Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»
города Магнитогорска
Дополнительная общеобразовательная программа
«ОФП. Тренажерный зал»
для 3-8 классов
Разработана
Учителем
физической культуры
Фирсовой С.Н
Оглавление
Пояснительная записка 3
Общая характеристика курса «ОФП. Тренажерный зал» 5
Особенности организации тренировочного процесса 6
Возрастная группа: 6
Содержание курса «ОФП. Тренажерный зал» 6
1. Основы знаний о физической культуре. 6
2. Выполнение упражнений на тренажёрах 6
3. Упражнения на ковриках. 6
4. Упражнения с приспособлениями и спортивным инвентарём 7
Тематическое планирование 8
3-5 классы 8
6-8 классы 9
Список литературы 10
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования ОФП «Тренажерный зал» составлена на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г.;
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г. №986, зарегистрирован Минюстом России 03 февраля 2011г., рег. №19682 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010г. № 2106, зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2011г. рег. № 19676 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).
Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от 30.05.2012 г. № МД-583/19. «О медико-биологическом контроле за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья».
Основная образовательная программа ООО МОУ «СШИ №2» (с изменениями приказ 163-П от 01.09.2016г)
Положение о Рабочей программе учебного предмета, курса (утверждено приказом №163-П от 01.09.16)
Годовой календарный учебный график МОУ «СШИ №2» на 2016-2017 учебный год.
Учебный план МОУ «СШИ №2» на 2015-2020 учебный год.
Положения о рабочей программе дополнительного образования; \
Авторской программы В.И. Лях, А.А.Зданевич для образовательных учреждений.
Данная программа, разработана для обучающихся 5-11 классов МОУ «СШИ № 2» г. Магнитогорска.
Программа для занятий в тренажёрном зале в рамках дополнительного образования рассчитана для учащихся специальной медицинской группы здоровья. Обучаться могут учащиеся 5-11классов. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Все занимающиеся распределяются в группы по возрастным категориям и физической подготовленности.
Для организации секционной работы дополнительного образования в тренажёрном зале должны быть – желание и заинтересованность учащихся посещать занятия. Учащиеся должны понимать, что посещают они занятия для улучшения здоровья, развития физических качеств, укрепления мышечного корсета, общения со сверстниками, получения позитивного настроения и навыков здорового образа жизни. Обучения должно начинаться только после чёткого инструктажа по технике безопасности при работе на тренажёрах и приспособлениях. Учащиеся должны понимать, что нагрузка должна быть дозированной и уметь определить её объём по физиологическим признакам.
Основной принцип работы в группах — универсальность. Исходя из этого, для детей специальной медицинской группы здоровья нагрузка даётся более щадящая и направленная на развитие или укрепление определённых групп мышц. При подборе тренажёра, веса и нагрузки учитывается возраст, пол, уровень физической подготовленности, степень нарушения осанки занимающегося. Задачи укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости решаются с каждым учащимся индивидуально.
В соответствии с перечисленными задачами происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке документов годового и текущего планирования.
На протяжении года удельный вес физической подготовки меняется. Если в начале учебного года основное внимание уделяется правильному выполнению упражнения, правильному дыханию, то в конце учебного года рекомендуется увеличение количества подходов и веса.
В течение года решаются задачи тренировочной работы в группах — дальнейшая всесторонняя подготовка учащихся, а также знакомство с возможностями тренажёров, с разнообразием нагрузки на определённые группы мышц.
Исходя из вышесказанного, цель курса ОФП «Тренажерный зал»: Обеспечение всестороннего полноценного развития ребенка. Восстановление и совершенствование, с помощью средств ОФП «Тренажерный зал», физических, психофизических способностей обучающихся.
Задачи:
- укреплять здоровье подростков, содействовать гармоничному физическому развитию и закаливанию организма;
- повышать физиологическую активность органов и систем организма, обучающихся с вторичными отклонениями в развитии;
- осваивать основные двигательные навыки и умения, предусмотренные программой,
- активизировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- формировать и закреплять правильную осанку при выполнении жизненно необходимых положений и движений;
- укреплять мышечно-связочный аппарат;
- формировать у учащихся необходимые умения и навыки самостоятельной пространственной ориентировки (ориентировка в спортзале, пользование спортинвентарем и адаптивными наглядными пособиями).
В целях лучшей реализации учебной программы необходимо соединить учебно-тренировочные занятия в группах с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану, разработанному руководителем совместно с занимающимися детьми.
Общая характеристика курса «ОФП. Тренажерный зал»
В науке о человеке и в практике обучения детей в последние годы уделяется большое внимание физическому развитию ребенка как основе формирования разносторонней личности обучающегося. Такое внимание физическому развитию молодого поколения и объясняется как объективными, так и субъективными причинами: гиподинамией молодого поколения, увеличением числа детей, родившихся физически ослабленными.
В условиях МОУ «СШИ № 2» физическое воспитание имеет особое значение. Оно служит коррекции дефекта, стабилизации и даже уменьшению кривизны позвоночника. Данная программа раскрывает систему физической культуры и воспитания в общей системе обучения детей с патологией позвоночника и подготавливает его к жизни в современном обществе с учетом индивидуального состояния здоровья.
Занятия проводятся в тренажерном зале. Учащиеся занимаются в спортивной форме, в соответствии со всеми санитарно-гигиеническими нормами.
К занятиям в тренажерном зале не допускаются учащиеся с 3 и 4 степенью сколиоза, освобожденные от занятий физической культурой.
Для занимающихся обязательно вводятся специальные корригирующие упражнения:
Физические упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки в различных исходных положениях.
Упражнения при различных видах сколиоза, для коррекции кифоза, устранения поясничного лордоза.
Дыхательные упражнения.
Тренировка зрительного анализатора.
Выполнение физических упражнений требует точности выполнения заданий многократных повторений.
Детям со сколиотической болезнью запрещены все виды прыжков. Допускается медленный бег с мягкой постановкой стоп, с сохранением правильной осанки в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями.
Все вышесказанное дает основание сделать вывод, что, наряду с общим недоразвитием подростков, у многих обучающихся наблюдаются патологические нарушения, требующие дополнительной специальной лечебно-восстановительной деятельности, направленной на исправление недостатков и нормализацию физического развития ребенка в соответствии с его возрастными возможностями.
Отмечается значительный процент детей школьного возраста с тяжелой патологией, которая требует специальной, восстановительной работы по коррекции физического развития:
- в коррекции физических качеств;
- в коррекции телосложения, осанки и плоскостопия;
В связи с этим, при планировании занятий ОФП «Тренажерный зал» я беру за основу комплексную оздоровительную программу двигательных нарушений средствами адаптивного физического воспитания обучающихся.
Реализация программы предусматривает всестороннее медицинское, психолого-педагогическое обследование, а также определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей ребенка.
Особенности организации тренировочного процесса
Программа рассчитана на 2018-2019 учебный год, 9 часов в неделю. Занятия проводятся 3 раза в неделю, 3 занятия в день по 40 минут, для разных возрастных групп.
Возрастная группа: программа ориентирована на обучающихся 3-8 классов МОУ «СШИ №2» г. Магнитогорска.
Класс | Кол-во занятий в неделю(40 мин) |
3а класс | 1 |
4а класс | 1 |
6а класс | 1 |
6б класс | 1 |
7а класс | 1 |
7б класс | 1 |
8а класс | 1 |
8б класс | 1 |
8в класс | 1 |
Содержание курса «ОФП. Тренажерный зал»
Программа «ОФП. Тренажерный зал» включает четыре раздела:
Основы знаний о физической культуре.
Этот раздел содержит следующие темы:
Основы здорового образа жизни
Строение человеческого тела
Влияние на организм физических нагрузок
Гигиена и контроль физических нагрузок
Оказание первой медицинской помощи
Способы развития физических качеств
Соблюдение правил техники безопасности
Знание основ массажа
Выполнение упражнений на тренажёрах
Второй раздел предлагает выполнение задания на различных тренажёрах. При подготовке задания для учащихся необходимо:
Учитывать возраст и пол
Физическую подготовленность
Соблюдать постепенный переход от малой нагрузки к более высокой
Разумно назначать количество подходов
Чередовать нагрузку на различные группы мышц.
Упражнения на ковриках.
В этом разделе упражнения могут выполняться под музыку.
Упражнения с приспособлениями и спортивным инвентарём
При выполнении упражнений может быть использован любой спортивный инвентарь и приспособления. Всё только зависит от поставленных задач.
Учитывать возраст и пол
Физическую подготовленность
Соблюдать постепенный переход от малой нагрузки к более высокой
Разумно назначать количество подходов
Учитывать физическую подготовленность при назначении интенсивности работы
Чередовать нагрузку на различные группы мышц.
Тематическое планирование 3-5 классы
1 раз в неделю 40 минут
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Основы знаний о физической культуре и спорте. | 3 | 3 | 3 |
1.1 | Основы здорового образа жизни. Знакомство с тренажерами. Техника Безопасности. | 1 | 1 | 1 |
1.2 | Строение человека и влияние на организм физических нагрузок. Измерения. | 1 | 1 | 1 |
1.3 | Гигиена, контроль нагрузок, оказание первой медицинской помощи. ОФП. | 1 | 1 | 1 |
2. | Выполнение упражнений на тренажёрах | 12 | | 12 |
2.1 | Выполнение упражнений на тренажерах. ОФП. Беговая дорожка. Техника безопасности. | 2 | | 2 |
2.2 | ОФП. Велотренажёр | 2 | | 2 |
2.3 | ОФП. Элипсоид. | 2 | | 2 |
2.4 | ОФП. Тренажёр «Наклонная скамья», «Горизонтальная скамья» | 2 | | 1 |
2.5 | ОФП. Силовой тренажер | 2 | | 2 |
2.6 | ОФП. «Лодка» | 2 | | 2 |
3. | Упражнения на ковриках | 2 | | 2 |
3.1 | ОФП.Упражнения для развития гибкости. | 1 | | 1 |
3.2 | ОФП. Упражнения для развития координации | 1 | | 1 |
4. | Упражнения с приспособлениями и спортивным инвентарём | 17 | | 17 |
4.1 | ОФП. Медицинский мяч (1 кг) | 2 | | 2 |
4.2 | ОФП. Фитболы | 3 | | 3 |
4.3 | ОФП. Гимнастическая скамейка | 2 | | 2 |
4.4 | ОФП. Степы | 3 | | 3 |
4.5 | ОФП. Гимнастический обруч | 2 | | 2 |
4.6 | ОФП с гантелями | 3 | | 3 |
4.7 | ОФП с гимнастическими палками (2 кг) | 2 | | 2 |
| Всего | 34 | 3 | 34 |
6-8 классы
1 раз в неделю 40 минут
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Основы знаний о физической культуре и спорте. | 3 | 3 | 3 |
1.1 | Основы здорового образа жизни. Знакомство с тренажерами. Техника Безопасности. | 1 | 1 | 1 |
1.2 | Строение человека и влияние на организм физических нагрузок. Измерения. | 1 | 1 | 1 |
1.3 | Гигиена, контроль нагрузок, оказание первой медицинской помощи. ОФП. | 1 | 1 | 1 |
2. | Выполнение упражнений на тренажёрах | 12 | | 12 |
2.1 | Выполнение упражнений на тренажерах. ОФП. Беговая дорожка. Техника безопасности. | 2 | | 2 |
2.2 | ОФП. Велотренажёр | 2 | | 2 |
2.3 | ОФП. Элипсоид. | 2 | | 2 |
2.4 | ОФП. Тренажёр «Наклонная скамья», «Горизонтальная скамья» | 2 | | 2 |
2.5 | ОФП. Силовой тренажер | 2 | | 2 |
2.6 | ОФП. «Лодка» | 2 | | 2 |
3. | Упражнения на ковриках | 2 | | 2 |
3.1 | ОФП.Упражнения для развития гибкости. | 1 | | 1 |
3.2 | ОФП. Упражнения для развития координации | 1 | | 1 |
4. | Упражнения с приспособлениями и спортивным инвентарём | 17 | | 17 |
4.1 | ОФП. Медицинский мяч (1 кг) | 2 | | 2 |
4.2 | ОФП. Фитболы | 3 | | 3 |
4.3 | ОФП. Гимнастическая скамейка | 2 | | 2 |
4.4 | ОФП. Степы | 3 | | 3 |
4.5 | ОФП. Гимнастический обруч | 2 | | 2 |
4.6 | ОФП с гантелями | 3 | | 3 |
4.7 | ОФП с гимнастическими палками (3 кг) | 2 | | 2 |
| Всего | 34 | 3 | 34 |
Список литературы
1. Альциванович К.К. 1000 +1 совет о питании при занятии спортом. Мн.: Современный литератор, 2001. – 288 с.
2. Годик М.А., Брамедзе А.М., Киселева Т.Г. Стретчинг: подвижность, гибкость, элегантность. – М.: «Советский спорт», 1991. – 96 с.
3. Дворкин Л.С. Силовые единоборства Ростов-н /Д. 2001. – 383 с.
4. Зуев Е. И. Волшебная сила растяжки. 2-е издание. – М.: «Советский спорт», 1990. – 63 с.
5. Курысь В.Н. Основы познания физического упражнения. – Ставрополь, 1998. – 129 с.
6. Малютин С., Самарин С. Академия спортивного питания. Том 1. Подготовительное отделение. М.1997. – 72 с.
7. Матвеева Л.К. Программа по спортивной аэробике для ДЮКФП Новосибирск. 1998.
8. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения. С. – Петербург, 1999.– 72 с.
9. Решетников Г.С. Гимнастика мужчины. М. «ФИС», 1986. – 111 с.
10. Тобиас М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся. Пер. с англ. М.: «ФИС», 1994. – 159 с.
11. Фотхин В.Г. Атлетическая гимнастика без снарядов.
12. Шварценеггер А. Новая энциклопедия бодибилдинга. Эксмо-пресс, 2000. – 790 с.
13. Шестопалов С.В. Бодибилдинг. Ростов-н/Д. Издательство «Профи– Пресс», 2000. – 192 с.