Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Стегаловка
Долгоруковского муниципального района
Липецкой области
Рассмотрена на заседании ШМО Протокол «___»________2020___г. №_____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________/________________ «___»________2020___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _________/___________. Приказ от«___»________2020___г. №____ |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Юный шахматист»
Ф.И.О. педагога, разработавшего рабочую программу: Панова Светлана Геннадьевна
учебный год: 2020/2021
2020 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
«Обучение шахматам с использованием компьютерных технологий» – это целостный интегрированный курс, направленный на формирование высоконравственной, гармоничной, творчески активной личности ученика. Широкое использование занимательного материала (например, чтение и инсценировка дидактических сказок), создание на уроках игровых ситуаций позволяют превратить знакомство с шахматами и – с их помощью – с современными компьютерными технологиями в увлекательный процесс, сделать обучение радостным, поддерживать у детей устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Благодаря специализированному программному комплексу «Шахматное образование» у них резко расширяется круг общения, появляется много новых возможностей для полноценного самовыражения, самореализации, и это позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы и компьютер прекрасно дополняют друг друга. Компьютерный век стремительно меняет образ жизни людей, идет переоценка ценностей. Наша древняя игра оказалась сродни новой ментальности, и первыми это почувствовали дети.
В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Прилагается также рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.
Цели и задачи данной программы обучения
Цели программы:
Обучить правилам игры в шахматы.
Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Планируемые результаты освоения учащимися программы.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Виды контроля:
текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.
К концу первого полугодия дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры, их обозначения при записи партии,
обозначение полей и фигур на шахматной доске;
абсолютную и относительную ценность каждой шахматной фигуры,
основные термины, обозначающие элементы шахматной тактики.
К концу первого полугодия дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
записывать «неподвижную шахматную позицию» в соответствии с шахматной нотацией;
рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.
реализовывать большой материальный перевес (матовать одинокого короля тяжелыми фигурами, а также королем и ферзем и королем и ладьей);
проводить элементарные комбинации на достижение мата или пата, на выигрыш материала.
Содержание учебной программы «Юный шахматист»
Программой предусматривается 34 шахматных занятия (один час в неделю). Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа разработана для детей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней. Первое занятие посвящено общему знакомству с компьютером и специализированным программным комплексом «Шахматное образование». На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Содержание обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов. Учащиеся учатся элементарно анализировать позицию и на основе анализа составлять простейший план дальнейшей игры. Дети знакомятся с темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации.
Учащиеся принимают участие в соревнованиях.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
1. КОМПЬЮТЕР. Общие сведения о компьютере и его устройстве (системный блок – «мозг» компьютера, монитор, клавиатура, мышь). Порядок включения и выключения, правила поведения за компьютером и организация рабочего места (осанка, расстояние от глаз до экрана и т.п.). Первое знакомство со специализированным программным комплексом «Шахматное образование» (СПК ШО) и программой обучающей шахматам «Динозавры учат шахматам».
2. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, запись «неподвижной» позиции
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
Компьютерные игры и упражнения на узнавание горизонталей, вертикалей, диагоналей, центра
3. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ШАХМАТ. Легенды о возникновении шахмат. Чатуранга, шатранж, шахматы на Руси. Чемпионы мира по шахматам.
Практика – компьютерные игры и упражнения.
4. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Компьютерные игры и упражнения
5. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
Компьютерные игры и упражнения
6. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы черные при любом своем ответе проиграли одну из фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей 7-8 лет виде те или иные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в реальной игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
Компьютерные игры и упражнения
7. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Компьютерные игры и упражнения
8. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Шахматная нотация. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
Компьютерные игры и упражнения
9. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, запись «неподвижной шахматной позиции» (повторение). Краткая и полная нотация. Обозначение взятия, шаха, мата. Запись шахматной партии из начального положения.
Практика – компьютерные игры и упражнения.
10. ЦЕННОСТЬ ФИГУР, НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА. «Стоимость» фигур в пешках (повторение). Сравнительная ценность фигур. Нападение, способы защиты от нападения, размен.
Практика – компьютерные игры и упражнения.
11. МАТОВАНИЕ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Мат тяжелыми фигурами (ферзь + ладья, ладья + ладья). Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Практика – компьютерные игры и упражнения.
12. ПРАВИЛО КВАДРАТА. Проведение пешки в ферзи при поддержке короля. Проведение пешки в ферзи без помощи короля.
Практика – компьютерные игры и упражнения.
13. КАК НАЧИНАТЬ ПАРТИЮ. Основные принципы разыгрывания дебюта: быстрейшая мобилизация всех сил, борьба за центр, гармоничное пешечное расположение.
Практика – компьютерные игры и упражнения.
14. ОСНОВЫ ШАХМАТНОЙ ТАКТИКИ. Двойной удар, коневые и пешечные вилки, связка, открытый и двойной шах, завлечение, отвлечение, блокировка, игра на пат.
Практика – компьютерные игры и упражнения.
Учебно-тематической планирование с указанием количества часов
№ | тема | Кол-во часов |
| Шахматная доска. | 2 |
| Краткая история шахмат. | 3 |
| Шахматные фигуры. | 4 |
| Начальная расстановка фигур. | 2 |
| Ходы и взятие фигур. | 4 |
| Цель шахматной партии. | 3 |
| Игра всеми фигурами из начального положения. | 2 |
| Шахматная нотация. | 4 |
| Ценность шахматных фигур | 5 |
| Техника матования одинокого короля. | 3 |
| Достижение мата без жертвы материала. | 2 |
| всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование– 34 ч (1 ч в неделю)
№ | Тема занятия | кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Первое знакомство с шахматным королевством. Белые и черные поля. Страницы истории шахмат | | | |
2 | Знакомство с шахматной доской. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Шахматная доска. Центр шахматной доски. | | | |
3 | Знакомство с шахматными фигурами. Белые фигуры, черные фигуры. | | | |
4 | Начальное положение. Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. Ладья в игре | | | |
5 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. Слов в игре | | | |
6 | Ладья против слона. | | | |
7 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. Конь в игре. | | | |
8 | Конь против ферзя, ладьи слона. | | | |
9 | Знакомство с пешкой. Пешка в игре. Превращение пешки. | | | |
10 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | | | |
11 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. Ферзь в игре. Правило “Каждый ферзь любит свой цвет”. | | | |
12 | Ферзь против ладьи и слона. | | | |
13 | Знакомство с шахматной фигурой Король. Король против других фигур. | | | |
14 | Рокировка. | | | |
15 | Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. | | | |
16 | Мат - цель шахматной партии. Ставим мат | | | |
17 | Ничья, пат. Задачи на мат в один ход. | | | |
18 | Шахматная партия. Начало шахматной партии. Короткие шахматные партии. | | | |
19 | Шахматная нотация. Ценность фигур | | | |
20 | Нападение и защита, размен | | | |
21 | Способы защиты от нападения. Как правильно нападать и защищаться. Защита от нападения | | | |
22 | Реализация большого материального перевеса Мат ферзем. Мат ладьей. | | | |
23 | Проведение пешки в ферзи при большом материальном перевесе | | | |
24 | Правило квадрата | | | |
25 | Как начинать партию. Основные принципы разыгрывания дебюта. | | | |
26 | Как начинать партию. Принцип быстрейшей мобилизации сил. | | | |
27 | Как начинать партию. О раннем развитии ферзя. | | | |
28 | Как начать партию. О гармоничном пешечном расположении. Понятие жертвы. | | | |
29 | Борьба за центр | | | |
30 | Основы шахматной тактики. Коневые и пешие вилки | | | |
31 | Связка. Как бороться со связкой. Развязывание | | | |
32 | Уничтожение защиты | | | |
33 | Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах | | | |
34 | Отвлечение. Блокировка. Мат на последней горизонтали | | | |