Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 91"
Принята на заседании педагогического совета от 30.08.2022г. № 1 | Утверждена приказом заведующего Детским садом № 91 протокол от 01.09.2022г. № 156 |
Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности по обучению чтению детей
"По дороге к Азбуке"
на 2022-2023 учебный год
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Винник Светлана Викторовна – старший воспитатель (1КК),
Козлова Марина Владимировна – воспитатель (ВКК)
МО Каменск-Уральский ГО
2022 г.
Содержание
I. | Целевой раздел | 3 |
I.1 | Пояснительная записка | 3 |
I.2 | Планируемые результаты | 5 |
II. | Содержательный раздел | 6 |
II.1 | Содержание программы | 6 |
II.2 | Тематическое планирование образовательной деятельности | 7 |
III. | Организационный раздел | 18 |
III.1 | Организационно-педагогические условия | 18 |
IV. | Образовательные и информационные ресурсы | 19 |
| Приложения | 20 |
| Календарный учебный график | |
| Учебный план | |
Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности по обучению чтению детей
"По дороге к Азбуке"
I. Целевой раздел I.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению чтению детей "По дороге к Азбуке" разработана в соответствии с общеразвивающей программой Детского сада № 91.
Направленность Программы - социально-педагогическая.
За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1008 от 29.08.2013 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р "Концепция развития дополнительного образования детей";
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.12.2020 № 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вводятся в действие с 01.01.2021 г.)
Уставом Детского сада № 91.
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, рече-двигательная.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.
Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.
Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из карандашей; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы, нахождение буквы в словах. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен.
Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка. Из всего выше сказано следует
Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и подготовительной группы дошкольного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе. К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения. В процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход. Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики, а также обучение букв расположено в определенном порядке: вначале знакомимся с гласными. Это буквы, которые могут "петь" А, У, О. Их проще соединять в слоги: АУ, УА и т.д. В конечном итоге ребенок должен без помощи других научиться читать слоги из 2-ух гласных. И только после знакомства с гласными - перебегаем к согласным.
Работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному), с учетом условий дошкольного учреждения.
Целью данной программы является построение системы обучения грамоте дошкольников в возрасте 6-7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:
Практические задачи:
овладеть умением работать с полным составом звуков и букв русского языка;
обучить дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению;
формировать у дошкольников навыки и умения самостоятельного решения простейших коммуникативно-речевых задач;
пополнять активный и пассивный словарный запас, и умение использовать его в речи
применять полученные знания, умения и навыки в познавательной деятельности.
Развивающие задачи:
развивать мыслительные процессы (элементы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способность слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;
развивать грамматический строй речи, навык осознанного правильного чтения;
развивать психические функции ребёнка (восприятие, внимание, языковую память, воображение, основы языкового мышления) через процесс обучения грамоте;
развивать специальные способности, необходимые для обучения чтению: фонематический слух, способность к догадке и различению;
развивать способствовать становлению самостоятельности дошкольников и саморегуляции их собственных действий;
развивать позитивные установки к различным видам труда и творчества;
развивать творческую активность учащихся и их речевую культуру.
Воспитательные задачи:
воспитывать у детей дошкольного возраста устойчивый интерес к чтению;
воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания;
воспитывать уважительное отношение к людям, чувство товарищества и дружбы.
Воспитание любви и уважения к русскому языку.
Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:
принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному»);
принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Для успешной реализации программы используются следующие методы работы:
словесные: беседа, рассказ, объяснение;
наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации, рассказ;
практические: упражнения, игра, конструирование, рисование;
работа с книгой, слоговыми таблицами;
Этапы реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы: дети 6-7 лет, старшего дошкольного возраста дошкольного учреждения.
Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы) Программа рассчитана на 9 месяцев обучения дошкольников.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Всего 60 минут неделю.
Всего - 72 занятий.
Основная форма занятий – групповая. Для успешной реализации программы формируют группу не более 10 человек.
I.2.
Планируемые результаты освоения курса Воспитанники должны знать и уметь:
различать понятия «звук», «буква»;
алфавит;
определять наличие и место заданного звука в слове;
анализировать звуковой состав слова;
определять количество слогов в слове, ударный слог;
уметь составлять слова из слогов;
иметь представление о предложении;
уметь выделять последовательность звуков в простых слова;
плавно читать слоги и слова из 3-4 букв;
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
уметь пользоваться выразительными средствами языка;
уметь различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.
В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
Подбираемые задания исходят из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова с изучаемым звуком, сознательно выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание, наблюдательность («Кто внимательный?», «Кто больше?», «Перекличка» и др.).
Также используются загадки при изучении звуков. Они активизируют мышление и речь ребенка, тренируют внимание и память, развивает любознательность.
Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают понимание того, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Скороговорки проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи.
Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из карандашей, найти букву среди других букв, дописать недостающие элементы букв.
Основные формы работы с воспитанниками: игры-путешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами: «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук», «Назови слово на определённый звук», «Мама пошла в магазин», «На что похожа буква»; «Какой буквы не стало», «Сложи слово из букв» и т.д. К концу года дети могут читать слова по слогам и предложения из 2-3 слов. Игры-путешествия включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, что дети читают стихи, проговаривают чистоговорки, поют песни, играют в игры. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.
Овладение грамотой требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии учебная деятельность обязательно сочетается с игрой и своего рода разминкой, мини-гимнастикой, состоящей из артикуляционных, пальчиковых упражнений. Так же включаются 1-2 упражнения для профилактики нарушения зрения, осанки, гиподинамии. Разминка проводится 1-2 раза во время занятия по мере утомления детей.
Таким образом, вовремя непосредственно образовательной деятельности у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, происходит всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов.
2. 2. Тематическое планирование образовательной деятельности, реализуемой в рамках дополнительной общеразвивающей программы «По дороге к Азбуке»
№ п/п | Дата | Тема | Задачи |
1. | | Неречевые и речевые звуки. | учить определять источник и направление звука; узнавать и различать неречевые звуки и звуки человеческой речи; отработать четкое произношение звуков в звукоподражаниях, рядах слогов, изменяя интонацию, силу и тембр голоса; формировать правильное физиологическое и речевое дыхание. |
2 | | Речевые звуки. Гласные и согласные звуки. | учить произносить ряды слогов, изменяя ударение, силу и тембр голоса; учить передавать ритмический рисунок слова; -упражнять в различении на слух длинных и коротких слов; -дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии; -развивать фонематическое восприятие и фонематический слух. |
3 | | Гласные звуки. Звук А. Буква А. | - различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков; -четко произносить звук А кратко - длительно, тихо - громко; -знакомство с буквой А; -учить узнавать букву А в ряду других гласных звуков, слога со звуком А в ряду слогов; -формировать навык подбора слов, начинающихся на звук А. |
4 | | Гласные звуки. Звук У. Буква У. | учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков; учить определять наличие звук У в словах; -подбирать слова, в которых есть звук У; -закрепить знания об отличии звука и буквы; - знакомство с буквой У; - учить читать слова уа, ау. |
5 | | Гласные звуки. Звук О. Буква О. | -формировать навык подбора слов со звуком О. -различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков; - знакомство с буквой О; -читать знакомые буквы в строчку и в столбик; |
6 | | Звук М. Буква М. | -знакомство с буквой М; -читать слоги и слова по таблицам. -отбирать картинки, в названии которых есть звук М, определять место звука М в этих словах; - самостоятельно подбирать слова со звуком М. |
7 | | Звук С. Буква С. | -знакомство с буквой С; -учить определять первый и последний звук в словах; учить отбирать картинки со звуком С; -определять место звука С в словах; -читать по таблице слоги и слова. |
8 | | Учимся соединять буквы. | -учить слиянию букв в один слог (АУ, УА); - учить анализировать прочитанные слоги; учить узнавать на слух сколько звуков (букв) я произнесла(произнес). |
9-10 | | Соединяем буквы, читаем слоги. | продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; - развивать навык чтения слогов; - пополнять словарный запас. |
11 | | Звук Х. Буква Х. | подбирать слова со звуком Х, определять место звука Х в словах; выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах; -знакомство с буквой Х; |
12 | | Звук Х. Буква Х. | -учить слиянию букв в один слог (ХА, ХО); учить анализировать прочитанные слоги; сопоставлять букву и её графический образ; - развивать навык чтения слогов; - пополнять словарный запас. |
13 | | Звук Р. Буква Р. | -учить выделять звук Р в ряду звуков, слогов, слов; - учить отбирать картинки со звуком Р; -определять место звука Р в словах; -знакомство с буквой Р; -учить составлять и читать слоги и слова; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова. |
14 | | Звук Р. Буква Р. | -четко произносить звук Р; -формировать навык подбора слов со звуком Р; -продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры. |
15 | | Звук Ш. Буква Ш. | -четко произносить звук Ш; -учить выделять звук Ш в ряду звуков, слогов, слов; -формировать навык подбора слов со звуком Ш; -познакомить с буквой Ш; - составлять и читать слоги и слова; |
16-17 | | Соединяем буквы, читаем слоги. | -учить отбирать картинки со звуком Ш; -определять место звука Ш в словах; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова; -развивать зрительное и тактильное восприятие, фонематический анализ и синтез, оптико- пространственные представления, мелкую моторику; -продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ. |
18 | | Гласные звуки. Звук Ы. Буква Ы. | - различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков; -четко произносить звук Ы кратко - длительно, тихо - громко; -воспроизводить слоговые ряды; -учить выделять звук Ы в ряду других гласных звуков, слога со звуком Ы в ряду слогов, слов; -формировать навык подбора слов со звуком Ы. -анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков; -познакомить с буквой Ы; -упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки; -читать слоги и слова по таблицам. |
19 | | Звук Л. Буква Л. | - четко произносить звук Л; -учить выделять звук Л в ряду звуков, в ряду слогов, слов; -формировать навык подбора слов со звуком Л; продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры; -познакомить с буквой Л; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; |
20 | | Читаем слитно! | продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас; чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. |
21 | | Звук Н. Буква Н. | -продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков; -учить выделять звук Н в ряду звуков, слогов, слов; -самостоятельно подбирать слова со звуком Н; -знакомство с буквой Н; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; - читать слоги и слова по таблицам. |
22 | | Читаем слитно! | продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас; чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. |
23-24 | | Читаем предложения с изученными буквами. | -продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова; -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Н; -определять место звука Н в словах (по картинкам); -учить узнавать изученные буквы; -читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. |
25 | | Звук К. Буква К. | -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К; -определять место звука К в словах (по картинкам); -учить узнавать изученные буквы; -читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы; -знакомство с буквой К; читать слоги ка, ку, ки, ак, ук, ик; -самостоятельно подбирать слова со звуком К. |
26-27 | | Читаем предложения с изученными буквами. | -продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова; -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К; -определять место звука К в словах (по картинкам); -учить узнавать изученные буквы; -читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. |
28 | | Звук Т. Буква Т. | -учить определять первый и последний звук в словах; -определять место звука Т в словах; -знакомство с буквой Т; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги: та, ту, ти, ат, ут, ит;. -читать по таблице слогов. |
29 | | Гласные звуки. Звук И. Буква И. | - четко произносить звук И кратко - длительно, тихо - громко; -учить выделять звук И в ряду других гласных звуков, слогов и слов со звуком И в ряду слогов, слов; -формировать навык подбора слов со звуком И; -продолжать формировать навык анализа ряда из 2, 3, 4 гласных звуков; -учить отбирать картинки на звук И; -познакомить с буквой И. |
30-31 | | Читаем предложения с изученными буквами. | -продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова; -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук И; -определять место звука И в словах (по картинкам); -учить узнавать изученные буквы; -читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. |
32 | | Звук П. Буква П. | - продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков; -учить выделять звук П в ряду звуков, слогов; -учить выделять последний глухой согласный звук; - знакомство с буквой П; -учить анализировать обратные слоги. |
33 | | Звук П. Буква П. | продолжать выделять последний согласный в словах, анализировать обратные слоги; -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук П; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ап, уп, ип; па, пу, пи; -закрашивание картинок на определённый звук; -игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение». |
34 | | Звук З. Буква З. | -учить выделять звук З в ряду звуков, в ряду слогов, слов; -познакомить с буквой З; -формировать навык подбора слов со звуком З; -продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры; |
35 | | Буквы З-С. | -продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; -обогащать словарный запас; -развивать навык чтения слогов; -продолжать формировать навык правильного слогового чтения. |
36 | | Звук Й. Буква Й. | - учить отбирать картинки со звуком Й; -определять место звука Й в словах; -знакомство с буквой Й; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать по таблице слоги и слова. |
37-38 | | Читаем предложения с изученными буквами. | -разучивание чистоговорок; -закрашивание картинок на определённый звук; -игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение». |
39 | | Звук Г. Буква Г. | -учить выделять звук Г в ряду звуков, в слогах, словах; -учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах; -познакомить с буквой Г; - читать слоги и слова по таблицам; -самостоятельно подбирать слова со звуком Г. |
40 | | Буквы Г-К. | -продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; -обогащать словарный запас; -развивать навык чтения слогов; -продолжать формировать навык правильного слогового чтения. |
41 | | Звук В. Буква В. | -учить выделять звук В в ряду звуков, в ряду слогов, слов; определять место звука В в словах; познакомить с буквой В; -формировать навык подбора слов со звуком В; -учить отбирать картинки со звуком В; - знакомство с буквой В; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -большая буква в начале предложения; -читать по таблице слогов и слов. |
42 | | Читаем слитно! | игра «Чудесный мешочек» (на ощупь угадать букву); разучивание чистоговорок; закрашивание картинок на определённый звук; - «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Мама пошла в магазин». |
43 | | Звук Д. Буква Д. | -учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах; -знакомство с буквой Д; -самостоятельно подбирать слова со звуком Д. -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать слоги и слова по таблицам; -большая буква в начале предложения и в именах собственных. |
44 | | Буквы Д-Т. | -продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; -обогащать словарный запас; -развивать навык чтения слогов; -продолжать формировать навык правильного слогового чтения. |
45 | | Звук Б. Буква Б. | -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Б; -определять место звука Б в словах (по картинкам); -знакомство с буквой Б; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -большая буква в начале предложения; -читать слоги и слова по таблицам. |
46 | | Читаем предложения с изученными буквами. | -разучивание чистоговорок; -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение» |
47-48 | | Читаем предложения! | -разучивание чистоговорок; -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; - чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения. |
49 | | Звук Ж. Буква Ж. | - учить отбирать картинки со звуком Ж; -определять место звука Ж в словах; -знакомство с буквой Ж; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова. |
50 | | Буквы Ж-З, Ж-Ш. | -разучивание чистоговорок; -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; - чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения. |
51 | | Буква Е. | -знакомство с буквой Е; -читать обратные и прямые слоги, слова; чтение предложений из двух-трёх слов; составлять из букв разрезной азбуки слова. |
52 | | Читаем предложения с изученными буквами. | -разучивание чистоговорок; -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; -чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. |
53 | | Буква Ь. | -познакомить с буквой Ь; -читать обратные и прямые слоги, слова; -составлять из букв разрезной азбуки слова; -чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. |
54-55 | | Читаем предложения! | - чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. |
56 | | Буква Я. | знакомство с буквой Я; читать обратные и прямые слоги, слова; составлять из букв разрезной азбуки слова. |
57 | | Читаем текст! Вопросы по тексту. | - чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. |
58 | | Буква Ю. | знакомство с буквой Ю; читать обратные и прямые слоги, слова; составлять из букв разрезной азбуки слова. |
59 | | Буква Ё. | знакомство с буквой Ё; читать обратные и прямые слоги, слова; составлять из букв разрезной азбуки слова. |
60 | | Читаем предложения! | - чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. |
61 | | Читаем предложения с изученными буквами. | -разучивание чистоговорок; -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; -чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения. |
62 | | Звук Ч. Буква Ч. | -четко произносить звук Ч; -определять место звука Ч в словах; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова. |
63 | | Читаем предложения с изученными буквами. | -разучивание чистоговорок; -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; -чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения. |
64 | | Звук Э. Буква Э. | -закрепить знания о различиях между гласными и согласными звуками; -четко произносить звук Э; -учить выделять звук Э в ряду звуков, слогов, слов; -формировать навык подбора слов со звуком Э; -продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры; - знакомство с буквой Э; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова. |
65 | | Звук Ц. Буква Ц. | -определять место звука Ц в словах; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги, слова; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова. |
66 | | Читаем предложения с изученными буквами (Ц-Ч). | - чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. |
67 | | Читаем предложения с изученными буквами (Ц-С). | - чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. |
68 | | Звук Ф. Буква Ф. | - продолжать анализировать слоги и слова; -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ф; - знакомство с буквой Ф; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -читать слоги и слова по таблицам. |
69 | | Звук Щ. Буква Щ. | -учить отбирать картинки со звуком Щ; -определять место звука Щ в словах; - знакомство с буквой Щ; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова. |
70 | | Читаем предложения! | - чтение предложений из двух-трёх слов; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; -чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. |
71 | | Буква Ъ. | -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам; -познакомить с буквой Ъ; -читать обратные и прямые слоги, слова; продолжать учить сопоставлять букву и ее графический образ; -учить читать слова с данной буквой; -формировать навыки правильного, осознанного чтения; - чтения слогов и слов с изучаемой буквой; -составлять из букв разрезной азбуки слова. |
72 | | Занятие-игра «Путешествие по Букварю». | - повторить и закрепить пройденный материал. -подвести итог по всему курсу обучения грамоте, познакомить с алфавитом. |
III. Организационный раздел
3.1. Организационно-педагогические условия
Организационно-педагогические условия рассматриваются на основании:
материально-технического обеспечения;
информационного обеспечения;
программно-методического обеспечения.
Материально-техническое обеспечение:
№ | Наименование | | Количество |
1 | Стол детский (прямоугольный) | | 5 шт. |
2 | Стул детский | | 10 шт. |
3 | Ноутбук ASUS E3N0CV17469511A | | 1шт. |
4 | Телевизор с USB-выходом | | 1шт. |
5 | Набор наглядно-дидактических картинок по теме "Мебель" | | 1шт. |
6 | Набор наглядно-дидактических картинок по теме "Фрукты" | | 1шт. |
7 | Набор наглядно-дидактических картинок по теме "Овощи" | | 1шт. |
8 | Набор наглядно-дидактических картинок по теме "Транспорт" | | 1шт. |
9 | Набор наглядно-дидактических картинок по теме "Времена года" | | 1шт. |
10 | Набор наглядно-дидактических картинок по теме "Насекомые" | | 1шт. |
11 | Набор наглядно-дидактических картинок по теме "Звери" | 1шт. |
12 | Набор наглядно-дидактических картинок по теме "Одежда" | 1шт. |
13 | Набор наглядно-дидактических картинок по теме "Обувь" | 1шт. |
14 | Плакат «Звуки и буквы», «Лента букв» | 2 шт. |
Информационное обеспечение:
№ | Наименование | Количество |
1. | Диск с презентациями и обучающими видеороликами | 1шт. |
Программно-методическое обеспечение: | |
№ | Программно-методическое обеспечение | Количество |
1. | Н.С.Жукова. Букварь: Учебное пособие. – Екатеринбург: «Издательский дом «Литер», 2014г. | 1шт. |
2. | О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Учебное пособие «Учимся читать». ООО «Издательство АСТ», 2015 г. | 1 шт. |
3. | Буквы едут в гости к нам. (Азбука). – Москва «АСТ-Пресс», | 1 шт. |
4. | Т.Е.Ковригина, Р.Е.Шеремет. Занимательное обучение чтению. Комплексные занятия, разрезная азбука для детей 6-7 лет. – Изд.3-е.- Волгоград: Учитель, 2016. | 1 шт. |
5. | Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках. Л.П. Савина, Т.В. Крылова. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2009г. | 1 шт. |
6. | Говорим правильно: Учебно – методический комплект. О.С.Гомзяк-ММ.: Издательство ГНОМ, 2013 г. | 1 шт. |
7. | Пальчиковые игры. Е.П. Пименова – М.: Феникс, 2007г | 1 шт. |
8. | Путешествие в Звукоречье: Пособие по обучению детей грамоте. Г.Н.Градусова- Пермь, 1995г. | 1 шт. |
Образовательные и информационные ресурсы:
Н.С.Жукова. Букварь: Учебное пособие. – Екатеринбург: «Издательский дом «Литер», 2014г.
О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Учебное пособие «Учимся читать». ООО «Издательство АСТ», 2015 г.
Буквы едут в гости к нам. (Азбука). – Москва «АСТ-Пресс», 1996 г.
Т.Е.Ковригина, Р.Е.Шеремет. Занимательное обучение чтению. Комплексные занятия, разрезная азбука для детей 6-7 лет. – Изд.3-е.- Волгоград: Учитель, 2016.
Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках. Л.П. Савина, Т.В. Крылова. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2009г.
Говорим правильно: Учебно – методический комплект. О.С.Гомзяк-ММ.: Издательство ГНОМ, 2013 г.
Пальчиковые игры. Е.П. Пименова – М.: Феникс, 2007г
Путешествие в Звукоречье: Пособие по обучению детей грамоте. Г.Н.Градусова- Пермь, 1995г..
Презентации к урокам
Календарный учебный график по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности по обучению чтению детей "По дороге к Азбуке"
на 2022-2023 учебный год
Этап образовательного процесса | Подготовительная группа (6-7 лет) |
Начало учебного года | 5 сентября 2022 года |
Окончание учебного года | 26 мая 2023 года |
Продолжительность учебной недели | 5 дней (понедельник-пятница) |
Продолжительность учебного года | 36 недель |
Продолжительность занятий | 30 |
Количество занятий в неделю | 2 |
Мониторинг | После каждого раздела согласно дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе |
Праздничные дни | 04.11.2022г. - День народного единства 01.01.2023г. - 08.01.2023г. - новогодние каникулы 23.02.2023г. - День защитника Отечества 03.2023г. - Международный Женский день 05.2023г. - День Победы |
Летний оздоровительный период | 1 июня – 31 августа 2023 года |
Нерабочие дни: суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством РФ.
Учебный план по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности по обучению чтению детей "По дороге к Азбуке"
на 2022-2023 учебный год
Общее положение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 91» в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013г. № 706
Учебный план Детского сада № 91 по оказанию дополнительных платных образовательных услуг разработан с учетом требований следующих нормативных документов:
-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.; -Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-«Санитарно-эпидемиологическим требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 2.4.3648-20, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года №28
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»)
-Уставом Детского сада № 91
Основные цели учебного плана:
- регламентировать организацию образовательного процесса по дополнительному образованию;
- определить количество недельной, годовой образовательной нагрузки по каждой возрастной группе.
Распределение количества занятий основано на принципах:
соблюдения права воспитанников на дошкольное образование;
дифференциации и вариативности;
ориентирование на реализацию социального заказа на дополнительные образовательные услуги;
возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
научной обоснованности и практической применимости (содержание соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
Режим оказания образовательных услуг
1.1. Организация образовательного процесса регламентируется Образовательной программой, Учебным планом и Графиком проведения занятий в порядке оказания платных образовательных услуг в 2022-2023 учебном году, утвержденных приказом по Детскому саду №156 от 01.09.2022г., которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.
1.2.Режим оказания образования услуг соответствует санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. (СанПиН 2.4.3648 – 20)
проведение дополнительных занятий за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, не допускается;
- дополнительные занятия в зависимости от возраста детей проводятся в соответствии с СанПиН 2.4.3648 – 20
продолжительность для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут;
максимально допустимый объем образовательной нагрузки не превышает в подготовительной 60 минут .
Детский сад № 91 функционирует 5 дней в неделю с 12-часовым пребыванием детей. Занятия проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю.
Структура учебного плана
2.1. Структура учебного плана включает платные образовательные слуги в соответствии с дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами, перечень который формируется на основе Устава Детского сада № 91.
2.2. Порядок и предоставление платных образовательных услуг регламентируется Положением о порядке предоставления платных образовательных услуг.
2.3. Детский сад № 91 оказывает платные образовательные услуги по дополнительным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности.
Учебный план на 2022 – 2023 учебный год
Наименование услуги | | Количество занятий/часов в неделю / год |
6-7 лет |
неделя | учебный год |
По дороге к Азбуке | 2х30мин | 72х30мин |
60 мин | 2160 мин |