Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края
Рассмотрено на заседании пед. Совета Протокол №___ от_____2022 г. | Утверждаю Директор школы ________ ___ Т.Е.Семенихина Приказ №___ от _____ 2022 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Умелые ручки»
Возраст учащихся: 8-9лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Максимова Елена Семеновна
учитель начальных классов
с. Алексеевка
2022г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» разработана на основе нормативных документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Проект Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» 2015 г.)
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа
Устава МКУ ДО ДДТ.
Направленность программы – художественная.
Актуальность данной программы заключается в том, что простой ручной труд, помогает развивать у детей фантазию, творческое мышление, выдумку. Он способствует привитию определённых трудовых навыков и умений, развивает творческие способности детей, их художественный вкус. Программа «Очумелые ручки» знакомит детей с секретами создания работ, используя гофрированную бумагу. Применяя технику работы с гофрированной и обычной бумагой, можно создать целые картины, и даже скульптуры, изготовить красочный мир из бумаги. Каждая большая композиция состоит из нескольких элементов, которые могут быть использованы для создания других поделок. Работы детей по аппликации и конструированию (игрушки и сувениры, картины и объемные композиции) могут использоваться в оформлении групп, музыкального зала к праздникам, украшении елки, как пригласительные билеты, поздравительные открытки, для участия в тематических выставках, в качестве подарков родителям.
Уровень сложности – стартовый.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является сочетание нескольких видов техник: оригами, пластилин, ткань и т.д. В процессе посещения творческого объединения дети получают разнообразные умения одновременно и в работе с пластичным материалом, и в работе с четкими геометрическими формами с материалом- бумагой. Каждый вид деятельности дополняет друг друга: в работе с пластилином у детей развивается фантазия, формируется эстетическое восприятие, развивается точность и тонкие движения мелкой моторики руки. А оригами позволяет развить у ребенка приоритетно конструктивное, пространственное и логическое мышление. В итоге развитие ребенка идет разносторонне, расширяется кругозор и творческое самовыражение.
Посещение творческого объединения положительно скажется на взаимоотношениях между детьми – они научатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками, вырастут отзывчивыми, добрыми и творческими личностями.
Адресат программы:
Участниками программы являются дети в возрасте 8-9 лет. Программа «Умелые ручки» рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей.
Объём и срок освоения программы:
Программа «Умелые ручки» разработана на 36 учебных часов. Возраст детей - от 8 до 9 лет. Срок реализации программы 1 год.
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса:
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала). В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Программа построена по принципу – от простого к сложному, что позволяет развивать у детей школьного возраста уверенность в своих силах и успешность.
Каждое занятие содержит практические и воспитательно-образовательные задачи, что способствует всестороннему развитию личности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, расширяют представление об окружающем мире, учатся любить природу, видеть прекрасное, созидать.
Занятия комплексно воздействуют на развитие ребенка:
- повышают сенсорную чувствительность (способствуют тонкому восприятию формы, размера, цвета, фактуры);
- развивают воображение, пространственное мышление, творчество, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук;
- формируют умение планировать работу, предвидеть результат и доводить дело до конца, при необходимости вносить коррективы.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление и оформление поделок.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Режим занятий подчиняется требованиям СанПин. Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведения занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю, 36 часов в год.
Цели и задачи программы:
Цель программы: создание условий для развития мышления, воображения, мелкой моторики рук.
Задачи:
Личностные:
-развивать культуру общения и поведения во время занятий;
-формировать умение работать в коллективе;
-создать атмосферу комфортности и доброжелательности;
-содействовать формированию всесторонне развитой личности:
-воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества
Метапредметные:
- формировать умение самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ;
- развить аккуратность в выполнении работ;
- развивать наблюдательность, образное мышление, художественное восприятие, фантазию, воображение и творчество;
- развивать мелкую моторику рук, точность ручных движений и зрительно-моторную координацию.
Образовательные:
- научить основным способам и техническим приемам работы с бумагой, клеем, пластилином;
- научить детей владеть простейшими техниками, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе;
-научить вносить коррективы в первоначальный замысел.
- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду.
Содержание программы
Учебный план
1 года обучения
№ | Название темы | Количество часов | Форма контроля |
всего | теория | практика |
| Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика. | 1 | 1 | - | |
1. | Раздел 1. «Аппликация из ткани» | 8 | 4 | 4 | Выставка работ |
1.1 | «Знакомство со свойствами тканей» | 2 | 1 | 1 | |
1.2 | «Веселые бабочки» | 2 | 1 | 1 | |
1.3 | «Листопад» | 2 | 1 | 1 | |
1.4 | «Угощение для ежа» | 2 | 1 | 1 | |
2 | Раздел 2. «Аппликация из круп» | 7 | 3 | 4 | Выставка работ |
2.1 | Вводное занятие «Правила работы и ТБ при работе с крупами». | 1 | 1 | - | |
2.2 | «Снежные сугробы» | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | «Елочка пожеланий» | 4 | 1 | 3 | |
3 | Раздел 3. «Чудеса из ваты» | 9 | 4 | 5 | Выставка работ |
3.1 | «Рождественский ангел» | 2 | 1 | 1 | |
3.2 | «Зайка» | 2 | 1 | 1 | |
3.3 | «Открытка к 23 февраля» | 3 | 1 | 2 | |
3.4 | «Цветы для мамы» | 2 | 1 | 1 | |
4 | Раздел 4. «Соленое тесто» | 10 | 4 | 6 | Выставка работ |
4.1 | Вводное занятие «Технология изготовления поделок из соленого теста» | 1 | 1 | - | |
4.2 | «Матрешка» | 3 | 1 | 2 | |
4.3 | «Открытка для ветеранов» | 4 | 1 | 3 | |
4.4 | «Летняя поляна» | 2 | 1 | 1 | |
| Итоговое занятие «Выполнение аппликации» | 1 | | 1 | Выставка работ |
| Итого: | 36 | 16 | 20 | |
Содержание учебного плана
1 года обучения
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика.
Теория: Знакомство с группой в виде игры, знакомство с техникой безопасности, проверка знаний учащихся на момент поступления в дто.
Раздел 1. «Аппликация из ткани»
Тема 1.1. «Знакомство со свойствами тканей»
Теория: Беседа на тему «Свойствами материалов, из которых изготавливается одежда».
Практика: Рассматривание различных видов тканей. Определение их качества и того, для какого вида одежды она используется.
Тема 1.2 Аппликация «Бабочка»
Теория: Беседа на тему «Какого цвета бывают бабочки», «Где живут бабочки?». Объяснение приемов выполнения работы.
Практика: Вырезание бабочек по трафарету. Наклеивание бабочек на
тканевую основу.
Тема 1.3 Аппликация «Листопад»
Теория: Беседа на тему «Что такое листопад? В какое время года он происходит? Какого цвета опавшие листья?»
Практика: Выполнение аппликации из ткани по контуру и наклеивание их на тканевую основу.
Тема 1.4 Аппликация «Угощение для ежа»
Теория: Беседа на тему «Где живет ежик? Что кушает ежик?».
Практика: Выполнение аппликации «Угощение для ежика».
Раздел 2. «Аппликация из круп»
Тема 2.1 . Вводное занятие «Правила работы и ТБ при работе с крупами».
Теория: Рассказ на тему «Какие крупы бывают», «Что готовят из крупы», «Нетрадиционное использование крупы».
Тема 2.2 «Снежные сугробы».
Теория. Рассказ о времени года Зима. Закрепление знаний о колорите зимы.
Практика. Выполнение аппликации «Снежный сугроб» используя манную крупу.
Тема 2.3 «Елочка пожеланий»
Теория: Беседа на тему «К какому празднику украшают ель?». Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах.
Практика: Изготовление панно «Елочка пожеланий» с использованием нескольких видов круп. Оформление и раскрашивание панно.
Раздел 3. «Чудеса из ваты»
Тема 3.1 «Рождественский ангел»
Теория: Беседа на тему «Что за праздник рождество?», «История рождества».
Практика: Создание рождественского ангела используя ватные диски.
Тема 3.2 «Зайка»
Теория: Беседа на тему «Что за животное? Какого цвета зайка летом? Какого цвета зимой?».
Практика: Изготовление аппликации при помощи ватных дисков.
Тема 3.3 «Открытка к 23 февраля»
Теория: Беседа на тему «Что за день 23 февраля?».
Практика: Выполнение работы с использованием картона, ватных дисков. Закрепление технологии выполнения работ с использованием ватных дисков.
Тема 3.4 Лепная картина «Цветы для мамы».
Теория: Беседа на тему «Какие бывают цветы», «Для чего нужны цветы».
Практика: Выполнение аппликации «Цветы для мамы».
Раздел 4. «Соленое тесто»
Тема 4.1 Вводное занятие «Технология изготовления поделок из соленого теста»
Теория: Беседа на тему «Что такое соленое тесто?», «Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях». Знакомство с техникой создания работ. Знакомство со способами декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
Тема 4.2. «Матрешка»
Теория: Знакомство с последовательностью изготовления работы «матрешка» из соленого теста, с применением акриловых красок.
Практика: Выполнение работы «Матрешка» из соленого теста. Роспись матрешки акриловыми красками.
Тема 4.3 «Открытка для ветеранов»
Теория: Беседа на тему «Кто такие ветераны?», «Что за день 9 мая и кто отмечает этот праздник?».
Практика: Выполнение работы «Открытка для ветеранов» с использованием картона и соленого теста. Роспись готовой работы.
Тема 4.4«Летняя поляна»
Теория: Беседа на тему «Когда приходит лето?». Знакомство с последовательностью выполнения работы «Летняя поляна».
Практика: Выполнение работы «Летняя поляна» с использованием картона и соленого теста.
Итоговое занятие «Выполнение аппликации»
Практика: Выполнение аппликации «Букет цветов» с использованием соленого теста, ткани и круп.
Планируемые результаты
1 года обучения
В результате освоения программы «Умелые ручки» учащиеся будут знать:
безопасные приёмы работы с различными инструментами и материалами;
основные способы и приемы техник работы с бумагой, клеем и соленым тестом;
терминологию и техники работы ручного труда.
В результате освоения программы «Очумелые ручки» учащиеся будут уметь:
проявлять фантазию и самостоятельность при изготовлении поделок;
планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
пользоваться инструментами для изготовления поделок аппликаций;
изготавливать сувениры, создавать картины;
работать с соленым тестом.
Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: перечень готовых работ, фото с занятий, журнал посещаемости.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки, готовые изделия.
Оценочные материалы.
Диагностика уровня обученности детей проводится методом наблюдения за детьми в процессе выполнения работы.
Методические материалы.
Методы обучения – словесный, наглядно- практический, игровой, объяснительно- иллюстративный.
Формы организации образовательного процесса –групповая.
Формы организации учебного занятия- беседы, игра, практические занятия, наблюдение.
Педагогические технологии- элементы технологии группового обучения; коллективного взаимообучения; развивающего обучения; игровой деятельности, коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии.
Дидактические материалы- раздаточные материалы, образцы изделий.
Диагностический материал:
При выполнении этой работы отслеживаем следующие способности и знания детей:
Умение детей пользоваться ножницами.
Умение детей пользоваться клеем.
Умение детей самостоятельно ориентироваться на бумаге.
Аккуратность выполнения работы.
Умение пользоваться шаблоном.
Список литературы:
1.Андреева Н.А. «Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,2012 г.
2.Бахметьев А. Т.Кизяков “Очумелые умелые ручки” Росмэн, 1999.
3.Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел» - М., 2010 г.
4.Горичева В.С.«Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина»-М., 2012 5.Гудилина С.И. «Чудеса своими руками» - М., 2013 г.
6.Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала» - М., 2009 г.
7.Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
8. Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет: Конспекты занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 г.
9. Конышева Н.М. «Умелые руки» - Смоленск, 2011 г.