муниципальное образовательное учреждение
«Лицей № 9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова
Дзержинского района Волгограда»
Введена в действие приказом директора МОУ Лицей № 9 «_____» ______2020г. № _________ _____________ Жигульская И.В. «___»________2020 г. | Утверждена экспертным советом МОУ Лицей № 9 Протокол от «____» _______2020г. № ____ |
Дополнительная
общеразвивающая программа
общеинтеллектуальной направленности
«Знайка»
на 2020-2021 учебный год
Срок реализации: 1 год
Автор:
Басюк Ольга Викторовна
педагог дополнительного образования
Программу реализует:
Басюк Ольга Викторовна
педагог дополнительного образования
Волгоград, 2020
Пояснительная записка
Направленность программы: общеинтеллектуальная
Цели и задачи программы
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по математике, развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и доказательность.
Задачи:
Обучающие:
развитие интереса к математике;
умение пользоваться информацией, представленной в различных видах
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения; обосновывать свои мысли.
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развитие смекалки и сообразительности;
развитие краткости речи;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развитие умения организации личной и коллективной деятельности.
Актуальность:
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви и интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Программа создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных познавательных интересов учащихся, развивает речевые и математические умения, является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова и цифры, математики. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. «Знайка» позволяет работать над развитием математических способностей младших школьников, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Данная программа занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы привлечь внимание детей, прежде всего к миру чисел, дав им почувствовать, что они не менее интересны, увлекательны, сложны, разнообразны, чем мир растений и животных, электроники и техники. Занятия способствуют более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала, обогащению словаря, развитию речи и математического мышления. А также помогут учащимся овладеть ключевыми умениями (умение работать с информацией, представленной в разном виде, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно справляться с контрольными работами, комплексными работами, и успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Целевая группа потребителей: программа рассчитана на учащихся 3-х классов (8 -10 лет)
Методическое обеспечение и условия реализации
Программа рассчитана на 32 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут. Срок реализации программы: с 16.09.2020 по 16.05.2021.
Занятия ведет педагог дополнительного образования. Финансирование образовательной услуги за счет родительских средств.
Стоимость 1 часа занятий составляет 250 рублей, 00 копеек.
Планируемые результаты освоения учащимися содержания программы
Планируемый уровень подготовки по математике:
Предметные результаты по математике
Умение использовать математические знания для описания окружающих предметов, объяснения процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; действовать в соответствии с алгоритмом и строить алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры; работать с таблицами, схемами, графиками, цепочками, совокупностями; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач.
Овладение действием моделирования при решении текстовых задач.
Личностные
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
Порядок и содержание промежуточной аттестации учащихся
Программа считается освоенной, если учащийся посетил не менее половины занятий и справился с 2-мя из 4 контрольных работ.
Форма подведения итогов:
Комплексные работы
Список литературы для учителя
С.В. Бурдина «Решаем задачи» - Киров, 2015
2. Агаркова Н. В. «Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика» - Волгоград: Учитель, 2015
3. Агафонова И. «Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет» - С. – Пб, 2016.
4. Истомина Н.Б. «Учимся решать задачи» - Москва, 2013.
5. Межуева Ю.В. Математика. 4 класс. Задачи с образцами решений – Саратов: Лицей, 2015, - 64с.
6..Е.Е. Амбросимова, И.А. Мурашкина, С.В. Сучкова «Комплексные задания к текстам. 4 класс» - Саратов: Лицей, 2020
Учебно-тематический план
№ | Раздел программы | Тема | Краткая характеристика содержания | Основные виды деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1. | Думаю, размышляю | Интеллектуальная разминка. Арифметические действия | Продолжаем закономерность | Арифметические действия | 1 | | |
2. | Реши задачку. Составление занимательных задач на сложение и вычитание. | Игра «Кто быстрее» | Составные задачи | 1 | | |
3. | Геометрия вокруг нас. Такие разные фигуры | Геометрические фигуры | Нахождение периметра | 1 | | |
4. | Взаимосвязь компонентов | Понятие о логических операциях | Работаем с информацией | 1 | | |
5. | Отгадываем ребусы. Числовые головоломки | Понятие о ребусе, принципы отгадывания ребусов | Отгадывание ребусов, составление ребусов Решение математических пирамид на сложение, вычитание, умножение, деление. | 1 | | |
6. | Замкнутые и незамкнутые ломаные | Понятие о длине, звене ломаной | Чертить ломаную по заданной длине | 1 | | |
7. | Больше, меньше, равно. | Сравнение именованных чисел | Сравнивание чисел, нахождение ошибок | 1 | | |
| Комплексная работа «Волгоград-город -герой» | Работа с информацией | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). | 1 | | |
8. | Нахождение неизвестных компонентов | Арифметические действия с числами | Находить неизвестные компоненты при сложении и вычитании | 1 | | |
9. | Нескучные задачи | Составление и решение задач | Решать задачи на нахождение целого, части | 1 | | |
10. | Геометрия вокруг нас. Периметр и площадь многоугольника | Понятие о площади прямоугольника | Находить площадь многоугольника | 1 | | |
11. | Мир занимательных задач | Логические задачи, способы их решения. | Решать логические задачи: оформлять краткую запись условия, решение, ответ. | 1 | | |
12. | Порядок выполнения действий | Находить значения числовых выражений | Определять порядок действий и находить значение выражений | 1 | | |
13. | Важные правила | Установление связи между компонентами сложения и вычитания | Использовать правило о взаимосвязи между компонентами сложения и вычитания | 1 | | |
14. | Комплексная работа «Волго-донской канал» | Работа с информацией, текстом | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). | 1 | | |
15. | Дроби. Нахождение числа по доле | Анализировать условие задачи и находить решение | Находить число по доле | 1 | | |
16. | Создаю, делаю, творю | Дроби. Нахождение доли числа | Понятие о дроби | Находить дроби по рисунку. | 1 | | |
17. | Умножение и деление | Внетабличное умножение и деления | Выполнять умножение и деление в пределах 100 | 1 | | |
18. | Симметрия вокруг нас. Ось симметрии. Золотое сечение. | Понятие о симметрии, ось симметрии, симметричные фигуры | Построение симметричных фигур, симметричное вырезывание из бумаги | 1 | | |
19. | Умножение многозначных чисел | Находить произведение чисел | Выполнять умножение в пределах 1000000 | 1 | | |
20. | Геометрия вокруг нас. Угол. | Понятие об остром, прямом и тупом углах | Построение углов | 1 | | |
21. | Комплексная работа «История родного города. Памятные даты» | Работа с информацией, текстом | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). | 1 | | |
22. | Деление на однозначное число | Находить частное чисел | Выполнять деление в пределах 1000000 | 1 | | |
23. | Деление на чисел | Знакомство с остатком | Выполнять деление в пределах 1000000 | 1 | | |
24. | Числа-великаны | Знакомство с числами до 1 000 000 | Сравнивать многозначные числа | 1 | | |
25. | Секреты задач. Решение задач | Постановка вопроса к задаче и ответ на него | Решать составные задачи | 1 | | |
26. | Волшебные превращения | Решение выражений с несколькими слагаемыми /разными и одинаковыми/ | Выполнять сложение нескольких слагаемых. Заменять сложение одинаковых слагаемых умножением | 1 | | |
27. | Масса. Длина. Объём. Единицы измерения | Сходство и различие | Сравнивать именованные числа | 1 | | |
28. | Геометрия вокруг нас. Треугольники | Сходство и различие треугольников | Различать виды треугольников | 1 | | |
29. | Четыре арифметических действий | умножение и деление, сложение и вычитание многозначных чисел | Решать выражения и задачи на умножение, деление, сложение, вычитание | 1 | | |
30. | Я знаю и умею! | Комплексная работа «Царицын-Сталинград-Волгоград» | Работа с текстом, информацией | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). | 1 | | |
31. | Турнир «Математическая карусель» | Нестандартные задачи, логические задачи | Выполнение олимпиадных заданий | 1 | | |
32. | Итоговое занятие | Нестандартные задачи, логические задачи | Выпуск математических листовок | 1 | | |
Календарно-учебный график
Дата начала учебного периода ПОУ | Дата окончания учебного периода ПОУ | Количество учебных недель | Количество учебных дней |
16.09.2020г. | 12.05.2021 г. | 32 | 32 |