СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно - спортивной деятельности "Русские народные игры"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочная программа для летних детских лагерей

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно - спортивной деятельности "Русские народные игры"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Курманаевская средняя общеобразовательная школа»






«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

Руководитель МО

______________


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора ВР


_________ __Елина Л.Н.


«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор школы


___________ Скороходова Е.В.






Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Русские народные игры»




Возраст обучающиеся 6,5-13 лет

Срок реализации: 9 часов











Составитель: Зангиева Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования






с. Курманаевка 2025г.


Пояснительная записка

Русские народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все русские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.

Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей и подростков. Русские народные игры способствуют повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ребенка.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.

Актуальность программы заключается в том, что вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, неся оздоровительный эффект.

Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и предъявляет посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться подвижными играми с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол», «лапту» в школе, а также уделить внимание вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, всестороннему подходу к воспитанию гармоничного человека.

Отличительные особенности Программа является краткосрочной. Она рассчитана для занятий с детьми, как при свободном посещении детей ЛДП в летний период времени. Программа легко может быть адаптирована к детям с ОВЗ за счет изменения количества практических заданий и их уровня сложности.

Срок реализации 3 недели лагерной смены.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 учебному часу, всего 9 учебных часов.

Возраст детей 6,5-13 лет.

Условия набора детей в объединение: принимаются все желающие при наличии медицинской справки.

Наполняемость в группах составляет 7-25 человек.

Занятия могут проводиться как на улице, так и в помещении.

Содержание программы ориентировано на разновозрастные группы детей постоянного или переменного состава.

Ожидаемые результаты В ходе реализация программы «Русские народные игры» обучающиеся приобретут новые компетенции.

Результаты обучения:

- Обучающиеся будут знать: игры на развитие двигательно-скоростных качеств и выносливости; историю возникновения русских народных игр; игры на развитие глазомера и координации движений; основные факторы, влияющие на здоровье человека; правила поведения во время игры.

Уметь: выполнять упражнения в игровых и спортивных ситуациях; владеть скакалкой, обручем, мячом; проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию; организовывать и проводить со сверстниками подвижные, спортивные игры и соревнования.

Результаты развития: обучающиеся укрепят свое здоровье и опорно-двигательный аппарат. Результаты воспитания: в объединении сформируется дружный, сплоченный коллектив, появится устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом и понимание того, как вести здоровый образ жизни.

Формой подведения итогов реализации программы является спортивный праздник

Цель данной программы – развитие физических способностей через русские народные игры.

Задачи:

Обучающие:

 Способствовать формированию специальных знаний, умений при проведении игр;

 Развивать познавательный интерес к русским народным играм;

 Способствовать формированию интереса к народным подвижным играм и распространение игрового опыта.

Развивающие:

 способствовать развитию координационных способностей;

  • Развивать самообразование: активности, самостоятельности, общения, интеллектуальных способностей;

 Способствовать созданию комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха.

Воспитательные:

 Способствовать формированию нравственного сознания личности; воспитанию качеств, взглядов, убеждений; формированию способов поведения в обществе; способов самоконтроля;

 Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;

 Способствовать сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни.

Содержание программы определено с учётом: возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся, интересов и потребностей учащихся, тенденции развития воспитания и образования.

Методическое обеспечение программы:

Теоретический материал программы организовывается в форме бесед, до выполнения двигательной деятельности.

Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются.

  1. Ожидаемые результаты

В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:

- знать игры:

– их условия и правила – и использовать их в свободное время;                      

-использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

-познакомиться с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, окружающей ребёнка;

- развить фантазию настолько, чтобы потом сам мог изобретать подобные игры;

- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;

 - следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ - это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.

Предметные результаты:

- организовывать и проводить со сверстниками русские народные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр;

- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять

- выполнять упражнения в игровой ситуации;

- проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;

- владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;

- применять игровые навыки в жизненных ситуациях.


  1. Содержание программы с указанием форм организации и видов деятельности

Русские народные игры - 9ч.

Теория:

Основы истории развития русских народных игр в России, краткие исторические сведения о возникновении игр.

Сведения о строении и функциях организма человека. Работа мышц и связок во время игры. Зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Общий режим дня. Гигиена сна, питания. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме.

Беседа по ознакомлению детей с требования к поведению во время занятий, соблюдение порядка на рабочем месте, знакомство с правилами безопасности и их выполнение.

Практика:

  • Строевые упражнения. Повороты, перестроение.

Игры с мячом:

Теория: Знакомство с правилами игры. Инструктаж по ТБ во время игры.

Практика

«Охотники и утки», «Мячом в цель», «Обгони мяч», «Вышибалы», «Не давай мяч водящему», «Мяч по кругу», «Играй, играй, мяч не теряй», «Коршун и наседка», «Ящерица», «Салки с мячом».

Игры с бегом:

Теория: Знакомство с правилами игры. Инструктаж по ТБ во время игры.

Практика

«Веселые ребята», «Салки под ногами», «Пятнашки», «Хитрая лиса», «День и ночь», «Паук и мухи», «Пустое место», «Кошки мышки», «Воробьи – вороны», «Невод», «Лисы и куры», «У медведя во бору», «Чай-чай выручай», «Белые медведи». «Гуси-лебеди».

Игры с прыжками:

Теория: Знакомство с правилами игры. Инструктаж по ТБ во время игры.

Практика

«Удочка», «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «С кочки на кочку», «Веревочка под ногами», «Салки с прыжками на одной ноге», «Попрыгунчики – воробышки», «Лягушки и цапля», «Прыжки по полосам», «Воробушки и кот».

Игры с построением и перестроением:

Теория: Знакомство с правилами игры. Инструктаж по ТБ во время игры.

Практика

«Третий лишний», «Шишки, желуди, орехи», «Перемена мест», «Платок», «Ручеек». 

Формы организации:

  • Беседы

  • практические занятия;

  • игры,

  • соревнования.

  1. Учебный план

Названия разделов


Количество часов


Формы

контроля/ аттестации



всего

теория

практика



Вводное занятие

1

0,5

0,5

Беседа, игры


Игры с бегом

2

1

1

игры


Игры с мячом

2

1

1

игры


Игры с прыжками

2

1

1

игры


Игры с построением и перестроением

1

0,5

0,5

Игры, опрос


Итоговое занятие

1

-

1

Спортивный

праздник




  1. Календарный учебный график


п/п

Темы занятий

Количество часов

Дата проведения занятий

План

Факт

1

Игры с бегом: «Хитрая лиса», «Борьба за флажки», «Воробьи – вороны»

1

07.07.2025


2

Игры с мячом: «Охотники и утки», «Коршун и наседка», «Салки с мячом»

1

08.07.2025


3

Игры с прыжками: «Волк во рву», «Удочка», «Воробушки и кот»

1

09.07.2025


4

Игры с построением и перестроением; «Третий лишний», «Шишки, желуди, орехи», «Перемена мест»

1

14.07.2025


5

Игры с мячом: «Вышибалы», «Не давай мяч водящему», «Ящерица»

1

15.07.2025


6

Игры с бегом: «Веселые ребята», «Салки под ногами», «Пятнашки»

1

16.07.2025


7

Игры с прыжками: «Салки с прыжками на одной ноге», «Воробушки и кот», «Лягушки и цапля»

1

19.07.2025


8

Игры с построением и перестроением: «Платок», «Ручеек»

1

20.07.2025


9

Игры с бегом: «Чай-чай выручай», «Белые медведи», «Гуси-лебеди» «Третий лишний»

1

21.07.2025



  1. Материально- техническое обеспечение программы:

  • 3 теннисных мячей;

  • фишки (10 штук);

  • 5 гимнастических обручей;

  • 6 лёгких игровых мячей среднего размера;

  • 10 скакалок;

  • 2 флажка.

На занятиях применяются следующие дидактические материалы: дидактические разработки игр; учебно-методическая литература; методические журналы по подвижным играм


Мониторинг образовательных результатов

Для отслеживания динамики развития обучающихся в начале и конце лагерной смены проводится диагностика по методике «Оцени себя сам», а по окончании курса анкетирование с целью получения обратной связи, также осуществляются беседы с родителями.

Способы проверки образовательной программы: - систематическое наблюдение; - участие в спортивных праздниках; - участие в соревнованиях.

Способы проверки знаний и умений: проведение мониторинга образовательной среды; анкетирование детей и родителей на предмет удовлетворенности результатами данной программы; участие обучающихся в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и города.

Выявление достигнутых результатов осуществляется через следующие методы: беседа, опрос, наблюдение.

Результаты освоения образовательной программы, система критериев, показателей и баллов отражается в сводной таблице:


Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях: весёлые старты, спортивные эстафеты, спортивный праздник «Богатырские потешки».


6. Литература:

- Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 2015.

- Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 2012.

- Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 2016.