ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 имени П.Т. Харитонова» г.Улан-Удэ.
2. Полное название программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный патриот»
3. Сведения об авторах:
3.1. Ф.И.О., должность
Малых Ольга Николаевна, учитель ОБЖ.
4. Сведения о программе:
4.1. Нормативная база
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный Закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О днях воинской славы и памятных датах России»
Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (ред. от 04.03.2013, изм. 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе»
ФГОС ОО (постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. №337).
Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493
Указ Президента России «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», от 12.05.2009 № 537
Конвенция ООН о правах ребенка
Устав школы
4.2. Область применения
Внеурочная деятельность
4.3. Направленность
Социально-педагогическая
4.4. Вид программы
общеразвивающая
4.5. Возраст учащихся по программе
7 – 17 лет
4.6. Продолжительность обучения
1 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный патриот» имеет социальную направленность и призвана решить проблему нравственного, патриотического, гражданского воспитания у детей.
Нормативно-правовой основой разработки программы являются следующие документы:
Актуальность
Обеспечение нравственно-патриотического развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной политики Российской Федерации.
В концепции нравственно-патриотического воспитания и развития личности гражданина России прописано, что нравственно - патриотическое развитие и воспитание обучающихся, является первостепенной задачей современной образовательной системы. Представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Важное место в этом документе отводится таким понятиям, как национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, национальная идентичность. В нашем обществе, испытывающем дефицит патриотизма. Появилась необходимость создания специальных педагогических условий, способствующих приобщению детей к любви и долга к своему Отечеству в качестве гражданина. Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему миру начинается с любви к близким, к дому, школе, своему селу, городу, родному краю.
Новизна
Содержание программы ориентировано на развитие физической, строевой, медицинской, топографической, туристической подготовки.
Формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.
Программа позволяет создать комфортную развивающую среду, оказывающую благотворное воздействие на ребенка, включенного в следующие формы деятельности: учебную, игровую, проектно-исследовательскую, а так же совместную деятельность детей и родителей.
При составлении программы особое внимание уделялось региональным особенностям и социальной обстановке. Формирования культуры поведения, творчества и профессионального самоопределения. Первоочередной задачей привлечь детей «группы риска», оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.
Педагогическая целесообразность программы заключается в необходимости воспитания внутренних качеств, способных преобразовать духовность окружающего мира, защитить человека от дурных поступков, помыслов и деяний.
Педагогическая целесообразность
Занимаясь по программе «Юный патриот», учащиеся имеют возможность не только овладеть теоретическими знаниями, но и практическими умениями и навыками в оказании первой помощи, правилами ориентирования на местности в различных условиях, строевой, огневой военной подготовки, подробное представление о воинском труде. Ещё один положительный момент – это то, что занятия по программе благотворно влияют на детский организм, помогают развитию сплоченности, дружбы, ответственности.
Цель программы: Воспитание патриотической и активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовки их к защите Отечества
Задачи:
Образовательные:
- развивать мотивацию обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей;
- компенсировать знания, умения, навыки в области истории Отечества и Вооруженных сил РФ, физкультуры, спорта, гигиены, медицины.
Развивающие:
- развивать физическое состояние обучающихся, формировать навыки дисциплины;
- развивать самоорганизацию и умение действовать в сложных экстремальных ситуациях.
Воспитательные:
- воспитывать силу воли, гражданственности и патриотизма;
- воспитывать личность безопасного типа поведения
Адресат программы
Программа «Юный патриот» охватывает широкий возрастной диапазон от младшего школьного возраста до старшего школьного возраста (7-17 лет).
Условия набора в группы
- прохождение обязательного медицинского осмотра;
- согласие родителей на обработку персональных данных;
- согласие родителей на вступление ребенка в ряды «Юнармии»
- вступление детей в ряды «Юнармии»;
Кадровое обеспечение: Учитель ОБЖ
Материально – техническое обеспечение:
- спортивный зал;
- спортивный инвентарь и оборудование;
- кабинет основ безопасности жизнедеятельности;
- макеты оружия, плакаты, иллюстрации, наглядное пособие;
- стрелковое оружие;
- туристское оборудование (компаса, топографические карты, веревки);
- оборудования ПМП (аптечки индивидуальные АИ-2, бинты, жгуты, полоски картона и фанеры, роботы-тренажеры: «Гоша», «Глаша», «Максим»);
- техническое обеспечение (компьютер, проектор, экран, доска, колонки);
- отличительная форма одежды.
Количество учащихся
Наполняемость учебной группы: до 25 человек. 4 группы
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 учебному часу для каждой группы. Длительность учебного часа – 40 минут. Всего: 34 часа. Общее количество часов 136.
Особенности организации образовательного процесса
Программа «Юный патриот» легко интегрируется, имеет блочно-модульную структуру, адаптируема для различных возрастных групп.
Как правило, в коллектив приходят дети с разным уровнем подготовки.
Программа имеет несколько основных разделов: «Общая и специальная физическая подготовка», «Строевая подготовка», «Огневая подготовка», «Военная топография», «Туристская подготовка», «Медицинская подготовка».
Формы организации деятельности учащихся:
групповые занятия;
индивидуальные занятия;
Планируемые результаты программы
Предметные результаты:
- умение выполнять строевые приёмы;
- умение в совершенстве пользоваться средствами индивидуальной защиты;
- умение обращаться с пневматическим и огнестрельным оружием
- умение оказывать первую помощь
Метапредметные результаты:
- физическое развитие и самосовершенствование
- активная позиция по вопросам патриотической направленности
- развитие интереса к общественным наукам
Личностные результаты:
- становление личности безопасного типа поведения
- становление дисциплины
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел/тема | Количество часов | Форма контроля |
Теоретическая часть | Практическая часть | Всего часов |
1. | Правила техники безопасности на занятиях. | 2 | | 2 | |
2. | История Вооруженных сил и силовых структур России | | | 2 | Тестирование/устный опрос |
2.1. | Вооруженные Силы РФ. Воинские звания Техника и вооружение ВС РФ. | 2 | | | устный опрос |
3. | Строевая подготовка | | | 6 | Зачет/соревнования |
3.1. | Строевая стойка, повороты на месте. Приветствие. Движение в строю. | | 6 | | наблюдение |
4. | Огневая подготовка | | | 7 | Зачет/соревнования |
4.1. | Разборка-сборка АК. | 1 | 4 | | визуальный контроль |
4.2. | Стрельба из пневматического оружия | | 2 | | визуальный контроль |
5. | Общефизическая подготовка | | | 2 | Зачет/соревнования |
5.1. | Упражнения на гибкость, реакцию и ловкость. Упражнения на развитие силы. | | 1 | | наблюдение |
5.2. | Самостраховка при падениях. | | 1 | | визуальный контроль |
6. | Основы выживания | | | 3 | Зачет/соревнования |
6.1. | Выживание в различных географических и климатических условиях. Вязание узлов. | 1 | 2 | | визуальный контроль |
7. | Ориентирование, топография | | | 4 | Зачет/соревнования |
7.1. | Азимут. Ориентирование по компасу и окружающим предметам. Ориентирование по светилам. Ориентирование по компасу. | 1 | 1 | | Наблюдение визуальный контроль |
7.2. | Карты, топографические обозначения. | 1 | 1 | | наблюдение |
8. | Основы первой помощи. | | | 3 | Зачет |
8.1 | Способы остановки кровотечения. Виды ран. Общие правила наложения повязок Оказание первой помощи при переломах, вывихах, растяжениях и ушибах. | 1 | 2 | | визуальный контроль |
9. | Игры, спортивные мероприятия | | 5 | 5 | соревнования |
ИТОГО: | 9 | 25 | 34 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения во
время занятий на игровой площадке и в спортивном зале (лекция, просмотр видеоролика).
Правила по технике безопасности и правила поведения во время занятий.
2. История Вооруженных сил и силовых структур России
2.1. Вооруженные силы РФ.
Создание РВС, их структура и предназначение. Организационная структура РВС.
2.2. Виды вооруженных сил. Рода войск.
Военно-воздушные силы. Войска ПВО. Ракетные войска стратегического назначения.
Военно-морской флот.
Сухопутные войска. Пограничные, внутренние и железнодорожные войска. Войска Федеральной связи и Гражданской обороны.
2.3. Воинские звания
2.4. Техника и вооружение ВС РФ.
3. Строевая подготовка
3.1. Основные понятия строевой подготовки.
Строй. Шеренга. Фланг. Фронт. Интервал. Дистанция. Двушереножный строй. Сомкнутый строй. Разомкнутый строй. Колонна.
3.2. Команды.
Предварительная; исполнительная («Напра-Во!, «Кру-Гом!», «Смирно!», «Вольно!», «Становись!»).
3.3. Строевые приемы и движения.
Строевая стойка. Повороты на месте.
Движения: шагом, бегом, повороты в движении, для выхода из строя.
3.4. Формы перемещения строем.
Перестроения: из одной шеренги в три, из колонны по одному в по три (по четыре).
Передвижение по границам зала, площадки.
Движения: по диагонали, противоходом, змейкой. Изменение скорости и направления движения.
3.5. Воинские приветствия на месте и в движении.
4. Огневая подготовка
4.1. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова
Автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия.
Материальная часть АК; работа частей и механизмов
Порядок неполной разборки и сборки АК.
Неполная разборка и сборка АК на время.
4.2 Стрельба из пневматической винтовки.
Изготовка к стрельбе лежа с упора, прицеливание, спуск курка.
Правильность и одноообразие прикладки, удержание оружия, прицеливание.
Производство выстрела (задержка дыхания и спуск курка). Произведение выстрела в положении лежа.
5. Общефизическая подготовка
5.1. Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц,совершенствование работы различных органов и систем. Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Упражнения по физической культуре имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие.
Разминка. Бег на короткие дистанции. Бег на средние дистанции.
Подвижные игры с элементами акробатики. Передачи мяча на месте. Броски в корзину. Передачи мяча в движении, со сменой мест. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Подтягивания, отжимания, висы на перекладине. Приседания.
5.2. Самостраховка — способы безопасных падений. Кувырок вперед через голову, перекат на спине, падение вперед, перекат с одного бока на другой, кувырок через плечо( по диагонали)
6. Основы выживания
6.1. Выживание в различных географических и климатических условиях. Человек в условиях автономного существования. Последовательность действий при вынужденной автономии.
6.2. Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы для закрепления концов верёвок. Специальные узлы.
7. Ориентирование, топография
7.1. Определение азимута. Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Сопоставление способов ориентирования.
8. Основы первой помощи.
8.1. Кровотечения Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.
8.2. Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны.
8.3. Травмы опорно-двигательного аппарата. Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание первой помощи. Правила наложения шин.
9. Игры, спортивные мероприятия. Игра «Один день из армейской жизни», «Папа и сын спортом живут одним» (совместно с родителями), спортивно-патриотический квест «Памяти П.Т.Харитонова»
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.
Формы аттестации
Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы:
педагогические наблюдения;
использование методов специальной диагностики, тестирования;
беседы с детьми и их родителями;
игры, соревнования.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
В целях оценки и контроля результатов обучения в течение учебного года проводятся:
• проверка выполнения нормативов по ОФП для допризывной молодёжи;
•проверка выполнения нормативов по стрельбе из пневматической винтовки:
• контрольные занятия по проверке усвоения теоретических знаний по темам курса;
•соревнования на личное первенство среди воспитанников объединения;
•общешкольные, районные, городские соревнования;
• анализ и обсуждение проводимых мероприятий с учащимися и их родителями.
Алгоритм построения учебного занятия
Каждое занятие по программе содержит вводную часть, основную и заключительные части.
Вводная часть: приветствие, сообщение темы занятия.
Основная часть: Основная часть включает в себя теорию и практику.
Технологии, формы и методы обучения.
В образовательном процессе используются технологии: информационно-коммуникативного обучения, проблемного обучения, разноуровневого обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.
Формы занятий и методы обучения и воспитания используются с учетом возрастных особенностей.
Программа предполагает использование различных форм занятий: теоретические и практические. Теоретические занятия проводятся как самостоятельно, так и в комплексе с практическими занятиями. Теоретические занятия предполагают: изучение техники безопасности, вопросов теоретической направленности и зачеты. Основная форма обучения – практическая работа (80 % времени). Основными формами практических занятий являются тренировочные занятия, направленные на развитие практических навыков по отработке нормативов и задач по специальным дисциплинам. Основным методом проведения занятий является групповой метод, который позволяет создать на занятии соревновательный дух, стимулирует работоспособность обучающихся и позволяет добиться повышения качества изучаемого материала.
Ведущими методами обучения по данной программе являются: репродуктивный; словесный; метод упражнений; метод наглядности; соревновательный; коллективно-творческий.
Список литературы
Для педагога
1.Березина В. А. Воспитание в системе дополнительного образования детей. – М., 2010.
2. Великая отечественная война 1941-1945. Энциклопедия для школьников. – М., 2008.
3. Волков А. П. Знай и умей. – М., 1990.
4. Выживание в экстремальных условиях. – М.: ИПЦ «Русский раритет», 2000г.
5. Гоголева М. И. Основы медицинских знаний учащихся. – М.,1990.
6. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 1990.
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы» //http:// www.ed.gov.ru/ junior/
new_version/gragd_patr_vospit_molod/gosprog/.
8. История русской армии. – М.: Эксмо, 2017.
9.Костров А. М. Гражданская оборона. – М., 2000г.
10.Основы подготовки к военной службе: Методические материалы и документы. – М., 2003.
11.Бубнов В.Г., Каташинский Н.В. Атлас первой помощи.
12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020годы
13. Н.В. Мазыкина, Н.В. Горкина «Растим патриотов» Методическое пособие по патриотическому воспитанию. УЦ «Перспектива», Москва, 2018г.
Для учащихся
1. 100 вопросов – 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и контракту. – М., 2006.
2. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия для школьников. – М., 2001.
3. Волков А. П. Знай и умей. – М., 2000.
4. Выживание в экстремальных условиях. – М.: ИПЦ «Русский раритет», 1993.
5. Гоголева М. И. Основы медицинских знаний учащихся. – М.,2000.
6. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 2000.
7. Дворкин А. Д. Стрельба из пневматических винтовок. – М., 2006.
8. История русской армии. – М.: Эксмо, 2007.
9. Патриотизм – источник героизма, боевых и трудовых подвигов народа России. – М., 2008.8
10. «Патриоты Отечества» Ежемесячный общероссийский журнал 2008-2017г.г.
11. «Воинское братство». Патриотический журнал для военнослужащих, ветеранов и членов их семей, 2018г.
Интернет источники:
Независимое педагогическое издание «Учительская газета». http://www.ug.ru/method_article/785
Социальная сеть работников образования. https://nsportal.ru/
Корпорация «Российский учебник». https://rosuchebnik.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
Издательство «Просвещение». http://old.prosv.ru/