Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубравская средняя школа»
Дальнеконстантиновского муниципального района
Принята на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета Директор МБОУ ДОД ДДТ
от «__»______________ 20__ г. __________________ /ФИО/
Протокол № ________________ «__» ______________ 20__ г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Технологии будущего»
Возраст обучающихся: с 11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор - составитель:
Чегодаев Сергей Иванович,
учитель информатики
первой категории,
педагог дополнительного образования
п. Дубрава
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана 1 ч. в неделю для общеобразовательных классов.
Основная задача кружка - освоение учащимися основ информационной технологии (ИТ) в сочетании с фундаментальными принципами информатики, на которые эта технология опирается.
Основное направление - офисная технология (текстовые документы, графика, электронные таблицы, презентации, персональные информационные системы).
Освоение этих основ - обязательное условие развития компьютерного кругозора школьника, который позволит ему смело открывать любое приложение среды и разбираться в нужных ему функциях.
Цели:
"освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
"овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
"развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
"воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
"выработка навыков применения средств ИТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Разумеется, многое в средствах ИТ может меняться: отмирают одни операции, появляются другие, меняется визуальное представление элементов интерфейса (и даже их названия) и т. п. Однако человек, который освоил общие идеи и механизмы, сможет самостоятельно ориентироваться в своих проблемах. Открывая незнакомое приложение, он может поинтересоваться, выполняет ли эта программа нужные ему функции и как она их выполняет (а если не выполняет, то что может предложить взамен). Можно действовать и в обратном порядке: если пользователь не совсем четко представляет, что ему нужно, он познакомится сначала с возможностями приложения. Это знакомство и приобретенный ранее кругозор подскажут ему дальнейшие шаги.
При редактировании текстовых документов надо обратить внимание на структурирование и форматирование документа, на принципы верстки, работу с иллюстрациями, таблицами и т.п. При изучении электронных таблиц мы знакомимся с разнообразными способами представления и обработки произвольной информации в ячейках таблицы (а отнюдь не только чисел, как часто думают), с математическим моделированием и т. д. Одновременно мы получаем возможность обратить внимание учащихся на исключительно важные механизмы интеграции приложений, механизмы обмена данными, которые, собственно, и объединяют ИТ в единую систему (текстовые документы и графика; тексты, электронные таблицы и базы данных; мультимедийные документы, таблицы и базы данных и пр.).
Направленность
Кружок «Информационные технологии» включает разделы по информатике. Занятия позволяют содействовать воспитанию таких качеств, как чувство коллективизма, дружбы, товарищества и т.д. Изучение теоретических сведений пополняет знания учащихся о различных сторонах применения компьютеров.
Актуальность
Кружок тесно связан со многими учебными дисциплинами. Таким образом обучение и воспитание учащихся по данным учебным предметам происходит в комплексе, что в свою очередь благотворно сказывается на всем учебном процессе.
Новизна.
Программа кружка содержит материал, рассчитанный на усвоение учащимися 5-9 классов, содействие успешного изучения курса позволит применять свои знания в ближайшем будущем.
Педагогическая целенаправленность
Занятия данного кружка прививают учащимся активность, дисциплинированность, внимательность. Вырабатываются и закрепляются умения и навыки выполнять различные операции с компьютером и программами. Достигать максимальных результатов в определенных видах информационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Технология создания и обработки текстовой информации.
Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов. Форматирование документа. Параметры страницы. Символы, слова, строки, предложения. Абзац. Структура страницы. Структура документа. Таблицы и рисунки. Поля. Понятие о шаблонах и стилях оформления. Перемещение по набранному тексту. Выделение фрагментов текста. Удаление, перемещение и копирование фрагментов документа. Поиск и замена фрагментов текста. Отмена команд. Форматирование символов и абзацев. Оформление страницы документа. Разметка страницы. Вставка номеров страниц. Верхний и нижний колонтитулы. Вставка сносок. Разрыв страницы. Формирование оглавления. Работа с таблицами. Как создать таблицу? Операции с таблицами. Работа с рисунками.
Вставка рисунков. Операции с рисунками. Грамматика. Проверка правописания. Словарь синонимов. Перенос слов. Что еще умеет делать текстовый процессор?
Автозамена. Вставка специальных символов, дополнительные возможности. Издательские возможности процессора Word. Печать документов.
2. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации.
Растровая и векторная графика. Форматы графических редакторов. Создание и редактирование изображений в векторном и растровом редакторах. Рабочее поле. Набор инструментов и меню инструмента. Палитра цветов. Атрибуты изображения. Техника создания изображений. Как рисовать геометрические фигуры? Изменение размеров изображения. Редактирование деталей изображения. Ввод текста. Работа с фрагментами изображения. Как напечатать картинку? Подготовка презентаций. Что такое презентация?
Общие сведения о Мiсrоsоft Роwеr Роint. Принципиальная схема работы с МS Роwеr Роint. Как создавать и редактировать презентацию? Презентация в режиме слайдов. Презентация в режиме сортировщика слайдов. Общие операции со слайдами. Демонстрация слайд-фильма. Использование в презентации анимации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.
Учащиеся должны: уметь
"создавать информационные объекты, в том числе:
-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-создавать презентации на основе шаблонов;
"искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов;
"пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
""создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
"организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
СПИСОК УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Шафрин Ю.А. Информационные технологии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
2.Угринович Н.Д., Босова Л,Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
3.Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на СD-ROM. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Календарно - тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования
«Технологии будущего».
№ п./п. | Наименование темы | Дата | |
План | Факт | Корректировка |
Технология создания и обработки информации. |
1. | Техника безопасности, гигиена. Устройство компьютера. Обращение с компьютером. | 09.09 | | |
2. | Отработка навыков работы с графическим интерфейсом (мышь) и клавиатуры. | 16.09 | | |
3. | Запуск приложений и работа с ними на примере различных игр. | 23.09 | | |
4. | Стандартные программы Windows | 30.09 | | |
5. | Использование стандартных программ | 07.10 | | |
6. | Знакомство с текстовыми редакторами: блокнот, Microsoft Word | 14.10 | | |
7. | Запуск редактора блокнот. Создание документа. Печать документа. | 21.10 | | |
8. | Текстовые документы и технологии их создания. | 28.10 | | |
9. | Создание текстовых документов на компьютере. Общие принципы. | 11.11 | | |
10. | Форматирование текста. Действия с фрагментом текста. | 18.11 | | |
11. | Стилевое форматирование. Сохранение документов. | 25.11 | | |
12. | Списки, таблицы, графические изображения в текстовом документе | 02.12 | | |
13. | Вставка символов и формул в текстовый документ | 09.12 | | |
14. | Оценка количественных параметров текстовых документов. | 16.12 | | |
15. | Итоговая работа: подготовка структуры реферата (по выбору учащихся). | 23.12 | | |
16. | Итоговая работа: набор, редактирование, форматирование текста реферата. | 30.12 | | |
17. | Итоговая работа: печать и защита реферата. | 13.01 | | |
18. | Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации. Техника безопасности, гигиена. Знакомство с редактором Paint. Вычерчивание рисунка с помощью панели инструментов и палитры. Техника безопасности, гигиена. Знакомство с редактором Paint. Вычерчивание рисунка с помощью панели инструментов и палитры. | 20.01 | | |
19. | Загрузка и сохранение документа. Работа в программе Paint. | 27.01 | | |
18. | Копирование и перемещение частей рисунка | 03.02 | | |
19. | Операция отражения, поворота и наклона | 10.02 | | |
20. | Масштабирование изображения. Создание рисунков. | 17.02 | | |
21. | Создание рисунков. Вставка текста | 24.02 | | |
22. | Итоговая работа по редактору Paint (завершение работы над рисунками). | 02.03 | | |
23. | Итоговая работа по редактору Paint (демонстрация рисунков) | 09.03 | | |
24. | Компьютерные презентации. Первое знакомство. | 16.03 | | |
25 | Проектирование компьютерных презентаций с помощью PowerPoint -Окно редактора -Этапы работы над презентацией | 23.03 | | |
26. | Создание презентации. Макеты слайдов. | 30.03 | | |
27. | Вставка следующего слайда. Работа над презентацией. | 06.04 | | |
28. | Вставка звука, эффекты выхода. Работа над презентацией. | 13.04 | | |
29. | Переход от слайда к слайду Параметры перехода. Работа над презентацией. | 20.04 | | |
30. | Управляющие кнопки Гиперссылки. Работа над презентацией. | 27.04 | | |
31. | Итоговый проект: создание презентации «Моя любимая школа». | 04.05 | | |
32. | Итоговый проект: создание презентации «Моя любимая школа». | 11.05 | | |
33. | Итоговый проект: создание презентации «Моя любимая школа». | 18.05 | | |
34. | Демонстрация презентаций. | 25.04 | | |
Итого: 34 часа. | | | |