муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Черницынская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол № __ от «__» __.2021г. _____/____________/ | ПРИНЯТА на Педагогическом совете МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области Протокол от «_» __.2021г. №_ | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области ___________/И.Н. Петрова/ Приказ от «__» __. 2021г. № _ |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Азимут»
туристско-краеведческой направленности
Возраст обучающихся: 12-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Сопин Андрей Викторович
преподаватель-организатор ОБЖ.
с.Черницыно
2021 год
Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Азимут» (туристко-краеведческой) направленности (далее Программа). Программа краткосрочная, носит ознакомительный характер, является локальным нормативным документом МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области.
Актуальность Программы : Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся
Нормативно-правовая база:
- законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014;
-Правилами и нормативами, установленными Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПин 2.4.4.3172-14 (утв. Постановлением от 04.07.2014 года № 41).
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);
-Устав МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области;
-Положение об организации и реализации образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области.
Цель и задачи
Цель: Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Задачи:
1. В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки;
- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.
2. В области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;
- гуманное отношение к окружающему миру;
- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.
3. В области физической подготовки:
- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);
- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.
Категория обучающихся, для которой Программа актуальна:……….
Формы и режим занятий : групповые, индивидуальные, периодичность – 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 45 минут
Срок реализации Программы:
1 год (34 учебных часа)
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Умения управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
Способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий
Умение предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Понимать цель выполняемых действий.
Проговаривать и осуществлять последовательность действий.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебные пособия, интернет-ресурсы.
Умения самостоятельно определять цели своего обучения.
ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Анализировать полученную информацию.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместное деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Умение формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Выработка умений и навыков коммуникативной культуры в процессе занятий физической культурой.
Предметные результаты:
Расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья.
Прогнозируемые результаты и критерии их оценки.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.
В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.
По завершении обучения кружковцы должны
знать: - порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;
- вопросы туризма и экологии;
- основы топографии и ориентирования;
- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;
- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;
- основные разделы пройденной программы;
- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;
- способы преодоления различных естественных препятствий;
- основные исторические и географические сведения о родном крае;
- различные способы ориентирования на местности.
уметь: - передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;
- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;
- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;
- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;
- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;
- уметь правильно применять туристские узлы;
- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;
- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;
- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;
- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.
Настоящая программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристическими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход, и предназначена для ребят в возрасте от 12 до 16 лет.
Содержание Программы.
Учебный (тематический план) |
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) |
| | всего | теория | практика | |
| Раздел 1. Основы туристской подготовки. 10 часов. | | | | |
1 | Организация и комплектование группы. | 1 | 1 | | |
2 | Введение в образовательную программу | 1 | 1 | | |
3 | Туристские путешествия, история развития туризма. Инструктажи по охране труда. | 1 | 1 | | Инд. опрос |
4 | Спортивное ориентирование как вида спорта. | 1 | 1 | | Фронтальная беседа |
5 | Личное и групповое туристское снаряжение. | 1 | | 1 | Зачет |
6 | Организация похода. Питание в походе. Составление рациона. | 1 | | 1 | Зачет |
7 | Правила движения в походе, преодоление препятствий. | 1 | | 1 | Практические задания |
8 | Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий. Устройство бивака. | 1 | 1 | | Зачет |
9 | Правила установки палатки. | 1 | | 1 | Зачет |
10 | Костёр, его виды. Разведение и поддержание костра. Костровое хозяйство. Меры предосторожности. | 1 | 1 | | Зачет |
| Раздел 2. Основы гигиены и первая доврачебная помощь. 4 часа | | | | |
11 | Первая медицинская помощь. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений. | 1 | 1 | | Зачет |
12 | Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний | 1 | 1 | | Фронтальная беседа |
13 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. | 1 | 1 | | Зачет |
14 | Приемы транспортировки пострадавшего. | 1 | | 1 | Зачет |
| Раздел 3. Топография и ориентирование. 8 часов | | | | |
15 | Топографические карты. | 1 | 1 | | Практические задания |
16 | Спортивные карты. | 1 | 1 | | Практические задания |
17 | Компас. Строение и работа с ним. Приёмы ориентирования карты по компасу. Определение расстояний и работа с компасом.. | 1 | | 1 | Зачет |
18 | Азимут истинный и азимут магнитный. | 1 | 1 | | Инд. задания |
19 | Соревнования по ориентированию | 1 | | 1 | Практические задания |
20 | Соревнования по ориентированию | 1 | | 1 | Практические задания |
21 | Соревнования по ориентированию | 1 | | 1 | Практические задания |
22 | Соревнования по ориентированию | 1 | | 1 | Контрольная работа |
| Раздел 4. Краеведение. 12 часов | | | | |
23 | Краеведение. История Курской области и её культурное наследие. | 1 | 1 | | Сообщения |
24 | География Курской области. | 1 | 1 | | Сообщения |
25 | История Октябрьского района. | 1 | 1 | | Доклады |
26 | География Октябрьского района. | 1 | 1 | | Доклады |
27 | Выполнение краеведческих заданий. | 1 | | 1 | Практические задания |
28 | Выполнение краеведческих заданий. | 1 | | 1 | Практические задания |
29 | Выполнение краеведческих заданий. | 1 | | 1 | Практические задания |
30 | Сбор материалов по краеведению. | 1 | | 1 | Творческое задание |
31 | Экологические проблемы Курской области. | 1 | 1 | | Тестирование |
32 | Экологические проблемы Октябрьского района. | 1 | 1 | | тестирование |
33 | Подготовка к однодневному туристическому походу. | 1 | | 1 | Зачет |
34 | Однодневный туристический поход. | 1 | | 1 | Зачет |
| Итого : 68 чаов | | | | |
Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Основы туристской подготовки. 10 часов.
Вводное занятие.
Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Значение туризма и спортивного ориентирования в пропаганде активного и здорового образа жизни.
Организация и подготовка похода.
Укладка в рюкзак личного снаряжения. Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по построению, движению, созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения. Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу. Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Денежные нормы питания туристов. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность, стоимость, вес. Составление расписания приема пищи в полевых условиях, в столовых населенных пунктов и во время длительных переездов. Замена обедов перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов, приправ. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути. Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных трав и растений для приготовления пищи. Технология приготовления походных блюд. Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.
Туристское снаряжение.
Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету.
Личное снаряжение. Одежда и обувь туриста в дальнем походе, типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки). Типы лыж, какие лыжи и крепления пригодны для похода, установка и подгонка креплений, смоление и смазывание лыж; предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка). Альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования. Прочие предметы личного снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д. Как готовить личное снаряжение к походу.
Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток, как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Состав и назначение ремаптечки, обязанности реммастера до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению.
Туристский бивак.
Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака.
Привалы и биваки. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.
Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды. Организация бивачных работ. Типовая планировка территории бивака, элементы комфорта на туристском биваке. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной растительности, насекомых, сырости грунта. Как надо обращаться с рюкзаком на биваке.
Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях. Использование полиэтиленовых пленок, поролона. Как ликвидировать комаров в палатке. Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей и обуви. Выбор места для костра. Где запрещается разводить костер. Типы костров и их назначение. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и оборудования. Физический смысл процесса сушки, правила сушки. Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей. Раздача пищи. Прием пищи. Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в походе (в полевых условиях и в помещениях). Умывание и купание. Правила безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака. Особенности организации ночлега в населенных пунктах. Как пользоваться русской печью, дровяной плитой. Основные правила соревнований по навыкам походного туристского быта.
Раздел 2. Основы гигиены и первая доврачебная помощь. 4 часа
Гигиена туриста.
Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль в походе и на экскурсии. Признаки заболеваний и травм. Знание съедобных растений и грибов, умение использовать лекарственные растения на практике. Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе и на экскурсии лекарственные и ядовитые растения родного края. Применение растений в быту и медицине. Знание и умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Умение оказать помощь при повреждениях кожи, растяжения мышц, вывихе сустава. Искусственное дыхание. Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях. Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу. Умение организовать транспортировку пострадавшего. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Индивидуальный медицинский пакет туриста.
Раздел 3. Топография и ориентирование. 8 часов
План и карта.
Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Определение термина «ориентирование». Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам. Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).
Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов. Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны склонов по шкале заложений, составление характеристик участков местности по картам. Вычисление магнитных азимутов линий по исходным данным. Определение магнитных азимутов заданных линий (маршрута по данным карты). Составление легенд, заданных на картах маршрутов. Сравнение и оценка результатов. Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по карте). Перевод полученного результата в масштаб карты. Обратная задача. Сравнение и оценка результатов. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников на маршрутах (из практики походов кружковцев).
Определение расстояний простейшими способами.
Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры подручных средств (лопаты, топорики, спичечные коробки, карандаши и авторучки). Глазомер. Видимый горизонт. Походные дальномеры (расстояние между телеграфными столбами, высота телеграфного столба, средняя высота леса и т.д.) Ориентир по аэрофотоснимкам. Определение сторон горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне. Две Медведицы. Положение Полярной звезды. Ориентирование по местным признакам в лесу и степи. Ориентирование без компаса и карты. Топография и ориентирование. Компас и его устройство. Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута. Движение по азимуту. Использование данных современных космических технологий при ориентировании на местности. Топография и ориентирование. Топографические знаки. Топографическая съёмка местности. Чтение карты. Приёмы ориентирования карты. Работа на школьной площадке с компасом и картой. Нахождение контрольных пунктов по карте и на местности на время. Ориентация во времени и пространстве (камеральная обработка).
Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.
Раздел 4. Краеведение. 12 часов.
Краеведение.
История и география Курской области и Октябрьского района. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Географические особенности города Курска и его окрестностей. Охрана природы. Краеведческая работа в походе. Краеведческие наблюдения, сбор и оформление краеведческого материала. Ведение полевого дневника. Географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир. История заселения и освоения территории. Культурное наследие в виде памятников истории и архитектуры. Практические работы с картами атласа Курской области. Охрана природы. Сохранение природного единства в зонах отдыха и туризма.
Физическая подготовка.
Туристская техника и спортивное ориентирование. Правила по комплексу туристских соревнований. Особенности технической подготовки к различным видам соревнований. Контрольно- туристский маршрут, командная и индивидуальная техника. Узлы и их назначение. Вязка узлов. Грудная обвязка и страховочная система. Приёмы обращения с верёвкой. Подъём и спуск спортивным способом. Различные виды переправ и их наведение. Страховка и самостраховка. Игры на местности.
Формы контроля и оценочные материалы.
Основными формами предъявления и оценки результатов являются: зачеты, практические задания участие в соревнованиях, конкурсах по спортивному ориентированию; участие в районной краеведческой конференции и массовых туристких мероприятиях районного о регионального уровня. походы (подготовка и проведение; конкурс отчетов) и пр.
Организационно-педагогические условия реализации Программы.
материально-технические условия реализации Программы:
Программа кружка предполагает наличие у группы необходимого личного и группового туристского и специального снаряжения, бивуачного и вспомогательного (хозяйственного, медаптечки и пр.), обзорные карты края; кроки, схемы; топографические и спортивные карты всех масштабов; компасы, веревки, карабины, страховочные системы; основные и вспомогательные веревки, бивуачное и спец. тур.снаряжение.
Туристское снаряжение:
Рюкзак - 15 шт.
Турковрики - 15 шт.
Рукавицы брезентовые - 15 пар.
Тренировочный костюм х. б. – 15 шт.
Палатки - 5 шт.
Топор, котелки, пила, канистры, примуса, лопата.
Аптечка - 2 набора
Компаса жидкостные - 8 шт.
Веревка основная (40 м) - 3 шт.
Фонарь - 4 шт.
Список литературы.
1. Нормативная:
1. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.
2. В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 1990г.
3. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников. – М., 2004г
Дрогов И.А., Подготовка инструкторов детско – юношеского туризма. _ М., 2004 г.
Н.В. Поляница «Организация туристских этапов», Конаково, 2009
Е.Ю.Ривкин «Организация туристической работы со школьниками», Москва, 2001г
2. Туризм:
7. Г.И.Долженко «История туризма в дореволюционной России и СССР». – Ростов: Издательство Ростовского университета, 1998г.
8. Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 2007г.
9. Подготовка и проведение туристского похода с учащимися. - Омск: УНООО, 1998г.
10. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.
3. Топография и ориентирование. Туристская техника:
11. Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму: Методические рекомендации. – М.:ЦРИБ «Турист», 1983г.
12. Б.И.Огородников «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО». – М.: Физкультура и спорт, 1995г..
4. Подготовка и проведение похода:
13. Организация и проведение спортивного туристского похода. – М.: Турист, 1986г.
14. А.Ю.Остапец «На маршруте туристы- следопыты». М.: «Просвещение», 1987г.
15. А.Евтушенко «Организация, подготовка и проведение походов выходного дня». Методическая разработка, - Ставрополь, 2004г.
5. Краеведение:
16. И.А.Юньев «Краеведение и туризм». М.: Знание, 2008
17. Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации.- М.: Турист, 1989г.
18. Географическое краеведение.. ТОИПКРО, 2006г.
6. Зелёная аптека:
19. Ю.Шальков «Здоровье туриста». – М.: Физкультура и спорт, 2007г.
20. Лечение лекарственными растениями в народной медицине. – Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1992г.
21. .П.Е.Вавриш, Л.Ф. Горовой « Грибы в лесу и на столе». – Киев: Урожай, 1993г.
7. Медицина:
22. Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А. Попова. – Ленинград, 1991г.