Пояснительная записка
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, речь, обогащаются представления об окружающем мире, дети учатся взаимодействовать со сверстниками. Основы музыкальной культуры обучающихся можно заложить на музыкальных занятиях в учреждении дополнительного образования детей. В связи с этим была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Мелодинка» для детей младшего и среднего школьного возраста.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка вокального пения «Мелодинка» разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-Концепция развития дополнительного образования детей от 4.09.2014г.№ 1726.
-Письмо Минобрнауки России от 18.11.15г. №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
-«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Сан.ПиН 2.4.4. 3172-14).
-Устав МОУ Новоникулинской средней школы МО «Цильнинский район» Ульяновской области
-Положение об объединении (Локальный акт)
Направленность дополнительной общеобразовательной программы кружка вокального пения «Мелодинка» - художественная, она соответствует перечню направленностей дополнительных общеобразовательных программ утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008
Актуальность программы кружка вокального пения «Мелодинка» определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на программы художественно-эстетического развития обучающихся младшего среднего и старшего возраста, материально-технические условия, для реализации которого имеются на базе Новоникулинской средней школы.
Новизна программы в том, что сегодня пение - один из ведущих способов музыкальной деятельности. Почему так? Певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый человек. Вокальное воспитание у нас осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки, в хоровых кружках, вокальных ансамблях. Для того чтобы дети захотели петь, учителю просто надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация способствует подъему духовно-нравственной культуры обучающихся и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, большое внимание в процессе занятий уделяется обучению сольному пению и постановке певческого голоса. Так как пришедшие на занятия в вокальный кружок не только не имеют представление о певческой осанке, дыхании, интонировании и других музыкальных способностей необходимых вокалисту, но и в большинстве не способны удержать мелодию, подают звук в нос, не слышат ни себя, ни товарища при пении.
В процессе направленного обучающего процесса и индивидуального подхода, кружковцы становятся настоящими «звёздами» на сцене и поют не только сольные песни, но и ансамбли, дуэты, квартеты и т.д.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 10 до 16 лет. Это учащиеся 5-10 классов. Разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в хоровом кружке.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в хоровом кружке.
Объём и срок освоения программы: Срок реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы составляет 36 часов. Программа состоит из двух модулей на 16 часов (I полугодие),20 часов (II полугодие)
Цель:
- Выявление и развитие творческих способностей учащихся, развитие вокальных, артистических, творческих способностей детей посредством приобщения их к вокальному мастерству.
Задачи:
1. Обучающие:
- знакомство детей с элементами музыкальной грамоты, строением голосового аппарата, вокально-техническими навыками, некоторыми современными музыкальными стилями и направлениями, ознакомление с понятиями «сценический образ», «импровизация».
2. Развивающие:
- развитие личностных и профессиональных качеств обучающихся (музыкальные способности, эстетический вкус, образное мышление, память, воображение, внимание, коммуникативные способности, артистизм). Развитие способности проникновения и передачи слушателю образной сущности произведения при помощи сценических элементов. Умения пользоваться основными средствами для достижения художественно-исполнительского ансамбля.
3. Воспитательные:
- преодоление скованности и стеснительности в общении со сверстниками, умение работать в певческом коллективе, воспитание хорошего художественного вкуса обучающихся, активность и самостоятельность в детском коллективе.
Планируемые результаты
В результате освоения содержания программы кружка вокального пения «Мелодинка» должны быть достигнуты результаты:
Личностные результаты:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
-коммуникативное развитие.
Предметные результаты:
-устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;
-общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
-элементарные умения и навыки в различных видах учебно- творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.
В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива, сольных исполнителей с концертами на сельских и районных мероприятиях.
Форма обучения – очная, есть возможность получения отдельных тем дистанционно через платформу «Я Класс»
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Формы реализации поставленных задач:
Воспитание музыкального восприятия;
Воспитание чувства ритма;
Воспитание творческих навыков;
Пение, работа над интонацией;
Теоретические сведения.
Режим занятий: 1 час в неделю, 36 часов в год;
Продолжительность занятий: 45 минут.
Комплекс организационно - педагогических условий
Цели, задачи и содержание музыкального образования учащихся определяют выбор методов музыкального образования. Классификация методов обучения, используемых в программе:
Методы формирования сознания учащегося:
Показ;
Объяснение;
Инструктаж;
Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
Самостоятельная работа;
Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
Поощрение;
Контроль;
Самоконтроль;
Оценка;
Самооценка;
Вручение подарка;
Одобрение словом;
Методы поощрения:
Благодарность;
Благодарственное письмо родителям;
Устное одобрение.
Коррекционные методы:
Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;
Работа над дикцией, ударением.
Основные принципы обучения вокалу:
Принцип воспитывающего обучения;
Принцип доступности;
Принцип постепенности, последовательности и систематичности;
Принцип слуховой наглядности;
Принцип сознательности;
Принцип прочности.
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практ |
Модуль1. |
|
1 | Певческая установка. Певческое дыхание. | 2 | 1 | 1 | музыкальные занятия |
2 | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 4 | 1 | 3 | музыкальные занятия, репетиции |
3 | Работа над дикцией и артикуляцией | 2 | 1 | 1 | музыкальные занятия, репетиции |
4 | Формирование чувства ансамбля. | 8 | 4 | 4 | музыкальные занятия, репетиции |
Модуль 2. |
5 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 20 | 5 | 15 | музыкальные занятия, занятия – концерт, репетиции, творческие отчеты |
| ВСЕГО: | 36 | 12 | 24 | |
3. Содержание программы:
МОДУЛЬ 1. ( I полугодие - 16 часов)
Работа над певческой установкой и дыханием (2 часа)
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования (4 часа)
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
Работа над дикцией и артикуляцией (2 часа)
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Формирование чувства ансамбля (8 часов)
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
МОДУЛЬ 2.( II полугодие -20 часов)
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой (20 часа)
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокальных навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
4. Календарный учебный график
N п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Музыкальный материал |
Модуль 1. Работа над певческой установкой и дыханием (2 часа) |
1 | сент | .09.20 | 15.00-16.00 | презентация | 1 | Музыка в нашей жизни. Певческая установка. | Каб 7 | «Учитель» Музыка: Андрей Варламов |
2 | сент | .09.20 | 15.00-16.00 | лекция | 1 | Дыхание и дыхательная гимнастика | Каб 7 | «Учитель» Музыка: Андрей Варламов |
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования (4 часа) |
3 | сент | .09.20 | 15.00-16.00 | лекция | 1 | Формирование чувства ансамбля. Дикция, артикуляция, слово. | Каб 7 | «Учитель» Музыка: Андрей Варламов |
4 | сент | .09.20 | 15.00-16.00 | презентация | 1 | Музыка и ее выразительные возможности. Знакомство со средствами музыкальной выразительности. | Каб 7 | « Утро» Э. Григ «Учитель» Музыка: Андрей Варламов |
5 | окт | .10.20 | 15.00-16.00 | презентация | 1 | Музыка и ее выразительные возможности. Знакомство со средствами музыкальной выразительности. | Каб 7 | « Утро» Э. Григ «Учитель» Музыка: Андрей Варламов; Мой добрый учитель» (исп. «Улыбка») |
6 | окт | .10.20 | 15.00-16.00 | | 1 | Формирование чувства ансамбля | Каб 7 | «Мама» (Детская эстрадная группа «Планета») |
Работа над дикцией и артикуляцией (2 часа) |
7 | окт | .10.20 | 15.00-16.00 | презентация | 1 | Формирование чувства ансамбля | Каб 7 | «Мама» (Детская эстрадная группа «Планета») |
8 | окт | .10.20 | 15.00-16.00 | Круглый стол | 1 | Формирование сценической культуры. | Каб 7 | «Мама» (Детская эстрадная группа «Планета») «Мама, я хочу тебя поздравить» сл. И муз. А.Мурашко |
Формирование чувства ансамбля (8 часов) |
9 | ноябрь | .11.20 | 15.00-16.00 | лекция | 1 | Формирование сценической культуры. | Каб 7 | «Мама» (Детская эстрадная группа «Планета») «Мама, я хочу тебя поздравить» сл. И муз. А.Мурашко |
10 | ноябрь | .11.20 | 15.00-16.00 | лекция | 1 | Формирование сценической культуры. | Каб 7 | «Мама» (Детская эстрадная группа «Планета») «Мама, я хочу тебя поздравить» сл. И муз. А.Мурашко |
11 | ноябрь | .11.20 | 15.00-16.00 | семинар | 1 | Формирование сценической культуры. | Рекреация | «Мама» (Детская эстрадная группа «Планета») «Мама, я хочу тебя поздравить» сл. И муз. А.Мурашко |
12 | ноябрь | .11.20 | 15.00-16.00 | Круглый стол | 1 | Формирование сценической культуры. Бережное отношение к голосу. | Каб 7 | «Мама» (Детская эстрадная группа «Планета») «Мама, я хочу тебя поздравить» сл. И муз. А.Мурашко |
13 | декабрь | .12.20 | 15.00-16.00 | практика | 1 | Формирование сценической культуры. Бережное отношение к голосу. | Каб 7 | Разучивание новогодних песен: «Елка в Рождество», «Новогодняя» (исп.Конопушки), «Новогодний Карнавал» (исп. Конопушки), «Дед Мороз»(исп. Крис Кельми) «Новый год» Детская группа «Родники» |
14 | декабрь | .12.20 | 15.00-16.00 | Музыкальное занятие | 1 | Формирование сценической культуры. Бережное отношение к голосу. | Каб.7 | Разучивание новогодних песен: «Елка в Рождество», «Новогодняя» (исп.Конопушки), «Новогодний Карнавал» (исп. Конопушки), «Дед Мороз»(исп. Крис Кельми) «Новый год» Детская группа «Родники» |
|
15 | декабрь | .12.20 | 15.00-16.00 | Репетиция | 1 | Бережное отношение к голосу. | Каб 7 | Разучивание новогодних песен: «Елка в Рождество», «Новогодняя» (исп.Конопушки), «Новогодний Карнавал» (исп. Конопушки), «Дед Мороз»(исп. Крис Кельми) «Новый год» Детская группа «Родники» |
16 | декабрь | .12.20 | 15.00-16.00 | Праздничный концерт | 1 | Звукообразование и звуковедение. | Актовый зал | Разучивание новогодних песен: «Елка в Рождество», «Новогодняя» (исп.Конопушки), «Новогодний Карнавал» (исп. Конопушки), «Дед Мороз»(исп. Крис Кельми) «Новый год» Детская группа «Родники» |
Модуль 2. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой (20 часа) |
17 | январь | .01.21 | 15.00-16.00 | Музыкальное занятие | 1 | Формирование сценической культуры. Звукообразование и звуковедение. | Каб 7 | Разучивание песни «Елка в Рождество», разучивание Калядок |
18 | январь | .01.21 | 15.00-16.00 | Музыкальное занятие | 1 | Формирование сценической культуры. Формирование качества звука. Интонация. Работа с фонограммой. | Каб 7 | Разучивание песни «Елка в Рождество», разучивание Калядок |
19 | январь | .01.21 | 15.00-16.00 | Музыкальное занятие | 1 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | Каб 7 | «Под счастливою звездой» сл. И муз. Владимирова |
20 | январь | .01.21 | 15.00-16.00 | Репетиция | 1 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. | Каб 7 | «Балаганчик» муз. Любаша |
21 | февраль | .02.21 | 15.00-16.00 | Репетиция | 1 | Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. | Каб 7 | «Балаганчик» муз. Любаша |
22 | февраль | .02.21 | 15.00-16.00 | Музыкальное занятие | 1 | Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. | Каб 7 | «Уходит детство» группа «Волшебный микрофон» |
23 | февраль | .02.21 | 15.00-16.00 | Музыкальное занятие | 1 | Формирование чувства ансамбля | Каб 7 | «Песня об оранжевых подтяжках» гр. «Волшебники двора» |
24 | февраль | .02.21 | 15.00-16.00 | Репетиция | 1 | Формирование чувства ансамбля | Каб 7 | «Песня об оранжевых подтяжках» гр. «Волшебники двора» |
25 | март | .03.21 | 15.00-16.00 | Музыкальное занятие | 1 | Формирование чувства ансамбля | Каб 7 | Прослушивание эстрадных песен в исполнении звезд детской Российской эстрады. Разучивание песни: « Мама- Мамочка ,родная любимая» (исп. Таисия Повалий) |
26 | март | .03.21 | 15.00-16.00 | репетиция | 1 | Формирование сценической культуры. Бережное отношение к голосу. | Каб 7 | Прослушивание эстрадных песен в исполнении звезд детской Российской эстрады. Разучивание песни: « Мама- Мамочка ,родная любимая» (исп. Таисия Повалий) |
27 | март | .03.21 | 15.00-16.00 | Музыкальное занятие | 1 | Формирование сценической культуры. Звукообразование и звуковедение. Дикция и артикуляция. Ансамблевое пение. | Каб 7 | Прослушивание и исполнение эстрадных песен в исполнении звезд детской Российской эстрады (караоке) |
28 | март | .03.21 | 15.00-16.00 | Музыкальное занятие | 1 | Формирование сценической культуры. Формирование качества звука. Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. | Каб 7 | Прослушивание и исполнение эстрадных песен в исполнении звезд детской Российской эстрады (караоке) |
29 | март | .04.21 | 15.00-16.00 | Музыкальное занятие | 1 | Формирование сценической культуры. «Серьезная и легкая музыка» | Рекреация | Прослушивание и исполнение эстрадных песен в исполнении звезд детской Российской эстрады (караоке) |
30 | апрель | .04.21 | 15.00-16.00 | Музыкальное занятие | 1 | Формирование сценической культуры. «Серьезная и легкая музыка» | Рекреация | Разучивание песен к 9 мая: «Последний бой» (исп. «Блокбастер»), «О той весне», «Девчонка –медичка»(исп. Ирина Ортман) |
31 | апрель | .04.21 | 15.00-16.00 | Репетиция | 1 | Формирование сценической культуры. Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. | Каб 7 | Разучивание песен к 9 мая: «Последний бой» (исп. «Блокбастер»), «О той весне», «Девчонка –медичка»(исп. Ирина Ортман) |
32 | апрель | .04.21 | 15.00-16.00 | Репетиция | 1 | Формирование сценической культуры. Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. | Каб 7 | Разучивание песен к 9 мая: «Последний бой» (исп. «Блокбастер»), «О той весне», «Девчонка –медичка»(исп. Ирина Ортман) |
33 | апрель | .04.21 | 15.00-16.00 | концерт | 1 | Формирование сценической культуры. Формирование чувства ансамбля. | Рекреация | Разучивание песен к 9 мая: «Последний бой» (исп. «Блокбастер»), «О той весне», «Девчонка –медичка»(исп. Ирина Ортман) |
34 | май | .05.21 | 15.00-16.00 | Музыкальное занятие | 1 | Подведение итогов. Исполнение любимых песен. | Каб 7 | Изученный репертуар |
35 | май | .05.21 | 15.00-16.00 | Музыкальное занятие | 1 | Подведение итогов. Исполнение любимых песен. | Каб 7 | Изученный репертуар |
36 | май | .05.21 | 15.00-16.00 | Музыкальное занятие | 1 | Подведение итогов. Исполнение любимых песен. | Каб 7 | Изученный репертуар |
5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: школьная рекреация и подсобный кабинет, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам образовательного процесса.
Оборудование: микрофоны, фонограммы музыкальных произведений, методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей стол, стулья, видеокамера.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов известных хоровых детских коллективов.
Электронные ресурсы
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
6. Список литературы
1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей»
«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»