СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Азбука нравственности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая общеразвивающая программа "Азбука нравственности"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Азбука нравственности»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергачская средняя общеобразовательная школа №5»


Принята Утверждена на педагогическом совете приказом директора

Протокол №1 МБОУ «Сергачская СОШ №5»

от 30.08.2018г. от 01.09.2018 № 402-0












Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа

«Азбука нравственности»

Срок реализации: 3 года

Возраст:7-11 лет





Светличная Наталья Федоровна, учитель

















г. Сергач

2018

Пояснительная записка



Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» является составной частью программы «Духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников».

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.

Цель:

создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

- Способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме.

- Вырабатывать навыки самоанализа.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения, учит приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Программа «Азбука нравственности» предназначена для работы с обучающимися с 7 до 11 лет. При организации занятий учитываются возрастные особенности детей.

У обучающихся набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.




Организация образовательного процесса

Программа состоит из разделов:

Культура общения.

Общечеловеческие нормы нравственности.

Дружеские отношения.

Понять другого.

О трудолюбии.


За время обучения обучающиеся приобретают первоначальные социальные знания о нормах и правилах поведения, получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить и соблюдать.

Аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)

  • Системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)

  • Развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)

При этом используются следующие методы и формы проведения занятий.

Методы обучения:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)

  • Наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)

  • Практические (упражнения)

Формы занятий:

Беседа

Деловая игра

Ролевая игра

Практические занятия

Дискуссия

Работа творческой группы

Литературный конкурс

Конкурс рисунков

Применение педагогических технологий, интерактивных форм занятий позволяет сохранять активность учащихся и интерес к занятиям в течение всего периода.


Объем программы:

На реализацию кружковой программы «Азбуки нравственноста» отводится 35 часов в год (1 час в неделю)

Реализация программы направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.












Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

В результате прохождения программного материала к концу года обучающиеся знают:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

4. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

5. Заповеди и правила этикета.

6. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

7. Афоризмы.

Умеют:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

10. Исполнять заповеди.

11. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

12. Выполнять общение.

13. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

14. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Учебно-тематический план первого года обучения.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теория

Практика


Раздел № 1

Правила поведения в школе


6


1


5

1.

Правила поведения на уроке и на перемене.

1


1

2.

Правила поведения в общественных местах.

1


1

3.

Правила поведения в гардеро­бе.

1

1


4.

Правила поведения в столо­вой.

1


1

5.

Правила поведения в библио­теке.

1


1

6.

Правила поведения в школь­ном дворе.

1


1


Раздел № 2

О добром отношении к лю­дям


10


2


8

7.

Что такое «добро и зло».

1


1

8.

Что такое «добро и зло».

1


1

9.

«Ежели вы вежливы».

1


1

10.

«Ежели вы вежливы».

1


1

11.

Добрые и не добрые дела.

1

1


12.

Добрые и не добрые дела.

1


1

13.

Ты и твои друзья.

1

1


14.

Ты и твои друзья.

1


1

15.

Помни о других – ты не один на свете.

1


1

16.

Помни о других – ты не один на свете.

1


1


Раздел № 3

Как стать трудолюбивым


7


1


6

17.

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

1


1

18.

«Как быть прилежным и ста­рательным».

1


1

19.

«Как быть прилежным и ста­рательным».

1


1

20.

Наш труд в классе.

1

1


21.

Наш труд в классе.

1


1

22.

Мой труд каждый день дома.

1


1

23.

Мой труд каждый день дома.

1


1


Раздел №4

Правила опрятности и ак­куратности.

5


1


4

24.

Культура внешнего вида.

1

1


25.

Культура внешнего вида.

1


1

26.

Каждой вещи своё место.

1


1

27.

Каждой вещи своё место.

1


1

28.

Умейте ценить своё и чужое время.

1


1


Раздел №5

Правила поведения на ули­це и дома.


2


1


1

29.

Как вести себя на улице и до­ма.

1

1


30.

Как вести себя на улице и до­ма.

1


1


Раздел №6

Школьный этикет.


3


1


2

31.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1

1


32.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1


1

33.

Чему нас научили уроки нравственности?

1


1


Раздел № 7

Культура общения

9

2

7

34.

Этикет (повторение).

1


1

35.

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

1


1

36.

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

1


1

37.

Встреча и развлечение гостей.

1


1

38.

Встреча и развлечение гостей.

1


1

39.

Поведение в гостях.

1

1


40.

Поведение в гостях.

1

1


41.

Как дарить подарки.

1


1

42.

Как дарить подарки.

1


1


Раздел №8

Общечеловеческие нормы нрав­ственности


4


1


3

43.

Заповеди.

1

1


44.

Заповеди.

1


1

45.

Дал слово держи.

1


1

46.

Дал слово держи.

1


1


Раздел №9

Дружеские отношения


11


2


9

47.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1


1

48.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1


1

49.

Преданный друг.

1


1

50.

О доброте и бессердечие.

1

1


51.

О доброте и бессердечие.

1


1

52.

Об уважительном отношении к старшим.

1


1

53.

О зависти и скромности.

1

1


54.

О зависти и скромности.

1


1

55.

О доброте и жестокосердии.

1


1

56.

В мире мудрых мыслей.

1


1

57.

В мире мудрых мыслей.

1


1


Раздел №10

Понять другого


9


2


7

58.

Золотые правила.

1

1


59.

Золотые правила.

1


1

60.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1


1

61.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1


1

62.

О тактичном и бестактном по­ведении.

1


1

63.

О тактичном и бестактном по­ведении.

1


1

64.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

1


65.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1


1

66.

В мире мудрых мыслей.

1


1


Всего

66

14

52


Описание содержание разделов

Раздел 1: Правила поведения в школе (всего 6 часов: практических - 5, теоретических - 1).

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (всего 10 часов: практических - 8, теоретических - 2).

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (всего 7 часов: практических - 6, теоретических - 1).

«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Раздел 4: Правила опрятности и аккуратности (всего 5 часов: практических - 4, теоретических - 1).

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (всего 2 часа: практических - 1, теоретических - 1).

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (всего 3 часа: практических - 2, теоретических - 1).

Раздел 7: Культура общения (всего 9 часов: практических - 7, теоретических - 2).

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 8: Общечеловеческие нормы нравственности (всего 4 часа: практических - 3, теоретических - 1).

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 9: Дружеские отношения (всего 11 часов: практических - 9, теоретических - 2).

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел10 : Понять другого (всего 9 часов: практических - 7, теоретических - 2).

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей.


Учебно – тематическое планирование второго года обучения



п/п


Название раздела (темы)

общее количество

часов

теоретические

часы

практические часы


Результативность

1

Культура общения

11

8

3

Конкурс рисунков «Телефон»

2

Общечеловеческие нормы нравственности

2

1

1

Коллаж «Дал слово держи»

3

Дружеские отношения

11

2

9

Стенгазета «В мире добрых мыслей»

4

Понять другого

9

8

1

Проект «Школьный этикет»

5

О трудолюбии

2

1

1

Конкурс рисунков «Учусь все делать сам»


ИТОГО:

35

20

15




Описание содержания разделов

Раздел 1: Культура общения (всего 11 часов: практических - 3, теоретических - 8)

Устное и письменное приглашение на день рождения. По правилам этикета. Приглашение к столу. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. Результат: конкурс рисунков «Телефон».

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (всего 2 часа: практических - 1, теоретических - 1).

Заповеди. Дал слово держи. Результат: коллаж «Дал слово держи».

Раздел 3: Дружеские отношения (всего 11 часов: практических - 9, теоретических - 2).

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. «Добрые качества». Сценка «Приветливые люди». Игра «Скромные звери». «Сад добрых дел». В мире мудрых мыслей. Результат: стенгазета «В мире добрых мыслей».

Раздел 4: Понять другого (всего 9 часов: практических - 1, теоретических - 8).

Школьный этикет. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. Понятия «традиции». Понятия «праздники». Семейные праздники. Золотые правила. В мире мудрых мыслей. Результат: Проект «Школьный этикет».

Раздел 5: О трудолюбии (всего 2 часа: практических - 1, теоретических - 1).

Правило «Учусь все делать сам». Помогаю другим своим трудом дома и в школе. Результат: конкурс рисунков «Учусь все делать сам».




Календарно-тематическое планирование.



п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теория

Практика

Результат


Раздел № 1

Культура общения


11


8


3

Конкурс рисунков «Телефон»

1.

Устное и письменное приглашение на день рождения. 


1



2.

По правилам этикета.


1



3.

Приглашение к столу.



1


4.

Встреча и развлечение гостей.


1



5.

Поведение в гостях.


1



6.

Как дарить подарки.



1


7.

Этикет разговора.


1



8.

Обращение к разным людям.


1



9.

Вежливый отказ, несогласие.


1



10.

Разговор по телефону.


1



11.

Играем роль воспитанного человека.



1



Раздел № 2

Общечеловеческие нормы нравственности


2


1


1

Коллаж «Дал слово держи»

12..

Заповеди.


1



13.

Дал слово держи.



1



Раздел № 3

Дружеские отношения


11


2


9

Стенгазета «В мире добрых мыслей»

14.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»



1


15.

Преданный друг.



1


16.

О доброте и бессердечие. 


1



17.

 Об уважительном отношении к старшим.



1


18.

О зависти и скромности.



1


19.

О доброте и жестокосердии.



1


20.

 «Добрые качества».


1



21.

Сценка «Приветливые люди».



1


22.

Игра «Скромные звери».



1


23.

«Сад добрых дел».



1


24.

В мире мудрых мыслей.



1



Раздел №4

Понять другого.

9


8


1

Проект «Школьный этикет»

25.

Школьный этикет


1



26.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.


1



27.

О тактичном и бестактном поведении.


1



28.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.


1



29.

Понятия «традиции».


1



30.

Понятия «праздники».


1



31.

Семейные праздники



1


32.

Золотые правила.


1



33.

В мире мудрых мыслей.


1





Раздел №5

О трудолюбии.

2

1


1


Конкурс рисунков «Учусь все делать сам»

34.

Правило «Учусь все делать сам».


1



35.

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.



1



Всего

35

20

15




Учебно – тематическое планирование третьего года обучения



п/п


Название раздела (темы)

общее количество

часов

теоретические

часы

практические часы


Результативность

1

Культура общения

11

8

3

Конкурс рисунков «Телевизор»

2

Самовоспитание

2

1

1

Коллаж «Моя радость»

3

Общечеловеческие нормы нравственности

11

2

9

Стенгазета «Спешите делать добро»

4

Понять другого

9

8

1

Проект «Уроки этики»

5

О трудолюбии

2

1

1

Конкурс рисунков «Я помощник»


ИТОГО:

35

20

15




Описание содержания разделов

Раздел 1: Культура общения (всего 11 часов: практических - 3, теоретических - 8)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Результат: конкурс рисунков «Телевизор».

Раздел 2: Самовоспитание (всего 2 часа: практических - 1, теоретических - 1). Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Результат: Коллаж: «Моя радость»

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (всего 11 часов: практических - 9, теоретических - 2). Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Результат: Стенгазета «Спешите делать добро».


Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (всего 9 часов: практических - 1, теоретических - 8).

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

Результат: Проект «Уроки этики».

Раздел 5: О трудолюбии (всего 2 часа: практических - 1, теоретических - 1).

Правило «Учусь все делать сам». Помогаю другим своим трудом дома и в школе. Результат: конкурс рисунков «Я помощник».



Календарно-тематическое планирование.



п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теория

Практика

Результат


Раздел № 1

Культура общения


11


8


3

Конкурс рисунков «Телевизор»

1.

Этикет разговора


1



2.

Этикет разговора


1



3.

Общение к разным людям



1


4.

Общение к разным людям


1



5.

Вежливый отказ, несогласие


1



6.

Этикетные ситуации



1


7.

Афоризмы


1



8.

Афоризмы


1



9.

Разговор по телефону


1



10.

Играем роль воспитанного человека.


1



11.

Играем роль воспитанного человека.



1



Раздел № 2

Самовоспитание


2


1


1

Коллаж «Моя радость»

12..

Что значит быть вежливым?


1



13.

Мои достоинства и недостатки.



1



Раздел № 3

Общечеловеческие нормы нравственности


11


2


9

Стенгазета «Спешите делать добро»

14.

Заповеди: как мы их исполняем



1


15.

О сострадании и жестокосердии.



1


16.

О сострадании и жестокосердии.


1



17.

Лгать нельзя, но если...?



1


18.

Лгать нельзя, но если...?



1


19.

Всегда ли богатство счастье?



1


20.

Всегда ли богатство счастье?


1



21.

Спешите делать добро.



1


22.

Спешите делать добро.



1


23.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.



1


24.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.



1



Раздел №4

Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?

9


8


1

Проект «Уроки Этике»

25.

«Как сердцу высказать себя?»


1



26.

«Как сердцу высказать себя?»


1



27.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.


1



28.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.


1



29.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».


1



30.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».


1



31.

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.



1


32.

Афоризмы.


1



33.

Чему мы научились на уроках этики.


1





Раздел №5

О трудолюбии.

2

1


1


Конкурс рисунков «Я помощник»

34.

Правило «Учусь все делать сам».


1



35.

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.



1



Всего

35

20

15



































Материально-техническое обеспечение.

Интерактивная доска.

Компьютер.

Презентации.

Картины.

Таблицы.

Иллюстрации.



Список литературы

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  2. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

  5. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

  6. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  8. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

  9. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.