ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Слово и нота»
художественной направленности
возраст обучающихся: 11-14 лет
срок реализации : 72 часа( 9 месяцев).
Автор-составитель: Дышлевая Ольга Владимировна,
педагог дополнительного образования
РП Лысые Горы- 2024год.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Слово и нота» имеет художественную направленность , разработана для учащихся 11-14 лет, увлекающихся театральным искусством, и реализуется в течение 9 месяцев в количестве 72 часов.
При реализации данной программы используются технологии наставничества модели «Ученик-ученик».
В основе разработки данной программы следующие документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022г. №678-р);
4. Постановление Администрации Лысогорского района от 15 июня 2023 года № 281 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в новой редакции»;
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
6. Санитарные правила 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28);
7. Приказ № 816 от 23.08.2017 г. Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 8.«Правила персонифицированного дополнительного образования в Саратовской области» (утв. приказом Министерства образования Саратовской области от 21.08.2023г. №1450;
9. Устав МБОУ «СОШ № 1 рп Лысые Горы Саратовской области»;
10.Положение «О порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Центра « Точка роста» на базе МБОУ «СОШ № 1р.п. Лысые Горы Саратовской области».
Направленность программы дополнительного образования «Слово и нота» - художественная, но ориентирована также на формирование технических способностей обучающихся в области фото- и видеосъёмки, компьютерной обработки эскизов театральных костюмов, создания электронной афиши, декораций к спектаклям и т.д.
Данная программа рассчитана на детей подросткового школьного возраста. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Актуальность данной программы в том, что школьный театр позволяет реализовать гуманистическую направленность процессов воспитания и развития личности ребенка в современном обществе, уделить особое внимание духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности ребенка.
Школьный театр базируется на единстве коллективного творчества, подчиненности общему замыслу с одной стороны, и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя – с другой, имеет опыт индивидуализации и социализации.
Используя на занятиях театральной деятельностью музыку, изобразительное искусство, литературу, техническое творчество решается сразу ряд проблем, предоставляя в наш педагогический арсенал:
принцип синтеза различных видов искусств.
режиссуру построения игровой ситуации, в которой возможно подключение собственного опыта ребенка.
технологию развития воображения на основе игрового ассоциативного тренинга.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений), что в будущем поможет быть более успешными в социуме. Известно, что одной из самых важных потребностей детей является потребность в общении. Обучаясь по данной программе, ребёнок получает возможность развития таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками ,помогут понять , что все люди разные, принять эти различия, научиться сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении. Реализация программы позволяет включить в механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации каждого ребёнка. Программа предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить учащихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению.
Отличительные особенности программы от аналогичных :«Школьный театр», автор Юдина Н.В.,Питерка-2022г, «Золотой ключик», автор Барданова Е.Ф, Вязовка-2022г.- в следующем:
-более широком применении системно- деятельностного подхода в организации и проведении занятий, вовлечение учащихся в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой, автора своего спектакля.
- увеличении количества занятий практической направленности;
- активное использование в обучении компьютерных технологий, фото- и видеосъёмки.
Адресат программы. Программа разработана для детей 11-14 лет, интересующихся театральным искусством и актерским мастерством, желающих проявить себя на сцене.
Возрастные особенности обучающихся.
Младший подростковый возраст 11-12 лет – это период перехода от детства к взрослости, период полового созревания. Центральное новообразование – «чувство взрослости». Характерной чертой самосознания младших подростков является также потребность познать себя как личность, которая вызывает стремление к самоутверждению и воспитанию. Ведущая деятельность младшего подростка – общение в процессе разных видов деятельности.
Старший подростковый возраст 13-15 лет часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва», сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).Этот возраст не без основания называют критическим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов, отношений. Продолжающийся пубертатный период и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции. Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.
Объём и сроки реализации программы.
Объём программы - 72 часа. Данная программа рассчитана на реализацию в течение 9 месяцев.
Режим занятий.
Программа «Слово и нота» реализуется в течение 9 месяцев, 2 занятия в неделю, продолжительностью 40 минут каждое.
Количество обучающихся в группе – 10-15 человек. Занятия проводятся в кабинете каворкинга в проектной зоне, зале.
Выбор формы занятий и методов обучения обусловлен возможностями учащихся, возрастными психофизиологическими особенностями детей и подростков, типом и видом занятий.
Форма обучения: очная. В случае перехода на удалённое обучение при карантине программа может проводиться в дистанционной форме.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: развитие познавательных и творческих способностей учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, техническое творчество.
Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:
Задачи.
1.Обучающие :
Обучать навыкам развития речи и театрально-исполнительской деятельности;
познакомить с основными понятиями по теории и истории театрального искусства.
2. Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки, навыки совместной творческой деятельности;
развивать познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства;
развивать внутреннюю (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешнюю (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера;
развивать социальный опыт обучающихся.
3.Воспитательные:
Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к другим людям и их мнению, эмоционально-нравственную отзывчивость;
воспитывать потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, эрудиции, нестандартных приемах и решениях при реализации творческих идей.
1.3.Требования к знаниям и умениям обучающихся.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
К концу реализации программы обучающиеся будут знать:
Технические приёмы выразительного чтения и правила интонирования;
Жанровые особенности музыкальных и литературных произведений;
Базовые основы актёрского мастерства, пластики, сценической речи;
Основы организации сценического представления;
Приёмы воплощения сценического образа;
Особенности создания театральной афиши, декораций с применением компьютерных технологий.
будут уметь:
выразительно читать и правильно интонировать;
различать произведения по жанру;
читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;
использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
ориентироваться в сценическом пространстве;
выполнять простые действия на сцене;
взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ;
Создавать проекты театральных афиш к спектаклю, эскиз костюма театрального героя;
Производить фото и видеосъёмку театрального представления.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ:
умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
планирование своих действий на отдельных этапах работы;
осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД :
развитие интереса к театральному искусству;
освоение правил поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
сформированность представления о театральных профессиях;
освоение правил проведения рефлексии;
выражение разнообразных эмоциональных состояний (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
вербализация эмоциональных впечатлений, оказанных на него источником;
ориентирование в содержании текста, понимание целостного смысла простого текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.
1.4.Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
всего | теория | практика | |
1. | Права и обязанности кружковцев. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - | Опрос, тестовый контроль |
2. | Азбука театра. | 6 | 2 | 4 | Викторина , ролевая игра |
3. | Элементы внешней и внутренней техники актера. | 7 | 2 | 5 | Игра-импровизация |
4. | Перевоплощение. Превращение. | 6 | 1 | 5 | Игра-импровизация |
5. | Этика творчества. | 5 | 1 | 4 | Практическое занятие |
6. | Словесное действие. | 7 | 1 | 6 | Практическое занятие |
7. | Художественное слово. | 7 | | 7 | Игра-импровизация. Презентация сценического номера |
8. | Постановка мини-спектаклей | 12 | | 12 | Презентация сценического номера |
9. | Театр – экспромт. | 6 | 1 | 5 | Игра-импровизация |
10. | Коллективная особенность театра. | 4 | 1 | 3 | Викторина, беседа. |
11. | Мы зрители. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
12. | Итоговое занятие «Творческий отчет» | 9 | | 9 | Презентация сценического проекта ( видео-формат) |
| Всего: | 72 | 11 | 61 | |
Содержание учебного плана.
1. Права и обязанности кружковцев. Инструктаж по технике безопасности.(1 час)
Теория: Знакомство с группой. Права и обязанности кружковцев.
Знакомство с правилами поведения в кружке, с техникой безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в автобусе, правилами противопожарной безопасности.
2. Азбука театра (6 ч).
Теория(2ч): Введение в программу. Знакомство с программой кружка, основные моменты. Беседа на тему «Что мы знаем о театре?» Краткое содержание тем программы. Презентация о театральной жизни. Театр как вид искусства.
Практика(4ч): Театр вокруг нас. Путешествие по театральным картинкам и программкам, создание на основе графических редакторов и цифровых технологий эскизов афиш, занавеса театрального, костюмов актёров и т.д.. Ролевая игра «Мы идем в театр». Импровизация «Кто какую роль играет в жизни».
Актер – главное «чудо» театра. Беседа «Почему актера называют чудом?» О профессии актера и его способности перевоплощаться. Игры «По правде и понарошку», «Одно и то же по-разному».
3. Элементы внешней и внутренней техники актера (7 ч).
Теория(2ч): Понятия внешняя и внутренняя техника актера, из каких элементов состоит.
Формирование навыка творческой мобилизации
Практика(5ч): упражнения на развитие зрительного внимания «Повтори позу», «Зеркало», «Равномерно занять класс», «Кто во что одет», «Круг» и т.д. Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений: «Послушаем тишину», «Воробей-ворона», «Летает не летает», «Узнай товарища», «Увидеть пальцами», «Цветочный магазин», «Душ», «Кондитерская» и т.д. Память физических действий: правильное распределение внимания и мускульных напряжений в процессе работы с воображаемыми предметами. Где глаза? Какая мускулатура работает. Индивидуальные задания на память физических действий. Игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».
4. Перевоплощение. Превращение (6ч).
Теория(1ч): Формирование первоначального представления о перевоплощении.
Практика(5ч): Выполнение этюдов через пластические характеристики растительного мира: этюды «Я – дерево, цветок, травинка, листик на ветру» и т.п. Упражнения «Превращение предмета», «Превратился сам», «Действие – подражание». Пространство: сочинение и исполнение этюдов «Я в море», «Я в дремучем лесу», «Я в горах», «Я в пустыне». Упражнение «Эхо». Упражнения на звукоподражание. Звучание:выполнение упражнений на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских волн, вой ветра и т.д. Голоса птиц, кошек, собак, лошадей, коров и т.д. Голос медведя, тигра, волка. Разговор обезьян. Жужжание мух, комара, пчел, кваканье лягушек и т.д. Этюд «Птичий переполох». Сценическое движение:упражнения на развитие пластичности и выразительности рук «Волна», «Подводные растения» «Деревья», «Плавники» и т.д. Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой темпо-ритмом.
5.Этика творчества (5ч).
Теория(1ч) : Понятие об артикуляции. Приёмы работы над чистотой произношения, выразительностью речи.
Практика(4ч): Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение упражнений типа: «Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная сетка», «Покусывание», «Лопатки – жало», «Лошадки» и т.д. Упражнения «и,э,а,о,у,ы»; двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы- ббы» и т.п. Сказ о том, как была придумана азбука ( по сказке Р.Киплинга). Знакомство с русским детским фольклором через работу над скороговорками типа: Добры бобры идут в боры. Выполнение индивидуальных заданий.
6.Словесное действие (7 ч).
Теория ( 1ч): Понятие о словесном действии. Формы диалогической речи.
Практика (6ч.): Формирование первоначального представления о словесном действии. Выполнение одной и той же скороговоркой разных действенных задач (например, просить, приказывать, одобрять, звать, спрашивать и т.д) Выполнение одной и той же скороговоркой противоположных по смыслу действий (например, объяснять – переспрашивать, просить – отказывать, упрекать – умолять, одобрять – критиковать и т.д). Овладение формой диалога: исполнение этюдов в форме вопроса-ответа, просьбы-ответа, предложения- ответа и т.д. Придумывание этюдов на словесное действие.
7.Художественное слово (7ч).
Практика: Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских стишков). Знаки препинания, грамматические паузы, логические ударения, задачи. Подготовка чтецов. Создание аудио и видео презентаций.Техническое оформление мини-спектаклей.
8. Постановка мини-спектаклей (12 ч).
Практика: Первоначальное представление о поэтапной работе над спектаклем: работа за столом, репетиции на сцене, выпуск спектакля, оформление сцены, грим, костюм артиста, декорации; показ спектакля (зритель как обязательный компонент творчества). Умение жить в режиме работы над спектаклем.
9.Театр-экспромт (6 ч).
Теория(1ч): Что такое «экспромт»?
Практика( 5ч): Разыгрывание такого вида театральных сюжетов.
10.Коллективная особенность театра (4 ч).
Теория( 1ч): Знакомство с театром как коллективным видом искусства.
Практика( 3ч): Коллективные упражнения. Игры на взаимодействие. Формирование умения работать не только на себя (свою роль), но и общую «копилку». Подчинять свои интересы интересам коллектива.
11.Мы зрители (2 часа).
Теория( 1ч): Правила поведения в зрительном зале.
Практика(1ч): Посещение, просмотр и обсуждение спектаклей самодеятельных и профессиональных театров. Просмотр и обсуждение видео-спектаклей.
12.Итоговое занятие «Творческий отчет» (9 ч.).
Практика: Подготовка и показ лучших сценических работ участников ТО.( также в формате видео). Анализ своих собственных работ и работ товарищей. Умение адекватно воспринимать замечания и критику.
5.Формы аттестации и их периодичность.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной и итоговый контроль.
Входной контроль - оценка начального уровня образовательных и физических возможностей учащихся при поступлении в объединение.
Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению всего периода обучения по программе.
2. Воспитание.
2.1. Цели и задачи.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и порядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среды (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к театральному искусству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности (идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, литературы, театрального искусства, традиций, праздников, памятников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека, понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей), развитие физической активности;
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважения к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- развитие творческого самовыражения в актёрской игре, реализация традиционных и своих собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного пространства.
2.2. Календарный план воспитательной работы.
№ | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 | Гражданско-патриотическое «Я гражданин России» | Сентябрь | Беседа «История родного края» | Фото и видеоотчет |
2 | Культуротворческое и эстетическое воспитание «Спасибо, учитель!» | Октябрь | Акция «Спасибо учитель» | Видеоотчет |
3 | Гражданско-патриотическое «Я - гражданин России!» | Ноябрь | Круглый стол «Мы Едины!» | Фотоотчет и видеоматериалы |
4 | Нравственное и духовное воспитание «Новогоднее чудо» | Декабрь | Внутриучережденческое мероприятие «Новогоднее чудо» | Фотоотчет |
5 | Формирование коммуникативной культуры « Я в мире людей. Что такое коллектив?» | Январь | Социально-психологический тренинг « Я в мире людей. Что такое коллектив?» | Фотоотчет |
6 | Интеллектуальное воспитание «Хочу всё знать!» | Февраль | Интеллектуальная игра «Хочу всё знать!» | Фотоотчет, видеоматериалы |
7 | Нравственное и духовное воспитание «Красотой спасется мир» | Март | 5-ти минутки «Правила этикета» | Фотоотчет |
8 | Нравственное и духовное воспитание «Красотой спасется мир» | Март | Мероприятие, посвященное 8 марта | Фотоотчет, видеоматериалы |
9 | Здоровьесберегающее воспитание «Здоровый образ жизни»» | Апрель | Подготовка видео-сюжетов «Мама папа я - здоровая семья!» | Фотоотчет, видеоматериалы |
10 | Культуротворческое и эстетическое воспитание «День Победы» | Май | Мероприятие, посвященное 9 мая «День победы» | Фотоотчет, видеоматериалы. |
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1 Методическое обеспечение программы.
Программа предполагает использование следующих методик обучения:
- методика индивидуального обучения (обуславливает особый подход к каждому учащемуся);
- методика дифференциального обучения (предполагает разную сложность заданий по одной теме в зависимости от способностей учащихся).
Методы и приемы, используемые педагогом, отражают его организующую, обучающую, контролирующую функции и обеспечивают ребенку возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала.
Формы организации образовательного процесса: мини-спектакли, этюды, проигрывание ситуаций, тренинги и упражнения, просмотр и анализ, рефлексия. Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Школьный театр - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу.
Основная задача теоретических занятий – дать необходимые знания о театре, как виде искусства, показать основные приемы работы со словом и текстом, расширить кругозор знаний о культуре общения и поведения. Практические занятия включают в себя игры и упражнения по закреплению теоретической части, анализ характера предложенных ролей и работу по представлению их на сцене.
Основными видами деятельности являются информационно- репетиционная, и творческая.
Информационно-репетиционная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную художественную работу учащихся.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность овладеть новыми навыками и проявить свои творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса.
3.2. Условия реализации программы
Условиями для успешной реализации программы является правильное формирование групп учащихся с учетом физиологических, психологических и возрастных особенностей, а также квалификация педагога и соответствующий уровень материально-технического обеспечения.
Материально-техническое обеспечение программы:
Для реализации данной программы используется кабинет коворкинга в Центре «Точка роста», а также сцена местного Дома культуры.
Все помещения оборудованы в соответствии с санитарными нормами:
светлое помещение площадью 57 кв. м с большими окнами,
наличие дополнительного освещения для вечерних занятий,
удобные столы – 12
стулья - 12
шкафы для хранения учебной литературы и наглядных пособий, реквизита, декораций и костюмов
компьютеры ( ноутбук)-10
Интерактивный комплект – 1
Операционная система Windows 10 и выше.
Интернет браузер.
Сканер
Занятия проходят при соблюдении светового, теплового режимов и требований пожарной безопасности.
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование.
2.3. Оценочные материалы.
Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию образовательной программы, служит педагогический мониторинг. В рамках мониторинга производится сбор диагностических материалов, их анализ на всех этапах реализации программы. Отслеживается результативность в достижениях воспитанников объединения.
Основными формами контроля предметных результатов являются: наблюдение, опрос детей в устной форме(беседа), практическое задание, творческая работа. Аттестационным материалом для учащегося является защита мини-спектакля.
Мониторинг образовательных результатов с целью непрерывного отслеживания состояния образовательного процесса, выявление уровня развития способностей, личностных качеств учащихся и их соответствия прогнозируемым результатам программы проводится по следующим критериям: 1) уровень формирования познавательного потенциала в освоении программы, 2) уровень развития творческих способностей учащихся.
Показатели по критерию №1:
-усвоение теоретического материала программы;
-качество выполненных практических работ;
- интерес к обучению
-достижения учащихся.
Показатели по критерию №2:
-наличие продуктов оригинальной творческой деятельности.
Средствами диагностики являются: тестирование, практические самостоятельные работы, педагогическое наблюдение, анализ творческих работ.
Форма фиксации результатов – портфолио работ.
Для диагностики метапредметных результатов педагогом используются методика «Учебная мотивация» М.А.Лукьянова, опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин).
В объединении проводится педагогическая диагностика личностных результатов по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение мотивации обучения у школьников», опроснику «Личностный рост» М.И.Рожкова.
Список литературы.
Для педагога:
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 2004.
Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005.
Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа». №11/1997.
Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 2006.
Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,2003
Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
8.Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998
9.Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003.
10.Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002.
11.Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004.
12.Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996
Интернет-ресурсы:
Драматешка
http://dramateshka.ru/
Содержит большое количество детских пьес, музыку для спектаклей, театральные шумы, рекомендации по изготовлению костюмов, методическую литературу и многое другое для постановки детских спектаклей. Театральная библиотека
http://biblioteka.portal-etud.ru/
Библиотека будет полезна людям, интересующимся театром. Здесь представлены пьесы, книги по истории театра, актерскому мастерству, ораторскому искусству, сценическому движению, пьесы и т.д. Театральный Этюд
http://biblioteka.portal-etud.ru/
На сайте представлены различные материалы по истории театра, кино, телевидения, книги по актерскому и режиссерскому мастерству, тексты пьес, сценарии.
Театральная библиотека
http://biblioteka.teatr-obraz.ru/
Библиотека школы актерского мастерства «Образ» содержит пьесы русских и зарубежных авторов, а также учебные книги, статьи по драматургии, режиссуре, кино, актерскому мастерству и т.д.
Домик драматургов
http://www.theatre.spb.ru/newdrama/ Сайт независимого объединения петербургских авторов «Домик драматургов». Представляет сборники драматургии из серии «Ландскрона», например: «Сборник пьес для детей», «Играем для детей», «Материалы Лаборатории театра кукол» и др. Детская сказка с винила http://sk vinil d.belnet.ru/index.htm
Для учащихся и родителей:
1). https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/12/06/vpomoshch-rukovoditelyu-teatralnogo-kruzhka.
2). https://www.kanal-o.ru/news/9379
3).https://ddtpervomay.rnd.muzkult.ru/media/2018/12/08/1211269333/4._Detskijteatr_Lila.pdf
4). https://kukuriku.ru/detskie-uchrezhdeniya/kruzhki-sekcii/teatralnye/
5).https://www.kidedu.ru/catalog/igrovoe_oborudovanie_i_uchebnye_posobiya/teatralnye_rekvizity_i _kostyumy/kostyumy_dlya_teatralizovannoy_deyatelnosti/
6). https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/01/10/seminar-praktikumizgotovlenie-kostyumov-i-atributov-d.