Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа п. Прудовой Екатериновского района Саратовской области
РАССМОТРЕНО На методическом совете МОУ СОШ п. Прудовой « » __________ 2020 г Протокол № ________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ п. Прудовой ____________ /О.В. Кривова/ « » _______ 2020 г. Приказ от ________ № _________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Бадминтон»
физкультурно-спортивная направленность
Возраст детей от 10 до 13 лет
Срок реализации – 1 год
Программу составил:
Сеина Т. А.
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| | Страницы |
1. | Комплекс основных характеристик программы |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи | 6 |
1.3. | Содержание программы | 7 |
1.4. | Планируемые результаты | 8 |
2. | Организационно-педагогические условия реализации программы |
2.1. | Учебный план | 11 |
2.2. | Календарный учебный график | 12 |
2.3. | Формы аттестации | 13 |
2.4. | Средства обучения | 14 |
2.5. | Список литературы | 15 |
2.6. | Оценочные материалы | 16 |
2.7. | Календарно - тематическое планирование по бадминтону на 2020-2021 год | 17 |
1. | Комплекс основных характеристик программы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
Программа «Бадминтон» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Дополнительная общеразвивающая программа по бадминтону разработана на основе:
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" в соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р) (далее – Концепция);
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
.
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
Бадминтон, как вида спорта, помогает решать основную задачу, физического воспитания: формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Занятия бадминтоном позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, развивают силу, выносливость, координацию движения, улучшают подвижность в суставах, способствуют приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают волевые качества.
Бадминтон развивает точность зрительного восприятия, быстроту движений и пространственное представление о своём теле на площадке. Широкая возможность вариативности нагрузки позволяют использовать бадминтон, как реабилитационное средство, в группах общей физической подготовки и на занятиях в специальной медицинской группе.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной подготовке, овладение теоретическими знаниями.
Программа раскрывает методические особенности обучения игре в бадминтон в общеобразовательном учреждении.
Данная программа направлена на приобретение обучающимися теоретических сведений о бадминтоне, овладение приемами техники и тактики игры, приобретения навыков участия в ней и организации самостоятельных занятий.
Актуальность
В ходе изучения предлагаемой программы обучающиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре. На начальном этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа с акцентом на разностороннюю физическую подготовку и овладения основами техники и тактики игры в бадминтон. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Для групп первого года обучения ставятся следующие частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, гибкости, ловкости, обучение техники и тактики игры, умению передвигаться по площадке, выполнение контрольных нормативов, соответствующих данному возрасту. Основное внимание уделяется физической и технической подготовке.
Педагогическая целесообразность
В учебном процессе и дополнительном образовании бадминтон используется как важное средство общей физической подготовки школьников. Для игры в бадминтон характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности игры. Условия игровой деятельности приучают детей: - подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; -действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; - постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
Данная программа рассчитана на детей 10-13лет (5- 7 классы).
Возрастные особенности детей 10-13 лет.
Это уже не малыши, но еще не старшие дети. Такой возраст объединяет части характеров, присущие старшим детям (интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим (непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Дети такого возраста всегда готовы вам помочь, так как у них развито желание лидерства. При нарушении правил поведения, как правило, идут на этот шаг осознанно, зная, что можно, а что нет (например, попробовать курить, подраться и т.д.). Часто дети захотят поделиться своими секретами, доверить какую-либо информацию, попросить помощи. Выслушать ребенка, дать совет очень важно. Дети стремятся подражать старшим и пример взрослого очень важен. Беседа – лучший метод воздействия.
Физический рост и развитие:
у девочек очень резкий скачок в росте, по сравнению с мальчиками;
у мальчиков период замедления роста;
непропорциональное развитие тела вызывает ощущение неловкости, неуклюжести;
Характерные особенности:
физические навыки, ловкость и сила оказывают большое влияние на статус среди сверстников и на мнение о себе;
начинается формирование критического мышления;
колебания настроения;
боятся проиграть, чувствительны к критике;
начинают понимать и принимать нравственные нормы;
шумны, любят спорить;
начинают проявлять интерес к противоположному полу, в то же время возможны конфликты.
энергичные, инициативные, «легки на подъем»;
стремятся к лидерству и соперничеству;
хотят выглядеть постарше, взрослее среди сверстников, с помощью копирования определенных элементов (не всегда положительных) поведения взрослых.
Срок реализации
Срок реализации программы 1год. Период обучения сентябрь-май
Формы и режим занятий
Форма занятий групповая. Продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 2 ч.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы. Создание условий для формирования у обучающихся устойчивых мотивов в бережном отношении к своему здоровью, использовании игры в бадминтон в организации здорового образа жизни.
Задачи программы:
образовательные задачи:
-познакомить с историей бадминтона;
-обучить техническим действиям игры в бадминтон;
оздоровительные задачи:
- укреплять здоровье, развивать основные физические качества и повышать функциональные возможности организма;
- повышать уровень разностороннего физического развития.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительные качества личности;
- воспитывать умения сотрудничать в учебной и соревновательной деятельности.
1.3. | Содержание программы Раздел «Знания о физической культуре» Теория. Роль обязательных занятий физической культурой и спортом в жизни человека. Правила игры и ведения счета. Мера безопасности на занятиях физической культурой и спортом. История и развитие бадминтона. Оборудование и инвентарь. Раздел«Способы двигательной деятельности» - Правильное перемещение по площадке. - Обучение различным способам хватов ракетки. - Имитация упражнений без ракетки и без волана; с ракеткой и без волана; с ракеткой и подвесным воланом. - Обучение основной стойке при подаче, при приеме подачи, при ударах. - Жонглирование воланом. - Обучение подаче. - Обучение ударам. - Обучение замаху при ударах. - Наблюдение за воланом и за противником во время игры. - Ознакомление с простыми тактическими комбинациями на 2–3 удара. Раздел«Физическое совершенствование» Специальную физическую подготовку следует проводить исходя из конкретных условий, упражнения и комплексы подбирать применительно к особенностям игры, полета волана и связанных с этим перемещений на площадке. В первую очередь следует развивать гибкость – это важнейшее условие для успешного развития остальных специфических качеств юного бадминтониста, – выполняя упражнения для увеличения подвижности плечевого пояса, суставов ног, гибкости туловища. |
Содержание данной программы способствует расширению знаний и умений по физической культуре, обеспечивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей, а именно:
пониманию роли и значения физической культуры в формировании здорового образа жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья посредством бадминтона;
овладению системой знаний о физическом развитии и физической подготовленности и функциональных системах организма;
освоению умений самостоятельно организовывать занятия по бадминтону, регулировать физические нагрузки на этих занятиях, т. е., обучающиеся самостоятельно должны отбирать средства и методы занятий, организовывать занятия, определять эффективность занятий в соответствии с поставленной задачей, ориентируясь на индивидуальные показатели физического развития и физической подготовленности;
углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в целом и бадминтона в частности.
В результате образования в области физической культуры на базовом уровне, у обучающихся формируются умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.
В познавательной деятельности:
использование наблюдений, измерений и моделирования;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения;
исследование несложных практических ситуаций.
В информационно-коммуникативной деятельности:
умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
умение составлять комплексы физических упражнений для развития физических качеств, подготовительные и подводящие упражнения для бадминтона;
умение использовать знаковые системы (таблицы, схемы по бадминтону.).
В рефлексивной деятельности:
самостоятельная организация учебной деятельности обучающихся на уроке физической культуре по бадминтону;
владение навыками контроля и оценки своей деятельности на занятиях по бадминтону;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
1.4.Планируемые результаты (образовательные (предметные) личностные, межпредметные).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах занимающихся. Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия бадминтоном для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания программного материала спортивной секции по бадминтону, в единстве с освоением материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий по бадминтону, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из бадминтона, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по бадминтону.
Предметные результаты характеризуют опыт занимающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения программного материала спортивной секции по бадминтону. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по бадминтону.
В результате освоения программы по бадминтону занимающиеся должны:
знать /понимать:
– роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
– основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
– способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь:
– выполнять технические действия по бадминтону;
– выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
– осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
– соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений по бадминтону.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
– включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
2 | Организационно-педагогические условия реализации программы Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. Программу реализует педагог дополнительного образования: Сеина Т.А., образование высшее профессиональное, СГУ, факультет физической культуры и спорта, 2010 г. Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Бадминтон» реализуется на базе МОУ СОШ п. Прудовой Екатериновского муниципального района Саратовской области 2.1. Учебный план. Учебно-тематический план № п\п | Наименование темы | Количество часов | Всего | Теория | Практика | 1 | Основы теоретических знаний. Развитие бадминтона в России. | 4 | 2 | 2 | 2 | Первоначальное обучение игре. | 18 | 4 | 14 | | Изучение основ техники и тактики бадминтона. | 24 | 4 | 20 | 3 | Общая и специальная физическая подготовка. | 24 | 2 | 22 | 4 | Учебно-тренировочные игры, соревнования. | 8 | | 8 | Итого | 78 | 12 | 66 | 2.2. Календарный учебный график. Начало занятий | | Продолжительность реализации программы | 39 недель Окончание 26 мая. | Режим работы занятий | Занятия проводятся с 14.30 часов до 16.00 часов. | Праздничные дни | 4 ноября 23 февраля 8 марта 1, 9 мая | Длительность занятий | 45 минут Между занятиями организуются перерывы длительностью 10 минут. | Основные формы аудиторных занятий | | Сроки промежуточной аттестации | На последнем занятии по каждому модулю программы. | 2.3. Формы аттестации Система оценки результатов освоения программы включает в себя осуществление - промежуточной аттестации. Формой промежуточной аттестации по программе является соревнования по бадминтону. Аттестация обучающихся проводится с использованием оценочных материалов (раздел 2.6). 2.4. Средства обучения Занятия проводятся в оборудованных спортивных залах с использованием следующих средств обучения: Перечень спортивного инвентаря и оборудования: Наименование спортивного инвентаря и оборудования | Количество | Гимнастическая скамейка | 4 | Гимнастическая стенка | 2 | Сетка для бадминтона со стойками | 1 | Свисток | 2 | Мат гимнастический | 6 | Ракетка для бадминтона | 6 | Секундомер | 2 | Канат | 1 | Волан перьевой | 20 | Корзина для воланов | 1 | Фишки (конусы) | 4 | Скакалка | 6 | Гантели | 6 | Перечень технических средств обучения: Наименование технических средств обучения | Количество | Компьютер, колонки | 1 | Флеш-карта с записями видео материалов | 1 | 2.5. Список литературы. Наименование учебно- методических материалов (может также включать перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в образовательном процессе) | Количество | Галицкий А. Азбука бадминтона: учебное пособие / А. Галицкий, О.Марков. – М.: ФиС, 1987. | 1 | Киселёв П.А. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьни-ков к олимпиадам / П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – М.: Глобус, 2008. | 1 | Рыбаков Д. Основы спортивного бадминтона / Д. Рыбаков, М. Штильман. – М.: ФиС, 1982. | 1 | Смирнов Ю.Н. Бадминтон: учебное пособие для институтов физической культуры / Ю.Н. Смирнов. – М.: 1989. | 1 | Андриевская М.В. / Вспомогательный материал для начинающих тренеров и учителей физкультуры, - СПб, 2010. | 1 | В.М. Щукин. / Новые правила в бадминтоне и их влияние на модернизацию учебно-тренировочного процесса. Н. Новгород: ННГАСУ, 2009. | 1 | Жбанков О.В. / «Специальная и физическая подготовка в бадминтоне» - М.: Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2011. | 1 | Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. / Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: Академия, 2006. | 1 | 2.6. Оценочные материалы. Для индивидуального развития ребенка имеет огромное значение отслеживание, динамики развития его достижения: - самонаблюдение и самоконтроль на занятиях по бадминтону. - ведение дневника самонаблюдения, за динамикой физического развития и физической подготовленности. - измерение частоты сердечных сокращений во время занятий. - оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. -правила самостоятельного тестирования физических качеств в бадминтоне. -оценка основных технических приемов игры (стойки, подачи, удары, передвижение по корту). - способы выявления и устранения ошибок в бадминтоне. В связи с этим программа предусматривает следующую систему отслеживания результатов: - журнал текущего учёта и контроля; - школьные соревнования; - сдача нормативов; Контрольные нормативы по основам технической подготовки в бадминтоне № п/п | Контрольные упражнения | 7 лет | 8 лет | 9 лет | 10 лет | 1 | Набивание (жонглирование) волана, за 30 сек. | 10 | 15 | 20 | 25 | 2 | Удар сверху через сетку | 2 | 3 | 5 | 7 | 3 | Выполнение короткой передачи, кол-во раз | 2 из 10 | 4 из 10 | 5из 10 | 6из 10 | 4 | Выполнение высокой подачи, кол-во раз | 1 | 3 | 4 | 5 | 5 | Выполнение короткой подачи | 1 | 1 | 2 | 3 | 2.7. Календарно - тематическое планирование по бадминтону на 2020-2021 год № п/п | Содержание занятия | Количество часов | Дата | 1 | Вводное занятие. История бадминтона. | 2 | 2.09 | 2 | Правила игры. Правила техники безопасности. | 2 | 9.09 | 3 | Организация судейства и соревнований. | 2 | 16.09 | 4 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Классификация подач и ударов. | | 2 | 23.09 | 5 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Передвижение по площадке. | | 2 | 30.09 | 6 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Передвижение по площадке. | | 2 | 7.10 | 7 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Стойка при подаче и при ударах. | | 2 | 14.10 | 8 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Отбивание волана в защите и в нападении. | | 2 | 21.10 | 9 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Тактика одиночной игры. | | 2 | 28.10 | 10 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Тактика парной игры. | | 2 | 6.11 | 11 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование подач и приемов подачи. | | 2 | 11.11 | 12 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Повышение точности подачи. | | 2 | 18.11 | 13 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Повышение точности подачи. | | 2 | 25.11 | 14 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Повышение точности подачи. | | 2 | 2.12 | 15 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование коротких ударов. | | 2 | 9.12 | 16 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование коротких ударов. | | 2 | 16.12 | 17 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование коротких ударов. | | 2 | 23.12 | 18 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование коротких ударов. | | 2 | 30.12 | 19 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование плоских ударов. | | 2 | 6.01 | 20 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование плоских ударов. | | 2 | 13.01 | 21 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование плоских ударов. | | 2 | 20.01 | 22 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование плоских ударов. | | 2 | 27.01 | 23 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Изучение смэша. | | 2 | 3.02 | 24 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование смэша. | | 2 | 10.02 | 25 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование смэша. | | 2 | 17.02 | 26 | ОФП. СФП. ТТМ. | 2 | 24.02 | 27 | ОФП. СФП. ТТМ. | 2 | 3.03 | 28 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Обучение подставке. | | 2 | 10.03 | 29 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование подставки. | | 2 | 17.03 | 30 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Обучение атаке «стрелой» при низкой подаче. | | 2 | 24.03 | 31 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование атаки «стрелой» при низкой подаче. | | 2 | 31.03 | 32 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование тактики одиночной игры. | | 2 | 7.04 | 33 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование тактики парной игры. | | 2 | 14.04 | 34 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование передвижений по площадке с постоянным контро-лем за воланом. | | 2 | 21.04 | 35 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование передвижений по площадке с постоянным контро-лем за воланом. | | 2 | 28.04 | 36 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование всех изученных тактик и ударов. | | 2 | 5.05 | 37 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование всех изученных тактик и ударов. | | 2 | 12.05 | 38 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование всех изученных тактик и ударов. | | 2 | 19.05 | 39 | ОФП.СФП. | | ТТМ. Совершенствование всех изученных тактик и ударов. | | 2 | 26.05 | | Итого | 78 | | |