СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа "Консоль"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа "Консоль" направлена на создание условий для более углубленного изучения и раскрытия особенно важных элементов программы по информатике. Формирование  у обучающихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив детей к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества. Развитие информационной культуры обучающихся и умения ориентироваться в современном информационном обществе.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Консоль"»

Комитет по образованию Администрации Топчихинского района Алтайского края

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Топчихинский Детско - юношеский центр"




Принята на педагогическом

совете

Протокол №______________

от «____»____________20__г.


Утверждена приказом директора

____________ «___________»

Приказ №________________

от «____»____________20__г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа технической направленности

«Консоль»

Возраст учащихся: 9 - 17 лет.

Срок реализации: 1 год.










Автор (-ы)-составитель (-и):

Сиков Константин Олегович

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

1.3. Содержание программы

2. Комплекс организационно - педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

2.6. Список литературы



1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП:
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013 № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

  • Устав МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеской центр».

  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности.

Актуальность:

Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий.

Дополнительные занятия по информатике, реализующие межпредметные связи, неразрывно связанны с трудовым обучением, которое в свою очередь является основным в определении дальнейшей социализации детей.

Большое значение имеет формирование у обучающихся на занятиях по информатике и программированию адекватной самооценки и осознание перспектив будущей жизни. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения. Формирование знаний и умений осуществляется для обучающихся на доступном уровне.

Для обучения началам информатики и программирования и формирования первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде разработана данная программа. Консоль - это комплект (совокупность) устройств интерактивного ввода-вывода (дисплей, клавиатура, мышь) для управления компьютером, так же и данная программа построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, сможет найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, сможет эффективно использовать информационные технологии в совокупности учебной, творческой, самостоятельной и досуговой деятельностях.

Обучение включает в себя следующие основные предметы:
  • Информатика и программирование

Вид ДООП:

Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.

Направленность ДООП:

Техническая.

Адресат ДООП:

Программа рассчитана на учащихся 9 - 17 лет, имеющих ярко выраженный интерес к изучению информационных технологий. Так как возраст детей разный, занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практики и демонстрации.

Срок и объем освоения ДООП:

1 год, 216 педагогических часов, из них:

  • «Стартовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов.

Форма обучения:

Очная.

Особенности организации образовательной деятельности:

Разновозрастная группа.







Режим занятий:

Таблица 1.1.1

Режим занятий

Предмет

Стартовый уровень

Информатика и программирование

6 часов в неделю;

216 часов в год.


1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель:

Создание условий для более углубленного изучения и раскрытия особенно важных элементов программы по информатике. Формирование у обучающихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив детей к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества. Развитие информационной культуры обучающихся и умения ориентироваться в современном информационном обществе.

Задачи: Личностные:
  • формирование активной жизненной позиции;

  • развитие культуры общения;

  • развитие навыков сотрудничества.

Метапредметные:
  • формирование потребности в саморазвитии;

  • развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

  • развитие чувства прекрасного.

Образовательные (предметные):
  • обучение структурному решению практических задач на компьютере, созданию и обработке информации с использованием мультимедийных технологий;

  • формирование интереса к изучению профессии, связанной с использованием компьютера;

  • формирование навыков грамотной работы на компьютере;

  • изучение основных средств информационных и коммуникационных технологий.

Ожидаемые результаты:

Таблица 1.2.1

Ожидаемые результаты


Стартовый уровень

Знать

  • правила техники безопасности и правила поведения в компьютерном классе

  • всевозможные методы решения поставленных задач, реализуемых на компьютере

Уметь

  • правильно эксплуатировать компьютер и компьютерную технику

  • грамотно вести поиск информации в сети Интернет

Владеть

  • основными навыками работы с компьютером и мультимедией

  • первичными азами программирования


1.3. Содержание программы

«Информатика и программирование»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

Таблица 1.3.1

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Системная среда.

69

36

33


1.1

Освоение системной среды.

18

12

6


1.2

Основы работы с различными прикладными программами.

30

12

18

  • Творческая работа

1.3

Основные типы информационных процессов.

21

12

9


2

Работа в сети Интернет.

24

12

12


2.5

Подготовка к работе в сети Интернет.

12

6

6


2.6

Основы работы в сети Интернет.

12

6

6


3

Основы работы с изображениями.

18

6

12


3.8

Редакторы изображений.

18

6

12


4

Основы программирования.

54

21

33


4.10

Языки программирования.

9

6

3

  • Творческая работа

4.11

Структура Web-страницы.

9

3

6


4.12

Текст.

9

3

6


4.13

Изображение.

9

3

6


4.14

Гипертекстовые документы.

9

3

6


4.15

Ссылки.

9

3

6


5

Создание сайта.

51

21

30


5.17

Оформление.

9

3

6


5.18

Web-страница.

24

12

12


5.19

Дополнительные возможности создания Web-страниц.

9

3

6


5.20

Размещение сайта.

9

3

6



Итого:

216

96

120








Содержание учебного плана

1. Системная среда. 1.1. Освоение системной среды.

Теория:

Правила поведения в компьютерном классе.

Техника безопасности при работе с компьютером.

Строение компьютера и основы управления.

Виды системной среды.

Практика:

Освоение системной среды Windows.

Работа с информацией.

1.2. Основы работы с различными прикладными программами.

Теория:

Знакомство с программой "Paint".

Знакомство с текстовым редактором "Блокнот".

Знакомство с программой "Проигрыватель Windows Media".

Знакомство с пакетом программ "Microsoft Office".

Практика:

Изучение интерфейса программы "Paint".

Создание индивидуального логотипа в программе "Paint".

Изучение интерфейса и функций программы "Блокнот".

Изучение интерфейса и возможностей программы "Проигрыватель Windows Media".

Изучение интерфейса программ пакета "Microsoft Office". Сравнение версий разных годов выпуска.

Выполнение заданий в программах Word, Excel и PowerPoint.

1.3. Основные типы информационных процессов.

Теория:

Понятия "файл", "папка" и "файловая система". Операции с файлами и папками.

Хранение информации: носители информации и их виды.

Передача информации: модель, процесс и способы защиты.

Обработка информации: виды обработки и их практическое значение.

Практика:

Проведение операций с файлами и папками: копирование, перемещение, удаление, переименование.

Построение собственной файловой системы, а также передача информации с помощью носителей на практике.

2. Работа в сети Интернет. 2.1. Подготовка к работе в сети Интернет.

Теория:

Правила безопасности в сети Интернет.

Что такое браузер: виды, возможности, плюсы и минусы при сравнении. Что такое расширение для браузеров: виды и практическое значение.

Практика:

Установка и настройка различных браузеров, изучение и сравнение интерфейсов программ, выявление плюсов и минусов в данных программах.

Установка и настройка расширений в браузер.

2.2. Основы работы в сети Интернет.

Теория:

Виды сайтов, их назначение. Просмотр в Интернете сайтов различных видов.

Просмотр сайта школы и электронного дневника.

Практика:

Создание и настройка личной электронной почты.

Грамотный и безопасный поиск различной информации, а также скачивание различных файлов с безопасных сайтов.

3. Основы работы с изображениями. 3.1. Редакторы изображений.

Теория:

Виды графических редакторов, сравнение их интерфейса и функций.

Практика:

Редактирование изображений в программе "Paint".

Установка и настройка программы "CorelDraw".

Создание и редактирование изображений в программе "CorelDraw".

Использование шаблонов дизайна в программе "CorelDraw".

4. Основы программирования. 4.1. Языки программирования.

Теория:

Изучение основных языков программирования, сравнение, выявление плюсов и минусов.

Практика:

Просмотр подготовленных презентаций про различные языки программирования.

4.2. Структура Web-страницы.

Теория:

Разделы структуры Web-страницы. Изучение тегов HTML.

Практика:

Работа с разделами и тегами.

4.3. Текст.

Теория:

Изучение методов работы с текстом на Web-странице.

Практика:

Работа с текстом на странице.

4.4. Изображение.

Теория:

Изучение методов работы с различными видами изображений на Web-странице.

Практика:

Вставка изображений на Web-страницу (фотографии, картинки и создание графического файла для Web-страниц).

4.5. Гипертекстовые документы.

Теория:

Способы организации гипертекстовых документов.

Практика:

Создание и использование гипертекстовых документов.

4.6. Ссылки.

Теория:

Гипертекстовые ссылки за пределами документа.

Изображения-ссылки.

Практика:

Создание и использование гипертекстовых ссылок.

Создание и использование изображений-ссылок.

5. Создание сайта. 5.1. Оформление.

Теория:

Теория оформления сайтов.

Практика:

Создание главной страницы и "шапки" сайта.

5.2. Web-страница.

Теория:

Доступ к HTML-коду Web-страницы.

Фон и текст Web-страницы.

Цвета фона. Поля. Фреймы. Формы.

Таблицы. Вложенные таблицы.

Практика:

Построение HTML-кода на примере готового кода.

Настройка характеристик Web-страницы: Фон и текст.

Настройка характеристик Web-страницы: Цвета фона. Поля. Фреймы. Формы.

Настройка характеристик Web-страницы: Таблицы. Вложенные таблицы.

5.3. Дополнительные возможности создания Web-страниц.

Теория:

Изучение других способов создания Web-страниц.

Практика:

Использование других способов создания Web-страниц.

5.4. Размещение сайта.

Теория:

Что такое хостинг. Как разместить сайт в сети Интернет. Способы продвижения сайта в сети Интернет.

Практика:

Размещение сайта на хостинге. Реклама и поддержка сайта в сети Интернет.

2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график

Таблица 2.1.1

Календарный учебный график

Позиции

Заполнить с учетом срока реализации ДООП

Количество учебных недель

35

Количество учебных дней

175

Продолжительность каникул

-

Даты начала и окончания учебного года

16.09. - 31.05.

Сроки промежуточной аттестации

январь

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

май


2.2. Условия реализации программы

Таблица 2.2.1

Условия реализации программы

Аспекты

Характеристика (заполнить)

Материально-техническое обеспечение

  • Ресурсное обеспечение образовательной программы предусматривает проведение учебно-воспитательной деятельности с детьми в светлом помещении, где у каждого ребёнка имеется рабочее место – отдельный письменный стол и отдельное рабочее место, оснащенное компьютером, подключенным к сети Интернет. Так же должно быть мультимедийное оборудование для наглядных материалов.

  • столы

  • стулья

  • компьютеры

  • проектор

  • доска

Информационное обеспечение

  • интернет источники

Кадровое обеспечение

  • педагог дополнительного образования


2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются:
  • Зачет

  • Творческая работа

2.4. Оценочные материалы

Таблица 2.4.1

Оценочные материалы

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

  • Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Уровень развития социального опыта учащихся

  • Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

  • «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких

Уровень теоретической подготовки учащихся

  • Разрабатываются ПДО самостоятельно

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

  • ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (методика Е.Н.Степановой)

Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации)

  • Тесты на знание теории

  • Самостоятельные практические задания


2.5. Методические материалы Методы обучения:
  • Словесный

  • Наглядный

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Репродуктивный

  • Частично-поисковый

  • Исследовательский

  • Проектный

Формы организации образовательной деятельности:
  • Индивидуальная

  • Индивидуально-групповая

  • Групповая

  • Практическое занятие

  • Беседа

  • Защита проекта

  • Презентация

Педагогические технологии:
  • Технология индивидуального обучения

  • Технология группового обучения

  • Технология коллективного взаимодействия

  • Технология исследовательской деятельности

  • Проектная технология

Тип учебного занятия:

Закрепления знаний и способов деятельности.

Дидактические материалы:
  • Раздаточные материалы

  • Инструкции


2.6. Список литературы
  1. Гнездилов, Г. Г., Абрамов, С. А. и др. Задачи по программированию. – М.: НАУКА, 1988.

  2. Гейн, А. Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1993.

  3. Лепехин, Ю. В. Сорок пять минут с компьютером. – Волгоград: ПЕРЕМЕНА, 1996.

  4. Филиппов, С. В. Занимательный BASIC. – М.: ЭКОМ, 1997.

  5. Мельникова, О. И., Бенюшкина, А. Ю. Начала программирования на языке Q-BASIC. – М.:ЭКОМ, 1998.

  6. Окулов, С. М. Турбо ПАСКАЛЬ 7.0. – Киев, 2000.

  7. Златопольский, Д. М. Информатика, приложение к газете «Первое сентября» 2000–2002 гг.

  8. Ракитина, Е. А., Галыгина, И. В., Галыгина, Л. В. Информатика и образование – 2003. – №3.

  9. Самылкина, Н. Н. Информатика, приложение к газете «Первое сентября». – 2004. – №41.

с. Топчиха, 2019