СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Веселые нотки" стартовый уровень

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа стартового уровня "Веселые нотки".

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Веселые нотки" стартовый уровень»

Управление образования Администрации городского округа Чехов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза А.И. Маркова



Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №2 от 20.11.2021

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №8

______ Белокопытов Ю.C. 01.06.2021





Дополнительная общераз

вивающая программа

художественной направленности

«Веселые нотки»

стартовый уровень


Возраст детей: 10 – 16 лет

Срок реализации: 1 год



Составитель:

Митягина Марина Юрьевна,

педагог дополнительного образования







г. Чехов. 2021 г.


Пояснительная записка.

Программа стартового уровня «Веселые нотки» является адаптированной, составлена на основании анализа государственных программ для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений: программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова, «Хоровое пение» Е.В. Жарова.

Актуальность программы.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. Благотворно влияет на психологическое здоровье ребенка, положительно влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания, позволяет снять напряжение, способствует нормализации эмоциональной сферы.

В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

5. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

6. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).

Отличительная особенность программы.

Отличительная особенность дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня «Веселые нотки» от других программ в том, что воспитание юных вокалистов проходит на репертуаре, который основан на русскоязычных песнях. Песенный репертуар состоит из русских народных песен, песен советского периода, песен современных авторов. Для привития художественного вкуса и эталона звучания на занятиях педагог знакомит учащихся с лучшими образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки

Адресат программы

Дополнительная общеразвивающая программа стартового уровня «Веселые нотки» рассчитана на работу с учащимися средних и старших классов в возрасте от 10 до 16 лет интересующихся музыкой.

Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вокала.

Важным условием является здоровый голосовой аппарат.

Основными требованиями, предъявляемыми к учащимся, являются:

  • регулярное посещение занятий,

  • трудолюбие,

  • добросовестность,

  • доброжелательное отношение друг к другу.

Новизна программы – в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, не только разного возраста, но и имеющих разные стартовые способности, но при этом стремящихся научиться красиво и грамотно петь.

Программа дополнительного образования основана на постепенном развитии индивидуальных способностей учащихся от простого к сложному.

В процессе занятий применяется множество упражнений, которые укрепляют певческое дыхание, активизируют артикуляцию, дикцию, развивают музыкальный слух, силу голоса и т.д.

Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а так же на развитие их сценической культуры.

Актуальность. Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.

Цель программы – приобщение учащихся к вокальному искусству, создание условий для выявления их индивидуальных потребностей, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей. Обучение пению.

Компетенции

Личностные:

  • формировать потребность в творческой самореализации в социально-полезной и социально-приемлемой деятельности;

  • формирование способности к самооценке на основе критериев успешности в творческой деятельности;

  • развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

  • развитие потребности опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

  • творческая самореализация на занятиях;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные:

  • формировать певческий голос, музыкальную чуткость;

  • развивать музыкальные способности детей: слух, ритм, музыкальную память для дальнейшей работы в ансамбле.

Образовательные:

  • формировать минимальную систему знаний по музыкальной грамоте, основам вокала, хорового и сольного пения;

  • углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • обучить детей вокальным навыкам.

Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющихся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей. Большую роль в этом играют:

- концертная деятельность;

- участие в фестивалях, конкурсах.

Песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий, входящих в план воспитательной направленности общеобразовательного учреждения.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает коммуникации обучающихся.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, количество учащихся:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня - кружок вокальный ансамбль «Веселые нотки» рассчитана на работу с учащимися в возрасте от 10 до 16 лет.

Срок реализации программы:

«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 недель, 72 часа (с чередование 1-2 часа в неделю). Программа разбита на 2 модуля.  

Формы и виды занятий.

Ведущей формой организации занятий является очная практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. При групповой форме работы, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием;

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения

– распевание;

– работа над произведением;

– анализ занятия.

Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики.

Беседа - на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия - на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов - классиков, современных композиторов, знакомятся с образцами вокальной музыки.

Занятие-постановка - репетиция, сводная репетиция, на которых отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Открытое занятие - проводится для педагогов, родителей.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников.

Другие формы работы: тематический концерт, творческая встреча, концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • как точно интонировать на всём диапазоне;

  • как петь естественно, ровным по тембру голосом;

  • как пользоваться навыками певческого дыхания;

  • основы сценического поведения;

  • основы вокально-ансамблевого исполнительства.

Учащиеся должны уметь:

  • различать песенные жанры;

  • исполнять распевки и выученные песни;

  • выразительно и грамотно исполнять песни, применяя на практике работу с микрофоном;

  • работать в творческом коллективе.

Формами подведения итогов программы:

Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих: внешней и внутренней деятельности коллектива.

Концерт, конкурс, фестиваль является формой диагностики музыкальных способностей и развития личности ребенка. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т.д. можно отнести к внешней деятельности коллектива, а результаты участия – как своеобразный критерий оценки их деятельности.

Все дети принимают участие в концертной деятельности, но на разных уровнях, поэтому каждый найдет возможность проявить себя.

Внутренняя деятельность – это музыкальное и личностное развитие каждого учащегося.

Разработка критериев оценки образовательной деятельности учащихся проводится с учетом цели программы - создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей через вокально - сценическое искусство.

Для подведения итогов реализации образовательной программы на стартовом уровне в начале учебного года, а также в конце каждого полугодия используется диагностика музыкальных способностей детей.

1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов


Формы аттестации/контроля/


Всего

Теория

Практика

Формы организации занятия

1.

Формирование вокальных навыков

6

2

4

Очная, групповая

Наблюдение

2.

Вокально-хоровая работа

6

2

4

Очная, групповая

Творческие задания

3.

Основы музыкальной грамоты

4


2

2

Очная, групповая

Опрос

4.

Изучение песенных жанров

14

4

10

Очная, групповая

Творческий анализ

4.1

Эстрадная песня

Очная, групповая,

индивидуальная

Творческое исполнение

4.2

Народная песня


Очная, групповая,

индивидуальная

Творческое исполнение

5

Сценический образ и культура исполнения

6




2

4

Очная, групповая

Творческие

задания


6.

Технические средства в работе вокалиста

6

2

4

Очная, групповая

Слуховой анализ

7.

Физиологические аспекты певческого процесса.

6

2

4

Очная, групповая,

индивидуальная.

Контрольный опрос

8.

Концертная деятельность

6


6

Очная, групповая,

индивидуальная

Выступление на праздниках, концертах.



54

16

38




Содержание учебно-тематического плана

1. Формирование вокальных навыков

Теория: (2часа) Объяснение на начальном этапе главных задач, стоящих перед вокалистом - певческая установка, звукообразование, дикция и артикуляция, певческое дыхание. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, и т.д.), хоровом пении.

Практика: (4 часа) Проверка вокально-слуховых данных, постановка целей и задач для индивидуальной работы. Отработка тем с помощью распевок, вокальных и артикуляционных упражнений: упражнения на легато, стаккато, нон легато; работа над дыханием с помощью упражнений (комарик, шарик, цветок и т.д.), чтение стихов, скороговорок для отработки дикции.

2. Вокально-хоровая работа - 6 часов

Теория: (2 часа)

Знакомство с основными понятиями вокально-хоровой работы: типы певческих голосов, средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, темпо-ритм номера)

Практика: (4 часа) Слушание музыкальных композиций в исполнении популярных вокалистов на определение диапазона голоса и тембровой окраски. Практическая работа с вокальными примерами на определение темпа, ритма, динамических оттенков.

3. Основы музыкальной грамоты - 4 часа

Теория: (2часа) Объяснение следующих тем: «Музыкальный лад», «Изучение гаммы», «Система ручных знаков».

Практика: (2часа) Слушание музыкальных примеров на различие ладов, знакомство с нотной грамотой в пределах гаммы.

4. Изучение песенных жанров –14 часов

Теория: (4часа) Знакомство с академической, эстрадной, народной песней.

4.1 Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни.

Практика: (10 часов) Включает в себя знакомство с содержанием песни, ее настроением, мелодией, ритмическим рисунком, композиционным построением, а также построчное разучивание песен. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Во время работы над песнями происходит закрепление приобретенных умений и навыков. Это одна из наиболее объемных тем, так как на ней базируется собственно обучение вокальному искусству

4.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
4.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
5. Сценический образ и культура исполнения. 6 часов

Теория: (2часа) Знакомство с основными требованиями к сценическому образу вокалиста, художественный образ вокального произведения; значение хореографии при исполнении вокальных номеров.

Практика: (4 часа) Постановка хореографических движений и сценическое оформление вокальных номеров.

6. Технические средства в работе вокалиста. 6 часов

Теория: (2часа)

Понятие о микрофоне, его работе, знакомство с устройством микрофона. Правила пользования им, умение работать с микрофоном. Поле деятельности певца.

Практика: (4 часа)

Работа с микрофоном, слушание своего голоса (искаженного микрофоном), умение чувствовать микрофон (микрофон – продолжение руки).
7. Физиологические аспекты певческого процесса. 6 часов

Теория : (2часа)

Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

Практика: (4 часа)

Выполнение практических упражнений на снятие мышечных зажимов голосового и опорно-двигательного аппарата; упражнения на внимание, чувство ритма.

8. Концертная деятельность 6 часов

Практика: Выступление солистов и группы.
Активное участие в жизни школы, города. Выступление на праздниках, концертах, фестивалях. В конце учебного года показательное выступление (отчетный концерт), демонстрация приобретенных навыков и умений. Планирование направлений работы на следующий год.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

2. Комплекс организационно-педагогических условий.

Календарный учебный график

дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые нотки»

№ п/п

Дата

Время занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Модуль 1

Формирование вокальных навыков (6 ч)

14.01.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Вводное занятие (организационные вопросы, техника безопасности) общие понятия солист, дуэт, трио

Актовый зал

Беседа

21.01.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Дикция, артикуляция, исполнение скороговорок

Актовый зал

Устная

оценка

22.01

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Музыкальная грамота

Актовый зал

Устная

оценка

4.

28.01.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Музыкальная грамота

Актовый зал

Беседа

5.

04.02.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Чистота интонации, с помощью распевок.

Актовый зал

Устная

оценка

6.

05.02

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Звукообразование, атака звука, пение в «речевой позиции». Стаккато, легато.

Актовый зал

Слуховой анализ

Вокально-хоровая работа (6 ч)

7.

11.02.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Типы певческих голосов. Средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика).

Актовый зал

Слуховой анализ

8.

18.02.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Прослушивание музыкальных композиций.

Работа с вокальными номерами

Актовый зал

Слуховой анализ

9.

19.02

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Практическая работа с вокальными номерами

Актовый зал

Слуховой анализ

10.

25.02.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Практическая работа с вокальными номерами

Актовый зал

Слуховой анализ

11.

03.03.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Практическая работа с вокальными номерами

Актовый зал

Слуховой анализ

12.

04.03.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Практическая работа с вокальными номерами

Актовый зал

Слуховой анализ

Основы музыкальной грамоты (4 ч)

13.

10.03.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Основы музыкальной грамот

«Музыкальный лад», «Изучение гаммы».

Актовый зал


Беседа

14.

17.03.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

«Музыкальный лад «Изучение гаммы». «Система ручных» знаков

Актовый зал

Беседа

15.

18.03.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

«Музыкальный лад «Изучение гаммы». «Система ручных» знаков

Актовый зал

Слуховой анализ

16.

24.03.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Слушанье музыкальных примеров различных ладов.

Актовый зал

Слуховой анализ

Изучение песенных жанров (14 ч)

17.

31.03.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Знакомство с академической, народной, эстрадной песней.

Прослушивание, манера исполнения.

Актовый зал

Слуховой анализ

18.

01.04

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Знакомство с академической, народной, эстрадной песней.

Прослушивание, манера исполнения.

Актовый зал

Слуховой анализ

19.

07.04.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Знакомство с академической, народной, эстрадной песней.

Прослушивание, манера исполнения.

Актовый зал

Слуховой анализ

20.

14.04.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Практика работы с вокальными номерами. Определение темпа, ритма

Актовый зал

Слуховой анализ

21.

15.04

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Практика работы с вокальными номерами. Определение темпа, ритма.

Актовый зал

Слуховой анализ

22.

21.04.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Практика работы с вокальными номерами. Определение темпа, ритма.

Актовый зал

Слуховой анализ

23.

28.04.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Практика работы с вокальными номерами. Определение темпа, ритма.

Актовый зал

Слуховой анализ

24.

29.04

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Народная песня

Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента.

Актовый зал

Слуховой анализ

25.

05.05.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Исполнение обработок народных песен с сопровождением вокальным ансамблем

Актовый зал

Слуховой анализ

26.

12.05.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Исполнение обработок народных песен с сопровождением вокальным ансамблем

Актовый зал

Слуховой анализ

27.

13.05.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Эстрадная песня

Освоение вокального репертуара для детей. Работа над произведениями современных отечественных композиторов.

Актовый зал

Слуховой анализ

28.

19.05.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Освоение вокального репертуара для детей. Работа над произведениями современных отечественных композиторов

Актовый зал

Слуховой анализ

29.

26.05.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Освоение вокального репертуара для детей. Работа над произведениями современных отечественных композиторов

Актовый зал

Слуховой анализ

30.

27.05.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Работа над произведениями современных отечественных композиторов

Актовый зал

Слуховой анализ

Модуль 2.

Сценический образ культуры исполнения (6 ч)

31.

07.09.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Художественный образ в песне.

Актовый зал

Слуховой анализ

32.

14.09.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Художественный образ в песне.

Актовый зал

Слуховой анализ

33

15.09.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Стилистика, драматургия и нюансы

Актовый зал

Слуховой анализ

34

21.09.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Стилистика, драматургия и нюансы

Актовый зал

Слуховой анализ

35

28.09.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Исполнение песни с жестами и движениями.

Актовый зал

Слуховой анализ

36

29.09

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Отработка жестов и движений.

Актовый зал

Слуховой анализ

Технические средства в работе вокалиста (6 ч)

37

05.10.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Работа над исполнением под фонограмму

Актовый зал

Творческие задания

38

12.10.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Работа над исполнением под фонограмму

Актовый зал

Творческие

задания

39

13.10.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Работа с микрофоном (микрофон продолжение руки)

Актовый зал

Творческие

задания

40

19.10.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Работа с микрофоном (микрофон продолжение руки)

Актовый зал

Творческие

задания

41

26.10.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Работа с микрофоном (Умение слушать свой голос)

Актовый зал

Творческие

задания

42

27.10.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Работа с микрофоном (Умение слушать свой голос)

Актовый зал

Творческие

задания

Физиологические аспекты певческого процесса (6 ч)

43

02.11.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Подача звука, его атака.

Актовый зал

Слуховой анализ

44

09.11.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Подача звука, его атака.

Актовый зал

Слуховой анализ

45.

10.11.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Подача звука, его атака.

Актовый зал

Слуховой анализ

46.

16.11.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Работа над тембром.

Чистота интонации.

Актовый зал

Слуховой анализ

47.

23.11.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Работа над тембром.

Чистота интонации.

Актовый зал

Слуховой анализ

48.

24.11.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Работа над тембром.

Чистота интонации.

Актовый зал

Слуховой анализ

Концертная деятельность (6 ч)

49.

30.11.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Сценический образ, подготовка концертных номеров

Актовый зал

Слуховой анализ

50.

07.12.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Сценический образ, подготовка концертных номеров

Актовый зал

Творческое исполнение

51.

08.12.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Подготовка к новогоднему концерту

Актовый зал

Творческое исполнение

52.

14.12.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Подготовка к новогоднему концерту

Актовый зал

Творческое исполнение

53.

21.12.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Подготовка к новогоднему концерту

Актовый зал

Творческое исполнение

54.

28.12.

15.10-15.55

Групповая

1 ч.

Выступление на новогодних праздничных концертах

Актовый зал

Выступление на праздниках, концертах.

Методические рекомендации

Методические материалы

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - вокальный ансамбль «Веселые нотки» применяются разнообразные методы обучения: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные, практические, игровые…

В работе используется разноуровневый и индивидуальный подход, активно применяются различные формы и методы организации учебного процесса. На занятиях педагог использует систему методов, направленных на усвоение способов музыкальной деятельности:

-метод стимулирования и мотивации учебной деятельности;

- метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

- метод контроля и самоконтроля.

Для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, используются различные педагогические технологии. Для эффективной организации учебного процесса применяются следующие педагогические технологии:

1.Личностно-ориентированный подход когда педагог при обучении вокалу учитывает творческие данные ребёнка, оценивает рост конкретной личности; создает теплые взаимоотношения в коллективе.

2.Здоровьесберегающая технология реализуется следующим образом: проводятся упражнения на релаксацию, на разогревание и настройку голосового аппарата учащихся, на снятие напряжения с внутренних и внешних мышц.
3.Игровые технологии с учётом возрастных особенностей учащихся. Игра, является потребностью и основным видом деятельности. В последующие годы она продолжает оставаться одним из главных условий развития интеллекта школьника. Игра помогает пополнять объем знаний, является средством музыкального развития ребенка. Игровая форма организации уроков, значительно повышает творческую активность ребенка. Игра расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует умения и навыки, необходимые в практической деятельности.

4. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся. Привнесение в учебной процесс  аудио, видео материалов, возможностей интернета позволяет анализировать собственные выступления.
5. Портфолио учащихся используется для того, чтобы учитывать индивидуальные достижения детей. В папке находятся индивидуальные и групповые проектные работы, грамоты, награды и другие достижения учащегося, листы оценки и самооценки. Весь собранный материал стимулирует воспитанников повышать учебную мотивацию школьников и их самооценку.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Аудиозаписи, видеозаписи, грамоты, журнал посещаемости, методические разработки, портфолио, протоколы конкурсов, фото, отзыв детей и родителей, свидетельства (сертификаты).

Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах.  На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные обучающимися в процессе обучения, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутые в процессе прохождения программы, социальная адаптация обучающихся.

Материально-техническая база:

1. Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима (18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %), противопожарным требованиям, оснащенный мебелью, соответствующей возрастным характеристикам детей 10-16 лет.

Технических ресурсы

Музыкальный центр

Ноутбук

Телевизор

Проигрыватель

Наличие специального кабинета.

Наличие репетиционного зала (сцена).

Фортепиано, синтезатор.

Музыкальный центр, компьютер.

Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

Электроаппаратура.

Нотный материал, подборка репертуара.

Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

Записи выступлений, концертов.

Список литературы

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).

1.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.

2.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007

3.Кудрявцев В. Воображение, творчество и личностный рост ребенка. Библиотечка «Первого сентября» .Серия «Воспитание, образование, педагогика».вып.25. М.,Чистые пруды 2010.

4.Курбатов А., Курбатова Л., Парницына-Курбатова Н. Воспитание духовно-нравственного здоровья. Библиотечка «Первого сентября». Серия  «Воспитание, образование, педагогика».вып.21. М.,Чистые пруды 2008.

5.Курбатов А., Курбатова Л., Культура дыхания. Комплекс упражнений для школьников. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей». вып.6(12). М.,Чистые пруды 2006

6.Гуляева О., Чеботарев А.Дыхательная гимнастика. Методическое пособие. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей». вып.3(15). М.,Чистые пруды 2007.

7.Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд.,, стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

8.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

9.Белоброва Е.Н. Техника эстрадного вокала.- М.:2009.

10.Бергер Н.А. Сначала-ритм. Учебно-методическое пособие.-СПб.: Композитор, 2004.

11.Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.-СПб.: КАРО, 2004.

12.Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим. ру. Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: ИПЦ Маска, 2007.

13.Карягина А.В. Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих.-СПб.: Лань, 2008.

14. Лаптева Е.В. 600 упражнений для развития дикции.- М.:Профиздат, 2007.

15. Лобанова О.Г. Дышите правильно: Учение индийских йогов о дыхании, изменённое Западом. Американская метода Кофлера. Изд. 2-е. – М.: Либроком, 2012.

16. Кузьгов Р.Ж. Основы эстрадного вокала.-М.:Павлодар, 2012

17. Жаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. - М.:Книжкин Дом, 2006.

18.Елисеева -Шмидт, Э.С. Энциклопедия хорового искусства / Э.С. Елисеева Шмидт. - Москва: , 2016.

19. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1983. – 96с.

20. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 352 с., ил.

Литература, рекомендованная обучающимся и родителям:

1. Великие композиторы: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Лом «Литере», 2004. – 96 с.

2. Кончаловская Н. Нотная азбука. Серия «Почемучка». - М.:ООО Издательство АСТ», 2000. – 60с.

3. Клёнов А.С. Там где музыка живёт. – М.: Педагогика, 1985. – 152с.

4. Весёлые уроки в школе и дома. (Учимся играя) /Авт.сост. Бугаёва З.Н. - М.:ООО Издательство АСТ», 2002. – 383с.

5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка. – М.:ООО Издательство АСТ», 2003 – 397с.

6. Битус А., Битус С. Певческая азбука ребёнка.-Минск: ТетраСистемс, 2007.

7. Бровко В.К. «Битлз» на уроках сольфеджио. – СПб.:Композитор, 2004.

8.Марченко Л.Ю. Лучшие детские песни о разном: вып.2, изд.2-е., -Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Примерный репертуарный список:

1. Непоседы - «Мама будь всегда со мною рядом»

2. Мультикейс - «Молодая лошадь»

3. И.Дунаевский - «Капитан»

4. Хор Великанов - «Наше детство»

5. Е .Зарицкая - «Хлопайте в ладоши»

6. Хор Великанов - «Мамочка, с днем рождения»

7. Непоседы - «Три желания»

8. И.Русских - «Пой живи Россия»

9. Непоседы - «Не разлучные друзья»

10. А. Ермолов - «Весёлая песенка»

11. Хор Великанов - «Йорки»

12. Д. Тухманов - «Тучка»

13. Барбарики - «Разукрасим все планеты»

14. В. Шаинский - «Папа может»

15. М.Дунаевский - « Брадобрей»

16. «Не грусти, улыбнись и пой» - М. Струве. В.