СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юный садовод»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа закладывает основы агротехнических знаний и навыков в плодоводстве. Работа с растениями у обучающихся воспитывает бережное отношение к окружающей среде

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юный садовод»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр

муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Юный садовод»















Срок реализации: 1 год

Возраст обучащаюхся: 12-15 лет















Автор-составитель программы:

Шириева Т.Ф. , учитель биологии







Красный Яр



2018г

Пояснительная записка


Программа «Юный садовод» является модифицированной и составлена на основе типовой программы кружка юных лесоводов под редакцией И.В. Костинской.

Актуальность данной программы заключается в ее профориентации обучающихся на выбор профессий, связанных с растениеводством. Плодовый сад – это живой уголок, где дети могут проводить опытническую и исследовательскую работу по изучению различных агротехнических приемов, микроэлементов и стимуляторов роста на всхожесть семян, рост, развитие сеянцев и саженцев, изучению ассортимента плодовых культур, выявлению лучших сортов по приживаемости на местных почвах, новых перспективных сортов.

Общение с природой способствует воспитанию у детей многих положительных качеств: культуры, доброты, эстетического вкуса, развитию творческих способностей.


Направленность программы

Данная программа обеспечивает воспитание и образование практико-ориентированной личности, способной повысить культуру землепользования. Программа закладывает основы агротехнических знаний в плодоводстве. Работа с растениями воспитывает бережное отношение к окружающей среде.

Работа в рамках программы ведется по следующим направлениям:

- изучение основ плодоводства;

- приобретение навыков выращивания саженцев в питомниках;

- пропаганда любви к природе через общение с растительным миром;

- природоохранная практическая деятельность;

- научно-исследовательская работа.


Цель: способствовать формированию практического интереса к изучению садовых культур, любви и гордости за природу родного края.

Задачи:

Обучающие:

- дополнить знания детей о растительном мире;

- дать основы плодоводства;

- формировать биологические, аграрные и экологические знания;

- способствовать формированию навыков выращивания саженцев в питомниках, проводить опыты.

Развивающие:

- способствовать развитию у детей навыков проектно-исследовательской деятельности;

- создать условия для развития творческих способностей детей.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию социально активной, творческой личности, способной бережно относится к окружающей природе, умеющей прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Новизна программы заключается в использовании особенностей ассортимента плодовых культур, связанных с климатическими условиями региона, с недостаточным количеством саженцев местных сортов плодово-ягодных культур на рынке.

При проведении занятий по программе большое место отводится опытно-экспериментальной работе с растениями.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся умения получать знания, высказывать свое мнение, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.


Возраст детей

Программа объединения рассчитана на детей в возрасте 12-15 лет. Дети данного возраста способны на сознательном уровне выполнять предлагаемые педагогом задания и результативно решать поставленные перед ними задачи.

Организация учебного процесса

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (35 часов в год).

Обучающиеся изучают основы методики закладки полевых опытов и основы плодоводства, знакомятся с биологическими особенностями различных сортов плодовых деревьев и кустарников, с хозяйственным значением. В процессе практической деятельности приобретаются навыки работы в питомнике, написания рефератов, осваивают методы научно-исследовательской деятельности, пишут рефераты. Много внимания уделяется работе в школьном питомнике: ребята выращивают саженцы винограда, рябины, смородины, яблони и груши.


Формы и режим занятий

Занятия проводятся на базе сельских школ района, используются учебный кабинет и школьный питомник.

На учебных занятиях применяются различные методы обучения:

беседа, рассказ, постановка опытов и экспериментов, просмотр и обсуждение фильмов, практическая работа в питомнике или на школьном участке. В зависимости от погодных условий порядок проведения занятий может быть изменен.

Большое внимание уделяется природоохранной работе, участию в субботниках, конференциях, выставках и конкурсах.




Планируемые результаты освоения программы


Личностные результаты изучения:

- проявление познавательного интереса и актив особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;

- получение знаний о разновидностях посадок и уходе за растениями, способах размножения растений, основных вредителях сельскохозяйственных плодово-ягодных культур и меры борьбы с ними.

- самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

- развитие готовности к самостоятельным действиям;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.


Метапредметные результаты изучения курса:

познавательные УУД:

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

  • общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);

  • исследовательские и проектные действия;

  • осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • формулирование определений понятий;

  • соблюдение норм и правил безопасности позна­вательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

коммуникативные УУД:

  • умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения:

  • владение речью;

регулятивные УУД:

  • целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;

  • самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);

  • саморегуляция.


Должны знать:

- особенности выращивания плодовых культур;

- особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;

- о разновидностях посадок и уходе за растениями;

- виды прививок, применяемых в садоводстве;

- способы черенкования растений;

- основные вредители плодово-ягодных культур и меры борьбы с ними;

- технологию выращивания саженцев плодовых культур;

- уход и наблюдение за растениями в период их вегетации;

- сезонные работы в саду;

- особенности климата региона.


На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:

- наблюдение за ростом и развитием растения и делать выводы, ведение дневника наблюдений;

- определение состояние и стадии развития растения;

- обработка почвы ручным инструментом;

- проведение простейших операций по уходу за плодово-ягодными растениями (посев, посадка, прополка, полив);

- прививка плодовых растений;

- выращивание саженцев плодово-ягодных культур;

- умение ухаживать за растениями;

- соблюдение правил безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

- самостоятельная работа после показа учителя;

- умение работать с разной литературой;

- выступление с докладами на интересующую их тему перед другими ребятами;

- ответственность и последовательность в любом деле;

- овладение методами опытнической и исследовательской работы.

- оформление опытнической и исследовательской работы;










Учебно-тематический план (35 ч.)



№п/п

Тема раздела

Количество

часов



Теория

Практика

1

Вводное занятие

1


2

Деревья и кустарники осенью

1

2

3

Значение и разнообразие плодово-ягодных культур.

8

2

4

Основы методики полевого опыта. Основы садоводства и сезонные работы.

8

8

5

Защита рефератов, проектных и исследовательских работ.

1

3

6

Итоговое занятие

1



Итого

20

15





Содержание программы (35часов)


1. Вводное занятие.(1 ч.)

Знакомство с планом работы объединения. Вводный инструктаж по технике безопасности на пришкольном участке и в саду.


2. Деревья и кустарники осенью.

Теория (1 ч.)

Биологические процессы у деревьев и кустарников сенью в период их подготовки в зиме. Работа в саду по подготовке деревьев и кустарников к зиме.

Практика (2 ч.)

Укрытие деревьев от грызунов, уборка опавшей листвы, полив. Закладка семян деревьев и кустарников на стратификацию. Заготовка черенков смородины, винограда для укоренения.


3. Значение и разнообразие плодово-ягодных культур.

Теория (8 ч.)

История развития и современное состояние садоводства в Республике Башкортостан. Значение плодовых и ягодных культур в жизни человека. Лечебные свойства плодовых и ягодных культур в жизни человек. Основные плодовые культуры, возделываемые в регионе. Биологические особенности плодовых и ягодных культур: яблони, груши, вишни, сливы, смородины, крыжовника, малины и винограда. Нетрадиционные садовые культуры. Приемы правильного размещения деревьев и кустарников на школьном участке.

Практика (2 ч.)

Подготовка докладов и презентаций.


4. Основы методики полевого опыта. Основы садоводства и сезонные работы.

Теория (8 ч.)

Основы методики и организации полевого опыта. Закладка и проведение полевого опыта. Наблюдения и учет в период вегетации (фенологические наблюдения, учет густоты, оценка состояния всходов, метеорологические наблюдения). Оценка и эффективность агротехнических мероприятий полевого опыта. Обработка данных и отчетность по опыту.

Разнообразие плодовых и ягодных растений и их хозяйственная классификация. Строение плодового дерева и его частей. Внешние условия и их роль в жизни плодовых растений. Наиболее распространенные сорта плодовых деревьев и кустарников. Агротехника в саду. Борьба с вредителями и болезнями сада. Питание растений и их ежегодное плодоношение. Размножение плодовых деревьев и кустарников. Основные работы весной, летом, осенью и зимой. Сбор урожая, хранение его и переработка.

Практика (8 ч.)

Выбор участка, разбивка на делянки для опытов. Подготовка почвы. Закладка опытов, фенологические наблюдения. Посадка саженцев. Обработка от вредителей и болезней, обрезка, прививка. Черенкование зелеными и одревесневшими черенками: винограда, смородины, лимона, жимолости. Прививка почкой и черенком садовых культур: рябины, яблони и груши.


5. Защита рефератов, проектных и исследовательских работ.

Теория (1 ч.)

Основы оформления проектных и исследовательских работ.

Практика (3 ч.)

Подготовка рефератов, проектных и исследовательских работ. Мини-конференция, участие в конкурсах.


6. Итоговое занятие (1 ч.)

Проверка знаний учащихся в виде собеседования, подведение итогов за год. Задания для самостоятельных исследований.









Список литературы



  1. Абдеева М.Г. «Плодово-ягодные культуры в Республике Башкортостан», Уфа- 2012.

  2. Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. «Учебно-опытная работа на пришкольном участке», – М.: «Просвещение», 1974.

  3. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ.Исследователи природы. Под редакцией И.В. Костинской. – М.,Просвещение, 1983.

  4. Учебно-методическое пособие «Организация опытнической работы учащихся по растениеводству», Москва. 2013