических параметров реакций, строению атомов и химической связи.
Программа предполагает наличие самостоятельной познавательной деятельно- сти школьников, которая включает:
Самостоятельное изучение учащимися отдельных тем и разделов дисциплины, с использованием методических указаний по разделам курса, выносимым на самосто- ятельное изучение.
Индивидуальные задания по всем разделам курса химии, с введенными зада- чами повышенной сложности для особо одаренных учащихся.
Участие учащихся в олимпиадах и творческих конкурсах по химии различного уровня.
Срок реализации программы – 5 лет. Общий Объем программы – 640 часов. Объём по каждому году обучения – 128 часов. Продолжительность учебного года 32 недели.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю) в постоянных группах учащихся 7-11 классов, сформированных по возрастному составу, в форме теоретических, практических и индивидуальных занятий и консультаций (подготовка к олимпиадам, турнирам).
7 КЛАСС [128 часов, 4 часа в неделю]
2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по программе «Олимпиадная химия» 7 КЛАСС
№ | Наименование тем и блоков | Общее кол-во учебных часов | В т. ч. Теор. | В т. ч. Практ. | К/р | Ксл. | Кзн. |
| Введение | 2 | 2 | | | | |
Тема 1 | Первоначальные химические понятия | 12 | 5 | 5 | | | |
Блок 1 | Индивидуальные вещества и смеси. | 2 | 1 | 1 | | 3 | 4 |
Блок 2 | Физические и химические явления. | 2 | 1 | 1 | | 3 | 4 |
Блок 3 | Химический элемент и простое вещество. | 2 | 1 | 1 | | 3 | 4 |
Блок 4 | Строение атома. | 4 | 2 | 2 | | 5 | 5 |
| Контрольная работа 1 | 2 | | | 2 | | |
Тема 2 | Количественные отношения в химии | 32 | 2 | 28 | | | |
Блок 1 | Задачи на взаимосвязь количества вещества, массы и объема. | 4 | | 4 | | 4 | 4 |
Блок 2 | Газовые законы | 8 | 2 | 6 | | 5 | 5 |
Блок 3 | Задачи на установление химических формул. | 6 | | 6 | | 5 | 4 |
Блок 4 | Задачи на расчет по химическому уравнению. | 12 | | 12 | | 5 | 4 |
| Контрольная работа 2 | 2 | | | 2 | | |
Тема 3 | Растворы | 24 | 0 | 22 | | | |
Блок 1 | Задачи на растворимость веществ. Кристаллогидраты. | 6 | | 6 | | 5 | 4 |
Блок 2 | Массовая доля, молярная концентрация. | 8 | | 8 | | 5 | 4 |
Блок 3 | Комбинированные задачи на приготовление, разбавление и смешивание растворов. | 8 | | 8 | | 5 | 4 |
| Контрольная работа 3 | 2 | | | 2 | | |
Тема 4 | Алгоритмы решения расчетных задач | 30 | 0 | 28 | | | |
Блок 1 | Определение формулы химического соединения по явно заданным количественным параметрам | 10 | | 10 | | 5 | 4 |
Блок 2 | Расчеты по нескольким уравнениям химических реакций(последовательных и параллельных) | 18 | | 18 | | 5 | 4 |
| Контрольная работа 4 | 2 | | | 2 | | |
Тема 5 | Решение олимпиадных задач | 26 | 0 | 24 | | | |
Блок 1 | Разбор комбинированных задач различной тематики из олимпиад прошлых лет | 24 | | 24 | | 5 | 4 |
| Контрольная работа 5 | 2 | | | 2 | | |
| Итоговая контрольная работа | 2 | | | 2 | | |
| Всего | 128 | 9 | 107 | 12 | | |
8 КЛАСС [128 часов, 4 часа в неделю]
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по программе «Олимпиадная химия» 8 КЛАСС
№ | Наименование тем и блоков | Общее кол-во учебных часов | В т. ч. Теор. | В т. ч. Практ. | К/р | Ксл. | Кзн. |
| Введение. Повторение наиболее важных моментов программы 7 класса. | 8 | 0 | 8 | 0 | 2 | 2 |
Тема 1 | Строение вещества | 14 | 4 | 8 | | 3 | 4 |
Блок 1 | Состав и строение атома. | 6 | 2 | 4 | | 3 | 4 |
Блок 2 | Кристаллическая решетка. | 6 | 2 | 4 | | 3 | 4 |
| Контрольная работа 1 | 2 | | | 2 | | |
Тема 2 | Химические процессы | 30 | 6 | 22 | | | |
Блок 1 | Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям. | 8 | 2 | 6 | | 4 | 4 |
Блок 2 | Скорость химической реакции. Химическое равновесие. | 10 | 2 | 8 | | 3 | 4 |
Блок 3 | Окислительно-восстановительные реакции. Основы электрохимии. | 10 | 2 | 8 | | 4 | 4 |
| Контрольная работа 2 | 2 | | | 2 | | |
Тема 3 | Растворы. Способы выражения концентрации растворов | 14 | 2 | 10 | | 3 | 3 |
Блок 1 | Задачи на растворимость веществ. Кристалло-гидраты. | 6 | 0 | 6 | | 3 | 3 |
Блок 2 | Способы выражения концентрации и переходы между ними. | 6 | 2 | 4 | | 3 | 3 |
| Контрольная работа 3 | 2 | | | 2 | | |
Тема 4 | Уравнения реакций. Расчеты по уравнениям реакций | 22 | 4 | 16 | | 3 | 4 |
Блок 1 | Химическая реакция. Вычисления по химическим уравнениям. | 8 | 2 | 6 | | 3 | 4 |
Блок 2 | Расчеты по нескольким уравнениям химических ре- акций (последовательных и параллельных). | 12 | 2 | 10 | | 4 | 4 |
| Контрольная работа 4 | 2 | | | 2 | | |
Тема 5 | Основные классы неорганических веществ с точки зрения теории электролитической диссоциации | 18 | 2 | 14 | | 4 | 4 |
Блок 1 | Классы неорганических соединений. Генетическая связь неорганических веществ. | 4 | 0 | 4 | | 4 | 4 |
Блок 2 | Химические реакции в растворах электролитов. | 4 | 0 | 4 | | 3 | 3 |
Блок 3 | Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в водных растворах. | 4 | 2 | 2 | | 4 | 4 |
Блок 4 | Распознавание веществ с помощью качественных реакций на важнейшие ионы и классы неорганических соединений. | 4 | 0 | 4 | | 3 | 4 |
| Контрольная работа 5 | 2 | | | 2 | | |
Тема 6 | Первоначальные представления о естетвенных семействах (группах) химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы | 20 | 6 | 12 | | 3 | 3 |
Блок 1 | Щелочные металлы. | 6 | 2 | 4 | | 3 | 3 |
Блок 2 | Галогены. | 8 | 2 | 6 | | 3 | 3 |
Блок 3 | Инертные газы. | 4 | 2 | 2 | | 3 | 3 |
| Контрольная работа 6 | 2 | | | 2 | | |
| Итоговая контрольная работа | 2 | | | 2 | | |
| Итого | 128 | 24 | 90 | 14 | | |
9 КЛАСС [128 часов, 4 часа в неделю]
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по программе «Олимпиадная химия» 9 КЛАСС
№ | Наименование тем и блоков | Общее кол-во учебных часов | В т. ч. Теор. | В т. ч. Практ. | К/р | Ксл. | Кзн. |
Тема 1 | Основы качественного анализа | 22 | 6 | 14 | | | |
Блок 1 | Качественные реакции катионов | 6 | 2 | 4 | | 4 | 5 |
Блок 2 | Качественные реакции анионов | 6 | 2 | 4 | | 4 | 5 |
Блок 3 | Анализ смеси | 8 | 2 | 6 | | 4 | 5 |
| Контрольная работа 1 | 2 | | | 2 | | |
Тема 2 | Решение расчетных задач | 16 | 0 | 14 | | | |
Блок 1 | Задачи на вывод формул, и комплексных задач (избыток/недостаток, наличия примесей, на выход продуктов) | 8 | 0 | 8 | | 4 | 4 |
Блок 2 | Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в водных растворах | 6 | 0 | 6 | | 4 | 4 |
| Контрольная работа 2 | 2 | | | 2 | | |
Тема 3 | Физическая химия | 34 | 4 | 28 | | | |
Блок 1 | Термодинамика | 10 | 2 | 8 | | 4 | 5 |
Блок 2 | Химическая кинетика. Равновесие | 10 | 2 | 8 | | 4 | 5 |
Блок 3 | Фазовые равновесия | 6 | 0 | 6 | | 4 | 5 |
Блок 4 | Электрохимия | 6 | 0 | 6 | | 4 | 5 |
| Контрольная работа 3 | 2 | | | 2 | | |
Тема 4 | Химия элементов | 34 | 6 | 26 | | | |
Блок 1 | Химия s-элементов. | 6 | 2 | 4 | | 4 | 4 |
Блок 2 | Химия p-элементов | 10 | 2 | 8 | | 4 | 4 |
Блок 3 | Химия d-элементов, комплексные соединения | 16 | 2 | 14 | | 4 | 4 |
| Контрольная работа 4 | 2 | | | 2 | | |
Тема 5 | Основы количественного анализа | 18 | 4 | 12 | | | |
Блок 1 | Титрование. Основы расчётов | 4 | 2 | 2 | | 4 | 5 |
Блок 2 | Техника титрования | 4 | 2 | 2 | | 4 | 5 |
Блок 3 | Методы титрования | 8 | | 8 | | 4 | 5 |
| Контрольная работа 1 | 2 | | | 2 | | |
| Итоговая контрольная работа | 4 | | | 4 | | |
| Всего | 128 | 20 | 94 | 14 | | |
10 КЛАСС [128 часов, 4 часа в неделю]
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по программе «Олимпиадная химия» 10 КЛАСС
№ | Наименование тем и блоков | Общее кол-во учебных часов | В т. ч. Теор. | В т. ч. Практ. | К/р | Ксл. | Кзн. |
Тема 1 | Качественный и количественный анализ | 40 | 18 | 20 | | | |
Блок 1 | Качественные реакции катионов и анионов | 8 | 4 | 4 | | 4 | 5 |
Блок 2 | Анализ смеси сухих солей | 8 | 4 | 4 | | 4 | 5 |
Блок 3 | Титрование. Основы расчетов | 6 | 4 | 4 | | 4 | 5 |
Блок 4 | Методы и техника титрования | 14 | 6 | 8 | | 4 | 5 |
| Контрольная работа 1 | 2 | 0 | | 2 | | |
Тема 2 | Физическая химия | 18 | 8 | 8 | | | |
Блок 1 | Кинетика. Скорости, порядки реакций | 6 | 2 | 4 | | 4 | 5 |
Блок 2 | Температурная зависимость. Уравнение Аррениуса | 6 | 4 | 2 | | 4 | 5 |
Блок 3 | Равновесие | 4 | 2 | 2 | | 4 | 5 |
| Контрольная работа 2 | 2 | 0 | | 2 | | |
Тема 3 | Неорганическая химия | 26 | 12 | 12 | | | |
Блок 1 | Химия s-элементов | 8 | 4 | 4 | | 4 | 5 |
Блок 2 | Химия р-элементов | 8 | 4 | 4 | | 4 | 5 |
Блок 3 | Химия d-элементов | 8 | 4 | 4 | | 4 | 5 |
| Контрольная работа 3 | 2 | 0 | | 2 | | |
Тема 4 | Органическая химия | 42 | 18 | 22 | | | |
Блок 1 | Определение структуры углеводородов по химическим свойствам и способам получения | 4 | 2 | 2 | | 5 | 4 |
Блок 2 | Радикальное замещение, электрофильное присоединение, электронные эффекты заместителей | 4 | 2 | 2 | | 5 | 4 |
Блок 3 | Определение количественного состава смесей органических веществ | 4 | 2 | 2 | | 5 | 4 |
Блок 4 | Изомерия в органической химии (структурная, пространственная) | 4 | 2 | 2 | | 5 | 4 |
Блок 5 | Реакции полимеризации и поликонденсации. Задачи на полимеры. | 4 | 2 | 2 | | 5 | 4 |
Блок 6 | Свойства карбонилсодержащих соединений (взаимодействие с реактивом Гриньяра, реакции конденсации, реакция Канницаро и т.д.) | 4 | 2 | 2 | | 5 | 4 |
Блок 7 | Определение структуры кислородсодержащих соединений по химическим свойствам и способам получения, взаимопревращения веществ | 4 | 2 | 2 | | 5 | 4 |
Блок 8 | Определение структуры азотсодержащих соединений по химическим свойствам и способам получения, взаимопревращения веществ | 4 | 2 | 2 | | 5 | 4 |
Блок 9 | Цепочки превращений и методы синтеза органических веществ | 8 | 2 | 6 | | 5 | 4 |
| Контрольная работа 4 | 2 | | | 2 | | |
| Итоговая контрольная работа | 2 | | | 2 | | |
| Всего | 128 | 56 | 62 | 10 | | |