СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный патриот"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа является победителем федерального проекта "Успех каждого ребенка" национальног проекта "Образования" 2020г. Для реализации программы было выделено оборудование, мебель, методические материалы на 800 тысяч рублей.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Юный патриот"»






ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


1. Учреждение

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 имени П.Т. Харитонова» г.Улан-Удэ.

2. Полное название программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный патриот»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Малых Ольга Николаевна, учитель ОБЖ.

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный Закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О днях воинской славы и памятных датах России»

  • Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (ред. от 04.03.2013, изм. 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе»

  • ФГОС ОО (постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. №337).

  • Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493

  • Указ Президента России «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», от 12.05.2009 № 537

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Устав школы

4.2. Область применения

Внеурочная деятельность

4.3. Направленность

Социально-педагогическая

4.4. Вид программы

общеразвивающая

4.5. Возраст учащихся по программе

7 – 17 лет

4.6. Продолжительность обучения

1 год
















Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный патриот» имеет социальную направленность и призвана решить проблему нравственного, патриотического, гражданского воспитания у детей.

Нормативно-правовой основой разработки программы являются следующие документы:

Актуальность

Обеспечение нравственно-патриотического развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной политики Российской Федерации.

В концепции нравственно-патриотического воспитания и развития личности гражданина России прописано, что нравственно - патриотическое развитие и воспитание обучающихся, является первостепенной задачей современной образовательной системы. Представляет собой важный компонент социального заказа для образованияВажное место в этом документе отводится таким понятиям, как национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, национальная идентичность. В нашем обществе, испытывающем дефицит патриотизма. Появилась необходимость создания специальных педагогических условий, способствующих приобщению детей к любви и долга к своему Отечеству в качестве гражданина. Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему миру начинается с любви к близким, к дому, школе, своему селу, городу, родному краю.

Новизна

Содержание программы ориентировано на развитие физической, строевой, медицинской, топографической, туристической подготовки.

Формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.

Программа позволяет создать комфортную развивающую среду, оказывающую благотворное воздействие на ребенка, включенного в следующие формы деятельности: учебную, игровую, проектно-исследовательскую, а так же совместную деятельность детей и родителей.

При составлении программы особое внимание уделялось региональным особенностям и социальной обстановке. Формирования культуры поведения, творчества и профессионального самоопределения. Первоочередной задачей привлечь детей «группы риска», оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

Педагогическая целесообразность программы заключается в необходимости воспитания внутренних качеств, способных преобразовать духовность окружающего мира, защитить человека от дурных поступков, помыслов и деяний.

Педагогическая целесообразность

Занимаясь по программе «Юный патриот», учащиеся имеют возможность не только овладеть теоретическими знаниями, но и практическими умениями и навыками в оказании первой помощи, правилами ориентирования на местности в различных условиях, строевой, огневой военной подготовки, подробное представление о воинском труде. Ещё один положительный момент – это то, что занятия по программе благотворно влияют на детский организм, помогают развитию сплоченности, дружбы, ответственности.

Цель программы: Воспитание патриотической и активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовки их к защите Отечества

Задачи:

Образовательные:

- развивать мотивацию обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей;

- компенсировать знания, умения, навыки в области истории Отечества и Вооруженных сил РФ, физкультуры, спорта, гигиены, медицины.

Развивающие:

- развивать физическое состояние обучающихся, формировать навыки дисциплины;

- развивать самоорганизацию и умение действовать в сложных экстремальных ситуациях.

Воспитательные:

- воспитывать силу воли, гражданственности и патриотизма;

- воспитывать личность безопасного типа поведения


Адресат программы

Программа «Юный патриот» охватывает широкий возрастной диапазон от младшего школьного возраста до старшего школьного возраста (7-17 лет).

Условия набора в группы

- прохождение обязательного медицинского осмотра;

- согласие родителей на обработку персональных данных;

- согласие родителей на вступление ребенка в ряды «Юнармии»

- вступление детей в ряды «Юнармии»;


Кадровое обеспечение: Учитель ОБЖ


Материально – техническое обеспечение:

- спортивный зал;

- спортивный инвентарь и оборудование;

- кабинет основ безопасности жизнедеятельности;

- макеты оружия, плакаты, иллюстрации, наглядное пособие;

- стрелковое оружие;

- туристское оборудование (компаса, топографические карты, веревки);

- оборудования ПМП (аптечки индивидуальные АИ-2, бинты, жгуты, полоски картона и фанеры, роботы-тренажеры: «Гоша», «Глаша», «Максим»);

- техническое обеспечение (компьютер, проектор, экран, доска, колонки);

- отличительная форма одежды.


Количество учащихся

Наполняемость учебной группы: до 25 человек. 4 группы


Режим занятий

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 учебному часу для каждой группы. Длительность учебного часа – 40 минут. Всего: 34 часа. Общее количество часов 136.


Особенности организации образовательного процесса

Программа «Юный патриот» легко интегрируется, имеет блочно-модульную структуру, адаптируема для различных возрастных групп.

Как правило, в коллектив приходят дети с разным уровнем подготовки.

Программа имеет несколько основных разделов: «Общая и специальная физическая подготовка», «Строевая подготовка», «Огневая подготовка», «Военная топография», «Туристская подготовка», «Медицинская подготовка».


Формы организации деятельности учащихся:

групповые занятия;

индивидуальные занятия;







Планируемые результаты программы

Предметные результаты:

- умение выполнять строевые приёмы;

- умение в совершенстве пользоваться средствами индивидуальной защиты;

- умение обращаться с пневматическим и огнестрельным оружием

- умение оказывать первую помощь

Метапредметные результаты:

- физическое развитие и самосовершенствование

- активная позиция по вопросам патриотической направленности

- развитие интереса к общественным наукам

Личностные результаты:

- становление личности безопасного типа поведения

- становление дисциплины




УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел/тема

Количество часов

Форма контроля

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.

Правила техники

безопасности на занятиях.

2


2


2.

История Вооруженных сил и силовых структур России



2

Тестирование/устный опрос

2.1.

Вооруженные Силы РФ. Воинские звания Техника и вооружение ВС РФ.

2



устный опрос

3.

Строевая подготовка



6

Зачет/соревнования

3.1.

Строевая стойка, повороты на месте. Приветствие. Движение в строю.


6


наблюдение

4.

Огневая подготовка




7

Зачет/соревнования

4.1.

Разборка-сборка АК.

1

4


визуальный контроль

4.2.

Стрельба из пневматического оружия


2


визуальный контроль

5.

Общефизическая подготовка



2

Зачет/соревнования

5.1.

Упражнения на гибкость, реакцию и ловкость. Упражнения на развитие силы.


1


наблюдение

5.2.

Самостраховка при падениях.


1


визуальный контроль

6.

Основы выживания



3

Зачет/соревнования

6.1.

Выживание в различных географических и климатических условиях. Вязание узлов.

1

2


визуальный контроль

7.

Ориентирование, топография



4

Зачет/соревнования

7.1.

Азимут. Ориентирование по компасу и окружающим предметам. Ориентирование по светилам. Ориентирование по компасу.

1

1


Наблюдение

визуальный контроль

7.2.

Карты, топографические обозначения.

1

1


наблюдение

8.

Основы первой помощи.




3

Зачет

8.1

Способы остановки кровотечения.

Виды ран. Общие правила наложения повязок

Оказание первой помощи при переломах, вывихах, растяжениях и ушибах.


1



2


визуальный контроль

9.

Игры, спортивные мероприятия


5

5

соревнования

ИТОГО:

9

25

34




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1.Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения во

время занятий на игровой площадке и в спортивном зале (лекция, просмотр видеоролика).

Правила по технике безопасности и правила поведения во время занятий.

2. История Вооруженных сил и силовых структур России

2.1. Вооруженные силы РФ.

Создание РВС, их структура и предназначение. Организационная структура РВС.

2.2. Виды вооруженных сил. Рода войск.

Военно-воздушные силы. Войска ПВО. Ракетные войска стратегического назначения.

Военно-морской флот.

Сухопутные войска. Пограничные, внутренние и железнодорожные войска. Войска Федеральной связи и Гражданской обороны.

2.3. Воинские звания

2.4. Техника и вооружение ВС РФ.


3. Строевая подготовка

3.1. Основные понятия строевой подготовки.

Строй. Шеренга. Фланг. Фронт. Интервал. Дистанция. Двушереножный строй. Сомкнутый строй. Разомкнутый строй. Колонна.

3.2. Команды.

Предварительная; исполнительная («Напра-Во!, «Кру-Гом!», «Смирно!», «Вольно!», «Становись!»).

3.3. Строевые приемы и движения.

Строевая стойка. Повороты на месте.

Движения: шагом, бегом, повороты в движении, для выхода из строя.

3.4. Формы перемещения строем.

Перестроения: из одной шеренги в три, из колонны по одному в по три (по четыре).

Передвижение по границам зала, площадки.

Движения: по диагонали, противоходом, змейкой. Изменение скорости и направления движения.

3.5. Воинские приветствия на месте и в движении.

4. Огневая подготовка

4.1. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова

Автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия.

Материальная часть АК; работа частей и механизмов

Порядок неполной разборки и сборки АК.

Неполная разборка и сборка АК на время.

4.2 Стрельба из пневматической винтовки.

Изготовка к стрельбе лежа с упора, прицеливание, спуск курка.

Правильность и одноообразие прикладки, удержание оружия, прицеливание.

Производство выстрела (задержка дыхания и спуск курка). Произведение выстрела в положении лежа.

5. Общефизическая подготовка

5.1. Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц,совершенствование работы различных органов и систем. Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Упражнения по физической культуре имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие.

Разминка. Бег на короткие дистанции. Бег на средние дистанции.

Подвижные игры с элементами акробатики. Передачи мяча на месте. Броски в корзину. Передачи мяча в движении, со сменой мест. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Подтягивания, отжимания, висы на перекладине. Приседания.

5.2. Самостраховка — способы безопасных падений. Кувырок вперед через голову, перекат на спине, падение вперед, перекат с одного бока на другой, кувырок через плечо( по диагонали)

6. Основы выживания

6.1. Выживание в различных географических и климатических условиях. Человек в условиях автономного существования. Последовательность действий при вынужденной автономии.

6.2. Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы для закрепления концов верёвок. Специальные узлы.

7. Ориентирование, топография

7.1. Определение азимута. Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Сопоставление способов ориентирования.

8. Основы первой помощи.

8.1. Кровотечения  Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.

8.2. Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны.

8.3. Травмы опорно-двигательного аппарата. Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание первой помощи. Правила наложения шин.

9. Игры, спортивные мероприятия. Игра «Один день из армейской жизни», «Папа и сын спортом живут одним» (совместно с родителями), спортивно-патриотический квест «Памяти П.Т.Харитонова»



Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.

Формы аттестации

Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы:

  • педагогические наблюдения;

  • использование методов специальной диагностики, тестирования;

  • беседы с детьми и их родителями;

  • игры, соревнования.

Формы контроля и подведения итогов реализации программы.

В целях оценки и контроля результатов обучения в течение учебного года проводятся:

• проверка выполнения нормативов по ОФП для допризывной молодёжи;
•проверка выполнения нормативов по стрельбе из пневматической винтовки:
• контрольные занятия по проверке усвоения теоретических знаний по темам курса;
•соревнования на личное первенство среди воспитанников объединения;
•общешкольные, районные, городские соревнования;
• анализ и обсуждение проводимых мероприятий с учащимися и их родителями.

Алгоритм построения учебного занятия

Каждое занятие по программе содержит вводную часть, основную и заключительные части.

Вводная часть: приветствие, сообщение темы занятия.

Основная часть: Основная часть включает в себя теорию и практику.

Технологии, формы и методы обучения.

В образовательном процессе используются технологии: информационно-коммуникативного обучения, проблемного обучения, разноуровневого обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.

Формы занятий и методы обучения и воспитания используются с учетом возрастных особенностей.

Программа предполагает использование различных форм занятий: теоретические и практические. Теоретические занятия проводятся как самостоятельно, так и в комплексе с практическими занятиями. Теоретические занятия предполагают: изучение техники безопасности, вопросов теоретической направленности и зачеты. Основная форма обучения – практическая работа (80 % времени). Основными формами практических занятий являются тренировочные занятия, направленные на развитие практических навыков по отработке нормативов и задач по специальным дисциплинам. Основным методом проведения занятий является групповой метод, который позволяет создать на занятии соревновательный дух, стимулирует работоспособность обучающихся и позволяет добиться повышения качества изучаемого материала.

Ведущими методами обучения по данной программе являются: репродуктивный; словесный; метод упражнений; метод наглядности; соревновательный; коллективно-творческий.



Список литературы

Для педагога

1.Березина В. А. Воспитание в системе дополнительного образования детей. – М., 2010.

2. Великая отечественная война 1941-1945. Энциклопедия для школьников. – М., 2008.

3. Волков А. П. Знай и умей. – М., 1990.

4. Выживание в экстремальных условиях. – М.: ИПЦ «Русский раритет», 2000г.

5. Гоголева М. И. Основы медицинских знаний учащихся. – М.,1990.

6. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 1990.

7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации на 2016-2020 годы» //http:// www.ed.gov.ru/ junior/

new_version/gragd_patr_vospit_molod/gosprog/.

8. История русской армии. – М.: Эксмо, 2017.

9.Костров А. М. Гражданская оборона. – М., 2000г.

10.Основы подготовки к военной службе: Методические материалы и  документы. – М., 2003.

11.Бубнов В.Г., Каташинский Н.В. Атлас первой помощи.

12. Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020годы

13. Н.В. Мазыкина, Н.В. Горкина «Растим  патриотов» Методическое пособие по патриотическому воспитанию. УЦ «Перспектива», Москва,  2018г.


Для учащихся

   1. 100 вопросов – 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и контракту. – М., 2006.

  2. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия для школьников. – М., 2001.

 3. Волков А. П. Знай и умей. – М., 2000.

 4. Выживание в экстремальных условиях. – М.: ИПЦ «Русский раритет», 1993.

 5. Гоголева М. И. Основы медицинских знаний учащихся. – М.,2000.
 6. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 2000.

 7. Дворкин А. Д. Стрельба из пневматических винтовок. – М., 2006.

 8. История русской армии. – М.: Эксмо, 2007.

 9. Патриотизм – источник героизма, боевых и трудовых подвигов народа России. – М., 2008.8

 10. «Патриоты Отечества» Ежемесячный  общероссийский  журнал  2008-2017г.г.

11.   «Воинское братство». Патриотический журнал для военнослужащих, ветеранов и членов их семей,  2018г.



Интернет источники:


  1. Независимое педагогическое издание «Учительская газета». http://www.ug.ru/method_article/785

  2. Социальная сеть работников образования. https://nsportal.ru/

  3. Корпорация «Российский учебник». https://rosuchebnik.ru

  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/

  5. Издательство «Просвещение». http://old.prosv.ru/