СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа «Мелодинка» для детей младшего и среднего школьного возраста

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка вокального пения «Мелодинка» рассчитана  на  1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы составляет 36 часов. Программа состоит из двух модулей на 16 часов (I полугодие),20 часов (II полугодие)

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Мелодинка» для детей младшего и среднего школьного возраста»



























































  1. Пояснительная записка

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, речь, обогащаются представления об окружающем мире, дети учатся взаимодействовать со сверстниками. Основы музыкальной культуры обучающихся можно заложить на музыкальных занятиях в учреждении дополнительного образования детей. В связи с этим была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Мелодинка» для детей младшего и среднего школьного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка вокального пения «Мелодинка» разработана в соответствии со следующими документами: 

- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273);

- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

-Концепция развития дополнительного образования детей от 4.09.2014г.№ 1726.

-Письмо Минобрнауки России от 18.11.15г. №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

-«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Сан.ПиН 2.4.4. 3172-14).


-Устав МОУ Новоникулинской средней школы МО «Цильнинский район» Ульяновской области

-Положение об объединении (Локальный акт)

Направленность дополнительной общеобразовательной программы кружка вокального пения «Мелодинка» - художественная, она соответствует перечню направленностей дополнительных общеобразовательных программ утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008

Актуальность программы кружка вокального пения «Мелодинка» определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на программы художественно-эстетического развития обучающихся младшего среднего и старшего возраста, материально-технические условия, для реализации которого имеются на базе Новоникулинской средней школы.

Новизна программы в том, что сегодня пение - один из ведущих способов музыкальной деятельности. Почему так? Певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый человек. Вокальное воспитание у нас осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки, в хоровых кружках, вокальных ансамблях. Для того чтобы дети захотели петь, учителю просто надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.


Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация способствует подъему духовно-нравственной культуры обучающихся и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, большое внимание в процессе занятий уделяется обучению сольному пению и постановке певческого голоса. Так как пришедшие на занятия в вокальный кружок   не только не имеют представление о певческой осанке, дыхании, интонировании и других музыкальных способностей необходимых вокалисту, но и в большинстве не способны удержать мелодию, подают звук в нос, не слышат ни себя, ни товарища при пении.

В процессе направленного обучающего процесса и индивидуального подхода, кружковцы становятся настоящими «звёздами» на сцене и поют не только сольные песни, но и ансамбли, дуэты, квартеты и т.д.

Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 10 до 16 лет. Это учащиеся 5-10 классов. Разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в хоровом кружке.

Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в хоровом кружке.

Объём и срок освоения программы: Срок реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы составляет 36 часов. Программа состоит из двух модулей на 16 часов (I полугодие),20 часов (II полугодие)

Цель:

- Выявление и развитие творческих способностей учащихся, развитие вокальных, артистических, творческих способностей детей посредством приобщения их к вокальному мастерству.

Задачи:

1. Обучающие:

- знакомство детей с элементами музыкальной грамоты, строением голосового аппарата, вокально-техническими навыками, некоторыми современными музыкальными стилями и направлениями, ознакомление с понятиями «сценический образ», «импровизация».

2. Развивающие:

- развитие личностных и профессиональных качеств обучающихся (музыкальные способности, эстетический вкус, образное мышление, память, воображение, внимание, коммуникативные способности, артистизм). Развитие способности проникновения и передачи слушателю образной сущности произведения при помощи сценических элементов. Умения пользоваться основными средствами для достижения художественно-исполнительского ансамбля.

3. Воспитательные:

- преодоление скованности и стеснительности в общении со сверстниками, умение работать в певческом коллективе, воспитание хорошего художественного вкуса обучающихся, активность и самостоятельность в детском коллективе.

Планируемые результаты

В результате освоения содержания программы кружка вокального пения «Мелодинка» должны быть достигнуты результаты:

Личностные результаты:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

-позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

-коммуникативное развитие.

Предметные результаты:

-устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;

-общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

-элементарные умения и навыки в различных видах учебно- творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.

Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.

В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива, сольных исполнителей с концертами на сельских и районных мероприятиях.

Форма обучения – очная, есть возможность получения отдельных тем дистанционно через платформу «Я Класс»

Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.

Формы реализации поставленных задач:

  • Воспитание музыкального восприятия;

  • Воспитание чувства ритма;

  • Воспитание творческих навыков;

  • Пение, работа над интонацией;

  • Теоретические сведения.

Режим занятий: 1 час в неделю, 36 часов в год;

Продолжительность занятий: 45 минут.

Комплекс организационно - педагогических условий

Цели, задачи и содержание музыкального образования учащихся определяют выбор методов музыкального образования. Классификация методов обучения, используемых в программе:

Методы формирования сознания учащегося:

Показ;

Объяснение;

Инструктаж;

Разъяснение;

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

Самостоятельная работа;

Иллюстрация;

Методы стимулирования познания и деятельности:

Поощрение;

Контроль;

Самоконтроль;

Оценка;

Самооценка;

Вручение подарка;

Одобрение словом;

Методы поощрения:

Благодарность;

Благодарственное письмо родителям;

Устное одобрение.

Коррекционные методы:

Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;

Работа над дикцией, ударением.

Основные принципы обучения вокалу:

  • Принцип воспитывающего обучения;

  • Принцип доступности;

  • Принцип постепенности, последовательности и систематичности;

  • Принцип слуховой наглядности;

  • Принцип сознательности;

  • Принцип прочности.


  1. Учебный план



Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практ

Модуль1.


1

Певческая установка. Певческое дыхание.

2

1

1

музыкальные занятия

2

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

4

1

3

музыкальные занятия,
репетиции

3

Работа над дикцией и артикуляцией

2

1

1

музыкальные занятия,
репетиции

4

Формирование чувства ансамбля.

8

4

4

музыкальные занятия,
репетиции

Модуль 2.

5

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

20

5

15

музыкальные занятия,
занятия – концерт,
репетиции,
творческие отчеты


ВСЕГО:

36

12

24




3. Содержание программы:

МОДУЛЬ 1. ( I полугодие - 16 часов)

  1. Работа над певческой установкой и дыханием (2 часа)

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

  1. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования (4 часа)

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией (2 часа)

Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

  1. Формирование чувства ансамбля (8 часов)

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

МОДУЛЬ 2.( II полугодие -20 часов)

  1. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой (20 часа)

Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокальных навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.



4. Календарный учебный график



N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Музыкальный материал

Модуль 1.

Работа над певческой установкой и дыханием (2 часа)

1

сент

.09.20

15.00-16.00

презентация

1

Музыка в нашей жизни. Певческая установка.

Каб 7

«Учитель» Музыка: Андрей Варламов

2

сент

.09.20

15.00-16.00

лекция

1

Дыхание и дыхательная гимнастика

Каб 7

«Учитель» Музыка: Андрей Варламов

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования (4 часа)


3

сент

.09.20

15.00-16.00

лекция

1

Формирование чувства ансамбля. Дикция, артикуляция, слово.

Каб 7

«Учитель» Музыка: Андрей Варламов

4

сент

.09.20

15.00-16.00

презентация

1

Музыка и ее выразительные возможности. Знакомство со средствами музыкальной выразительности.

Каб 7

« Утро» Э. Григ

«Учитель» Музыка: Андрей Варламов

5

окт

.10.20

15.00-16.00

презентация

1

Музыка и ее выразительные возможности. Знакомство со средствами музыкальной выразительности.

Каб 7

« Утро» Э. Григ

«Учитель» Музыка: Андрей Варламов; Мой добрый учитель» (исп. «Улыбка»)

6

окт

.10.20

15.00-16.00



1

Формирование чувства ансамбля

Каб 7

«Мама» (Детская эстрадная группа «Планета»)

Работа над дикцией и артикуляцией (2 часа)


7

окт

.10.20

15.00-16.00

презентация

1

Формирование чувства ансамбля

Каб 7

«Мама» (Детская эстрадная группа «Планета»)

8

окт

.10.20

15.00-16.00

Круглый стол

1

Формирование сценической культуры.

Каб 7

«Мама» (Детская эстрадная группа «Планета»)

«Мама, я хочу тебя поздравить» сл. И муз. А.Мурашко

Формирование чувства ансамбля (8 часов)

9

ноябрь

.11.20

15.00-16.00

лекция

1

Формирование сценической культуры.

Каб 7

«Мама» (Детская эстрадная группа «Планета»)

«Мама, я хочу тебя поздравить» сл. И муз. А.Мурашко

10

ноябрь

.11.20

15.00-16.00

лекция

1

Формирование сценической культуры.

Каб 7

«Мама» (Детская эстрадная группа «Планета»)

«Мама, я хочу тебя поздравить» сл. И муз. А.Мурашко

11

ноябрь

.11.20

15.00-16.00

семинар

1

Формирование сценической культуры.

Рекреация

«Мама» (Детская эстрадная группа «Планета»)

«Мама, я хочу тебя поздравить» сл. И муз. А.Мурашко

12

ноябрь

.11.20

15.00-16.00

Круглый стол

1

Формирование сценической культуры. Бережное отношение к голосу.

Каб 7

«Мама» (Детская эстрадная группа «Планета»)

«Мама, я хочу тебя поздравить» сл. И муз. А.Мурашко

13

декабрь

.12.20


15.00-16.00


практика

1

Формирование сценической культуры. Бережное отношение к голосу.

Каб 7

Разучивание новогодних песен: «Елка в Рождество», «Новогодняя» (исп.Конопушки), «Новогодний Карнавал» (исп. Конопушки), «Дед Мороз»(исп. Крис Кельми) «Новый год»

Детская группа «Родники»

14

декабрь

.12.20


15.00-16.00


Музыкальное занятие

1

Формирование сценической культуры. Бережное отношение к голосу.

Каб.7

Разучивание новогодних песен: «Елка в Рождество», «Новогодняя» (исп.Конопушки), «Новогодний Карнавал» (исп. Конопушки), «Дед Мороз»(исп. Крис Кельми) «Новый год»

Детская группа «Родники»


15

декабрь

.12.20


15.00-16.00


Репетиция

1

Бережное отношение к голосу.

Каб 7

Разучивание новогодних песен: «Елка в Рождество», «Новогодняя» (исп.Конопушки), «Новогодний Карнавал» (исп. Конопушки), «Дед Мороз»(исп. Крис Кельми) «Новый год»

Детская группа «Родники»

16

декабрь

.12.20



15.00-16.00


Праздничный концерт

1

Звукообразование и звуковедение.

Актовый зал

Разучивание новогодних песен: «Елка в Рождество», «Новогодняя» (исп.Конопушки), «Новогодний Карнавал» (исп. Конопушки), «Дед Мороз»(исп. Крис Кельми) «Новый год»

Детская группа «Родники»

Модуль 2.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой (20 часа)

17

январь

.01.21

15.00-16.00

Музыкальное занятие

1

Формирование сценической культуры. Звукообразование и звуковедение.

Каб 7

Разучивание песни «Елка в Рождество», разучивание Калядок

18

январь

.01.21

15.00-16.00

Музыкальное занятие

1

Формирование сценической культуры. Формирование качества звука. Интонация. Работа с фонограммой.

Каб 7

Разучивание песни «Елка в Рождество», разучивание Калядок

19

январь

.01.21

15.00-16.00

Музыкальное занятие

1

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

Каб 7

«Под счастливою звездой» сл. И муз. Владимирова

20

январь

.01.21

15.00-16.00

Репетиция

1

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Сольное исполнение.

Каб 7

«Балаганчик» муз. Любаша

21

февраль

.02.21

15.00-16.00

Репетиция

1

Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение.

Каб 7

«Балаганчик» муз. Любаша

22

февраль

.02.21

15.00-16.00

Музыкальное занятие

1

Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение.

Каб 7

«Уходит детство» группа «Волшебный микрофон»

23

февраль

.02.21

15.00-16.00

Музыкальное занятие

1

Формирование чувства ансамбля

Каб 7

«Песня об оранжевых подтяжках» гр. «Волшебники двора»

24

февраль

.02.21

15.00-16.00

Репетиция

1

Формирование чувства ансамбля

Каб 7

«Песня об оранжевых подтяжках» гр. «Волшебники двора»

25

март

.03.21


15.00-16.00

Музыкальное занятие

1

Формирование чувства ансамбля

Каб 7

Прослушивание эстрадных песен в исполнении звезд детской Российской эстрады. Разучивание песни: « Мама- Мамочка ,родная любимая» (исп. Таисия Повалий)

26

март

.03.21


15.00-16.00


репетиция

1

Формирование сценической культуры. Бережное отношение к голосу.

Каб 7

Прослушивание эстрадных песен в исполнении звезд детской Российской эстрады. Разучивание песни: « Мама- Мамочка ,родная любимая» (исп. Таисия Повалий)

27

март

.03.21

15.00-16.00


Музыкальное занятие

1

Формирование сценической культуры. Звукообразование и звуковедение. Дикция и артикуляция. Ансамблевое пение.

Каб 7

Прослушивание и исполнение эстрадных песен в исполнении звезд детской Российской эстрады (караоке)

28

март

.03.21

15.00-16.00


Музыкальное занятие

1

Формирование сценической культуры. Формирование качества звука. Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение.

Каб 7

Прослушивание и исполнение эстрадных песен в исполнении звезд детской Российской эстрады (караоке)

29

март

.04.21


15.00-16.00


Музыкальное занятие

1

Формирование сценической культуры. «Серьезная и легкая музыка»

Рекреация

Прослушивание и исполнение эстрадных песен в исполнении звезд детской Российской эстрады (караоке)

30

апрель



.04.21


15.00-16.00


Музыкальное занятие

1

Формирование сценической культуры. «Серьезная и легкая музыка»

Рекреация

Разучивание песен к 9 мая: «Последний бой» (исп. «Блокбастер»), «О той весне», «Девчонка –медичка»(исп. Ирина Ортман)

31

апрель

.04.21


15.00-16.00


Репетиция

1

Формирование сценической культуры. Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение.

Каб 7

Разучивание песен к 9 мая: «Последний бой» (исп. «Блокбастер»), «О той весне», «Девчонка –медичка»(исп. Ирина Ортман)

32

апрель

.04.21


15.00-16.00


Репетиция

1

Формирование сценической культуры. Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение.

Каб 7

Разучивание песен к 9 мая: «Последний бой» (исп. «Блокбастер»), «О той весне», «Девчонка –медичка»(исп. Ирина Ортман)

33


апрель

.04.21

15.00-16.00


концерт

1

Формирование сценической культуры. Формирование чувства ансамбля.

Рекреация

Разучивание песен к 9 мая: «Последний бой» (исп. «Блокбастер»), «О той весне», «Девчонка –медичка»(исп. Ирина Ортман)

34

май

.05.21

15.00-16.00

Музыкальное занятие

1

Подведение итогов. Исполнение любимых песен.

Каб 7

Изученный репертуар

35

май

.05.21

15.00-16.00

Музыкальное занятие

1

Подведение итогов. Исполнение любимых песен.

Каб 7

Изученный репертуар

36

май

.05.21

15.00-16.00

Музыкальное занятие

1

Подведение итогов. Исполнение любимых песен.

Каб 7

Изученный репертуар



5. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: школьная рекреация и подсобный кабинет, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам образовательного процесса.

Оборудование: микрофоны, фонограммы музыкальных произведений, методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей стол, стулья, видеокамера.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов известных хоровых детских коллективов.

Электронные ресурсы

1. http://www.mp3sort.com/

2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3. http://forums.minus-fanera.com/index.php

4. http://alekseev.numi.ru/

5. http://talismanst.narod.ru/

6. http://www.rodniki-studio.ru/

7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8. http://www.lastbell.ru/pesni.html

9. http://www.fonogramm.net/songs/14818

10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14. http://notes.tarakanov.net/

6. Список литературы

1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей»
«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»