М
униципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета»
Утверждаю:
Директор Муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета»
____________________Е.А.Дмитриченко
Приказ №38 от 25.02.2022 г.
Рассмотрено:
на Методическом совете Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета»
протокол №1 от 17.02.2022 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебная кисточка»
)
Адресат программы:
обучающиеся 7-12 лет
Срок реализации: 2 недели
Уровень: стартовый (ознакомительный)
Разработчик программы:
Дацко Оксана Викторовна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДО «Радуга» г.Тайшета»
Тайшет, 2022 год.
Содержание
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Актуальность, педагогическая целесообразность
1.3. Отличительные особенности программы
Содержательный раздел
2.1. Организация образовательной деятельности
2.2. Содержание образовательной деятельности
2.3. Планируемые результаты освоения программы
2.4. Формы подведения итогов реализации программы
Организационный раздел
3.1. Приемы и методы работы с детьми
3.2. Условия реализации программы
Список литературы
Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
3. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области.
7. Положение о порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих программ МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета, приказ №11/1 от 30.01.2017.
Занятия изобразительным искусством предоставляют неиссякаемые возможности для разностороннего развития детей, помогают им стать духовно богаче, развивают художественный вкус. Активная творческая деятельность, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека.
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» знакомит детей с прекрасным миром гармонии линий, разнообразия форм и цвета в искусстве и жизни. С ее помощью ребята научатся понимать многоцветие и красоту окружающего мира.
Направленность программы: художественная.
Уровень программы – стартовый (ознакомительный).
Актуальность программы в том, что с её помощью ребята усвоят простые, но исключительно важные для последующего развития и обучения по программам изобразительного искусства художественные способности.
Новизна представленной программы в том, что за короткое время используется система коротких заданий с быстрой сменой материалов и техник.
Большое внимание уделено индивидуальной работе с детьми и поиску творческих решений. Занятия опираются на впечатления от окружающей природы, походов, прогулок и т.д., проводятся они не только в учебном кабинете, но и на пленэре. Часто здесь ребята черпают темы и сюжеты для творческих работ.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми программы способствует развитию воображения, фантазии, внимания.
Отличительной особенностью данной программы является использование цвета, как главного элемента. Это дает учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое восприятие. В изучение цвета входят следующие элементы изобразительной грамоты: тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета.
Адресат программы: дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» рассчитана на детей 7-12 лет без специальной подготовки в изобразительной области. Количество детей в группах 8-13 человек.
В младшем школьном возрасте в рисунке можно обнаружить визуальные признаки формы. Характерна большая композиционная завершенность. Воплощенный замысел (в условиях педагогического руководства изобразительной деятельностью) уже предполагают какую-то интеграцию последовательных впечатлений. На смену сверхдинамичному восприятию деятельности, адекватно реализующемуся в рисовании-игре, постепенно приходит преимущественно зрительная установка восприятия окружающего мира. Техника выполнения рисунков обычно однообразная, преобладает жесткая линейность их изображения, цвет очень часто используется как обозначение, а не цветовое выражение формы. Младшие школьники игнорируют реальный цвет изображаемых объектов. Отдают предпочтение насыщенным цветовым гаммам, чистым ярким тонам, в основном теплой части спектра. Цвет в представлении ребенка становится насыщеннее, чем в восприятии.
Срок освоения: 2 недели.
Форма обучения: очная, дистанционная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Форма организации занятий: индивидуальная, групповая.
Режим занятий: занятия проводятся по 2 академических часа продолжительностью по 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут, 2 раза в неделю.
Цель программы – развитие и реализация творческих способностей, обучающихся средствами изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
Ознакомление с основами изобразительной грамоты.
Обучение основным правилам работы различными художественными материалами: цветные мелки, восковые мелки, гуашь, акварель.
Развивающие:
Развитие художественных и творческих способностей учащихся.
Развитие фантазии, логического мышления, внимания и воображения.
Воспитательные:
Объем программы: 10 учебных часов, 2 недели.
Содержание программы
1. Освоение основных приёмов композиции, знакомство с художественным материалом «Сухая пастель». Рисунок на тему: «Моя мечта» (2 часа).
Теория: Основные приемы композиции, особенности работы пастелью. Беседа на тему: «Моя мечта».
Практика: Планирование рисунка на асфальте. Творческое задание: рисунок на асфальте цветными мелками.
2. Знакомство с художественным материалом «Восковые мелки». Рисунок на тему: «Черепахи на прогулке» (2 часа).
Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике» (восковые мелки, акварель, маркер). Придумать рассказ о том, как живёт семейство черепах: чем они занимаются, как отдыхают и т.д.
Практика: Изобразить семейство черепах.
3. Знакомство с художественным материалом «Гуашь». Рисунок на тему: «Мои друзья - дорожные знаки» (2 часа).
Теория: Основные приемы работы гуашевыми красками. Встреча со Светофориком, занимательные рассказы и вопросы, чтение стихов в его исполнении. Правила поведения на дороге, специальный транспорт, дорожные знаки.
Практика: Игра на внимательность, правила перехода дороги. Разукрасить и подписать дорожные знаки, игра «Доберись до школы»
4. Знакомство с художественным материалом «Акварель». Рисунок на тему: «На лугу» (2 часа).
Теория: Основные приемы работы акварельные красками. Представить, что вас превратили в маленького человечка, и вы попали на цветущий луг, расскажите о ваших приключениях.
Практика: Изобразить композицию «на лугу» акварелью.
5. Итоговое занятие. Выставка творческих работ «Звонкое лето» (2 часа).
Ожидаемые результаты
К концу обучения:
будут знать:
- правила работы с акварелью, восковыми мелками, гуашью;
термины: краски, кисть, палитра, мольберт, фон;
правила пешехода на дороге;
элементарные дорожные знаки;
название специального транспорта;
будут уметь:
- смешивать краски, работать по мокрому фону;
рисовать рыбок, бабочек, цветы, черепах;
переходить по правилам дорогу;
правильно вести себя при выходе из транспорта;
рисовать элементарные дорожные знаки;
Личностные результаты:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- социальные компетенции, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими;
- владение социальными нормами и правилами поведения, ценностные ориентиры, толерантность по отношению к другим;
- развитие качеств творческого мышления.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Освоение основных приёмов композиции, знакомство с художественным материалом «Сухая пастель». Рисунок на тему: «Моя мечта» | 2 | 0,5 | 1,5 |
2. | Знакомство с художественным материалом «Восковые мелки». Рисунок на тему: «Черепахи на прогулке» | 2 | 0,5 | 1,5 |
3. | Знакомство с художественным материалом «Гуашь». Рисунок на тему: «Мои друзья - дорожные знаки» | 2 | 0,5 | 1,5 |
4. | Знакомство с художественным материалом «Акварель». Рисунок на тему: «На лугу» | 2 | 0,5 | 1,5 |
| Итоговое занятие. Выставка творческих работ «Звонкое лето». | 2 | | 2 |
| ИТОГО: | 10 | 2 | 8 |
Календарный учебный график группы
Раздел/ дни | 06.06 | 08.06 | 13.06 | 15.06 | 20.06 |
Раздел 1 | 2 | | | | |
Раздел 2 | | 2 | | | |
Раздел 3 | | | 2 | | |
Раздел 4 | | | | 2 | |
Итоговая занятие. | | | | | 2 |
Всего | | | | | 10 |
Основные виды и формы проверки результатов освоения программы.
текущий (педагогическое наблюдение за ходом выполнения работ)
итоговый (выставка творческих работ, портфолио)
Оценочные материалы для проведения текущего контроля
Освоение программного материала предполагает проведение текущего контроля, проводимого в форме практической работы. Методом контроля является педагогическое наблюдение и собеседование, самоанализ, по результатам которых заполняется оценочный лист.
Оценочный лист
Ф.И.______________ __лет
| Критерии оценки | баллы | примечание |
3 | 2 | 1 |
1. | Освоение правил работы с художественным материалом | | | | |
2. | Оригинальность содержания изображения | | | | |
3. | Качественное выполнение работы | | | | |
4. | Самостоятельность выполнения работы | | | | |
5. | Способность к самооценке и исправлению недочетов | | | | |
| Итого | | |
3 балла - наблюдаемое качество проявляется в полной мере, ребенок выполняет задание без посторонней помощи;
2 балла - наблюдаемое качество ребенок проявляет частично, при выполнении практической работы нуждается в незначительной помощи педагога;
1 балл - наблюдаемое качество не проявляется, при выполнении практической работы ребенок нуждается в значительной или постоянной помощи педагога;
На основании суммы баллов определяются уровни освоения учебного материала:
Высокий уровень – 15 (14)
Средний уровень – 13 (10)
Допустимый – 9 (5)
Формы подведения итогов реализации программы «Волшебная кисточка»
Формой подведения итогов освоения программы «Волшебная кисточка» является итоговая выставка творческих работ «Звонкое лето», где обучающиеся демонстрируют свои достижения. Также после окончания обучения по программе обучающиеся формируют портфолио творческих работ для родителей.
Методическое обеспечение программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» предлагает идею свободного выбора в развитии творческой мысли детей, помогает преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности, создает условия для расцвета природных дарований.
1.Методическое сопровождение
учебной работы педагога: методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности; наличие специальной методической литературы по изобразительному искусству; методики проведения занятия по конкретной теме; методы обновления содержания образовательного процесса;
работы педагога по организации учебного процесса: методика анализа результатов деятельности;
массовой работы: методика организации и проведения массового мероприятия (выставки).
Виды дидактических материалов:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:
схематический (рисунки, шаблоны)
картинный (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.);
дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, практические задания, упражнения и др.);
тематические подборки материалов, игр.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются современные образовательно - воспитательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности: личностно-ориентированные, создания ситуации успеха, игровые приемы.
Для обеспечения формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач используются:
методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные (устное изложение, беседа, объяснение и др.), наглядные (показ иллюстраций, приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу и др.), практические.
методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные (копирование, выполнение отдельных элементов по образцу); частично-поисковые (разработка сюжета одной или коллективной работы по заданной теме).
Основная форма работы - комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, познавательные игры.
2. Материально-техническое обеспечение:
Материалы и инструменты: палитра, кисти плоские и круглые (белка, синтетика), акварельные краски, гуашь, восковые мелки, простой карандаш, ластик, бумага для акварели (А3 и А4), стаканы для воды, мел, малярный скотч, ножницы, цветные мелки, чёрный маркер, картон, иллюстрации к занятиям, аудио-, видеозаписи.
Алгоритм учебного занятия
1. Подготовительный этап: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели предстоящей деятельности, организация начала занятия (подготовка рабочего места, проверка наличия необходимых материалов, принадлежностей).
2. Основной этап: обеспечение усвоения новых знаний и умений; установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибок и их коррекция.
3. Заключительный этап: анализ и самоанализ результатов своей деятельности, образовательной ценности полученных знаний и умений; эмоционального и творческого состояния обучающихся по итогам занятия.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в обычном учебном кабинете, оборудованном мебелью (учебные столы, стулья, мольберты) соответствующей возрастным физическим данным обучающихся. Для реализации данной программы необходимы ТСО: классная доска с набором приспособлений для крепления, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, персональный компьютер (ноутбук).
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
Список литературы для педагога
Бялик В. Энциклопедия живописи для детей. Пейзаж. – М.: Изд. «Белый город», 2017 г.
Все обо всем. Искусство. – М.: Издательство АСТ, 2012 г.
Гомозова Ю.Б. Праздник своими руками. - Ярославль, 2011 г.
Казнева М. Энциклопедия живописи для детей. Сказка в русской живописи. – М.: Издательство «Белый город», 2012 г.
5. Шалаева Г.П. Мои друзья – дорожные знаки. – М.: Издательство «ЭКСМО», 2004 г.
6. Радзиевская Л.И. Ты один на улице.- С.-П.: Издательство «ОНИКС», 2018 г.
7. Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста. М.: Издательство «Просвещение», 2012 г.
Список литературы для детей и родителей
Бялик В. Энциклопедия живописи для детей. Пейзаж. – М.: Изд. «Белый город», 2010 г.
Все обо всем. Искусство. – М.: Издательство АСТ, 2002 г.
Жукова Л.М. Азбука русской живописи. – М.: Издательство «Белый город», 2002 г.
Линскотт К. Акварель. – М.: Издательство АСТ, 2004 г.
Радзиевская Л.И. Ты один на улице.- С.-П.: Издательство «ОНИКС», 2008 г.
Рутковская А. Рисование в начальной школе. – М.: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2003.
Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста. М.: Издательство «Просвещение», 2010 г.
Шалаева Г.П. Мои друзья – дорожные знаки. – М.: Издательство «ЭКСМО», 2014 г.
Электронные образовательные ресурсы
(для реализации программы)
| Раздел | Адрес |
| 1001 викторина | 1001viktorina.ru |
| ArtNow | http://artnow.ru/ru/index.html |
| Виды цветов и как их нарисовать | http://images.yandex.ru/ |
| Волшебная палитра | Сайт "Волшебная палитра" |
| Детям о живописи | Art-urok.ru |
| Живопись | Smallbay.ru›Живопись |
| Изобразительное искусство | Http://vesnart.ru/index.html |
| Как научиться рисовать. Основы рисунка. Видео-курс. | http://www.youtube.com/watch?v=52EQL_0E0Rs |
| Методы обучения ИЗО | Http://na55555.ru/pomosz_studentam/metody-obucheniya-izo.htmlhttp:// |
13