Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Боровичи
Принята на заседании педагогического совета МАОУ СОШ № 1 протокол № 1 от «30» августа 2021 года | Утверждена Приказом по МАОУ СОШ № 1 № 63 -ОД от 30.08.2021 |
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Зеленая волна».
Возраст детей – 10-13лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Автор - составитель: Захарова Юлия Сергеевна, педагог – организатор ОБЖ МАОУ СОШ №1.
г. Боровичи, 2021 год
Пояснительная записка.
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан России. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породили целый ряд проблем. Детский дорожно- транспортный травматизм занимает ведущее место среди других видов и, пожалуй, труднее всего поддается снижению. Анализ происходящих ДТП, в результате которых страдают дети, показывает, что главной причиной ДТП является недисциплинированность детей на дороге и легкомысленное отношение к опасности на дороге. Необходимость создания условий для обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на дорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом мире – в мире спешащих машин и людей.
Дополнительная общеразвивающая программа «Зеленая волна» адаптированная, имеет социально – педагогическую направленность. Разработана на основе Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг. принятой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. №1995-р.
Цель программы:
Формирование у обучающихся как участников дорожного движения устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
Познакомить обучающихся с основами Правил дорожного движения РФ.
Обучить навыкам оказания первой медицинской помощи при ДТП
Воспитывать у обучающихся уважительное отношение к законам дороги, сознание объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения.
Развивать творческие способности обучающихся через участие в конкурсных мероприятиях
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы - 10-13 лет.
Срок реализации программы: 1 год, 2 часа в неделю, 72 учебных часа в год. Формы и режим занятий:
содержание программы ориентировано на добровольные разновозрастные группы детей.
Наполняемость - 10-15 человек в группе.
Ожидаемые результаты:
повышение правовой культуры участников дорожного движения
предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма
Порядок и содержание итоговой и промежуточной аттестации учащихся
При проведении промежуточной аттестации по программе используется безоценочная система (зачет/незачет).
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончании изучения разделов программы (контрольно-зачетное занятие -КЗЗ), итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании учебного года (Зачет).
Формы проведения аттестации:
тестирование, творческие и самостоятельные работы.
Учебно-тематический план:
№ | Содержание занятия | Количество часов | Ф Формы контроля |
| всего | теория | прак тика |
Причины возникновения ДТП |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | | |
2. | История автотранспорта и безопасности движения. Российские правила дорожного движения, их история. | 2 | 2 | | |
3. | Правила безопасного поведения на улице и в транспорте. | 4 | 2 | 2 | |
4. | Основные причины ДТП с участием детей | 1 | 1 | | |
5. | ДТП и их последствия | 2 | | 2 | |
6. | Тест «Правила, сберегающие жизнь» | 2 | | 2 | |
Изучение дорожных знаков | |
7. | Группы дорожных знаков, история их возникновения. | 2 | 2 | | |
8. | Предупреждающие и информационно указательные знаки. | 2 | 1 | 1 | |
9. | Сигналы светофора и регулировщика. | 2 | 2 | | |
10. | Регулирование движения. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. | 2 | 2 | | |
11. | Изучение сигналов регулировщика и тренировка в подаче сигналов. | 2 | 1 | 1 | |
12. | Перекрестки, пешеходные переходы, переезды, остановки общественного транспорта и правила поведения на них. | 2 | 1 | 1 | |
13. | Разметка проезжей части. Горизонтальная и вертикальная разметка. | 2 | 2 | | |
14. | Обозначение мест проезжей части. Правила перехода дороги. Островок безопасности. КЗЗ | 2 | 2 | | |
Первая медицинская помощь при авариях | |
15. | Оказание первой МП при ДТП | 2 | 1 | 1 | |
16. | Виды переломов и методы оказания 1МП | 2 | 1 | 1 | |
17. | Виды кровотечения и накладывание жгутов и повязок. | 2 | 1 | 1 | |
18. | Правила поведения при аварии. | 2 | 1 | 1 | |
19. | Права, обязанности и ответственность граждан за нарушение ПДД | 2 | | 2 | |
20. | Тест «Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП» КЗЗ | 2 | 2 | | |
Совместная работа ЮИД и ГИБДД | |
21. | История милиции и ГИБДД | 2 | 2 | | |
22. | Роль отрядов ЮИД в решении проблем ДДТТ. Рейды по улицам города совместно с сотрудниками ГИБДД. | 3 | 1 | 2 | |
23. | Знакомство с работой ДПС | 1 | | 1 | |
24. | Проведение игры «Веселый светофор» в младших классах | 2 | | 2 | |
Правила движения для велосипедистов, водителей мопедов и мотоциклов. | |
25. | Правила движения для велосипедистов, водителей мопедов и мотоциклов. | 2 | 2 | | |
26. | Дорога и ее элементы. Проезжая часть, тротуары, обочины, кюветы. | | | | |
27. | Городские и загородные дороги. Разметка проезжей части. О строительстве дорог. | 2 | 2 | | |
28. | Автомобиль и дорога. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. | 2 | 2 | | |
29. | Тормозной и остановочный пути автомобиля. Время реакции водителя. Замеры тормозного пути. | 2 | 1 | 1 | |
30. | Автомобили, велосипеды. | мотоциклы, | мопеды | и | 2 | | 2 | |
31. | Правила движения для велосипедистов. | 2 | | 2 | |
Улицы нашего города | |
32. | Организация дорожного движения. Изучение транспортных потоков. | 2 | 2 | | |
33. | Характеристики транспорта. Как проектируются дороги. | 2 | 2 | | |
34. | Общие обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | 2 | 2 | | |
35. | Знакомство с деятельностью общества автомобилистов. | 2 | | 2 | |
36. | Сочинение «Если бы я был инспектором ГИБДД…» | 1 | | 1 | |
37. | Итоговое занятие. Игра по станциям «Пешеходный переход» КЗЗ. | 1 | | 1 | |
38. | Всего часов | 72 | 41 | 31 | |
Содержание программы:
1 раздел: «Причины возникновения ДТП»
Климатические особенности сезонов, которые способствуют ДТП. Дорожная обстановка. Статистика ДТП и распространенные ДТП с участием детей. Отрицательные факторы, влияющие на возникновение ДТП с участием детей (отсутствие контроля взрослых, ослабление внимания во время подвижных игр и т.д.). Правила безопасности в транспорте и на дорогах. Проведение викторины и оформление стенда по ПДД.
2 раздел: «Изучение дорожных знаков»
Определение безопасного маршрута в школу. Правила перехода улиц. Группы дорожных знаков, история их возникновения. Предупреждающие и информационно указательные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Регулирование движения. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Изучение сигналов регулировщика и тренировка в подаче сигналов. Перекрестки, пешеходные переходы, переезды, остановки общественного транспорта и правила поведения на них.
3 раздел: «Первая медицинская помощь при авариях»
Оказание первой МП при ДТП. Виды переломов и методы оказания 1МП. Виды кровотечения и накладывание жгутов и повязок. Встреча с работником ГИБДД и проведение викторины «1 МП при ДТП». Основы российского права. Права, обязанности и ответственность граждан за нарушение ПДД.
4 раздел: «Совместная работа ЮИД и ГИБДД»
История милиции и ГИБДД. Роль отрядов ЮИД в решении проблем ДДТТ. Рейды по улицам города совместно с сотрудниками ГИБДД. Знакомство с работой ДПС. Проведение игры «Веселый светофор» в младших классах. Разметка проезжей части. Горизонтальная и вертикальная разметка. Обозначение мест проезжей части. Правила перехода дороги. Островок безопасности.
5 раздел: «Правила движения для велосипедистов, водителей мопедов и мотоциклов»
Дорога и ее элементы. Проезжая часть, тротуары, обочины, кюветы. Городские и загородные дороги. Разметка проезжей части. О строительстве дорог. Автомобиль и дорога. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути автомобиля. Время реакции водителя. Замеры тормозного пути. Автомобили, мотоциклы, мопеды и велосипеды. Правила движения для велосипедистов.
6 раздел: «Улицы нашего города»
Организация дорожного движения. Изучение транспортных потоков. Характеристики транспорта. Как проектируются дороги. Общие обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. Знакомство с деятельностью общества автомобилистов. Сочинение «Если бы я был инспектором ГИБДД…». Игра по станциям на закрепление пройденного материала
«Пешеходный переход».
Методическое обеспечение программы:
При реализации программы используются следующие методы и формы работы:
Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа членов объединения с выполнением различных заданий на экскурсиях, походах, рейды)
Метод самореализации, самоуправления через коллективные творческие дела (участие в соревнованиях, фестивалях, конкурсах, акциях)
Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предлагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания (диспуты, тренинги, обсуждение видеоматериалов, книг, интервьюирование, проведение викторины по ПДД).
Заинтересованному отношению к деятельности объединения, развитию познавательных, творческих способностей, формированию социально-важных качеств, сплоченного детского коллектива способствуют приемы, используемые педагогами при организации образовательно-воспитательной деятельности:
Постановка увлекательной цели;
Система поощрений;
Использование элементов самооценки, самоконтроля;
Повторение, первичное закрепление действий;
Корректировка результатов.
Материально-техническое обеспечение:
Комплект наглядных пособий «Правила дорожного движения»
Комплект плакатов «Дорожные ситуации», «Элементы улицы»
Тесты по ПДД
Разработки проведения игровых конкурсов, праздников, отдельных занятий
Положения о конкурсах
Компьютерная игра, разработанная ГИБДД «Не игра»
Дорожные знаки (игровой материал)
Фотоматериал «Улицы города», «Автомобили», «Эмблемы зарубежных и отечественных авто»
Телевизор, компьютер, муз. центр, настольные игры по ПДД
Список используемой литературы:
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений._М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
Правила дорожного движения РФ, 2015
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении/ авт. –сост. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова._ Волгоград: Учитель, 2007.
Ресурсы сети «Интернет»
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения/авт. –сост. В. Е. Амелина, О. Л. Фастова, С. В. Кашлева- 3-е изд. Доп. И испр. – М.: Глобус, 2008.
Оценочные материалы.
Контрольно-зачетное занятие по разделу «Первая медицинская помощь при авариях»
Вопросы.
1. Первая помощь при открытом переломе? (Наложить стерильную повязку на рану, осуществить иммобилизацию конечности и дать покой больному).
2.Чем характеризуется капиллярное кровотечение? (Кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном)
Чем характеризуется венозное кровотечение? (Кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струей темно-красного цвета)
Чем характеризуется артериальное кровотечение? (Кровь из раны вытекает пульсирующей струей, имеет ярко-алую окраску)
Правильный способ остановки капиллярного кровотечения? (Наложение на рану давящей повязки)
Правильный способ остановки артериального кровотечения? (Наложение жгута выше раны или сгибание конечности в суставе)
Правильный способ остановки венозного кровотечения? (Наложение на рану давящей повязки).
Что необходимо сделать при потере сознания? (Освободить дыхательные пути от инородных тел и рвотных масс).
Для каких целей используется перманганат калия (марганцовка), находящийся в медицинской аптечке в автомобиле? (Наружно в водных растворах для полоскания рта, горла, для промывания ран).
Какие признаки закрытого перелома костей конечностей? (Сильная боль, припухлость мягких тканей и деформация конечности)
Для каких целей предназначен йод, находящийся в аптечке? (Для обработки кожи вокруг раны)
12.Какой материал может быть использован в качестве шины? (Кусок доски)
На какой максимальный срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут?
(Не более 2 часов).
Какие признаки открытого перелома? (Сильная боль, деформация конечности, поврежден кожный покров)
Назовите правила оказания первой медицинской помощи? (Поместить пострадавшего в тень, уложить на спину, сделать холодные компрессы, положить под голову валик, обеспечить достаточный доступ свежего воздуха).
Какое кровотечение считается наиболее опасным? (Артериальное)
При коллапсе (потере сознания и понижения артериального давления без кровотечения) необходимо… (Пострадавшего уложить так, чтобы его ноги были выше уровня головы).
Пострадавший находится без сознания. Дыхание, пульс отсутствуют. Ваши действия? (Позвонить «03», делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца)
Для чего в автомобильной аптечке предназначен 10% водный раствор аммиака (нашатырный спирт)? (Для вдыхания при обмороке и угаре).
По каким признакам судят о наличии внутреннего кровотечения? (Цвет кожных покровов, уровень артериального давления, сознание).
Как оказать первую медицинскую помощь пострадавшему в ДТП при сильном ушибе живота? (Провести противошоковые мероприятия, транспортировать в ближайшее медицинское учреждение).
Как оказать помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела щелочными растворами? (Обработать пораженное место 1-2% раствором борной , лимонной или уксусной кислоты, наложить асептическую повязку).
Какая повязка накладывается при повреждении лба? (Пращевидная)
Первая медицинская помощь при вывихе конечности? (Осуществить иммобилизацию конечности, дать доступные обезболивающие средства, приложить к поврежденному суставу пузырь с холодной водой или льдом, организовать транспортировку в больницу или травмпункт)
Как оказать первую помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела кислотой? (Промыть поврежденный участок мыльным или 2%-м раствором столовой соды, наложить асептическую повязку)
В каком положении эвакуируется пострадавший в ДТП с вывихом бедра? (В положении лежа)
В каком положении эвакуируется пострадавший в ДТП с вывихом костей верхней конечности? (Свободное положение, при общей слабости – сидя или лежа)
28.Основные правила наложения транспортной шины при переломе костей голени? (Наложить две шины с внутренней и наружной сторон ноги от стопы до середины бедра, чтобы обездвижить место перелома, коленный и голеностопный суставы).
Что необходимо сделать для освобождения дыхательных путей пострадавшего?
(Открыть рот пострадавшему)
Как транспортировать пострадавшего с проникающим ранением грудной клетки? (лежа на спине с приподнятой верхней частью туловища).
Как оказать первую медицинскую помощь пострадавшему при переломе костей таза? (Уложить пострадавшего на ровную жесткую поверхность согнуть и развести коленные суставы, и подложить под них валик из одежды или другого заменяющего ее материала)
32 Какие приемы ПМП применяются при внутреннем кровоизлиянии или подозревании на него? (Наложить на поврежденную поверхность грелку со льдом или прохладную повязку, обеспечить покой).
Назовите основные правила оказания ПМП при сотрясении мозга? (Уложить пострадавшего на бок или спину со склоненной на бок головой и транспортировать в этом положении в лечебное учреждение)
Где проводится надавливание на грудную клетку при закрытом массаже сердца?
(на нижнюю треть грудины)
35.Какой должна быть транспортная шина? (С возможностью фиксации места перелома и обездвиживания двух смежных суставов).
Как оказать ПМП при открытом переломе? (Осуществить правильную иммобилизацию конечности, наложит на рану стерильную повязку, дать обезболивающие лекарства и организовать транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение)
В каком положении должен находится пострадавший при транспортировке с переломом позвоночника? (Пострадавший должен быть уложен на жесткий щит, в положении на животе (с валиком под верхнюю часть туловища) или на спине (с валиком в поясничном отделе)).
Критерии оценивания:
Каждый правильный ответ – 1 балл Зачет – 16-37 баллов
Незачет – 0-15 баллов
Тест по разделам «Причины возникновения ДТП», «Изучение дорожных знаков»
Как должен поступить пешеход в этой ситуации?
Пройти перед автомобилем, убедившись, что он остановился и уступает Вам дорогу.
Пройти первым.
Уступить автомобилю
2. Как правильно переходить проезжую часть ?
В любом месте по пешеходному переходу.
За спиной и перед грудью регулировщика, убедившись, что транспорт вас пропускает.
Переход запрещен.
3. С какой стороны регулировщика разрешен переход ?
Переход запрещен.
За спиной и перед грудью регулировщика.
В любом месте по пешеходному переходу.
С какой стороны регулировщика разрешен переход?
За спиной регулировщика, убедившись, что транспорт вас пропускает.
Переход запрещен.
В любом месте по пешеходному переходу.
5. На что должны обращать внимание пешеходы, при переходе?
На котенка.
На машины, поворачивающие направо.
На сигналы регулировщика.
На машины и на сигналы регулировщика.
6. В каких случаях можно переходить проезжую часть не спускаясь в подземный переход?
При отсутствии транспорта.
Если есть подземный переход, переходить нужно только по нему.
Если опаздываешь в школу.
7. Где нужно ожидать общественный транспорт?
В любом месте;
На проезжей части.
Транспорт нужно ждать на остановке, при этом ни в коем случае нельзя выходить на проезжую часть!
8. Можно ли переходить проезжую часть в зоне видимости пешеходного перехода?
Можно
Нельзя.
Можно, если пропустить транспорт.
9. Имеют ли пешеходы преимущественное право перехода?
Имеют
Не имеют
Как правильно обходить трамвай?
Только спереди;
Только сзади;
Подождать, когда транспорт отъедет от остановки, тогда дорога будет хорошо видна в обе стороны.
Разрешается ли пешеходам переходить через дорогу, если нет пешеходного перехода?
Запрещается, необходимо дойти до ближайшего светофора.
Разрешается переходить дорогу, где она хорошо просматривается в обе стороны при отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или
перекрестка.
В каком месте разрешается пешеходам пересекать проезжую часть при отсутствии пешеходного перехода?
На участках, где она хорошо просматривается в обе стороны (при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка), под прямым углом к краю проезжей части.
На перекрестках по линии тротуаров или обочин.
Во всех перечисленных местах.
Ключ к тесту:
1. | 1 |
2. | 2 |
3. | 1 |
4. | 1 |
5. | 4 |
6. | 2 |
7. | 3 |
8. | 2 |
9. | 1 |
10. | 3 |
11. | 2 |
12. | 3 |
Критерии оценивания:
Каждый правильный ответ – 1 балл Зачет –6-12 баллов
Незачет – 0-11 баллов
Итоговая аттестация. Зачетное занятие
КЗЗ (тест): «Правила, сберегающие жизнь».
Назовите всех участников дорожного движения?
А) пешеходы;
Б) водители, пассажиры; В) все перечисленные.
Когда надо соблюдать правила дорожного движения?
А) всегда;
Б) когда рядом дорожный полицейский;
В) когда у тебя хорошее настроение.
Сколько сигналов на светофоре для пешехода?
А) один; Б) три;
В) два.
Что означает желтый сигнал светофора?
А) запрещает движение транспорту и пешеходам; Б) разрешает движение транспорту и пешеходам; В) запрещает движение пешеходам.
Кто регулирует движение на дороге, когда на улице не работает светофор?
А) полицейский; Б) регулировщик;
В) дорожный рабочий.
6 Чем пользуется регулировщик, когда руководит движением транспорта на перекрестке?
А) жезлом; Б) палочкой; В) рацией.
Назовите элементы дороги в городе.
А) проезжая часть, тротуар, разделительная полоса; Б) улица, кювет, велосипедная дорожка;
В) шоссе, обочина, пешеходная дорожка.
Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару?
А) безразлично;
Б) правой стороны; В) левой стороны.
К какой группе дорожных знаков относится знак «Пешеходный переход»?
А) информационно-указательный; Б) знаки приоритета;
В) предупреждающий.
Какие бывают пешеходные переходы?
А) зебра;
Б) наземные, подземные, надземные; В) наземные, подземные.
Сколько раз нужно посмотреть пешеходу в левую и в правую сторону улицы, чтобы безопасно пройти дорогу по пешеходному переходу?
А) 1 раз;
Б) нисколько;
В) сколько нужно для безопасности.
Что вы будете делать, если не успели перейти дорогу на зеленый сигнал светофора?
А) продолжите движение дальше;
Б) закончите переход на островке безопасности; В) быстро перебежите дорогу.
Кто такой пассажир?
А) человек, который находится в машине, кроме водителя; Б) тот, кто водит машину;
В) тот, кто ходит пешком.
Как называется транспорт, служащий для перевозки людей?
А) общественный; Б) воздушный;
В) личный.
Какой транспорт относятся к городскому общественному транспорту?
А) автобус, троллейбус, грузовик; Б) самолет, поезд, теплоход;
В) троллейбус, автобус, трамвай.
Где в городе следует ожидать общественный транспорт?
А) на проезжей части;
Б) на посадочной площадке; В) на обочине дороги.
Можно ли играть на проезжей части дороги?
А) играть нельзя ни в коем случае; Б) если в это время нет машин;
В) в малоподвижные игры.
Где можно кататься на санках и коньках в городе?
А) на пешеходной дорожке и тротуаре; Б) на обочине дороги;
В) в специально отведенных местах.
С какого возраста ребенок разрешается правилами дорожного движения ездить на велосипеде по улицам города?
А) разрешается с 12 лет; Б) разрешается с 10 лет; В) разрешается с 14 лет.
Что можно отнести к причинам ДТП?
А) переход улицы перед близко идущей машиной; Б) переход улицы в неположенном месте;
В) все перечисленные варианты.
Ключ к тесту:
1-В; 2- А; 3-В; 4- А; 5- Б; 6- А; 7-А; 8-А; 9-В; 10-Б; 11-В; 12-Б; 13-А; 14-А; 15-В; 16-Б; 17- А; 18- В; 19- В; 20- В.
Критерии оценивания:
Каждый правильный ответ – 1 балл Зачет –10-20 баллов
Незачет – 0-9 баллов