Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка)
Принята Утверждена
Педагогическим советом Приказом № « » от 01.09.20г.
МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка Заведующий МБДОУ ДС №37
Протокол № 1 от 31.08.2020 г. Кузнецка
___________И.В. Пиунова
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Юный художник»
для детей от 6 до 7 лет.
срок реализации 1 год.
г. Кузнецк, 2020 г.
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………. 3
1.1 Направленность……………………………………………………… 4
1.2 Актуальность………………………………………………………… 4
1.3 Новизна программы ………………………………………………… 4
1.4 Педагогическая целесообразность………………………………… 4
1.5 Цель, задачи программы……………………………………………. 5
1.6.Принципы программы………………………………………………. 6
1.7 Возрастная категория детей……………………………………….. 6
1.8 Срок реализации программы………………………………………. 6
1.9 Форма и режим проведения занятий ……………………………… 6
1.10 Ожидаемые результаты и способы определения результативности 7
1.11 Форма подведения итогов реализации программы………………. 8
2. Учебно - тематический план………………………………………. 9
3. Тематическое планирование………………………………………. 10
4. Материально-техническое обеспечение программы…………… 16
5. Список используемой литературы………………………………... 17
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность: Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник» художественной направленности для детей от 6 – 7 лет определяет содержание и организацию по изобразительному искусству вне требований основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка. Программа направлена на формирование творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей детей в художественно- эстетическом развитии, получение детьми неограниченных возможностей выразить в рисунке свои чувства и мысли, погрузиться в удивительный мир творчества.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Программа «Юный художник» предполагает освоение детьми художественных приемов и интересных средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
1.2. Актуальность. Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
1.3.Новизна программы. Отличительной особенностью программы развития художественных способностей детей нетрадиционными техниками рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, не используемые для традиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
1.4.Педагогическая целесообразность. Направления нетрадиционной техники рисования, графики и ее разновидностей не включены в основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ ДС №37 г. Кузнецка, поэтому реализация данной программы послужит одним из важнейших инструментов обновления содержания образования и будет способствовать художественно – эстетическому развитию дошкольников.
1.5. Цель программы: Развитие у детей художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Развивающие:
развивать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
развивать определенные умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.
развивать умение передавать художественный образ с помощью нетрадиционных разнообразных техник (монотипии, кляксографии и т.п.);
Обучающие:
расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;
помочь овладеть практическими приемами и способами изображения с использованием нетрадиционных техник;
формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека);
формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности; формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);
формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;
Воспитывающие:
Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства;
формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.
1.6.Принципы программы:
индивидуальности ориентирует педагога на учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей детей;
доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.).
наглядности помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужна активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. Принцип наглядности осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры.
коллективной деятельности реализуется при создании совместных композиций. Принцип реализуется при организации коллективных конкурсов, проведении и участия в выставках;
поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий).
выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений).
динамичности (от самого простого до сложного).
сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).
преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода).
сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками).
интегративности (синтез искусств).
1.7.Возрастная категория детей – 6-7 лет.
1.8.Срок реализации программы – 1 год.
1.9.Форма и режим проведения занятий:
Количество детей в группе не превышает 12 человек.
Занятия проводятся подгруппой 1 раз в неделю во вторую половину дня,
длительность - 30 минут.
В год – 32 занятия.
Форма обучения: очная.
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
1.Фронтальная
Образовательная деятельность проводится со всей подгруппой детей, внутри которой каждый выполняет задание самостоятельно
2.Групповая
Совместное выполнение задания несколькими детьми
3. Смешанная
Сначала дети выполняют задание все вместе, а затем по частям (парами, тройками, звеньями).
Методы и приемы, используемые на занятиях
Эмоциональный настрой (использование музыкальных произведений),
Игровые методы
Практические методы
Словесные методы (рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация)
Словесные приемы (объяснение, пояснение, педагогическая оценка.)
Наглядные методы и приемы (наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.)
Все методы используются в комплексе.
Использование методов обучения:
– позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях необходимо дать возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Содержательный контроль и оценка результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает воспитатель детям при выполнении заданий и упражнений: чем помощь воспитателя меньше, тем выше самостоятельность у воспитанников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность проявление творчества, обеспечивают положительные результаты занятий.
В результате освоения программного материала, воспитанники должны уметь:
Применять разнообразные нетрадиционные техники изображения;
Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы и т.д;
Составлять композицию, проявлять творчество;
Последовательно работать над живописным изображением рисунка;
1.11.Форма подведения итогов реализации программы:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т.д.
Учебно-тематический план
Содержание работы | Количество занятий |
| в неделю | в месяц | в год |
Занятия по тематическому плану | 1 | 4 | 36 |
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 |
2 | Кляксография с трубочкой | 2 | 0 | 2 |
3 | Восковые мелки + акварель, оттиск поролоном | 1 | 0 | 1 |
4 | Восковые мелки + акварель, оттиск печатками | 1 | 0 | 1 |
5 | Восковые мелки + акварель, цветной маркер | 2 | 0 | 2 |
6 | Печать листьями | 2 | 0 | 2 |
7 | Печать по трафарету, тычок жесткой кистью | 1 | 0 | 1 |
8 | Оттиск поролоном | 1 | 0 | 1 |
9 | Оттиск смятой бумагой, тычок жесткой полусухой кистью | 1 | 0 | 1 |
10 | Оттиск смятой бумагой | 2 | 0 | 2 |
11 | Оттиск печатками из картофеля | 1 | 0 | 1 |
| Монотипия предметная | 1 | 0 | 1 |
12 | Монотипия пейзажная оттиск печатками из картофеля | 1 | 0 | 1 |
13 | Монотипия пейзажная | 3 | 0 | 3 |
14 | Набрызг, тычкование жесткой кисточкой | 1 | 0 | 1 |
15 | Графика рисование с натуры | 1 | 0 | 1 |
16 | Графика шариковая ручка | 1 | 0 | 1 |
17 | Графика | 1 | 0 | 1 |
18 | Рисование по сырой бумаге пастелью | 1 | 0 | 1 |
19 | Тиснение | 1 | 0 | 1 |
21 | Рисование ладошкой, пальчиками | 2 | 0 | 2 |
22 | Рисование тампоном и пальцами | 1 | 0 | 1 |
23 | Мозаика | 1 | 0 | 1 |
24 | Ватные палочки | 1 | 0 | 1 |
25 | Рисование мыльными пузырями | 1 | 0 | 1 |
26 | Граттаж | 1 | 0 | 1 |
27 | Рисование по сырой бумаге | 1 | 0 | 1 |
28 | Рисование свечой | 1 | 0 | 1 |
29 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
| | | | |
| Всего | 36 | 1 | 35 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Программное содержание | Материал |
1 | Вводное занятие | Познакомить детей с изостудией, рассматривание выставки рисунков в нетрадиционных техниках рисования; познакомить с материалами, оборудованием; выявить первоначальные навыки рисования детей. | Образцы рисования в нетрадиционных техниках. Бумага, прост. карандаш, гуашь, кисти, салфетки. |
2 | «Мое любимое время года» (монотипия пейзажная) | - познакомить с техникой пейзажной монотипией; - развивать у детей воображение, умение придумывать содержание своей работы; - формировать навыки создания выразительного образа определенного времени года - воспитывать интерес к процессу рисования. | Бумага, пр.кар., гуашь, кисти, салфетки. |
3 | «Вкусные дары щедрой осени» (Графика Рисование с натуры) | познакомить детей с понятием «натюрморт»; - развивать умение изображать фрукты, овощи разнообразных округлых форм, используя в работе сангину; - упражнять в технике рисования сангиной - формировать понятие «тональность» | Бумага, простой карандаш, сангина. |
4 | «Хоровод осенних листьев» (оттиск печатками из картофеля) | развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие цвета; - продолжать осваивать технику печатания с помощью печаток; - формировать умение смешивать краски, получать новые цвета и оттенки | Бумага, простой карандаш, акварель, кисти, печатки из картофеля, салфетки, палитра. |
5 | Натюрморт «Осенний букет» (тиснение) | развивать умение детей рисовать осенние цветы (астры, хризантемы и т. д. ), любоваться их красотой, самостоятельно выбирать тёплую или холодную гамму красок; - формировать чувство цвета, формы, ритма; воспитывать интерес к рисованию; - закрепить умение смешивать краски. Добиваться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее не только по светлоте, но и по цветовому тону; - вызвать интерес к работе. | Бумага, простой карандаш, акварель, кисти, салфетки, палитра. |
6 | «Золотая осень» (монотипия пейзажная, оттиск печатками из картофеля) | продолжать знакомить детей с жанром живописи – пейзаж; рассмотреть картину И. И. Левитана «Золотая осень»; - развивать умение рисовать изображения на переднем плане и на заднем, отражать в рисунке осенние впечатления; - упражнять в печатании с помощью печаток, при изображении деревьев, травы, листьев; - развивать активность, творчество; | Бумага, акварель, салфетки, кисти, печатки в форме листьев, палитра. |
7 | «Бабочки, которые я видел летом» (монотипия предметная) | познакомить детей с техникой «монотипия»; - закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое); - познакомить детей с симметрией (на примере бабочки); - развивать пространственное мышление. | Бумага. Пр. карандаш, акварельные краски, кисти. |
8 | «Ежик на полянке» (оттиск смятой бумагой, тычок жесткой полусухой кистью) | закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой»; - учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом; - учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями. | Жесткая кисть, смятая бумага, гуашь, сухие листья. |
9 | «Ковер из осенних листьев» (печать листьями) | познакомить с техникой печатания листьями. - закрепить умение работать с техникой печати по трафарету, смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати; - развивать цветовосприятие. | Листья, кисти, гуашь, салфетки. |
10 | «Ветка рябины» с натуры (рисование тампонами и пальцами) | учить анализировать натуру, выделять ее признаки особенности; - закрепить умение рисовать пальцами прием примакивания (для листьев); - развивать чувство композиции, чувство восприятия. | Бумага, гуашь, кисти, тампоны, салфетки. |
11 | «Сова на дереве» (восковые мелки + акварель, оттиск поролоном) | продолжать умение рисовать птиц, передавая их характерные особенности;- развивать навыки делать набросок простым карандашом, а затем оформлять работу восковыми мелками; - прививать любовь и бережное отношение к пернатым друзьям. | Простой карандаш, бумага, ластик, восковые мелки. |
12 | «Зимушка – зима» (печать листьями) | вызвать у детей интерес к изображению зимнего пейзажа, эмоциональный отклик на поэтические образы; - развивать умение детей отображать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы; - развивать интерес к технике печатание засушенными листьями лесного пейзажа; - использовать холодную гамму красок для передачи зимнего колорита; дорисовка дополнительных деталей кистью. | Бумага, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра, засушенные листья, салфетки. |
13 | «Улица города» (набрызг, тычкование жесткой кистью) | продолжать знакомить детей с родным городом; - развивать умение передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, создавать несложную композицию на тему современной городской улицы, находить отличительные признаки одного здания от другого (форма, этажность, цвет, материал); устанавливать зависимость между внешним видом, формой и назначением сооружения; - закрепить приёмы рисования краской. | Бумага, простой карандаш, гуашь, кисти, салфетки. |
14 | «Что за животное получилось» (кляксография с трубочкой) | развивать умение дорисовывать из полученной кляксы животное; развивать фантазию, творчество; - закрепить навыки работы с кистью; | Бумага, простой карандаш, гуашь, кисти, салфетки, трубочки, палитра. |
15 | «Баба – Яга и избушка на курьих ножках» (рисование ватными палочками) | -развивать умение создавать сюжетную композицию по мотивам русских народных сказок; - закрепить навыки рисования сначала простым карандашом, затем краскам; используя ватные палочки - формировать чувство цвета и композиции. | Бумага, гуашь, палитра, кисти, салфетки, простой карандаш, ватные палочки |
16 | «Зимние забавы» (восковые мелки + акварель, оттиск печатками) | развивать умение рисовать людей в движении; - совершенствовать умение работать акварелью и восковыми мелками; - развивать образные представления, творчество; - воспитывать старательность и аккуратность. | Бумага, восковые мелки, акварель, кисти, простой карандаш, салфетки |
17 | «Белка» (оттиск смятой бумагой) | -развивать умение детей рисовать белку, передавая её характерные особенности: овальное туловище вытянутая мордочка, короткие лапки; - отрабатывать умение отражать в рисунке впечатления от явлений природы в осенний период, передавать простую перспективу: на переднем плане изображать предметы крупно, на заднем — мелко; -формировать навыки передачи фактуру меха с помощью мятой бумаги; - развивать наблюдательность, эстетический вкус; - воспитывать бережное отношение к животным. | Цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, бумага, ластик. |
18 | «Семья семёновских матрёшек» (рисование пальчиками) | -познакомить детей с историей создания русской деревянной матрёшки, показать характерный особенности Сергиево – посадской матрешки; - развивать умение рисовать пальчиками силуэт матрешки, цветы, узоры; - формировать эстетический вкус. | Простой карандаш, гуашь ,бумага, ластик, кисти, палитра, салфетки |
19 | «Жар – птица» (мозаика) | - познакомить детей с декоративной техникой рисования «мозаика»; - развивать умение сочетать цвета между собой, рисовать концом кисти; - совершенствовать навыки рисования гуашью. | Простой карандаш, гуашь, кисти, палитра, салфетки, бумагаА4 |
20 | «Усатый – полосатый». (оттиск поролоном) | -развивать умение передавать в рисунке образ котёнка; - закреплять умение изображать животных, используя навыки печати поролоном, рисования кистью и красками; - развивать образное восприятие и воображение; - вызывать радость от созданного изображения. | Простой карандаш, гуашь, бумага, ластик ,кисти, салфетки, поролон |
21 | «Цветочек в горшочке» (кляксография с трубочкой) | закрепить приемы работы в технике кляксография; - продолжать учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных цветов; - способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. | Бумага, простой карандаш, гуашь, палитра, трубочки, кисти. |
22 | «Букет мимозы» (оттиск смятой бумагой) | -развивать умение детей рисовать цветы, сочетать цвета, правильно располагать рисунок на листе; - закреплять способы и приёмы рисования гуашью; - вырабатывать навыки рисования смятой бумагой; - воспитывать чувство уважения к родителям | Бумага, простой карандаш, акварель, палитра, кисти. |
23 | «Открытка для мамы» (печать по трафарету, тычок жесткой кистью) | -вызвать у детей эмоциональное отношение к процессу подготовки подарка для мамы; - закреплять умение рисовать открытку для мамы, используя технику печати по трафарету, прорисовывать мелкие детали кистью -воспитывать любовь к маме. | Бумага, гуашь, кисти, салфетки, палитра, простой карандаш, трафарет |
24 | «Ранняя весна» ( по-сырому пастелью) | -развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие весенней природы; - закреплять умение передавать цвета и их оттенки, смешивая краски разного цвета; продолжать формировать навыки рисования пастелью; - формировать умение располагать сюжет на всём листе бумаги. | Бумага, простой карандаш, акварель, пастель, палитра, кисти. |
25 | «Золотая рыбка» (графика) | -развивать навыки рисования; разделение плоскости листа путем складывания; - показать использование при построении композиции осей координат и осмысленное применение тех или иных линий при передаче формы и фактуры предмета: хвост, чешуя, плавники. | Бумага, фломастеры, простые карандаши |
26 | «Морское дно»(рисование ладошкой и пальцами) | -развивать умение детей составлять подводный пейзаж; - формировать обобщённое представление о внешнем облике морских обитателей, передавая в рисунке не только форму, но и пластику предмета, его характер, с помощью мелких деталей. | Бумага, гуашь, кисти, простой карандаш, салфетки. |
27 | «Рыбки» (рисование мыльными пузырями) | -продолжаем обучать детей рисовать мыльными пузырями; -дорисовывать детали объекта, для придания ему законченности и сходства с реальным образом; - развивать детское творчество, фантазию. | Бумага, гуашь, жидкое мыло, трубочка, салфетка |
28 | «Путь к звездам» (графика) шариковая ручка | -развивать умение рисовать синей шариковой ручкой по белому листу бумаги; упражнять в штриховке, изображать ракету в полёте, характерные особенности космического корабля; - придумывать композицию и содержание рисунка; - развивать творческую фантазию, образное мышление. | Бумага, шариковая ручка простой карандаш. |
29 | «Невидимый зверек» (рисование свечей) | познакомить детей с техникой рисования свечей; - продолжать учить рисовать по шаблону; -закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов; - развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета. - освоение техники рисования свечкой. | Бумага, свеча, акварель, кисти, салфетки. |
30 | «Гроза» (пейзажная монотипия) | закрепить умение изображать картины природы, передавать в рисунке особенности весенней погоды (грозовые тучи, молнии, дождь) ; - обучать детей приему размывки; - развивать самостоятельность, инициативу, чувство композиции; - поощрять индивидуальную манеру исполнения; - показать средства выразительности в пейзажах художников; - формировать интерес к рисованию. | Бумага, простой карарандаш, акварель, палитра, кисти. |
31 | «Черемуха» (рисование восковыми мелками + акварель, цветной маркер) | воспитывать эстетически - нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. - расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток; - познакомить с техникой рисования тычком; - формировать чувство композиции и ритма. | Бумага, восковые мелки, цветные маркеры, акварель, кисти, простой карандаш, салфетки. |
32 | «Пушистые облака» (рисование по сырому) | развивать воображение, наблюдательность, ритмичность движений, и цветовосприятие; - помочь детям в создании выразительного образа; - закрепить умение рисовать в технике по сырому; - воспитание эмоциональной отзывчивости. | Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон, салфетки, банки с водой. |
33 | «Праздничный салют Победы» (граттаж) | -закрепить приёмы рисования в технике «граттаж»; - совершенствовать приемы работы с острым краем палочки; - воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними. | Картон, свеча, тушь, жидкое мыло, кисть, заостренная палочка |
34 | «Гроза» (монотипия пейзажная) | -закрепить умение изображать картины природы, передавать в рисунке особенности весенней погоды (грозовые тучи, молнии, дождь) ; - обучать детей приему размывки; - развивать самостоятельность, инициативу, чувство композиции; - поощрять индивидуальную манеру исполнения; - показать средства выразительности в пейзажах художников; - формировать интерес к рисованию. | Бумага, простой карандаш, акварель, палитра, кисти. |
35 | «Пчёлка на цветке» (рисование восковыми мелками + акварель, цветной маркер) | -развивать способность наблюдать явления природы; - формировать умения передавать основные свойства предметов, характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. | Бумага, восковые мелки, цветные маркеры, акварель, кисти, простой карандаш, салфетки. |
36 | Итоговое занятие «Мы рисуем, что хотим» | совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; - закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Бумага, восковые мелки, гуашь, акварель, кисти, простые карандаш, салфетки, цветные карандаши |
| Итого: | 36 занятий | |
Материально-техническое обеспечение программы
1.Методическое обеспечение:
Для реализации Программы используются следующие материалы:
Учебный план;
Тематический план;
Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий;
Методическая литература для педагогов по организации кружковой деятельности.
2.Материально-техническое обеспечение:
Для реализации проекта в детском саду созданы необходимые материальные условия:
№ | Виды оборудования |
1 | Детские столы -6 штук |
2 | Детские стулья – 15 штук |
3 | Мольберт – 1 штука |
4 | Учебная доска – 1 штука |
5 | Компьютер - 1 шт. |
6 | Акварель, гуашь, наборы цветных карандашей, простые карандаши, восковые мелки (по числу детей) |
7 | Палитра – 12 шт. |
8 | Альбомы для рисования – 12 шт. |
9 | Репродукции картин, образцы рисования |
Список используемой литературы
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | о |
2 | Пейзаж | | | |
| «Мое любимое время года». | 1 | 0 | 1 |
| «Золотая осень». | 1 | 0 | 1 |
| «Зимушка – зима». | 1 | 0 | 1 |
| «Ранняя весна». | 1 | 0 | 1 |
| «Гроза». | 1 | 0 | 1 |
3 | Декоративное | | | |
| «Хоровод осенних листьев». | 1 | 0 | 1 |
| «Семья семеновских матрешек». | 1 | 0 | 1 |
| «Жар – птица». | 1 | 0 | 1 |
| «Ковер из осенних листьев». | 1 | 0 | 1 |
4 | Графика | | | |
| «Путь к звездам». | 1 | 0 | 1 |
| «Золотая рыбка». | 1 | 0 | 1 |
| «Вкусные дары щедрой осени». | 1 | 0 | 1 |
5 | Предметная | | | |
| «Белка». | 1 | 0 | 1 |
| «Усатый – полосатый». | 1 | 0 | 1 |
| «Бабочки, которые я видел летом». | 1 | 0 | 1 |
| «Ежик на полянке». | 1 | 0 | 1 |
| «Открытка для мамы». | 1 | 0 | 1 |
6 | Сюжетная | | | |
| «Сова на дереве». | 1 | 0 | 1 |
| «Улицы города». | 1 | 0 | 1 |
| «Баба – Яга и избушка на курьих ножках». | 1 | 0 | 1 |
| «Зимние забавы». | 1 | 0 | 1 |
| «Морское дно». | 1 | 0 | 1 |
| «Пчелка на ветке». | 1 | 0 | 1 |
| | | | |
7 | Натюрморт | | | |
| «Осенний букет». | 1 | 0 | 1 |
| «Букет мимозы». | 1 | 0 | 1 |
| «Ветка рябины». | 1 | 0 | 1 |
| | | | |
8 | Граттаж | | | |
| «Праздничный салют Победы». | 1 | 0 | 1 |
9 | Кляксография | | | |
| «Что за животное получилось?». | 1 | 0 | 1 |
| «Цветочек в горшочке». | 1 | 0 | 1 |
| «Рыбки». | 1 | 0 | 1 |
| | | | |
10 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
| Всего | 32 | 1 | 31 |
35