СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования Художественно-эстетической направленности "Наш веселый оркестр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новизна программы в первую очередь состоит в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование устойчивых умений и навыков у музыкально-одаренных воспитаников в ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования Художественно-эстетической направленности "Наш веселый оркестр"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иланский детский сад № 20»

Рассмотрено


На Методическом совете

МБДОУ «Иланский детский сад № 20»

Протокол № 31.08.21г.


Проверено


Заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Иланский детский сад №20»

________С.А. Никитина

31.08.2021 г.



Утверждаю


Заведующий

МБДОУ «Иланский детский сад № 20»

__________Л.Ф. Филатова

_____________20201 г.




Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования

Художественно-эстетической направленности

«Наш веселый оркестр»

Срок реализации рабочей программы - 2 года.

Программа предназначена для детей 5-7 лет.





Образовательная область: «Музыка»

Модуль: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах»










Разработчик:

Тыченко В.Ю.,

Музыкальный руководитель по музыкальной культуре.









г. Иланский

2021-22 уч. год

  1. Целевой раздел


Пояснительная записка


Рабочая программа «Наш веселый оркестр» разработана на основе образовательной программы МБДОУ «Иланский детский сад № 20» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования с учетом примерной парциальной программы И.М. Каплуновой «Ладушки».

Программа рассчитана на демонстрацию разнообразных возможностей использования музыкальных инструментов в ДОУ как в индивидуальном музицировании в часы досуга, так в коллективном исполнении в детском оркестре. В программе представлено содержание, при помощи которого педагог стремится с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия, помогающие педагогу развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты. 

Новизна программы в первую очередь состоит в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование устойчивых умений и навыков у музыкально одарённых воспитанников детского сада.

Актуальность программы состоит в том, что, обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношении, различают красоту звучания различных инструментов. У детей развивается музыкальное качество слуха, ритма и движения. Детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

В программе «Ладушки» собран уникальный музыкальный материал, тщательно отобраны наиболее простые и доступные для детского исполнения произведения, содействующие воспитанию у детей любви и уважения к народной музыке, народным традициям, развивающие творческий потенциал каждого ребенка, способствующий развитию исполнительских артистических качеств.


Возрастные особенности детей по освоению данной учебной дисциплины


Детей старшего дошкольного возраста отличает более богатый по сравнению с младшими дошкольниками жизненный и музыкальный опыт. Они с интересом слушают музыку, эмоционально ярко реагируют на нее.

При определении общего характера, настроения музыкального произведения дети этого возраста ориентируются уже не на одно, а на два или несколько средств музыкальной выразительности (темп и тембр, темп и динамику, темп, тембр и динамику одновременно). Восприятие музыкального образа становится более адекватным, что связано с достаточно высоким уровнем развития системы музыкальных способностей, мышления, воображения.

Дети усваивают понятие «жанр»-ключевое понятие как музыкального, так и любого другого искусства (инструментальная и вокальная музыка, марш, песня, танец, «русская плясовая», вальс...). Обобщаются представления о форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная форма). Легче всего дети определяют ее, занимаясь музыкальным движением и играя в оркестре.

Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно большой и разнообразный опыт музыкального выразительного движения. Они слышат в музыке и могут передать в движении не только ее общее настроение, но и темп, динамику, яркий ритмический рисунок, форму. Сюжеты, которые доступны детям для воспроизведения в музыкальных этюдах, становятся более сложными. В них присутствуют не только изобразительные моменты, но и выразительное начало, отражение определенного настроения («Обидели», «Цветок распускается»). Дети уже владеют главными видами основных движений: шага, бега, прыжков- и могут выполнить их достаточно координированно, ритмично и выразительно.

Старший дошкольный возраст - возраст расцвета сюжетно-ролевой и режиссерской игры. Старшие дети уже достаточно самостоятельны, любознательны и творчески активны.


Программа рассчитана на 2 года обучения старшая группа – дети 5-6 лет, подготовительная группа – 6-7 лет. Состав участников в оркестре не более 10-12 человек.


В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься в оркестре по принципу их одарённости. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком и одно занятие в группе.

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику оркестрового воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, совместную работу педагога, родителей и детей.

Целью данной программы является развитие творческого потенциала музыкально одарённого ребенка, формирование и совершенствование умений и навыков игры на музыкальных инструментах через вовлечение их в музыкальную деятельность и игру.


Задачи реализации программы:

  • последовательно знакомить детей с инструментами русского народного оркестра; различать красоту звучания музыкальных инструментов;

  • развивать интерес к игре в оркестре;

  • воспитывать навыки народной культуры, приобщать к народному творчеству через вовлечение в игру; расширять знания народных поговорок, пословиц, примет, игр;

  • развитие моторных способностей через овладение народными инструментами, влияющих на психофизические функции ребёнка.


Место учебной дисциплины в учебном плане:

В год 38 часов

В неделю 1 час.

Продолжительность НОД по музыкальной культуре 30 минут.



Используемая литература:

1. Каплунова И.М, Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

2. Каплунова И.М. Библиотека программы «Ладушки» Ансамбль ложкарей Санкт –Петербург 2015

3. Каплунова И.М. «Наш веселый оркестр» ООО Лансье 2019 год

4.Приобщение детей к истокам русской народной культуре. Л. Князева, М. Д. Маханева изд.-2017год.


Планируемые результаты освоения Программы:

Результаты и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся.


Сформированы основные умения и навыки:

- основные названия инструментов народного оркестра;

- внешний вид инструмента;

- навык правильного звукоизвлечения;

- играть в ансамбле: своевременно вступать и заканчивать игру;

- передавать правильно ритмический рисунок;

- пользоваться музыкальными инструментами, бережно относиться к ним.


На этапах обучения происходит общее развитие координации пальцев рук, развитие мелкой моторики. Дети получают и закрепляют навыки игры на инструменте (металлофон, ксилофон, тарелочки, треугольник) и приобретают много новых практических навыков и приемов ансамблевой и оркестровой игры, а также теоретических знаний. Программа нацелена на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха для того, чтобы ребенок несмотря на все трудности верил в свои силы и, таким образом, поддерживалось его желание играть на инструменте. За период обучения каждый ребенок имеет возможность не только научиться правильно играть на том или ином инструменте, но и услышать их в составе оркестра.


2. Содержательный раздел

Формы, технологии, методы и средства реализации Программы:


1. Практические занятия, где происходит разбор произведений, отрабатываются приемы и навыки ансамблевой и оркестровой игры.

2. Репетиционно-концертные занятияэто подготовка и публичное представление отдельных концертных номеров.

3. Игровые занятияэто дидактические игры на развитие музыкального слуха, восприятия и развитие творческого потенциала.

4. Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

5. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Одним из важнейших компонентов постепенного и глубокого освоения детьми приемов и навыков игры в оркестре является индивидуальные занятия с отдельными детьми, что помогает сосредоточить внимание на особенностях и специфике конкретной партии в соответствии с её назначением, а также глубже разобраться в исполнительских возможностях каждого ребенка. Хорошее исполнение дает возможность уделять основное время сводных оркестровых занятий работе над художественной стороной исполняемых произведений.

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

На практических занятиях дети должны четко проговаривать и прохлопывать сильную долю, метр и ритм произведения.

На занятиях по оркестру используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения детей на детских музыкальных инструментах детей является демонстрация педагогом игре на музыкальных детских инструментах.


Схема занятия:

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание.

Методические принципы педагогического процесса:


  • принцип гармонического воспитания личности;

  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством игре на инструментах, от простого к сложному;

  • принцип успешности;

  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

  • принцип творческого развития;

  • принцип доступности;

  • принцип ориентации на особенности и способности - природ сообразности ребенка;

  • принцип индивидуального подхода;

  • принцип практической направленности.

  • слушание произведения.

  • проведение занятий группой, индивидуальные, сводных занятий, а также репетиций и концертов;

  • составление репертуара для изучения в оркестровой группе, при этом учитываются возможности детей, т. к. неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению детьми навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.


Содержание программы

  • Слушание

  • Детские песни

  • Веселые ритмы

  • Волшебный тамбурин

  • Детский оркестр


Технические средства обучения:

  • Музыкальный центр

  • Аудиозаписи

  • Синтезатор

  • Телевизор

  • Проктор

  • Экран

  • Микрофон

  • Микшер

  • Усилитель

  • Шумовые инструменты


Тематическое планирование

месяц № занятия

Старшая группа

Тема:

Подготовительная группа

Тема:

Сентябрь


1.Музыкальные инструменты.

     Беседа о музыкальных инструментах, о предстоящей деятельности.

Шумовой оркестр. Понятие об оркестре, ансамбле,

   инструментальных группах оркестра.

   История создания и  развития шумового оркестра

   Разновидности оркестров, что общее и в чем различие.

2. Оркестр русских народных инструментов. «Лягушонок» М.Лазарева

   3.История создания и развития оркестра русских народных инструментов.    

   Состав оркестра.

4. Техника безопасности в работе с музыкальными инструментами.

   Инструктаж по технике безопасности.

 Строение инструментов. Звучание и тембры инструментов.


1.Оркестр русских народных инструментов.

   История создания и развития оркестра русских народных инструментов.    

   Состав оркестра.

2. Техника безопасности в работе с музыкальными инструментами.

   Инструктаж по технике безопасности.

   Строение инструментов. Звучание и тембры инструментов.

3.Румба, маракасы, трещотки

4. Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах.

   Повторение пройденного материала.

Колокольчики (музыкальные металлические)

     Продолжать формировать умения- приемы игры на колокольчиках.

     - прием трель.




Октябрь

Тема: Румба, маракасы, трещотки

   Знакомство с приемами игры на ударно-шумовых инструментах (встряхивание,      

  Удар по ладошке, «Ах вы, сени» р.н.м.

2. Румба, маракасы, трещотки

   Муз. дидактическая игра «Угадай на чем играю».

   Совершенствуем навыки овладения игрой на

   ударно-шумовых инструментах «Мишка с куклой» муз. М. Качурбиной.

3. Бубен Знакомство с приемами игры на бубне (удар ладошкой, удар кулачком косточками по донцу) «Пойду ль я выйду ль я» р.н.м.

Бубен -продолжать совершенствовать приемы игры на бубне

     (встряхивание правой рукой) «Ах вы сени» р. н. м.

4.Бубен. Учить правильно, держать бубен в правой руке, ударять левой рукой.  

     Муз. дидактическая игра «Тихо-громко в бубен бей»

муз. Е. Тиличеевой, муз-ритмические движения под игру на бубнах.

Тема:1. Полька с бубнами музыка М.Глинки. Музыкальные треугольники: формировать умения и навыки детей играть в оркестре, вступать по показу дирижера, используя    

навыки игры на треугольниках.

2. Детский оркестр: музыкальные треугольники Разучивание современной пьесы, вслушиваться в музыку.

    Совершенствовать умение игры в оркестре.

3.Деревянные ложки «Я на горку шла»

     Совершенствовать навыки игры на ложках, выполнять скользящие      

      движения

4.Ансамбль Деревянные ложки

Закрепить навыки игры на ложках.

Применять навыки игры в соответствии с музыкой.



Ноябрь

Тема: 1. Колокольчики (музыкальные металлические)

     Знакомство с игрой на колокольчиках, показ приемов игры

     (удар палочкой, встряхивание)

2. Колокольчики (музыкальные металлические)

     Продолжать формировать навыки и умения приемы игры на колокольчиках.

     Обучение приему трель.

     Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Е.Тиличеевой.

3. Колокольчики (музыкальные металлические)

 Формировать навыки и умения держать колокольчик: вертикально не сжимая кисть,    

      Свободно  потряхивать и ставить на ладошку.

      «Игра с колокольчиками». муз. Римского-Корсаково.


4.Музыкальные треугольники. Знакомство со звучанием инструмента. Обучение навыкам игры на треугольнике.

Держать треугольник в левой руке за резиночку, а в правой руке палочкой ударять по нижнему краю треугольника.

Музыкальные треугольники

Продолжать совершенствовать навыки игры на треугольнике.

Разучить прием «тремоло».

Прослушивание произведения «Венское настроение».

Тема:1. Детский оркестр: барабаны, бубны, треугольники.

Продолжать работать над четким ритмом исполнения, слаженностью игры в оркестре.

2. Детский оркестр: барабаны, бубны, треугольники «Полька с бубнами» М. Глинка.

Закрепить полученные навыки игры в оркестре.

Добиваться ритмического ансамбля.

3.Трезвучие «Тебе должно понравиться» Л.Эванс.

4.Металлофон - Продолжать развивать приемы игры на металлофоне выполнять в воздухе и на столе «глиссандо» с поворотом кисти.

Упражнение «Ручейки» и игра.



декабрь

Тема:1. Деревянные ложки Знакомство с игрой на деревянных ложках.  Показ приемов игры на ложках.

Правильно держать ложки в руках, ритмично ударять «пяточкой»   по «пяточке» приемом «ладушки». «Ах, вы сени мои сени» р.н м.

2.Деревянные ложки.

Совершенствовать навыки игры на ложках, выполнять скользящие       движения ложками «Ах, вы сени, мои сени».

3. Ансамбль  Деревянные ложки

 Закрепить навыки игры на ложках.

 Применять навыки игры в соответствии с музыкой.

     «Из-под дуба». р.н.м.

4.Барабан Знакомство с игрой на барабане.

     Показ приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками песня    

     «Барабан» муз Слонова.


Тема: 1. Обучение приемам игры на металлофоне. Упражнение тихий-сильный «Дождик» «Часики».  

      Удар по одной и двум пластинкам.

      Добиваться отскакивания молоточка от пластинок.

2.Детский оркестр- Бубны, трещотки, треугольники. Пьеса «Снова твист» -Разучить новую пьесу. По усмотрению педагога совершенствовать навыки игры в оркестре. Закрепить умения играть на бубнах, румбе, треугольниках.

3. Детский оркестр- бубны, треугольники, тарелки. Пьеса «Полька с хлопками»

Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах.

      Совершенствовать навыки игры в оркестре.



4.Детский оркестр: музыкальные треугольники

     Разучивание современной пьесы. Вслушиваться в музыку. Совершенствовать умение игры в оркестре. «Мы желаем счастья вам» С.Намин

Январь

Тема:

1.Детский оркестр румба, бубен, треугольник.

     Совершенствовать игру на румбе.

     Закрепить навыки игры на треугольнике и бубне. Пьеса «Ча-ча-ча».

2.Детский оркестр румба, бубны, треугольники

Формировать навыки детей игре в оркестре, ритмично играть на инструментах,

     своевременно вступать в игру. Работать над выразительностью исполнения и осанкой.

     Пьеса «Ча-ча-ча»

3.Барабан продолжать совершенствовать приемы одновременной и

  поочередной игры палочками на барабане упражнение

  «Барабанщики» муз. Красева.

4. Барабан - Знакомство с новым приемом игры: барабанная дробь.

      « Марш» муз. Парлова. Барабан- Повторение навыков игры на барабане.

 Формировать навыки и умения игре в ансамбле «Та-та тити-та -тити -та –та-та»

Барабан- Совершенствовать навыки игры в ансамбле.

 Одновременно ритмично стучать палочками, соблюдая темп.

Тема: 1. «Во, саду ли в огороде». Флейта. Формировать навыки и умения, передавать ритмический рисунок, развивая ритмический слух детей, и заканчивать свою партию.

1. «Вятские, смоленские – ложки деревенские»

Слушать звучание различных ложек,
определять на слух большие и маленькие,
деревянные, металлические и пластмассовые.

3.«Ударно- шумовой оркестр» Состав ударно-шумового оркестра, показ инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра.
Повторение строения ложек, разновидности
ложек.
Повторение приема игры на ложках
«ладушки».
4.«Ударно- шумовой оркестр. Ложки»

февраль

Тема: 1.Детский оркестр: барабаны, бубны, Треугольники.

     Пьеса «Радецкий марш».

Ритмично выбивать ритм, вовремя вступать, не опережая товарищей.

2.Детский оркестр: барабаны, бубны, треугольники.

     Продолжать работать над четким ритмом исполнения, слаженностью игры

     в оркестре.

3. Детский оркестр: барабаны, бубны, треугольники

     Закрепить полученные навыки игры в оркестре.

     Добиваться ритмического ансамбля.

Металлофон - Знакомство с игрой на металлофоне. Формировать навыки и умения самостоятельно, брать и правильно держать молоточек, помахивать им  свободно в воздухе. Упражнение с молоточками без музыки.

4.Металлофон -Учить детей постукивать молоточком по столу, по ладошке,

 по кубику. упражнение «Дождик» р.н м.


Тема: 1. Колокольчики
всех видов, бубны, металлофоны

Формировать навыки одновременным
вступлением и окончанием игры. Вслушиваться в музыку. Определять
характер и регистр в незнакомых
произведениях.
Добиваться тишины вовремя выступления
и исполнения другими инструментами.


Музыкальная грамота

2.«Звуки музыкальные и немузыкальные»

3.«Высокие и низкие звуки»

4.«Звуки громкие и тихи


март

Тема: 1. Металлофон- Продолжать формировать навыки и умения приемы игры на металлофоне выполнять в воздухе и на столе «глиссандо» с поворотом кисти. Упражнение «Ручейки».

2.Обучение приемам игры на металлофоне. Упражнение тихий-сильный «Дождик», «Часики».   Удар по одной и двум пластинкам.

      Добиваться отскакивания молоточка от пластинок.

3.Детский оркестр -  металлофоны, хрустальные колокольчики, треугольники.

 Продолжать работать над пьесой. Распределение инструментов   Поэтапное разучивание партий. Учить играть легко, стремиться к красивому звучанию.

4.Металлофоны, хрустальные колокольчики, треугольники.

Закрепить навыки игры в ансамбле. Пьеса «История любви» добиваться

одновременности и слаженности игры.

Тема:

1.Ансамбль  Деревянные ложки

     Закрепить навыки игры на ложках.

     Учить детей применять навыки игры в соответствии с музыкой.


2.ложки «Лошадка»

3.ложки. Ах ты, береза

4.Во кузнице. Совершенствовать навыки игры на ложках, учить выполнять скользящие


апрель

Тема:

1.Продолжать совершенствовать полученные ранее навыки игры в оркестре,

       добиваться ритмичности. работать над артистичностью исполнения

       пьесы.

2. Детский оркестр- Металлические музыкальные колокольчики

     Пьеса «Вечерняя серенада»

     Разучить произведение, вспомнить музыкальные колокольчики навыки игры на музыкальных колокольчиках.

 Формировать навыки и умения слушать мелодию и вовремя вступать в игру.

3.Детский оркестр- бубны, треугольники, тарелки. Пьеса «Полька с хлопками».

 4.  Разучить новую пьесу. Закрепить навыки игры на бубнах и румбах.

     Добиваться ритмичности исполнения.

Тема:

1.Металлофон-

   Формировать навыки и умения самостоятельно, брать и правильно держать молоточек, помахивать им

      свободно в воздухе. Упражнение с молоточками без музыки.

2.Металлофон –формировать навыки и умения постукивать молоточком по столу, по ладошке,

     по кубику. упражнение «Дождик» р.н м.

3 Металлофон - Продолжать формировать навыки приемам игры на металлофоне выполнять в

      воздухе и на столе «глиссандо» с поворотом кисти.

  4.Упражнение «Ручейки».

Продолжать усовершенствовать навыки игры на металлофоне.

       Работать над ритмичностью металлофоне исполнения.




май

Закрепление пройдённого материала; подготовка творческому отчету. Репетиции

Закрепление пройденного материала -репетиции


  1. Организационный раздел


Особенности организации РППС

Пространство музыкального зала условно делится на две зоны: спокойную и активную. В активной зоне нет мебели, стеллажей и декораций. Спокойная зона является самой важной и значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важные виды деятельности, как восприятие и пение.

Зал оснащен проектором, музыкальным центром, телевизором, ноутбуком, шумовыми детскими инструментами, мебелью для детей и преподавателя, и полками для хранения учебного оборудования. Зал соответствует требованиям технической эстетики, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям.


Формы предъявления результатов:


— участие в тематических фестивалях;

— участие в конкурсах, разного уровня;

— проведение отчетного концерта в конце учебного года.


Воспитанники творческой площадки в течение года представляют свои результаты на внутрисадовских и районных мероприятиях.


Условия реализации программы:


Условиями отбора детей в оркестр является их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься в оркестре, по принципу их одарённости.

Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком и одно занятие в группе

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику оркестрового воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, совместную работу педагога, родителей и детей.