Управление образования Администрации г.о. Навашинский
Нижегородской области
МБОУ «Большеокуловская СШ»
Рассмотрено на заседании Утверждаю
Педагогического совета Директор школы_______Курачева М.В.
№_____ от___________ Приказ №______ от ____________
Дополнительная общеобразовательная программа
«Занимательная химия»
Направленность: естественно – научная
Возраст: 15-16 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор – составитель:
Мысова Екатерина Владимировна
С.Б-Окулово
2019-2020 уч.год
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы» 1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная химия» естественно - научной направленности.
Она составлена для обучающихся 15-16 лет, проявляющих интерес к предметам естественнонаучного цикла. Она имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний по химии в повседневной жизни. Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, обобщение. В ходе занятий учащиеся проводят лабораторные и практические работы и самостоятельные домашние исследования, составляют «копилку полезных советов». Химический эксперимент даёт возможность формировать у учащихся специальные, предметные умения: работать с химическими веществами, выполнять химические опыты, учить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту, повышает творческую активность, позволяет расширить кругозор учащихся.
Курс предполагает ознакомление с некоторыми аспектами деятельности работников ряда профессий, требующих знаний и умений в области прикладной химии (фармацевт, лаборант, работник химчистки, специалист в области пищевых технологий) с целью дополнительной профессиональной ориентации учащихся, что является актуальным в условиях выбора дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Содержание программы знакомит обучающихся с характеристикой веществ окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых изготовлена посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Темы «Вода», «Поваренная соль», «Спички», «Бумага» дают возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
Проектные работы, тематика которых приводится в программе, позволят формировать у обучающихся умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, а также развивают их творческие способности.
Программа кружка “ Занимательная химия ” рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 40 часов (1 занятие по 1 ч. в неделю).
Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы.
Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.
Основные методы: Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, выполнение экспериментальных работ.
Основные формы: Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике.
Задачи программы:
Обучающие:
формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;
формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;
продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;
продолжить формирование коммуникативных умений;
формирование презентационных умений и навыков;
- на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;
- дать возможность учащимся проверить свои способности в естественно - образовательной области.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Воспитательные:
1.3. Содержание программы
Учебно – тематический план
№ занятия | Тема | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт |
Всего | теория | практика |
| Чем мы дышим? | 2 | | | | |
1 | Состав воздуха, значение кислорода для дыхания | | 1 | | Семинар: выступления учащихся, дополнение и комментарии учителя | конспект |
2 | Обнаружение в воздухе отдельных компонентов | | | 1 | Исследова-тельская деятельность, работа в группах, консультации учителя, выступления учащихся | отчет об эксперименте |
| Что мы пьём? | 6 | | | | |
3 | Вода в природе. Значение воды для человека | | 1 | | Семинар: выступления учащихся, дополнения и комментарии учителя | конспект |
4 | Практическая работа «Дистилляция воды» | | | 1 | Практическая работа | отчет об эксперименте |
5 6 | Физические свойства воды. Химические свойства воды. | | 1 | 1 | Семинар: обсуждение проблемных вопросов, решение познавательных задач | собственное решение поставленных задач |
7 | Практическая работа «Определение содержания примесей в снеговой воде, водопроводной воде» | | | 1 | Практическая работа | отчет об эксперименте |
8 | Очистка природой воды подручными средствами | | | 1 | Деловая имитацион-ная игра, выполнение практической работы в группах | отчет об эксперименте |
| Что мы едим? | 8 | | | | |
9-10 | Из чего состоит пища? | | 2 | | Лекция с элементами беседы | конспект |
11 | Поваренная соль – “плюсы” и “минусы” | | 1 | | Лекция с элементами беседы | конспект |
12-13 | Пищевые продукты. Пищевая ценность продукта. | | 2 | | Лекция с элементами беседы | конспект |
14 | Практическая работа «Анализ пищевых продуктов (обнаружения глюкозы, белка)» | | | 1 | Исследова-тельская деятельность, работа в группах, консультации учителя, выступления учащихся | отчет о практической работе |
15 | Практическая работа «Обнаружение крахмала в пищевых продуктах. Выделение крахмала из картофеля» | | | 1 | Исследова-тельская деятельность, работа в группах, консультации учителя, выступления учащихся | отчет о практической работе |
16 | Практическая работа «Расчет пищевой ценности продукта» | | | 1 | Исследова-тельская деятельность, работа в группах, консультации учителя, выступления учащихся | отчет о практической работе |
| Бытовая химия | 8 | | | | |
17 | Моющие средства. Почему они моют? | | 1 | | Лекция с элементами беседы | конспект |
18-19 | Мыла и СМС. | | 2 | | Лекция с элементами беседы | конспект |
20 | Практическая работа «Сравнение мыла и СМС» | | | 1 | Исследовательская деятельность, работа в группах | отчет о практической работе |
21 | рН растворов. Методы определения среды. | | 1 | | Лекция с элементами беседы | конспект |
22 | Практическая работа «Определение рН растворов средств гигиены» | | | 1 | Исследовательская деятельность, работа в группах | отчет о практической работе |
23 | Основные загрязнения. Способы очистки загрязнений. | | 1 | | Лекция с элементами беседы | конспект |
24 | Практическая работа «Химчистка на дому» | | | 1 | Практическая работа | отчет о практической работе |
| | | | | | |
| Проектная деятельность | 16 | | | | |
25 | Проектная деятельность. Правила написания проекта. | | | | Лекция с элементами беседы | конспект |
26 | Выбор темы. Постановка цели, задач, гипотезы. Составление плана работы. | | | | Лекция с элементами беседы | конспект |
27 | Подбор теоретического материала, методик исследования. | | | | Исследова-тельская деятельность, работа в группах, консультации учителя, выступления учащихся | Материалы к проекту и исследовательской работе |
28 | Выбор методик проведения эксперимента. Анализ. | | | | Исследова-тельская деятельность, работа в группах | Материалы к проекту и исследовательской работе |
29 - 30 | Постановка эксперимента, расчет экспериментальных данных. | | | | Исследова-тельская деятельность, работа в группах, консультации учителя, выступления учащихся | Обработка экспериментальных данных |
31-32 | Оформление проекта. | | | 2 | Исследова-тельская деятельность, работа в группах, консультации учителя, выступления учащихся | Материалы к проекту и исследовательской работе |
33 | Презентация. Цели и задачи презентации. Оформление презентации. | | | 1 | Лекция с элементами беседы | конспект |
34 | Подготовка к защите. Оформление презентации к проекту. | | 1 | | Лекция с элементами беседы | конспект |
35 | Тезисы. Правила написания тезисов. | | 1 | | Лекция с элементами беседы | конспект |
36-37 | Составление тезисов к проекту | | | 2 | Исследова-тельская деятельность, работа в группах, | тематические презентации исследовательских и творческих работ |
38-39 | Защита проекта. | | | | Обсуждение результатов выполнения проектов. | тезисы проектов |
40 | Итоговое занятие. Анкетирование | | | | Подведение итогов. | |
Содержание учебно – тематического плана
Тема 1. Чем мы дышим? (2 ч).
1. Семинарское занятие: «Воздух и его значение для жизни человека».
Цель занятия: актуализировать знания, полученные учащимися ранее в курсах биологии, естествознания, химии, физики. Познакомить с понятием “объемная доля компонентов в смеси”.
Занятие проводится в форме беседы, учащиеся обмениваются знаниями, получают новую информацию от учителя. Рассматривают вопросы: состав воздуха, постоянные и случайные примеси. Дыхание, значение кислорода для дыхания. Решают задачи на вычисление объемной доли компонентов в газовой смеси.
2. Практическая работа: «Компоненты воздуха».
Цель занятия: совершенствовать умения: работать с лабораторным оборудованием, планировать ход эксперимента, интерпретировать результаты эксперимента.
Занятие проводится в форме игры-исследования.
Тема 2. Что мы пьем? (6 ч).
1. Семинарское занятие: «Вода в природе. Значение воды для человека».
Цель занятия: актуализировать знания, полученные учащимися ранее, совершенствовать умения работать со схемой.
Занятие проводится в форме беседы, к которой учащиеся готовились дома.
2. Практическая работа: «Дистилляция воды».
Цель занятия: показать, что водопроводная вода – смесь.
Учащиеся уточняют, что такое дистиллированная вода, собирают лабораторную установку для ее получения, получают дистиллированную воду, сравнивают электропроводность и плотность полученной воды и водопроводной (учитель консультирует и помогает выполнить эксперимент).
3. Семинарское занятие: «Свойства воды».
Цель занятия: совершенствовать ОУУиН: вести диалог, отстаивать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи. Познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды.
Занятие проводится в форме беседы, в которой принимают участие все учащиеся, беседу ведет учитель, задавая вопросы.
4. Практическая работа: «Определение содержания примесей в снеговой воде, водопроводной воде».
Цель занятия: познакомить с методами исследования воды по основным показателям (цветность, плотность, запах, главнейшие примеси), совершенствовать умения выполнять лабораторные опыты, оформлять отчет.
Работа проводится в группах под контролем учителя. Результаты фиксируются в отчете и обсуждаются в конце занятия.
5. Практическая работа: «Очистка загрязненной воды подручными средствами».
Цель занятия: актуализировать знания о различной растворимости веществ в воде, о видах смесей и способах их разделения; совершенствовать практические навыки выполнения работ.
Работа проводится в форме деловой имитационной игры.
Тема 3. Что мы едим? (8 ч).
1. Лекция: «Из чего состоит пища».
Цель: познакомить учащихся с основными составляющими пищи; совершенствовать умения вести записи за лектором.
На занятии рассматриваются вопросы: белки. жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, их функции в организме человека, содержание в различных продуктах (демонстрация таблиц), суточная потребность человека.
2. Лекция: «Поваренная соль: «плюсы» и «минусы»».
Цель: познакомить учащихся с действием поваренной соли на организм; совершенствовать умения вести записи за лектором.
На занятии рассматриваются вопросы: из истории употребления соли человеком, совершенствование способов добычи соли, значение для живого организма, суточная потребность, избыток и недостаток соли в организме, добавки к пищевой соли.
3. Практическое занятие: «Обнаружение глюкозы и белка в продуктах».
Цель: совершенствовать умения пользоваться химическим оборудованием, наблюдать, фиксировать и интерпретировать наблюдения.
Работа проводится в группах. Учащиеся анализируют продукты, принесенные из дома.
4. Практическое занятие: «Обнаружение крахмала в картофеле, хлебе, яблоке. Выделение крахмала из картофеля».
Цель: формировать умение планировать эксперимент, прогнозировать результат, делать выводы.
Работа проводится в группах.
Тема 4. «Бытовая химия» (8 ч).
1. Лекция «Моющие средства».
Цель: познакомить учащихся с механизмом действия ПАВ, с составом мыла и синтетических моющих средств; совершенствовать умения вести записи за лектором.
На занятии рассматриваются вопросы: что такое моющие средства, почему они моют, что такое поверхностно-активные вещества, отличие синтетических моющих средств от мыла, что такое жесткая вода, обозначения на этикетках одежды.
2. Практическая работа «Сравнение мыла и СМС».
Цель: совершенствовать умение наблюдать, делать выводы на основе собственных наблюдений, сравнивать.
3. Практическая работа «Определение рН средств гигиены».
Цель: совершенствовать исследовательские умения.
Работа проводится в группах.
4. Практическая работа «Химчистка на дому».
Цель: совершенствовать навыки работы со справочной литературой, планировать эксперимент.
Работа проводится в группах.
Тема 5. «Проектная деятельность» (16 ч).
Тема направлена на приобретение умений написания проектов, выявления основных составных частей проектов; умений пользоваться учебной и научной литературой для решения поставленных задач. По результатам учащиеся предлагают индивидуальные проекты, которые сдаются в виде тезисов и презентаций проектов. На защите проектов учащиеся приобретают коммуникативные навыки, умение доказывать собственную точку зрения.
Итоговое занятие (1 ч).
Учитель подводит итоги, выявляет наиболее активных учеников, выясняет, чем для учащихся завершился этот курс, дает соответствующие рекомендации.
1.4. Планируемые результаты обучения
В результате посещения кружка «Занимательная химия» учащиеся должны:
Знать:
- состав воды, воздуха;
- качественный анализ катионов и анионов;
- вопросы органической химии и биохимии.
Уметь:
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, экологических, энергетических и сырьевых; объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
- обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении эксперимента;
- проводить исследования качества продуктов питания;
- наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;
- обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.
Раздел 2. «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Методическое обеспечение.
- Специализированный кабинет химии.
Информационно-коммуникативные средства
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран.
Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы.
Учебные диски: Химия – 9, Михайло Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Химия вокруг нас.
Учебное электронное издание: Химия (8-11 класс) - Виртуальная лаборатория.
Печатные пособия
2.1. Серия справочных таблиц по химии: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах».
4. Учебно-лабораторное оборудование
4.1. Набор моделей кристаллических решёток: алмаза, графита, поваренной соли, железа.
4.2. Коллекции: «Металлы и сплавы», «Минералы и горные породы», «Неметаллы».
5. Учебно-практическое оборудование
5.1. Набор «Кислоты».
5.2. Набор «Гидроксиды».
5.3. Набор «Оксиды металлов».
5.4. Набор «Металлы».
5.5. Набор «Щелочные и щелочноземельные металлы».
5.6. Набор «Галогениды».
5.7. Набор «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды».
5.8. Набор «Карбонаты».
5.9. Набор «Фосфаты. Силикаты»
5.10. Набор «Индикаторы».
5.11. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента, нагревательные приборы.
6. Сайты:
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерения
http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет
http://www.alhimik.ru/ сайт «Алхимик»
http://www.xumuk.ru/ сайт о химии и для химиков.
2.2. Формы аттестации (контроля)
Форма проведения итоговой аттестации: итоговое занятие – защита исследовательских проектов, анкетирование.
Литература
Нормативные документы:
Конвенция о правах ребенка: Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций, 20 ноября 1989 г. – ЮНИСЕФ, 1999
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
Концепция развития дополнительного образования. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам №1008 от 29.08.2013
Рекомендованная литература для педагога
1. Ларина Н.С., Катанаева В.Г., Ларина Н.В. Практикум по химико-экологическому мониторингу окружающей среды. Учебное пособие. Шадринск: Издательство ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2007.
2. Малышкина В. Занимательная химия. - Санкт-Петербург, «Тригон», 1998.
3. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: Книга для учащихся – М.:АРКТИ,1998.
4. Стрельникова Л. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе. Москва «Яуза-пресс», 2011.
5. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учфщихся по химии: методическое пособие - М.: Глобус,2007.
6. Химия 9 класс. Сборник Элективных курсов. Составитель Ширшина Н.В. Волгоград. Учитель, 2008.
7. Химия вне рамок урока/Сост.И.А. Костенчук. – М.: Центрхимпресс, 2008.
Рекомендованная литература для детей:
1. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
2. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
4. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
5. Штремплер Г.И. Химия на досуге. – Фрунзе, 1990. – 192 с.
6. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы. – М.: Просвещение, 1993