Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергачская средняя общеобразовательная школа №5»
Принята Утверждена на педагогическом совете приказом директора
Протокол №1 МБОУ «Сергачская СОШ №5»
от 30.08.2018г. от 01.09.2018 № 402-0
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
«Азбука нравственности»
Срок реализации: 3 года
Возраст:7-11 лет
Светличная Наталья Федоровна, учитель
г. Сергач
2018
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» является составной частью программы «Духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников».
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.
Цель:
создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
- Способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме.
- Вырабатывать навыки самоанализа.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения, учит приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Программа «Азбука нравственности» предназначена для работы с обучающимися с 7 до 11 лет. При организации занятий учитываются возрастные особенности детей.
У обучающихся набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
Организация образовательного процесса
Программа состоит из разделов:
Культура общения.
Общечеловеческие нормы нравственности.
Дружеские отношения.
Понять другого.
О трудолюбии.
За время обучения обучающиеся приобретают первоначальные социальные знания о нормах и правилах поведения, получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить и соблюдать.
Аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)
Системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)
Развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)
При этом используются следующие методы и формы проведения занятий.
Методы обучения:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)
Наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)
Практические (упражнения)
Формы занятий:
Беседа
Деловая игра
Ролевая игра
Практические занятия
Дискуссия
Работа творческой группы
Литературный конкурс
Конкурс рисунков
Применение педагогических технологий, интерактивных форм занятий позволяет сохранять активность учащихся и интерес к занятиям в течение всего периода.
Объем программы:
На реализацию кружковой программы «Азбуки нравственноста» отводится 35 часов в год (1 час в неделю)
Реализация программы направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
В результате прохождения программного материала к концу года обучающиеся знают:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
4. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
5. Заповеди и правила этикета.
6. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
7. Афоризмы.
Умеют:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
10. Исполнять заповеди.
11. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
12. Выполнять общение.
13. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
14. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Учебно-тематический план первого года обучения.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теория | Практика |
| Раздел № 1 Правила поведения в школе | 6 | 1 | 5 |
1. | Правила поведения на уроке и на перемене. | 1 | | 1 |
2. | Правила поведения в общественных местах. | 1 | | 1 |
3. | Правила поведения в гардеробе. | 1 | 1 | |
4. | Правила поведения в столовой. | 1 | | 1 |
5. | Правила поведения в библиотеке. | 1 | | 1 |
6. | Правила поведения в школьном дворе. | 1 | | 1 |
| Раздел № 2 О добром отношении к людям | 10 | 2 | 8 |
7. | Что такое «добро и зло». | 1 | | 1 |
8. | Что такое «добро и зло». | 1 | | 1 |
9. | «Ежели вы вежливы». | 1 | | 1 |
10. | «Ежели вы вежливы». | 1 | | 1 |
11. | Добрые и не добрые дела. | 1 | 1 | |
12. | Добрые и не добрые дела. | 1 | | 1 |
13. | Ты и твои друзья. | 1 | 1 | |
14. | Ты и твои друзья. | 1 | | 1 |
15. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 | | 1 |
16. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 | | 1 |
| Раздел № 3 Как стать трудолюбивым | 7 | 1 | 6 |
17. | «Ученье-Свет, а неученье - тьма». | 1 | | 1 |
18. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 | | 1 |
19. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 | | 1 |
20. | Наш труд в классе. | 1 | 1 | |
21. | Наш труд в классе. | 1 | | 1 |
22. | Мой труд каждый день дома. | 1 | | 1 |
23. | Мой труд каждый день дома. | 1 | | 1 |
| Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности. | 5 | 1 | 4 |
24. | Культура внешнего вида. | 1 | 1 | |
25. | Культура внешнего вида. | 1 | | 1 |
26. | Каждой вещи своё место. | 1 | | 1 |
27. | Каждой вещи своё место. | 1 | | 1 |
28. | Умейте ценить своё и чужое время. | 1 | | 1 |
| Раздел №5 Правила поведения на улице и дома. | 2 | 1 | 1 |
29. | Как вести себя на улице и дома. | 1 | 1 | |
30. | Как вести себя на улице и дома. | 1 | | 1 |
| Раздел №6 Школьный этикет. | 3 | 1 | 2 |
31. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 | 1 | |
32. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 | | 1 |
33. | Чему нас научили уроки нравственности? | 1 | | 1 |
| Раздел № 7 Культура общения | 9 | 2 | 7 |
34. | Этикет (повторение). | 1 | | 1 |
35. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 | | 1 |
36. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 | | 1 |
37. | Встреча и развлечение гостей. | 1 | | 1 |
38. | Встреча и развлечение гостей. | 1 | | 1 |
39. | Поведение в гостях. | 1 | 1 | |
40. | Поведение в гостях. | 1 | 1 | |
41. | Как дарить подарки. | 1 | | 1 |
42. | Как дарить подарки. | 1 | | 1 |
| Раздел №8 Общечеловеческие нормы нравственности | 4 | 1 | 3 |
43. | Заповеди. | 1 | 1 | |
44. | Заповеди. | 1 | | 1 |
45. | Дал слово держи. | 1 | | 1 |
46. | Дал слово держи. | 1 | | 1 |
| Раздел №9 Дружеские отношения | 11 | 2 | 9 |
47. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 | | 1 |
48. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 | | 1 |
49. | Преданный друг. | 1 | | 1 |
50. | О доброте и бессердечие. | 1 | 1 | |
51. | О доброте и бессердечие. | 1 | | 1 |
52. | Об уважительном отношении к старшим. | 1 | | 1 |
53. | О зависти и скромности. | 1 | 1 | |
54. | О зависти и скромности. | 1 | | 1 |
55. | О доброте и жестокосердии. | 1 | | 1 |
56. | В мире мудрых мыслей. | 1 | | 1 |
57. | В мире мудрых мыслей. | 1 | | 1 |
| Раздел №10 Понять другого | 9 | 2 | 7 |
58. | Золотые правила. | 1 | 1 | |
59. | Золотые правила. | 1 | | 1 |
60. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 | | 1 |
61. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 | | 1 |
62. | О тактичном и бестактном поведении. | 1 | | 1 |
63. | О тактичном и бестактном поведении. | 1 | | 1 |
64. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 | 1 | |
65. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 | | 1 |
66. | В мире мудрых мыслей. | 1 | | 1 |
| Всего | 66 | 14 | 52 |
Описание содержание разделов
Раздел 1: Правила поведения в школе (всего 6 часов: практических - 5, теоретических - 1).
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (всего 10 часов: практических - 8, теоретических - 2).
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (всего 7 часов: практических - 6, теоретических - 1).
«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Раздел 4: Правила опрятности и аккуратности (всего 5 часов: практических - 4, теоретических - 1).
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (всего 2 часа: практических - 1, теоретических - 1).
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (всего 3 часа: практических - 2, теоретических - 1).
Раздел 7: Культура общения (всего 9 часов: практических - 7, теоретических - 2).
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 8: Общечеловеческие нормы нравственности (всего 4 часа: практических - 3, теоретических - 1).
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 9: Дружеские отношения (всего 11 часов: практических - 9, теоретических - 2).
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел10 : Понять другого (всего 9 часов: практических - 7, теоретических - 2).
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей.
Учебно – тематическое планирование второго года обучения
№ п/п | Название раздела (темы) | общее количество часов | теоретические часы | практические часы | Результативность |
1 | Культура общения | 11 | 8 | 3 | Конкурс рисунков «Телефон» |
2 | Общечеловеческие нормы нравственности | 2 | 1 | 1 | Коллаж «Дал слово держи» |
3 | Дружеские отношения | 11 | 2 | 9 | Стенгазета «В мире добрых мыслей» |
4 | Понять другого | 9 | 8 | 1 | Проект «Школьный этикет» |
5 | О трудолюбии | 2 | 1 | 1 | Конкурс рисунков «Учусь все делать сам» |
| ИТОГО: | 35 | 20 | 15 | |
Описание содержания разделов
Раздел 1: Культура общения (всего 11 часов: практических - 3, теоретических - 8)
Устное и письменное приглашение на день рождения. По правилам этикета. Приглашение к столу. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. Результат: конкурс рисунков «Телефон».
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (всего 2 часа: практических - 1, теоретических - 1).
Заповеди. Дал слово держи. Результат: коллаж «Дал слово держи».
Раздел 3: Дружеские отношения (всего 11 часов: практических - 9, теоретических - 2).
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. «Добрые качества». Сценка «Приветливые люди». Игра «Скромные звери». «Сад добрых дел». В мире мудрых мыслей. Результат: стенгазета «В мире добрых мыслей».
Раздел 4: Понять другого (всего 9 часов: практических - 1, теоретических - 8).
Школьный этикет. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. Понятия «традиции». Понятия «праздники». Семейные праздники. Золотые правила. В мире мудрых мыслей. Результат: Проект «Школьный этикет».
Раздел 5: О трудолюбии (всего 2 часа: практических - 1, теоретических - 1).
Правило «Учусь все делать сам». Помогаю другим своим трудом дома и в школе. Результат: конкурс рисунков «Учусь все делать сам».
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теория | Практика | Результат |
| Раздел № 1 Культура общения | 11 | 8 | 3 | Конкурс рисунков «Телефон» |
1. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | | 1 | | |
2. | По правилам этикета. | | 1 | | |
3. | Приглашение к столу. | | | 1 | |
4. | Встреча и развлечение гостей. | | 1 | | |
5. | Поведение в гостях. | | 1 | | |
6. | Как дарить подарки. | | | 1 | |
7. | Этикет разговора. | | 1 | | |
8. | Обращение к разным людям. | | 1 | | |
9. | Вежливый отказ, несогласие. | | 1 | | |
10. | Разговор по телефону. | | 1 | | |
11. | Играем роль воспитанного человека. | | | 1 | |
| Раздел № 2 Общечеловеческие нормы нравственности | 2 | 1 | 1 | Коллаж «Дал слово держи» |
12.. | Заповеди. | | 1 | | |
13. | Дал слово держи. | | | 1 | |
| Раздел № 3 Дружеские отношения | 11 | 2 | 9 | Стенгазета «В мире добрых мыслей» |
14. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | | | 1 | |
15. | Преданный друг. | | | 1 | |
16. | О доброте и бессердечие. | | 1 | | |
17. | Об уважительном отношении к старшим. | | | 1 | |
18. | О зависти и скромности. | | | 1 | |
19. | О доброте и жестокосердии. | | | 1 | |
20. | «Добрые качества». | | 1 | | |
21. | Сценка «Приветливые люди». | | | 1 | |
22. | Игра «Скромные звери». | | | 1 | |
23. | «Сад добрых дел». | | | 1 | |
24. | В мире мудрых мыслей. | | | 1 | |
| Раздел №4 Понять другого. | 9 | 8 | 1 | Проект «Школьный этикет» |
25. | Школьный этикет | | 1 | | |
26. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | | 1 | | |
27. | О тактичном и бестактном поведении. | | 1 | | |
28. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | | 1 | | |
29. | Понятия «традиции». | | 1 | | |
30. | Понятия «праздники». | | 1 | | |
31. | Семейные праздники | | | 1 | |
32. | Золотые правила. | | 1 | | |
33. | В мире мудрых мыслей. | | 1 | | |
| Раздел №5 О трудолюбии. | 2 | 1 | 1 | Конкурс рисунков «Учусь все делать сам» |
34. | Правило «Учусь все делать сам». | | 1 | | |
35. | Помогаю другим своим трудом дома и в школе. | | | 1 | |
| Всего | 35 | 20 | 15 | |
Учебно – тематическое планирование третьего года обучения
№ п/п | Название раздела (темы) | общее количество часов | теоретические часы | практические часы | Результативность |
1 | Культура общения | 11 | 8 | 3 | Конкурс рисунков «Телевизор» |
2 | Самовоспитание | 2 | 1 | 1 | Коллаж «Моя радость» |
3 | Общечеловеческие нормы нравственности | 11 | 2 | 9 | Стенгазета «Спешите делать добро» |
4 | Понять другого | 9 | 8 | 1 | Проект «Уроки этики» |
5 | О трудолюбии | 2 | 1 | 1 | Конкурс рисунков «Я помощник» |
| ИТОГО: | 35 | 20 | 15 | |
Описание содержания разделов
Раздел 1: Культура общения (всего 11 часов: практических - 3, теоретических - 8)
Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Результат: конкурс рисунков «Телевизор».
Раздел 2: Самовоспитание (всего 2 часа: практических - 1, теоретических - 1). Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Результат: Коллаж: «Моя радость»
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (всего 11 часов: практических - 9, теоретических - 2). Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Результат: Стенгазета «Спешите делать добро».
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (всего 9 часов: практических - 1, теоретических - 8).
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
Результат: Проект «Уроки этики».
Раздел 5: О трудолюбии (всего 2 часа: практических - 1, теоретических - 1).
Правило «Учусь все делать сам». Помогаю другим своим трудом дома и в школе. Результат: конкурс рисунков «Я помощник».
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теория | Практика | Результат |
| Раздел № 1 Культура общения | 11 | 8 | 3 | Конкурс рисунков «Телевизор» |
1. | Этикет разговора | | 1 | | |
2. | Этикет разговора | | 1 | | |
3. | Общение к разным людям | | | 1 | |
4. | Общение к разным людям | | 1 | | |
5. | Вежливый отказ, несогласие | | 1 | | |
6. | Этикетные ситуации | | | 1 | |
7. | Афоризмы | | 1 | | |
8. | Афоризмы | | 1 | | |
9. | Разговор по телефону | | 1 | | |
10. | Играем роль воспитанного человека. | | 1 | | |
11. | Играем роль воспитанного человека. | | | 1 | |
| Раздел № 2 Самовоспитание | 2 | 1 | 1 | Коллаж «Моя радость» |
12.. | Что значит быть вежливым? | | 1 | | |
13. | Мои достоинства и недостатки. | | | 1 | |
| Раздел № 3 Общечеловеческие нормы нравственности | 11 | 2 | 9 | Стенгазета «Спешите делать добро» |
14. | Заповеди: как мы их исполняем | | | 1 | |
15. | О сострадании и жестокосердии. | | | 1 | |
16. | О сострадании и жестокосердии. | | 1 | | |
17. | Лгать нельзя, но если...? | | | 1 | |
18. | Лгать нельзя, но если...? | | | 1 | |
19. | Всегда ли богатство счастье? | | | 1 | |
20. | Всегда ли богатство счастье? | | 1 | | |
21. | Спешите делать добро. | | | 1 | |
22. | Спешите делать добро. | | | 1 | |
23. | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | | | 1 | |
24. | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | | | 1 | |
| Раздел №4 Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? | 9 | 8 | 1 | Проект «Уроки Этике» |
25. | «Как сердцу высказать себя?» | | 1 | | |
26. | «Как сердцу высказать себя?» | | 1 | | |
27. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | | 1 | | |
28. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | | 1 | | |
29. | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | | 1 | | |
30. | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». | | 1 | | |
31. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | | | 1 | |
32. | Афоризмы. | | 1 | | |
33. | Чему мы научились на уроках этики. | | 1 | | |
| Раздел №5 О трудолюбии. | 2 | 1 | 1 | Конкурс рисунков «Я помощник» |
34. | Правило «Учусь все делать сам». | | 1 | | |
35. | Помогаю другим своим трудом дома и в школе. | | | 1 | |
| Всего | 35 | 20 | 15 | |
Материально-техническое обеспечение.
Интерактивная доска.
Компьютер.
Презентации.
Картины.
Таблицы.
Иллюстрации.
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.