СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-речевого направления «Знайка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1Дополнительная образовательная программа «Знайка» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования к структуре Программы и ее объему, условиям реализации Программы и результатам ее освоения.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-речевого направления «Знайка»»

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №54 города Белогорск»



Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №__________

«___» _________2020 г

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ ДС №54

Устюжанина А.В.

" " 2021





Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-речевого направления


«Знайка»







Воспитатель: Ляскина Н.Н.











Белогорск-2021 год









Содержание



Пояснительная записка

3

1.

Актуальность

4

2.

Цель и задачи Программы

5

3.

Принципы Программы

6

4.

Формы и режим занятий

6

5.

Ожидаемые результаты

6

6.

Тематический план

7

7.

Список литературы

8

























1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Знайка» (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее Стандарт) к структуре Программы и ее объему, условиям реализации Программы и результатам ее освоения. МАДОУ ДС №54.

Новизна программы состоит в следующем:

  • Обучение детей осуществляется в рамках предшкольного образования, обеспечивающего переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному обучению в начальной школе.

  • Учитываются возрастные особенности детей и отличия в организации дошкольного образования и начальной школы;

  • Специфика организации подготовки детей к школе заключается в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра – с включением игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную среду;

  • Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет реализована данная программа.


Содержание Программы ориентировано на познавательное и речевое развитие детей 6-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

— систематизация и учет познавательно-речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);

— организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно- исследовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает.

Нормативное обеспечение программы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Положение о дополнительной общеразвивающей программе МАДОУ ДС №54;

- Устав

2. Актуальность.

Подготовка детей к школе на сегодня приобретает все большую актуальность. Во многом это связано с тем, что с проникновением западной культуры и ее ценностей, в стране меняются условия развития ребенка – развитие часто заменяется простыми изменениями. Ребенок развивается, его внутренний мир расширяется, но к реальному физическому миру это зачастую не имеет никакого отношения. Случается, ребенок, начинающий ходить в школу, может перечислить имена всех «смешариков», «фиксиков» и «Барбоскиных», знает, как проходить сложнейшие уровни в новейших компьютерных играх, но не знает, как называется страна, в которой он живет, чем река отличается от моря, не может на вид отличить букву от цифры.

Конечно, не все дети такие. Все же, многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Иногда вполне удачно. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне.

В школе ребенок не начинает, а продолжает развитие. Обычно подразумевается, что научить ребенка всему, подготовить его к получению дальнейшего образования – обязанность школы. Но на практике это работает редко. В действительности большинство школьных учителей предпочитает (и часто имеет к этому основания) уделять внимание тем детям, которые уже обладают каким-то уровнем подготовки, которые способны воспринимать школьную программу не как что-то совсем новое, а как совершенствование имеющегося опыта. А остальным ученикам обычно ставят тройки – иногда заслуженно, иногда – из жалости.

Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы для наиболее эффективного решения проблем при переходе детей из детского сада в первый класс. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что для дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Используя различные методы, формы и приёмы обучения воспитанников необходимо стараться, чтобы у детей желание учиться не погасло из-за первых же трудностей, а превратилось в желание к преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес. Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподноситься доступно, дети учатся с удовольствием, а значит и успешно.

Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:

– игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;

– информационно-коммуникативные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;

– технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребенка.

3. Цель программы: развитие у детей 6-7 лет речевой деятельности и познавательных способностей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач.

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.

Второй раздел: развитие математических представлений и логики

Основные задачи при реализации данной программы:

По первому разделу:

Развитие речи и обучение грамоте:

Образовательные:

• обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.

• подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)

Развивающие:

• развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.

• развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);

• развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);

• развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать.

Воспитательные:

  • Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.

По второму разделу:

Развитие математических представлений и логики:

Развивающие:

• развитие математических представлений о числах и цифрах;

• развитие умение решать и составлять арифметические задачи;

• развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

Образовательные:

• знакомство с математическими знаками;

• подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм).

Воспитательные:

  • воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

  • Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.

4. Основные принципы:

  • • учет индивидуальных возможностей и способностей ребят;

  • • уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • • комплексный подход при разработке занятий;

  • • систематичность и последовательность занятий;

  • • вариативность содержания и форм проведения занятий;

• наглядность.

5. Формы и режим занятий работы с детьми

Режим занятий

Группа

Продолжительность занятий

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

подготовительная

30 мин

2

72


Программа предусматривает работу группы в количестве 8-15 человек.

Формы организации занятий:

- совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей.

- индивидуальная – беседы;

- занятия формирования и закрепления знаний и умений.

6. Ожидаемые результаты после реализации программы.

По первому разделу:

- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», « предложение»; знать порядок букв (алфавит);

- различать гласные и согласные звуки;

- правильно ставить ударение в знакомых словах;

- свободно и осознанно читать простые слова

- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;

- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;

- проявлять интерес к родному языку.

По второму разделу:

- ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше - меньше, равно);

- уметь составлять и решать арифметические задачи;

- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;

- ориентироваться в тетради.



календарно – тематический план


Месяц

Часы

Название темы

Краткое описание темы


Сентябрь







4



Звуки и буквы

Гласные звуки и буквы

А,У,О

Согласный звук М (Мь), буква

Согласный звук С (Сь), буква

Согласный звук Х(Хь), буква

Октябрь


4

Числа-цифры

Гласные звуки и буквы

А,У,О

Цифры от 0 до 5;

Математические знаки +, -,=

Ноябрь


2

Звуки и буквы

Звук Ш, буква Ш

Сопоставление С и Ш

Согласный Л (Ль),буква Л

Гласный Ы


2

Числа - цифры

Цифры от 5 до 10

Математические знаки ,

Декабрь


2

Звуки и буквы

Согласный звук Н (Нь), буква

Согласный звук Р (Рь) ,буква

Сопоставление Р и Л

Согласный звук К (Кь), буква

2

Арифметические задачи

Арифметические задачи на сложение

Январь


2

Звуки и буквы

Согласный звук П (Пь), буква

Согласный звук Т (Ть) ,буква

Гласный И

Согласный звук В (Вь), буква

2

Арифметические задачи

Арифметические задачи на вычитание

Февраль


2

Звуки и буквы

Согласный звук З (Зь), буква Сопоставление З и С

Согласный звуки Ж, буква

Согласный звук Б (Бь), буква

2

Арифметические задачи

Составление арифметических задач

Март


2

Звуки и буквы

Согласный звук Г (Гь), буква

Согласный звук Д (Дь), буква

Звук Й

Ь - показатель мягкости

2

Арифметические задачи

Составление арифметических задач

Апрель


2

Звуки и буквы

Гласные Я, Ю, Е

Согласные Ц, Ч

Звуки Щ, Ф (Фь)

Гласный Э


2

Логические задачи

Логические задачи на внимание

Закрепление умения решать все виды задач


Май


4

Повторение пройденного материала. Итоговое занятие





Список литературы:

1.Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва

2.Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г 2007 г. 1. Волина, В. В. Учимся, играя: методическое пособие/ В. В. Волина. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.

3.Е. В. Колнсникова «Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей 6 – 7 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г 2007 г.

4. Гризик, Т. И. Готовлюсь к школе: методическое пособие /
Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

5. Жукова, О. И. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе : учебная литература / О. И. Жукова. – М.: АСТ, 2009. – 66 с.


6. Игнатьева, Л. В. Читаю и пишу: Рабочие тетради №1, №2 (комплект). К книге «Азбука. Мой первый учебник» / Л. В. Колесникова. – М. : Ювента, 2015. – 80 с.

7. Новикова, В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе: методическое пособие / В. П. Новикова. – М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 48 с.

8. Новиковская, О. А. Сложи словечко : игровые модели обучения и воспитания / О. А. Новиковская. – Санкт – Петербург : Паритет, 2006. – 15 с.

9. Радуга: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Е.В. Соловьевой. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.

10. Федосова, Н. А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.


11. Федосова, Н. А. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.