СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности «Знайка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности «Знайка»»

муниципальное образовательное учреждение

«Лицей № 9

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова

Дзержинского района Волгограда»




Введена в действие

приказом директора МОУ Лицей № 9 «_____» ______2020г. № _________

_____________ Жигульская И.В.

«___»________2020 г.


Утверждена

экспертным советом МОУ Лицей № 9

Протокол от «____» _______2020г. № ____



Дополнительная

общеразвивающая программа

общеинтеллектуальной направленности

«Знайка»

на 2020-2021 учебный год

Срок реализации: 1 год



Автор:

Басюк Ольга Викторовна

педагог дополнительного образования

Программу реализует:

Басюк Ольга Викторовна

педагог дополнительного образования






Волгоград, 2020




Пояснительная записка


Направленность программы: общеинтеллектуальная

Цели и задачи программы

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по математике, развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и доказательность.

Задачи:

Обучающие:

  • развитие интереса к математике;

  • умение пользоваться информацией, представленной в различных видах

  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

  • умение делать доступные выводы и обобщения; обосновывать свои мысли.

  • умелое использование символики;

  • правильное применение математической терминологии;

  • расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развитие смекалки и сообразительности;

  • развитие краткости речи;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развитие умения организации личной и коллективной деятельности.

Актуальность:

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви и интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Программа создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных познавательных интересов учащихся, развивает речевые и математические умения, является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова и цифры, математики. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. «Знайка» позволяет работать над развитием математических способно­стей младших школьников, для формирования элементов логической и алгоритмиче­ской грамотности, коммуникативных умений с применением коллективных форм организации занятий и использова­нием современных средств обучения.

Создание на занятиях ситуаций ак­тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладе­ние элементарными навыками исследовательской деятельности позволят учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Данная программа занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы привлечь внимание детей, прежде всего к миру чисел, дав им почувствовать, что они не менее интересны, увлекательны, сложны, разнообразны, чем мир растений и животных, электроники и техники. Занятия способствуют более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала, обогащению словаря, развитию речи и математического мышления. А также помогут учащимся овладеть ключевыми умениями (умение работать с информацией, представленной в разном виде, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно справляться с контрольными работами, комплексными работами, и успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Целевая группа потребителей: программа рассчитана на учащихся 3-х классов (8 -10 лет)

Методическое обеспечение и условия реализации

Программа рассчитана на 32 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут. Срок реализации программы: с 16.09.2020 по 16.05.2021.

Занятия ведет педагог дополнительного образования. Финансирование образовательной услуги за счет родительских средств.

Стоимость 1 часа занятий составляет 250 рублей, 00 копеек.


Планируемые результаты освоения учащимися содержания программы

Планируемый уровень подготовки по математике:

Предметные результаты по математике

  1. Умение использовать математические знания для описания окружающих предметов, объяснения процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

  2. Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.

  3. Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; действовать в соответствии с алгоритмом и строить алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры; работать с таблицами, схемами, графиками, цепочками, совокупностями; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  5. Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач.

  6. Овладение действием моделирования при решении текстовых задач.


Личностные

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности

  • — качеств весьма важных в практиче­ской деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестан­дартности мышления.


Метапредметные результаты


  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм реше­ния числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;

  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;


  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и ре­зультат решения задачи;


Порядок и содержание промежуточной аттестации учащихся

Программа считается освоенной, если учащийся посетил не менее половины занятий и справился с 2-мя из 4 контрольных работ.

Форма подведения итогов:

Комплексные работы


Список литературы для учителя


  1. С.В. Бурдина «Решаем задачи» - Киров, 2015

2. Агаркова Н. В. «Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика» - Волгоград: Учитель, 2015
3. Агафонова И. «Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет» - С. – Пб, 2016.

4. Истомина Н.Б. «Учимся решать задачи» - Москва, 2013.

5. Межуева Ю.В. Математика. 4 класс. Задачи с образцами решений – Саратов: Лицей, 2015, - 64с.

6..Е.Е. Амбросимова, И.А. Мурашкина, С.В. Сучкова «Комплексные задания к текстам. 4 класс» - Саратов: Лицей, 2020



































Учебно-тематический план


Раздел программы

Тема


Краткая характеристика содержания

Основные виды деятельности учащихся

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1.

Думаю, размышляю


Интеллектуальная разминка. Арифметические действия

Продолжаем закономерность

Арифметические действия

1



2.

Реши задачку. Составление занимательных задач на сложение и вычитание.

Игра «Кто быстрее»

Составные задачи

1



3.

Геометрия вокруг нас. Такие разные фигуры

Геометрические фигуры

Нахождение периметра

1



4.

Взаимосвязь компонентов

Понятие о логических операциях

Работаем с информацией

1



5.

Отгадываем ребусы. Числовые головоломки

Понятие о ребусе, принципы отгадывания ребусов

Отгадывание ребусов, составление ребусов Решение математических пирамид на сложение, вычитание, умножение, деление.


1



6.

Замкнутые и незамкнутые ломаные

Понятие о длине, звене ломаной

Чертить ломаную по заданной длине

1



7.

Больше, меньше, равно.

Сравнение именованных чисел

Сравнивание чисел, нахождение ошибок

1




Комплексная работа «Волгоград-город -герой»

Работа с информацией

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

1



8.

Нахождение неизвестных компонентов

Арифметические действия с числами

Находить неизвестные компоненты при сложении и вычитании

1



9.

Нескучные задачи

Составление и решение задач

Решать задачи на нахождение целого, части

1



10.

Геометрия вокруг нас. Периметр и площадь многоугольника

Понятие о площади прямоугольника

Находить площадь многоугольника

1



11.

Мир занимательных задач

Логические задачи, способы их решения.

Решать логические задачи: оформлять краткую запись условия, решение, ответ.

1



12.

Порядок выполнения действий

Находить значения числовых выражений

Определять порядок действий и находить значение выражений

1



13.

Важные правила

Установление связи между компонентами сложения и вычитания

Использовать правило о взаимосвязи между компонентами сложения и вычитания

1



14.

Комплексная работа «Волго-донской канал»

Работа с информацией, текстом

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

1



15.

Дроби. Нахождение числа по доле

Анализировать условие задачи и находить решение

Находить число по доле

1



16.

Создаю, делаю, творю


Дроби. Нахождение доли числа

Понятие о дроби

Находить дроби по рисунку.


1



17.

Умножение и деление

Внетабличное умножение и деления

Выполнять умножение и деление в пределах 100

1



18.

Симметрия вокруг нас. Ось симметрии. Золотое сечение.

Понятие о симметрии, ось симметрии, симметричные фигуры

Построение симметричных фигур, симметричное вырезывание из бумаги

1



19.

Умножение многозначных чисел

Находить произведение чисел

Выполнять умножение в пределах 1000000

1



20.

Геометрия вокруг нас. Угол.

Понятие об остром, прямом и тупом углах

Построение углов

1



21.

Комплексная работа «История родного города. Памятные даты»

Работа с информацией, текстом

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

1



22.

Деление на однозначное число

Находить частное чисел

Выполнять деление в пределах 1000000

1



23.

Деление на чисел

Знакомство с остатком

Выполнять деление в пределах 1000000

1



24.

Числа-великаны

Знакомство с числами до 1 000 000

Сравнивать многозначные числа

1



25.

Секреты задач. Решение задач

Постановка вопроса к задаче и ответ на него

Решать составные задачи

1



26.

Волшебные превращения

Решение выражений с несколькими слагаемыми /разными и одинаковыми/

Выполнять сложение нескольких слагаемых. Заменять сложение одинаковых слагаемых умножением

1



27.

Масса. Длина. Объём. Единицы измерения

Сходство и различие

Сравнивать именованные числа

1



28.

Геометрия вокруг нас. Треугольники

Сходство и различие треугольников

Различать виды треугольников

1



29.

Четыре арифметических действий

умножение и деление, сложение и вычитание многозначных чисел

Решать выражения и задачи на умножение, деление, сложение, вычитание


1



30.

Я знаю и умею!

Комплексная работа «Царицын-Сталинград-Волгоград»

Работа с текстом, информацией

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

1



31.

Турнир «Математическая карусель»

Нестандартные задачи, логические задачи

Выполнение олимпиадных заданий

1



32.

Итоговое занятие

Нестандартные задачи, логические задачи

Выпуск математических листовок

1









Календарно-учебный график

Дата начала учебного периода ПОУ

Дата окончания учебного периода ПОУ

Количество учебных недель

Количество учебных дней

16.09.2020г.

12.05.2021 г.

32

32