Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр
муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Юный садовод»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучащаюхся: 12-15 лет
Автор-составитель программы:
Шириева Т.Ф. , учитель биологии
Красный Яр
2018г
Пояснительная записка
Программа «Юный садовод» является модифицированной и составлена на основе типовой программы кружка юных лесоводов под редакцией И.В. Костинской.
Актуальность данной программы заключается в ее профориентации обучающихся на выбор профессий, связанных с растениеводством. Плодовый сад – это живой уголок, где дети могут проводить опытническую и исследовательскую работу по изучению различных агротехнических приемов, микроэлементов и стимуляторов роста на всхожесть семян, рост, развитие сеянцев и саженцев, изучению ассортимента плодовых культур, выявлению лучших сортов по приживаемости на местных почвах, новых перспективных сортов.
Общение с природой способствует воспитанию у детей многих положительных качеств: культуры, доброты, эстетического вкуса, развитию творческих способностей.
Направленность программы
Данная программа обеспечивает воспитание и образование практико-ориентированной личности, способной повысить культуру землепользования. Программа закладывает основы агротехнических знаний в плодоводстве. Работа с растениями воспитывает бережное отношение к окружающей среде.
Работа в рамках программы ведется по следующим направлениям:
- изучение основ плодоводства;
- приобретение навыков выращивания саженцев в питомниках;
- пропаганда любви к природе через общение с растительным миром;
- природоохранная практическая деятельность;
- научно-исследовательская работа.
Цель: способствовать формированию практического интереса к изучению садовых культур, любви и гордости за природу родного края.
Задачи:
Обучающие:
- дополнить знания детей о растительном мире;
- дать основы плодоводства;
- формировать биологические, аграрные и экологические знания;
- способствовать формированию навыков выращивания саженцев в питомниках, проводить опыты.
Развивающие:
- способствовать развитию у детей навыков проектно-исследовательской деятельности;
- создать условия для развития творческих способностей детей.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию социально активной, творческой личности, способной бережно относится к окружающей природе, умеющей прогнозировать возможные последствия своих поступков.
Новизна программы заключается в использовании особенностей ассортимента плодовых культур, связанных с климатическими условиями региона, с недостаточным количеством саженцев местных сортов плодово-ягодных культур на рынке.
При проведении занятий по программе большое место отводится опытно-экспериментальной работе с растениями.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся умения получать знания, высказывать свое мнение, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Возраст детей
Программа объединения рассчитана на детей в возрасте 12-15 лет. Дети данного возраста способны на сознательном уровне выполнять предлагаемые педагогом задания и результативно решать поставленные перед ними задачи.
Организация учебного процесса
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (35 часов в год).
Обучающиеся изучают основы методики закладки полевых опытов и основы плодоводства, знакомятся с биологическими особенностями различных сортов плодовых деревьев и кустарников, с хозяйственным значением. В процессе практической деятельности приобретаются навыки работы в питомнике, написания рефератов, осваивают методы научно-исследовательской деятельности, пишут рефераты. Много внимания уделяется работе в школьном питомнике: ребята выращивают саженцы винограда, рябины, смородины, яблони и груши.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся на базе сельских школ района, используются учебный кабинет и школьный питомник.
На учебных занятиях применяются различные методы обучения:
беседа, рассказ, постановка опытов и экспериментов, просмотр и обсуждение фильмов, практическая работа в питомнике или на школьном участке. В зависимости от погодных условий порядок проведения занятий может быть изменен.
Большое внимание уделяется природоохранной работе, участию в субботниках, конференциях, выставках и конкурсах.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты изучения:
- проявление познавательного интереса и актив особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
- получение знаний о разновидностях посадок и уходе за растениями, способах размножения растений, основных вредителях сельскохозяйственных плодово-ягодных культур и меры борьбы с ними.
- самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- развитие готовности к самостоятельным действиям;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса:
познавательные УУД:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
исследовательские и проектные действия;
осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
формулирование определений понятий;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
коммуникативные УУД:
умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения:
владение речью;
регулятивные УУД:
целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);
саморегуляция.
Должны знать:
- особенности выращивания плодовых культур;
- особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
- о разновидностях посадок и уходе за растениями;
- виды прививок, применяемых в садоводстве;
- способы черенкования растений;
- основные вредители плодово-ягодных культур и меры борьбы с ними;
- технологию выращивания саженцев плодовых культур;
- уход и наблюдение за растениями в период их вегетации;
- сезонные работы в саду;
- особенности климата региона.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
- наблюдение за ростом и развитием растения и делать выводы, ведение дневника наблюдений;
- определение состояние и стадии развития растения;
- обработка почвы ручным инструментом;
- проведение простейших операций по уходу за плодово-ягодными растениями (посев, посадка, прополка, полив);
- прививка плодовых растений;
- выращивание саженцев плодово-ягодных культур;
- умение ухаживать за растениями;
- соблюдение правил безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
- самостоятельная работа после показа учителя;
- умение работать с разной литературой;
- выступление с докладами на интересующую их тему перед другими ребятами;
- ответственность и последовательность в любом деле;
- овладение методами опытнической и исследовательской работы.
- оформление опытнической и исследовательской работы;
Учебно-тематический план (35 ч.)
№п/п | Тема раздела | Количество часов |
| | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Деревья и кустарники осенью | 1 | 2 |
3 | Значение и разнообразие плодово-ягодных культур. | 8 | 2 |
4 | Основы методики полевого опыта. Основы садоводства и сезонные работы. | 8 | 8 |
5 | Защита рефератов, проектных и исследовательских работ. | 1 | 3 |
6 | Итоговое занятие | 1 | |
| Итого | 20 | 15 |
Содержание программы (35часов)
1. Вводное занятие.(1 ч.)
Знакомство с планом работы объединения. Вводный инструктаж по технике безопасности на пришкольном участке и в саду.
2. Деревья и кустарники осенью.
Теория (1 ч.)
Биологические процессы у деревьев и кустарников сенью в период их подготовки в зиме. Работа в саду по подготовке деревьев и кустарников к зиме.
Практика (2 ч.)
Укрытие деревьев от грызунов, уборка опавшей листвы, полив. Закладка семян деревьев и кустарников на стратификацию. Заготовка черенков смородины, винограда для укоренения.
3. Значение и разнообразие плодово-ягодных культур.
Теория (8 ч.)
История развития и современное состояние садоводства в Республике Башкортостан. Значение плодовых и ягодных культур в жизни человека. Лечебные свойства плодовых и ягодных культур в жизни человек. Основные плодовые культуры, возделываемые в регионе. Биологические особенности плодовых и ягодных культур: яблони, груши, вишни, сливы, смородины, крыжовника, малины и винограда. Нетрадиционные садовые культуры. Приемы правильного размещения деревьев и кустарников на школьном участке.
Практика (2 ч.)
Подготовка докладов и презентаций.
4. Основы методики полевого опыта. Основы садоводства и сезонные работы.
Теория (8 ч.)
Основы методики и организации полевого опыта. Закладка и проведение полевого опыта. Наблюдения и учет в период вегетации (фенологические наблюдения, учет густоты, оценка состояния всходов, метеорологические наблюдения). Оценка и эффективность агротехнических мероприятий полевого опыта. Обработка данных и отчетность по опыту.
Разнообразие плодовых и ягодных растений и их хозяйственная классификация. Строение плодового дерева и его частей. Внешние условия и их роль в жизни плодовых растений. Наиболее распространенные сорта плодовых деревьев и кустарников. Агротехника в саду. Борьба с вредителями и болезнями сада. Питание растений и их ежегодное плодоношение. Размножение плодовых деревьев и кустарников. Основные работы весной, летом, осенью и зимой. Сбор урожая, хранение его и переработка.
Практика (8 ч.)
Выбор участка, разбивка на делянки для опытов. Подготовка почвы. Закладка опытов, фенологические наблюдения. Посадка саженцев. Обработка от вредителей и болезней, обрезка, прививка. Черенкование зелеными и одревесневшими черенками: винограда, смородины, лимона, жимолости. Прививка почкой и черенком садовых культур: рябины, яблони и груши.
5. Защита рефератов, проектных и исследовательских работ.
Теория (1 ч.)
Основы оформления проектных и исследовательских работ.
Практика (3 ч.)
Подготовка рефератов, проектных и исследовательских работ. Мини-конференция, участие в конкурсах.
6. Итоговое занятие (1 ч.)
Проверка знаний учащихся в виде собеседования, подведение итогов за год. Задания для самостоятельных исследований.
Список литературы
Абдеева М.Г. «Плодово-ягодные культуры в Республике Башкортостан», Уфа- 2012.
Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. «Учебно-опытная работа на пришкольном участке», – М.: «Просвещение», 1974.
Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ.Исследователи природы. Под редакцией И.В. Костинской. – М.,Просвещение, 1983.
Учебно-методическое пособие «Организация опытнической работы учащихся по растениеводству», Москва. 2013