СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»
(МБОУ «СОШ №13 с углубленным изучением отдельных предметов»)
188800, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Травяная, дом 29.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ФУТБОЛ (Базовый уровень)»
физкультурно- спортивной направленности
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
Минтий Л.А., учитель физической культуры
Выборг - 2023
Пояснительная записка
Футбол (от англ. foot – нога, ball – мяч) – самый популярный и красивый командный вид спорта в мире, цель в котором – забить мяч в ворота соперника большее число раз, чем это сделает команда соперника в установленное время. Мяч в ворота можно забивать ногами или любыми другими частями тела (кроме рук).
Точная дата возникновения футбола неизвестна, но можно с уверенностью сказать, что история футбола насчитывает не одно столетие. Игры с мячом были популярны на всех континентах, об этом говорят повсеместные находки археологов.
Первые правила игры в футбол были введены 7 декабря 1863 года Футбольной ассоциацией Англии. Сегодня правила футбола устанавливает Международный совет футбольных ассоциаций (IFAB), в которую входят представители Международной федерации футбола (далее – ФИФА), а также английской, шотландской, североирландской и валлийской футбольных ассоциаций.
Датой рождения футбола в России считается 24 октября 1897 года, когда состоялся первый зафиксированный и проанонсированный отечественной спортивной печатью матч футбольных команд Санкт-Петербургского кружка любителей спорта («Спорт») и Василеостровского общества футболистов.
Этот вид спорта развивает интеллектуальные и физические способности человека, в том числе выносливость и гибкость, помогает развитию быстроты, ловкости, силы и прыгучести. Футбол как командная игра позволяет получать навыки выхода из сложных ситуаций, улучшает лидерские качества и повышает самооценку. Ему присущи сочетание разных движений и действий, работы и отдыха, быстрая смена обстановки. Игра учит быстро оценивать сложившуюся ситуацию и мгновенно отвечать на нее точным и быстрым движением индивидуально и в коллективе. Футбол воспитывает морально-волевые качества в человеке, ведь играть приходится на фоне растущего утомления.
Стремление к достижению победы в команде учит коллективным действиям, взаимопомощи, воспитывает чувство дружбы и товарищества. В игре можно проявлять свои личные качества, но ради достижения общей цели.
Данная программа направлена на формирование и развитие у занимающихся потребностей к систематическим занятиям физической культурой, спортом и, в частности, футболом, на создание условий для физического воспитания и физического развития занимающихся, получение ими начальных знаний, умений и навыков по виду спорта «футбол».
Программа предназначена для реализации в рамках дополнительного образования детей или внеурочной деятельности на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также организаций, реализующих программы дополнительного образования.
Программа составлена с учетом нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность:
– Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 14.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Уровень программы – базовый.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Футбол – современный и вариативный вид спорта, который вызывает неподдельный интерес среди подрастающего поколения и способствует всестороннему физическому развитию личности. Систематические занятия футболом приобщают детей к здоровому образа жизни, организации спортивного досуга.
Формой организации образовательного процесса являются практические и теоретические занятия, учебные игры, соревнования, судейская практика, контрольные и итоговые занятия.
Главная задача педагога при реализации данной программы – создание условий для развития у обучающихся знаний, умений и навыков в области футбола, приобщение к систематическим занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.
Новизна и отличительные особенности программы. Программа предусматривает формирование у обучающихся устойчивых метапредметных знаний, умений и навыков. Учитывает возрастные особенности при освоении программы. Развивает у обучающихся познавательную деятельность в области футбола.
Способствует повышению у обучающихся функциональной, морально-волевой и технико-тактической подготовленности, а также преодолению трудностей и постоянному самосовершенствованию.
2. Цели и задачи программы
Цели: физическое развитие и приобщение обучающихся к нравственным спортивным ценностям посредством обучения игре в футбол.
Создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом обучающихся, развитие способностей детей в избранном виде спорта, пропаганда здорового образа жизни, воспитание физических и волевых качеств.
Основные задачи программы:
обучающие:
– предоставление знаний об истории развития футбола в мире, в России, в регионе;
– формирование знаний о роли физической культуры и спорта в жизни человека и их месте в современном обществе;
– обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
– формирование знаний о безопасном поведении на объектах спорта и на занятиях по футболу;
– обучение основам технических элементов и тактических действий избранного вида спорта (футбол);
– формирование знаний по основам гигиены и здорового образа жизни, правилам закаливания, сбалансированному питанию;
– приобретение опыта участия в физкультурных и спортивных мероприятиях по футболу;
воспитательные:
– формирование организаторских навыков и умений действовать в коллективе;
– воспитание коммуникативных навыков у обучающихся средствами игры в футбол;
– развитие чувства ответственности, дисциплинированности, умение брать на себя инициативу;
– воспитание нравственных и волевых качеств в процессе занятий и формирование устойчивой привычки в самовоспитании личностных качеств;
– выработка привычки к самостоятельным занятиям по избранному виду спорта «футбол» в свободное время;
– воспитание устойчивого интереса к занятиям по футболу;
– профилактика асоциального поведения;
– развитие потребности к ведению здорового образа жизни;
развивающие:
– развитие тактических навыков и умений игры;
– развитие физических качеств;
– развитие умений ориентироваться в пространстве;
– повышение функциональных возможностей организма средствами игры в футбол;
– укрепление здоровья средствами общей физической подготовки.
Адресат программы. Программа базового уровня рассчитана для мальчиков и девочек, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям футболом.
Продолжительность обучения на базовом этапе рассчитана на семь лет, минимальный возраст лиц для зачисления – восемь полных лет. До 12 лет (включительно) мальчики и девочки обучаются в одной группе. Минимальное количество обучающихся в группах– 12 человек.
3. Формы и режим реализации программы
Форма организации занятий – очная, групповая.
Форма проведения занятия (вид): учебная, комплексная, интегративная, открытая, соревновательная.
Форма организации деятельности обучающихся на занятии: фронтальная, в парах, групповая, малогрупповая, индивидуальная.
Основными формами обучения являются групповые и индивидуальные тренировочные занятия, также могут быть теоретические занятия, участие в спортивных мероприятиях, тестирование и контроль, промежуточная и итоговая аттестация.
Примерное распределение недельной нагрузки на год обучения представлено в таблице 1.
Примерное распределение недельной нагрузки на год обучения
Таблица 1
Возраст обучающихся | Количество занятий в неделю | Количество учебных часов в неделю
| Количество учебных недель
| Всего часов в год
|
9--11 лет | 1 | 2 | 36 | 72 |
Режим занятий может быть изменен с учетом расписания учебных групп образовательной организации.
Срок обучения по программе базового уровня 1 год, общий объем за год обучения составляет 72 учебных часа.
4. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения программы включают интегративные качества обучающегося, которые он может приобрести в результате освоения программы и подготовят его к реальности взрослой жизни:
– формируется чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи;
– воспитается чувство ответственности, уважения, дисциплинированности, активности, самостоятельности, инициативности и творчества;
– развивается умение подчинять личные стремления интересам коллектива;
– повышаются функциональные возможности организма и развиваются основные физические качества; формируется устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
– повышается сопротивляемость организма к простудным (сезонным) заболеваниям;
– проявляются смелость, стойкость, решительность, выдержка, мужество;
– воспитывается привычка к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов;
– формируется культура здорового и безопасного образа жизни;
– формируется культура поведения болельщика во время просмотра игр по футболу различного ранга и уровня, а также межчеловеческих отношений и норм, ему присущих.
Планируемые результаты освоения образовательной программы базового уровня обучающихся после года обучения
1) по предметной области «теоретические основы физической культуры и спорта» у обучающихся появятся знания о (об):
– месте и роли физической культуры и спорта в современном обществе;
– строении и функциях организма человека, и влиянии физической культуры и спорта на его развитие;
– гигиене, личной гигиене, значении водных и закаливающих процедур, гигиенических основах режима учебы, отдыха и занятий спортом;
– характеристике средств общей и специальной физической подготовки, применяемых в процессе учебных занятий;
– основах здорового образа жизни, правильного питания и их значении;
– истории развития футбола в мире, стране, регионе, городе;
– местах занятий, разметке, размерах футбольного поля, оборудовании и инвентаре для игры в футбол;
– основных терминах игры и правилах соревнований по футболу;
– правилах безопасности во время занятий футболом, причинах травматизма на занятиях футболом, правилах его предупреждения и профилактике.
2) обучающие смогут выполнять по предметной области «вид спорта»:
– общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения и комплексы;
– бег с различной скоростью на разные дистанции, разновидности бега и различные способы перемещений;
– упражнения, направленные на развитие физических качеств: скорости, силы, гибкости, выносливости, координации;
– игровые технические элементы и упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами футбола;
– ведение мяча различными способами, развороты и обманные движения (финты);
– базовые элементы техники передачи и остановки мяча ногой;
– передачи мяча ногой в движении;
– короткие и средние передачи мяча ногой;
– удары по мячу ногой;
– отбор мяча;
– простые групповые тактические взаимодействия;
– индивидуальные действия против соперника;
– реализацию численного преимущества посредством передачи мяча;
– контрольно-тестовые упражнения по общей, специальной физической и технической подготовке;
– умение играть в футбол 5 х 5 с соблюдением основных правил.
5. Формы аттестации и оценочные материалы
Большую роль в работе педагога играет комплексный контроль за уровнем подготовленности обучающихся. При этом выявляются полнота и глубина сведений по теоретической подготовке, двигательным действиям в объеме изучаемых требований, уровень развития физических и технических способностей, результат улучшения личных показателей. Теоретическая подготовка проверяется в ходе учебного занятия или соревновательной деятельности применительно к изучаемому практическому материалу.
Выявление уровня освоения обучающимся упражнений по общей физической, специально физической и технической подготовке.
Формой контроля является мониторинг по общей физической, специальной и технической подготовке. Инструментарием мониторинга являются контрольно-тестовые упражнения, разработанные с учетом возрастной категории и гендерной принадлежности обучающихся.
Промежуточный контроль и диагностика уровня подготовленности проводятся в конце года (май) обучения осуществляется итоговая аттестация за период обучения.
Контрольно-тестовые упражнения для обучающихся
Мальчики и девочки, юноши и девушки.
Общая и специальная физическая подготовка
1. Сгибание и разгибание рук в упоре/подтягивание в висе лежа на низкой перекладине.
2. Прыжок в длину с мест, см.
3. Челночный бег 3 х 10 м. 1. Удары по воротам на точность с места:
Техническая подготовка
– 8–9 лет – с 7 м, ворота 2 х 3 м;
– 10–12 лет – с 9 м, ворота 2 х 5 м;
– 13–15 лет – с 11 м, ворота 2,44 х 7,32 м.
2. Ведение мяча 5 м, обводка трех стоек и удар по воротам:
– 8–10 лет – с 7 м, ворота 2 х 3 м;
– 11–12 лет – с 9 м, ворота 2 х 5 м;
– 13–15 лет – с 11 м, ворота 2,44 х 7,32 м.
3. Жонглирование правой-левой ногой футбольного мяча (количество раз).
Примерные протоколы промежуточной аттестации обучающихся по обязательным предметным областям общей и специальной физической подготовки и технической подготовке представлены в таблицах 2, 3.
Таблица 2
Протокол № 1
контрольно-тестовых упражнений по общей и специальной физической подготовке
обучающихся по программе «Футбол»
Группа № ______ Кол-во человек в группе ______
Дата проведения тестирования «____»______________202___г.
№ п/п | Фамилия, имя | Полных лет | Сила | Скоростно-силовые качества | Быстрота | |||||||
Юн.: сгибание и разгибание рук в упоре: дев.: подтягивание в висе лежа | Прыжок в длину с места | Челночный бег 3 х 10 м | ||||||||||
результат | уровень | результат | уровень | результат | уровень | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Педагог дополнительного образования____________________/____________________________/
Таблица 3
Протокол № 2
контрольно-тестовых упражнений по технической подготовке обучающихся по программе «Футбол»
Группа № ______ Кол-во человек в группе _______
Дата проведения тестирования «____»______________202___г.
_____
№ п/п | Фамилия, имя | Полных лет | Удары по воротам на точность (кол-во раз) | Ведение мяча 5 м, обводка 3 стоек и удар по воротам (время) | Жонглирование правой- левой ногой футбольного мяча (кол-во раз) | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Педагог дополнительного образования____________________/____________________________/
Шкала оценки уровня физической и технической подготовленности обучающихся
Возраст | Уровень | Общая физическая подготовка | Специальная физическая подготовка | ||||
Мальчики: сгибание и разгибание рук в упоре: девочки: подтягивание в висе лежа (количество раз) | Прыжок в длину с места (см.) | Челночный бег 3 х 10 м (сек) | |||||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | ||
9 | Высокий | 10 | 10 | 160 | 135 | 8,8 | 9,0 |
Средний | 9 | 8 | 154 | 130 | 8,9 | 9,1 | |
Низкий | 5 | 4 | 135 | 120 | 9,1 | 9,3 | |
10
| Высокий | 12 | 11 | 164 | 145 | 8,7 | 8,9 |
Средний | 10 | 10 | 160 | 138 | 8,8 | 9,0 | |
Низкий | 6 | 6 | 143 | 125 | 9,0 | 9,2 | |
11 | Высокий | 15 | 13 | 170 | 156 | 8,6 | 8,8 |
Средний | 12 | 11 | 166 | 148
| 8,7 | 8,9 | |
Низкий | 8 | 8 | 158 | 138 | 8,9 | 9,1 |
Техническая подготовка
Возраст | Уровень | Жонглирование мячом правой- левой ногой
| Ведение мяча 5 м, обводка 3 стоек змейкой и удар по воротам (сек.)
| Пять ударов каждой ногой по воротам на точность с места (количество попаданий)
| ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики и девочки | ||
9 | Высокий | 5 | 4 | 9,9 | 10,1 | 4 |
Средний | 4 | 3 | 10,1 | 10,2 | 3 | |
Низкий | 3 | 2 | 10,2 | 10,4 | 2 | |
10
| Высокий | 7 | 5 | 9,8 | 10,0 | 5 |
Средний | 5 | 4 | 9,9 | 10,1 | 4 | |
Низкий | 4 | 3 | 10,1 | 10,3 | 3 | |
11 | Высокий | 9 | 6 | 9,7 | 9,9 | 6 |
Средний | 7 | 5 | 9,8 | 10,0 | 5 | |
Низкий | 5 | 4 | 10,1 | 10,2 | 4 |
5. Учебный план и содержание программы
(36 учебных недель с нагрузкой: 2 часа в неделю)
Вид подготовки, название раздела программы, тема
| Всего часов | Количество часов | Форма аттестации (контроля) по разделам, темам | ||
Теория | Практика | ||||
Теоретическая подготовка | 5 |
|
| Беседа | |
История и пути развития футбола. Характеристика вида спорта «футбол». Техника безопасности | 1 | 1 |
|
| |
Основы спортивной тренировки, ее значения, режим дня, личная гигиена, питание | 1 | 1 |
|
| |
Оснащение мест занятий, оборудование и инвентарь, экипировка футболиста. Профилактика травматизма, оказание первой помощи. Методы и средства восстановления. Методы и формы самоконтроля | 1 | 1 |
|
| |
Правила соревнований по футболу, их организация и проведение. Основы спортивной классификации. Правила игры «футбол», судейская бригада, обязанности судей, их жесты. | 1 | 1 |
|
| |
Основные требования, понятия и значения общей и специальной физической подготовки, технической и тактической подготовки | 1 | 1 |
|
| |
Общая физическая подготовка (ОФП) | 11 |
| 11 | Диагностика | |
Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и мячом. Беговые упражнения | 5 |
| 5 |
| |
Подвижные игры и эстафеты без мяча | 6 |
| 6 |
| |
Специальная физическая подготовка (СФП) | 15 |
| 15 | Диагностика | |
Комплексы упражнений на развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости, силы | 4 |
| 4 |
| |
Подвижные игры и эстафеты специальной направленности с элементами футбола (с мячом и без мяча) | 7 |
| 7 |
| |
Техника передвижения и специально-беговые упражнения. Комплексы упражнений на координацию и частоту/быстроту беговых движений ногами | 4 |
| 4 |
| |
Техническая подготовка | 24 |
| 24 | Диагностика | |
Ведение мяча (по прямой, с изменением скорости и направления движения) и развороты: | 8 |
| 8 |
| |
– внешней частью подъема стопы | 2 |
| 2 |
| |
- средней частью подъема стопы | 2 |
| 2 |
| |
– внутренней частью подъема стопы | 2 |
| 2 |
| |
– внутренней стороной стопы | 2 |
| 2 |
| |
Удары по мячу: | 5 |
| 5 |
| |
– внутренней стороной стопы (по неподвижному и катящемуся мячу) | 2 |
| 2 |
| |
- средней частью подъема стопы (по неподвижному и катящемуся мячу) | 2 |
| 2 |
| |
- удары по воротам различными способами на точность попадания мяча в цель | 1 |
| 1 |
| |
Остановка/прием мяча: | 3 |
| 3 |
| |
– внутренней стороной стопы | 2 |
| 2 |
| |
–подошвой | 1 |
| 1 |
| |
Обманные движения (финты): | 3 |
| 3 |
| |
– «Уходом» (быстрое изменение направления движения) | 3 |
| 3 |
| |
Отбор мяча: | 2 |
| 2 |
| |
– выбиванием мяча ногой | 2 |
| 2 |
| |
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещения и владения мячом (ведение, передача, остановка/прием, обманные движения, удар по воротам) | 4 |
| 4 |
| |
Игра вратаря: | 1 |
| 1 |
| |
– ловля катящего мяча | 1 |
| 1 |
| |
Тактическая подготовка | 5 |
| 5 | Диагностика | |
Нападение и защита в игровых заданиях 1 х 1, 2 х 1, 3 х 1, 3 х 2, 3 х 3 с атакой и без атаки ворот Индивидуальные тактические действия в нападении и защите | 5 |
| 5 |
| |
Учебные игры и соревнования | 10 |
| 10 | Соревнования | |
Контрольные и итоговое занятия | 2 |
| 2 | Аттестация | |
ВСЕГО часов | 72 | 5 | 67 |
|
Содержание программного материала
1. Введение
Теоретическая часть: знакомство с учебной группой, с целями и задачами программы на учебный год, инструктаж по технике безопасности (далее – ТБ) и охране труда (далее – ОТ) во время занятий футболом. Правила внутреннего распорядка и поведения в помещениях и на месте проведения занятий. Требования к спортивной форме одежде и обуви. Ознакомление с режимом тренировочной деятельности, учебой и отдыхом. Подготовка к тестированию по ОФП, СФП.
Практическая часть: не предусмотрено учебным планом.
2. Теоретическая подготовка
Темы программного материала изучаются в процессе учебных занятий.
Тема 1. Развитие футбола в России и за рубежом
История развития футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу. Участие российских спортсменов в международных соревнованиях. Российские и меж-дународные юношеские соревнования. Лучшие российские спортсмены-футболисты. Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Федерация и общественные организации футбола.
Тема 2. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание
спортсмена
Общие понятия о гигиене. Личная гигиена. Гигиеническое значение водных процедур. Гигиенические основы режима учебы, отдыха, занятий спортом. Режим дня и его значение для юного футболиста. Закаливание и его значение для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения. Питание. Понятие о калорийности и усвояемости пищевых продуктов. Витамины. Примерные суточные нормы для футболистов в зависимости от возраста, объема и интенсивности учебных занятий и соревнований. Вредное влияние употребления алкоголя и курения на здоровье и работоспособность спортсмена. Допинг и спорт. Понятие «чистый спортсмен».
Тема 3. Врачебный контроль и самоконтроль
Врачебный контроль во время занятий футболом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные и субъективные данные самоконтроля. Дневник самоконтроля. Понятие о «спортивной форме», утомлении, переутомлении. Значение активного отдыха для обучающихся. Спортивный травматизм. Причины травм и их профилактика применительно к занятиям по футболу. Оказание первой доврачебной помощи. Спортивный массаж. Основные приемы массажа и их применение. Противопоказания.
Тема 4. Правила игры в футбол. Организация и проведение соревнований
Изучение правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности. Обязанности судей. Способы судейства. Замечания, предупреждения или удаления игроков с поля. Роль судьи как воспитателя. Значение спортивных соревнований. Требования к организации и проведению соревнований. Особенности организации и проведения соревнований по футболу. Виды соревнований по футболу. Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная. Положение о соревнованиях. Составление календаря игр. Оценка результатов игр. Заявки на участие в соревнованиях, их формы и порядок предоставления. Назначение судей. Оформление документации хода и результатов соревнований.
Тема 5. Виды подготовки: общая, специальная, техническая, тактическая
Значение всесторонней физической подготовки для укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей органов и систем, воспитание двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) обучающегося-футболиста. Характеристика средств общей и специальной физической подготовки, применяемых в учебных занятиях с юными футболистами. Взаимосвязь между развитием основных двигательных качеств. Утренняя зарядка, разминка перед занятиями и игрой, индивидуальные занятия. Основные требования по физической подготовке, предъявляемые к юным футболистам различного возраста. Контрольные упражнения и нормативы. Место и роль тестирования по контрольным нормативам в решении задач по всесторонней физической подготовке юных футболистов.
Техническая подготовка
Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. Классификация и терминология технических приемов в футболе. Высокая техника владения техническими элементами – основа спортивного мастерства. Качественные показатели индивидуальной техники: рациональность и быстрота выполнения технических приемов, эффективность применения в конкретных игровых условиях. Анализ выполнения различных технических приемов и эффективности их применения: ударов по мячу ногой, остановок, передач, обводки и обманных движений (финтов), отбора, вбрасывания мяча, основных технических приемов игры. Основные недостатки в технике футболистов и пути их устранения. Контрольные упражнения и нормативы по технической подготовке для юных футболистов.
Тактическая подготовка
Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры в футбол. Характеристика и анализ тактических вариантов игры с различной расстановкой игроков. Тактика отдельных линий и игроков команды. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Перспективы развития тактики игры. Тактика игры в нападении: высокий темп атаки, атака «широким фронтом», скоростное маневрирование в глубину обороны противника или по фронту в чужую зону, с переменой местами, усиление темпа атаки в завершающей фазе, использование скоростной обводки, реальных возможностей для обстрела ворот. Атакующие комбинации флангом и центром. Тактика игры в защите: создание численного преимущества в обороне, закрывание всех игроков атакующей команды в зоне мяча, соблюдение принципов подстраховки (расположение игроков). Тактика отбора мяча. Тактические комбинации в нападении и защите. Зависимость тактического построения игры от различных факторов. Значение тактических заданий футболистам на игру и умение играть по плану-заданию. Разбор видеоматериала с техникой и тактикой игры футболистов высокой квалификации.
3. Общая физическая подготовка
Теоретическая часть (в процессе практической части занятия). Физические качества и методы их развития. Регулирование физической нагрузки на занятиях по футболу и способы восстановления. Методика выполнения упражнений на развитие двигательных качеств. Название упражнений, специальная терминология. Понятия «темп», «ритм», «дистанция», «серия». Организационные команды. Методика составления индивидуальных комплексов для развития физических качеств. Корригирующие комплексы. Подготовка и выбор места для самостоятельных занятий общей физической подготовки. Вспомогательные технические средства тренировки. Влияние общей физической подготовки на результат соревновательной деятельности. Практическая часть. Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направления движения, кроссовый бег; с изменением ширины шага, с прыжками, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад, семенящий бег, правым левым боком приставными шагами, спиной вперед, в горку, под горку, с ускорениями.
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие, с ноги на ногу, прыжки с места и с разбега, с ударом головой по мячу. Прыжки через скакалку на одной и двух ногах.
Силовые упражнения: с отягощением, упражнения с набивными мячами – броски, ловля в различных исходных положениях: стоя, сидя, лежа, с поворотами и приседаниями; упражнения в парах и группах. Упражнения с гантелями, сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
Упражнения без предметов: упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях. Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной осанки в различных исходных положениях (наклоны, повороты, вращения туловища и др.); в положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, игры с элементами сопротивления.
Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад и в стороны в группировке (в зависимости от уровня физической подготовленности обучающихся). Гимнастические упражнения: упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, перекладина).
Подвижные игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию. Спортивные игры: ручной мяч, баскетбол (по упрощенным правилам). Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
4. Специальная физическая подготовка
Теоретическая часть (в процессе практической части занятия). Значение всесторонней физической подготовки для укрепления здоровья. Повышение функциональных возможностей систем организма, воспитание специальных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) обучающихся. Характеристика средств специальной физической подготовки, применяемых в учебных занятиях с юными футболистами. Контрольные упражнения и нормативы. Место и роль тестирования по контрольным нормативам в решении задач по всесторонней физической подготовке юных футболистов. Взаимосвязь развития специальных физических качеств и формирование технических навыков и умений. Сенситивные периоды развития и воспитания физических качеств.
Практическая часть. Способы передвижения: бег обычный, спиной вперед скрестным и приставным шагом. Бег по прямой, дугами, изменением направления и скорости. Прыжки вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега. Различные сочетания приемов бега с прыжками, поворотами и резкими остановками. Совершенствование различных приемов техники передвижения в сочетании с техникой владения мячом.
Выполнение специальных упражнений для развития быстроты и выносливости: упражнения для развития стартовой скорости, по сигналу (преимущественно зрительному или звуковому) ускорения на 10–15 м из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, седа. Разновидности челночного бега 5 х 6, 3 х 10, елочкой, 5–10–15–10–5. Шестиминутный бег, бег с чередованием отрезков ускорения и быстрой ходьбы. Кроссовая подготовка, бег 500, 1000 м.
Выполнение упражнений для развития дистанционной скорости: ускорения на 15, 30 м, бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки, бег с быстрым изменением скорости: после быстрого бега быстро, резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок-ускорение в том же или другом направлении.
Выполнение специальных упражнений для развития ловкости: прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч, держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Удар по мячу ногой и головой на силу в тренировочную стенку, батут, ворота; удары на дальность. Борьба за мяч.
Упражнения для развития силы: комплексы упражнений с гантелями, с набивными мячами, в тренажерном зале. Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность. Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.
Упражнения для развития специальной выносливости. Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений с ведением мяча. Многократно повторяемые специальные технико-тактические упражнения, например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек с ударами по воротам, с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками. Игровые упражнения с мячом большой интенсивности (трое против трех, трое против двух и т.д.). Двусторонние тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшенным по численности составом.
Специальные упражнения. Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овладение мячом. Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Рывки к мячу с последующим ударом по воротам. Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель). Ускорения на 15, 30, 60 м с мячом. Обводка препятствий (на скорость). Переменный бег па дистанции 100–150 м (15–20 м с максимальной скоростью, 10–15 м медленно и т. д.) с ведением мяча. Бег с «тенью» (повторение движений партнера, который выполняет бег с максимальной скоростью и с изменением направления) с ведением мяча. Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель).
Для вратарей. Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах; то же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами; в упоре лежа передвижение на руках вправо, влево, по кругу (носки ног на месте), в упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократное повторение и броски набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движение кистями и пальцами). Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. Серии прыжков по 4–8 в «стойке вратаря» толчком двух ног в стороны, то же приставным шагом, то же с отягощением.
Для вратарей. Из «стойки вратаря» рывки (на 5–15 м) из ворот: на перехват или отбивание высоко летящего мяча, на прострел мяча с фланга. Из положения приседа, широкого выпада, седа, лежа –рывки на 2–3 м с последующей ловлей или отбиванием мяча. Упражнения в ловле мячей, пробитых по воротам. Упражнения в ловле теннисного (малого) мяча. Игра в баскетбол по упрощенным правилам.
Для вратарей. Повторная, непрерывная в течение 5–12 мин ловля и отбивание мяча, ловля мяча с падением, когда удары по воротам выполняются с минимальными интервалами 3–5 игрока.
Для вратарей. Прыжки с короткого разбега, доставание высоко подвешенного мяча руками (кулаком), то же с поворотом (до 180°). Упражнения в различных прыжках с короткой скакалкой. Прыжки с поворотами.
Для вратарей. Прыжки в сторону с падением «перекатом». Повороты переступанием, прыжком, на опорной ноге, в стороны и назад, на месте и в движении. Остановки во время бега выпадом и прыжком.
Подвижные игры и эстафеты с элементами футбола. Комплексы упражнений на быстроту и частоту движений ногами через плоские ориентиры или на координационной лестнице.
5. Техническая подготовка
Теоретическая часть (в процессе практической части занятия). Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки обучающихся. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом –рациональность и быстрота выполнения, эффективность применения в конкретных игровых условиях. Анализ выполнения технических приемов в исполнении лучших футболистов России.
Практическая часть
Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема по неподвижному и катящемуся (навстречу, от игрока, справа или слева) мячу.
Остановка (прием) мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча на месте, в движении вперед и назад.
Ведение мяча. Ведение внутренней, срединой, внешней частями подъема стопы. Ведение мяча внутренней стороной стопы. Ведение правой, левой ногами и поочередно по прямой и кругу, а также меняя направление движения между стоек и движущихся партнеров, изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не теряя контроль над мячом.
Обманные движения (финты). Обманные движения «уход» выпадом (при атаке противника спереди умение показать туловищем движение в одну сторону и уйти с мячом в другую).
Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг вправо или влево): во время передвижения шагом или бегом подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча –повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок вперед на 5 м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнерами, чтобы не столкнуться друг с другом.
Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником, находящимся на месте, движущимся навстречу или сбоку, применяя выбивание мяча ногой в выпаде.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками. Действия вратаря против вышедшего с мячом противника, ловля мяча без падения и с падением в ноги. Совершенствование бросков мяча рукой и выбивание ногой с земли и с рук на дальность и точность.
6. Тактическая подготовка
Теоретическая часть (в процессе практической части занятия). Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий вратаря, защитников, полузащитников и нападающих. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры в футбол.
Практическая часть
Тактические действия в нападении
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнеров и соперников. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Маневрирование на поле: «открывание» для приема мяча, отвлекание соперника, создание численного преимущества на отдельном участке поля за счет скоростного маневрирования по фронту и подключения из глубины обороны. Умение выбрать из нескольких возможных решений данной игровой ситуации наиболее правильное и рационально использовать изученные технические приемы. Совершенствование тактических способностей и умений: неожиданное и своевременное «открывание», целесообразное ведение и обводка, рациональные передачи, эффективные удары. Умение действовать без мяча и с мячом в атаке на разных игровых местах.
Индивидуальные действия с мячом. Использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом) в зависимости от игровой ситуации. Выполнение рациональных передач, эффектных ударов. Умение действовать без мяча и с мячом в атаке на разных игровых местах.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, под удар, короткую или среднюю передачу, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнение простейших комбинаций при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободных ударах, вбрасывании мяча (не менее одной по каждой группе). Взаимодействия с партнерами при организации атаки с использованием различных передач: на ход, в ноги, коротких, средних, длинных, продольных, поперечных, диагональных, низом, верхом. Игра в одно касание. Смена флангов атаки путем точной длинной передачи мяча на свободный от игроков соперника фланг. Эффективное взаимодействие на последней стадии развития атаки вблизи ворот противника. Совершенствование игровых и стандартных ситуаций, быстроты организации атак, выполняя продольные, средние и длинные передачи, тактических комбинаций со сменой игровых мест в ходе развития атаки, создания численного перевеса в атаке за счет подключения полузащитников и крайних защитников, остроты действия в завершающей фазе атаки.
Командные действия. Организация быстрого и постепенного нападения по избранной тактической системе. Взаимодействие с партнерами при разном числе нападающих, а также внутри линии и между линиями. Умение взаимодействовать внутри линии и между линиями при организации командных действий в атаке по разным тактическим системам.
Тактические действия в защите
Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению к опекаемому игроку и противодействовать получению им мяча, то есть осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом. Совершенствование «закрывания», «перехвата» и отбора мяча, тактических способностей и умений: своевременное «закрывание», эффектное противодействие ведению, обводке, передаче, удару.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Совершенствование правильного выбора позиции и страховки при организации противодействия атакующим комбинациям, слаженности действий и взаимостраховки при атаке численно превосходящего соперника, усиление обороны за счет увеличения числа обороняющихся игроков. Создание численного превосходства в обороне. Взаимодействие при создании искусственного положения «вне игры».
Командные действия. Организация обороны против быстрого и постепенного нападения и с использованием персональной, зонной и комбинированной защиты. Быстрое перестроение от обороны к началу и развитию атаки. Умение взаимодействовать внутри линий и между линиями при организации командных действий в обороне по различным тактическим системам. Совершенствование игры по принципу комбинированной обороны.
Тактические действия вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот. Выбор места (штрафной площади) при ловле мяча на выходе и на перехвате, правильное определение момента для выхода из ворот и отбора мяча в ногах, руководство игрой партнеров по обороне. Организация атаки при вводе мяча в игру.
7. Соревновательная деятельность
Теоретическая часть (в процессе подготовки к соревнованиям). Инструктаж по ОТ и ТБ во время проведения и участия в соревнованиях по футболу. Режим дня перед соревнованиями, питание, средства восстановления. Разбор игры команды соперников. Установка на игру. Психологический настрой на игру, на победу. Медицинский допуск на соревнования. Роль судьи, роль капитана команды. Оформление заявки на соревнования. Схемы проведения соревнований различного уровня. Значение соревновательной деятельности в формировании спортивного мастерства обучающихся. Приказ на выезд от образовательного учреждения (не более восьми учащихся на одного взрослого). Организация и составление безопасного маршрута к месту соревнования.
Практическая часть. Участие в соревнованиях различного уровня.
8. Контрольные занятия
Теоретическая часть (в процессе подготовки к контрольным занятиям). Методика выполнения контрольно-тестовых упражнений по общей физической и специальной технике подготовки. Условия выполнения контрольно-тестовых упражнений. Подготовка к промежуточной аттестации. Подготовка к итоговой аттестации.
Практическая часть. Выполнение контрольно-тестовых упражнений текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
9. Итоговое занятие
Теоретическая часть. Подведение итогов после года обучения. Подведение итогов промежуточной и итоговой аттестаций.
6. Методическое обеспечение программы
Методы и формы организации прохождения разделов программы
№ п/п | Основные темы программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятия | Вид и форма контроля, форма предъявления результата |
1 | Общие основы Правила поведения и техники безопасности. Правила игры и методика судейства | Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа, практические занятия, объяснения нового материала. Конспекты занятий для педагога | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства в футболе | Вводный, инструктаж о соревнованиях по футболу |
2 | Общая физическая подготовка | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки | Таблица, схема, картинки, мячи на каждого обучающегося | Тестирование, протоколы |
3 | Специальная физическая подготовка | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающегося | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест |
4 | Технико-тактическая подготовка | Индивидуальная, индивидуально-фронтальная, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающегося | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование |
5 | Соревновательная подготовка | Групповая, мало групповая, командная | Практические занятия, упражнения в парах, тройках, тренировки. Учебная игра | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающегося, видеозаписи | Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование |
Особенности планирования и проведения учебных занятий по футболу с девочками.
На начальном этапе подготовки (9–11 лет) мальчики и девочки могут заниматься футболом в смешанных группах. Связано это с тем, что уровень физической подготовленности у разнополых детей одного и того же возраста одинаков. Хотя причины этого равенства различны. Генетически мальчики сильнее, но скорость возмужания у них медленнее, чем у девочек. Два этих фактора, накрадываясь один на другой, обусловливают равенство двигательных возможностей девочек и мальчиков одного и того же возраста до 12–13 лет, то есть до начала пубертатного скачка.
Подвижные игры и специальные упражнения с элементами поединков, единоборств лучше проводить с участниками одного пола. Педагогу необходимо обращать внимание не только на численный состав команд, который должен быть примерно одинаков, но и на то, чтобы количество юношей и девушек в каждой команде было примерно равным.
При планировании учебных занятий нужно обязательно учитывать особенности адаптации к нагрузкам девочек. Для футбола характерны специфические особенности многолетнего становления игрового умения, проявляющегося в том, что совершенствуются навыки не только преодоления «природы», т. е. объективных и субъективных трудностей, что имеет место во всех видах спорта, но и навыки реального противодействия конкретному сопернику, что имеет место в футболе.
Определяющими элементами в физической подготовленности девочек, занимающихся футболом, являются уровень и соразмерность развития их физических качеств. Педагог должен знать, что у лиц женского пола в препубертатном периоде и особенно в пубертатных периодах (9–14 лет) развиваются своеобразный тип строения тела, специфическая работоспособность функциональных систем и благодаря этому особая способность к развитию тех или иных физических качеств. Общий рост функциональных возможностей организма и постоянное расширение навыков и умений, повышения общей и двигательной культуры при систематических занятиях футболом положительно сказывается на гармоничном развитии личности. Таким образом, сочетание физической культуры и спортивной специализации – это мощное средство прочного фундамента здоровья девочек и девушек.
В развитии физических качеств большое значение имеет рациональное применение в определенной последовательности силовых и скоростно-силовых упражнений. Наиболее благоприятной является такая последовательность, когда за скоростной следует скоростно-силовая нагрузка. Упражнения скоростного характера, выполняемые перед упражнениями с отягощениями (набивные мячи, гантели и т. д.), физиологически и субъективно переносятся легче, чем при обратной последовательности. Применение упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, активно содействует развитию физиологических способностей у девочек и девушек школьного возраста.
Положительное влияние на развитие организма девочек и девушек, учитывая их эмоциональность, любовь к изяществу, оказывают упражнения, которые в избытке имеются при обучении футболу, исключив упражнения, связанные с натуживанием и сильным прогибанием туловища назад, так как она могут привести к загибам матки. Положительно влияют на развитие упражнения, разгружающие позвоночник (и.п. – сидя, лежа), направленные на укрепление мышц туловища, прямой и косых мышц живота, глубоких мышц – разгибателей туловища. Установлено, что женщины могут показывать хорошие результаты наравне с мужчинами в таком виде физической подготовки, как выносливость, где совершенствуется сердечно-сосудистая система. Выносливость, как и другие физические способности, наиболее успешно развивается у девушек в период полового созревания.
Двигательный потенциал девочек и девушек – это суммарный показатель скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств. Его динамика от 3 до 14 лет улучшается, от 15 до 18 лет замедляется. Поэтому при занятиях с девочками и девушками на всех этапах обучения существенное значение имеет правильный выбор средств и методов подготовки.
7. Материально-технические условия реализации программы
1. Спортивный зал.
2. Футбольное поле стандартных размеров (длина 90–110 м, ширина 45–70 м) допускается меньших размеров. Ворота надежно закреплены. При проведении учебных занятий могут использоваться облегченные переносные ворота (2 х 5; 2 х 3), которые также должны быть надежно закреплены.
Примерный перечень
оборудования, спортивного инвентаря
№ п/п | Наименование | Единица измерения | Количество |
1
| Ворота футбольные (2 х 5) | шт. | 2 |
2
| Малые ворота (1,2 х 0,80) | шт. | 2 |
3
| Мяч футбольные № 4 | шт. | 8 |
4
| Мяч футбольные № 5 | шт. | 8 |
5
| Стойка для обводки | шт. | 12 |
6
| Конус тренировочный | шт. | 20 |
7
| Фишки | комплект | 1 |
8
| Сетка для мячей | шт. | 1 |
9
| Скакалка | шт. | 15 |
10
| Мяч набивной (1–3 кг) | комплект | 3 |
11
| Мат гимнастический | шт. | 3 |
12
| Манишка тренировочная (два цвета) | шт. | 15 |
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам».
3. Приказ Министерства спорта Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 17.02.2021 г. № 86/59 «Об утверждении Межотраслевой программы развития школьного спорта до 2024 года».
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы) в области физической культуры и спорта. ФГБУ ФЦОМОФВ, Москва 2021 г.
Используемая литература
1. Варюшин В.В., Лопачев Р.Ю. Первые шаги в футболе. Методическое пособие. – Москва, РФС: Искусство наука и спорт, 2015.
2. Грибачева М.А., Круглыхин В.А. Программа интегративного курса физического воспитания. – Москва, 2011.
3. Грибачева М.А., Анисимова М.В. Примерная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» (Модуль «Футбол») для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. – Москва, 2020.
4. Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А., Котенков И.А. Поурочная программа подготовки юных футболистов. – Нижний Новгород: РА «Квартал», 2012.
5. Золоторев А.П., Гакаме Р.З., Григорьев С.В., Лавриченко В.В. Теоретический минимум тренера детско-юношеского футбола. Учебно-методическое пособие. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2019.
6. Иванов О.Н. Этапы многолетней подготовки юных футболисток. Учебно-методическое пособие. Моск. гос. акад. физ. культуры. – Малаховка, 2018.
7. Иванов О.Н. Типовая программа спортивной подготовки для групп спортивно-оздоровительного этапа и этапа начальной подготовки (мальчики и девочки 5–6, 7–9 лет) по виду спорта «Футбол». – Москва: ФиС, 2020.
8. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. – Москва: «Просвещение», 2011.
9. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. – Москва, 2020.
10. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. – Москва: «Спорт», 2010.
11. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. – Москва: «Спорт», 2014.
12. Массовый футбол. Организационно-методическое пособие для преподавателей уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях и тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ. – Москва: РФС, 2012.
Рекомендуемая литература
1. Лексаков А.В., Полишкис М.М., Российский С.А., Соколов А.И. Комплекс упражнений для тренировки юных футболистов. Учебно-методическое пособие. – Москва: РФС, 2015.
2. Методические рекомендации по проведению уроков физической культуры в образовательных школах на основе футбола в режиме продленного дня. 1–4 класс. – Москва: РФС, 2021.
3. Методические рекомендации по проведению уроков физической культуры в образовательных школах на основе футбола в режиме продленного дня. 5–9 класс. – Москва: РФС, 2021.
4. Методические рекомендации по реализации модуля «Футбол» учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях. Раздел «Знания о футболе». 1–4 класс. – Москва: РФС, 2021.
5. Полишкис М.С., Выжгин В.А. «Футбол». Учебник для институтов физической культуры. – Москва: Физкультура, образование и наука, 1999.
6. Шагин Н.И. Специальные подвижные игры в многолетней подготовке юных футболистов. Учебно-методическое пособие. – Москва: РФС, 2020.
Перечень интернет-ресурсов
1. https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/5502/ – Федеральные стандарты.
2. http://ducperevoz.ucoz.ru/programm/programma_futbol_bezhaev.pdf – Модуль «Футбол».
3. http://www.fizkulturavshkole.ru/ – Физкультура в школе.
4. https://www.rfs.ru/projects/russian-football/nasha-smena# – Методика РФС.
5. https://fc-zenit.ru/video/academy-lessons/ – Академия «Зенит».
6. https://www.youtube.com/playlist?list=PLEM5PAFWBmabCIz-VEH1hSTPLWm2ZyoIT – Академия «Краснодар».