ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сафоновский филиал областного государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Смоленская академия профессионального образования»
(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)
Дополнительная общеразвивающая программа
«Инновационный менеджмент»
(наименование)
г. Сафоново, 2023 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
Инновационный менеджмент
1. Цели реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании.
Задачи:
обоснование важности и необходимости непрерывного поиска возможностей нововведений в организации, как основы устойчивого развития и обеспечения эффективности бизнеса;
представление современного уровня знаний в области создания и внедрения нововведений;
ознакомление с отечественным и зарубежным опытом управления инновационной деятельностью в компаниях.
2. Требования к результатам обучения. Планируемые результаты обучения
2.1. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающийся должен:
уметь:
осуществлять решение инновационных задач в современных условиях;
работать с нормативными документами;
организовать чёткий контроль и планирование по различным направлениям менеджмента;
формировать организационную документацию хозяйствующего субъекта в электронном виде.
знать:
- формы развития, индикаторы и факторы экономического роста;
- тенденции и направления мирового экономического развития;
различные определения понятия «инновация», характеристики инновации;
модели инновационного цикла и закономерности инновационных процессов;
особенности инновационного менеджмента и его роль в развитии организации;
формы инновационного менеджмента;
современные концепции развития организации, особенности обновляющихся компаний;
- технологии управления инновационной деятельностью.
2.2 Требования к результатам освоения программы
К освоению программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования.
Нормативный срок освоения программы – 8 часов.
Форма итоговой аттестации: зачет.
3. Содержание программы
Категория слушателей: любые лица без предъявления требований к уровню образования.
Трудоемкость обучения: 8 академических часов.
Форма обучения: очная.
3.1. Учебный план
Наименование дисциплин и модулей | Общая трудоемкость, час | Аудиторные занятия, час | Промежуточная/ итоговая аттестация (зачет/ экзамен) |
теор. зан. | прак. зан. |
Тема 1. Инновационный менеджмент и стратегическое управление | 2 | | 2 | зачет |
Тема 2. Рынок научно-технической продукции | 2 | | 2 | зачет |
Тема 3. Интеллектуальная собственность в системе инновационного менеджмента | 2 | | 2 | зачет |
Тема 4. Тенденции и разновидности развития. Управление развитием | 2 | | 2 | зачет |
Итого | 8 | | 8 | |
3.2. Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Общая трудоемкость, час | Аудиторные занятия, час | Промежу-точная/ итоговая аттестация (зачет/ экзамен) |
теор. зан. | прак. зан. |
1 | Тема 1. Инновационный менеджмент и стратегическое управление | 2 | | 2 | зачет |
2 | Тема 2. Рынок научно-технической продукции | 2 | | 2 | зачет |
3 | Тема 3. Интеллектуальная собственность в системе инновационного менеджмента | 2 | | 2 | зачет |
4 | Тема 4. Тенденции и разновидности развития. Управление развитием | 2 | | 2 | зачет |
| Итого | 8 | | 8 | |
3.3. Учебная программа
Тема 1. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
Прогнозирование в инновационном менеджменте.
Стратегический подход – основа инновационного менеджмента. Оценка конкурентной позиции организации на рынке. Понятия научно-технического и инновационного потенциала организации. Оценка инновационного потенциала и инновационной активности организации. Анализ инновационного климата организации.
Виды инновационных стратегий. Наступательные инновационные стратегии. Стабилизационные (оборонительные) инновационные стратегии.
Разработка инновационных программ и проектов на предприятии. Проект как основа инновационной деятельности. Определение понятия «проект». Виды проектов. Особенности инновационного и инвестиционного проектирования. Структура проекта.
Методы и процедуры управления проектами и контроль за ходом их реализации. Содержание бизнес-плана.
Практическое занятие: прогнозирование научно-технического развития (на примере отрасли); решение ситуационной задачи по формированию стратегии развития фирмы и разработки мер по ее реализации.
Тема 2. Рынок научно-технической продукции
Научно-техническая продукция и ее виды. Характеристика рынка инноваций.
Вступление мирового сообщества в период глобального рынка и экономическое соперничество стран. Коммерческая ценность нововведений. Роль патентно-лицензионной торговли на мировом рынке.
Патентно-лицензионная политика предприятия. Особенности патентования разработок за рубежом. Два вида деятельности предприятий по использованию научно-технических достижений: использование нововведений в собственном производстве и продажа результатов инновационной деятельности.
Этапы разработки новых продуктов и особенности маркетинговых исследований на каждом этапе.
Реализация научно-технической продукции, трансферт технологий. Структура договора на передачу прав на объекты промышленной собственности (лицензионного договора).
Формы платежей по лицензионному договору: платежи по роялти, паушальный платеж. Подходы к определению цены научно-технической продукции (на примере изобретений).
Практическое занятие: изучение видов лицензионных договоров на передачу прав на объекты промышленной собственности; решение задач по определению цены на научно-техническую продукцию, оценка стоимости промышленного образца.
Тема 3. Интеллектуальная собственность в системе инновационного менеджмента
Интеллектуальная собственность как объект международного права. Международное сотрудничество в области интеллектуальной собственности
Объекты авторского и смежного права. Особенности правовой охраны программ для ЭВМ и баз данных.
Объекты промышленной собственности. Изобретения. Ноу-хау. Полезные модели. Промышленные образцы. Правовая охрана топологий интегральных микросхем. Товарные знаки и знаки обслуживания. Фирменные наименования. Наименования места происхождения товара. Пресечение недобросовестной конкуренции. Роль патентных поверенных в защите промышленной собственности.
Тема 4. Тенденции и разновидности развития. Управление развитием
Определение понятия "развитие". Формы развития. Экзогенное и эндогенное развитие. Эволюционное и революционное развитие. Интенсивное и экстенсивное развитие.
Экономический рост как основа социально-экономического развития общества. Индикаторы и факторы экономического роста. Глобальная конкуренция как фактор экономического развития. Экономика, основанная на знаниях – современный этап развития общества.
Устойчивое развитие. Содержание и цели концепции устойчивого развития.
Мировые тенденции развития науки и техники, результаты их влияния на воспроизводственную структуру хозяйства. Наукоемкие технологии. Изменения в содержании и производительности труда.
Развитие организаций. Инновации как фактор развития современной организации. Отличия стабильного бизнес-процесса от инновационного процесса. Управление развитием.
Практическое занятие Анализ показателей экономического развития государства, региона, организации. Оценка форм развития, характеристика факторов экономического роста. Развитие организации (на примере вуза, коммерческого банка, торгового предприятия и т.д.), отличия стабильного бизнес-процесса от инновационного процесса. Инновации как фактор развития современной организации.
3.4. Календарный учебный график (порядок освоения модулей)
Период обучения (дни, недели) | Наименование раздела, модуля |
1 день | Инновационный менеджмент и стратегическое управление. |
2 день | Рынок научно-технической продукции |
3 день | Интеллектуальная собственность в системе инновационного менеджмента |
4 день | Тенденции и разновидности развития. Управление развитием |
4. Материально-технические условия реализации программы
Наименование помещения для обеспечения подготовки и проведения теоретических и/или практических занятий | Вид занятий | Перечень основного оборудования, ПО |
1 | 2 | 3 |
Кабинет : Экономики, менеджмента и междисциплинарных курсов | Практические занятия | Мультимедиа проектор Ноутбук Принтер, сканер |
5. Учебно-методическое обеспечение программы
Основная литература
Учебное пособие «Управление инновациями в организациях» (Бовин А.А., Чередникова Л.Е., В.А. Якимович и др., 2010 г., гриф УМО).
Ситуационные задания и кейсы.
Банк тестовых заданий
Ситуационные задачи, индивидуальные задания, методические указания по выполнению отдельных тем учебной дисциплины содержатся в Практикуме «Инновационный менеджмент» (Бовин А.А., Чередникова Л.Е. и др., 2010 г. )
Инвестиционное сопровождение инноваций/ Под ред. Г.А. Унтуры. Новосибирск ИЭОПП СО РАН, 2009. с.248.
Чередникова Л.Е. Интеллектуальный капитал в устойчивом развитии промышленных предприятий: содержание и методы оценки / под. Ред. Д.э.н., проф. П.В. Шеметова. Новосибирск: НГУЭУ. 2009. 230 с.
Чередникова Л.Е. Управление стратегическими изменениями: теоретические аспекты, методологические подходы и инструментарий. Новосибирск: САФБД. 2009. 362 с
6. Оценка качества освоения программы
Форма итоговой аттестации: зачет
7. Составители программы
Касаткина Т.А., преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО
9